Международные акты о праве человека и гражданина на социальное обеспечение

Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена, в первую очередь ее общественной значимостью, поскольку на сегодняшний день эта проблема остается столь же сложной и противоречивой, как и ранее. В настоящее время имеется ряд острых социальных проблем. Поэтому именно в современных условиях, когда провозглашены свобода и юридическое равенство членов гражданского общества, вопросы права социального обеспечения приобретают особую значимость, актуализируется его приведение в соответствие с международными стандартами.

Согласно действующему законодательству РФ, в нашей стране действует примат международного права, то есть международно-правовые нормы имеют приоритет в правоприменении перед законодательством России. В настоящее время к нормативным документам, направленным на охрану прав граждан на социальное обеспечение относятся: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина, конвенции и рекомендации МОТ.

Степень разработанности темы. Необходимо сказать, что отдельные проблемные вопросы, касающиеся проблемы реализации прав граждан на социальное обеспечение подвергались анализу в диссертациях, монографиях, научных публикациях и учебной литературе.

Объект исследования – права граждан на социальное обеспечение.

Предмет исследования – международные акты о праве человека и гражданина на социальное обеспечение и проблема реализации указанных прав в России.

Целью исследования является комплексный анализ международных актов о праве человека и гражданина на социальное обеспечение и проблем реализации данного права в России.

Для реализации поставленной цели ставятся и решаются

  • изучить значение Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах для социального обеспечения в России;
  • рассмотреть значение Всеобщей декларации прав человека и конвенций МОТ в нормативном регулировании социального обеспечения в России;
  • проанализировать проблемы реализации международных актов о праве человека и гражданина на социальное обеспечение в России;
  • охарактеризовать проблемы реализации права российских граждан на социальное обеспечение.

Новизна курсовой работы состоит в том, что основой исследования, является не полное и объективное рассмотрение самого вопроса о правах граждан на социальное обеспечение, а исследование различных взглядов в правовой мысли по этому вопросу, а также судебной практики.

7 стр., 3340 слов

Система принципов права социального обеспечения

... работы. Цель курсовой работы – исследовать систему принципов права социального обеспечения. Для осуществления поставленной в работе цели необходимо решить следующие задачи, а именно рассмотреть: 1.общеправовые принципы; 2.межотраслевые принципы; 3.отраслевые принципы; 4.внутриотраслевые принципы. Методологическую основу дипломной работы составили положения Конституции России, ...

Теоретико-методологической основой исследования явились труды отечественных ученых.

Методы исследования: а) метод теоретического анализа: изучение, анализ, синтез и обобщение научной и учебной литературы; б) метод системного анализа.

Положения и выводы курсовой работы опираются на анализ научных трудов выдающихся ученых в области права, учебно-правовой литературы и статей периодических изданий.

Научно-практическая значимость исследования. Выводы и обобщения, полученные в ходе исследования, позволяют проводить дальнейшее исследование вопросов, связанных с теорией и правоприменением в области прав граждан на социальное обеспечение.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, приводится список литературы использованной при написании данной работы.

В первой главе рассматривается значение международного законодательства для социального обеспечения в России.

Во второй главе раскрываются проблемы взаимодействия российской правовой системы и международного права в сфере социального обеспечения.

В заключении курсовой работы отражен вывод автора по проведенному в курсовой работе исследованию.

Глава 1. Значение международного законодательства для социального обеспечения в России

1.1 Значение Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах для социального обеспечения в России

Значение международного законодательства для социального обеспечения в России трудно переоценить, при этом основная проблема заключается в том, что до настоящего времени Россией не ратифицирован ряд актов в указанной сфере.

Виды социального обеспечения в России в целом соответствуют тем, о которых говорится в международных актах. Основным среди них признается пенсионное обеспечение. Причем в силу ратифицированного еще СССР Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах человека оно предоставляется каждому как члену общества либо как лицу, подлежащему обязательному социальному страхованию. В первом случае уровень такого обеспечения устанавливается государством с учетом возможностей федерального бюджета, но не ниже прожиточного минимума в стране. Во втором случае механизм определения уровня пенсионного обеспечения должен гарантировать каждому застрахованному соизмерение размера пенсии с размером страхуемого заработка, то есть той его суммы, с учетом которой работодателем уплачивались страховые платежи в Пенсионный фонд.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (далее – Пакт) был принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года. В преамбуле названного документа сказано: «Участвующие в настоящем Пакте государства, принимая во внимание, что в соответствии с принципами, провозглашенными Уставом Организации Объединенных Наций, признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира, признавая, что эти права вытекают из присущего человеческой личности достоинства, признавая, что согласно Всеобщей декларации прав человека идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осуществлен только, если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, так же как и своими гражданскими и политическими правами…» 1 .

10 стр., 4527 слов

Аттестация в трудовом праве России

... выбрана с той целью, чтобы изучить категорию аттестации в трудовом праве России, выделить и проанализировать современные точки зрения ... рекомендации. Глава 1. Категория аттестации в трудовом законодательстве § 1. Понятие «аттестация» в науке трудового права: варианты значений В действующих российских ... труд приведет к различным экономическим и социальным результатам. А. И. Организация, О. С. ...

Ниже перечисленные статьи имеют особенно важное значение для социального обеспечения в России.

Статья 3 Пакта гласит: «Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются обеспечить равное для мужчин и женщин право пользования всеми экономическими, социальными и культурными правами, предусмотренными в настоящем Пакте». Согласно статье 4 этого же документа, государство может устанавливать только такие ограничения этих прав, которые определяются законом, и только постольку, поскольку это совместимо с природой указанных прав, и исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическим обществе.

Статья 9 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах предусматривает, что участвующие в Пакте государства признают право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование.

Статья 10 Пакта предусматривает нижеследующее:

  • Семье, являющейся естественной и основной ячейкой общества, должны предоставляться по возможности самая широкая охрана и помощь, в особенности при ее образовании и пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании. Брак должен заключаться по свободному согласию вступающих в брак.
  • Особая охрана должна предоставляться матерям в течение разумного периода до и после родов. В течение этого периода работающим матерям должен предоставляться оплачиваемый отпуск или отпуск с достаточными пособиями по социальному обеспечению.
  • Особые меры охраны и помощи должны приниматься в отношении всех детей и подростков без какой бы то ни было дискриминации по признаку семейного происхождения или по иному признаку. Дети и подростки должны быть защищены от экономической и социальной эксплуатации. Применение их труда в области, вредной для их нравственности и здоровья или опасной для жизни или могущей повредить их нормальному развитию, должно быть наказуемо по закону. Кроме того, государства должны установить возрастные пределы, ниже которых пользование платным детским трудом запрещается и карается законом2 .

1.2 Значение Всеобщей декларации прав человека и конвенций МОТ в нормативном регулировании социального обеспечения в России

Важное место отводится Всеобщей декларации прав человека 1948 г., а также конвенции МОТ. Например, Конвенция № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» (1962 г.), где закрепляется важное положение, согласно которому повышение жизненного уровня рассматривается в качестве основной цели при планировании экономического развития, Конвенция № 118 «О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения (1964 г.).

Помимо указанных Конвенций права граждан в сфере социального обеспечения регулируются рекомендациями МОТ, в частности Рекомендацией № 167 «О сохранении прав в области социального обеспечения» (1983 г.) и другими подобными документами.

3 стр., 1202 слов

Организация лекарственного обеспечения граждан, имеющих право ...

... государственного заказа на поставку необходимых лекарственных средств для отдельных категорий граждан при предоставлении государственной социальной помощи и организацию лекарственного обеспечения. Кроме этого, к мероприятиям, ... также списки аптек, имеющих право на отпуск лекарственных средств. По состоянию на 2008 год отпуск лекарственных средств льготным категориям граждан по Республике Татарстан ...

К регламентации прав на социальное обеспечение также относятся и Соглашения со странами так называемого «ближнего зарубежья», заключаемые внутри СНГ. В качестве таких Соглашений следует отметить следующие документы: Соглашение «О гарантиях прав граждан государств-членов СНГ в области пенсионного обеспечения» было заключено 13 марта 1992 г. В соответствии с этим Соглашением государства – члены СНГ договорились о проведении политики гармонизации законодательства о пенсионном обеспечении. По общему правилу главной содержательной особенностью международных договоров, основанных на территориальном принципе, является осуществление пенсионного обеспечения лица по законодательству и за счет средств государства, на территории которого он проживает, с учетом пенсионных прав, приобретенных им в государстве-контрагенте. Можно сказать, что сохранение пенсионных прав граждан, переселившихся в страны, в отношениях с которыми у России действуют территориальные соглашения, происходит посредством передачи обязательств по их пенсионному обеспечению этим государствам. Кроме того, государства закрепили основные принципы социального обеспечения лиц, которые приобрели права на пенсию на территории бывших республик Советского Союза и реализуют это право на территории государств-участников Соглашения.

Существует проблема начисления пенсии российским гражданам на территории зарубежных стран. В этой связи следует обратить внимание на последствия утраты некоторыми Соглашениями силы для пенсионных прав граждан, учитывая имеющиеся прецеденты. К примеру, прекращение действия Соглашения с ЧССР в отношениях между Россией и Чехией с 1 января 2009 г. повлекло за собой изменение порядка пенсионирования лиц, выезжающих на место жительство в эту страну. С указанной даты в отношении граждан, проживающих в Чехии, не реализовавших до 1 января 2009 г. право на пенсионное обеспечение на основании Соглашения с ЧССР, действует общий порядок пенсионного обеспечения лиц, проживающих за границей, определенный правовым регулированием России. Так, лицам, которым была назначена российская пенсия до их выезда на место жительства в Чехию, в случае их волеизъявления может быть восстановлена выплата российской пенсии независимо от их гражданства 3 . Кроме того, с 1 января 2009 г. граждане России, постоянно проживающие в Чешской Республике, имеют право на новое назначение российской пенсии. При этом стаж, приобретенный по законодательству Чехии, не может быть учтен при назначении российской пенсии, однако, принимая во внимание низкие стажевые требования, установленные отечественным законодательством для определения права на трудовую пенсию, думаем, что данное обстоятельство не повлияет на реализацию большинством граждан своих пенсионных прав, приобретенных в России. Этого нельзя сказать в обратной ситуации, когда будет рассматриваться вопрос о праве переселившегося в Чехию лица на чешскую пенсию, ведь с 1 января 2009 г. чешскими компетентными органами при назначении пенсии не учитывается российский стаж, а требования по стажу страхования в Чехии для приобретения права на пенсию по старости по общему правилу составляют 25 лет. Получается, что в условиях отсутствия пенсионного договора, предусматривающего возможность суммирования стажа, граждане, выехавшие в Чехию и отработавшие там недостаточное количество лет, не смогут реализовать свои пенсионные права в полном объеме.

5 стр., 2051 слов

Защита авторских прав на программное обеспечение

... как объектам авторского права, раскрываются причины незаконного использования программного обеспечения, а также представляются виды защиты производителей, классификация методов защиты авторских прав на программное обеспечение, и непосредственно приводится пример реализации защиты авторских прав на программные обеспечения компании Microsoft Corporation, ...

В настоящее время ратифицированы и действуют в отношении граждан следующие нормативные акты: двустороннее Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения, подписанное Правительством РФ и Республикой Молдова от 10 февраля 1995 г., вступило в силу с 4 декабря 1995 г. Можно также назвать Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан о социальных гарантиях гражданам РФ и гражданам Республики Казахстан, проживающим и (или) работающим на комплексе «Байконур», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 5 сентября 1998 г.