Конституционно-правовые основы реализации принципа законности государственной службы

Курсовая работа

Актуальным вопросом совершенствования института государственной гражданской службы является проблема систематизации принципов государственной службы. Необходимость рассмотрения этой проблемы обусловлена постоянными изменениями в законодательстве формулировок, перечня принципов государственной службы. Нестабильность принципов государственной службы, включаемых в федеральные законы, говорит о нестабильности всей системы законодательства о государственной службе в Российской Федерации. В научной литературе распространены разноречивые мнения и позиции авторов относительно состава и формулировок принципов государственной службы. Одновременно с выбором и обоснованием концепции государственной гражданской службы, которая реализуется на основе соответствия ее целям и задачам рационального и эффективного обеспечения деятельности органов государственной власти, должны быть проработаны и принципы государственной гражданской службы. Формулирование принципов государственной гражданской службы, реально отражающих избранную концепцию есть сложная теоретическая проблема. Принципы это та основа, которая позволяет создать в законодательстве систему согласованных норм и положений. Принцип законности является конституционным и общеотраслевым принципом российского права. Законность означает постоянное и точное выполнение качественного и справедливого законодательства, которое обеспечивается неотвратимостью применения мер государственного принуждения в случае нарушений.

В этой связи проблема укрепления законности на государственной службе и формирования основ нравственных устоев и этического поведения государственных служащих приобретает важное значение.

Внедрение принципа законности на государственной службе является важным элементом комплекса мер по противодействия коррупции в государственном аппарате. В связи с этим необходимо отметить, что с целью исполнения Национального плана противодействия коррупции, утвержденного Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 г. № Пр-1568, в РФ создана законодательная база противодействия коррупции, приняты организационные меры по предупреждению коррупции и активизирована деятельность правоохранительных органов по борьбе с ней.

Однако, несмотря на принимаемые государством и обществом меры, коррупция по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует осуществлению социальных преобразований и модернизации национальной экономики, вызывает в обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж государства на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности страны.

12 стр., 5595 слов

Государственная служба (2)

... организациях. В основе правового регулирования государственной службы до Октябрьской революции лежала введённая ещё Петром I «Табель о рангах» (1722 г.), где все должности как гражданские, так и военные, ... с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Принципы государственной службы это основополагающие идеи, установления, выражающие объективные закономерности и определяющие научн

В Казахстане за последние десятилетия достигнуты значительные успехи в реформировании государственной службы. Например, создана законодательная база, определены статус, права и обязанности государственных служащих, регламентированы полномочия государственных органов. Развитие любого общества в эпоху глобальных трансформаций требует выработки эффективной модели взаимоотношений государства и граждан в целях повышения уровня жизни населения. В этом отношении создание эффективной и профессиональной государственной и региональной администрации является приоритетным направлением Стратегии развития Казахстана до 2030 г.

Данная проблема является актуальной и в связи с тем, отсутствует комплексное исследование, посвященное механизму становления казахстанской модели государственной службы на региональном уровне в условиях модернизации казахстанского общества.

Учитывая вышеуказанные обстоятельства представляется актуальным теоретико-правовое исследование принципа законности на государственной службе в современный исторический период времени. Данный вопрос требует научно-методологического обоснования и предварительной проработки. Результаты работы которых имеют важное значение как для конституционного права, так и для практической деятельности органов государственной власти различного уровня.

Изложенные обстоятельства обусловили выбор темы исследования, в котором с учетом современного уровня развития юридической науки разработаны понятие и условия реализации принципа законности на государственной службе, формулированы выводы об основных тенденциях развития законодательства в данной сфере.

Состояние научной разработанности темы. В современный период осмысление отдельных вопросов, связанных с реализацией принципа законности на государственной службе, осуществлялось в работах Алексеева С.С., Баглая М.В., Барабашева А.Г., Барцица И.Н., Васильевой А.Ф., Витрука Н.В., Глушко Е.К., Головко А.А.. др.

В центре научных интересов казахстанских ученых М. Тажина, С. Сейдуманова, А. Бижанова, Е. Ертысбаева, Л. Иватовой, М. Машана, Н. Масанова, В. Уварова, И. Козыбаева, А. Садвокасовой, Ж. Артыкбаева, С. Капарова, А. Байменова, З. Турисбекова, С. Дьяченко, М. Нуртазина находятся многоаспектные вопросы отношений в системе государственной службы Республики Казахстан.

Однако, существующие научные исследования затрагивали лишь отдельные аспекты законности на государственной службе и в результате не исследовали всего комплекса теоретических и законодательных проблем обоснования и реализации принципа законности на государственной службе.

Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с прохождением государственной службы в Российской Федерации и Республике Казахстан.

Предмет исследования составляют концептуальные основы законности государственной службы, понятие принципа законности на государственной службе, правовые механизмы его эффективной реализации, тенденции и перспективы развития отечественного и зарубежного законодательства в исследуемой области в современный период, проблемы практики применения законодательства о государственной службе в России и Казахстане.

12 стр., 5985 слов

Государственная гражданская служба

... государственной гражданской службы. Цель исследования – раскрытие понятия, признаков и принципов государственной гражданской службы, ее субъектного состава, структуры и особенностей государственной гражданской службы, а также исследование порядка поступления на службу и прекращения государственной гражданской службы, места государственной гражданской службы в системе государственной службы. ...

Цель исследования — комплексный анализ понятия и содержания принципа законности на государственной службе, конституционно-правовое исследование проблем его реализации с учетом соотношения норм международного права, национального законодательства, практики Конституционного Суда Российской Федерации. Конституционного Совета Республики Казахстан и Европейского Суда по правам человека.

Цель исследования определила постановку и необходимость решения следующих задач:

  • рассмотрение сущности и правовой природы законности;
  • анализ системы принципа законности;
  • конституционно-правовое исследование теоретических проблем и законодательных основ реализации принципа законности на государственной службе в Республике Казахстан и Российской Федерации на современном этапе;
  • определение основных концептуальных подходов к содержанию принципа законности на государственной службе;
  • формулирование системы основных направлений реализации принципа законности на государственной службе на современном этапе в РК и РФ.

Методологической основой исследования являются научные методы познания общественных явлений и процессов, такие как: системно-функциональный, сравнительно-правовой, конкретно-исторический, программно-целевой, формально-юридический, логический, теоретико-прогностический и др.

Нормативную базу исследования составили международные правовые акты, конституции Республики Казахстан и Российской Федерации, федеральные конституционные и федеральные законы РФ, Постановления Правительства РФ, Указы Президента РК, Постановления Конституционного Совета РК и Конституционного Суда РФ .

Научная новизна исследования. В работе сформулировано понятие принципа законности на государственной службе, определены основания и цели его применения в связи с решением актуальной задачей противодействия коррупции Республики Казахстан и Российской Федерации.

Новизной отличаются результаты сравнительно-правового анализа положений о законности на государственной службе, содержащихся в Конституции Республики Казахстан и Конституции Российской Федерации. Проведенный сравнительный анализ позволяет говорить о наличии как принципиально совпадающих тенденций гуманистической направленности, так и отдельных национальных особенностей. На этой основе выявлены основные тенденции развития национального законодательства в исследуемой области и их воздействия в условиях глобализации на законодательство Республики Казахстан и Российской Федерации.

Практическое значение работы определяется разработкой содержащихся в ней положений, научных выводов и предложений о совершенствовании законодательства Республики Казахстан и Российской Федерации по вопросу реализации принципа законности на государственной службе.

Структура работы. Исследование состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка использованной литературы.

1. Общая характеристика принципа законности

1 Основные теоретические подходы к пониманию сущности и природы законности

4 стр., 1752 слов

Понятие источники и основные принципы международного экологического права

... Принципы международного экологического права Как известно, принципы или основные начала предопределяют характер всего права. Принципы, применяемые к международно-правовой охране окружающей среды и природопользованию, подразделяются на общепризнанные принципы современного международного права и специальные отраслевые принципы международного права ... статьи, составляющие содержание 11 разделов этой ...

Проблемы законности всегда находилась в центре внимания юридической мысли. Значительное число работ ученых посвящено вопросам законности. Такое внимание объясняется не только познавательным интересом. Дело заключается в том, что подход к разработке вопросов законности во многом связан с решением и обоснованием проблем о приоритетах общественных ценностей, о соотношении права и государства, о формах государства, принципах его деятельности, руководства им, о соблюдении прав и свобод человека и гражданина.

Приведем определение понятия закон. «Закон — это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определенном, особом порядке, устанавливающий основные нормы всех отраслей права и регулирующий наиболее важные общественные отношения»[.

Как видно, закон содержит в себе нормативные предписания, обязательные правила поведения, регулирует самые важные общественные отношения и является источником права. От иных правовых норм закон отличается по юридической силе, порядку принятия и субъекту принятия закона. Содержательная же и целевая стороны закона являются аналогичными другим нормам права.

Проведем анализ имеющихся подходов к содержанию понятия законность.

По мнению, А.Т. Боннер, в понятии законность выделяют следующие три элемента: общеобязательность права, идею законности и особый режим общественно-политической жизни в режиме законности.

Г.В. Минх пишет, что законность — это требование строгого и неуклонного следования юридическим предписаниям, независимо от отношения к ним.

Э.В. Кузнецов отмечает, что ее содержание охватывает не только область реализации права, но и область его создания, поскольку «нельзя говорить о процветании законности, если исполняются акты несправедливые, противоречащие общим человеческим интересам», а основа законности, т.е. непосредственно правовые нормы, прежде всего, зависит от того, кем и как она создается.

Традиционным объяснением содержания законности в литературе является точное и неуклонное исполнение законов и подзаконных актов всеми государственными органами, общественными организациями, должностными лицами и гражданами.

Полагаем, что вышеприведенные определения и подходы к понятию законности можно считать дискуссионными.

Так, в определении, которое предлагает А.Т. Боннер, в содержание законности включается общеобязательность права. Однако, понятия права и закона не совпадают. Поэтому, как считает В.Я. Кикоть, общеобязательность права можно признать элементом законности только в случае расширительного толкования этого понятия. Более того, в содержание законности не следует включать идею законности, поскольку идея — это представление, которое отражает действительность в сознании человека, выражающее его отношение к ней, но не элементом самой действительности, социального явления.

Вышеприведенное определение понятия законности, по нашему мнению, не может претендовать на то, что раскрывает в полной мере содержание рассматриваемого понятия. По определению Г.В. Минха, во-первых, неясно, кто требует строгого соблюдения юридических предписаний и, во-вторых, юридические предписания — понятие очень широкое, которое включает в себя не только предписания закона, нормативных правовых актов, но и иные предписания, например, предписания должностных лиц, влекущие юридические последствия. Следовательно, понятие законности потребовало бы расширительного толкования.

11 стр., 5003 слов

Законность и правопорядок, понятие и соотношение

... другого. Закон не допускает ущемление прав одних за счёт прав других граждан государства. 4. Недопустимость противопоставления законности и целесообразности. Почему нельзя противопоставлять законность целесообразность? ... гарантий, обеспечивающих их нормальную взаимосвязь. Общая часть 1. Понятие и принципы законности Законность - основа нормальной жизнедеятельности цивилизованного общества, всех ...

Традиционный подход к содержанию понятия законности является оптимальным, но по мнению В.Я. Кикоть, не полностью отражает содержания рассматриваемого явления.

На наш взгляд, структурное содержание законности удачно определил С. Алексеев, который к требованиям законности отнес следующие элементы: регулирование всех общественных отношений, которые нуждаются в юридическом опосредовании только законом, т.е. всеобщность права; верховенство конституции и закона; равенство всех перед законом, наличие механизма реализации права и его качественное применение.

Следует согласиться с мнением В.Я. Кикоть, который отмечает, что при определении понятия законности следует исходить из понятия и содержания закона и лишь посредством этого определять их с тем, чтобы избежать смешения указанных дефиниций. Исходя из этого, он предлагает включить в содержание законности следующие элементы: всеобщность закона, т.е. урегулирование наиболее значимых общественных отношений только законом; верховенство Конституции и закона; корреспондированность законов между собой; соответствие закону иных нормативных правовых актов, принимаемых во исполнение и для исполнения закона; наличие механизмов, обеспечивающих реализацию законов; обязательность исполнения требований закона всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями. Состояние общества и государства, при котором обеспечено наличие всех вышеуказанных элементов, на наш взгляд, и составляет содержание законности.

1.2 Понятие принципа законности

В содержание понятия законности он умышленно не включил указание на справедливость законов, что рядом авторов рассматривается как обязательный элемент законности, поскольку, по их мнению, «нельзя говорить о процветании законности, если исполняются правовые акты, несправедливые, противоречащие общечеловеческим интересам». «Основа законности зависит от того, кем и как она создается».

Безусловно, законы и их реализация должны быть справедливы. Но практика показывает обратное. Бывают законы несправедливыми, они могут неверно отражать существующие социальные явления, могут вредить их развитию. Но от этого закон не перестает быть законом, а его нарушение — не является проявлением нарушения законности. Нарушение и несоблюдение предписаний закона — это факторы, которые свидетельствуют о нарушении законности. С целью соблюдения законности необходимо изменить или отменить несправедливые законы, а не нарушать их. В этой связи необходимо признать, что любое противозаконное воздействие на развитие общественных отношений, является нарушением законности, хотя по своей направленности и характеру может быть справедливым и отвечать потребностям общества и государства.

Представляется, что законность может носить как прогрессивный, так и регрессивный характер. На это справедливо указывал еще М.Д. Шаргородский, который писал, что требование соблюдения законности прогрессивно, когда речь идет о законах, которые содействуют развитию общества; оно реакционно, когда речь идет о законах, которые поддерживают общество умирающее, реакционное.

Поэтому вне зависимости от того, кем и как создаются законы, каковы их характер и направленность, каково их воздействие на общество и государство, содержание понятия законности остается неизменным.

4 стр., 1522 слов

Законность в государственном управлении

... норм, оно предусматривает, прежде всего, активное участие в управлении государственными и общественными делами на основе и в рамках закона. Законность тесно связана с государством и обусловлена такими его специфическими характеристиками, как ...

В этой связи возникает вопрос о необходимости соблюдения законности в случае, если законы несправедливые, реакционные, не соответствующие сложившимся в обществе общественным отношениям и препятствующие их развитию. В.Я. Кикоть пишет, что ответить на этот вопрос однозначно невозможно. Поскольку в каждом конкретном государстве он решается в зависимости от социальных, экономических, политических и иных условий. Действительно почти все социальные революционные преобразования в мире имеют антизаконный характер, но революционные формы развития не отвергаются.

Сказанное позволяет сделать вывод о том, что оптимальные условия для обеспечения законности существуют только в стабильных, развитых обществах, где отсутствуют факторы, которые могут привести к крупным социальным потрясениям. Поэтому справедливость, равенство, соблюдение прав человека являются обстоятельствами, во многом обеспечивающими соблюдение законности.

Нарушение закона является это не единственное проявление нарушения законности. Нарушением законности признается и отсутствие всеобщности закона, поскольку урегулирование наиболее значимых общественных отношений не только законом создает пробел, разрушает целостность системы законодательного урегулирования общественных отношений, оставляет вне законодательного поля важные сферы жизнедеятельности общества и государства, позволяет решать вопросы на основе волюнтаризма, способствует установлению и расцвету произвола.

Отсутствие верховенства Конституции и закона свидетельствует об отсутствии единой законодательной системы и способствует развитию местничества, ослаблению государственной власти, приводит к неисполнению законов государства, или их нарушению. Поэтому данный признак признается элементом нарушения законности.

Следующим фактором является корреспондированность законов между собой, поскольку при его отсутствии происходит нарушение единства законодательной системы и отсутствие реальной возможности единого применения предписаний закона на практике.

Соответствие закону иных нормативных правовых актов, которые принимаются во исполнение и для исполнения закона, представляется важным элементом законности. Это обусловлено тем, что не являющиеся законами другие НПА имеют задачей обеспечение реализации закона путем создания соответствующей правовой процедуры, решения вопросов, отнесенных законом к компетенции органов исполнительной власти, толкования закона и др. Следовательно искажение требований закона на уровне иных нормативных правовых актов ведет к искажению самого закона, что, является нарушением законности.

Наличие механизмов, которые обеспечивают реализацию законов, есть необходимый элемент законности, который переводит ее из категории идеи в практику. Механизм реализации законов необходим не только для решения процедурных, организационных, материальных моментов, но и для принудительного исполнения законодательных предписаний, например, наказания за их неисполнение, недолжное исполнение или нарушение.

Обязательность исполнения требований закона всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями являются неотъемлемыми составляющими понятия законности. Это требование означает, что на практике все перечисленные субъекты должны исполнять законодательные предписания, более того государство может принудить субъекта к исполнению требований закона, т.е. наличие различных мер воздействия на нарушителя, среди которых важное место отводится наказанию.

3 стр., 1464 слов

Понятие права. Роль права в жизни государства и общества

... правовых требований). И именно правом определены пределы вмешательства государства в жизнь граждан. ПОНЯТИЕ И СТАДИИ ЗАКОНОТВОРЧЕСТВА В РФ В современном обществе люди и различного рода их объединения постоянно соприкасаются с правилами (нормами), зафиксированными в законах и подзаконных актах ...

Таким образом, законность представляется устойчивым правовым режимом, который характеризуется всеобщим, строгим исполнением правовых норм.

Законность является атрибутом существования и развития демократически организованного общества. Она необходима для обеспечения свободы и реализации прав граждан, осуществления демократии, образования и функционирования гражданского общества, научно обоснованного построения и рациональной деятельности государственного аппарата. Законность является обязательной для всех элементов государственного механизма, таких как государственные органы, государственные организации, государственные служащие, а также для гражданского общества, например общественных, религиозных организаций, независимых газет, неформальных объединений и конечно для всех граждан. Отступление от признаков законности означает ее нарушение.

Сегодня, в период становления демократического правового государства, необходимо иначе подходить к проблеме законности и правопорядка, а именно законность не делится сейчас на буржуазную и социалистическую — законность либо есть, либо ее нет, независимо от того, о какой стране идет речь; в РФ утверждаются идеалы, принципы концепции правового государства; выросла роль судов в жизни общества; возросла роль права в регулировании новых отношений, таких как рыночных, налоговых, по защите избирательных прав граждан и т.п. Однако, по справедливому замечанию Ю.А.Тихомирова, научных работ по теме законности сейчас меньше, а термин «законность» практически ушел из употребления. В литературе отмечается, что понятие законности сегодня размыто и почти забыто. В итоге торжествует не законность, а целесообразность, произвол, субъективизм, самоуправство. Сам термин «законность» вышел из употребления в официальных речах лидеров, государственных деятелей, руководителей правительства, государства. Правда, новый Президент РФ В.В. Путин после своего избрания указал на необходимость установления в обществе диктатуры закона.

Таким образом, законность — важная правовая категория всей юридической науки и практики, а её уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества и граждан. Юридическая наука понятие рассматривает законность в трех аспектах — социальном, юридическом и психологическом.

Социальный аспект включает в себя требования общества к государству и праву, исполнение которых необходимо для его нормального функционирования и развития. Юридический аспект проявляется в правотворческой и правоприменительной деятельности. Психологический аспект законности выражается в понимании и осознании необходимости исполнять правовые предписания и в конкретных психологических переживаниях людей, связанных с правоприменительной деятельностью государства.

Большинство юристов в настоящее время пишут о сложном характере законности. Различный подход к определению законности проявляется у многих исследователей. Так, В.С. Афанасьев и Н.Л. Гранат считают, что законность — это принцип, метод и режим реализации норм права, которые содержаться в законах, и подзаконных актах, всеми участниками общественных отношений [65.с.25]. Данное определение законности, отражая её основные черты и свойства, имеет комплексный характер.

4 стр., 1810 слов

Право и государство проблемы взаимосвязи. Часть

... определенность, на основании принимать соответствующее решение. Для государственных деятелей, для органов. В с этим, вопрос об строгого законности. в права — исходное порядка в общественных отношениях. По соотношения и государства три ...

Другое определение законности дает Н.В. Витрук, который считает что законность означает идею, требование и систему реального выражения права в законах государства в самом законотворчестве, в подзаконном нормотворчестве[65.с.25]. В данном перечне к объектам, выражающем право, следует добавить и правоприменение.

В.И. Шинд раскрывает данное понятие, как определённое состояние безопасности, стабильности, общественного здоровья государства[66,с.44].

Между тем, в юридической литературе по проблемам законности можно отметить два основных подхода:

  • законность — это принцип государственной и общественной жизни, требование неуклонного соблюдение и исполнения законов всеми гражданами и должностными лицами;
  • законность — это неуклонное соблюдение и исполнение не только законов, но и всех правовых предписаний, т.е.

как правомерное поведение.

Эти два подхода к законности имеют свои особенности. Обе они имеют право для существования. Чисто функциональный, «поведенческий» подход к определению законности приводит к ее отождествлению с правопорядком. Но ведь трактовка законности, как требования в свою очередь ведёт к её отождествлению с законодательством. Закон по своей природе предписывает определённое поведение, содержит известные требования. Иначе законодательство теряло бы всякий смысл. Даже самый совершенный закон жив только, тогда когда он выполняется, воздействует на общественные отношения, на сознание и поведения людей.

Законность тесно связана с законодательством, не может без него существовать. Они возникли одновременно. Право есть атрибут правового регулирования и в этом смысле законность производна от права. Субъекты права соблюдают, исполняют нормы права. Следовательно содержание правовых норм определяет содержание законности.

Таким образом законодательство есть предпосылка законности, но не является элементом законности.

Следовательно, законность включает в себя не только «должное», но и «сущее». Таким образом, рассматривая различные подходы к пониманию законности, необходимо учитывать её сущность, которая выражается в точном и неуклонном соблюдении и исполнении требований закона всеми субъектами права.

В то же время законность есть принцип деятельности государства. Государство, все его органы, организации и учреждения связаны правовыми нормами, действует в рамках закона, во имя их реализации. Законность, рассматриваемая с этой стороны, является принципом лишь демократического государства, иначе говоря, законность есть антипод произвола и беззакония и, прежде всего беззакония самой государственной власти, произвола, творимого органами государства и его должностными лицами. Наиболее ярко данный принцип проявляется в правовом государстве, обусловливая его сущность. Такое государство можно определить и как государство строжайшей законности.

Требование реализации права, неукоснительного претворения правовых предписаний в жизнь есть не формальное требование, не самоцель, а условие нормального функционирования общества и государства, обеспечение порядка организованности и дисциплины. Благодаря законности в обществе внедряются идеи справедливости, гуманизма, личной общественной свободы.

3 Система принципа законности

В ст. 5 Закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» закрепляются принципы государственной службы:

3 стр., 1051 слов

Понятие нормы права и структура нормы права

... структуру нормы права, дать общую характеристику ее структурным элементам рассмотреть классификацию норм права, дать определение основным видам правовых норм Объектом исследования являются нормы права, в целом, и ее структурные элементы. Предметом исследования курсовой работы ...

  • верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;
  • приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия, обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;
  • единство системы государственной власти, разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации;
  • разделение законодательной, исполнительной и судебной власти;
  • равный доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;
  • обязательность для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и их руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • единство основных требований, предъявляемых к государственной службе;
  • профессионализм и компетентности государственных служащих;
  • гласность в осуществлении государственной службы;
  • ответственность государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
  • внепартийность государственной службы;
  • отделения религиозных объединений от государства;
  • стабильность кадров государственных служащих в государственных органах[16].

Изучение содержания статьи позволяет сделать вывод о том, что она раскрывает три главных принципа государственной службы:

  • законность (п. 1, 2, 3, 6, 7);
  • демократизм (п. 4, 6, 9);
  • профессионализм (п.

8, 10, 11, 12) [16].

Законность и демократизм есть общие принципы организации и функционирования исполнительной власти, которые своеобразно проявляются в организации государственной службы. Профессионализм -специфический принцип. Данные принципы службы являются проявлениями важнейшего начала исполнительной власти — эффективности.

Принцип законности подразумевает:

  • а) верховенство Конституции, федеральных законов над иными правовыми актами;
  • б) обязательность законных решений вышестоящих органов и должностных лиц;
  • в) приоритет прав и свобод человека и гражданина. Государственный служащий обязан строго соблюдать правовые акты, права граждан, делать все необходимое для их реализации и защиты.

Полагаем, что направлениями реализации идеи законности являются то, что служащий должен добиваться выполнения законов гражданами и организациями, он должен сам соблюдать законы, его права должны защищаться.

Законность является универсальным правовым принципом, который относится не только к правосудию, но и к деятельности всех госорганов. Это вытекает из конституционной нормы (ст. 15) о том, что все государственные органы, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. В соответствии с этим ст. 7 Закона «О судоустройстве РСФСР» закрепляет, что правосудие во всех судах РФ осуществляется в точном соответствии с законодательством. Данный принцип также закреплен в процессуальных законах (УПК, ГПК).

Так, ст. 10 ГПК указывает на то, что суд должен разрешать дела на основании законов, и перечисляет каких именно.

Таким образом, принципы законности — это основополагающие идеи, взгляды, которые представляют собой исходные начала, обусловливающие содержание законности. В юридической литературе сложилась следующая система принципов законности: единство законности; верховенство закона; равенство всех перед законом; неотвратимость юридической ответственности.

Рассмотрим каждый из принципов поподробнее.

Единство законности подразумевает, что при всём многообразии нормативно — правовых актов законность должна быть одна для всей страны. Недопустимо создание в каждой республике, области, районе своей законности, отличающейся от общегосударственной. К сожалению, в РФ этот принцип не всегда чётко проводится в жизнь, отдельные регионы принимают НПА, которые противоречат федеральным законам и даже Конституции РФ. В этой связи актуальными являются вопросы обеспечения единого правового пространства Российской Федерации, сущность которой заключается в точном соответствии актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления основополагающим федеральным конституционным принципам и нормам.

Единство законности, вовсе, не означает шаблона в применении правовых актов, ущемление самостоятельности и инициативы мест. Более того, необходимо, чтобы центр помогал бы регионам в разработке законов. Проявляя инициативу, субъекты не должны допускать отступлений от общих правил, учитывать своеобразия местных условий не был направлен на обход закона. А федеральное законодательство в свою очередь должно учитывать интересы как страны в целом, так и субъектов.

С целью обеспечения принципа единства законности понимание и применение законов должно быть одинаковым на всей территории страны.

Единое понимание правовых норм зависит от качества самих правовых норм, точности их изложения, от чёткости содержания в них понятий, а также от уровня профессиональной подготовки тех, кто применяет эти нормы.

Российскими учеными детально изучены свойства, которыми должны обладать нормы права, в результате выделено четыре вида свойств: юридические, языковые, логические и социологические, которые включают такие критерии качества закона, как: нормативность, полнота и конкретность нормативно — правового регулирования, которые характеризуют собственно-юридический аспект нормы права: простота, краткость, ясность, точность, характеризующие языковой аспект нормы права; определённость, последовательность, непротиворечивость, которые характеризуют логический аспект нормы права; юридическая и социальная эффективность права. Среди свойств, которыми должна иметь любая совершенная норма, важное место занимает её юридические свойства это нормативность, полнота и конкретность.

Нормативность характеризует способность нормы права быть регулятором общественных отношений, содержать правило, стандарт определённого поведения субъектов правоотношений.

Степень полноты нормативно — правового регулирования, которая закреплёна нормой права, характеризуется, прежде всего, требованием предусматривать в проекте все три элемента нормы: гипотезу, диспозицию и санкцию либо отсылать нас к документу, где содержатся элементы проектируемых норм права.

При недостаточной регламентации правоотношений в законе создаются пробелы, которые влекут за собой возникновение ситуаций, когда субъективное право, предоставленное законом, не может быть реализовано по причине отсутствия соответствующего нормативно правового предписания.

Критерий конкретности нормы права требует разработки действенного механизма реализации нормы права в конкретных отношениях. Любая норма может быть эффективной и широко использоваться в конкретных правоотношениях при усло