Современное законодательство не составляет завершенной системы, содержит много недочетов и пробелов, поэтому очень важно соблюдение существующих законов, их совершенствование, контроль и надзор за их исполнением.
Большое значение здесь имеет деятельность такого института как прокуратура Российской Федерации. В разные исторические периоды прокуратура наделялась различными полномочиями и функциями. Но главным ее предназначением во все времена было стоять на страже основ государственного строя и целостности Российской Федерации, прав и свобод граждан, законодательных интересов юридических лиц.
Поэтому очень важно, чтобы прокуратура Российской Федерации оставалась федеральным, централизованным надзорным органом и органом уголовного преследования с оставлением за нею всех функций, определенных Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», расширяла свои возможности по воздействию на состояние законности. Необходимо повышение ее правового статуса как органа, входящего в систему государственной власти.
Точное определение конституционно-правового статуса прокуратуры, ее функций, полномочий и систем волнует многих ученых-правоведов. Развитие законодательства о прокуратуре на протяжении 3 этапов (досоветского, советского и российского) преследовало 2 цели:
- определить место прокуратуры в системе органов государства;
- установить объем полномочий прокуратуры, сводимых, в конце концов, к направлениям (функциям) ее деятельности.
Но, к сожалению, эти цели не достигнуты до настоящего времени.
Данной проблеме посвящены научные работы различных российских ученых и юристов, таких как Долежан В.В. «Проблемы компетенции прокуратуры», Плевако Л.В. «Органы прокуратуры в государственном механизме Российской Федерации», Дегтярева Н.Н. «Конституционно-правовой статус прокуратуры в Российской Федерации: институциональный и сравнительный анализ», Зайков С.Ю. «Конституционно-правовой статус прокуратуры в Российской Федерации» и многие другие. Каждый из них дает в своей работе определенный взгляд на проблему конституционно-правового статуса прокуратуры в Российской Федерации.
Таким образом, актуальность темы повлияла на выбор предмета курсовой работы.
Прокуратура Российской Федерации
... статуса и компетенции осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации. Генеральный прокурор Российской Федерации возглавляет Генеральную прокуратуру Российской Федерации, назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Заместители Генерального прокурора Российской Федерации ... РФ Данный реферат составлен на основе .
Предмет курсовой работы – основные положения организации прокуратуры Российской Федерации, ее система, место в системе других органов государства и взаимоотношения между ними.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с функционированием системы органов прокуратуры РФ в условиях становления правового государства.
Цель: определить конституционно-правовой статус прокуратуры Российской Федерации.
Задачи: выделить понятие, принципы, функции и систему органов прокуратуры Российской Федерации, место прокуратуры в системе федеральных, региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления и взаимодействие с ними.
При написании работы использовались метод синтеза, системный, функциональный, статистическо-правовой методы.
Фрагмент работы для ознакомления
1.1 Понятие прокуратуры Российской Федерации
В соответствии со ст. 129 Конституции Российской Федерации, «прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации».
«Прокуратура и законодательство о прокуратуре относится к исключительному ведению Российской Федерации (п. «о» ст. 71 Конституции РФ).
1.2 Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации
Элементами, основополагающими началами организации и деятельности органов прокуратуры, являются положенные в их основу принципы.
Основные принципы закреплены в ч. 1 ст. 129 Конституции Российской Федерации и в п. 1 ст. 4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Это принципы единства прокурорской системы, ее централизации и как одно из ее проявлений – подчиненности нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.
Законодательное закрепление принципов определяет их правовую основу и подчеркивает обязанность соблюдения каждым прокурором и иным прокурорским работником.
1.3 Функции прокуратуры Российской Федерации
В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, прокуратура Российской Федерации осуществляет:
1.4 Система органов прокуратуры Российской Федерации
Как было сказано выше, прокуратура Российской Федерации – это единая централизованная система с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.
«Понятие системы прокуратуры Российской Федерации раскрывается в п. 1 ст. 11 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Систему прокуратуры составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуроры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры» .
Становление российской прокуратуры
... органов. В сферу полномочий прокурорского надзора закон включил: деятельность прокурора административно-политического характера; надзор за производством следствия; судебно-правовую деятельность. 1.2. Становление прокуратуры в Российской империи в XVIII веке Создание и становление прокуратуры в России ...
2 Место прокуратуры Российской Федерации в системе федеральных органов государственной власти и взаимодействие с ними
При подробном и основательном анализе принципов организации и деятельности, а также функций прокуратуры, можно сделать вывод, что важным для прокуратуры является обеспечение надлежащего взаимодействия с органами государственной власти, местного самоуправления и органами контроля.
Так, по мнению А.А.Чувилева, «место прокуратуры в системе государственно-правовых институтов имеет ключевое значение для определения сущности прокурорской системы, функций прокуратуры, ее правового статуса, организационного построения, форм и методов деятельности».
2.3 Органы прокуратуры Российской Федерации и органы федеральной судебной власти
Некоторые ученые полагают, что раз статья о прокуратуре находится в главе «Судебная власть», ток ней ее и следует относить (А.И. Турчинов).
Однако в ст. 118 Конституции Российской Федерации, устанавливающей перечень органов судебной власти, прокуратура не упоминается.
Другие считают, что уголовное преследование и поддержание государственного обвинения – это все, чем должна заниматься прокуратура, и поэтому вернее всего относить ее к судебной ветви власти.
Взаимодействие прокуратуры и суда – это проблема сотрудничества и взаимного профессионального контроля, имеющих целью повышение уровня законности и эффективности правоохранительной деятельности.
2.5 Прокуратура как особая ветвь государственной власти
В заключении приведем еще одну точку зрения, которая получает все большее распространение в юридической литературе. Речь идет о прокуратуре как самостоятельном органе власти, не входящем в конституционную систему разделения властей, представляющем скорее часть, элемент «системы сдержек и противовесов», позволяющий органам власти функционировать согласованно, и даже об особой ветви власти, не упомянутой в Конституции, — прокурорской.
2.6 Взаимодействие прокуратуры российской федерации с региональными органами государственной власти и муниципальными органами
Для прокуратуры обеспечение законности, защита прав и свобод человека и гражданина, законных интересов общества и государства составляет основное содержание ее деятельности.
Следует заметить, что «основная часть работы прокуратуры сосредоточенна в регионах и на уровне городов и районов. Поэтому существуют определенные проблемы взаимодействия органов прокуратуры и органов представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления» .
Правовую основу взаимоотношений прокуратуры и органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления составляет Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и другие федеральные законы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В соответствии со ст. 129 Конституции Российской Федерации, «прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации». Элементами, основополагающими началами организации и деятельности органов прокуратуры, являются положенные в их основу принципы: единства, централизации, независимости, гласности и законности. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, прокуратура Российской Федерации осуществляет определенные функции. Прокуратура Российской Федерации имеет также определенную структуру организации.
Система принципов организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации
... исполнения. Таким образом, принципы, определяющие деятельность различных органов власти и управления, влияют и на осуществление прокурорского надзора за исполнением ими законов. 2. Общие принципы организации и деятельности прокуратуры 2. 1. Принцип законности в деятельности прокуратуры. Строгое соблюдение законности ...
Список литературы [ всего 19]
[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/konstitutsionno-pravovoy-status-prokuraturyi-rf/