Общая характеристика Конституции КНР

Китайская Народная Республика (КНР) – самое большое по численности государство мира (свыше 1,3 миллиарда человек) и одно из самых крупных вслед за Россией и Канадой по размерам территории (площадь 9,6 млн. кв. километров).

В последние два десятилетия Китай демонстрирует самые высокие и устойчивые темпы роста экономики. По объему ВВП в 2010 году он вышел на второе место в мире после США, правда, оставаясь лишь в седьмом десятке стран по доле ВВП на душу населения. Китай – крупнейший центр мировой торговли, имеет самые большие в мире золото-валютные резервы, быстро возрастающий военный и технологический потенциал.

Китай — постоянный член Совета Безопасности ООН, крупная ядерная держава. Это позволяет ему оказывать всё более возрастающее влияние на ход мировых событий. По общему признанию, если XX век был веком США и СССР, то XXI,очевидно, станет веком китайской гегемонии. Китай – древнейшая цивилизация, успешно переварившая и кочевные империи, и колонизаторов. Сегодня это одно из немногих государств, которое конституировало себя как республика советского типа, идущая «по пути строительства социализма с китайской спецификой». Конституционное право КНР отражает особенности и историческую уникальность государственности Китая, особенности китайского варианта модернизации тоталитарно-бюрократического общества. Неотъемлемой частью Китая является остров Тайвань, где существует иной общественный строй. Общенациональной проблемой является вопрос о путях воссоединения Тайваня с материковым Китаем.

Глава 1.Особенности конституционного права Китайской Народной Республики

Ведущая отрасль права Китайской Народной Республики имеет целый ряд особенностей.

Во-первых, на ее содержание и развитие в силу политических, исторических и социальных причин большое влияние оказвала и отчасти и сегодня оказывает традиция. Многие общественные отношения, которые в других странах регулируются нормами права (в том числе конституционного), в Китае регулируются обычаями, традицией. Законы нередко принимаются только тогда, когда традиция непригодна для урегулирования новых общественных отношений, или в дополнение к ней.

До семидесятых годов конституционное право носило фрагментарный характер: акты, детализировавшие Конституцию, были немногочисленными и не составляли целостную систему. Некоторые особо важные институты вообще не имели правового оформления, например, институт гражданства. С момента отмены в 1949 г. гоминьдановского закона о гражданстве и до принятия действующего закона о гражданстве 1980 г. этот институт не имел законодательного оформления, и вопросы гражданства решались «согласно обычаю и политическим установкам». Правда, в последние годы в связи с проводимой экономической реформой законодательная деятельность существенно оживилась. Были приняты законы, регулирующие организацию и деятельность государственных органов, детализированы в текущем законодательстве конституционные нормы об экономической системе, закреплены отдельные аспекты правового статуса личности. Все это привело к созданию целостной системы нормативных актов, которая отодвинула традиционалистское регулирование на второй план. Во-вторых, в условиях тоталитарного социализма, несмотря на его модернизацию, многие принципиальные общественные отношения регулируются актами правящей Коммунистической партии Китая (КПК).

13 стр., 6247 слов

Основные черты права Древнего Китая

... чертой древней китайской цивилизации. Такая модель государственности, скрепляемая идеологией конфуцианства, просуществовала в Китае ... Особенностью древнекитайского общества было то, что рабы в Древнем Китае ... основных периодов истории древнекитайского общества: 1. Разложение первобытнообщинного строя и возникновение классового общества и древнейших государств (II тысячелетие до н. э). 2. Древний Китай ...

В настоящее время установки Компартии определяют некоторые принципы права, в том числе конституционного. Эти установки в партийных директивах формулируются следующим образом: коллективизм вместо «западного» индивидуализма, дисциплина взамен вседозволенности, гармония вместо плюрализма 1 .

Также во многих случаях нет четкого различия между правовым актом и партийной директивой. Например, в Законе КНР об организации народной прокуратуры говорится, что прокуроры должны «проводить в жизнь линию масс, прислушиваться к мнениям масс, находиться под контролем масс» (ст. 7).

Некоторые законы насыщены такого рода положениями в высшей степени. Например, в главе 3 закона КНР об охране окружающей среды «Предотвращение загрязнения и нанесения другого общественного ущерба» содержатся предписания следующего характера: «активно испытывать и применять такую технологию и промышленные изделия, которые не вызывают загрязнения» (ст. 18), «постепенно совершенствовать сеть городской канализации и очистные сооружения» (ст. 20), «активно развивать высокоэффективные агрохимические препараты с низкой или частично остающейся токсичностью» (ст. 21), «усилить контроль за шумом и вибрациями в городах и в промышленности» (ст.22).

В-третьих, конституционное право Китая, как отрасль социалистического права, имеет отчетливо выраженный идеологический характер. В конституционном праве нашли отражение все основные концепции социалистического «конституционализма», постулаты марксистско-ленинской идеологии (социалистическая законность, классовая борьба, диктатура пролетариата, руководящая роль Компартии, различие прав трудящихся и «эксплуататоров», единство государственной власти), учение Мао Цзэдуна. Цели и задачи конституционно-правового регулирования определяются перспективами строительства социализма, сформулированными в Конституции 1982г.: «В дальнейшем коренная задача государства — общими усилиями осуществить социалистическую модернизацию. Народы всех национальностей Китая, руководимые Коммунистической партией Китая и вооруженные марксизмом-ленинизмом, идеями Мао Цзэдуна, будут и впредь отстаивать демократическую диктатуру народа и социалистический путь, постоянно совершенствовать различные социалистические институты, развивать социалистическую демократию, укреплять социалистическую законность с тем, чтобы превратить нашу страну в высоко демократическое социалистическое государство». В-четвертых, конституционное право отчетливо отражает современное противоречие между экономической и политической системами китайского общества: с одной стороны, сравнительно либеральная экономика с элементами рыночного хозяйства при государственном планировании, с другой — тоталитарная политическая система с обязательной государственной идеологией и руководящей ролью одной партии.

4 стр., 1689 слов

Конституция Китая

... нормами права (в том числе конституционного), в Китае регулируются обычаями, традицией. Законы ... конституция Китая не только дает типичную для социалистических конституций формулировку "права ... актами правящей Коммунистической партии Китая (КПК). Такой порядок был установлен еще во время гражданских войн в освобожденных от гоминьдановской власти районах Китая. В-третьих, конституционное право Китая ...

В-пятых, для конституционного права Китая, как и вообще для социалистического конституционного права, характерно обилие норм-принципов, норм-деклараций, норм-назиданий и т.п., которые призваны скорее отражать определенные взгляды, идеологические принципы, чем служить нормами-правилами для регулирования конкретных отношений. В ст.27 Конституции записано: « Все государственные органы и государственные служащие должны опираться на народ, постоянно поддерживать тесные связи с народом, прислушиваться к мнениям и предложениям масс, находиться под их контролем, отдавать все силы служению народу».

Чаще всего нормы такого рода встречаются в текущем законодательстве. Например, закон об организации Всекитайского собрания народных представителей (высшего представительного органа страны) требует, чтобы депутаты отдавали все силы служению народу, что практически невозможно; закон о прокуратуре устанавливает, что ее работники всем сердцем, всеми помыслами должны служить народу, что также неосуществимо: у сердца и помыслов есть и другие аспекты, связанные с реальной жизнью; временное положение об адвокатуре требует от адвокатов горячо любить КНР, всей своей деятельностью пропагандировать преимущества социалистического

Многие акты конституционного права носят экспериментальный, временный характер. Такие акты издаются почти на всех уровнях власти, а их иерархия не всегда соблюдается. В частности, наиболее важные вопросы часто регулируются не законами, а совместными постановлениями Центрального комитета КПК и Государственного совета (правительства).

Практика издания

временных актов обосновывается сложностями выработки оптимального варианта правового регулирования общественных отношений в стране с более чем миллиардным населением и острыми социальными проблемами. Акты временного характера после более или менее долговременной апробации могут быть заменены постоянными. Так, действующее Положение об удостоверениях личности от 6 сентября 1985 года заменило аналогичное Положение 1984 г., вводившееся для применения в опытном порядке. По сравнению с опытным образцом, был опущен ряд деталей, касающихся порядка выдачи документов.

Своеобразием отличается и решение вопроса о выборе формы акта и их иерархии при регулировании конституционно-правовых отношений. Одни и те же общественные отношения для разных групп населения могут регулироваться актами разного уровня. Основные источники конституционного права. Источниками конституционного права Китая являются законодательные и иные правовые акты, которые содержат нормы конституционного права. К ним относятся:

Конституция Китайской Народной Республики — главный источник государственного права. Ее нормы регулируют наиболее важные общественные отношения, обладают высшей юридической силой. Это означает, что никакой другой законодательный акт не может противоречить положениям Конституции, а в случае коллизии действуют нормы конституционные. Законы Китайской Народной Республики. Для характеристики законов как источников конституционного права важное значение имеют положения Конституции о том, что законы подлежат официальному опубликованию. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Законы подлежат опубликованию в течение семи дней после их подписания Председателем КНР. Важным источником конституционного права являются акты Председателя КНР, главы государства. Председатель реализует свою компетенцию путем издания указов и распоряжений, которые обязательны для исполнения на всей территории Китайской Народной Республики. В Конституции подчеркивается, что указы и распоряжения Председателя не должны противоречить Конституции КНР. Источником конституционного права являются также различные декларации. К числу источников конституционного права относятся постановления и распоряжения Правительства (Госсовета КНР).

12 стр., 5804 слов

Конституционное право России : Конституционные проекты П.И. Пестеля ...

... было, по его мнению, успешно совершить без готового конституционного проекта. Особенно тщательно разработал Пестель мысль о ... революционному восстанию. Целью данной работы является анализ проектов конституций П.И.Пестеля и Н.М.Муравьева. 2 - "Русская Правда П.И.Пестеля" ... в "Русской Правде", - есть первое и важнейшее право каждого гражданина и священнейшая обязанность каждого правительства. На ней ...

Они издаются на основании и во исполнение Конституции и законов КНР. Эти постановления и распоряжения обязательны для исполнению в КНР. В случае их противоречия Конституции, законам и указам, постановления и распоряжения правительства могут быть отменены Председателем КНР. К числу источников конституционного права относятся Договоры и соглашения, заключаемые КНР с ее Автономными районами. Источником конституционного права являются также акты органов местного самоуправления. Эти органы, реализуя свои полномочия, установленные Конституцией издают по вопросам своей компетенции правовые акты.

В отдельных случаях источником конституционного права могут быть акты, издаваемые чрезвычайными государственными органами в условиях введения военного или чрезвычайного положения.

Глава 2. Конституционное развитие КНР

2.1 Этапы китайского конституционализма

За время после провозглашения 1 октября 1949 года Китайской Народной Республики, в КНР было принято четыре Конституции (в 1954, 1975, 1978 и 1982 гг.), отразившие сложный и противоречивый путь её развития.

До принятия Конституции 1954 года роль основного закона государства выполняли Общая программа Народного политического консультативного совета Китая и закон об организации Центрального народного правительства, принятые в сентябре 1949 года, а также ряд других нормативно-правовых актов. В этих документах КНР характеризовалось как «государство новой демократии», целями которой провозглашались «борьба против империализма, феодализма…за независимость, демократию, мир, единство и создание процветающего и сильного Китая». Первая конституция КНР была принята в 1954 году. Она состояла из 3 десятков статей и представляла собой скорее политическую декларацию, чем правовой акт. Поэтому вслед за ней были приняты пять органических законов, определявших принципы формирования, построения и деятельности верховных и местных государственных органов. КНР характеризовалась теперь как «государство демократической диктатуры народа, руководимое рабочим классом и основанное на союзе рабочих и крестьян». В рамках многопартийной системы закреплялась руководящая роль Компартии, четко определялась цель общественного развития: «построение процветающего и счастливого социалистического общества». В качестве основных задач переходного к социализму периода определялись социалистическая индустриализация, завершение социалистических преобразований в сельском хозяйстве, промышленности и торговле.

12 стр., 5933 слов

Конституция Пруссии 1850 года

... Конституцией. Численный состав Палаты представителей определялся принятой в XVIII в. кво Рождение политических течений, взаимосвязанных с властными структурами, пришлось в США на 1790-е гг. ... неограниченный характер, а абсолютизм монархии – классический завершенный вид. ... Все провинции располагали самостоятельными органами власти и управления, ... прав и п Конституция 1787 г. признала Соединенные Штаты ...

Организация государственной власти строилась по советскому типу – через систему полновластных собраний народных представителей разных уровней. Учреждался институт Председателя КНР, призванный представлять государство в международных отношениях и возглавлять вооруженные силы. В период так называемой «культурной революции» (1966-1976 гг.) произошел разгром основных конституционных институтов КНР. Управление страной на всех уровнях было во многом основано на произволе властей и «толпы». Политическую основу государства составили революционные комитеты, выступавшие в качестве правительственных органов. В их состав входили назначаемые «сверху» лица и представители карательных структур. Была предпринята попытка немедленно социализировать все общество и под лозунгом «большого скачка» в кратчайший срок достигнуть уровня экономически развитых стран. Результаты «культурной революции» были закреплены в конституции 1975 года. Основной закон упразднил институт Председателя КНР, прокуратуру, урезал полномочия Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) и его Постоянного комитета (ПК), ужесточил режим управления страной. Через 2 года после смерти Мао Цзэдуна (1976 г.) в Китае была принята третья конституция, имевшая компромиссный, конъюнктурный характер. В Основном законе сочетались установки нового китайского руководства с постулатами «культурной революции». Конституция просуществовала немногим более 4 лет, в нее дважды вносились существенные изменения. Был упразднен институт ревкомов и учреждался новый институт – постоянных комитетов местных собраний народных представителей (СНП).

Конституция поставила в качестве основной задачи осуществление «четырех модернизаций», что предполагало превращение КНР в «мощное государство с современным сельским хозяйством, современной промышленностью, современной обороной, современной наукой и техникой».

Внесенные в Конституцию 1978 г. поправки не смогли устранить присущие ей существенные недостатки. Поэтому ВСНП, по указанию ЦК КПК, приняло решение о ее пересмотре. Проект новой Конституции, подготовленный специальной комиссией, был вынесен на всенародное обсуждение, рассмотрен на сессии ВСНП пятого созыва и 4 декабря 1982 г. принят высшим представительным органом страны. Порядок изменения конституции. Конституция КНР относится к числу «жестких». Изменения в нее вносятся по предложению Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей или 1/5 от числа депутатов ВСНП. Поправка считается принятой, если в ее поддержку высказалось квалифицированное большинство депутатов (2/3 от общего числа).

За истекший период в Конституцию было внесено значительное число поправок. Особенно значимой стала конституционная реформа 1993 г., отразившая курс на проведение социалистической модернизации и создание социалистической рыночной экономики. В Китае не существует специальных органов конституционного контроля, поскольку наивысшее положение среди государственных органов занимает ВСНП. Государственно — правовая доктрина исходит из того, что никакой другой орган не может стоять над ВСНП, признавать принятые им законы неконституционными и тем самым лишать их юридической силы. Считается, что сами государственные органы, издающие правовые акты, осуществляют контроль за соответствием этих актов конституции. Контроль за законностью осуществляет специальная система органов – прокуратура, а соблюдение конституционности законов – задача ВСНП и его Постоянного комитета.

12 стр., 5561 слов

Государственные органы КНР

... народных представителей является единственным органом, осуществляющим законодательную власть в государстве». ВСНП правомочно вносить изменения в Конституцию и вырабатывать законы, а Постоянный комитет ВСНП-толковать Конституцию и законы, вырабатывать декреты. ...

2.2 Особенности Конституции КНР 1982г.

Конституция КНР 1982г. сравнительно небольшой по объему документ, состоящий из Введения и четырех глав, содержащих 138 статей. По форме и по содержанию – это типичная социалистическая конституция. Документ перегружен нормами общего регулирования (нормами-лозунгами, нормами-принципами, нормами-декларациями и т.п.), которые призваны скорее отражать определенные идеологические установки, чем служить регулятором общественных отношений.

В обширном Введении показана ретроспектива пройденного Китаем исторического пути, перечислены основные этапы национально-освободительной и революционной борьбы китайского народа, увековечивается роль личности Мао Цзэдуна в этой борьбе, восхваляется Коммунистическая партия. Китайский народ призывается в течение длительного времени вести борьбу против внутренних и внешних врагов, «которые подрывают наш социалистический строй». Это положение в контексте признания факта ликвидации класса эксплуататоров можно рассматривать и как резервное конституционное оправдание возможных репрессий, а также действий на международной арене и как дань прежним идеологическим представлениям.