В последнее десятилетие коррупция для
Проблема усугубляется тем, что сейчас коррупция выходит за рамки национальных границ. Доходы от нее после «отмывания» включаются в национальные и международные финансовые потоки, подрывая государственные и международные основы власти и экономики.
Изучение коррупции в последние годы перестало быть монополией юристов. Все большее количество ученых других специальностей – экономистов, специалистов в сфере управления, социологов и других, разделяя озабоченность общества, обращает внимание на проблемы коррупции и ее минимизации.
Проблема коррупционной преступности является одной из основных проблем государства и общества.
Актуальность проблемы заключается в том, что коррупция является общественно опасной и распространенной преступностью. В документах мирового сообщества подчеркивается, что коррупция оказывает исключительно вредное влияние на экономику, подрывает эффективность всех видов правительственных решений и программ, наносит ущерб состоянию морали в обществе, расшатывает доверие граждан к правительству, авторитет власти, разрушает принцип справедливости и беспристрастного правосудия. Следует также отметить, что коррупция обычно возникает и развивается в период смены политических режимов, в условиях возникновения кризисных ситуаций в экономике и политике, бюрократизации общества и государства.
Нормативно-правовая база исследования:
- Конвенция Организации объединенных наций против коррупции
- Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию
- О противодействии коррупции ФЗ
Теоретико-методологическую базу исследования составляют труды российских ученных таких как: Римский В.Л., Лопатин В.Н., Лунев В.В., Чуклинов А.Е. и многие другие.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при борьбе с организованной преступностью в сфере коррупции.
Предметом исследования является борьба с коррупцией и ее характеристика.
Целью исследования является изучение проблемы коррупционной преступности.
Задачи исследования:
- определить понятие коррупции,
количественные и качественные характеристики, - выделить причины, условия и субъект совершения коррупционных
преступлений, - изучить способы борьбы с коррупцией и их значение.
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы: анализа, системный, исторический, а также социологический метод.
Исследование международно-правовых проблем регулирования борьбы с пиратством
... в Российской Федерации. Невозможно выделить исследования, рассматривающего в комплексе защиту от пиратства в международном праве. Цель работы — исследование международно-правовых проблем регулирования борьбы с пиратством. Для достижения цели необходимо решить следующие ...
Структура исследования включает в себя введение, 2 главы, 2 параграфа, заключение, список источников литературы.
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРУПЦИИ
1.1 Понятие коррупции в российском и международном законодательстве. Количественные и качественные характеристики
Во внутреннем федеральном законодательстве Российской Федерации до декабря 2008 года отсутствовало легальное определение понятия «коррупция», хотя сам термин употреблялся в ряде нормативно-правовых актов.
В международном праве определение коррупции или коррупционных преступлений содержится в таких актах, как Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г., Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г. и Конвенция ООН против коррупции 2003 г.
В Конвенции ООН против транснациональной коррупции [2,ч.1ст. 8] под коррупцией понимается:
- а) обещание, предложение или предоставление публичному должностному лицу, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица, с тем чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей;
б) вымогательство или принятие публичным должностным лицом, лично или через посредников какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или
- В Российской Федерации коррупция – понятие не уголовно-правовое, а собирательное, определяющее правонарушения самого различного вида – от дисциплинарных до уголовно-правовых. Антикоррупционными нормами Уголовного кодекса РФ являются в первую очередь нормы о должностных преступлениях:
- злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285);
- нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1);
- нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (ст. 285.2);
- превышение должностных полномочий (ст. 286);
- отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации (ст. 287);
- присвоение полномочий должностного лица (ст. 288);
- незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289);
- получение взятки (ст. 290);
- дача взятки (ст. 291);
- служебный подлог (ст. 292);
- незаконная выдача паспорта гражданина Российской Федерации, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации (ст. 292.1);
- халатность (ст. 293).
Кроме того, к антикоррупционным относятся следующие нормы Уголовного кодекса РФ:
- присвоение или растрата (ст. 160);
- злоупотребление полномочиями (ст. 201);
- злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 202);
- превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб (ст. 203);
- коммерческий подкуп (ст. 204).
8 стр., 3762 слов
Квалификация преступлений совершенных группой лиц
... и методов преступления; Длительность существования преступной организации; Количество преступлений. 2. Квалификация преступлений, совершенных группой лиц по предварительному сговору. Точка зрения, согласно которой в состав группы лиц по ... Обзора кассационной практики Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации за 2001 г. по этому поводу. Изменен приговор Верховного ...
В юридических словарях дается следующее определение понятия коррупция (от лат. corruptio – разложение, подкуп) – общественно опасное явление в сфере политики или государственного управления, выражающееся в умышленном использовании лицами, осуществляющими функции представителей власти, а также находящимися на государственной службе, своего служебного положения для противоправного получения имущественных и неимущественных благ и преимуществ в любой форме, а равно выражающееся в подкупе этих лиц.
В Федеральном законе № 273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции» дается следующее определение понятия [4, ч. 1 ст. 1]:
Коррупция:
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях
- б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица;
- В 2010 г. в России общий объем коррупционной преступности, характеризуемый числом зарегистрированных преступлений, составил 107942 преступлений.
В 2012 г. количество выявленных фактов коррупции увеличилось до 110720 преступлений.
Структура зарегистрированной коррупционной преступности в России в 2012 году в соотношении основных ее групп выглядит следующим образом: преступления против собственности (гл. 21) – 60 %, преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (гл. 23) – 4 %, преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (гл. 30) – 36 %.
Одной из проблем борьбы с коррупцией является высокий уровень ее латентности, что в значительной мере обеспечивается недостатками правоохранительной деятельности.
Латентность обусловлена так называемыми естественно-латентными причинами, прежде всего, согласительным характером большинства коррупционных преступлений, носящих форму сделки. Аналогичны преступления, о которых известно лишь узкому кругу лиц, причастных к их совершению, либо лицам, по иным причинам не заинтересованным в распространении такой информации. Часть таких преступлений оказывается невыявленной в силу того, что не имеет прямой потерпевшей стороны, которая могла бы сообщить о них в компетентные органы. Например, такие преступления, как присвоение или растрата, нецелевое расходование бюджетных средств.
Административно-правовые методы в осуществлении функций исполнительной ...
... стандартизация, сертификация, квотирование и оказание других административных услуг физическим и юридическим лицам. Метод убеждения является основным методом в деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, администраций органов МСУ, что предполагает повседневную разъяснительную ...
Кроме того, латентность обусловлена
Таким образом, в Российской Федерации коррупция – понятие не уголовно-правовое, а собирательное, определяющее правонарушения самого различного вида – от дисциплинарных до уголовно-правовых.
1.2 Личность преступника, причины и условия возникновения и совершения коррупционных преступлений
Проблема коррупции для современной
Успешное противодействие преступлениям возможно лишь в том случае, если особое внимание будет уделено изучению личности преступника, поскольку именно личность является носителем причин их совершения [19, c. 390].
Анализ характеристики лиц, совершивших коррупционные преступления, позволяет выявить и оценить типичные для данной группы преступников факторы, обусловливающие преступные посягательства.
Данный тип преступников отличается от общей массы традиционных представлений лиц, совершивших преступления, поэтому выделяют два относительно самостоятельных криминологических портрета:
- Лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, незаконно получивших преимущества, в связи с осуществлением государственной или муниципальной службы вопреки ее интересам;
- Лица, предоставившие такие преимущества.