Данная курсовая работа посвящена организации лекарственного обеспечения граждан, имеющих право на безвозмездное обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения. Производство лекарственных средств и изделий медицинского назначения должно обеспечиваться в соответствии с потребностями населения. Вместе с тем низкий уровень жизни подавляющего большинства граждан, дороговизна многих лекарств на практике приводит к тому, что зачастую лекарственная помощь становится недоступной. Следовательно, данная тема имеет актуальный характер, т.к. многие граждане рано или поздно задумываются о лекарственной помощи при определенных обстоятельствах и возникает вопрос о возможности ее получения и то, куда за ней можно обратиться.
Актуальность темы: впервые в нашей стране самые незащищенные категории населения получили возможность бесплатно лечиться высокоэффективными препаратами.
Цель курсовой работы: определить категорию лиц, имеющих право на безвозмездное обеспечение лекарственными средствами; установить порядок отпуска лекарственных средств по рецептам; раскрыть сущность программ дополнительного лекарственного обеспечения и обеспечения необходимыми лекарственными средствами.
Сущность программ ДЛО и ОНЛС
Лекарственное обеспечение граждан осуществляется благодаря двум основным программам — это система дополнительного лекарственного обеспечения, введенная с 1 января 2005 года, и программа обеспечения необходимыми лекарственными средствами (ОНЛС), введенная с 1 января 2008 года. Программа дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) — один из наиболее масштабных проектов, действующих в отечественном здравоохранении. Она затрагивает значительную долю населения России и реализует задачи, которые поставлены в «Концепции демографической политики России до 2025 года», утвержденной Указом Президента Российской Федерации. В частности, это задачи сохранения и укрепления здоровья населения, существенного снижения уровня заболеваемости и улучшения качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов. Программа ДЛО направлена на обеспечение больных и инвалидов дорогостоящими необходимыми препаратами, повышение качества и увеличение продолжительности жизни населения, снижение смертности и количества случаев госпитализации.
Дополнительное лекарственное обеспечение – обеспечение лекарственными средствами при амбулаторном лечении граждан РФ, имеющих право на государственную социальную помощь, оказываемую в виде набора социальных услуг, согласно федеральному закону от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (в редакции федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ).
Фальсификация лекарственных средств
... лекарственных средств». Согласно закону, «фальсифицированное лекарственное средство - это лекарственные средства, сопровождаемое ложной информацией о его составе и (или) производителе» [5]. 3. Современное состояние проблемы Проблема фальсификации лекарственных средств ... на неизвестные источники. Если в конце 90-х годов подделка лекарственных средств была проблемой, в основном, в странах Юго-Восточной ...
Основными принципами системы дополнительного лекарственного обеспечения являются: персонификация учета лекарственной помощи, оказываемой в рамках единого перечня лекарственных средств с единым уровнем цен, сформированного по международным непатентованным наименованиям (МНН) на условиях гарантированного обеспечения, ликвидация существующей диспропорции в лекарственном обеспечении на территории Российской Федерации.
За время реализации программа ДЛО неоднократно претерпевала изменения, но самая значительная модернизация произошла в 2008 г. – введена программа ОНЛС:
- в отдельную группу были выделены 7 высокозатратных нозологий, куда вошли заболевания, требующие проведения дорогостоящей терапии;
- с 2008 г. в соответствии с Федеральным законом от 18.10.2007 №230-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» субъектам Российской Федерации переданы полномочия по проведению аукционов на размещение государственного заказа на поставку необходимых лекарственных средств для отдельных категорий граждан при предоставлении государственной социальной помощи и организацию лекарственного обеспечения.
Кроме этого, к мероприятиям, связанным с модернизацией программы в 2008 г., можно отнести:
- внедрение методов стандартизации медицинской помощи, что позволило повысить прогнозируемость затрат на медицинскую помощь, оптимизировать лекарственное обеспечение и закрепить гарантии доступности качественной медицинской помощи для граждан Российской Федерации;
- совершенствование контрольно-надзорных мероприятий.
Лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан с 2008 г. делится на две части:
- централизованные закупки – 7 нозологий;
- региональные закупки – программа ОНЛС.
Порядок закупки лекарств определен Постановлением Правительства РФ от 17.10.2007 г. №682 «О централизованной закупке в 2008 и 2009 годах лекарственных средств, предназначенных для лечения больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, миелолейкозом, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей». Препараты по 7 высокозатратным нозологиям закупаются централизованно через Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию в соответствии с заявками субъектов РФ, составленными с учетом персонификации дальнейшего отпуска лекарств на основании данных регистров пациентов.
В настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» закупки осуществляются методом аукциона. В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 15.05.2007 г. №609-р «Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона», ЛС входят в этот перечень. Цены на ЛС определяет аукцион. Начальная цена определяется заказчиком, который для этого вправе проводить маркетинговую проработку, при этом отпадает необходимость в регистрации цен на торговые наименования. Таким образом, меняется подход к системе ценообразования. Это – один из элементов в новой системе лекарственного обеспечения.
Организация хранения лекарственных средств в аптечных организациях
... Стеллажи, шкафы, полки, предназначенные для хранения лекарственных средств, должны быть пронумерованы. Хранящиеся лекарственные средства должны быть также идентифицированы с помощью стеллажной карты, содержащей информацию о хранящемся лекарственном средстве (наименование, форма выпуска и ...
ДЛО финансируется из федерального и регионального бюджетов и осуществляется через систему обязательного медицинского страхования (ОМС).
В системе ОМС задействованы ЛПУ, фармацевтические организации, пенсионный фонд, органы социальной защиты и другие структуры. Утверждены перечни ЛПУ, имеющих право выписывать бесплатно, в том числе перечень врачей, а также списки аптек, имеющих право на отпуск лекарственных средств. По состоянию на 2008 год отпуск лекарственных средств льготным категориям граждан по Республике Татарстан осуществляется 189 специализированными аптечными учреждениями, из них 147 аптек и 42 аптечных пункта. Определено для выписки 271 лечебно-профилактическое учреждение. Право выписки льготных рецептов имеют 5148 врачей и 813 фельдшеров.
Схема взаимодействия
Обращение Рецепт
Рецепт
Лекарственное средство
Категории граждан, имеющих право на получение ежемесячной денежной выплаты за счет средств федерального бюджета
- Инвалиды войн.
- Участники ВОв и других боевых действий.
- Ветераны боевых действий.
- Граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда».
- Члены семей погибших инвалидов войн, участников ВОв и ветеранов боевых действий.
- Инвалиды 1, 2 и 3 групп инвалидности.
- Дети-инвалиды.
- Граждане, пострадавшие в результате радиационных техногенных катастроф.
- Граждане РФ, удостоенные звания Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации, Героя Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Славы, полные кавалеры ордена Трудовой Славы трех степеней.
В соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (в редакции Федерального закона от 08.12.2010 №345-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной социальной помощи») с 1 апреля 2012 года с учетом индексации на оплату предоставления гражданину набора социальных услуг направляется 795 рублей 88 копеек в месяц, в том числе на оплату социальной услуги в виде:
Перечень лекарственных препаратов, предназначенных для лекарственного обеспечения граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг утвержден приказом МЗ РФ №665 от 18.09.2006года (ред. от 10.11.2011) «Об утверждении Перечня лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи».
Перечень «региональных» льготников
- Репрессированные и реабилитиро
ванные граждане; - Труженники тыла;
- Дети-сироты, находящиеся под опекой до 16лет;
- Дети в возрасте до трех лет;
- Дети из многодетных семей.
Во исполнение Закона Республики Татарстан от 08.12.2004 №63-ЗРТ «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» и в целях обеспечения граждан, имеющих право на безвозмездное обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, распоряжением Кабинета министров РТ №315 от 16.03.2009года утвержден перечень лекарственных средств, изделий медицинского назначения, специализированных продуктов лечебного питания, реализуемых гражданам, имеющим право на безвозмездное обеспечение лекарственными средствами.
Принципы права социального обеспечения
... поддержки либо частной инициативы граждан, либо государственно-патерналистского начала. Настоящая работа посвящена исследованию принципов права социального обеспечения. Предметом настоящей работы, определившим тему исследования, стали принципы права социального обеспечения. Объект - принципы права социального обеспечения. Основной целью работы являются вопросы теоретико-правового ...