Обращаясь к институту предбрачного дара (donatio ante (propter) nuptias) необходимо отметить, что он возник на основе системы приданого и развивался под влиянием восточных обычаев параллельно с dos. Предбрачный дар (donatio ante (propter) nuptias) – представлял собой «свободное приношение со стороны жениха в пользу невесты в виду предстоящего брака и на время продолжающегося брачного союза, которое в силу условий брачного договора или специальных норм закона в случае прекращения брака принадлежало жене (вдове)»16. С появлением этого института фактически произошло полное уравнение в имущественных правах супругов. Отличие двух институтов – dos и donatio ante (propter) nuptias состоит в том, что приданое принадлежало мужу во время брака, но с прекращением брака приданое всегда возвращали жене. И, напротив, donatio ante (propter) nuptias служило гарантией в обеспечении имущественных прав жены на случай расторжения брака по вине мужа.
Что касается правового положения имущества относящегося к предбрачному дару, то оно всегда определялось законом, если дотальное соглашение не предусматривало иного условия. При отсутствии дотального соглашения предбрачный дар всегда принадлежал на праве собственности жене, а при его наличии собственником мог стать муж. Если брак прекращался смертью одного из супругов, то вопрос о правовом положении предбрачного дара решался, прежде всего, исходя из содержания дотального соглашения, а при его отсутствии – на основании специальных норм права (1).
Так, со смертью мужа, жене принадлежало право на приобретение предбрачного дара в пользование (lucrum).
Вопрос о праве пользования женой имуществом, которое входило в состав предбрачного дара, решался согласно условиям дотального соглашения, а при его отсутствии – в соответствии с нормами дотального права.
До Юстиниана предбрачный дар передавал жених или его родственники в пользу невесты до брака, так как во время брака договоры дарения между супругами были запрещены. Нормы о donatio ante (propter) nuptias получили развитие в классическом римском праве в период правления императора Юстиниана. Во-первых, Юстиниан изменил название самого института: в кодификации Юстиниана добрачное дарение (donatio ante nuptias) называется свадебный подарок (donatio propter nuptias).
Во-вторых, при Юстиниане муж мог установить donatio propter nuptias не только до брака, но и после его заключения. В-третьих, несмотря на то, что во время брака donatio propter nuptias находилось в собственности мужа, он не мог распоряжаться таким имуществом. И, наконец, в-четвёртых, Юстиниан установил одинаковый размер для dos и donatio propter nuptias, вследствие чего дарение утратило своё первоначальное значение.
Брак (римское право)
... точки зрения, такое сожительство не должно было бы считаться в собственном смысле браком; тем не менее, римское право уже ранней эпохи признало его за matrimonium justum «законный ... конечно, странностью, но эта странность объясняется именно историческим происхождением брака sine manu. Эта бесформальность сохранилась в римском праве до самого конца; лишь уже в Византии была установлена ...
Таким образом, с появлением брака sine manu и переходом от системы подчинения имущества жены – мужу, к системе раздельности имущества супругов формируется римская дотальная система имущественных отношений супругов (regim dotal).
Сущность дотальной системы сводилась к тому, что приданое (dos) и дарение в виду брака (donatio ante (propter) nuptias) составляли общий фонд, цель которого заключалась в обеспечении семейных расходов.
С возникновением брака sine manu и формированием дотальной системы (regime dotal) супругам и третьим лицам была предоставлена возможность, заключать между собой особые соглашения, в которых стороны определяли личные неимущественные и имущественные права и обязанности в браке или на случай его расторжения. Такие соглашения в римском праве появились предположительно в 368 г.н.э. и получили название – брачные соглашения (pacta nuptialia) или дотальные соглашения (pacta dotalia).
В доюстиниановом праве дотальные соглашения заключались в форме стипуляции и предусматривали порядок возвращения приданого (dos recepticia).
При Юстиниане дотальные соглашения получили полную регламентацию.
Постановления о дотальных соглашениях были помещены в книге 23 титула 4 «О договорах о приданом (de pactis dotalibus)» Дигест Юстиниана17. Дигесты относятся к императорскому периоду и представляют собой сборник извлечений из сочинений римских юристов. Кодификационные работы по их составлению начались 13 февраля 528 г. и завершились 16 декабря 533 года.
Особенности дотального соглашения, согласно Дигестам Юстиниана относятся к его субъектному составу, времени заключения, предмету и содержанию, срокам действия, условиям недействительности и порядку его изменения. Кроме того, Дигесты предусматривали специальные способы защиты имущественных прав участников дотального соглашения. Отметим, что в Дигестах Юстиниана отсутствовала общая норма, определяющая порядок прекращения дотальных соглашений.
В дотальном соглашении супруги оговаривали различные вопросы, касающиеся их личных неимущественных прав и обязанностей или правового положения детей. Так, например, Дигесты предусматривали правило, согласно которому жених (муж) и отец невесты были наделены правом на заключение соглашения устанавливающего, что приданое будет принадлежать мужу, если после смерти жены в живых останется её годовалый сын. Если сын умирал при жизни матери, то мужу принадлежала часть приданого оставшаяся после смерти жены (имеется в виду смерть жены во время брака) (D.23.4.26).
Следовательно, закон признавал за мужем право на удержание части приданого в силу презумпции того, что при одновременной физической смерти матери и ребёнка, несовершеннолетний умирал раньше взрослого.
Таким образом, характер личных неимущественных отношений между супругами зависел от формы римского брака. При браке с властью мужа (matrimonium cum manu) жена полностью подпадала под власть мужа. И, напротив, в браке без власти мужа (matrimonium sine manu) жена находится под властью своего отца, т.е. остаётся в составе прежней семьи, а если до брака жена была самостоятельна, то она сохраняла самостоятельность и при вступлении в брак. Тем не менее, и при этой форме заключения брака всё ещё сказывалось главенство мужа. С появлением брака sine manu и переходом от системы подчинения имущества жены – мужу, к системе раздельности имущества супругов формируется римская дотальная система имущественных отношений супругов (regim dotal).
Брак в римском праве: виды, порядок заключения и прекращения
... детей. Целью контрольной работы является изучение брака в римском праве. Достижение поставленной цели обусловлено решением следующих задач: Рассмотреть правовую сущность брака. 2.Раскрыть виды брака ... власть мужа (или домовладыки, если муж сам был подвластным лицом), и брак sine manu, при котором жена оставалась подвластной прежнему домовладыке либо была самостоятельным лицом. Брак sine manu по ...
Сущность дотальной системы сводилась к тому, что приданое (dos) и дарение в виду брака (donatio ante (propter) nuptias) составляли общий фонд, цель которого заключалась в обеспечении семейных расходов.
Глава 2. Правовые отношения родителей и детей
2.1. Отцовская власть
В римском праве не было родительского права как собрания правовых норм, в соответствии с которыми отец и мать имели бы одинаковые права и обязанности по уходу и воспитанию своих детей. Только при Юстиниане возникли первые формы родительского права, закреплялись права матери и детей. Гай говорил, что «…едва ли существуют ещё другие лица, которые бы имели такую власть над своими детьми, какую имеем мы, т. е. римские граждане»18.
Самостоятельным лицом в римской семье был только глава семьи, остальные были лицами чужого права. Сын мог иметь статусы свободы и гражданства, занимать публичные должности, кроме сенаторской, но в семье по-прежнему был подчинён отцовской власти. В семье власть над детьми принадлежала отцу, а не родителям. На ранних стадиях развития римского права глава семьи мог распоряжаться даже жизнью детей, например, он мог продать их в рабство.
В период принципата появились ограничения власти paterfamilias над детьми. Продажа детей в кабалу допускалась теперь в крайних случаях. Во II в. н. э. был издан указ, на основании которого власти могли принудить главу семьи освободить подвластного сына или дочь от отцовской власти. В классическом римском праве основное содержание отцовской власти заключалось в воспитании ребенка. Так, отец мог истребовать своих детей, если ими владело третье лицо.
Необходимо также отметить, что характер отношений между матерью и детьми зависел от формы римского брака19. В браке cum manu, как уже было отмечено в первой главе, жена находилась на положении дочери и считалась сестрой своих детей. После смерти мужа её сыновья на праве агнатов осуществляли над ней опеку. И, напротив, в браке sine manu мать и дети принадлежали к юридически различным семьям. Но со временем такая отчуждённость мужа и жены, матери и детей была почти полностью устранена. Кровная связь стала служить основанием права матери на проживание с несовершеннолетними детьми, на получение алиментов, а во II в. н. э. претор допустил взаимные права наследования матери и детей.
Отцовская власть (patria potestas) устанавливалась, по общему правилу, в силу рождения. В древности для установления отцовской власти над своими детьми требовалось соблюдение двух условий:
1) ребенок должен родиться от женщины, находящейся в браке с домовладыкой или с другим мужчиной из данного консорциума;
2) домовладыка должен был признать ребенка как члена своей семьи. По Законам XII таблиц членами семьи становились (без специального признания) по факту рождения все здоровые мальчики и первородные девочки. Другие дочери и дети с выраженными дефектами могли быть отвергнуты. Отсюда римское выражение – аналог вопросу «да или нет» — «мальчик или девочка?». Процедура признания заключалась в том, что отец сразу после родов должен был взять младенца на руки. Именно так был признан Цезарем его незаконнорожденный сын от Клеопатры – Цезарион.
Статья 51. Права семьи в сфере охраны здоровья
... контролю и надзору в сфере охраны здоровья: 1) ведет единый ре 1. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: 1) защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоров К полномочиям ...
В классический период отвергались только нежизнеспособные младенцы. В момент перерезания пуповины все живые дети, рожденные в законном браке, становились членами семьи, а домовладыка обязан был их признать. Всякий ребенок, рожденный замужней женщиной, считался сыном или дочерью ее мужа, пока не будет доказано обратное.
Отцовская власть помимо основного способа также могла устанавливаться в силу усыновления и узаконения. Суть усыновления состояла в том, что в центуриатных комициях один отец семейства передавал другому отцу семейства в усыновление своего подвластного. Если усыновлялось лицо своего права (persona sui iuris), то такое усыновление именовалось – адрогация (arrogatio).
Если усыновлялось лицо чужого права (persona alieni iuris), то такое усыновление именовалось – адопция (adoptio).
В подавляющем большинстве случаев усыновлял мужчина; женщина усыновляла лишь в виде исключения, когда она до усыновления имела детей, которых потеряла20. Не могло усыновлять лицо подвластное. Усыновитель должен быть старше усыновляемого не менее чем на восемнадцать лет. По этому поводу римские юристы говорили: «усыновление подражает природе»21. При Юстиниане для совершения arrogatio требовался императорский рескрипт. А для adoptio занесение в судебный протокол и соглашение прежнего домовладыки усыновляемого с усыновителем. При этом должен был присутствовать усыновляемый.
Особенности адрогации:
1) усыновленный полностью отрекался от своей семьи, от своего семейного культа;
2) прекращалась прежняя правоспособность усыновленного лица (поэтому до усыновления тщательно регулировались все имущественные отношения усыновляемого лица; магистрат выяснял, не будут ли ущемлены имущественные интересы этого лица);
3) усыновленный получал право наследования;
4) дети усыновляемого также переходили под власть усыновителя в качестве внуков.
Условия адрогации:
- усыновлять мог только мужчина (женщина лишь в исключительных случаях в постклассический период – например, когда имела детей, и они умерли);
- усыновитель не должен быть подвластным (т. е. должен обладать отцовской властью);
- лицо со своим правом можно усыновлять (с переходом всех его подвластных под власть нового домовладыки);
- быть старше усыновляемого не менее чем на 18 лет и не старше 60 лет, быть здоровым и «без постыдного желания»;
- возраст усыновляемого – любой, «даже младенец» (Модестин);
- усыновитель в идеале должен не иметь родных и усыновленных детей (усыновлять могут те, кто не мог иметь детей, в том числе и неженатые);
- усыновитель должен быть не беднее усыновляемого (усыновление должно быть полезно для сироты);
- при адрогации малолетнего давалась гарантия того, что его не эманципируют;
- нельзя усыновлять сразу многих (Ульпиан) и другие.
В классический и постклассический периоды процедура адопции регулировалась следующими правилами:
1) усыновитель должен быть старше усыновленного не менее чем на 18 лет;
Семья и брак в Древнем Риме
... имели бы над детьми своими такую же власть, как мы», - писал Гай. На patriapotestas (власть домовладыки) основывалась римская семья и агнатическое родство, которое, в свою очередь, являлось основанием возникновения права наследований, а также ...
2) адопция происходила путем рескрипта императора или записью в государственном органе по решению магистрата (судебный протокол);
3) если сын семейства являлся консулом, то он мог усыновить самого себя (или эманципировать);
4) при усыновлении внука было необходимо согласие сына (отца этого внука), но после смерти усыновителя внук не наследует деду, а переходит под власть своего отца;
5) даже слепой мог усыновлять и быть усыновленным (по Ульпиану);
6) иногда вначале эманципировали, а потом усыновляли;
7) не мог быть усыновлен ни отсутствующий, ни не согласный с этим (Ульпиан), т.е. только в присутствии усыновителя и им лично;
8) адопция не меняла статуса усыновленного (он оставался вольноотпущенником или рабом).
От усыновления следует отличать узаконение (legitimatio) – признание законным ребёнка, рождённого в браке с конкубиной, уравнение их в правах с рождёнными в законном браке. При этом устанавливалась и отеческая власть. Требовалось согласие узаконяемого, если усыновлять можно было только посторонних, то есть чужих детей, то узаконить можно было только своих детей.
Формы узаконивания:
1) последующим браком родителей внебрачного ребенка;
2) отдать сына на службу в курию, а дочь выдать замуж за члена курии;
3) по милости императора (рескриптом).
В отношении сыновей и дочерей отцовская власть прекращалась: за смертью домовладыки; если отец или подвластный лишались свободы, права римского гражданства; в силу акта освобождения – сложного юридического акта в отношении проданного в рабство сына, а затем возвратившегося. Только после третьей продажи в рабство сын навсегда освобождался из-под власти отца. Продажа в рабство допускалась лишь за пределы Рима, а в пределах Рима допускалась только кабала.
Однако глава семейства мог быть лишён отцовской власти, если он принуждал дочь к проституции или продавал новорожденного, но в последнем случае он не нёс такой ответственности, если продажа была вызвана крайней нуждой всего семейства.
Некоторые современные романисты полагают, что возможный произвол домовладыки всё же ограничивался обычаями и общественным мнением22. Поэтому пожизненная власть главы семьи над взрослыми сыновьями не распространялась на их общественную жизнь. Так, женатые сыновья, занимавшие высокие должности, в действительности не были лишены собственных средств. Они проживали отдельно и получали годовое содержание. По свидетельству Цицерона, Секст Росций имел в собственном распоряжении три поместья. Другой молодой человек – Целлий – жил в отдельном доме на Палатине. Если кто-либо лишал сына наследства, при отсутствии серьёзных причин, это оценивалось как безумие. Магистраты и суд восстанавливали в правах наследников, несправедливо лишённых наследства. Отцовская власть ограничивалась и с другой стороны. Как гласит традиция, Ромул запретил лишать жизни новорожденных. Позднее отцы были лишены своего права продавать детей в рабство, а убийство детей квалифицировалось как преступление.
Единственно возможный способ погашения отцовской власти при жизни домовладыки – это эманципация (освобождение от отцовской власти).
В древности эманципация носила элемент наказания, ведь лицо оставалось без семейной защиты (напоминало изгнание).
В классический период эманципация превратилась в привилегию лиц с чужим правом, но только наиболее способных и талантливых, достигших высокого общественного положения, почетных званий (патриций, консул, городской или преторианский префект, сенатор).
Органы исполнительной власти как субъекты административного права
... субъекты административного права Орган исполнительной власти — это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности, образована в соответствии с законодательством, наделена правом выступать по поручению государства, ...
Процедура эманципации напоминала усыновление: тройная фиктивная продажа для мужчин и одна фиктивная продажа для женщины. В древности эманципация наступала автоматически только при получении статуса жреца Юпитера или жрицы богини Весты.
В постклассический период эманципация осуществлялась рескриптом императора или через заявление главы семьи в государственный орган и записью в протоколе суда. Эманципация не носила необратимого характера, она могла быть и отменена (ведь власть домовладыки абсолютная и пожизненная)23.
Итак, во-первых, отцовская власть (patria potestas) в Риме могла устанавливаться тремя способами: 1) в результате рождения сына или дочери в римском браке; 2) путём узаконения (legitimatio); 3) над чужими детьми путём усыновления. Во-вторых, самостоятельным лицом в римской семье был только глава семьи, остальные были лицами чужого права. В семье власть над детьми принадлежала отцу, а не родителям. В период принципата появились ограничения власти paterfamilias над детьми. В классическом римском праве основное содержание отцовской власти заключалось в воспитании ребенка. В-третьих, характер отношений между матерью и детьми зависел от формы римского брака. В браке cum manu жена находилась на положении дочери и считалась сестрой своих детей. И, напротив, в браке sine manu мать и дети принадлежали к юридически различным семьям, но со временем такая отчуждённость мужа и жены, матери и детей была почти полностью устранена.
2. 2. Личные и имущественные отношения родителей и детей
Личные и имущественные права и обязанности родителей и детей отличались на разных этапах развития государства и права.
В древнее время домовладыка имел право жизни и смерти в отношении детей, мог продавать их в рабство, избить, бросить в темницу. Право передавать подвластных смерти связано исключительно с ролью домовладыки и пресекается публичной властью, если домовладыка действовал из соображений, отличных от дисциплинарных24. В Риме действовало правило: «Власть над сыном Ромул вручил отцу пожизненно»25. До третьей продажи отец забирал себе все, что зарабатывал сын. Если сын трижды продавался в рабство (за долги), то с третьей продажи он освобождался от власти отца. Практически не было различий между положением рабов и членов семьи (внутри стен дома).
В классическом и постклассическом праве власть домовладыки ограничивалась следующими новациями;
- потерял право жизни и смерти над детьми, более того – строго наказывался (кроме случая убийства дочери, уличенной в измене);
- потерял право продавать сына (кроме случаев крайней нужды);
- не требовалось его согласия при заключении брака, если дети старше 25 лет;
- не требовалось согласия отца в случае эманципации лиц в силу закона.
Отец (римский гражданин) имел право:
1) требовать почитания, дисциплины;
2) применять домашние наказания;
3) определять опекуна или попечителя;
4) содержать и воспитывать детей и выбирать им занятие;
Социология.. Структура и функции семьи. Мотивация браков и разводов
... называемая терапевтическая функция брака. Реферат структурно состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников. В первой главе раскрывается структура и функции семьи, дается определение «семья». Во второй главе изучается мотивация браков и причины разводов. Научное ...
5) требовать алименты в старости;
6) устанавливать завещательные институции и субституции;
7) предъявлять иск против третьего лица, удерживающего его подвластного.
В праве Юстиниана мать была почти уравнена с отцом в отношении детей, но и раньше матрона могла сама назначать приданое, заключать сделки.
Правам отца были противопоставлены права и обязанности детей.
Дети имели право:
- на уход и воспитание;
- на получение приданого и наследства.
Дети были обязаны:
1) почитать родителей;
2) не предъявлять порочащих исков против родителей;
3) вступать в брак с согласия родителей;
4) содержать их в старости (при условии, что в юности отец дал им
профессиональное образование).
Старое цивильное право давало домовладыке не только власть над личностью детей, но и над имуществом семьи. Все то, что было приобретено подвластным лицом, поступало в собственность домовладыки. Имущество семьи считалось ее коллективной собственностью, однако распоряжаться им мог только домовладыка как единственный владелец. Подвластные лица в экономической жизни выступали как уполномоченные: могли заключать все необходимые сделки, однако все полученное по этим сделкам автоматически шло в распоряжение отца. При этом домовладыка отвечал по обязательствам и по деликтам подвластных (в древности мог продать сына в рабство за долги).