Личные и имущественные отношения членов семьи в римском праве

Обращаясь к институту предбрачного дара (donatio ante (propter) nuptias) необходимо отметить, что он возник на основе системы приданого и развивался под влиянием восточных обычаев параллельно с dos. Предбрачный дар (donatio ante (propter) nuptias) – представлял собой «свободное приношение со стороны жениха в пользу невесты в виду предстоящего брака и на время продолжающегося брачного союза, которое в силу условий брачного договора или специальных норм закона в случае прекращения брака принадлежало жене (вдове)»16. С появлением этого института фактически произошло полное уравнение в имущественных правах супругов. Отличие двух институтов – dos и donatio ante (propter) nuptias состоит в том, что приданое принадлежало мужу во время брака, но с прекращением брака приданое всегда возвращали жене. И, напротив, donatio ante (propter) nuptias служило гарантией в обеспечении имущественных прав жены на случай расторжения брака по вине мужа.

Что касается правового положения имущества относящегося к предбрачному дару, то оно всегда определялось законом, если дотальное соглашение не предусматривало иного условия. При отсутствии дотального соглашения предбрачный дар всегда принадлежал на праве собственности жене, а при его наличии собственником мог стать муж. Если брак прекращался смертью одного из супругов, то вопрос о правовом положении предбрачного дара решался, прежде всего, исходя из содержания дотального соглашения, а при его отсутствии – на основании специальных норм права (1).

Так, со смертью мужа, жене принадлежало право на приобретение предбрачного дара в пользование (lucrum).

Вопрос о праве пользования женой имуществом, которое входило в состав предбрачного дара, решался согласно условиям дотального соглашения, а при его отсутствии – в соответствии с нормами дотального права.

До Юстиниана предбрачный дар передавал жених или его родственники в пользу невесты до брака, так как во время брака договоры дарения между супругами были запрещены. Нормы о donatio ante (propter) nuptias получили развитие в классическом римском праве в период правления императора Юстиниана. Во-первых, Юстиниан изменил название самого института: в кодификации Юстиниана добрачное дарение (donatio ante nuptias) называется свадебный подарок (donatio propter nuptias).

Во-вторых, при Юстиниане муж мог установить donatio propter nuptias не только до брака, но и после его заключения. В-третьих, несмотря на то, что во время брака donatio propter nuptias находилось в собственности мужа, он не мог распоряжаться таким имуществом. И, наконец, в-четвёртых, Юстиниан установил одинаковый размер для dos и donatio propter nuptias, вследствие чего дарение утратило своё первоначальное значение.

7 стр., 3287 слов

Брак (римское право)

... точки зрения, такое сожительство не должно было бы считаться в собственном смысле браком; тем не менее, римское право уже ранней эпохи признало его за matrimonium justum «законный ... конечно, странностью, но эта странность объясняется именно историческим происхождением брака sine manu. Эта бесформальность сохранилась в римском праве до самого конца; лишь уже в Византии была установлена ...

Таким образом, с появлением брака sine manu и переходом от системы подчинения имущества жены – мужу, к системе раздельности имущества супругов формируется римская дотальная система имущественных отношений супругов (regim dotal).

Сущность дотальной системы сводилась к тому, что приданое (dos) и дарение в виду брака (donatio ante (propter) nuptias) составляли общий фонд, цель которого заключалась в обеспечении семейных расходов.

С возникновением брака sine manu и формированием дотальной системы (regime dotal) супругам и третьим лицам была предоставлена возможность, заключать между собой особые соглашения, в которых стороны определяли личные неимущественные и имущественные права и обязанности в браке или на случай его расторжения. Такие соглашения в римском праве появились предположительно в 368 г.н.э. и получили название – брачные соглашения (pacta nuptialia) или дотальные соглашения (pacta dotalia).

В доюстиниановом праве дотальные соглашения заключались в форме стипуляции и предусматривали порядок возвращения приданого (dos recepticia).

При Юстиниане дотальные соглашения получили полную регламентацию.

Постановления о дотальных соглашениях были помещены в книге 23 титула 4 «О договорах о приданом (de pactis dotalibus)» Дигест Юстиниана17. Дигесты относятся к императорскому периоду и представляют собой сборник извлечений из сочинений римских юристов. Кодификационные работы по их составлению начались 13 февраля 528 г. и завершились 16 декабря 533 года.

Особенности дотального соглашения, согласно Дигестам Юстиниана относятся к его субъектному составу, времени заключения, предмету и содержанию, срокам действия, условиям недействительности и порядку его изменения. Кроме того, Дигесты предусматривали специальные способы защиты имущественных прав участников дотального соглашения. Отметим, что в Дигестах Юстиниана отсутствовала общая норма, определяющая порядок прекращения дотальных соглашений.

В дотальном соглашении супруги оговаривали различные вопросы, касающиеся их личных неимущественных прав и обязанностей или правового положения детей. Так, например, Дигесты предусматривали правило, согласно которому жених (муж) и отец невесты были наделены правом на заключение соглашения устанавливающего, что приданое будет принадлежать мужу, если после смерти жены в живых останется её годовалый сын. Если сын умирал при жизни матери, то мужу принадлежала часть приданого оставшаяся после смерти жены (имеется в виду смерть жены во время брака) (D.23.4.26).

Следовательно, закон признавал за мужем право на удержание части приданого в силу презумпции того, что при одновременной физической смерти матери и ребёнка, несовершеннолетний умирал раньше взрослого.

Таким образом, характер личных неимущественных отношений между супругами зависел от формы римского брака. При браке с властью мужа (matrimonium cum manu) жена полностью подпадала под власть мужа. И, напротив, в браке без власти мужа (matrimonium sine manu) жена находится под властью своего отца, т.е. остаётся в составе прежней семьи, а если до брака жена была самостоятельна, то она сохраняла самостоятельность и при вступлении в брак. Тем не менее, и при этой форме заключения брака всё ещё сказывалось главенство мужа. С появлением брака sine manu и переходом от системы подчинения имущества жены – мужу, к системе раздельности имущества супругов формируется римская дотальная система имущественных отношений супругов (regim dotal).

7 стр., 3074 слов

Брак в римском праве: виды, порядок заключения и прекращения

... детей. Целью контрольной работы является изучение брака в римском праве. Достижение поставленной цели обусловлено решением следующих задач: Рассмотреть правовую сущность брака. 2.Раскрыть виды брака ... власть мужа (или домовладыки, если муж сам был подвластным лицом), и брак sine manu, при котором жена оставалась подвластной прежнему домовладыке либо была самостоятельным лицом. Брак sine manu по ...

Сущность дотальной системы сводилась к тому, что приданое (dos) и дарение в виду брака (donatio ante (propter) nuptias) составляли общий фонд, цель которого заключалась в обеспечении семейных расходов.

Глава 2. Правовые отношения родителей и детей

2.1. Отцовская власть

В римском праве не было родительского права как собрания право­вых норм, в соответствии с которыми отец и мать имели бы одинако­вые права и обязанности по уходу и воспитанию своих детей. Только при Юстиниане возникли первые формы родительского права, закреп­лялись права матери и детей. Гай говорил, что «…едва ли существуют ещё другие лица, которые бы имели такую власть над своими детьми, какую имеем мы, т. е. римские граждане»18.

Самостоятельным лицом в римской семье был только глава семьи, остальные были лицами чужого права. Сын мог иметь статусы свободы и гражданства, занимать публичные должности, кроме сенаторской, но в семье по-прежнему был подчинён отцовской власти. В семье власть над детьми принадлежала отцу, а не родителям. На ранних стадиях развития римского права глава семьи мог распоряжаться даже жизнью детей, например, он мог продать их в рабство.

В период принципата появились ограничения власти paterfamilias над детьми. Продажа детей в кабалу допускалась теперь в крайних случаях. Во II в. н. э. был издан указ, на основании которого власти могли принудить главу семьи освободить подвластного сына или дочь от отцовской власти. В классическом римском праве основное содержание отцовской власти заключалось в воспитании ребенка. Так, отец мог истребовать своих детей, если ими владело третье лицо.

Необходимо также отметить, что характер отношений между матерью и детьми зависел от формы римского брака19. В браке cum manu, как уже было отмечено в первой главе, жена находилась на положении дочери и считалась сестрой своих детей. После смерти мужа её сыновья на праве агнатов осуществляли над ней опеку. И, напротив, в браке sine manu мать и дети принадлежали к юридически различным семьям. Но со временем такая отчуждённость мужа и жены, матери и детей была почти полностью устранена. Кровная связь стала служить основанием права матери на проживание с несовершеннолетними детьми, на получение алиментов, а во II в. н. э. претор допустил взаимные права наследования матери и детей.

Отцовская власть (patria potestas) устанавливалась, по общему правилу, в силу рождения. В древности для установления отцовской власти над своими детьми требовалось соблюдение двух условий:

1) ребенок должен родиться от женщины, находящейся в браке с домовладыкой или с другим мужчиной из данного кон­сорциума;

2) домовладыка должен был признать ребенка как члена своей семьи. По Законам XII таблиц членами семьи становились (без специального признания) по факту рождения все здоровые мальчики и первород­ные девочки. Другие дочери и дети с выраженными дефектами могли быть отвергнуты. Отсюда римское выражение – аналог вопросу «да или нет» — «мальчик или девочка?». Процедура признания заключалась в том, что отец сразу после родов должен был взять младенца на руки. Именно так был признан Цезарем его незаконнорожденный сын от Клео­патры – Цезарион.

5 стр., 2183 слов

Статья 51. Права семьи в сфере охраны здоровья

... контролю и надзору в сфере охраны здоровья: 1) ведет единый ре 1. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: 1) защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоров К полномочиям ...

В классический период отвергались только нежизнеспособные мла­денцы. В момент перерезания пуповины все живые дети, рожденные в законном браке, становились членами семьи, а домовла­дыка обязан был их признать. Всякий ребенок, рожденный замуж­ней женщиной, считался сыном или дочерью ее мужа, пока не будет доказано обратное.

Отцовская власть помимо основного способа также могла устанавливаться в силу усыновления и узаконения. Суть усыновления состояла в том, что в центуриатных комициях один отец семейства передавал другому отцу семейства в усыновление своего подвластного. Если усыновлялось лицо своего права (persona sui iuris), то такое усыновление именовалось – адрогация (arrogatio).

Если усыновлялось лицо чужого права (persona alieni iuris), то такое усыновление именовалось – адопция (adoptio).

В подавляющем большинстве случаев усы­новлял мужчина; женщина усыновляла лишь в виде исключения, ко­гда она до усыновления имела детей, которых потеряла20. Не могло усыновлять лицо подвластное. Усыновитель должен быть старше усыновляемого не менее чем на восемнадцать лет. По этому поводу римские юристы говорили: «усыновление подражает природе»21. При Юстиниане для совершения arrogatio требовался императорский рескрипт. А для adoptio занесение в судебный протокол и соглашение прежне­го домовладыки усыновляемого с усыновителем. При этом должен был присутствовать усыновляемый.

Особенности адрогации:

1) усыновленный полностью отрекался от своей семьи, от своего семейного культа;

2) прекращалась прежняя правоспособность усыновленного лица (поэтому до усыновления тщательно регулировались все имущественные отношения усыновляемого лица; магистрат вы­яснял, не будут ли ущемлены имущественные интересы этого лица);

3) усыновленный получал право наследования;

4) дети усыновляемого также переходили под власть усыновителя в качестве внуков.

Условия адрогации:

  • усыновлять мог только мужчина (женщина лишь в исключительных случаях в постклассический период – например, когда имела детей, и они умерли);
  • усыновитель не должен быть подвластным (т. е. должен обладать отцовской властью);
  • лицо со своим правом можно усыновлять (с переходом всех его подвластных под власть нового домовладыки);
  • быть старше усыновляемого не менее чем на 18 лет и не старше 60 лет, быть здоровым и «без постыдного желания»;
  • возраст усыновляемого – любой, «даже младенец» (Модестин);
  • усыновитель в идеале должен не иметь родных и усыновленных детей (усыновлять могут те, кто не мог иметь детей, в том чис­ле и неженатые);
  • усыновитель должен быть не беднее усыновляемого (усыновле­ние должно быть полезно для сироты);
  • при адрогации малолетнего давалась гарантия того, что его не эман­ципируют;
  • нельзя усыновлять сразу многих (Ульпиан) и другие.

В классический и постклассический периоды процедура адопции регу­лировалась следующими правилами:

1) усыновитель должен быть старше усыновленного не менее чем на 18 лет;

4 стр., 1981 слов

Семья и брак в Древнем Риме

... имели бы над детьми своими такую же власть, как мы», - писал Гай. На patriapotestas (власть домовладыки) основывалась римская семья и агнатическое родство, которое, в свою очередь, являлось основанием возникновения права наследований, а также ...

2) адопция происходила путем рескрипта императора или записью в государственном органе по решению магистрата (судебный про­токол);

3) если сын семейства являлся консулом, то он мог усыновить самого себя (или эманципировать);

4) при усыновлении внука было необходимо согласие сына (отца этого вну­ка), но после смерти усыновителя внук не наследует деду, а переходит под власть своего отца;

5) даже слепой мог усыновлять и быть усыновленным (по Ульпиану);

6) иногда вначале эманципировали, а потом усыновляли;

7) не мог быть усыновлен ни отсутствующий, ни не согласный с этим (Ульпиан), т.е. только в присутствии усыновителя и им лично;

8) адопция не меняла статуса усыновленного (он оставался вольно­отпущенником или рабом).

От усыновления следует отличать узаконение (legitimatio) – признание законным ребёнка, рождённого в браке с конкубиной, уравнение их в правах с рождёнными в законном браке. При этом устанавливалась и отеческая власть. Требовалось согласие узаконяемого, если усыновлять можно было только посторонних, то есть чужих детей, то узаконить можно было только своих детей.

Формы узаконивания:

1) последующим браком родителей внебрачного ребенка;

2) отдать сына на службу в курию, а дочь выдать замуж за члена курии;

3) по милости императора (рескриптом).

В отношении сыновей и дочерей отцовская власть прекраща­лась: за смертью домовладыки; если отец или подвластный лиша­лись свободы, права римского гражданства; в силу акта освобожде­ния – сложного юридического акта в отношении проданного в рабство сына, а затем возвратившегося. Только после третьей продажи в рабство сын навсегда освобождался из-под вла­сти отца. Продажа в рабство допускалась лишь за пределы Рима, а в пределах Рима допускалась только кабала.

Однако глава семейства мог быть лишён отцовской власти, если он принуждал дочь к проституции или продавал новорожденного, но в последнем случае он не нёс такой ответственности, если про­дажа была вызвана крайней нуждой всего семейства.

Некоторые современные романисты полагают, что возможный про­извол домовладыки всё же ограничивался обычаями и общест­венным мнением22. Поэтому пожизненная власть главы семьи над взрослыми сыновьями не распространялась на их общественную жизнь. Так, женатые сы­новья, занимавшие высокие должности, в действительности не были лишены собственных средств. Они проживали отдельно и получали годовое содержание. По свидетельству Цицерона, Секст Росций имел в собственном распоряжении три поместья. Другой молодой человек – Целлий – жил в отдельном доме на Палатине. Если кто-либо лишал сына наследства, при отсутствии серьёзных причин, это оценивалось как безумие. Магистраты и суд восстанав­ливали в правах наследников, несправедливо лишённых наследства. Отцовская власть ограничивалась и с другой стороны. Как гласит традиция, Ромул запретил лишать жизни новорожденных. Позднее отцы были лишены своего права продавать детей в рабство, а убийство детей квалифицировалось как преступление.

Единственно возможный способ погашения отцовской власти при жизни домовладыки – это эманципация (освобождение от отцовской власти).

В древности эманципация носила элемент наказания, ведь лицо оста­валось без семейной защиты (напоминало изгнание).

В классический период эманципация превратилась в привилегию лиц с чужим правом, но только наиболее способных и талантливых, достигших высокого общественного положения, почетных званий (патриций, консул, го­родской или преторианский префект, сенатор).

6 стр., 2853 слов

Органы исполнительной власти как субъекты административного права

... субъекты административного права Орган исполнительной власти — это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности, образована в соответствии с законодательством, наделена правом выступать по поручению государства, ...

Процедура эманципа­ции напоминала усыновление: тройная фиктивная продажа для мужчин и одна фиктивная продажа для женщины. В древности эманципа­ция наступала автоматически только при получении статуса жреца Юпитера или жрицы богини Весты.

В постклассический период эманципация осуществлялась рескрип­том императора или через заявление главы семьи в государственный орган и записью в протоколе суда. Эманципация не носила необратимого характера, она могла быть и отменена (ведь власть домовладыки абсолютная и пожизненная)23.

Итак, во-первых, отцовская власть (patria potestas) в Риме могла устанавливаться тремя способами: 1) в результате рождения сына или дочери в римском браке; 2) путём узаконения (legitimatio); 3) над чужими детьми путём усыновления. Во-вторых, самостоятельным лицом в римской семье был только глава семьи, остальные были лицами чужого права. В семье власть над детьми принадлежала отцу, а не родителям. В период принципата появились ограничения власти paterfamilias над детьми. В классическом римском праве основное содержание отцовской власти заключалось в воспитании ребенка. В-третьих, характер отношений между матерью и детьми зависел от формы римского брака. В браке cum manu жена находилась на положении дочери и считалась сестрой своих детей. И, напротив, в браке sine manu мать и дети принадлежали к юридически различным семьям, но со временем такая отчуждённость мужа и жены, матери и детей была почти полностью устранена.

2. 2. Личные и имущественные отношения родителей и детей

Личные и имущественные права и обязанности родителей и детей отличались на разных этапах развития государства и права.

В древнее время домовладыка имел право жизни и смерти в отношении детей, мог продавать их в рабство, избить, бросить в темницу. Право передавать подвластных смерти связано исключительно с ролью домовладыки и пресекается публичной властью, если домовладыка действовал из соображений, отличных от дисциплинарных24. В Риме действовало пра­вило: «Власть над сыном Ромул вручил отцу пожизненно»25. До третьей продажи отец забирал себе все, что зарабатывал сын. Если сын триж­ды продавался в рабство (за долги), то с третьей продажи он освобож­дался от власти отца. Практически не было различий между положе­нием рабов и членов семьи (внутри стен дома).

В классическом и постклассическом праве власть домовладыки огра­ничивалась следующими новациями;

  • потерял право жизни и смерти над детьми, более того – строго наказывался (кроме случая убийства дочери, уличенной в измене);
  • потерял право продавать сына (кроме случаев крайней нужды);
  • не требовалось его согласия при заключении брака, если дети старше 25 лет;
  • не требовалось согласия отца в случае эманципации лиц в силу закона.

Отец (римский гражданин) имел право:

1) требовать почитания, дисциплины;

2) применять домашние наказания;

3) определять опекуна или попечителя;

4) содержать и воспитывать детей и выбирать им занятие;

4 стр., 1857 слов

Социология.. Структура и функции семьи. Мотивация браков и разводов

... называемая терапевтическая функция брака. Реферат структурно состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников. В первой главе раскрывается структура и функции семьи, дается определение «семья». Во второй главе изучается мотивация браков и причины разводов. Научное ...

5) требовать алименты в старости;

6) устанавливать завещательные институции и субституции;

7) предъявлять иск против третьего лица, удерживающего его под­властного.

В праве Юстиниана мать была почти уравнена с отцом в отношении детей, но и раньше матрона могла сама назначать приданое, заключать сделки.

Правам отца были противопоставлены права и обязанности детей.

Дети имели право:

  • на уход и воспитание;
  • на получение приданого и наследства.

Дети были обязаны:

1) почитать родителей;

2) не предъявлять порочащих исков против родителей;

3) вступать в брак с согласия родителей;

4) содержать их в старости (при условии, что в юности отец дал им

профессиональное образование).

Старое цивильное право давало домовладыке не только власть над личностью детей, но и над имуществом семьи. Все то, что было приобретено подвластным лицом, поступало в собственность домовладыки. Имущество семьи считалось ее коллективной собственностью, од­нако распоряжаться им мог только домовладыка как единственный владелец. Подвластные лица в экономической жизни выступали как уполномоченные: могли заключать все необходимые сделки, однако все полученное по этим сделкам автоматически шло в распоряжение отца. При этом домовладыка отвечал по обязательствам и по деликтам под­властных (в древности мог продать сына в рабство за долги).