Личные неимущественные права авторов Франции

Авторское право обычно определяют как право, «нормы которого регулируют отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства»[2] .

Субъективные авторские права.

защиту

Закон в ст. L.121-2 признают исключительный характер прав автора на прижизненное обнародование созданного им произведения. Французский законодатель допускает переход данных прав к наследникам автора и подробнейшим образом регламентирует переход права на обнародование по наследству. В соответствии со ст. L 121-2 Кодекса право на выпуск в свет (право на обнародование) после смерти автора осуществляется наследниками по завещанию в течение их жизни. В случае же отсутствия такого завещания, либо смерти наследников по завещанию, либо при наличии в завещании иной воли автора это право осуществляется наследниками по закону, в порядке определенном Законом. Данная регламентация введена в Закон для предотвращения злоупотреблений наследников своими правами и неисполнения ими ради собственной выгоды последней воли автора. Кроме того, Закон предусматривает, что в случае явных злоупотреблений наследников в осуществлении или неосуществлении ими права на обнародование, а также в случае конфликта между ними, суд высшей инстанции может принять соответствующие меры.

В статье 1 французского закона 1957 года « О литературной и художественной собственности» авторское право определяется как «исключительное право нематериальной собственности, которое может быть противопоставлено любому лицу».

Во французском законодательстве известны два основных случая запрещения уступки авторского права. Один связан с личностным характером данного права, обозначаемого понятием «droit moral», другой — с желанием законодателя избежать злоупотребления отчуждением свободы творчества в будущем. Такова цель ст. 33 закона от 11 марта 1957 г., запрещающей полную уступку еще не созданных произведений.

Закон от 11 марта 1957 г. устанавливает в первую очередь, что некоторые права, предоставляемые авторам, носят настолько ярко выраженный личностный характер, что трудно себе представить, чтобы автор мог уступить пользование ими третьему лицу путем заключения договора. Такое положение характерно для личных неимущественных прав. Оно предназначается для защиты личности автора в том виде, в котором она находит свое выражение в его произведении, и закон вполне обоснованно запрещает его уступку по договору. Таким образом, в соответствии с абзацем 1 ст. 6 «автор пользуется правом на уважение своего имени, авторства произведения», а в абзаце 3 ст. 6 закона очень четко закреплено, что это право «неотчуждаемо». Однако положения, которые регламентируют другие правомочия в области морального авторского права, в частности ст. 19, посвященная праву на выпуск в свет произведения, и ст. 32— праву автора на изъятие произведения, формально не закрепляют этого положения. Но содержание ст. 6 распространяется на все правомочия в области личных неимущественных прав, а не только на правомочия, зафиксированные в ней самой. Личностный характер личных неимущественных прав предписывает действительно опираться на такое решение вопроса.

6 стр., 2541 слов

Раздача прав доступа пользователей

... вознаграждения автора рассчитывается исходя из размера оплаты за право доступа к произведению, полученной Пользователем в ... Пользователем за право доступа к произведению за отчетный период, рассчитанный размер вознаграждения. 4. Права и обязанности сторон 4.1. Пользователь обязуется: 4.1.1. Использовать произведение способами, предусмотренными в настоящем договоре. 4.1.2. Предоставить автору право ...

Моральное право не может быть уступлено в полном смысле слова, то есть нельзя позволить цессионарию пользоваться им вместо автора. Но можно поставить совершенно законный вопрос, не следует ли, по крайней мере в некоторых случаях, признать действительными соглашения, по которым автор ограничился бы отказом от некоторых правомочий в области личных неимущественных прав и взял бы, например, на себя обязательство не противиться тому, чтобы тем или иным правомочием воспользовался его контрагент, или, более того, согласился бы просто уполномочить какое-либо лицо на осуществление его прав.

Если в некотором смысле запрещение соглашений в области личных неимущественных прав будет толковаться довольно узко, то можно вполне представить себе такое развитие судебной практики, при котором моральное право стало бы рассматриваться с большей гибкостью, тем более что сам законодатель, как будет показано ниже, сделал из него значительные изъятия в области кинематографии, теле- и радиовещания и аудиовизуальной продукции.

Природа личных неимущественных прав.

Признаки личных неимущественных прав

Бессрочный характер личных неимущественных прав авторов.

Неотчуждаемый характер личных неимущественных прав авторов.

Например, применительно к аудиовизуальным и кинематографическим произведениям ст. 15 закона предусматривает, что если один из авторов отказывается от завершения своей части произведения, то он не может воспрепятствовать использованию уже выполненной работы для завершения произведения. Это исключение, согласно ст. 18 закона, касается также произведений, передаваемых в эфир, и аудиовизуальных произведений.

С другой стороны, в силу ст. 16 – и лишь в этой конкретной области — фильм считается завершенным, если имеется первая стандартная копия, и начиная с этого момента соавторы не могут больше препятствовать использованию произведения, ссылаясь на моральное право.

В свою очередь, соглашения могут парализовать действие некоторых элементов личных неимущественных прав: в качестве примера можно привести экранизацию литературного произведения; в этом случае оно обязательно подвергается изменениям, и автор не имеет права препятствовать этому.

Отсутствие срока давности для личных неимущественных прав авторов

Нев озможность обращения взыскания на моральное пра во.

Глава 2

ПРАВО НА ВЫПУСК В СВЕТ

Право на выпуск в свет является одним из правомоч ий личных неимущественных прав авторов, поскольку это право относится к его личным правам. Лишь тот, кто создает произ ведение, имеет право выпустить его в свет. Но данное право связано с имущественными правами, поско льку опубликовать произведение — значит сделать его д оступным путем воспроизведения и публичного пред ставления.

3 стр., 1258 слов

Содержание авторских прав: личные неимущественные права автора ...

... аудио или видеокассетах, дисках, журналах. Имущественные авторские права действуют с момента создания произведения на протяжении всей жизни автора и 70 лет после его смерти. Личные неимущественные права автора охраняются бессрочно. В отличие ...

С самого начала важно определить место и значение права на выпуск в свет (права на обнародование) среди правомочий, признанных законом за автором. Действительно, согласно ст. 19 закона от 11 марта 1957 г., «только автор имеет право выпустить в свет свое произведение». Способ и условия выпуска в свет аудио визуальных произведений определяется с учетом положений статьи 36 закона 1985 года.

Редакция ст. 19 закона 1957 года, касающейся права на выпуск в свет, была изменена законом от 3 июля 1985 г. Так , существует презумпция уступки продюсеру прав на использование кинематографического произведения. Эта презумпция распространяется на все аудиовизуальные произведения, согласно абз. 1 ст. 36 закона.

. Следует сделать вывод, что лицо, не обладающее правом авторства, не может осуществлять абсолютное и неограниченное право на выпуск в свет. По логике вещей, это право может существовать лишь в тех случаях, когда произведение создано до принятия решения о выпуске в свет, то есть автор задумывает и создает произведение, а затем совершенно самостоятельно решает вопрос о его выпуске в свет.

Однако эта позиция абсолютно неприемлема в случае, если третье лицо предварительно определяет способ выпуска в свет, а затем побуждает автора к созданию творческого произведения. Это относится, например, к продюсеру кинофильма, владельцу газеты или другого периодического издания.

Законодатель значительно ограничил применение ст. 19 тремя случаями:

  • в отношении кинематографических произведений, права на которые ст. 19 путем отсылки к ст. 17 закрепляет за продюсером;
  • в отношении произведений, опубликованных в газетах и других периодических изданиях (ст. 36);
  • в отношении коллективных произведений, поскольку в силу закона физическое и юридическое лицо, которое издает или выпускает в свет данное произведение, наделяется авторством.

Но эти три формальных исключения не исчерпывают всех случаев, когда автор лишается права на выпуск в свет в силу того, что право принимать решение об этом принадлежит третьему лицу. Бывает, что автор создает произведение, предназначенное для выпуска в свет определенным способом, выбранным третьим лицом, если автор находится в зависимости от лица, которое осуществляет этот выпуск в свет.

Право на выпуск в свет: его обладатель.

Таким образом, если способ использования какого-либо произведения подразумевает, что право на выпуск в свет может принадлежать лишь лицу, использующему чужое произведение, то тогда следует признать, что создатель творческого произведения не выступает в качестве автора, поскольку авторство в данном случае, если нет доказательства обратного, принадлежит лицу, которое публикует произведение.

4 стр., 1711 слов

Право собственности юридических лиц

... Целью настоящей работы является рассмотрение права собственности юридических лиц. В задачи работы входит: рассмотреть понятие права собственности определить понятие юридического лица как субъекта права собственности проанализировать право собственности коммерческих организаций изучить право собственности некоммерческих организаций При написании данной работы были использованы ...

И далее, в принципе лишь физическое лицо способно на интеллектуальное творчество, и если авторское право, несмотря на его определение как права на нематериальную собственность, связано с охраной личности, то даже сам закон предусматривает четко выраженное изъятие из этого принципа: изначально юридическое лицо может выступать в качестве автора так называемого коллективного произведения. Впрочем, продюсер фильма, которым может быть юридическое лицо (чаще всего так оно и есть), не обладая изначально правом выступать в качестве автора, находится в особом положении и пользуется надежной охраной.

Однако возникают некоторые трудности в применении к юридическому лицу тех положений, связанных с правомочиями личных неимущественных прав, в частности в отношении срока

29-04-2015, 03:19