Механизм формирования правовой активности

Поэтому гражданское общество заинтересовано в активной личности. И не просто заинтересовано, а само способно ее формировать.11

Классификация любого, в том числе и правового, явления начинается с поиска и определения того, что одновременно лежит в основе деления и в то же время является консолидирующим обстоятельством, позволяющим разделить исследуемое явление на части, чтобы более полно изучить как целое.

В научных исследованиях, посвященных проблемам правового поведения, в частности правомерного поведения, в рамках классификации данной категории по критерию социальной полезности и желательности стабильно выделяется такая разновидность правового поведения, как правовая активность (социально-правовая активность, активное правовое поведение).

Справедливо отмечается, что правовая активность личности характеризуется повышенной, по сравнению с обычным правомерным поведением, степенью использования предоставленных индивиду прав и свобод, что правовая активность превосходит обычные требования закона, конкретных правовых предписаний — превосходит в том отношении, что это поведение более инициативно, активно и, что немаловажно, результативно.12

Социально-активное правомерное поведение — деятельность по реализации правовых норм на основе осознания их ценности и глубокого убеждения в необходимости их исполнения. Социально-активное правомерное поведение личности характеризуется ее осознанной и целенаправленной деятельностью ради достижения какого-либо социально полезного результата. Главный критерий такого поведения видится в наличии конкретных позитивных результатов. Социально-правовая активность определяется высоким уровнем правосознания, глубокой правовой убежденностью, сформированной самостоятельностью, сознательно принятой на себя готовностью использовать предоставленные правом возможности, творчески руководствоваться ими в своем повседневном поведении.

Следует заметить, что в юридической науке отношение к социально-активному поведению варьируется от полного его отрицания до различных трактовок этого вида правомерного поведения.

Понятие правовой активности имеет сложную структуру. Оно включает, во-первых, правомерное поведение, предусмотренное законом; во-вторых, правомерное поведение, не предусмотренное законом, однако ему не противоречащее. Объективная сторона такого поведения содержит не просто общественно полезное, целенаправленное, имеющее положительный результат деяние, а главное — инициативное со стороны субъекта деяние. Субъективная же сторона характеризуется не только осознанием потребностей и интересов инициативной деятельности, но и готовностью к ней.

15 стр., 7064 слов

Правомерное поведение

... работе нами будут рассмотрены понятие, виды, факторы стимулирования правомерного поведения субъектов права, а также правовая активность личности. 1. Понятие и природа правомерного поведения субъектов права. 1.1. Понятие правомерного поведения. Поведение ... поступков, соответствующих требованиям правовых норм. С социально-политической точки зрения правомерное поведение всегда является желательным ...

Изложенное позволяет определить правовую активность как, с одной стороны, свойство, содержательную характеристику личности, выражающуюся в готовности к активной деятельности в сфере права на основе уважительного отношения к праву, солидарности с его принципами и нормами (внутренний аспект), а с другой — как позитивную, целенаправленную, инициативную, сознательную, в значительной степени творческую и интенсивную деятельность личности, превосходящую обычные требования к возможному и должному поведению, как предусмотренному, так и не предусмотренному нормами права, однако им не противоречащую, объективно направленную на укрепление демократии, законности и правопорядка (внешнее ее проявление).

При анализе правовой активности внутренний и внешний аспекты должны рассматриваться в единстве, ибо внутренняя правовая активность выступает предпосылкой внешнего ее проявления.

Внутренний аспект правовой активности показывает, как личность, взаимодействуя с правовой средой, «снимает» ее объективные свойства, переносит и закрепляет их в своей структуре, накладывая на них печать субъективных восприятий. Специфика взаимодействия, в котором участвуют, с одной стороны, личность как субъект права, носитель юридических прав и обязанностей, с другой — социально-правовая среда, обусловливает специфическое отражение (как результат этого взаимодействия), нашедшее свое оформление в виде определенных образований, закрепленных в структуре данного субъекта. Исходя из того что структура человеческой личности представлена интеллектуальными, эмоциональными и волевыми процессами, а также основываясь на том, что правовая активность обеспечивает участие индивидов в правовой жизни общества, ее (личности) содержание можно охарактеризовать следующими свойствами: информативными (определяющими характер и объем правовых знаний); ценностно-ориентирующими (выражающими правовую позицию личности); поведенческими (обеспечивающими необходимый темп, интенсивность правовой деятельности).

Если внутренний аспект правовой активности отражает подверженность личности правовому воздействию, восприятие им права и его ценностей, то внешняя сторона правовой активности характеризует обратный процесс: воздействие его носителя сообразно его потребностям и интересам на правовую среду, в ходе которого она претерпевает определенные преобразования. Процесс объективирования правовой активности во внешней среде приобретает определенные формы. 13

Участие индивида в политике предопределяется, во-первых, социальным статусом личности, во-вторых, объективными факторами и общественными потребностями.

Социальный статус личности — собирательное понятие, ибо охватывает как правовой статус гражданина, так и статус члена общественного или иного объединения (общности).

Более того, он содержит атрибутивные, функциональные, оценочные и нормативные признаки. Атрибутивные признаки предполагают принадлежность к определенной социальной общности, функциональные — определяют ту роль, которую личность играет, в частности, в политическом процессе. Оценочные признаки определяют «качество» этой роли, с одной стороны, с точки зрения оценки (престижа) самой личностью, а с другой — с точки зрения оценки со стороны общества. Нормативные же критерии говорят о нормативном, в том числе правовом, регулировании положения человека в обществе, об определении его поведения с позиций права, морали, корпоративности и иных социальных норм.14

10 стр., 4584 слов

Правовая защита прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся ...

... детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Выявить особенности правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Объект исследования: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Предмет исследования: процесс правовой защиты прав и интересов детей-сирот ...

Помимо социального статуса каждый человек является обладателем личного статуса, который определяет положение личности с точки зрения его оценки и восприятия со стороны родных, знакомых, то есть довольно незначительного числа людей, непосредственно его окружающих. При этом для определения положения человека в гражданском обществе с точки зрения межличностных отношений важно то, что личный статус приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека, а не дан ему от рождения. Более того, личный статус всегда предопределяет тот или иной интерес, ради которого человек поступает так или иначе, проявляя всю свою разносторонность и индивидуальность.15

Отсюда в основе политико-правового поведения личности лежит принцип личной инициативы, проявляемой не выходя за рамки социальных и прежде всего правовых норм, и опора на осознание личностью собственной ценности и ценности социально-правового статуса.

В сфере политики это проявляется в том, что индивид осознает общую социально значимую цель своей деятельности, идентифицируя себя с другими людьми в процессе совместной деятельности. И в первую очередь речь идет об отождествлении личности с конкретной политической партией, а также о приверженности тому или иному лидеру.

При этом политическая социализация во многом предполагает политическую успешность индивида как на личностном уровне, так и в общественном мнении (уровне той или иной группы, организации, территориального образования или общества в целом).

Успешность политической (политико-правовой) социализации проявляется в результативности политико-правового поведения в том или ином обществе и признании таких результатов в окружающей индивида среде или социуме, как соответствующих нормам и ценностям (политическим, правовым, моральным) конкретной социальной группы или общества.

Среди факторов, влияющих на активность личности в гражданском обществе, следует назвать следующие:

1. Экономический фактор — стабильность экономики, развитие производства, рост материального благополучия населения, увеличение рядов среднего класса.

2. Политический фактор включает в себя эффективную деятельность государственного аппарата, политических партий и других субъектов политической системы общества.

3. Культурно-нравственный фактор подразумевает уровень развития культуры, науки, усиление нравственного климата в обществе, признание и защиту духовных ценностей, особенности национального менталитета.

4. Информационный фактор охватывает сферу получения и распространения разнообразной информации о государстве, политике, в том числе правовой.

14 стр., 6620 слов

Гражданское государство и правовое общество

... прав человека, свободы личности, многообразия форм собственности, идей правового государства, политического плюрализма, развитие частной инициативы – существенные шаги на пути к гражданскому обществу. Из этого следует, что необходимо различать гражданское общество как концепцию, ...

5. Организационный фактор зависит от уровня развития и эффективности институциональных форм общественной активности индивидов.

Безусловно, определенное влияние на политико-правовую активность индивида оказывает менталитет (национальный, личностный), который обладает устойчивостью во времени и стабильностью структуры. Это приводит к тому, что, во-первых, личностный менталитет обладает способностью сопротивляться нововведениям, во-вторых, пассивностью поведения, в-третьих, нередко ведет к психологическому кризису из-за неприятия изменяющихся политических и иных условий повседневной жизни.16

Правовое просвещение представляет собой распространение в обществе знаний о праве и разъяснение положений действующих нормативных правовых актов, а также практики их применения. Оно включает правовое обучение (преподавание правовых знаний в образовательных заведениях), правовую пропаганду (распространение в доступной форме сведений о правовых актах) и правовое консультирование (разъяснения отдельным гражданам юридических норм).17

К основным формам, используемым исключительно для правового просвещения, относится, например, устная пропаганда правовых знаний. В процессе ее осуществления специалисты в области права и политики выступают перед гражданами с лекциями и докладами, проводят беседы, тематические вечера и вечера вопросов и ответов, недели, декады и месячники правовых знаний. Подобные мероприятия организуются по месту жительства, учебы, в трудовых коллективах организаций, учреждений и предприятий различных форм собственности. Немалую пользу приносят встречи с лидерами и активистами общественных объединений. Приоритетными темами являются в том числе состояние и проблемы нормативно-правового регулирования противодействия коррупции и экстремизму, предпринимательской деятельности, трудовых, жилищных, земельных, экологических отношений. Причем обязательно учитывается возраст, национальность, профессия граждан, которым адресуется такая информация.

Рекомендации по совершенствованию нормативных правовых актов отслеживаются в ходе научно-практических конференций и семинаров, онлайн- и пресс-конференций, тренинг-семинаров, «круглых столов», парламентских и публичных слушаний. При этом разъясняется порядок реализации правовых норм, состояние правоприменительной практики, меры по укреплению законности и правопорядка.

Наряду с приведенными формами повышения правовой культуры граждан в целях обеспечения их участия в правотворчестве следует пропагандировать право и разъяснять законодательство.

Есть положительный опыт сотрудничества в сфере правового просвещения граждан разных правоохранительных структур.18

Существенный вклад в деятельность по пропаганде правовых знаний вносят уполномоченные по правам человека (омбудсмены), занимающиеся, кроме своих обязанностей по внесудебной защите прав человека, правовым просвещением по вопросам прав человека, форм и методов их защиты. Уполномоченные, в частности, в школах и вузах выступают с лекциями, проводят семинары на темы об основных направлениях деятельности государственных правозащитных органов, о международных стандартах в области прав человека, осуществляют подготовку, издание и распространение периодических и информационных материалов, просветительской литературы, связанной с охраной и защитой прав человека.19

3 стр., 1010 слов

Гражданско правовой договор как юридический факт

... работы. Выбрать вариант оплаты наших услуг Вы можете . Посмотреть примерную стоимость услуг Вы можете на странице Прайс-лист . Гражданско-правовой договор как юридический факт Необходимыми предпосылками возникновения экологических правоотношений являются: эколого-правовая ... (ст. 87); 4)...4.7025861740112305 Похожие темы: Дипломные работы, отчеты по практике, курсовые, выполненные специалистами ...

Познавательная функция состоит в том, что правосознание как форма отражения и освоения правовой действительности аккумулирует в себе обширный комплекс знаний об этой действительности, о праве и его действии, других юридических феноменах. Чем выше у того или иного субъекта правосознание, тем выше уровень его правовой осведомленности, информированности. Причем знания, накапливаемые правосознанием, постоянно углубляются и распространяются, делаются достоянием все более широкого круга физических и юридических лиц. Сюда же входит правовое просвещение населения, подготовка юридических кадров, правовая пропаганда, печатные труды, средства массовой информации.

Юристы имеют дело с правовым воспитанием, которое представляет для них профессиональный интерес и поэтому изучается юридической наукой. Необходимость правового воспитания очевидна. Сегодня в условиях построения правового государства, как никогда раньше, ощущается острая потребность в правовых знаниях, которые так или иначе используются во всех сферах общественной жизни. Усиление правового просвещения населения, преодоление правового нигилизма — одна из задач проводимой в стране правовой реформы.