Среди наиболее важных вопросов повестки этого форума отдельный блок — «третья корзина» — был посвящен правам человека. В результате его обсуждения в Заключительный акт совещания была включена развернутая формула принципа уважения прав и основных свобод человека, и благодаря тому, что участниками Совещания Заключительный акт был признан как документ, обладающий юридической силой, данный принцип получил окончательное закрепление в международном праве.Вместе с 13 дополнительными протоколами Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод представляет собой наиболее эффективную нормативную систему защиты прав человека. Ее участниками являются государства — члены Совета Европы, ответственность которых за соблюдение предусмотренных Конвенцией прав и свобод обеспечивается судебным механизмом. Присоединение России к Европейской конвенции открыло возможность для граждан РФ обращаться в Европейский суд по правам человека с жалобами на государственные органы, нарушающие права и свободы, предусмотренные Конвенцией.Правовой основой для Конвенции СНГ послужили общепризнанный принцип уважения прав человека и основных свобод и универсальные и региональные акты о правах человека.
В ней прямо указывается, что государства-участники должны обеспечивать изложенные в Конвенции права и свободы каждому человеку, находящемуся под их юрисдикцией. Для наблюдения за выполнением Конвенции был создан специальный орган — Комиссия по правам человека Содружества Независимых Государств (КПЧ СНГ).Наряду с комплексными международно-правовыми актами, устанавливающими права и свободы человека и охватывающими все их виды, существуют договоры о защите отдельных прав и договоры, регламентирующие статус определенных лиц. Как и комплексные, они бывают универсальные и региональные.К универсальным актам первой категории относятся прежде всего акты, направленные на предупреждение и пресечение посягательств на жизненно важные интересы как больших групп людей, так и отдельной личности:
- Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.;
- две конвенции об упразднении рабства и институтов и обычаев, сходных с рабством, 1926 и 1956 гг.;
- Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.;
- Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г.;
— Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.Во второй категории договоров о правах человека всеобщий интерес представляет регламентация труда и условий трудовой деятельности. Этим вопросам посвящены многочисленные акты, принятые в рамках Международной организации труда (МОТ).
Право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность
... правам человека. Глава 1.Характеристика конституционного права на жизнь 1.1 Право на жизнь в системе основных прав и свобод человека, его свойства Важнейшим этапом развития института прав человека стала вторая половина XX в. Признание Всеобщей декларации прав человека, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, ...
Среди них можно выделить такие как:
- Конвенция об инспекции труда 1947 г. и Протокол к ней 1995 г.;
- Конвенция об охране заработной платы 1949 г.;
- Конвенция об упразднении принудительного труда 1957 г.;
- Конвенция о регулировании вопросов труда 1978 г.;
- Конвенция о безопасности и гигиене труда в производственной сфере 1981 г.В группе международных договоров данной категории большое внимание уделяется защите прав женщин в сфере как общественной, так и личной жизни:
- Конвенция о политических правах женщин 1953 г.;
- Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 г.;
— Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1980 г.Что касается международных договоров о правах человека, принимаемых на региональном уровне, то наиболее активно специальные акты разрабатываются и принимаются в рамках Совета Европы. Членом этой организации с 1996 г. является Российская Федерация, которая при вступлении в нее уже присоединилась к некоторым европейским конвенциям, и в будущем в связи с политикой интеграции в Европейское пространство процесс присоединения будет продолжен. Защите прав человека посвящены, в частности:
- Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств 1995 г.;
- Европейская социальная хартия 1961 и 1996 гг.;
- Европейская конвенция о предупреждении пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания 1987 г.;
- Европейская конвенция о гражданстве 1997 г.3.2 Реализация защиты прав и свобод в ООНОсобое место в системе ООН по защите прав человека занимала до ее расформирования (16 июня 2006 г.) Комиссия по правам человека.Комиссия по правам человека (далее также Комиссия) была утверждена Экономическим и Социальным Советом ООН (далее – ЭКОСОС) в 1946 г.
Первоначально она состояла из 18 членов, затем была увеличена до 53 членов, назначаемых ЭКОСОС по правилам справедливого географического распределения, регулирующим избрание членов Совета на трехлетний срок. Она созывалась ежегодно в Женеве на шесть недель. Комиссия представляла собой форум, на котором государства, межправительственные и неправительственные организации обсуждали проблемы прав человека. Она была наделена правом выносить на обсуждение случаи нарушения прав человека в любой точке земного шара.Комиссия была уполномочена представлять ЭКОСОС предложения, рекомендации и доклады по вопросам защиты прав человека.
Государства, в которых имело место нарушение прав человека, отвечали на поставленные Комиссией вопросы. Чтобы дать квалифицированную оценку сложившейся ситуации, Комиссия была вправе приглашать группу специалистов или отдельных экспертов, организовывать внеплановые посещения этих стран, а затем проводить обсуждение проблемы и оказывать необходимую помощь государствам по вопросам защиты прав человека. Если отдельная ситуация признавалась весьма серьезной, Комиссия могла провести расследование с привлечением группы независимых экспертов, затем в соответствии с полученной информацией призывала это государство провести необходимые изменения законодательного и практического характера по защите прав человека.За многие годы Комиссия создала многочисленные механизмы по установлению фактов в области прав человека: это утверждение тематических мандатов по разбору особо серьезных нарушений; назначение специальных докладчиков по негативным, с точки зрения соблюдения прав человека, последствиям; создание рабочих групп; обсуждение докладов и информации и т.д.Большое количество вопросов, относящихся к правам человека при чрезвычайных ситуациях, положению коренных народов и меньшинств, современным формам рабства, вопросы справедливого судебного рассмотрения, содержания под стражей и т.д. обсуждались в Подкомиссии по поощрению и защите прав человека (далее также Подкомиссия).Учрежденная в 1947 г. Подкомиссия по предотвращению дискриминации и защите меньшинств (первоначальное название, затем Подкомиссия по поощрению и защите прав человека) была наделена Комиссией ООН по правам человека следующими функциями:
Принцип обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту
... и обвиняемому права на защиту. Задачи курсовой работы: отразить понятие и значение принципов уголовного судопроизводства, раскрыть принцип обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту; - рассмотреть и проанализировать защиту прав подозреваемого и обвиняемого на стадиях уголовного судопроизводства. Основная часть 1 Значение и роль принципа обеспечения подозреваемому и обвиняемому права ...
- предпринимать исследования, особенно в свете Всеобщей декларации прав человека, и давать Комиссии по правам человека рекомендации, касающиеся предупреждения дискриминации любого рода и связанные с правами человека и основными свободами и с защитой расовых, национальных, религиозных и языковых меньшинств;
— выполнять любые другие функции, которые могут быть возложены на нее Экономическим и Социальным Советом или Комиссией по правам человека.Подкомиссия проводила свои сессии один раз в год и представляла доклад Комиссии. Члены Подкомиссии (вначале их было 12, затем 26) избирались Комиссией в их личном качестве — как эксперты, а не как представители государств. Тем не менее их кандидатуры должны были представляться правительствами, а их избрание регулировалось конкретными правилами справедливого географического распределения. Компетенция Подкомиссии постепенно расширялась, и к ней относились не только проблемы дискриминации и защита меньшинств, но и, по сути дела, вопросы защиты прав человека в целом.В соответствии с Резолюцией 5/1 от 18 июня 2007 г. Совета ООН по правам человека Подкомиссия по поощрению и защите прав человека была преобразована в Консультативный комитет Совета по правам человека.
Генеральная Ассамблея ООН Резолюцией 62/219 от 22 декабря 2007 г. утвердила данное решение Совета.Комитет состоит из 18 экспертов, которые выступают в своем личном качестве. На первой сессии 4 августа 2008 г. представитель России профессор В.А. Карташкин избран членом Консультативного комитета.В сентябре 2002 г. Генеральным секретарем ООН был подготовлен доклад под названием «Укрепление Организации Объединенных Наций: программа дальнейших преобразований». В этом докладе было отмечено, что Комиссия по правам человека является одной из важнейших составных частей Организации и народы всего мира ждут от нее защиты своих прав и помощи в улучшении условий жизни при большей свободе. Государства — члены Комиссии обязаны искать пути повышения эффективности ее работы. Задача ООН заключается в том, чтобы развивать достигнутые успехи и оказывать помощь в создании и укреплении в каждой стране национальной системы защиты прав человека.Развивая инициативу Генерального секретаря ООН, Комиссия по правам человека на своей сессии 2005 г. приняла постановление, в котором разрешила аккредитованным национальным правозащитным учреждениям выступать в рамках их мандатов в Комиссии по всем пунктам ее повестки дня.
Документы о правах человека. Международные документы по правам ...
... 1950 году Советом Европы была принята Европейская конвенция о защите прав и свобод человека, которая стала одним из важнейших международных документов о правах человека, позволяющих гражданам возбуждать дела против своих государств и ...
Это изменение имело большое значение, поскольку было сопряжено с укреплением статуса и повышением эффективности деятельности национальных правозащитных учреждений.ЗАКЛЮЧЕНИЕПроведенное исследование позволяет сделать ряд выводов, имеющих как теоретическое, так и практическое значение.1.В российской и зарубежной доктринах существуют различные концепции прав человека: естественно-правовая, позитивистская, социалистическая, теологическая и универсальная концепции межгосударственного сотрудничества в области прав человека. Для целей настоящей работы мы остановимся только на естественно-правовой, позитивистской и концепции универсальности прав человека как общечеловеческой ценности.2. Права человека – это система принципов, норм, правил и традиций взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающая индивиду, во-первых, возможность действовать по своему усмотрению (эта часть прав обычно называется свободами) и, во-вторых, получать определенные материальные, духовные и иные блага (собственно права).3. Права человека – это общая и равная для всех мера (норма) свободы (возможного поведения), необходимая для удовлетворения потребностей его существования, развития, самореализации, которая в тех или иных конкретно-исторических условиях определяется взаимным признанием свободы субъектами правового общения и не зависит от ее официальной фиксации государством, хотя и нуждается в государственном признании и гарантировании.4. К общим принципам защиты прав человека можно отнести следующие:
- принцип гуманизма;
- принцип свободы;
- принцип равенства и равноправия;
- принцип достоинства личности;
- принцип толерантности;
— принцип справедливости.5. Среди формальных международно-правовых источников прав человека следует в первую очередь назвать Устав Организации Объединенных Наций 1945 г. Это обосновано хронологически, поскольку данный документ впервые на универсальном уровне провозгласил целью международного сообщества уважение прав человека.6. Всеобщая декларация прав человека является предшественницей двух универсальных комплексных международно-правовых источников прав человека — Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и Международного пакта о гражданских и политических правах, оба — 1966 г. Эти документы были приняты в виде международных договоров и являются обязательными для исполнения всеми участниками. В первом получили признание право на труд и свободный выбор занятия, на справедливую заработную плату, на создание профессиональных союзов и вступление в них, на социальное обеспечение, на достаточный жизненный уровень, свободу от голода, на здоровье и образование.
Во втором — право каждого человека на жизнь, свободу и личную неприкосновенность; право не подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему достоинство обращению; на свободу от рабства; на защиту от произвольного ареста; на справедливый суд; на признание правосубъектности, на свободу мысли, совести и религии; на свободу мнений и выражения собственного мнения; на свободу передвижения, включая право на эмиграцию; на мирные собрания и свободу ассоциации.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1.Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. 25 декабря 1993 г.2.Устав Организации Объединенных Наций (принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) // СПС «КонсультантПлюс».3.Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций // Организация Объединенных Наций: Сборник документов. М., 1981.4.Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. N 50. Ст.
Конституционное право на обращение в Российской Федерации
... регулирования порядка рассмотрения обращений граждан. Объектом исследования являются права человека и гражданина в РФ. Предметом исследования выступает конституционное право на обращения. Фрагмент работы для ознакомления ... или международным договором. Следуя принципу национального режима, Закон об обращениях расширил сферу применения права на обращение и распространил его на иностранных граждан и ...
4850.5.Действующее международное право / Сост. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. М., 1996. Т. 1.6.Курс международного права: В 7 т. / Отв. ред. Р.А. Мюллерсон, Г.И. Тункин. М., 1990. Т. 3. 7.Международное право. Общая часть: учебник / Г.Я. Бакирова, П.Н. Бирюков, Р.М. Валеев и др.; отв. ред. Р.М. Валеев, Г.И. Курдюков. М.: Статут, 2011.8.Международное право: Учебник / Отв. ред. Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунов. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2009.9.Международное публичное право: Сб. док. М., 1996. Т. 1.10.Международное право. Общая чаϲть: учебник / Г.Я. Бакирова, П.Н. Бирюков, Р.М. Валеев и др.; отв. ред. Р.М. Валеев, Г.И. Курдюков. М.: Статут, 2011.11.Международное право: Учебник / Отв. ред. Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунов. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2009.12.Международное право. Оϲобеннаячаϲть: учебник для вузов / М.В. Андреев, П.Н. Бирюков, Р.М. Валеев и др.; отв. ред. Р.М. Валеев, Г.И. Курдюков. М.: Статут, 2010. 624 ϲ.13.Тункин Г.И. Теория международного права. М., 1970.14.Хименес де АречагаЭдуардо. Современное международное право / Пер. Ю.И. Папченко; под ред. Г.И. Тункина. М., 1983.
Список литературы [ всего 14]
[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/mejdunarodnaya-zaschita-prav-cheloveka-2/
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/mejdunarodnaya-zaschita-prav-cheloveka-2/
1.Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. 25 декабря 1993 г.
2.Устав Организации Объединенных Наций (принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) // СПС «КонсультантПлюс».
3.Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций // Организация Объединенных Наций: Сборник документов. М., 1981.
4.Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4850.
5.Действующее международное право / Сост. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. М., 1996. Т. 1.
Обычай как источник международного права
... Все сказанное определяет актуальность изучения правового обычая. Цель работы: исследовать правовой обычай как источник международного права. Методы исследования: теоретические (анализ юридической ... источников (форм) международного права, на взгляд автора, безосновательно5. 2. Понятие и специфика международно-правового обычая Статут Международного Суда ООН в пп. «b» п. 1 ст. 38 определяет обычай как ...
6.Курс международного права: В 7 т. / Отв. ред. Р.А. Мюллерсон, Г.И. Тункин. М., 1990. Т. 3.
7.Международное право. Общая часть: учебник / Г.Я. Бакирова, П.Н. Бирюков, Р.М. Валеев и др.; отв. ред. Р.М. Валеев, Г.И. Курдюков. М.: Статут, 2011.
8.Международное право: Учебник / Отв. ред. Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунов. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2009.
9.Международное публичное право: Сб. док. М., 1996. Т. 1.
10.Международное право. Общая чаϲть: учебник / Г.Я. Бакирова, П.Н. Бирюков, Р.М. Валеев и др.; отв. ред. Р.М. Валеев, Г.И. Курдюков. М.: Статут, 2011.
11.Международное право: Учебник / Отв. ред. Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунов. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2009.
12.Международное право. Оϲобенная чаϲть: учебник для вузов / М.В. Андреев, П.Н. Бирюков, Р.М. Валеев и др.; отв. ред. Р.М. Валеев, Г.И. Курдюков. М.: Статут, 2010. 624 ϲ.
13.Тункин Г.И. Теория международного права. М., 1970.
14.Хименес де Аречага Эдуардо. Современное международное право / Пер. Ю.И. Папченко; под ред. Г.И. Тункина. М., 1983.