Государственная пошлина

Налоговый кодекс РФ дополнен главой 25.3 «Государственная пошлина», в соответствии с которой большая часть лицензионных сборов переведена в государственную пошлину, являющуюся федеральным сбором. Таким образом, за лицензирование всех видов деятельности, по которым согласно Федеральному закону «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. лицензии выдают как федеральные, так и региональные органы исполнительной власти, взимается теперь государственная пошлина.

Кроме того, в состав государственной пошлины как федерального сбора включены многие неналоговые доходы, существовавшие до 1 января 2005 года. В их число входят регистрационные сборы, уплачиваемые в соответствии с Федеральным законом «О животном мире» от 24 апреля 1995 г., Законом РФ от 23 сентября 1992 г. «О правовой охране топологий интегральных микросхем», Законом РФ от 23 сентября 1992 г. «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», Кодексом торгового мореплавания и др. Все они согласно этим законам устанавливались Правительством РФ.

В состав государственной пошлины как федерального сбора вошла плата за государственную регистрацию, которая уплачивалась в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и оставалась до 1 января 2005 г. в распоряжении учреждений юстиции, осуществляющих такую регистрацию.

Рассмотрение законодательства о государственной пошлине является достаточно актуальной темой сегодня, так как литературы обобщающей историю становления и современное состояние государственной пошлины практически нет. Поэтому рассмотрение вопросов, касающихся как теории так и практики применения государственной пошлины на сегодняшний день необходимо.

Основной целью курсовой работы является раскрытие понятия государственной пошлины и методики ее исчисления и уплаты на предприятии.

В соответствии с поставленной целью представляется решить следующие задачи:

1. рассмотрение общей характеристики государственной пошлины;

2. определение места государственной пошлины в налоговой системе РФ;

3. на примере ООО «Альмари» произвести расчет государственной пошлины.

Предметом исследования в курсовой работе является государственная пошлина, а объектом исследования расчет государственной пошлины с ООО «Альмари».

25 стр., 12029 слов

Патентные и иные пошлины

... Рассмотрение заявки в Патентном ведомстве. Все патентные заявки, какого бы объекта промышленной собственности они ни касались, проверяются в отношении их соответствия ... для освобождения от уплаты государственных пошлин, уменьшения их размеров, ... образцы. Источники патентного права: Федеральные законы, законы РФ, международные договоры ... внешний вид изделия); д) реферат. Центральный документ заявки - ...

Теоретической базой исследования послужили законодательные и нормативно-правовые акты в области налогообложения государственной пошлиной, труды отечественных ученых в области налогообложения, материалы периодической печати и данные налоговой отчетности ООО «Альмари» за 2012год.

Курсовая работа состоит из введения, теоретической и практической части, заключения, списка используемой литературы и приложения. Курсовая работа содержит два рисунка, шесть таблиц и одно приложение.

Глава 1. Теоретические основы государственной пошлины

1.1 Место государственной пошлины в налоговой системе РФ

Государственная пошлина зачисляется в федеральный бюджет по делам, рассматриваемым арбитражными судами, Конституционным Судом РФ и Верховным Судом РФ. В остальных случаях государственная пошлина зачисляется в доход местных бюджетов. Денежные средства, вносимые в виде налогов, не имеют целевого назначения, они поступают в бюджет и направляются на нужды государства.

Государственная пошлина относится к налогам со стоимости исковых заявлений и сделок имущественного характера.

Центральное место в финансовой системе занимает государственный бюджет — самый крупный денежный фонд, за счет которого содержится оборонная система страны, силы правопорядка, значительная часть здравоохранения, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы.

Государственная пошлина является сбором, взимаемым на федеральном уровне. Поступления в бюджет в составе налоговых доходов от госпошлины составляют наименьшее значение. Но, несмотря на это, он так же важен для формирования доходной части бюджета как основные бюджетообразующие налоги такие как НДС, налог на прибыль организаций.

Госпошлина является одним из старейших сборов в налоговой системе России. Еще в «Повести временных лет» упоминается так называемый «мыт» — пошлина, взимаемая при провозе товаров через заставы у городов и крупных селений. Так же она взималась в форме торговых и судебных пошлин. Проанализируем поступления от уплаты государственной пошлины в федеральный бюджет РФ за период с 2009 г. По 2012 г.

Таблица 1. Доходы федерального бюджета

2009

2010

2011

2012

Всего доходов, тыс. Руб., в т. Ч.:

5125 093 651

6278 888 765

7779 104 890

9037112 776

ЕСН, зачисленный в федеральный бюджет

266 500 000

302 090 200

345 567 887

442 805 122

Налог на прибыль организаций

259 003 300

344 838 100

395 070 866

534 564 433

НДС

713 226 900

1 123 721 400

1 239 008 871

1 834 111 643

Акцизы

114 219 200

885 261 00

687 128 098

976 900 543

Платежи, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

483 035 600

753 309 000

877 981 001

912 543 661

Налог на товары, ввозимые на территорию РФ

413 734 400

532 282 600

577 561 022

658 755 091

Доходы от внешнеэкономической деятельности

919 093 800

1 662 922 600

1 098 988 432

2 124 432 650

Госпошлина

18 555 900

23 058 500

25 600 701

32 255 062

Таким образом, по имеющимся данным можно сделать вывод о том, сумма налогового дохода, получаемого государством от государственных пошлин очень незначительна, в силу чего необходимо решать вопрос о повышении эффективности системы государственных пошлин. По моему мнению существует два пути увеличения сумм поступлений от государственных пошлин:

  • Пересмотр размеров ставок государственных пошлин — наиболее сложный и трудоемкий путь, требующий материальных затрат на расчет, оптимизацию и прогнозирование новых ставок;

— Сокращение числа льгот по уплате государственных пошлин — наиболее оптимальное решение, по этому пути уже пошел законодатель, отменив большую часть льгот по уплате государственных пошлин за совершение нотариальных действий, что и было закреплено во второй части Налогового Кодекса.

1.2 Понятие и виды

Фактически ни одно государство, при формировании своего бюджета, не может обойтись без использования в своей налоговой системе, сборов и пошлин. И хотя размер собираемых пошлин в бюджете государств, занимает, как правило, не значительное место, тем не менее, им придается важное самостоятельное финансовое значение.

На сегодняшний день государственная пошлина регулируется Главой 25.3 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Законодательство рассматривает государственную пошлину как федеральный сбор, взимаемый с организаций и физических лиц уполномоченными на то органами или должностными лицами за совершение юридически значимых действий, в том числе выдачу документов, их копий и дубликатов.

При этом в Кодексе предусмотрено, что государственная пошлина взимается при обращении плательщика сбора исключительно в государственные органы, органы местного самоуправления, в другие органы и к должностным лицам, которые уполномочены федеральными или региональными законами или же нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Государственная пошлина входит в группу платежей федерального уровня, однако на основании ежегодно принимаемых законов о федеральном бюджете на очередной финансовый год может зачисляться в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ.

Поскольку государственная пошлина является сбором, включенным в российскую налоговую систему, то на порядок ее исчисления и уплаты в бюджет распространяются все положения, установленные Налоговым кодексом РФ. При этом необходимо подчеркнуть, что государственная пошлина была включена в налоговую систему с первых лет ее формирования, несмотря на то, что из системы налогов за непродолжительную историю были исключены или переведены в категорию неналоговых платежей многочисленные налоги и сборы.

Ранее определение понятия государственной пошлины давалось в ст. 1 Закона РФ «О государственной пошлине», согласно которой под государственной пошлиной понимался установленный названным Законом обязательный и действующий на всей территории Российской Федерации платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами.

Глава 25.3 НК РФ определила правовую природу государственной пошлины — это не просто платеж, а именно сбор, под которым понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Можно выделить следующие характерные черты государственной пошлины:

1. обязательный и возмездный характер, так как она выступает в качестве обязательной компенсации за оказание юридическим и физическим лицам конкретных государственных услуг;

2. определенный регулятивный характер, так как она выступает в качестве особого инструмента для управления спросом и предложением на государственные услуги;

3. значимый фискальный характер, так как она обеспечивает бюджетам определенный доход от установления государства на отдельные виды услуг;

4. учитывается в составе налоговых доходов бюджетов различных уровней.

Виды государственной пошлины

Государственная пошлина делится по характеру предоставляемых государственными органами услуг. Классификация представлена в таблице 1.

Выделяют семь групп:

1. в суды общей юрисдикции, к мировым судьям, в арбитражные суды, в Конституционный Суд Российской Федерации и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации;

2. в нотариальные органы;

3. в органы записи актов гражданского состояния (ЗАГСы) и иные уполномоченные органы;

4. в органы внутренних дел и другие уполномоченные органы при совершении действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации, выходом из гражданства Российской Федерации, с въездом в Российскую Федерацию и выездом из Российской Федерации;

5. в федеральные органы исполнительной власти по вопросам официальной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологий интегральных микросхем;

6. в государственные учреждения по осуществлению федерального пробирного надзора;

7. осуществление государственной регистрации и прочих юридически значимых действий.

Последняя группа наиболее обширна по своему составу. Однако для предоставлений о широте охвата приведем некоторые примеры. Облагается государственной пошлиной государственная регистрация: юридического лица, физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, политической партии, средств массовой информации, договоров об ипотеке, договоров о залоге транспортных средств, воздушных и морских судов и совершение иных регистрационных действий с ними, выпуска эмиссионных ценных бумаг и иные регистрационные действия.

Кроме того, в составе этой группы облагается государственной пошлиной и осуществление прочих юридически значимых действий:

1. выдача лицензий на право осуществления лицензируемых видов деятельности;

2. предоставление разрешений на право вывоза культурных ценностей;

3. истребование документов;

4. проведение аттестации;

5. выдача разрешения на распространение наружной рекламы;

6. право использования наименования «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц и другие действия.

Таблица 1. Характеристика предоставляемых государственных пошлин

Вид пошлин

Объект

обложения

Адресность

поступлений

Судебная

Исковые и иные заявления и жалобы, подаваемые в арбитражные суды и Конституционный суд РФ

Исковые и иные заявления и жалобы, подаваемые в суды общей юрисдикции

Нотариальные действия

Государственная регистрация актов гражданского состояния

Рассмотрение и выдача документов, связанных с приобретением (выходом из) гражданства

Федеральный бюджет

Местный бюджет

Нотариальная

Административная

Регистрационная

1.3 Элементы государственной пошлины

Плательщиками государственной пошлины являются организации (российские и иностранные) и физические лица (граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства), при условии их обращения за совершением юридически значимых действий, а также организации и физические лица, выступающие ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судами, и если при этом решения приняты не в их пользу и истец освобожден от уплаты пошлины.В том случае, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько лиц, не имеющих права на льготы, государственная пошлина уплачивается каждым из них в равных долях.

Законодательством предусмотрены случаи, когда круг плательщиков государственной пошлины устанавливается самим органом, совершающим юридически значимое действие. Например, решением суда о расторжении брака государственная пошлина за регистрацию расторжения брака может взиматься с одного или обоих супругов.

Под объектом взимания государственной пошлины необходимо понимать юридически значимое действие, совершение которого обуславливает возникновение у заинтересованного лица обязанности уплаты пошлины, объекты налогообложения классифицируются по следующим по признакам:

1. в зависимости от органа, оказывающего юридически значимые действия. В состав этих органов входят судебные учреждения общей юрисдикции; арбитражные суды; Конституционный Суд РФ; нотариальные органы; органы местного самоуправления; органы исполнительной власти; органы местного самоуправления и т.д.

2. в зависимости от вида оказываемых юридически значимых действий. По видам действий выделяются: рассмотрение исковых заявлений, запросов, жалоб; совершение нотариальных действий; составление проектов документов; выдача и удостоверение копий и дубликатов документов; регистрация актов гражданского состояния и т.д.

3. в зависимости от формы документа, с которыми совершаются юридически значимые действия. К ним относятся: исковые заявления имущественного и неимущественного характера, жалобы, запросы, ходатайства, доверенности, договора дарения, поручительства, завещания, свидетельства, справки и т.д. Объекты взимания государственной пошлины представлены на рисунке 1.

Рис 1. Объекты взимания государственной пошлины

Система ставок (размеры) устанавливается отдельно по каждому виду совершения юридически значимых действий .

При этом используются два основных вида ставок:

1. Твердые (специфические);

2. Адвалорные (в процентах).

Наибольшее количество ставок государственной пошлины представлены именно как твердые ставки — в фиксированных суммах в рублях за каждое юридически значимое действие, причем по отдельным группам таких действий предусмотрены исключительно твердые ставки. К таким группам относят:

1. совершение действий органами ЗАГСа;

2. действий, связанных с приобретением гражданства или выхода из него;

3. действий по официальной регистрации программ ЭВМ;

4. действий по осуществлению федерального пробирного надзора.

Другими словами для всех видов государственной пошлины групп 3-6 из представленного выше перечня. В качестве примера можно привести государственную пошлину за регистрацию заключения брака, включая выдачу свидетельства, установленную в размере 400 рублей.

Значительно меньше количество ставок представлено как адвалорные. Данные ставки в государственной пошлине встречаются в двух разновидностях:

1. пропорциональные;

2. регрессивно- каскадные.

Адвалорные пропорциональные ставки формируются в процентах от суммы (сделки, искового заявления и т.д.) с предельным ограничением или без него. В качестве примера такой ставки с предельным ограничением приведем государственную пошлину за государственную регистрацию договора о залоге транспортных средств- 0,1% суммы договора, но не более 1000 рублей. Примером адвалорной пропорциональной ставки без предельного ограничения может служить государственная пошлина за право вывоза культурных ценностей, которая устанавливается для ценностей более 50 лет назад-10% от стоимости и менее 50 лет- 5% от их стоимости.

Адвалорные регрессивно-каскадные ставки устанавливаются в процентах от суммы (искового заявления) с делением этой суммы на налоговые разряды с применением для каждого разряда своей ставки, понижающей при переходе к более высокому разряду. Например, при подаче в арбитражный суд искового заявления имущественного характера, подлежащая оценке, с цены иска:

1. до 50000 рублей- 4%, но не менее 500 рублей;

2. от 50001 до 100000- 2000 рублей плюс 3% суммы, превышающей 500000 0 рублей;

3. от 100001 до 500000 рублей- 3500 рублей плюс 2% суммы, превышающей 100000 рублей;

4. от 500001 до 1000000 рублей- 11500 рублей плюс 1% суммы, превышающей 500000 рублей;

5. свыше 1000000 рублей- 16500 рублей плюс 0,5% суммы, превышающей 1000000 рублей, но не более 100000 рублей [13. c. 568-569].

Ставка может расти по мере увеличения размера объекта взимания государственной пошлины (прогрессивная государственная пошлина).

В отношении исковых заявлений имущественного характера, рассматриваемых в судах общей юрисдикции и арбитражных судах, применяется сложная прогрессия: объект взимания государственной пошлины (сумма иска) делится на части (ступени), каждая из которых облагается своей ставкой, так что повышенные ставки применяются не ко всему объекту, а только к части, превышающей предыдущую ступень.

Физические лица чаще всего сталкиваются с государственной пошлиной при нотариальном заверении документов, размеры представлены в таблице 2.

Таблица 2. Ставки нотариальных пошлин

Нотариальное действие

Тариф

за выдачу свидетельства о праве на наследство:

1. детям

2. другим наследникам

0,3% стоимости наследуемого имущества, но не более 100000 рублей

0,6% стоимости наследуемого имущества, но не более 1000000

за выдачу дубликатов

100 рублей

за удостоверение прочих договоров, предмет которых подлежит оценке

0,5% суммы договора, но не более 20000 рублей

за удостоверение брачного договора

500 рублей

За удостоверение доверенностей на право пользования и распоряжения имуществом:

1. детям

2. другим физическим лицам

100 рублей

500 рублей

Порядок и сроки уплаты государственной пошлины

Государственная пошлина определяется характером совершаемых юридически значимых действий. По общему правилу, государственная пошлина уплачивается или до совершения действий или до подачи заявлений и иных документов на совершение юридически значимых действий, представлено в таблице 3.

Таблица 3. Случаи и сроки уплаты государственной пошлины

Случай уплаты

Срок уплаты

Обращение в Конституционный суд Российской Федерации, в суды общей юрисдикции, арбитражные суды или _к мировым судьям

До подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы, в том числе апелляционной, кассационной или надзорной

Обращение за проставлением апостиля

До проставления апостиля

Обращение за совершением нотариальных действий

До совершения нотариальных действий

Обращение за выдачей документов (их копий, дубликатов)

До выдачи документов (их копий, дубликатов)

Плательщик выступает ответчиком в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в его пользу

В 10-дневный срок со дня вступления в законную силу решения суда

В других случаях

До подачи заявлений и (или) иных документов на совершение таких действий либо до подачи документов

В главе 25.3 содержится ряд исключений из данного правила.

Так, государственная пошлина уплачивается в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда:

  • лицами, выступающими ответчиками в судах, если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины

— при затруднительности определения цены иска в момент его предъявления в суд общей юрисдикции, мировому судье размер государственной пошлины предварительно устанавливается судьей с последующей доплатой недостающей суммы государственной пошлины на основании цены иска, определенной судом при разрешении дела — при доплате государственной пошлины в случае увеличении истцом размера исковых требований

  • при доплате государственной пошлины, в случае если суд выйдет за пределы исковых требований.

Сроки уплаты государственной пошлины, установленные Налоговым кодексом РФ, могут быть изменены органом, совершающим юридически значимое действие, по ходатайству заинтересованного лица об отсрочке или рассрочке уплаты государственной.

Государственная пошлина должна быть уплачена по месту совершения юридически значимых действий. Согласно Гражданскому кодексу РФ платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов (ст. 140 Гражданского кодекса РФ).

Данное правило закреплено и в общей части Налогового кодекса РФ (ст. 58 Налогового кодекса РФ) и продублировано в статье, регулирующей порядок уплаты государственной пошлины.

Государственная пошлина уплачивается в наличной или безналичной форме.

Доказательством уплаты государственной пошлины наличными денежными средствами является:

  • квитанция, выдаваемой плательщику банком;
  • квитанция, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который произведена оплата.

Факт уплаты государственной пошлины в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении.

Платежное поручение или квитанция должны быть предоставлены плательщиком вместе с комплектом документов, необходимых для регистрации тех или иных действий.

Лишь при предоставлении указанных доказательств, подтверждающих уплату государственной пошлины в соответствующий бюджет, уполномоченный орган (должностное лицо) вправе совершить юридически значимое действие в отношении плательщика.

Глава 2. Методика исчисления и уплаты государственной пошлины (на примере ООО «Альмари»)

2.1 Краткая экономическая характеристика предприятия

Общество с ограниченной ответственностью «Альмари», в дальнейшем именуемое — Общество, функционирует в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации для осуществления коммерческой деятельности и извлечения прибыли.

Вид деятельности — торговая (оптово-розничная), отрасль — товары бытовой химии и хозяйственные товары, торговые точки — склад, два магазина, три павильона и три лотка на рынке.

Количество работников — на складе 8 чел., в магазинах — по 3 чел., в павильонах — по 2 чел., на лотках — по 1 чел., бухгалтерия — 3 чел., юрисконсульт — 1 чел., товаровед — 1 чел., руководитель — 1 чел., зам. по орг. работе — 1 чел. Итого 30 человек.

Режим работы магазина — ежедневно с 9 до 18 часов, выходной день — воскресенье. Средний товарооборот составляет 12000 тыс. рублей в месяц.

Торговая сеть ООО «Альмари» предлагает бытовую химию, средства личной гигиены, парфюмерию, сопутствующие товары, хозяйственные товары и строительные материалы. Общее число наименований достигает 5 тысяч.

ООО «Альмари» последовательно развивает свой бизнес и активно внедряет новые торговые технологии.

В торговой сети ООО «Альмари» разделяются направления оптовой и розничной торговли.

Функциональная схема ООО «Альмари» представлена на рисунке 2.

Рисунок 2. Функциональная схема ООО «Альмари»

Оптовая торговля производится на складе, которым управляет заведующий складом.

Розничная торговля ведется в двух магазинах, в каждом из которых есть свой заведующий магазином; в трех павильонах и на трех лотках, которыми руководит один заведующий по мелкорозничной торговле.

Финансовую службу представляет бухгалтерия в составе 3 человек: бухгалтер оптовой торговли, бухгалтер розничной торговли и главный бухгалтер, в чьи обязанности входит отслеживание денежных потоков, аналитическая сводная отчетность и подготовка финансовой отчетности.

В обязанности юрисконсульта входит подготовка и ведение всей документации, контроль и подготовка договоров, решение текущих юридических вопросов, получение и оформление необходимых разрешений и лицензий, контроль сертификации поступивших товаров.

В практике предприятия встречаются арбитражные споры по расчетам за товары — как с поставщиками, так и с оптовыми покупателями.

2.2 Расчет государственной пошлины

Исчисление государственной пошлины при обращении в арбитражный суд

По экономическим спорам предприятие подает исковое заявление, в котором она фактически раскрывает суть вопроса. Копии заявления и прилагаемых к нему документов нужно передать всем сторонам, участвующим в судебном разбирательстве, до того, как оригинал будет подан в арбитражный суд. Кроме того, вместе с иском предприятие должно представить в суд справку об оплате государственной пошлины. Размер пошлины зависит от характера искового заявления и оспариваемой суммы (вместе с процентами, пенями и штрафами).

В бухгалтерском учете затраты на судебные разбирательства включаются в состав внереализационных расходов (п. 1 ПБУ 10/99).

В налоговом учете судебные расходы и арбитражные сборы уменьшают налогооблагаемую прибыль (п. 10 ст. 265 НК РФ), но с определенным условием.

Расходы на нотариальные услуги фирма включает в прочие расходы, связанные с производством и реализацией в пределах установленных тарифов. А вот сверхтарифные расходы на оплату услуг нотариуса не уменьшают базу по налогу на прибыль (п. 16 ст. 264 НК РФ).

Если предприятие выиграет дело, то с суммы, которую возместят, ему придется заплатить налог на прибыль (п. 3 ст. 250 НК РФ).

При проверке ООО «Альмари» налоговый инспектор посчитал, что налоговая база по НДС занижена на 450 000 руб. Кроме того, налоговая инспекция потребовала заплатить штраф в размере 45 000 руб. (п. 3 ст. 120 НК РФ) и пени в сумме 5000 руб.

ООО «Альмари» подал в арбитражный суд иск на ИФНС. Для судебного разбирательства ООО «Альмари» привлекало адвоката со стороны, которому было выплачено вознаграждение в сумме 50 000 руб.

ООО «Альмари» выиграл дело. Арбитражный суд распределил расходы между сторонами пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований: 80 процентов возмещает ИФНС, 20 процентов — ООО «Альмари».

Расчет государственной пошлины для рассмотрения дела в арбитражном суде:

1. Сумма иска

450 000 руб. + 45 000 руб. + 5000 руб. = 500000 руб.

2. Размер государственной пошлины

Согласно п.1 ст.333.21 НК РФ: Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска:

  • от 100 001 рубля до 500 000 рублей — 3 500 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 100 000 рублей;

3. Расчет государственной пошлины:

500000 руб. — 100000 руб. = 400000 руб. — сумма, превышающая 100000 руб.

400000 руб. * 2% = 8000 руб.

Итого государственная пошлина:

3500 руб. + 8000 руб. = 11500 руб.

В учете бухгалтерия ООО «Альмари» выполнила следующие записи по уплате государственной пошлины при подаче искового заявления в арбитражный суд:

  • Дебет 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам», субсчет «Государственная пошлина»;
  • Кредит 51 «Расчетные счета» — 11500 руб. — оплачена государственная пошлина за рассмотрение дела в арбитражном суде;
  • Дебет 91-2 «Прочие расходы»;
  • Кредит 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам», субсчет «Государственная пошлина» — 11 500 руб. — отражена сумма государственной пошлины в составе прочих расходов;
  • Дебет 91-2 «Прочие расходы»;
  • Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты с кредиторами» — 50 000 руб. — начислено вознаграждение за услуги адвоката;
  • Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты с кредиторами»;
  • Кредит 51 «Расчетные счета» — 50 000 руб. — выплачено вознаграждение адвокату;

Расчет возмещения убытков налоговой инспекцией

По решению арбитражного суда в обязанность налоговой инспекции вменяется возместить ООО «Альмари» убытки по ведению дела в размере 80% расходов.

1. Стоимость государственной пошлины 11500 руб.

2. Стоимость расходов на представительство в суде (адвоката) 50000 руб.

Итого расходов ООО «Альмари»

11500 руб. + 50000 руб. = 61500 руб.

К возмещению убытков налоговой инспекцией

61500 руб. * 80% = 49200 руб.

С возмещенной суммы предприятию следует заплатить налог на прибыль:

49200 руб. * 24% = 11808 руб.

В учете бухгалтерия ООО «Альмари» выполнила следующие записи:

  • Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты с дебиторами»;
  • Кредит 91-1 «Прочие доходы» — 49 200 руб. — отражена по решению арбитражного суда обязанность налоговой инспекции возместить фирме убытки по ведению дела;
  • Дебет 51 «Расчетные счета»; Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты с дебиторами» — 49 200 руб. — возмещен убыток по ведению дела.

Дебет 99 «Прибыли и убытки»; Кредит 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам» — 11808 руб. — начислено постоянное налоговое обязательство — текущий налог на прибыль с внереализационных доходов: возмещенных по решению суда сумм расхода.

Государственная пошлина за государственную регистрацию дополнительного соглашения к договору аренды

ООО «Альмари» заключило договор аренды на земельный участок, право, на которое было надлежащим образом зарегистрировано в Главном управлении Федеральной регистрационной службы. В настоящее время заключено дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка, согласно которому изменяется назначение использования земельного участка — не под строительство, а для эксплуатации построенной АЗС.

Согласно статье 131 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В соответствии с пунктом 1 статьи 450 ГК РФ изменение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором.

Внесение в Единый государственный реестр прав записей при изменении, прекращении и расторжении договора аренды осуществляется в порядке, установленном Правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. № 219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Следовательно, дополнительное соглашение об изменении назначения использования земельного участка, переданного в аренду, является неотъемлемой частью договора аренды, изменяет содержание и условия обременения вещных прав арендодателя, но не влечет изменения объекта, а также прекращения или перехода права на него.

В настоящее время правовой основой регулирования правоотношений, связанных с уплатой государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, в том числе связанных с регистрацией прав на недвижимое имущество, ограничений (обременений) прав, их возникновением, переходом и прекращением, является Налоговый кодекс Российской Федерации.

Согласно подпункту 21 пункта 1 статьи 333.33 Кодекса за внесение изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подпунктом 25 настоящего пункта, государственная пошлина уплачивается организациями в размере 300 рублей.

Учитывая нормы Правил ведения ЕГРП, касающиеся внесения изменений в зарегистрированный договор аренды недвижимого имущества, и Кодекса, за государственную регистрацию дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка, предусматривающего изменение назначения использования переданного в аренду земельного участка, должна уплачиваться государственная пошлина в размерах, определенных подпунктом 21 пункта 1 статьи 333.33 Кодекса.

Таким образом, ООО «Альмари» уплачивает государственную пошлину в размере 300 руб. за регистрацию дополнительного соглашения к договору аренды.

Возврат государственной пошлины при отказе от договора аренды

До внесения в ЕГРП записи о сделке, о праве или об ограничении (обременении) права либо до принятия решения об отказе в государственной регистрации права рассмотрение представленных на государственную регистрацию документов может быть прекращено на основании заявлений сторон договора.

При прекращении государственной регистрации на основании соответствующих заявлений сторон договора заявителю возвращается половина уплаченной государственной пошлины (п.п.4, 5 ст.20 Федерального закона N 122-ФЗ, п.4 ст.333.40 НК РФ).

Плательщик государственной пошлины также имеет право на зачет излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины в счет будущего платежа за совершение аналогичного действия (п.6 ст.333.40 НК РФ), то есть за совершение государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Возврат или зачет государственной пошлины осуществляется на основании заявления плательщика в порядке, установленном гл.12 НК РФ (п.7 ст.333.40 НК РФ).

В случае если организация в ближайшее время не планирует совершать аналогичные действия (регистрацию сделки с недвижимостью), то хотя бы половину напрасно уплаченной пошлины целесообразно вернуть, как это предусмотрено законодательством.

Для этого в налоговый орган по месту учета налогоплательщика в течение трех лет со дня уплаты государственной пошлины должно быть подано заявление о возврате причитающейся половины суммы налогового платежа (п.п.2, 8 ст.78 НК РФ).

Возврат суммы излишне уплаченного налога, к которому приравнивается государственная пошлина, производится в данном случае за счет средств федерального бюджета в течение одного месяца со дня подачи такого заявления (п.9 ст.78 НК РФ).

С одной стороны, в гл.25 НК РФ прямо указано, что суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством РФ о налогах и сборах порядке, за исключением перечисленных в ст.270 НК РФ, подлежат учету в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией (пп.1 п.1 ст.264 НК РФ).

О том, что оставленные государством суммы налогов, уплаченные в связи с несостоявшейся сделкой, являются особыми затратами и не подлежат учету в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль, в Налоговом кодексе не говорится.

С другой стороны, перевод платежей за регистрацию сделок с недвижимостью (государственной пошлины) в разряд налоговых в связи с вступлением в силу новой гл.25.3 «Государственная пошлина» НК РФ пока не нашел отражения в гл.25 НК РФ. В ней по-прежнему платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество и землю, сделок с указанными объектами выделены в отдельную «неналоговую» категорию прочих расходов, поименованных в пп.40 п.1 ст.264 НК РФ.

По поводу этой категории расходов, произведенных, в частности, при несостоявшейся сделке по приобретению амортизируемого имущества (объекта недвижимости), у Минфина России позиция следующая. В Письме от 11.03.2004 N 04-02-05/3/20 финансовое ведомство делает следующее заключение. Если у организации нет расходов в виде амортизации приобретенного имущества, то и плата за регистрацию отсутствующего амортизируемого имущества в качестве расхода в налоговом учете не рассматривается.

Бухгалтерский учет суммы государственной пошлины, не возвращенной плательщику

В соответствии с п.10 ст.13 НК РФ государственная пошлина относится к федеральным налогам и сборам. Поэтому расчеты с бюджетом по этим, приравненным к налоговым, платежам производятся с использованием счета 68 «Расчеты по налогам и сборам». Для этих целей целесообразно сформировать отдельный субсчет, например 68-10 «Расчеты по уплате государственной пошлины».

Рассмотрим возврат государственной пошлины при отказе от договора аренды.

ООО «Альмари» составило договор аренды здания на срок 2 года.

За государственную регистрацию договора аренды в 2010 г. согласно договору арендатор уплатил государственную пошлину в размере 7500 руб. В период регистрации договора стороны пришли к соглашению об отказе от заключения договора и подали соответствующее совместное заявление в регистрационную палату. Половина уплаченной пошлины возвращена арендатору на основании его заявления.

ООО «Альмари» приняло решение о том, что невозвращенную сумму государственной пошлины, уплаченной по несостоявшейся сделке, организация не будет принимать в качестве расходов в налоговом учете.

В этом случае отраженная в составе прочих (операционных или внереализационных) расходов невозвращенная сумма государственной пошлины формирует «бухгалтерскую» прибыль отчетного периода (п.4 ПБУ 10/99).

В этом же отчетном периоде в силу отсутствия влияния на «налоговую» прибыль указанных затрат образуются постоянная разница и соответствующее ей постоянное налоговое обязательство, которое отражается по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» (субсчет «Постоянное налоговое обязательство») в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет, «Расчеты с бюджетом по налогу на прибыль» (п.п.4, 7 ПБУ 18/02).

Государственная пошлина при регистрации договора участия в долевом строительстве

ООО «Альмари» заключило договор участия в долевом строительстве, по условиям которого в собственность организации переходят 16 квартир в многоквартирном доме.

За государственную регистрацию договора была уплачена государственная пошлина в сумме 7500 руб., однако регистрирующий орган не принял документы на регистрацию договора, мотивируя отказ тем, что государственная пошлина была уплачена не в полном объеме. По мнению регистрирующего органа, государственная пошлина должна уплачиваться в зависимости от количества объектов (квартир), указанных в регистрируемом договоре.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» по договору участия в долевом строительстве одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену (цена договора долевого строительства) и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.

Договор заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (или государственная регистрация прав) является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В соответствии со ст. 12 Закона N 122-ФЗ права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.

Статьей 25.1 Закона N 122-ФЗ предусмотрено, что запись о договоре участия в долевом строительстве (о его изменении, о расторжении, об уступке прав требования по этому договору), государственная регистрация которого установлена федеральным законом, вносится в содержащий записи о сделках подраздел III раздела, открытого на земельный участок, на котором возводится объект недвижимого имущества в порядке долевого строительства, Единого государственного реестра прав.

Следовательно, договор участия в долевом строительстве регистрируется как сделка, на основании которой возникает ограничение (обременение) права застройщика на земельный участок, предназначенный для застройки, и возводимый объект с целью возникновения на него залога в силу закона в пользу участников договора долевого строительства. При этом участник долевого строительства, как заявитель о регистрации договора участия в долевом строительстве, уплачивает государственную пошлину в соответствии с налоговым законодательством.

Согласно п. 1 ст. 11 Закона N 122-ФЗ за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (или государственную регистрацию прав) взимается государственная пошлина в соответствии с налоговым законодательством.

В соответствии со ст. 333.17 Кодекса организации и физические лица признаются плательщиками государственной пошлины в случае, если они обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 «Государственная пошлина».

Подпунктом 20 п. 1 ст. 333.33 Кодекса предусмотрено взимание государственной пошлины, в частности за государственную регистрацию ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, с юридических лиц в размере 7500 руб.

Таким образом, юридически значимым действием является регистрация самого договора участия в долевом строительстве, при совершении которой применяются положения пп. 20 п. 1 ст. 333.33 Кодекса об уплате государственной пошлины, как за государственную регистрацию ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество. При участии в долевом строительстве независимо от количества квартир сумма государственной пошлины взимается в размере 7500 руб. за государственную регистрацию договора.

Глава 3. Пути совершенствования государственной пошлины

Что изменилось

С 1 января 2013 года

До 1 января 2013 года

Государственная пошлина

Изменения внесены Федеральным законом от 29.11.2012 № 205-ФЗ

Суды общей юрисдикции, мировые судьи, арбитражные суды, КС РФ и конституционные (уставные) суды могут освобождать плательщика от уплаты госпошлины по рассматриваемым ими делам, исходя из его имущественного положения, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату

Суды общей юрисдикции, мировые судьи, арбитражные суды, КС РФ и конституционные (уставные) суды могут уменьшить размер госпошлины или отсрочить ее уплату

Изменения внесены Федеральным законом от 29.11.2012 № 205-ФЗ

Юридические лица, которые вправе проводить оценку имущества и выдавать соответствующие документы в целях расчета госпошлины за совершение нотариальных действий, должны иметь право заключать договор на проведение оценки согласно законодательству РФ об оценочной деятельности

Изменения внесены Федеральным законом от 29.11.2012 № 205-ФЗ

Норма утратила силу

Взимается госпошлина в размере до 240 рублей за одну единицу

Изменения внесены Федеральным законом от 29.11.2012 № 205-ФЗ

За регистрацию права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на недвижимое имущество, составляющее ПИФ (приобретаемое для включения в состав ПИФ), ограничения (обременения) этого права или сделок с данным имуществом уплачивается госпошлина в размере 15 000 рублей

За государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, находящееся в составе ПИФ, уплачивается пошлина в размере 15 000 рублей

Изменения внесены Федеральным законом от 29.11.2012 № 205-ФЗ

Кроме того, дополнено, что данная пошлина не взимается при регистрации участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства и других целей, указанных в пп. 24. п. 1 ст. 333.33 НК РФ, а также в случае внесения этих наделов в ПИФ (приобретения для таких сделок)

Госпошлина установлена в размере 100 рублей

Изменения внесены Федеральным законом от 29.11.2012 № 205-ФЗ

В результате госпошлина с этой даты не взималась (письма Минфина РФ от 09.10.2012 № 03-05-04-03/82, от 02.10.2012 № 03-05-04-03/79)

Не регламентировано

Изменения внесены Федеральным законом от 29.11.2012 № 205-ФЗ

— на пластиковой основе — 800 рублей

Не регламентировано

Изменения внесены Федеральным законом от 29.11.2012 № 205-ФЗ

Примечание редакции: в письме от 12.12.2012 № 04И-1199/12 Росздравнадзор сообщает реквизиты для уплаты «лицензионных» госпошлин. Кроме того,уточняется, что ранее установленные размеры госпошлин применяются в случае предоставления соискателями лицензий необходимых документов (в том числе по почте) до 28.12.2012 включительно

2 600 рублей

Изменения внесены Федеральным законом от 29.11.2012 № 205-ФЗ

600 рублей

200 рублей

Изменения внесены Федеральным законом от 29.11.2012 № 205-ФЗ

600 рублей

200 рублей

Изменения внесены Федеральным законом от 29.11.2012 № 205-ФЗ

600 рублей

200 рублей

Изменения внесены Федеральным законом от 29.11.2012 № 205-ФЗ

600 рублей

200 рублей

Изменения внесены Федеральным законом от 29.11.2012 № 205-ФЗ

500 000 рублей

80 000 рублей

Изменения внесены Федеральным законом от 29.11.2012 № 205-ФЗ

3 000 рублей. Вместе с тем утратила силу норма, которая устанавливала госпошлину в таком же размере за продление срока действия лицензии

Изменения внесены Федеральным законом от 29.11.2012 № 205-ФЗ

Госпошлина не взимается за проставление апостиля на истребуемых в соответствии с международными договорами РФ , а также по запросам дипломатических представительств и консульских учреждений РФ документах о регистрации актов гражданского состояния и справках, выданных архивными органами по обращениям граждан, проживающих за пределами нашей страны

Госпошлина не взимается за проставление апостиля на истребуемых по запросам дипломатических представительств и консульских учреждений РФ документах о регистрации актов гражданского состояния и справках, выданных архивными органами по обращениям физических лиц, проживающих за пределами РФ