Права юридических лиц при проведении государственного контроля предприятий

Основная цель государственного регулирования коммерческой деятельности заключается в поддержании стабильности рынка и обеспечении его социальной направленности, которая реализуется с помощью определенных принципов.

Система принципов механизма государственного регулирования зависит от действующей модели экономики. В современной России все большее значение приобретает принцип децентрализованного управления коммерческими предприятиями, являющийся производным от других принципов и вытекающий из свойств экономической системы. Децентрализация управления проявляется в отсутствии устанавливаемого центром государственного плана, подлежащего обязательному выполнению, не допускается вмешательство государства во внутреннюю хозяйственную деятельность предприятий. В условиях децентрализованного управления права государственных органов ограничены и не дают ему возможности командовать деятельностью предприятий и организаций.

Кроме ограничения прав государственного аппарата важным является делегирование планово-управленческих функций субъектам коммерческой деятельности, предоставление им большего уровня самостоятельности в принятии хозяйственных решений. Децентрализация управления заключается не только в делегировании права принятия управленческих решений, видоизменения функциональной структуры управления, также в изменении условий самоорганизации предприятия посредством создания самостоятельных структурных единиц, что связано с преобразованием организационных структур управления, самостоятельно устанавливаемых оперативно-хозяйственных параметров деятельности коммерческих предприятий.

Социальной задачей государственного регулирования коммерческой деятельности можно считать:

  • формирование эффективного рынка;
  • обеспечение устойчивости функционирования коммерческих организаций торговли;
  • создание эффективного механизма реализации инфраструктуры товарных рынков России;
  • совершенствование стратегии научно-технического, информационного развития;
  • применение комплексной системы мер для повышения инвестиционной привлекательности предприятии;
  • формирование благоприятных — условий для притока инвестиций путем включения рыночных механизмов регулирования.

Деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, направленная на получение и максимизацию прибыли должна подвергаться проверкам со стороны государства с целью недопущения злоупотреблений и нарушения законодательства. Таким образом, должен иметь место контроль (надзор) государства в лице его специальных органов за коммерческой и некоммерческой деятельностью организаций и частных предпринимателей.

3 стр., 1185 слов

Государственное регулирование коммерческой деятельности в России и за рубежом

... государства и его органов управления. Государственное регулирование коммерческой деятельности представляет собой комплекс мер, направленных на эффективное развитие торговли. Регулирование торговли в условиях рыночной ... правовой акт в правовой системе нашей страны закрепляет основные принципы, на которых базируется законодательство государства,в том числе регулирующее экономическую деятельность. ...

В связи с этим должна быть развита нормативно-правовая база, отражающая все аспекты вышеупомянутого контроля (надзора), в том числе и права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. К сожалению, реалиями современной действительности является и злоупотребления органами государственного надзора (контроля) при проведении проверок, дублирование многих функций органов контроля, взимание платы с хозяйствующих субъектов за проведение контрольных мероприятий.

В связи с этим существует необходимость контроля над контрольными органами их действиями. Две вышеупомянутые необходимости (контроля) за деятельностью хозяйствующих субъектов и необходимость защиты хозяйствующих субъектов и их прав от возможных злоупотреблений органов госконтроля (надзора) при проведении проверок послужили причиной создания нормативно-правового опыта, призванного отразить все аспекты контроля (надзора) государства над хозяйствующими субъектами и главное, — защита прав хозяйствующих субъектов при осуществлении государственного контроля (надзора).

Актуальность выбранной темы исследования связана с тем, что в настоящее время государственными органами осуществляется большое количество проверок, которые зачастую дублируют друг друга и тем самым препятствуют нормальной работе предприятий и ущемляют их права.

Исходя, из вышесказанного, можно выделить следующую цель курсовой работы: раскрыть сущность защиты прав юридических лиц при проведении проверок, урегулирование отношений в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора).

Исходя из поставленной цели, были сформулированы и решены следующие теоретические и практические задачи:

  • раскрыть основные понятия защиты прав юридических лиц при проведении проверок;
  • изучить принципы защиты прав юридических лиц;
  • охарактеризовать меры, принимаемые в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки;
  • определить права юридического лица при проведении проверок;
  • раскрыть проблемы и пути совершенствования законодательства о защите прав юридических лиц при проведении проверок;
  • выявить типичные нарушения при проведении проверки.

Предметом исследования выступают права юридических лиц при проведении государственного контроля предприятий. Объектом исследования является коммерческая деятельность юридических лиц(на примере ОАО «Тюменьспецстрой»).

Методической основой исследования в настоящей работе стали как общенаучные методы: анализ и синтез, метод системного подхода, диалектический метод, так и специальные: формально-юридический, сравнительно-правовой и другие.

3 стр., 1419 слов

Права и обязанности государственного гражданского служащего

... государственного гражданского служащего; охарактеризовать правовой статус государственного служащего; проанализировать права и обязанности государственного служащего, ограничения и запреты, связанные с государственной службой; выявить проблемы и недостатки и ... вторых, наличие у госслужащего правомочий и возможности выступать в пределах своей компетенции от имени государственного органа (и тем самым ...

Структура и объем работы обусловлены целью, задачами и логикой проведенного исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Введение раскрывает актуальнос ть, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования. В первой главе работы рассматриваются основные понятия и принципы защиты прав юридических лиц при проведении проверок.

Вторая глава работы посвящена анализу типичных нарушений при проведении проверки, а также разработке совершенствования форм и методов предотвращения нарушений (ограничений) прав и законных интересов юридических лиц. В заключении подводятся итоги проведенного исследования, обобщаются основные положения и выводы, сделанные в курсовой работе.

1. Основные понятия, принципы и направления защиты прав юридических лиц при проведении проверок

1.1 Общие принципы и направления государственного регулирования коммерческой деятельности

Учитывая развитие предпринимательства в России, можно сказать, что роль государства традиционно всегда была определяющей в стимулировании и регулировании предпринимательства.

Связь предпринимательства с деятельностью государственного аппарата четко прослеживается на всех этапах развития российской экономики. Мысль о попечительстве предпринимательства можно найти еще в известном изречении Владимира Мономаха о «необходимости учить купечество и поддерживать его». И постепенно, шаг за шагом, поддержка предпринимательства в России превратилась в одну из основных экономических функций государства. Государственное влияние на экономику осуществляется по двум основным направлениям:

  • через государственный сектор;
  • посредством воздействия на функционирование частного сектора экономики с помощью разнообразных экономических инструментов (государственное регулирование экономики).

Коммерческая деятельность, как и любая иная предпринимательская деятельность, в значительной степени регулируется государством. Прежде всего, это относится к правовым основам, особенностям создания и функционирования коммерческих организаций. Как известно, эти вопросы регулируются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, соответствующими федеральными законами[6,c.3].

Государственное регулирование коммерческой деятельности предприятий — это комплекс мероприятий, форм и методов государственного влияния на деятельность субъектов коммерческой деятельности с целью создания нормальных условий их функционирования и развития, ослабления отрицательных тенденций, вызываемых коммерческой деятельностью.

Общая стратегия государственного регулирования базируется на следующих принципах:

1. Государство должно финансировать только те социально значимые отрасли, которые не привлекают частный бизнес.

2. Государственное предпринимательство должно не конкурировать, а помогать развитию частного бизнеса. Игнорирование этого принципа способно привести к искусственному доминированию государственных предприятий над частными.

3 стр., 1500 слов

Государственное регулирование предпринимательства (2)

... нормативно-правовые акты, регулирующие порядок государственного регулирования предпринимательской деятельности, осуществление контроля за предпринимательской деятельностью, а также отдельные исследования авторов в данной области. Целью данной курсовой работы – рассмотреть понятия, порядок регулирования предпринимательской деятельности и контроля за предпринимательской деятельностью. Для ...

3. Государственная финансовая, кредитная и налоговая политика должна способствовать экономическому росту и социальной стабильности.

4. Государственное вмешательство в рыночные процессы тем эффективнее, чем в более «рыночную» форму оно облачено.

5. Особую значимость государственное регулирование приобретает в период общехозяйственных кризисов, а также для процессов в сфере межгосударственных экономических отношений[11,c.39].

Таким образом, современная рыночная экономика является «государственно регулируемой». Более того, именно государство превратилось сегодня в гаранта стабильности, оптимальности и цивилизованности рыночной экономики.

Государственное регулирование рыночной экономики преследует три цели:

  • минимизацию неизбежных негативных последствий рыночных процессов,
  • создание правовых, финансовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики,
  • обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым.

Для достижения названных целей современное государство располагает мощными средствами регулирующего воздействия на рыночную экономику[10,c.49].

Правовое регулирование состоит в разработке законов, обеспечивающих нормы функционирования рыночных структур, предпринимательства и коммерции, защиту прав покупателей и интересов общества, равноправие рыночных субъектов, посредничество между предпринимателями и наемными работниками, борьбу с теневой экономикой и т. д. В системе таких регулирующих норм исключительное значение имеет «антимонопольное законодательство» и «дефляционная политика».

Законы и нормативные акты регулирующие коммерческую деятельность предприятий – Конституция РФ, ГК РФ ч.1,2, ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства, Федеральные законы об организационно- правовых формах предприятий, об упрощённой системе налогообложения, о едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности, о лицензировании, о бухгалтерском учете, Налоговый кодекс (ч.1,2,) ,закон «О защите прав потребителя» и др.

Государственное регулирование коммерческой деятельности может быть прямым (директивным) и косвенным (экономическим).

Правовые акты содержат множество директивных правил в отношении различных аспектов коммерческой деятельности. Прямые методы заключаются во вмешательстве государства в функционирование рыночного механизма, в процессы ценообразования, политику доходов, например: замораживание или допуск в определенных размерах роста цен и заработной платы, ограничений изменений показателей в кредитно-денежной системе, использование квот и других[13,c.50]. Прямое государственное регулирование осуществляется по следующим направлениям: