Государственный контроль в сфере прав потребителей

Создание в России действенной системы защиты прав потребителей является одной из основных задач государственной потребительской политики. Позитивные тенденции в экономике способствуют формированию качественной номенклатуры потребительского рынка, существенно влияют на расширение потребительского спроса населения и выдвигают новые задачи перед системой государственной и общественной защиты прав потребителей.

Опыт рыночного развития российской экономики доказал необходимость сохранения государственного контроля в вопросах организации защиты прав потребителей.

Права граждан в области потребительства защищаются государственными органами, на которых возложен круг обязанностей по контролю за соблюдением законодательства о защите прав потребителей и которым предоставлены права по пресечению правонарушений и применению к правонарушителям мер ответственности за несоблюдение закона. К таким органам можно отнести, например, министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства России. Каждому человеку необходима поддержка со стороны государства в области реализации и защиты его прав. Государство в этой сфере определяет позицию интересов государственных институтов и частных лиц. Оно является органической частью гражданского законодательства, имеющего, свою специализацию, которая неразрывно связана, прежде всего, с необходимостью прямого регулирования отношений между производителями-предпринимателями и физическими лицами, которые пользуются соответствующей продукцией (товарами), работами и услугами для личных нужд. Разумное правовое регулирование участников таких правоотношений и есть залог прочного гражданского оборота и способствует осуществлению, имеющих важное жизненное значение прав граждан-потребителей. Целью данной дипломной работы является изучение государственного контроля в области зашиты прав потребителей.

В соответствии с целью, выдвигаются следующие задачи:

  • определить роль федеральных и муниципальных органов государственного управления в сфере защиты прав потребителей;
  • проанализировать работу антимонопольных органов в сфере защиты прав потребителей и рассмотреть основные проблемы, возникающие в ходе работы по контролю соблюдения законодательства и в процессе судебной защиты прав потребителей;
  • выявить основные проблемы, с которыми сталкивается отдел территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в процессе своей деятельности;
  • разработать приоритетные направления в совершенствовании деятельности отдела территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
  • проанализировать особенности нормативно-правовой базы государственного регулирования в области защиты прав потребителей;
  • изучить принципы функционирования системы органов государственного регулирования в сфере защиты прав потребителей;
  • Объектом данного исследования является общественные отношения, направленные на защиту прав потребителей, и проблемы современного состояния нормативно-правового регулирования в рассматриваемой сфере, а также пути его совершенствования.
    14 стр., 6533 слов

    Защита прав потребителей в сфере оказания услуг

    ... защитой прав потребителей в сфере оказания услуг. Предметом работы являются нормы российского законодательства, которые регламентируют особенности осуществления защиты прав потребителей в сфере оказания услуг, а также практика их применения. Целью работы является выявление проблем правового регулирования и правоприменительной практики в сфере защиты прав потребителей ...

Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, касающихся государственного регулирования в сфере потребительства. Проблемы государственного контроля в сфере защиты прав потребителей исследуются постоянно на национальном и международном уровнях как зарубежными, так и отечественными учеными, а также международными организациями, включая международные общественные организации. При выполнении выпускной квалификационной работы использовались труды ученых: научная статья Е.В. Авраамовой «Государственное и административное управление»Авраамова, Е.В. Государственное и административное управление / Е.В. Авраамова // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2014. №2. С. 69, где исследуются виды государственного контроля за осуществлением органами местного управления государственных полномочий, статья Т.И. Ватаман «Основные тенденции развития законодательства в области защиты прав потребителей», В.Б. Гурвич «Медицина и здравоохранение», где четко сформулированы основные направления совершенствования системы регулирования данной сферы, статья С.Ю. Зайцева «Пути совершенствования правовой культуры российского общества в сфере защиты прав потребителя», а так же статьи и других авторов.

Методологической основой исследования послужил общенаучный диалектический метод, а также — социологический, статистический, формально-логический, системно-структурный, историко-правовой и др.

Структура работы соответствует поставленным целям и отражает её содержание. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

1. Теоретико-правовые основы государственного контроля в сфере защиты прав потребителей

1.1 Развитие системы регулирования в сфере защиты прав потребителей

В современной России сформировалась четкая система для развития и реализации защиты интересов потребителя. Многие исследователи отмечают, что именно в России законодательство наиболее детально защищает граждан, в области потребительства. Необходимым остается только закрепить механизм его осуществления. Такая конструкция должна действовать на основе совместных действий общества и государства.

Если обратиться к истории формирования российского законодательства, то можно обозначить, что первый опыт защиты прав потребителей был еще в Древней Руси, и далее с развитием государственности все большее значение отдавалось усовершенствованию положения потребителя. Нормы о правах и интересах потребителей прослеживаются и в Русской правде, и в Псковской Судной грамоте, в разных частях Свода законов Российской империи. Советское законодательство так же регламентировало эту сферу, ставя в более подходящее положение продавцов, чем потребителейБогдан, В.В. История становления законодательства о защите прав потребителей и практики его применения в России. Дис. … канд. юрид. наук / В.В. Богдан. Курск, 2012. С.20.. В это время господствовала абсолютная монополия государственной собственности и государственного предпринимательства, вследствие чего правовая база была неполноценной и отражала интересы собственника.

10 стр., 4934 слов

Фальсификация товаров и пути ее предотвращения

... изучении вопросов фальсификации товаров для защиты потребителей от контрафактной продукции. Целью написания данной курсовой работы является подробное изучение проблемы фальсификации товаров для разработки ... системы защиты отечественного рынка от контрафактной и нелегальной продукции, защиты прав промышленной и интеллектуальной собственности, потребителей и производителей продукции. Особенностями ...

В России 21 века потребитель имеет целый комплекс прав, к которым относятся: право на просвещение потребителей и компетентный выбор необходимых товаров (работ, услуг); право на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества; право на безопасность товаров (работ, услуг) для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды; право на информацию о товарах (работах, услугах) и их изготовителях (исполнителях, продавцах); право на государственную и общественную защиту прав потребителей; право на объединение потребителей в добровольные общественные организации.

Данные права реализуются через механизмы, закрепленные в статьях закона РФ № 2300-1 и других нормах российского законодательства. Приведенные примеры судебной практики подтверждают весомую значимость защиты прав потребителя, приоритетность интересов потребителей при нарушении их прав.

Сегодня в России существует определенная система защиты прав потребителя. Ее исполняют как государственные структуры, так и общественные организации. Соответственно, потребитель, имеет право как на государственную, так и на общественную защиту своих прав.Науджина, Е.В. Исторический аспект становления защиты прав потребителей в России / Е.В. Науджина. Современное право.2012.№ 6. С. 141.

Действующее российское законодательство предполагает три вида юридической ответственности. К ним относятся:

  • гражданско-правовая ответственность;
  • административная ответственность;
  • уголовная ответственность.

Можно отметить, что наибольшее количество нарушений разрешаются в сторону потребителя до стадии судопроизводства. Но существует и более чем достаточно проблем в этой области, а именно низкая правовая грамотность населения, нарушение интересов потребителя как звено в общей системе коррупции, безграмотная активность общественных организаций.Гриб, В.В. Актуальные проблемы формирования правовых основ общественного контроля / В. В. Гриб. Конституционное и муниципальное право. 2014. № 12.С. 33

Нужда населения в различных товарах и услугах обеспечивают производители, торговля, исполнители работ и услуг. Каждый день мы вступаем во всевозможные правовые отношения: приобретая товар в магазине — заключаем договор купли-продажи, заходя в лифт — пользуемся коммунальными услугами, путешествуя — заключаем договор перевозки. Но в условиях неустойчивой рыночной экономики предприятия торговли, производители, исполнители работ и услуг неоднократно пытаются навязать гражданам выгодные для себя условия приобретения товаров и услуг. Особую тревогу вызывает то, что значительная часть товаров оказывается низкого качества, а иногда товары даже опасны для жизни людей. Именно поэтому каждому потребителю необходима государственная поддержка. Родиной движения в защиту прав потребителя является Америка. С 1960 года это движение распространилось из США во многие страны Европы. Оно играет огромную роль, как в бизнесе, так и в политике. Термин «консьюмеризм» означает «движение в защиту прав потребителей». В 1968 году многие разрозненные общенациональные и местные общества объединились в Американскую федерацию потребителей, со штаб-квартирой в Вашингтоне. Ее основные цели — координация программ защиты потребителей от низкого качества товаров, высоких цен на продукты питания, медицинские препараты, медицинское обслуживание, электроэнергию и топливо.Гомеров, И.Н. Государство и государственная власть. / И.Н. Гомеров. Москва: ООО «Издательство ЮКЭА», 2014. С. 563

6 стр., 2825 слов

Международное гуманитарное право. Защита жертв вооруженных конфликтов

... конвенций статьей 3. Следует напомнить, что умышленное лишение военнопленного или иного покровительствуемого лица права на беспристрастное и нормальное судопроизводство представляет собой серьезное ... гражданами которого они являются. Следует также отметить, что право прав человека традиционно предусматривает гарантии защиты человека от неправомерных действий официальных властей и должностных ...

Со временем консьюмеристское движение стало все активнее влиять на политическую жизнь государства. 15 марта 1962 года президент США Дж. Кеннеди направил Конгрессу США «Специальное послание о защите интересов потребителей», в котором провозглашались основные права потребителя: право на выбор, право на безопасность, право быть выслушанным, право на информацию. В послании говорилось о значительной роли потребителя в экономике: без способности граждан потреблять, покупать нет экономического развития, невозможен сбалансированный экономический ростВатаман, Т. И. Особенности правового регулирования защиты прав потребителя в ЕС и во Франции / Т. И. Ватаман . Современное право. № 11. 2012. С. 61.. Организация Объединенных Наций 15 марта объявила Всемирным днем потребителей.

Летом 1962 года по указанию Дж. Кеннеди был учрежден Консультативный совет по делам потребителей, преобразованный в 1971 году в Управление по делам потребителей. В некоторых комитетах Конгресса США (по торговле, банкам и финансам, науке и транспорту и др.) функционируют подкомитеты по проблемам потребителей, которые проводятся с участием заинтересованных лиц и представителей потребительских организаций. По итогам слушаний публикуются отдельными изданиями стенографические отчеты. В США было положено начало массовому движению потребителей, ныне объединяющему более 180 общественных и государственных организаций в 72 странах мира. В этом государстве Комиссия по безопасности товаров имеет право потребовать от промышленников или продавцов исправления, замены, изъятия товара, если он не соответствует утвержденным правилам и стандартам.

После второй мировой войны консьюмеризм набирает силу во многих западноевропейских государствах. В Великобритании в 1970-х годах было образовано несколько организаций, рассматривающих потребительские нужды и проблемы: в 1973 году были созданы Комиссия по ценам, Управление по справедливой торговле, Консультативный комитет по защите интересов потребителей. Двумя годами позже был учрежден особый орган, осуществляющий защиту интересов потребителей на уровне центральной и местной власти — национальный потребительский совет. Эта организация играет большую роль в деле просвещения граждан по вопросам потребительской тематики, ежегодно проводит конгрессы потребительских организаций. В этот же период в Великобритании появляются потребительские добровольные организации. В стране созданы консультативные бюро, которые оказывают реальную помощь (дают советы, выдают справки) по многим потребительским проблемам. Помощь в наборе и обучении граждан, работающих в бюро, оказывает Национальная ассоциация таких бюро. Субсидирует Национальную ассоциацию консультативных бюро правительство Великобритании, а на местах финансовую помощь ей оказывают муниципальные власти. В Швеции с 1971 года учреждена должность омбудсмена по защите прав потребителей. Он назначается на конкретный срок законодательной властью государства. Институт омбудсмена был впервые создан в 1810 году в Швеции. Омбудсмен — это служба, предусмотренная конституцией или актом законодательной власти и возглавляемая независимым публичным должностным лицом высокого ранга, которое ответственно перед законодательной властью, получает жалобы от пострадавших лиц на государственные органы, служащих, нанимателей или действует по собственному усмотрению и уполномочено проводить расследование, рекомендовать корректирующие действия и представлять доклады. В течение многих десятилетий это было единичное явление в мире. Практически только после второй мировой войны многие государства признали институт омбудсмена.

7 стр., 3008 слов

Качество продукции и защита прав потребителей

... эта норма рассматривается как чрезмерная. Оценка качества продукции предполагает выполнение соответствия показателей качества продукции требованиям потребителей и выбор, в случае необходимости, направления улучшения его качества. Качество определяется мерой соответствия товаров, работ, услуг ...

На сегодняшний день во многих государствах мира институт омбудсмена стал незаменимой частью правовой системы. Существует множество его модифицированных законодательных форм, среди которых и специальные омбудсменовские службы для защиты прав потребителей. Институт омбудсмена дает возможность преодолевать противоречия между государством и личностью; безусловно, способствует формированию гражданского общества. Согласно статистике, в Государственное управление по делам потребителей ежегодно поступает около 4 тысяч дел. Однако лишь около 20 дел передаются на слушание в Коммерческий суд. Это свидетельствует о том, что практически все юридические конфликты решаются на основе переговоров, результаты которых удовлетворяют и бизнесменов, и потребителей. Омбудсмен, таким образом, выступает своего рода недорогим институтом, который быстро урегулирует споры между гражданами и продавцами (исполнителями, изготовителями).

В 1980-х годах в бывшем СССР стали зарождаться общества, клубы, ассоциации по защите прав потребителей. В 1987-1988 годы эти общественные организации объединились в Федерацию обществ потребителей, президентом которой был Анатолий Собчак. К началу 1992 года Федерация преобразуется в Международную конфедерацию обществ потребителей. В ее состав вошли общества потребителей бывших союзных республик СССР: России, Беларуси, Украины, Казахстана, Туркменистана, Таджикистана и другие.

Защита прав потребителей, как самостоятельная отрасль законодательства, возникла в России сравнительно недавно — в начале 1990-х годовЗайцев, С. Ю. Пути совершенствования правовой культуры Российского законодательства в сфере защиты прав потребителей / С. Ю. Зайцев. Журнал Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. 2011. №1. С. 45. До этого регулирование отношений по удовлетворению потребностей граждан-потребителей в основном осуществлялось нормами кодифицированного гражданского законодательства, предназначенными для установления общих норм и призванными служить базой для специального законодательства. Поэтому в нормативных актах традиционно отсутствовала система специальных гарантий прав граждан при заключении договоров, направленных на обслуживание потребностей. Ещё одной особенностью правового регулирования в рассматриваемой области являлась множественность подзаконных актов, регулирующих отдельные сферы взаимоотношений с участием граждан — потребителей. Ведомственные акты, как правило, содержали нормы, ущемляющие интересы потребителей, а в некоторых случаях и прямо противоречащие законодательству. Действующее законодательство не вполне соответствовало и нормам международного права, в частности единогласно принятым 9 апреля 1985 года «Руководящим принципам для защиты интересов потребителей» (Резолюция Генеральной ассамблеи ООН № 30/248)Сидорчук, Т.С. Государственный контроль соблюдения законодательства о защите правпотребителей / Т.С.Сидорчук. Москва: Лаборатория книги, 2011. С. 53.. Это несоответствие проявлялось, прежде всего, в том, что не все права потребителей, признанные международным сообществом (право на информацию, на безопасность, на просвещение, на возмещение вреда, право объединяться в потребительские организации для защиты собственных интересов), были надлежащим образом законодательно урегулированы, а те, которые нашли отражение в законодательстве, не имели механизма реализации,

2 стр., 826 слов

Место конституционного права в системе российского права

... в рамках нашей правовой системы. Эта общая правосубьектность является общей предпосылкой конкретных правоотношений, устанавливаемых на основе норм других отраслей права; 5) конституционное право устанавливает федеративное устройство Российской Федерации, разделение полномочий между Федерацией ...

и поэтому носили декларативный характер. Ко всему прочему, отсутствовала система государственной защиты потребителей. Такое положение способствовало созданию условий для навязывания потребителям явно невыгодных для них условий договора, товаров, не пользующихся спросом, и т.д. В условиях свободы предпринимательской деятельности, отсутствия культуры потребления проблема возникновения специального законодательства встала особенно остроМухаев, Р.Т. Система государственного и муниципального управления: учебник / Р.Т. Мухаев. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. С.156..

Переворотом в создании потребительского законодательства стало принятие 22 мая 1991 года Закона СССР «О защите прав потребителей», который так и не вступил в силу в связи с распадом СССР См: Ватаман, Т. И. Особенности правового регулирования защиты прав потребителя в ЕС и во Франции / Т. И. Ватаман . Современное право. № 11. 2012. С. 64.. Закон содержал множество положений, не разработанных в гражданском законодательстве. Преимуществом закона было наличие в нём механизмов его реализации. Закон не только требовал привычного принятия подзаконных актов, но и прямо запрещал создание ведомственных документов, затрагивающих интересы потребителей. Закон СССР «О защите прав потребителей» был одним из первых нормативных актов, закрепивших право граждан на компенсацию за причинённый моральный вред. В то же время некоторые положения этого закона, например, право граждан на гарантированный минимум потребления, носили декларативный характер. Закон РФ «О защите прав потребителей» вступил в силу 7 апреля 1992 годаСидорчук, Т.С. Государственный контроль соблюдения законодательства о защите правпотребителей / Т.С. Сидорчук. Москва: Лаборатория книги, 2011. С. 13..

Впервые в российском законодательстве были закреплены признанные международным сообществом права потребителей и гарантии реализации этих прав. Закон предусмотрел повышенные гарантии при причинении вреда жизни, здоровью или имуществу граждан, установив десятилетний срок ответственности изготовителя за выпущенную продукцию, как перед потребителем, так и перед другими лицами, независимо от наличия между ними договорных отношений. Гарантией реализации прав потребителя на защиту стало закрепление в законе подсудности по выбору истца и освобождение потребителей от уплаты государственной пошлины при предъявлении исков.

4 стр., 1895 слов

ДОГОВОР ПОДРЯДА В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

... А.С. Правовое регулирование договора подряда в Российской Федерации /А.С.Агаджанян// Пробелы в российском законодательстве. - 2017. - № 3. - С. 94-96. 2. Айдинова А.Д. Договор подряда: проблема ... Российской Федерации :федер. закон от 17 ноября 1995г. №169-ФЗ: [в ред. от 21.10.2011] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 47 . - Ст.4473. 11. О защите прав потребителей: закон ...

Наряду с индивидуальной защитой прав потребителей, закон предусмотрел возможность коллективной защиты потребителей и предоставил государственным органам возможность пресечения нарушений потребительского законодательства и наложения штрафных санкций на нарушителей.

В более сложной ситуации находятся органы по защите прав потребителей, создаваемые при местных администрациях. Они действуют практически в каждом населённом пункте России. Практика показывает, что именно им приходится решать более 80% проблем потребителей товаров и услуг. Существенной гарантией защиты интересов потребителей стало закрепление в Законе широких прав за общественными объединениями потребителей, позволяющих им участвовать в формировании потребительской политики.

защита право потребитель государственный

1.2 Нормативно-правовое регулирование государственного контроля в России

Образование СНГ и принятие входящими в него странами актов о суверенитете способствовали развитию в них собственного законодательства по защите прав потребителей. 16 января 1996 года была опубликована новая редакция Закона РФ «О защите прав потребителей». Многие нормы закона претерпели существенные изменения. Кроме того, в конце 1995 — начале 1996 года были приняты нормативные акты, имеющие существенное значение для потребителей и нуждающиеся в дополнительном разъясненииАвраамова, Е.В. Принципы государственного контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий / Е. В. Авраамова. Закон и право. 2012. № 2. С. 51..

Международные основы политики в сфере защиты прав потребителей определены «Руководящими принципами для защиты прав потребителей», принятыми Генеральной Ассамблеей ООН 9 апреля 1985 года. С введением в действие в апреле 1992 года Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», была создана правовая основа для формирования и реализации целенаправленной политики в этой сфере. Закон РФ «О защите прав потребителей» (закон о правах потребителя) от 07.02.1992 № 2300-1 регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

За последние годы создано законодательство, гармонирующее с Гражданским кодексом Российской Федерации и обеспечивающее защиту прав потребителей с учетом специфики отдельных секторов потребительского рынка товаров (работ, услуг).

Проводится работа по учету законных прав и интересов граждан — потребителей в процессе разработки законопроектов, регламентирующие отношения в отдельных областях, в том числе и отношения с участием потребителей.

8 стр., 3587 слов

Институт соучастия в преступлении в уголовном праве Российской Федерации

... курсовой работы по курсу «Уголовное право Российской Федерации». Цель курсовой работы - изучение института соучастия в преступлении в уголовном праве Российской Федерации. Вышеуказанная цель обусловила решение следующих исследовательских задач: рассмотреть понятие и признаки института соучастия в преступлении в российском уголовном праве; ...

Говоря о правовом массиве, регулирующем вопросы защиты прав потребителей в Российской Федерации, необходимо отметить, что помимо законодательного регулирования рассматриваемых отношений, существует объемный пласт подзаконных актов, более детально прорабатывающих отдельные составляющие изучаемого институтаНеменок, Н.П. Государственный контроль (надзор) в сфере защиты прав потребителей в Российской Федерации / Н. П. Неменок. Юридический мир. 2013. № 4. С. 28.. Согласно ст. 3 и 7 ГК РФ, а также ст. 1 и 2 закона № 2300-1, источники, регулирующие правовые аспекты потребительского оборота в РФ, имеют следующую вертикальную иерархию:

1. Общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры Российской Федерации, являющиеся в соответствии с Конституцией РФ (п. 4 ст. 15) составной частью правовой системы РФ и применяющиеся непосредственно или после издания национального акта (если это следует из заключенного РФ международного договора).

В случае разногласий они имеют приоритет над национальным законодательством (ст. 7 ГК РФ, ст.2 закона № 2300-1)О Федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей: федер. конституционный закон Российской Федерации от 26 февраля 1997 № 242 — ФЗ (в ред. От 18.07.2011) // Российская газета. 1997. № 40. Ст. 2058; 2011. № 296. Ст. 3028..

2. Список российских нормативных актов открывает Конституция РФ, где фиксируются права граждан на отдых, охрану здоровья, жилища, образования. Эти права обладают гарантиями, так как сформированы и функционируют государственные системы образования и здравоохранения, системы требований, которые предъявляются к товарам, работам и услугам, обеспечивающих безопасность жизни потребителя, охрану окружающей среды, а также контроль и надзор за безопасностью товаров, работ и услугО Федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей: федер. конституционный закон Российской Федерации от 26 февраля 1997 № 242 — ФЗ (в ред. От 18.07.2011) // Российская газета. 1997. № 40. Ст. 2058; 2011. №296. Ст. 3028..

3. Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ — основополагающий акт в системе гражданского законодательства РФ, ее «экономическая конституция». Ст. 9 ФЗ от 26.01.1996 г. № 15-ФЗ «О введении в действие части второй ГК РФ» устанавливает общее для всех видов гражданско-правовых договоров правило, согласно которому в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, который использует, приобретает, заказывает или имеет намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с ГК РФ, и правами, предоставленными потребителю закона № 2300-1, и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами. Закон РФ № 2300-1 применяется к отдельным видам гражданско-правовых договоров в части, не противоречащей ГК РФ.

4. Гражданско-правовые нормы, которые не включены в Гражданский кодекс Российской Федерации, входят в другие нормативно-правовые акты, развивающие и конкретизирующие его положения.

5. Закон Российской Федерации № 2300-1 п. 1 ст.1, согласно которому принимаются федеральные законы, координирующие отношения в области защиты прав потребителей. К данным законами, к примеру, можно отнести Федеральный закон от 02.01.2000 г. № 29 — ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», Федеральный закон от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»О защите прав потребителей: федер. закон от 07.02.1992 №2300-1 (в ред. от 01.12.2010) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1992. №2. Ст. 23;2010. № 19. Ст.2291..

14 стр., 6874 слов

Понятие конституционно-правового отношения в конституционном ...

... субъектам конституционно-правового отношения; в-пятых, сделать основные выводы по курсовой работе. При написании курсовой работы использована вся доступная литература: изучены научные исследования отечественных авторов в области общей теории государства и права и конституционного права. ...

Закон № 2300-1, иные федеральные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации используются в данной сфере, если:

  • это предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации (п. 3 ст. 492, п. 3 ст. 730 ГК РФ);
  • Гражданский кодекс Российской Федерации не включает явного указания об этом, но законодательство в области потребительства определяет и уточняет подходящие нормы ГК РФ, и данный закон вовсе не регулирует отношения с участием потребителей;

— законодательство о защите прав потребителей устанавливает иные правила, чем ГК РФ, и ГК РФ допускает возможность такого их установления. Так, в обход общего правила о зачетной неустойке (п. 1 ст. 394 ГК РФ) п. 2 ст. 13 закона № 2300-1 предусматривает ее штрафной характер, а в отличие от диспозитивной редакции правила о реальном исполнении обязательства в ст. 396 ГК РФ п. 3 ст. 13 закона № 2300-1 формулирует его императивно.

Правительство Российской Федерации вправе устанавливать правила организации деятельности по продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг потребителямДоровских, Д. В. Нормативно-правовое регулирование общественного контроля в субъектах Российской Федерации / Д. В. Доровских. Государственная власть и местное самоуправление. 2015. № 8. С. 8.

Нормативные правовые акты РФ, включающие нормы, регулирующие отношения в сфере защиты прав потребителей достаточно редки в виде актов федеральных органов исполнительной власти, в принципе, могут существовать в виде указов Президента РФ, и в подавляющем большинстве являются постановлениями Правительства РФ (п. 3, 4 ст. 3 ГК РФ, ст. 1 закона № 2300-1).

В итоге законотворческой деятельности, с 12.12.2007 года вступил в силу Федеральный закон от 25.10.2007 № 234-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации», императивно закрепляющий основные для указания в обязательном порядке в отношении продуктов питания информации, о наличии в них компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмовО государственном докладе о защите прав потребителей в Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 05.04.2012 г. № 283 // Российская газета. 2012. №8. Ст. 844..Этим же документом закреплены требования к информации для потребителя при оформлении кредита, правовые аспекты предъявления потребителями соответствующих требований в отношении технически сложных товаров с недостатками, введено определение незамедлительного срока устранения недостатков, установлен предельный срок для устранения недостатков, окончательно выделен дистанционный способ продажи товаров в область самостоятельного правового регулирования.

Однако существующая модель правового регулирования не предполагает защиты прав потребителей от актов недобросовестной конкуренции. Применение методов правового моделирования и системного толкования делает возможным прийти к выводу о том, что управомоченными на препятствование актам недобросовестной конкуренции лицами должны выступать не только хозяйствующие субъекты, но и общественные объединения потребителей, защищающие права и интересы неопределенного круга лицО государственном докладе о защите прав потребителей в Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 05.04.2012 г. № 283 // Российская газета. 2012. №8. Ст. 844.. Согласно законодательству недобросовестная конкуренция — любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ, при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. Данный вид правового регулирования не допускает защиты прав потребителей от актов недобросовестной конкуренции, несмотря на включение в их состав действий по введению в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей. Эти действия предполагают посягательство преимущественно на интересы не конкурентов, а потребителей, которые не имеют права на защиту от данных актов.

Е.В. Вавилин, анализируя недостатки правового регулирования, предложил включить в Закон о защите прав потребителей норму, обязывающую хозяйствующие субъекты проявлять честность и не допускать недобросовестные формы предоставления информации потребителю. На мой взгляд, это не повысит степень защищенности прав потребителей на информацию, так как обусловлено и процессуальными особенностями доказывания, и дискуссионностью включения в сферу действия таких норм недобросовестных конкурентных актовЛевшина, Т.Л. Основы законодательства о защите прав потребителей / Т.Л. Левшина. Москва: Курс лекций, Юрид. Лит., 2014. 160 с..

Вышеизложенное, подтверждает важность отнесения потребителей к субъектам, чьи права и охраняемые законом интересы могут быть нарушены при осуществлении экономическими агентами недобросовестных конкурентных действий. Такое изменение влечет необходимость установления взаимодействия между конкурентным законодательством и законодательством о защите прав потребителей, целевая направленность которого «состоит в создании дополнительных правовых гарантий соблюдения и интересов граждан-потребителей, находящихся в неравном положении См: Неменок, Н.П. Государственный контроль (надзор) в сфере защиты прав потребителей в Российской Федерации / Н. П. Неменок. Юридический мир. 2013. № 4. С. 30.. Нормативно-правовая база защиты прав потребителей в настоящее время представляет комплексный институт законодательства. Его образуют нормативные акты и отдельные правовые нормы различных отраслей права: конституционного, административного, гражданского, гражданского процессуального, уголовного, другие. В них отражены основополагающие принципы защиты потребительских прав, установлены основные, базовые категории, закреплены права потребителей, способы их защиты, обязанности, ответственность хозяйствующих субъектов, действующих на потребительском рынке, определены функции, правомочия государственных органов, общественных формирований при осуществлении защиты прав потребителей.

Таким образом, в условиях современных реформ сформировалась государственная потребительская политика, которая с одной стороны — направлена на развитие предпринимательской деятельности, на ее стимулирование, а с другой — на правовое регулирование социально-экономического положения потребителя на рынке потребительских услуг, обеспечение и защиту его индивидуальных и общественных интересов.

2. Система органов государственного управления в сфере защиты прав потребителей

2.1 Федеральные органы и органы местного самоуправления в системе защиты прав потребителей

Законодательство Российской Федерации предусматривает осуществление государственной защиты прав потребителей федеральными органами государственного управления, на которые возложена обязанность, следить за соблюдением законодательства о защите прав потребителей и осуществлять контроль и надзор за безопасностью товаров, работ и услуг. В соответствии п. 4 статьи 40 Федерального Закона «О защите прав потребителей» к таким государственным органам относятся:

  • федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы);
  • федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России);
  • федеральный орган санитарно-эпидемиологического надзора РФ (Госсанэпиднадзор);
  • федеральный орган по охране окружающей среды и природных ресурсов РФ (Минприроды РФ);

— иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы) в соответствии со своей компетенциейО государственном докладе о защите прав потребителей в Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 05.04.2012 г. № 283 // Российская газета. 2012. №8. Ст. 844..

Согласно данной статье закон предоставляет данным органам широкий спектр полномочий. К ним можно отнести и осуществление контроля за соблюдением требований к безопасности товаров (работ, услуг), и направление предписаний об устранении нарушений требований безопасности товаров (работ, услуг), требований о снятии с производства, прекращении выпуска и продажи некачественных товаров (работ, услуг), требования о приостановлении продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) при отсутствии достоверной и достаточной информации о товарах (работах, услугах) и другие.

Вышеуказанные органы, контролирующие безопасность товаров (работ, услуг), в пределах своей компетенции устанавливают обязательные требования к безопасности товаров (работ, услуг) и осуществляют контроль за соблюдением этих требований.

В целях осуществления определенного вида государственной деятельности государством формируется федеральная система антимонопольных органов (федеральный антимонопольный орган) для проведения политики по содействию формирования рыночных отношений и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и защите прав потребителей. В составе федерального антимонопольного органа образуется коллегия, в состав которой входят: глава Министерства по Антимонопольной Политике России, его заместители, руководители управлений и отделов, ведущие ученые и специалисты, управления, отделы и департаментыО проекте федерального закона N 285108-6 «О внесении изменений в статью 10 Федерального закона «О защите прав потребителей»: постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 19.11.14 г. №5467-6 ГД // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 48. Ст. 6759..

Положением предусмотрен следующий перечень таких нарушений:

  • продажа товаров с истекшим сроком годности;
  • продажа товаров (выполнение работ), на которые должны быть установлены сроки годности, но не установлены;
  • продажа товаров (выполнение работ, оказание услуг) при отсутствии достоверной и достаточной информации о товаре (работе, услуге);
  • не предоставление необходимой и достоверной информации об исполнителе (продавце, изготовителе) и режиме его работы.

Хотя последнее нарушение законом не предусмотрено, но его упоминание правомерно. Следует обратить внимание на то, что в перечне отсутствуют нарушения, связанные с продажей товаров с истекшим сроком службы, когда установление таких сроков является обязательным.

В связи с указанными нарушениями на основании акта проверки выдаются соответственно предписания: о прекращении продажи товаров с истекшим сроком годности — продавцу; о прекращении продажи товара (работы), на которые не установлен обязательный срок годности — продавцу (исполнителю)Дятлов, И. А. Государственная санитарно-эпидемиологическая служба в обеспечении биологической безопасности / И. А. Дятлов, Е. А. Тюрин. Здравоохранение Российской Федерации. 2013. № 2. С. 31.. Предписание о приостановлении продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) в связи с нарушением установленного законом порядка предоставления информации о товаре (работе, услуге) действует до получения продавцом (исполнителем, изготовителем) письма территориального органа, выдавшего предписание, о разрешении на продажу. Однако предписание предусмотрено направлять только продавцу (исполнителю), но не изготовителю товара. Предписание о прекращении нарушения правил информации об исполнителе (изготовителе, продавце) выдается всем указанным лицам. Срок действия этого предписания в Положении специально не оговорен. Очевидно, оно должно действовать до устранения нарушений. Предписание территориального управления вручается под расписку (письмом с уведомлением о вручении) в 3-дневный срок после составления акта проверки. Исполнение предписания контролируется, и оно должно быть исполнено полностью.

По нарушениям законов и иных правовых актов Российской Федерации о защите прав потребителей рассмотрение дел и принятие решений о выдаче предписаний осуществляется комиссиями МАП или территориального управления, состав которых определен Положением. Дела рассматриваются, как правило, территориальным управлением по месту нахождения продавца, изготовителя, исполнителя, если дело не принято к рассмотрению МАП. Положением определены права МАП и его территориальных управлений в ходе подготовки и рассмотрения дел. Решение о возбуждении дела принимает председатель соответствующей комиссии по материалам, представленным определенными должностными лицами МАП и территориального управления. В отличие от дел, рассматриваемых единолично по результатам проверок, основанием для возбуждения «комиссионных дел» могут быть материалы общественных объединений потребителей, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, отдельных потребителей, депутатов, представления прокурора, а также акты проверок продавцов, изготовителей, исполнителей. При достаточности материалов председатель соответствующей комиссии выносит определение о возбуждении дела о нарушении законодательства о защите прав потребителей, содержание которого определено Положением.Дело должно быть рассмотрено в месячный срок со дня вынесения определения. Положением регламентируются: процедура оповещения лица, в отношении которого возбуждено дело, о времени и месте его рассмотрения; состав участников рассмотрения; условия рассмотрения дела в отсутствие представителя привлекаемой к ответственности организации; порядок рассмотрения ходатайств об отложении рассмотрения дела; порядок привлечения к участию в деле заинтересованных лиц; вопросы, подлежащие выяснению на заседании комиссии; права представителя привлекаемой организации и заинтересованных лиц; порядок ведения заседания и протокола; основания для отложения и приостановления рассмотрения дела и порядок вынесения определения об этом; порядок вынесения решения, его содержание, порядок и сроки вручения решения и предписания, содержание последнего; порядок и срок исполнения предписанияЗайцев, С. Ю. Пути совершенствования правовой культуры Российского законодательства в сфере защиты прав потребителей / С. Ю. Зайцев. Журнал Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. 2011. №1. С. 47..

В связи с этим необходимо отметить, что согласно Положению предписание, кроме других реквизитов, должно содержать указание статьи закона или иного правового акта РФ, которая была нарушена, и в чем конкретно выразилось нарушение (состав нарушения).

Все предписания, независимо от порядка их выдачи, могут быть обжалованы продавцом, изготовителем, исполнителем в арбитражный суд с просьбой о признании их недействительными полностью или частично. Заявления могут быть поданы в течение 6 месяцев со дня вынесения предписания в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом РФ. Другие полномочия и права предусмотрены Положением о МАП, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июля 1999 г. № 793 устанавливающей административную ответственность должностных лиц организаций или граждан, зарегистрированных в качестве предпринимателей, за невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний, выданных органами государственного контроля в пределах их компетенции.

К полномочиям второй группы могут быть отнесены направление материалов в лицензирующие органы, органы прокуратуры, МВД и другие. Полномочия контролирующих и лицензирующих органов, осуществляющих надзор в данной области, определены Федеральным законом РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25 сентября 1998 года № 158 (вступил в силу с 3 октября 1998 года), а также положениями о соответствующих органах.

Третью группу полномочий составляет право обращения в суд и арбитражный суд в защиту нарушенных прав потребителей. Иски могут предъявляться в защиту прав отдельного потребителя, группы потребителей или в интересах неопределенного круга потребителей. Содержание иска определяется характером нарушения прав потребителей и направлено на устранение допущенных нарушений. Иски предъявляются в районный (городской) народный суд в соответствии с территориальной подсудностью, установленной статьей 17 Закона «О защите прав потребителей». Под неоднократным нарушением прав потребителей следует понимать второе и последующие нарушения прав потребителей изготовителем, продавцом, исполнителем, которые зафиксированы в установленном порядке (акты проверки, решения судов и других уполномоченных органов).

Законом не раскрывается содержание понятия «грубое нарушение прав потребителей». Окончательное решение об отнесении нарушения к грубым должно приниматься судом, рассматривающим дело о ликвидации в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 1 июля 1996 года № 6/8. Юридические лица ликвидируются по решению суда в порядке, предусмотренном ст. 61 ГК. Иски о принудительном взыскании штрафов за уклонение от исполнения предписаний или за несвоевременное их исполнение с индивидуальных предпринимателей предъявляются в арбитражный суд по месту нахождения ответчика (ст. 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), а также организация и проведение работ по обязательному подтверждению соответствия товаров (работ, услуг), возлагаются на федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России), согласно п.3 ст.42 ФЗ «О защите прав потребителей».

Согласно закону Российской Федерации «О стандартизации» Госстандарт России координирует деятельность органов государственного управления, а именно:

  • формирует и реализует государственную политику в области стандартизации;
  • осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов;
  • определяет порядок сертификации товаров (работ, услуг);
  • принимает решения о применении международных (региональных) стандартов, правил, норм на территории РФ;
  • определяет порядок сертификации и перечень товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации.

Проводимая в нашей стране административная реформа повлекла за собой организационную перестройку системы надзора в сфере защиты прав потребителей. Расширились функции вновь образованной Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Современные условия требуют совершенствования существующих, разработки и внедрения новых правовых, экономических и организационных подходов, включая оптимизацию структуры и кадрового состава органов и организаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человекаКирова, Я.А. Защита прав потребителей органами местного самоуправления: вопросы правового регулирования / Я.А. Кирова. Журнал Интерэкспо ГЕО. 2015.№ 2. С. 79.. Чрезвычайно сложной до настоящего времени остается проблема взаимодействия всех органов и организаций, занимающихся потребительской тематикой. Федеральным органом, осуществляющим государственный контроль над соблюдением законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, а также дающим официальные разъяснения по вопросам применения указанных актов, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы. Контроль осуществляется над соблюдением указанных актов продавцами, изготовителями товаров, исполнителями работ и услуг независимо от их организационно-правовой формы.

Согласно Положениям о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 322 с изменениями от 23 июня 2015 года, для реализации результатов контроля Роспотребнадзор наделён широким кругом полномочий. Эти полномочия можно условно разделить на три группы:

  • полномочия, осуществляемые непосредственно Роспотребнадзором или его территориальными органами;
  • направление материалов в государственные органы для принятия мер в соответствии с их компетенцией;
  • направление материалов в судО Комиссии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по государственной регистрации и лицензированию: приказ Роспотребнадзора от 01.09.2004 №11 (в ред.

от 11.03.2012) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. №10. Ст. 856;2012. № 14. Ст.1658..

В соответствии с Положениями закона основными полномочиями первой группы являются направление в пределах своей компетенции обязательных для исполнения предписаний изготовителям, исполнителям, продавцам и наложение на них штрафов за неисполнение предписаний. Предусмотрен следующий перечень нарушений:

  • продажа товаров с истекшим сроком годности;
  • продажа товаров (выполнение работ), на которые должны быть установлены (но не установлены) сроки годности или сроки службы;
  • продажа товаров (выполнение работ, оказание услуг) при отсутствии достоверной и достаточной информации о товаре (работе, услуге);
  • непредставление необходимой и достоверной информации об исполнителе (продавце, изготовителе) и режиме его работы.

К полномочиям второй группы относится направление материалов в лицензирующие органы, органы прокуратуры, Министерство внутренних дел Российской Федерации и другие. Полномочия контролирующих и лицензирующих органов, осуществляющих надзор в данной области, определены Федеральным законом от 25 сентября 1998 г. № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». В соответствии со статьей 12 этого Закона лицензирующие органы в пределах своей компетенции имеют право:

  • проводить проверки деятельности лицензиата (лицензиат — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности) на предмет соответствия осуществляемой лицензиатом деятельности лицензионным требованиям и условиям;
  • запрашивать и получать от лицензиата необходимые объяснения и справки по вопросам, возникающим при проведении проверок;
  • составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений;
  • выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки их устранения;
  • выносить предупреждение лицензиату;
  • осуществлять иные предусмотренные законодательством Российской Федерации полномочия.

Третью группу полномочий Роспотребнадзора составляет право обращения в суд и арбитражный суд в защиту нарушенных прав потребителей. Иски могут предъявляться в защиту прав отдельных потребителей, группы потребителей или в интересах неопределенного круга потребителей. Содержание иска определяется характером нарушений права и направлено на устранение допущенных нарушенийОб утверждении Положения об обработке и защите персональных данных в Роспотребнадзоре: приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) от 23.12.2013 г. № 964 // Российская газета. 2013. 28 января.. Деятельность органов и учреждений Роспотребнадзора направлена на решение проблем обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья, благоприятную среду обитания и защиту прав потребителей.

Для обеспечения эффективности этой деятельности с 1997 г. создана и применяется система оценки и управления рисками для здоровья населения, которая объединяет комплекс политических, административых, социальных, экономических, технологических, информационных мер и действий. С 2005 г. после передачи Роспотребнадзору функций по контролю на потребительском рынке применяются элементы системы оценки и управления рисками причинения вреда имуществу потребителейО государственном докладе о защите прав потребителей в Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 05.04.2012 г. № 283 // Российская газета. 2012. №8. Ст. 844..