Налоговое, ценовое и тарифное регулирование на муниципальном уровне

Муниципальная экономика и модели муниципального хозяйства

Термин «муниципальная экономика» используется в литературе в разных значениях. Иногда он употребляется как синоним понятий «муниципальное хозяйство» (совокупность хозяйствующих субъектов, находящихся в муниципальной собственности) или «местное хозяйство» (муниципальное хозяйство плюс домохозяйства).

Муниципальную экономику можно рассматривать также как часть национальной экономики, раздел экономической науки, учебную дисциплину. С позиций муниципального управления будет использоваться следующее определение.

Муниципальная экономика — это совокупность экономических ресурсов муниципального образования, обеспечивающих удовлетворение жизненных потребностей населения, и отношений по их использованию .

Экономическая деятельность органов местного самоуправления, управление экономическими ресурсами и процессами на территории — важнейший компонент муниципальной деятельности. Именно использование экономических ресурсов позволяет оказывать все виды муниципальных услуг населению. В этом смысле можно сказать, что муниципальная экономика — это экономика оказания муниципальных услуг.

Муниципальная экономическая политика — система целей и методов наиболее эффективного использования экономических ресурсов территории в интересах местного сообщества. Цели и задачи муниципальной экономической политики вытекают из общих целей и задач муниципальной политики и являются подчиненными по отношению к ним.

Экономические ресурсы — многогранное понятие, включающее в себя природные, трудовые, капитальные, финансовые и другие ресурсы, используемые в экономической деятельности. В настоящей главе рассматриваются вопросы управления имущественными и финансовыми ресурсами муниципального образования, которые, согласно Федеральному закону 2003 года, составляют экономическую основу местного самоуправления.

Включение в состав экономических ресурсов муниципального образования имущества и финансовых средств немуниципальных хозяйствующих субъектов, используемых в интересах местного сообщества, означает, что объект управления в муниципальной экономике определяется исходя не из формы собственности, а из выполняемых функций по жизнеобеспечению населения и социально-экономическому развитию муниципального образования. Из этого же вытекает и потребность муниципального образования в указанных экономических ресурсах. Чем больше бюджетных услуг оказывают населению органы местного самоуправления, тем больше имущества и финансов им требуется

17 стр., 8273 слов

Анализ организации управления муниципальной собственностью на ...

... механизмов управления муниципальной собственностью с целью повышения жизнеобеспечения населения муниципального образования. Сформулированные рекомендации могут быть применены в работе администраций муниципальных образований. Теоретические аспекты муниципальной собственности 1 Природа и сущность муниципальной собственности Муниципальная собственность - это собственность муниципального образования ...

Введение

Налоги, цены и тарифы служат важными регуляторами экономических процессов на уровне, как государства, так и муниципального образования. Правовые возможности муниципальной власти в этой сфере достаточно ограничены, но все же дают определенные рычаги влияния на поведение хозяйствующих субъектов и граждан. Денежные средства, поступающие в местные бюджеты за счет налогов, и система цен и тарифов на муниципальные услуги на первый взгляд кажутся не связанными друг с другом. Однако это не так. Связь между ними заключается в том, что любая муниципальная услуга должна быть оплачена ее поставщику полностью. При этом самому поставщику в принципе безразлично, кто платит ему за услугу: конкретный потребитель услуги, бюджет или они оба в какой-то пропорции. В этом смысле налоги и тарифы напоминают сообщ ающиеся сосуды. Чем в большей мере тарифы на муниципальные услуги покрывают расходы на их оказание, тем меньше потребность муниципального образования в бюджетных средствах, а, следовательно, и в налоговых доходах.

Основной инструмент, которым располагает муниципальная власть в налоговой сфере — местные налоги и сборы. Европейская Хартия местного самоуправления требует, чтобы хотя бы часть финансовых средств местного самоуправления поступала за счет местных сборов и налогов. Как правило, основным местным налогом в зарубежных странах является налог на недвижимость.

С введением нового Налогового и Бюджетного кодексов эта доля поступления от местных налогов и сборов стала резко сокращаться. Местными остались только земельный налог (50 % его централизуется в бюджеты других уровней), налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, налог на наследование и дарение, и местные лицензионные сборы. Положение должно быть исправлено при корректировке Налогового и Бюджетного кодексов в рамках общего изменения законодательства о местном самоуправлении.

Основным рычагом налогового регулирования на местном уровне служат налоговые льготы. Они могут предоставляться представительным органом местного самоуправления не только по местным налогам и сборам, но и по долям федеральных и региональных налогов и сборов, зачисляемых в местные бюджеты. Целью их предоставления является стимулирование необходимых для нужд муниципального образования видов хозяйственной деятельности. Другими видами налогового регулирования на местном уровне служат предоставление отсрочек по налоговым платежам (налоговые отсрочки) и налоговые кредиты.

Законодательство позволяет органам местного самоуправления регулировать цены и тарифы на продукцию и услуги муниципальных предприятий и учреждений. Важнейшие из них — это услуги предприятий жилищно-коммунального хозяйства, проезд на городском транспорте, цены на лекарства в муниципальных аптеках, платные медицинские и образовательные услуги, услуги объектов культуры и некоторые другие. Такое регулирование может иметь только социальные цели. По ряду услуг (например: проезд в пассажирском автотранспорте) могут устанавливаться предельные тарифы

13 стр., 6141 слов

Государственная система охраны здоровья граждан в Российской Федерации

... деятельностью. В частную систему здравоохранения входят медицинские и другие организации, создаваемые и финансируемые юридическими и физическими лицами. Лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности осуществляется в соответсПраво российских граждан на охрану здоровья ...

Фрагмент работы для ознакомления

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/nalogovoe-regulirovanie-v-jilischnoy-sfere/

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 21.10 1994г.

2. Федеральный закон от 29 декабря 2004 № 188-ФЗ «Жилищный кодекс Российской Федерации».

3. Федеральный закон от 29 декабря 2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

4. Федеральный закон от 29.12.2006 № 251-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статью 18 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

5. Федеральный закон от 15.06.1996 № 72 — ФЗ «О товариществах собственников жилья».

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 г. № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом».

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 492 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05 2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам».

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05 2006 № 306 «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг».

10. Постановление мэра города Череповца от 27.11.2006 № 5171 «Об утверждении тарифов на обязательные работы и услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах».

11. Постановление мэра города Череповца от 27.11.2006 № 5173 «Об утверждении цен на обязательные работы и услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, в которых собственниками не принято решение о способе управления многоквартирным домом и (или) об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения»

12. Постановление мэра города Череповца от 27.11.2006 № 5166 «О тарифах на услуги по водоснабжению и водоотведению»

13. Государственное и муниципальное управление: учебник/И.А. Василенко. 2-е изд. исправленное и дополненное. — М: Гардарики 2008.-317 с