В современных условиях развития общества решение проблем, связанных с обеспечением безопасной жизнедеятельности человека во всех сферах его деятельности от опасных и вредных факторов, является актуальным. Это обусловлено тем, что в последние годы в нашей стране и за рубежом происходит множество чрезвычайных ситуаций различного характера. При этом возникающие стихийные бедствия, аварии, катастрофы, загрязнение окружающей среды промышленными отходами и другими вредными веществами, а также применение в локальных войнах различных видов оружия создают ситуации, опасные для здоровья и жизни населения. Эти воздействия становятся катастрофическими, они приводят к большим разрушениям, вызывают смерть, ранения и страдания значительного числа людей. Чтобы умело и грамотно противостоять последствиям проявления любых опасностей в чрезвычайных ситуациях, необходимо постоянно совершенствовать уровень подготовки специалистов различных профилей, способных решать комплекс взаимосвязанных задач в обеспечении безопасной жизнедеятельности человека.
1. Понятие нештатных аварийно – спасательных формирований.
Нештатные аварийно-спасательные формирования представляют собой самостоятельные структуры, созданные на нештатной основе, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций.
Правовые основы создания и деятельности нештатных аварийно-спасательных формирований составляют Конституция Российской Федерации, Федеральные законы от 12 февраля 1998 г. №28-ФЗ «О гражданской обороне» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, №7, ст. 799), от 22 августа 1995 г. №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, №35, ст. 3503) и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований (далее — Порядок) утвержден приказом МЧС России от 23 декабря 2005 года №999 (зарегистрирован в Минюсте России 19 января 2006 года № 7383.
Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями, имеющими потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующими их, а также имеющими важное оборонное и экономическое значение или представляющими высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, и другими организациями из числа своих работников. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут создавать, содержать и организовывать деятельность нештатных аварийно-спасательных формирований для решения задач на своих территориях.
Правительство Российской Федерации: порядок формирования и состав
... Предметом исследования являются нормы права, регулирующие правовой статус Правительства РФ. Цель работы: анализ правового статуса Правительства РФ. Задачи работы: 1. Общая характеристика правового положения Правительства Российской Федерации; 2. Порядок формирования и состав Правительства Российской Федерации. Методологической основой исследования является использование ...
Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются с учетом Примерного перечня создаваемых нештатных аварийно-спасательных формирований. В зависимости от местных условий и при наличии материально-технической базы могут создаваться и другие нештатные аварийно-спасательные формирования.
Оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований осуществляется в соответствии с Примерными нормами оснащения (табелизации) нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.
Основными задачами нештатных аварийно-спасательных формирований являются:
- проведение аварийно-спасательных работ и первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в борьбе с пожарами;
- обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому (бактериологическому) и иному заражению (загрязнению);
- санитарная обработка населения, специальная обработка техники, зданий и обеззараживание территорий;
- участие в восстановлении функционирования объектов жизнеобеспечения населения;
- обеспечение мероприятий гражданской обороны по вопросам восстановления и поддержания порядка, связи и оповещения, защиты животных и растений, медицинского, автотранспортного обеспечения.
Состав, оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований определяются руководителями организаций в соответствии с утвержденным МЧС России порядком и с учетом методических рекомендаций по созданию, подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований, разрабатываемыми МЧС России, исходя из задач гражданской обороны и защиты населения, и согласовываются с территориальными органами МЧС России — органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.
Применение нештатных аварийно-спасательных формирований осуществляется по планам гражданской обороны и защиты населения федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций, разрабатываемым в установленном порядке.
В планах предусматривается создание группировки сил и средств, предназначенной для проведения АСДНР в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и при ведении военных действий. Состав и группировки уточняется при угрозе нападения противника или возникновения чрезвычайной ситуации и после их возникновения с учетом сложившейся обстановки, реального наличия и состояния сил и средств и объема работ в очагах поражения.
«Аварийно-спасательные работы»
... использование возможностей аварийно-спасательных формирований; неуклонным выполнением участниками работ установленных режимов работы и мер безопасности, своевременной сменой формирований в целях восстановления их работоспособности; организацией бесперебойного и всестороннего материального обеспечения работ, жизнеобеспечения населения и участников работ, оказанием им ...
Основу группировки сил для проведения АСДНР при ведении гражданской обороны составляют войска гражданской обороны и нештатные аварийно-спасательные формирования. Для обеспечения непрерывного проведения работ группировка сил состоит из формирований первого эшелона, второго эшелона и резерва.
Первый эшелон, Второй эшелон
Резерв — для решения внезапно возникающих задач, наращивания усилий, замены части первого (второго) эшелона, переноса усилий на новые участки (объекты) работ.
Формирования, входящие в состав эшелонов, распределяются по сменам с соблюдением целостности их организационной структуры и производственного принципа.
Состав эшелонов и смен определяются, исходя из конкретной обстановки в очаге поражения, наличия сил и средств.
Федеральные органы исполнительной власти, исходя из статьи 7 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. №28- ФЗ «О гражданской обороне», в отношении бюджетных организаций, находящихся в их ведении, вправе:
- определять организации, которые создают нештатные аварийно-спасательные формирования;
- организовывать создание, подготовку и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований;
- вести реестры организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования;
- организовывать планирование применения нештатных аварийно-спасательных формирований;
- осуществлять контроль за созданием, подготовкой, оснащением и применением нештатных аварийно-спасательных формирований по предназначению.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, исходя из статьи 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. №28-ФЗ «О гражданской обороне», на соответствующих территориях вправе:
- определять организации, находящиеся в сфере их ведения, которые создают нештатные аварийно-спасательные формирования;
- организовывать создание, подготовку и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований;
- вести реестры организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования, и осуществляют их учет;
- организовывать планирование применения нештатных аварийно-спасательных формирований;
- осуществлять контроль за созданием, подготовкой, оснащением и применением нештатных аварийно-спасательных формирований по предназначению.
Организации, создающие нештатные аварийно-спасательные формирования:
- разрабатывают структуру и табели оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами;
- укомплектовывают нештатные аварийно-спасательные формирования личным составом, оснащают их специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами в соответствии с примерным табелем оснащения, в том числе за счет существующих в организации в мирное время аварийно-восстановительных, ремонтно-восстановительных, медицинских и других штатных подразделений;
- осуществляют подготовку и руководство деятельностью нештатных аварийно-спасательных формирований;
- осуществляют всестороннее обеспечение применения нештатных аварийно-спасательных формирований;
- осуществляют планирование и применение нештатных аварийно-спасательных формирований;
- поддерживают нештатные аварийно-спасательные формирования в состоянии готовности к выполнению задач по предназначению.
При создании нештатных аварийно-спасательных формирований учитываются наличие и возможности имеющихся в организации штатных аварийно-спасательных формирований, аварийно-спасательных служб и других подразделений с целью доведения общей численности их личного состава до 7-10% от штатной численности работников организации.
Аварийно-спасательные работы в условиях ЧС геологического характера
... организации и ведению аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий землетрясений являются: 1)сосредоточение основных усилий на спасении людей; 2)организация и проведение работ в ... объеме выполненных работ, организуют питание, смену и отдых личного состава формирований. 4. Аварийно – спасательные работы при оползни и карст. Оползни - скользящее смещение (сползание) масс ...
Для нештатных аварийно-спасательных формирований сроки приведения в готовность не должны превышать: в мирное время — 24 часа, военное время — 6 часов.
Нештатные аварийно-спасательные формирования подлежат аттестации при условии, что не менее половины спасателей, непосредственно принимающих участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, аттестованы на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
МЧС России и его территориальные органы осуществляют методическое руководство созданием и обеспечением готовности нештатных аварийно-спасательных формирований, а также контроль в этой области.
Основаниями для ликвидации нештатных аварийно-спасательных формирований, обязательное создание которых предусмотрено законодательством Российской Федерации, являются прекращение функционирования обслуживаемых ими организаций или устранение опасности возникновения чрезвычайных ситуаций, для ликвидации которых предназначались указанные формирования.
Решение о ликвидации нештатных аварийно-спасательных формирований, обязательное создание которых предусмотрено законодательством Российской Федерации, принимают создавшие их федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации по согласованию с органами исполнительной власти, специально уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на которые возложены функции координации деятельности аварийно — спасательных служб и формирований.