Курсовая работа налог на имущество организаций

В современных условиях для управления предприятием необходимо определенное количество знаний во многих областях экономики. Наряду с менеджментом, маркетингом, бухгалтерским учетом и некоторыми другими направлениями основы налогообложения занимают одно из важнейших мест и являются неотъемлемой частью деятельности любого предприятия.

Налог на имущество организаций является основным налогом субъектов РФ, поэтому его, наряду с налогом на прибыль, налогом на добавленную стоимость, другими видами налогов, обеспечивающими основные поступления в бюджеты различных уровней, необходимо рассматривать отдельно.

Целью данной курсовой работы является изучение налога на имущество организаций, закрепление теоретических знаний, полученных при изучении курса, а также приобретение необходимых практических навыков. Для этого необходимо решить следующие задачи:

  1. Раскрыть сущность налога на имущество организации

  2. Перечислить плательщиков налога на имущество

  3. Определить налоговую базу и объект налогообложения

  4. Изучить порядок исчислений налога на имущество

  5. Изучить существующие льготы в системе имущественного налогообложения

  6. Ознакомиться с перспективами развития налога на имущество организации

Объектом данной курсовой работы является налогообложение организаций.

Предмет исследования – налог на имущество организаций

Актуальность темы выражается в важности данного налога в системе имущественного налогообложения в РФ. Организации не могут существовать без знания налогового законодательства, без правильного ведения бухгалтерского учета и отчетности. Руководство предприятий должно быть в курсе всех существующих льгот для субъектов имущественного налогообложения, а также своевременно знакомиться с вступающими в силу изменениями в законодательстве.

Глава 1. Теоретическая часть

  1. Сущность налога на имущество организации

Необходимость налога на имущество обусловлена наличием в современной России предприятий разных форм собственности. Именно конкуренция между ними вызывает необходимость взимания налога не только с получателей доходов, но и со стоимости имущества, которое прямым или косвенным образом способствует росту доходов предприятия. Тот или иной критерий классификации налогов относит налог на имущество организаций к определенной группе: по субъекту обложения — к налогам с юридических лиц; по объекту налогообложения — к имущественным налогам; по уровню подчиненности — к региональным. Все это свидетельствует о налоге на имущество организаций как о неотъемлемой части налоговой системы страны.

3 стр., 1299 слов

Налоги и налогообложение Узбекистана

... принципы построения и организации взимания налогов; отражают их социально-экономическую сущность. Каждый налог содержит следующие элементы: субъект налогообложения, объект и источник налога, единица налогообложения, налоговая ставка, ... дохода (прибыли), имущества, подлежащая перечислению в бюджет в виде налога. Они устанавливаются обычно в процентах к сумме дохода (имущества). В Узбекистане, как и в ...

До реформы 1992 г. обложение имущества предприятий в России также имело место и осуществлялось в виде платы в бюджет за производственные фонды и сверхнормативные запасы собственных оборотных средств. Такая плата была введена в СССР экономической реформой 1965 г. В тот период введение этого налога имело целью стимулировать предприятия освобождаться от излишков сырья и оборудования и не накапливать его на складах. Переход на рыночные условия хозяйствования в начале 90-х гг. принципиально изменил экономическое назначение платы за производственные фонды. Начиная с 1992 г. плата за производственные фонды приобрела все признаки налога. Теперь, во-первых, налог на имущество предприятий реализует налоговые отношения между предприятием и государством. Во-вторых, формирование налоговой базы учитывает особенности существующих экономических отношений (нематериальные активы, износ, переоценка, льготы и т.п.).

При взимании налога на имущество реализуются обе функции налога: и фискальная и регулирующая. Фискальная — благодаря тому, что посредством налога на имущество обеспечиваются небольшие, но стабильные поступления в доходы бюджетов. Регулирующая функция реализуется через заинтересованность предприятий в уплате меньших сумм налога путем освобождения от лишнего, неиспользуемого, не приносящего дохода имущества.

В большинстве развитых стран налогу на имущество отводится более активная роль в налоговой системе. Это связано прежде всего с высокой степенью стабильности налоговой базы. Налоговая база налога на имущество, как правило, менее подвержена рыночным колебаниям, она мало зависит от результатов хозяйственной деятельности предприятий; ее легко спрогнозировать государству и учесть при разработке проекта бюджета на очередной финансовый год. Поэтому преимущества налога на имущество для государства очевидны: регулярность поступления в бюджет, простота в контроле и исчислении. Однако и этот налог не лишен возможности ухода от уплаты. Осуществляется это не прямым сокрытием объектов налогообложения, а уловками в юридическом оформлении либо самого имущества, либо статуса налогоплательщика, когда владельцем становится физическое лицо.

Факт занижения налогооблагаемой базы с помощью перехода собственности, а также недостаточное выполнение налогом на имущество предприятий стимулирующей функции повлекли за собой рассмотрение вопроса о едином режиме налогообложения недвижимости юридических и физических лиц. Поэтому в большинстве развитых стран сегодня существует единый налог на недвижимость, который включает еще и земельный налог. В нашей стране земельный налог относится к ресурсным налогам и не считается пока имущественным фактором создания стоимости продукции, что не совсем верно. Поэтому в будущем предполагается, что налог на имущество предприятий, физических лиц и земельный налог должны быть объединены в единый налог на недвижимость.

С 1 января 2004 года вступила в действие главой 30 Налогового кодекса РФ «Налог на имущество организаций», где определен порядок расчета, налогоплательщики, налоговая базы и другие аспекты уплаты налога.

19 стр., 9470 слов

Организация предприятия малого бизнеса

... полную характеристику организуемому предприятию; описать организационную структуру, действующую на предприятии ООО "Орхидея"; выделить факторы, влияющие на процесс организации предприятий малого бизнеса; рассмотреть и ... объединения граждан, использующие как свое собственное, так и арендованное имущество. Предпринимательство необходимо рассматривать как экономическую категорию, метод хозяйствования ...

Очевидно, что в системе имущественного налогообложения налог на имущество организаций занимает центральное место. Его доля в общей сумме поступлений от имущественных налогов составляет более 95%, хотя удельный вес в доходах консолидированного бюджета РФ невысок – около 5% и не имеет существенного значения, в отличие, например, от налога на имущество корпораций за рубежом.

  1. Налог на имущество организаций в системе имущественного налогообложения РФ

  1. Налогоплательщики и объект налогообложения

Плательщиками налога на имущество в соответствии с п. 1 ст. 373 Кодекса признаются:

  • российские организации;

  • иностранные организации, если они осуществляют деятельность в России через постоянные представительства и (или) владеют на праве собственности недвижимым имуществом, находящимся на территории РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ.

К российским организациям относятся все юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ. Следовательно, плательщиками налога на имущество организаций являются и коммерческие, и некоммерческие российские организации.

К иностранным организациям относятся иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, а также филиалы и представительства таких юридических лиц и организаций.

В то же время не признаются налогоплательщиками организаторы Олимпийских и Паралимпийских игр в отношении имущества, используемого ими в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи и развитием его как горноклиматического курорта.

объектом налогообложения является

Объектами налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, признаются движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, имущество, полученное по концессионному соглашению.

Объект налогообложения для иностранных организаций различается в зависимости от следующих критериев:

1) ведет организация или нет деятельность в РФ через постоянное представительство;

2)имеет ли организация недвижимое имущество в РФ, если постоянного представительства у нее нет.

Если иностранная организация ведет деятельность в России через постоянное представительство, то объектом налогообложения для нее будет любое движимое и недвижимое имущество, которое относится к основным средствам по правилам бухгалтерского учета.

Для иностранных организаций, не имеющих постоянного представительства в России, объект налогообложения возникает, только если они имеют имущество, которое отвечает определенным условиям, а именно:

1) имущество является недвижимым;

2) имущество находится на территории РФ;

21 стр., 10239 слов

Правовые основы налогообложения организации

... всех форм собственности. 1.3. Налогообложение имущества организаций Потребность в эффективной системе норм налогового законодательства всё более возрастает с повышением роли налогообложения в формировании доходов ... некоторыми другими направлениями основы налогообложения занимают одно из важнейших мест и являются неотъемлемой частью деятельности любого предприятия. Налог на имущество юридических лиц ...

3) имущество принадлежит иностранной организации на праве собственности.

К объекту налогообложения не относится следующее имущество:

  • земельные участки;
  • иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы).

Отметим, что Кодекс не содержит понятий «объекты природопользования», «природные ресурсы», «водный объект». В этом случае можно обратиться к отраслевому законодательству, которое регулирует соответствующие правоотношения.

Объектом налогообложения не признается также имущество федеральных органов исполнительной власти, если одновременно соблюдаются следующие условия:

  • имущество принадлежит указанным органам на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
  • в федеральном органе исполнительной власти законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;
  • имущество используется для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ.
  1. Налоговая база

Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Налоговая база для каждой категории плательщиков налога на имущество определяется по-разному:

  • для российских организаций;
  • иностранных организаций, которые ведут деятельность через постоянное представительство в РФ;
  • иностранных организаций, у которых нет постоянного представительства в РФ, но имеется в собственности недвижимое имущество на территории РФ.

Российские организации определяют налоговую базу самостоятельно по результатам налогового или отчетных периодов.

По итогам налогового периода налоговая база исчисляется исходя из среднегодовой стоимости имущества, которое относится к объектам .

Налоговая база по итогам отчетных периодов — I квартала, полугодия, 9 месяцев исчисляется по истечении каждого из них. Налоговая база за отчетный период определяется как средняя стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Налоговая база (база для исчисления авансовых платежей) рассчитывается по всему имуществу организации в целом.

Однако есть исключения. Так, налоговая база рассчитывается отдельно в отношении:

  • имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс;
  • недвижимого имущества, расположенного вне места нахождения организации (обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс);
  • имущества, которое облагается налогом по разным ставкам;
  • недвижимости, фактически находящейся на территориях разных субъектов РФ.

Для исчисления налоговой базы (среднегодовой и средней стоимости имущества) необходимы данные бухгалтерского учета об остаточной стоимости основных средств, которые являются объектами налогообложения.

3 стр., 1372 слов

Порядок расчета НДС налога на прибыль НДФЛ и налога на имущество ...

... имущество, учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств. Налоговая база определяется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации, в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, ...

Средняя стоимость имущества за отчетный период

Среднегодовая стоимость имущества за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на число месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.

Иностранные организации определяют налоговую базу самостоятельно. При этом налоговая база рассчитывается отдельно в отношении:

  • имущества постоянного представительства иностранной организации, которое облагается по месту постановки представительства на учет в налоговых органах;
  • недвижимого имущества, находящегося вне постоянного представительства иностранной организации;
  • имущества, которое облагается по разным ставкам;
  • недвижимого имущества, которое находится на территориях разных субъектов РФ либо частично в территориальном море РФ, на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ.

Налоговая база уменьшается на сумму законченных капитальных вложений на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию вводимых, реконструируемых и (или) модернизируемых судоходных гидротехнических сооружений, расположенных на внутренних водных путях РФ, портовых гидротехнических сооружений, сооружений инфраструктуры воздушного транспорта (за исключением системы централизованной заправки самолетов, космодрома), учтенных в балансовой стоимости данных объектов.

Налоговая база в рамках договора простого товарищества определяется исходя из остаточной стоимости признаваемого объектом налогообложения имущества, внесенного налогоплательщиком по договору простого товарищества, а также исходя из остаточной стоимости иного признаваемого объектом налогообложения имущества, приобретенного и (или) созданного в процессе совместной деятельности, составляющего общее имущество товарищей, учитываемого на отдельном балансе простого товарищества участником договора простого товарищества, ведущим общие дела.

Лицо, ведущее учет общего имущества товарищей, обязано для целей налогообложения сообщать не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, каждому налогоплательщику — участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) сведения об остаточной стоимости имущества, составляющего общее имущество товарищей, на 1-е число каждого месяца соответствующего отчетного периода и о доле каждого участника в общем имуществе товарищей. При этом лицо, ведущее учет общего имущества товарищей, сообщает сведения, необходимые для определения налоговой базы.

  1. Налоговый период и налоговая ставка

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2 процента. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения. При этом для организаций коммунального комплекса в отношении имущества, используемого для сбора, очистки, распределения воды, удаления и обработки сточных вод (в том числе его ремонта и обслуживания), у которых в общей выручке от реализации водоснабжения и водоотведения доля выручки от услуг бюджетным учреждениям и населению непосредственно и (или) через управляющие организации составляет более 40 %, налоговая ставка установлена в размере 1,1 процента.

4 стр., 1693 слов

Налог на имущество организаций

... имеют право дифференцировать налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков или имущества. 2.4. Налоговым периодом по налогу на имущество организаций признается календарный ... имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, используемое ими для целей обеспечения безопасности, правопорядка и гражданской обороны в РФ. 2.3 Налоговая ...

Для организаций коммунального комплекса в отношении имущества, используемого для сбора, очистки, распределения воды, удаления и обработки сточных вод (в том числе его ремонта и обслуживания), у которых в общей выручке от реализации водоснабжения и водоотведения доля выручки от услуг бюджетным учреждениям и населению непосредственно и (или) через управляющие организации составляет более 70 % налоговая ставка установлена в размере 0,6 процента.

  1. Налоговые льготы

Освобождаются от налогообложения:

  • организации и учреждения уголовно-исполнительной системы — в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций;

  • религиозные организации — в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности;

  • общероссийские общественные организации инвалидов (ОООИ) (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, — в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности;

  • организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных ОООИ, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов, — в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

  • учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные ОООИ, — в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;