ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В связи с этим, особую значимость и актуальность приобретают вопросы, которые непосредственно связаны с функционированием некоммерческих организаций и их особенностей. Вышесказанное предопределило актуальность настоящего исследования.

Объект исследования – некоммерческие организации;

Предмет исследования – структура и функции некоммерческих организаций.

Цель курсовой работы – проведение комплексного анализа некоммерческих организаций.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд

1) рассмотреть историю развития и становления некоммерческих организаций;

2) определить место некоммерческих организаций среди юридических лиц;

3) дать определение некоммерческим организациям и их особенностям;

4) изучить правосубъектность некоммерческих организаций.

Методологическую основу

Теоретической основой исследования послужили труды таких ученных, как: С.С. Алексеева, В.В. Витрянского, Ю.И. Грищенко, А.В. Егорова, В.Л. Слесарева.

Структурно

1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И ПОНЯТИЕ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

    1. История становления и развитие некоммерческих организаций в России

Некоммерческие организации не являются проявлением современности. Зародились они довольно давно и постепенно стали неотъемлемой частью жизни российского общества.

Некоммерческие организации оказывают значительное влияние на внутреннюю политику государства и международные отношения, одновременно будучи зависимыми от политических и экономических условий времени. Поскольку некоммерческие организации создаются с целью осуществления добровольной благотворительной деятельности, помощи и бескорыстного выполнения общественно важной работы, то правовое регулирование такой деятельности представляло интерес для государства на любом этапе исторического развития с момента их появления [19, с. 72].

В развитии некоммерческих организаций в России можно выделить несколько периодов:

8 стр., 3945 слов

Общественно-политическая значимость и социальная роль гражданских ...

... некоммерческих организаций, разнообразные неформализованные гражданские сообщества и отдельные гражданские инициативы, которые преимущественно развиваются на платформе социальных сетей. Исследование показало, что гражданская ... НКО в России. История становления некоммерческих организаций России напрямую связана с историей России. Некоммерческие организации существовали и много веков ...

— дореволюционный период;

— советский период;

— современный период [20, с. 83].

Первый период охватывает довольно длительный временной промежуток.

Исторические факты свидетельствуют об активном развитии благотворительной деятельности на Руси особенно с принятием христианства.

Именно с религией и можно связать на первоначальном этапе стремление к осуществлению общественно полезных функций, помощи нуждающимся. Благотворительность поддерживала церковь и зачастую именно в рамках церкви и финансовую основу такой деятельности составляла церковная десятина [20, с. 84].

Однако на первоначальном этапе нормативно-правовое регулирование в данной сфере отсутствовало. Только в постановлении Стоглавого собора впервые была закреплена необходимость общественного попечительства бедных на средства самого населения.

Позже Петр I принял решение о частичном государственном финансировании благотворительности, а к царствованию Екатерины II появились негосударственные организации, не относящиеся к институту церкви.

Кроме того, указом от 1775 года на приходы, сельские и городские общины легла обязанность кормить бедных. Вместе с тем, становление общественных благотворительных организаций, просуществовавших вплоть до падения самодержавия, пришлось на конец XVIII- начало XIX вв. и связано с именем супруги Павла I Марии Федоровны.

К началу XX в. насчитывалось около полутора сотни учебных заведений и четырехсот приютов, воспитательных домов, порядка 50 больниц и лечебниц, функционируя, главным образом, за счет государственных поступлений, пожертвований и платы за оказываемые услуги [18, с. 412].

Деятельность некоммерческих организаций в дореволюционный период приобрела весьма широкий размах и отличалась солидным привлечением финансов. Так, согласно данным Всероссийского съезда деятелей по призрению большая доля денежных средств в этой сфере формировались благодаря добровольным пожертвованиям частных лиц и лишь четверть ресурсов выделялось государством.

Так, в 1913 г. благотворительные организации Петербурга получили более 8 миллионов рублей от частных жертвователей. В среднем, ежегодно в Российской Империи не менее 27 миллионов рублей отдавалось в некоммерческий сектор в форме милостыни [23, с. 26].

Советский период развития деятельности некоммерческих организаций можно охарактеризовать появлением более детального правового регулирования. Конституция РСФСР 1918 г. и ряд декретов закрепляли необходимость поддержки рабочих и крестьян, в том числе материальной. Для этого был определен порядок создания некоммерческих организаций и их функционирования, однако уже в 20-е гг. прошлого столетия были предприняты первые попытки ограничить их число.

6 января 1930 г. был издан первый нормативный акт в области некоммерческих организаций — Постановление ЦИК СНК СССР «О порядке учреждения и ликвидации Всесоюзных обществ и союзов, не преследующих цели извлечения прибыли», а также Положение «О добровольных обществах и союзах», утвержденное постановлением ЦИК и СНК РСФСР от 10 июля 1932 года.

5 стр., 2309 слов

Некоммерческие организации как юридические лица

... основ некоммерческих организаций как юридических лиц. Задачи данной курсовой работы: 1) рассмотреть и раскрыть понятие, признаки и правосубъектность юридического лица; 2) рассмотреть и исследовать понятие и особенности некоммерческих организаций; 3) определить и раскрыть виды некоммерческих организаций; 4) ...

Под добровольными обществами и союзами понимались организации, которые занимались общественной самодеятельностью, главной задачей которых являлось участие в строительстве Союза ССР, а также содействие укреплению страны. Реализация их деятельности рассматривалась в неразрывной связи с планом народного хозяйства. Ужесточение требований к некоммерческим объединениям привело к их резкому сокращению.

Однако в начале 1960-х постепенно стали образовываться организации в новых сферах – науке, культуре, образовании. Если раньше целью НКО была помощь бедным либо содействие государству в реализации его идеологии, то с данного момента активность объединений стала проявляться и в направлении просветительской работы. Наконец, современный период охватывает время с 1991 г. и до настоящего времени.

Некоммерческие организации стали выполнять такие функции, как:

— осуществление деятельности в неприбыльных отраслях (социально ориентированная область);

— предоставление рабочих мест для граждан;

— иная полезная для общества деятельность [20, с. 83].

На сегодняшний день государство стремится не только создать правовые основы для регулирования деятельности некоммерческих организаций, но и предусмотреть льготы и иные меры государственной поддержки и стимулирования для них. При этом их предоставление во многом зависит от приоритетов государственной политики в конкретный период.

Таким образом, некоммерческие организации прошли длительный путь своего исторического развития. Появившись в глубокой древности, они постепенно трансформировались и из деятельности преимущественно религиозного характера, основанной на постулате о необходимости поддержки нуждающихся, превратились в хорошо организованную и нормативно урегулированную сферу общественной жизни. Между тем, до сих пор не урегулирован целый ряд вопросов в данной сфере, которые, безусловно, нуждаются в своем осмыслении и разрешении для возможности дальнейшего совершенствования правоприменения.

1.2 Некоммерческая организация в системе юридических лиц

Представляется вполне естественным, что классификацию юридических лиц имеет особое гражданско-правовое значение. Данное положение обусловлено сразу несколькими факторами [18, с. 37].

Во-первых, данная классификация дает полное представление о том, какие разновидности юридических лиц существуют в настоящее время. Как следствие, это минимизирует возможность появления различных «фирм» или «центров», деятельность которых не регламентируется действующим законодательством.

Во-вторых, посредством указанной классификации представляется возможным с максимальной четкостью определить правовой статус организации и минимизировать смешение существующих форм хозяйственной деятельности, которые имеют разную юридическую природу.

В качестве примера можно привести ситуацию, в рамках которой, так называемые «малые предприятия», как и большие или средние предприятия на практике существуют не только как унитарные предприятия, но и как производственные кооперативы или товарищества. В свою очередь, «совместные предприятия» могут существовать исключительно в виде товариществ или хозяйственных обществ. Одновременно с этим, «малые», также как и «совместные» предприятия не рассматриваются законодателем в качестве видов юридических лиц, обладающих необходимой самостоятельностью.

3 стр., 1179 слов

«ПРИМЕНЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ В ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

... технологий в юридической деятельности [Электронный ресурс] / III Международный научный студенческий конгресс. – Режим доступа: 37. Рыжук М.Ю., Фомичева Т.Л. «Роль информационных технологий в работе современного юриста», ... -75. 41. Ткаченко О.Н. Значение информационных технологий в формировании конкурентных преимуществ промышленных предприятий // Молодой ученый. — 2015. — №6 (86). — С. 469-470. 42. ...

Таким образом, в основу классификации юридических лиц положены нормы действующего законодательства, которые регламентируют порядок организации, регистрации и деятельности юридических лиц. Данное законодательство представлено не только нормами гражданского права, но и актами федерального законодательства.

Федеральный закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой ГК РФ и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» [14] послужил определенным этапом реформирования гражданского законодательства. Именно данный нормативно-правовой акт внес определенные изменения в систему юридических лиц.

Так, некоммерческие, а также коммерческие организации стали дифференцировать на унитарные предприятия и корпорации. Более того, существенно оптимизировали существующие организационно-правовые формы некоммерческих организаций. В частности, сократили их суммарное количество и составили исчерпывающий перечень.

Также необходимо акцентировать внимание на таком изменении, что перечень некоммерческих организаций, который установлен в действующем законодательстве, сегодня характеризуется как исчерпывающий, о чем уже говорилось выше. Необходимость составления данного перечня была обусловлена тем, что ранее, организационно-правовые формы некоммерческих организаций регламентировались не только гражданским законодательством, но и специальными законами. Как следствие, наблюдалось великое множество форм некоммерческих организаций, что едва ли можно назвать благоприятной тенденцией.

Рассмотрим основные виды юридических лиц более детально.

Согласно статье 50 ГК РФ, юридические лица классифицируются следующим образом: коммерческие и некоммерческие организации [2].

Коммерческая организация – это организация, основной целью деятельности которой является извлечение прибыли [17, с. 127]. Согласно учредительным документам, коммерческая организация распределяет прибыль между учредителями. Таким образом, целесообразно считать коммерческие организации – предпринимательскими.

Коммерческие юридические лица создаются для получения прибыли в процессе своей деятельности и распределения этой прибыли между своими участниками. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Данное положение говорит о том, что их деятельность на рынке осуществляется только для того, чтобы формировать добавленную стоимость услуги или товара, получая, таким образом, разницу, которая наблюдается между расходами и доходами. Очевидно, что указанная разница обретает форму чистой прибыли и выступает в качестве цели деятельности коммерческой организации, которая всегда заключалась в максимальном извлечении прибыли [21, с. 37].

5 стр., 2165 слов

Виды и особенности регулирования деятельности некоммерческих организаций

... организации. Учреждение НКО возможно лицами, обладающими гражданской правоспособностью и дееспособностью. Следовательно, филиалы и представительства юридических лиц не вправе быть учредителями НКО. В соответствии с ФЗ "О государственной регистрации юридических ...

Можно заключить, что коммерческая организация формирует так называемое «организационное единство», которое включает в себя гражданско-правовую ответственность и имущественную обособленность. Коммерческая организация обладает и иными характеристиками, присущими для юридических лиц подобного рода. Стоит отметить, что коммерческая организация отличается от некоммерческой организации, кроме прочего, тем, что имеет фирменное наименование, право на которое регламентировано главой 76 ГК РФ.

Некоммерческие организации – это организации, основная цель деятельности которой не направлена на извлечение прибыли, а зависит от вида созданной организации [15, с. 541].

Виды юридических лиц показаны на рисунке 1

Юридические

лица

Коммерческие организации:

  1. Хозяйственные товарищества;

  2. Хозяйственные общества;

  3. Производственный кооператив;

  4. Государственные (муниципальные) унитарные предприятия.

Некоммерческие организации:

  1. Потребительский кооператив;

  2. Фонды;

  3. Общественные и религиозные организации (объединения);

  4. Учрежде6ния;

  5. Ассоциации (союзы) и т.д.

Рисунок 1. — Классификация юридических лиц

Гражданский кодекс РФ исчерпывающим образом определяет виды коммерческих организаций. К ним относятся [2].

  1. хозяйственные товарищества и общества;

  2. крестьянские (фермерские) хозяйства;

  3. хозяйственные партнерства;

  4. производственные кооперативы,

    4 стр., 1736 слов

    Принципы организации и деятельности Прокуратуры в Российской Федерации

    ... и обеспечивающими единое направление этой деятельности. Целью настоящей работы является изучение принципов, на которых базируется организация и деятельность органов прокуратуры в Российской Федерации. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ В РФ: 2.1 Понятие и виды принципов организации и деятельности Прокуратуры в РФ. Прокуратура ... и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, ...

  5. государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Хозяйственными товариществами и обществами

К хозяйственным товариществам относятся:

  1. полные товарищества;

  2. товарищества на вере (коммандитные товарищества)

Как уже отмечалось ранее,

Некоммерческие организации могут создаваться в форме

  1. общественных или религиозных организаций (объединений);

  2. некоммерческих партнерств;

  3. учреждений;

  4. автономных некоммерческих организаций;

  5. социальных, благотворительных и иных фондов;

  6. ассоциаций и союзов

  7. других формах, предусмотренных федеральными законами.

В Федеральном законе «О некоммерческих организациях» закреплен примерный перечень целей создания некоммерческой организации [12] достижение благотворительных, духовных, культурных, социальных, образовательных, научно-управленческих, политических целей; защиты прав и законных интересов граждан; оказание юридической помощи; разрешение споров и конфликтов; в сфере охраны здоровья населения; развития физической культуры и спорта, физического воспитания и просвещения граждан; удовлетворения нематериальных (в том числе, духовных) потребностей; достижение различных общественных благ и др.

Цели деятельности и создания некоммерческих организаций закреплены в федеральных законах, например:

— о фермерском хозяйстве (п. 1 ст. 19 № 74-ФЗ) – фермерское хозяйство создается для осуществления деятельности по производству, переработке и реализации продукции сельского хозяйства [4];

— об адвокатуре и адвокатской деятельности (ст. 1-3, 6, 20-26 № 63-ФЗ) – создание коллегий адвокатов, адвокатских образований для защиты прав и свобод граждан, представление их интересов и оказание квалифицированной юридической помощи [5].

Конкретные цели создания некоммерческих организаций закреплены в учредительных документах организаций.

Основной принцип создания и деятельности некоммерческой организации – принцип независимости. Данная независимость обеспечивается тем, что коммерческие организации, являясь юридическими лицами, обладают правом создания и ликвидации организации, имеют определенный порядок формирования и обладают определенным имуществом. В отношении отдельных видов и форм некоммерческих организаций принцип независимости специально закреплен законом.

11 стр., 5492 слов

Нормативно-правовое регулирование создания и деятельности некоммерческой ...

... и ассоциации, фонды, общественные клубы и учреждения специального профессионального образования и т.п. Объект исследования - нормативно-правовое регулирование создания и деятельности некоммерческой физкультурно-спортивной организации Предмет исследования - процесс создания некоммерческой физкультурно-спортивной организации. Цель исследования ...

Представляется, что наиболее полной и объективной будет дифференциация юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации, так как данное деление основано сразу на нескольких факторах.

2 Некоммерческая организация как субъект гражданского правоотношения

2.1 Классификация некоммерческих организаций и их особенности

В настоящее время, социальная сфера — это такая сфера деятельности нашей страны, которая несет ответственность за практическую реализацию на территории государства социальной политики.

В связи с этим, целесообразно утверждать, что на рынке социальных услуг, некоммерческие организации играют весьма существенную роль. В частности, они существенно снижают нагрузку социального характера, в том числе, на бюджетные ассигнования страны, за счет способности аккумулировать на низовом уровне большой объем средств и ресурсов. Представляется, что данные ресурсы просто необходимы для того, чтобы решить те или иные проблемы социального характера.

В практической деятельности, нередко некоммерческие организации действуют намного экономичнее и эффективнее, чем государственные учреждения с аналогичными направлениями деятельности. Стоит отметить, что в отличие от государственных учреждений, некоммерческие организации характеризуются возможностью максимально быстро реагировать на текущие потребности целевой аудитории, а также формировать и реализовывать широкий спектр социальных услуг в практической деятельности. Приходим к выводу, что анализируемые организации по праву являются основными институтами гражданского общества, являясь полноправным партнером государственных органов в деятельности, направленной на решение проблем, которые стоят перед обществом сегодня.

Рассмотрим некоторые виды некоммерческих организаций, как вид юридических лиц более детально.

Потребительский кооператив. Потребительский кооператив представляет собой объединение граждан, которое происходит на добровольной основе, в том числе, на основе членства в кооперативе и осуществляется для того, чтобы удовлетворить материальные потребности всех участников. Для достижения поставленной цели, участники кооператива вносят паи имущественного характера или паевые взносы. Как правило, члены потребительского кооператива, в течение трех месяцев после утверждения ежегодного баланса, обязаны покрыть образовавшиеся убытки, посредством внесения дополнительных взносов. В случае если данная обязанность не была исполнена или исполнена не в полном объеме, кооператив, может быть, подвергнут ликвидации, в том числе, по соответствующему требованию кредиторов [24, с. 79].

Необходимо отметить, что члены кооператива, несут субсидиарную ответственность по обязательствам кооператива, но в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждым членом. Доходы, которые были получены кооперативом от осуществления предпринимательской деятельности, должны распределяться между членами кооператива. Правовое положение потребительских кооперативов регулируется Федеральным законом от 11 июля 1997 г. № 97-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации в Российской Федерации» и другими нормативными правовыми актами [6].

4 стр., 1659 слов

Некоммерческие организации

... некоммерческих организаций; рассмотреть создание и государственную регистрацию некоммерческих организаций; исследовать порядок реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций; сделать основные выводы. Объектом исследования курсовой работы являются общественные отношения, возникающие в части создания и прекращения деятельности некоммерческих организаций. ...

Второй вид некоммерческих организаций — это религиозные и общественные организации [26, с. 53].

Под организациями данного вида понимают добровольное объединение граждан, которые объединились в порядке, установленном действующим законодательством, с целью удовлетворения духовных, а также иных потребностей, не имеющих материального характера. Стоит отметить, что общественные и религиозные объединения, имеют право осуществлять предпринимательскую деятельность, которая находится в соответствии с целями, ради которых они была созданы. Участники (члены) общественных и религиозных организаций (объединений) не сохраняют право на имущество, которое было передано данным организациям.

Участники (члены) общественных и религиозных организаций (объединений) не отвечают по обязательствам указанных организаций (объединений), а указанные организации (объединения) не отвечают по обязательствам своих членов.

Правовое положение данных организаций регулируется федеральными законами от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» [7], от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [12], от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» [8] и другими нормативными правовыми актами.

Фонд. Фонд-это некоммерческая организация, которая не имеет членства и учреждена гражданами, либо юридическими лицами, с целью реализации благотворительных, образовательных или культурных проектов. Имущество, которое было передано фонду со стороны его учредителей, является исключительной собственностью фонда.

В свою очередь, учредители фонда не отвечают по обязательствам фонда, который был ими создан, а фонд не отвечают по обязательствам учредителей. В практической деятельности, фонд должен использовать имущество фонда только для тех целей, которые определены уставом фонда. Однако фонд имеет право заниматься предпринимательской деятельностью, но только такой, которая соответствует целям фонда и необходима для достижения целей, для которых и был создан данный фонд. Отметим, что для осуществления предпринимательской деятельности, фонд имеет право создавать хозяйственные общества, либо принимать в них непосредственное участие. Об использовании своего имущества, фонд обязан публиковать соответствующие отчеты. Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. Фонд может быть ликвидирован в следующих случаях [25, с. 125]:

если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;

6 стр., 2691 слов

Организация работы по обращениям граждан

... учреждений, организаций и предприятий, решения, действия или бездействие которых обжалуются. В целях полного, правильного реагирования на обращения законодатель установил определенные требования к обращениям граждан. 2 Прием, ... пометкой "с личного приема", передаются в общий отдел (в Управлении - специалисту по делопроизводству) и исполняются в общем порядке. Дата регистрации и входящий номер ...

если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;

в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных уставом и в других случаях, предусмотренных законом.

Учреждение. Под учреждением понимают некоммерческую организацию, которая создана собственником с целью реализации управленческих, социальных, культурных, а также иных функций, имеющих некоммерческий характер и финансируемую за счет данного собственника.

В соответствии с общим правилом, имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. По своим обязательствам учреждение отвечает денежными средствами, которые находятся в его распоряжении. В случае если данных денежных средств недостаточно, собственник несет по обязательствам учреждения субсидиарную ответственность. Отметим, что учреждение не имеет право самостоятельно распоряжаться имуществом учреждения, так как данное право полностью принадлежит собственнику. Одновременно с этим, учреждение имеет право заниматься самостоятельной деятельностью, которая приносит доход и, как следствие, данным доходом распоряжаться.

Ассоциация (союз)

Автономной некоммерческая организация

В настоящее время в России существует больше 30 видов некоммерческих организаций. Многие организации имеют сходные функции. Гражданский Кодекс РФ (гл. 4) и Федеральный закон «О некоммерческих организациях» [12] устанавливают основные формы некоммерческих организаций. Специфическую деятельность некоммерческих организаций регулируют более 20 различных законов. К наиболее крупным некоммерческим организациям РФ относятся благотворительные фонды: помощи детям с онкологическими и гематологическими заболеваниями (2006 год создания), тяжелобольным детям, инвалидам и сиротам (1996 год создания), WorldVita (2009 год создания), спасения тяжелобольных детей «Линия жизни» (2004 год создания), «Фонд поддержки слепоглухих «Соединение» (2014 год создания), «АдВита» (2002 год создания), «Милосердие» (2005 год создания), продовольствия «Русь» (2012 год создания), помощи хосписам «Вера» (2006 год создания) и многие другие. Некоммерческие организации РФ, получившие от иностранных благотворительных организаций гранты, налогом не облагаются.

В 2015 году 23 мая Президент РФ подписал закон о реестре нежелательных некоммерческих организаций. В соответствии с законом, к нежелательной некоммерческой организации относится международная или иностранная неправительственная организация, предоставляющая угрозу обороноспособности и безопасности страны, основам конституционного строя. 4 ноября того же года Президент подписал закон, согласно которому был в четыре раза увеличен срок давности по административным делам при нарушении порядка деятельности иностранных некоммерческих организаций. В 2019 году на развитие некоммерческих организаций было выделено порядка 80 миллиардов рублей [23].

Приходим к выводу, что н

2.2 Правосубъектность некоммерческой организации

Под правосубъектностью понимается наличие у юридического лица качеств субъекта права, а именно правоспособности и дееспособности.

Законодатель разграничивает юридических лиц по их отношению к извлечению прибыли на коммерческие и некоммерческие (не имеющие такой цели) с 1991 года. Кроме ГК РФ и ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ формы и правовой статус некоммерческих организаций (НКО) регулируют:

— ФЗ «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82-ФЗ (общественные объединения)

— ФЗ «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 № 315-ФЗ [9];

— ФЗ «О добровольной пожарной охране» от 06.05.2011 № 100-ФЗ [10];

— законы, относящиеся к некоторым профессиональным сферам (об адвокатских, нотариальных палатах и др.);

— иные законы.

В ряде случаев нормы перечисленных законов исчерпывающим образом описывают права и обязанности НКО соответствующего вида, тем самым очерчивая их правоспособность. При отсутствии соответствующего закона регулирующая роль отводится уставу организации, где должны перечисляться все цели и виды ее деятельности.

Правовой статус НКО в отношениях с третьими лицами может подтверждаться уставом и свидетельством о государственной регистрации (с 01.01.2017 его заменяет Лист регистрации ЕГРЮЛ).

Однако в ряде случаев:

— подтверждение статуса не нужно и требование об этом неправомерно. Например, по делу № А75-150/2013 запрос заверенной копии устава общественной организации в целях ответа на ее обращение был признан неосновательным. Ответчик — коммерческая организация был оштрафован по ст. 8.5 КоАП РФ за непредставление ответа (см. постановление 8-го ААС от 30.05.2013 № 08АП-3291/13) [28];

— статус НКО не зависит от государственной регистрации в ЕГРЮЛ (например, право принимать граждан в члены общественного объединения, выполнять задачи общественного объединения согласно абз. 4 ст. 3 закона № 82-ФЗ) [8].

Особенность НКО состоит в первую очередь в их призвании удовлетворять социально-духовные потребности граждан, в объединении для удовлетворения этих потребностей.

По общему правилу правоспособность некоммерческих организаций возникает так же, как и у других юридических лиц, — с момента государственной регистрации и внесения записи о создании НКО (путем учреждения или реорганизации из другой НКО) в ЕГРЮЛ (ст. 3 закона № 7-ФЗ) [12 ].

Однако в сфере социальных отношений могут существовать объединения, обладающие ограниченной правосубъектностью до государственной регистрации и без нее, но имеющие возможность приобретения статуса юридического лица. Это общественные организации. Их отличают следующие особенности:

— право на объединение граждан закреплено в Конституции РФ (ст. 30) и гарантируется независимо от удостоверения правового статуса объединения уполномоченными органами, поэтому общественная организация может быть создана и функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица (ст. 3 закона № 82-ФЗ);

— моментом возникновения правоспособности общественной организации в этом случае является факт ее создания;

— права такой организации ограничиваются социально ориентированной деятельностью, перечисленной в абз. 2 ст. 27 закона № 82-ФЗ и специальных законах о виде организации. Кроме того, она может иметь подразделение с особым статусом — арбитражное учреждение (ранее — третейский суд) (см., например, постановление АС Московской области от 24.04.2015 по делу № А40-152716/2014) [29].

Такая организация не может входить в число учредителей другой общественной организации, поскольку согласно требованию закона данным правомочием обладают только общественные объединения, зарегистрированные как юридические лица (ст. 8 закона № 82-ФЗ) [82].

С момента государственной регистрации общественная организация приобретает статус некоммерческой организации наравне с другими формами НКО.

Некоммерческие организации осуществляют социально-ориентированную деятельность, которая не подпадает под правовое регулирование гражданского законодательства (п. 6 ст. 50 ГК РФ), если иное не предусмотрено законом или уставом организации. Тем не менее [19, с. 78]:

— НКО, обладающие статусом юридического лица, неизбежно вовлекаются в гражданские правоотношения (например, в качестве арендаторов или пользователей помещений, которые они занимают);

— существуют организации инвалидов, задачей которых является создание условий для занятости инвалидов, что вовлекает такие юридические лица как в гражданские, так и в трудовые правоотношения.

Понимание пределов гражданской правоспособности НКО неоднозначно. Например, во многих случаях суды признают ничтожными или оспоримыми сделки поручительства с участием НКО как совершенные за пределами их гражданской правоспособности.

Таким образом, гражданская правоспособность НКО толкуется ограничительно, несмотря на содержащееся в законодательстве дозволение на ведение коммерческой деятельности.

Законодательство в части правового регулирования деятельности НКО, направленной на получение прибыли, претерпело изменения. Ранее в ГК РФ (ст. 50) говорилось о предпринимательской деятельности, а с 2014 года она стала именоваться деятельностью, приносящей доход. Понятие призвано отграничить эту часть работы НКО от сугубо профессиональной деятельности предпринимателей.

В соответствии с действующей редакцией пп. 4, 5 ст. 50 ГК РФ некоммерческая организация имеет возможность осуществлять деятельность, которая приносит доход, при условии, что [2]:

— это предусмотрено в уставе (с 01.09.2014);

— деятельность служит достижению целей учреждения организации;

— она соответствует целям организации;

— организация имеет имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, требуемого для ООО, т. е. не менее 10 000 руб. (для ранее учрежденных организаций — с 01.01.2015).

Тем самым обеспечивается минимальная гарантия интересов кредиторов, подчеркивается специальный характер правоспособности некоммерческого юридического лица.

По общему правилу такая деятельность по правовым последствиям приравнивается к предпринимательской (п. 21 постановления пленума ВС РФ «О применении судами некоторых положений раздела I части 1 ГК РФ» от 23.06.2015 № 25) [30], хотя по сути и целям это иное понятие (доход может быть получен безвозмездно, цель — не извлечение прибыли и т. д.).

НКО участвуют в публичных правоотношениях следующим образом:

— они могут быть получателями мер государственной поддержки: материальной, технической, финансовой (в виде субсидий).

К числу таких НКО относятся организации инвалидов, согласно ст. 31 закона № 7-ФЗ, ст. 33 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 № 181-ФЗ [11].

Кроме того, ФЗ от 07.07.2016 №287-ФЗ в закон №7-ФЗ [7] внесены изменения, закрепляющие статус НКО-исполнителя общественно полезных услуг (в соответствии с перечнем таких услуг, утвержденным Правительством РФ) — это организация, которая качественно предоставляет такие услуги в течение более 1 года. Формируется специальный реестр таких организацией, в целях предоставления в приоритетном порядке мер государственной поддержки;

— некоммерческие организации участвуют в налоговых правоотношениях, поскольку выбирают систему налогообложения, ведут налоговый учет и представляют отчетность, обязаны иметь баланс или смету даже при отсутствии хозяйственной деятельности.

Право на льготы по налогообложению предусмотрено для религиозных организаций и некоторых организаций инвалидов в отношении имущества, используемого для уставных целей, а также ведения некоторых видов хозяйственной деятельности (ст. 381 НК РФ) [3].

В ряде случаев деятельность НКО направлена на защиту прав граждан, то есть связана с деятельностью по обращению в государственные органы и суд (потребительские организации).

По общему правилу правоспособность юридических лиц прекращается одновременно с внесением записи о прекращении деятельности в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 49 ГК РФ) в связи с ликвидацией либо по решению уполномоченного государственного органа.

Однако, как уже было сказано, общественные и религиозные организации функционируют в порядке реализации гражданами права на объединение. Так что они могут существовать в рамках их первоначальной (до регистрации в ЕГРЮЛ) правоспособности, то есть без права вступления в правоотношения с самостоятельным статусом, однако с правом:

— ведения социально ориентированной деятельности, не подпадающей под регулирование ГК РФ;

— обращения в суд;

— создания в составе организации арбитражного учреждения.

Дискуссионным остается вопрос о возможности повторного обращения такой общественной организации в государственные органы для регистрации в качестве юридического лица, особенно после ликвидации. Ликвидируется юридическое лицо, однако не может быть ликвидировано объединение граждан, удовлетворяющее их социально-духовные потребности. Оно создается по решению граждан и прекращается таким же образом.

Итак, правоспособность некоммерческих организаций регулируется ГК РФ, специальными законами и уставом. Она имеет специальный (ограниченный) характер в силу ее обусловленности целями и видами деятельности, закрепленными в уставе НКО, а также необходимости подчинения нормам специального законодательства.

Дееспособность некоммерческой организации, согласно общему правилу, состоит в том, что она может иметь определенные права и обязанности, выступать в качестве истца по делу или ответчика в судебном разбирательстве. Наличие дееспособности является одним из обязательных признаков некоммерческой организации как субъекта гражданских правоотношений.

Заключение

В результате проведенного исследования, можно заключить, что на территории нашей страны сформировалась достаточно устойчивая система некоммерческих организаций, что во многом обусловлено реформированием действующего гражданского законодательства. Целесообразно предположить, что в связи с тем, что некоммерческие организации отражают интересы широкого круга населения, их развитие должно быть устойчивым и относительно стремительным, однако производится в рамках законодательного регулирования.

Некоммерческие организации являются полноценным субъектом гражданских правоотношений, так как осуществляют в их рамках свою непосредственную деятельность. Некоммерческие организации – это организации, основная цель деятельности которой не направлена на извлечение прибыли, а зависит от вида созданной организации.

Некоммерческая организация обладает правосубъектностью, то является основным признаком субъекта гражданского правоотношения. Правосубъектность некоммерческой организации означает, что она обладает специальной правоспособностью и дееспособностью. Специальная правоспособность говорит о том, что некоммерческая организация имеет право осуществлять только такие виды деятельности, которые прямо предусмотрены ее уставом и не вступают в противоречие с целью деятельности.

Дееспособность некоммерческой организации, согласно общему правилу, состоит в том, что она может иметь определенные права и обязанности, выступать в качестве истца по делу или ответчика в суде. Наличие дееспособности является одним из обязательных признаков некоммерческой организации как субъекта гражданских правоотношений.

Некоммерческие организации классифицируются на различные виды, в зависимости от того, какой характер ее деятельности. Реформирование действующего законодательства привело к тому, что перечень некоммерческих организаций стал исчерпывающим и более упорядоченным.

Проблемы, поднятые в данной курсовой работе:

  1. На протяжении существования и развития всей истории человечества всегда вытекала проблема незащищенности некоторых слоёв общества.

  2. На фоне устаревших идеологических подходов, ранее созданные институты социальной поддержки утрачивают свою эффективность.

  3. Также и не остается без внимания проблема недостаточной просвещенности общества.

Пути решения поставленных проблем:

  1. Предоставление льгот для налогообложения некоммерческих организаций, цель которых просвещение и защита прав и законных интересов граждан.

  2. Целесообразным будет предоставлять некоммерческим организациям финансовую поддержку, как от государства, так и от добровольных пожертвований граждан.

  3. Сделать более упрощенную процедуру обращения граждан в некоммерческие организации.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в основе любого государства заложена функция социальной защиты и поддержки граждан. Особенно эффективно с этой задачей справляются некоммерческие организации. Именно они являются полноправным партнером государственных органов по деятельности, направленной на решение проблем в социальной сфере общества.

Список использУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/nekommercheskie-organizatsiipo-grajdanskomu-pravu/

1) Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г., (с изменениями от 21.07.2014 г.) // СПС КонсультантПлюс. – Электрон. текст. дан. – Режим доступа: Локальная сеть ПОУ «Уральский региональный колледж». – Дата обращения: 25.10.2019.

2) Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 № 51-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2019) // СПС КонсультантПлюс. – Электрон. текст. дан. – Режим доступа: Локальная сеть ПОУ «Уральский региональный колледж». – Дата обращения: 21.10.2019.

3) Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 № 146-ФЗ (с изм. от 29.10.2019) // СПС КонсультантПлюс. – Электрон. текст. дан. – Режим доступа: Локальная сеть ПОУ «Уральский региональный колледж». – Дата обращения: 21.10.2019.

4) О крестьянском (фермерском) хозяйстве: Федеральный закон от 11 июня 2003 № 74-ФЗ (с изм. от 23.06.2014) // СПС КонсультантПлюс. – Электрон. текст. дан. – Режим доступа: Локальная сеть ПОУ «Уральский региональный колледж». – Дата обращения: 26.10.2019.

5) Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации: Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ (с изм. от 29.07.2017) // СПС КонсультантПлюс. – Электрон. текст. дан. – Режим доступа: Локальная сеть ПОУ «Уральский региональный колледж». – Дата обращения: 26.10.2019.

6) О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации в Российской Федерации»: Федеральный закон от 11 июля 1997 № 97-ФЗ // СПС КонсультантПлюс. – Электрон. текст. дан. – Режим доступа: Локальная сеть ПОУ «Уральский региональный колледж». – Дата обращения: 26.10.2019.

7) О свободе совести и о религиозных объединениях: Федеральный закон от 26 сентября 1997 № 125-ФЗ (с изм. от 01.05.2019) // СПС КонсультантПлюс. – Электрон. текст. дан. – Режим доступа: Локальная сеть ПОУ «Уральский региональный колледж». – Дата обращения: 26.10.2019.

8) Об общественных объединениях: Федеральный закон от 19 мая 1995 №82-ФЗ (с изм. от 20.12.2017) // СПС КонсультантПлюс. – Электрон. текст. дан. – Режим доступа: Локальная сеть ПОУ «Уральский региональный колледж». – Дата обращения: 26.10.2019.

9) О саморегулируемых организациях: Федеральный закон от 01 декабря 2007 №315-ФЗ (с изм. от 03.08.2018) // СПС КонсультантПлюс. – Электрон. текст. дан. – Режим доступа: Локальная сеть ПОУ «Уральский региональный колледж». – Дата обращения: 23.10.2019.

10) О добровольной пожарной охране: Федеральный закон от 06 мая 2011 № 100-ФЗ (с изм. от 22.02.2017) // СПС КонсультантПлюс. – Электрон. текст. дан. – Режим доступа: Локальная сеть ПОУ «Уральский региональный колледж». – Дата обращения: 23.10.2019.

11) О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ (с изм. от 18.07.2019) // СПС КонсультантПлюс. – Электрон. текст. дан. – Режим доступа: Локальная сеть ПОУ «Уральский региональный колледж». – Дата обращения: 23.10.2019.

12) О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12 января 1996 № 7-ФЗ (с изм. от 01.01.2019) // СПС КонсультантПлюс. – Электрон. текст. дан. – Режим доступа: Локальная сеть ПОУ «Уральский региональный колледж». – Дата обращения: 22.10.2019.

13) О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» в части установления статуса некоммерческой организации — исполнителя общественно полезных услуг: Федеральный закон от 03 июля 2016 № 287-ФЗ // СПС КонсультантПлюс. – Электрон. текст. дан. – Режим доступа: Локальная сеть ПОУ «Уральский региональный колледж». – Дата обращения: 21.10.2019.

14) О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации: Федеральный закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ // СПС КонсультантПлюс. – Электрон. текст. дан. – Режим доступа: Локальная сеть ПОУ «Уральский региональный колледж». – Дата обращения: 21.10.2019.

15) Аверченко, Н.Н. Гражданское право, учебник в трех томах / Н.Н. Аверченко, Е.Н. Абрамова – М.: Проспект, 2016 – 736 с.

16) Алексеев, С.С. Гражданское право в вопросах и ответах, учебное пособие / Алексеева С.С. – М.: Проспект, 2016 – 352 с.

17) Аюшеева, И.З. Гражданское право, учебник / И.З. Аюшеева, И.А. Андреев – М.: Проспект, 2016 – 928 с.

18) Богданов, Д.Е. Эволюция гражданско – правовой ответственности с позиции справедливости, монография / Д.Е. Богданов – М.: Проспект, 2016 – 304 с.

19) Витрянский, В.В. Реформа российского гражданского законодательства: промежуточные итоги: книга /В.В. Витрянский. – М.: Статут, 2018 – 528 с.

20) Грищенко, Ю. И. Этапы становления некоммерческих организаций в России // Некоммерческие организации в России. — 2018.- № 5.-С.83-89

21) Егоров А.В. Учреждения как некоммерческие юридические лица по гражданскому праву России, диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук, Волгоград, 2006 – 171 с.

22) Жуйков, В.М. Особенности рассмотрения и разрешения гражданских споров, учебное пособие / В.М. Жуйков. – М.: Проспект, 2015 – 328 с.

23) Кошкина, А. В., Умарова А. Н., Чудайкин П. И. Развитие некоммерческих организаций в России // Молодой ученый. -2017.- №9.

24) Михайлова, Е.В. Процессуальные формы защиты субъективных гражданских прав, свобод и законных интересов в Российской Федерации, книга / Е.В. Михайлова. — М.: Проспект, 2014 – 280 с.

25) Мозолин В.П. Гражданское право, учебное пособие / В.П. Мозолин, Н.Н. Агафонова. – М.: Проспект, 2016 – 816 с.

26) Слесарев, В.Л. Гражданское право, учебник для бакалавров, том 2, / В.Л. Слесарев, Т.В.Богачева. – М.: Проспект, 2016 – 768 с.

27) Щукин, А.И. Сборник разъяснений высших судов России по гражданским делам, книга/ А.И.Щукин – М.: Проспект, 2016 – 1184 с.

28) Постановление 8-го ААС от 30.05.2013 № 08АП-3291/13 [Электронный ресурс] Электрон. текстовые данные. — Энциклопедия судебной практики системы Гарант — Режим доступа: — Дата обращения: 22.10.2019.

29) Постановление АС Московской области от 24.04.2015 по делу № А40-152716/2014 [Электронный ресурс] Электрон. текстовые данные. — Энциклопедия судебной практики системы Гарант — Режим доступа: — Дата обращения: 24.10.2019.

30) Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» [Электронный ресурс] Электрон. текстовые данные. — Энциклопедия судебной практики системы Гарант — Режим доступа: — Дата обращения: 25.10.2019.