Принципы организации и деятельности Прокуратуры в Российской Федерации

Согласно российскому законодат ельству, прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, ФЗ «О прокуратуре РФ» и другими федеральными законами ( УПК РФ, ГПК РФ, УК РФ, АПК РФ, КоАП РФ и т. д. ) международными договорами Российской Федерации, а так же такими нормативно – правовыми актами, как указы, приказы Генерального прокурора РФ, Президента РФ и т. д.

Как и любой другой государственный орган в Российской Федерации, прокуратура РФ в своей деятельности руководствуется определенными принципами – наиболее общими идеями, закрепленными в законодательном порядке и обеспечивающими единое направление этой деятельности.

Целью настоящей работы является изучение принципов, на которых базируется организация и деятельность органов прокуратуры в Российской Федерации.

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ В РФ:

2.1 Понятие и виды принципов организации и деятельности Прокуратуры в РФ.

Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:

1) надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

2 стр., 862 слов

Принципы организации и деятельности прокуратуры Республики Беларусь (1)

... решений по актуальным проблемам прокурорской и следственной работы. Коллегия Генеральной прокуратуры на своих заседаниях рассматривает состояние работы по основным направлениям деятельности органов прокуратуры, обсуждает вопросы проверки исполнения, подбора, расстановки и ...

2) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

3) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно — розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

4) надзор за исполнением законов судебными приставами;

5) надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных

6) уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно — процессуальным законодательством Российской Федерации;

7) координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Данное положение закреплено в ФЗ « О прокуратуре в РФ» от 17. 01. 1992 г.

(в ред. 25.07.2002 г.).

Организация и деятельность прокуратуры, как и любого государственного органа в РФ, основывается на единой системе принципов.

Принципы организации и деятельности прокуратуры – это руководящие начала, наиболее общие положения, определяющие наиболее существенные черты и признаки деятельности органов прокуратуры и основные предъявляемые к ней требования.1 Принципы отражают сущность и содержание организации и деятельности прокуратуры и обладают некоторыми признаками:

1) Принципы представляют собой объективные правовые категории, отражающие политические, правовые и нравственные идеи, господствующие в обществе. Принципы не могут произвольно определяться законодателем, они отражают тип государства и соответствующее ему право, уровень развития теоретической мысли, судебной практики, правосознания общества.

2) Принципы организации и деятельности прокуратуры являются наиболее общими правовыми положениями, то есть содержанием каждого из них составляет достаточно общая, широкая правовая идея, которая находит свое конкретное выражение во множестве других правил.

3) Все принципы организации и деятельности прокуратуры имеют нормативное выражение, то есть закреплены в законе. Именно это обеспечивает их непосредственное регулятивное воздействие на процесс организации и деятельности прокуратуры в РФ.

4) Принципы являются нормами руководящего значения, то есть подлежат непосредственному применению и являются обязательными для исполнения любым работником органов прокуратуры наряду с иными правовыми положениями, регламентирующими их деятельность. (ФЗ « О прокуратуре», УПК РФ, указы и распоряжения Генерального прокурора РФ и т. д.)

5) Все принципы организации и деятельности прокуратуры образуют целостную систему, где содержание и значение каждого принципа обусловлено функционированием всей системы. Нарушение одного принципа организации и деятельности прокуратуры, как правило, влечет нарушение ряда других.

18 стр., 8929 слов

Проблемы в деятельности суда и органов прокуратуры

... уголовного дела в суде, проблема отказа прокурора от обвинения в судебном заседании, проблема, пассивного поведения государственного обвинителя в судебном следствии. При подготовке и написании дипломной работы мною были изучены и ...

В научной литературе принципы организации и деятельности прокуратуры в РФ принято подразделять на:

  • общие (организационные);
  • специальные
  • отраслевые.

Общие принципы обусловлены, в первую очередь тем, что прокуратура является неотъемлемой частью органов государственной власти Российской Федерации, и, следовательно, для нее характерны и обязательны принципы, регулирующие деятельность всех органов государственной власти в целом.

Специальные принципы относятся к органам прокуратуры постольку, поскольку ей в связи с выполняемыми функциями присущи определенные особенности.

Отраслевую группу принципов образуют принципы уголовного, гражданского, арбитражного процесса. Согласно п. 3 ст. 1 ФЗ « О прокуратуре РФ», прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов. В соответствии с этим принципы уголовного, гражданского, арбитражного процесса распространяются и на работников органов прокуратуры, как на участников процесса.

В научной литературе к общим принципам организации и деятельности прокуратуры, как правило, относятся:

  • принцип законности;
  • принцип гласности.

Принцип законности. Среди всех принципов организации и деятельности прокуратуры принцип законности имеет важнейшее значение. Этот принцип – необходимое условие реализации всех остальных принципов деятельности прокуратуры. В соответствии с ним прокуратура выполняет две взаимосвязанные и одновременно осуществляемые функции: первая состоит в охране закона, борьбе с его различными нарушениями; вторая – в охране субъективных прав и защищаемых законом интересов организаций и граждан.

В деятельности прокуратуры принцип законности имеет двойную направленность:

  • внешнюю, устанавливающую назначение прокурорского надзора,
  • внутреннюю, определяющую законность правовых средств его осуществления.2

Внешняя касается взаимоотношений прокуратуры с различными организациями, учреждениями, предприятиями, гражданами. Эти отношения возникают и развиваются только по поводу выполнения законов. Все действия оцениваются прокурором только с точки зрения соответствия или несоответствия закону. Все иные критерии – целесообразность, справедливость, правильность – в отрыве от законности использоваться не могут.

Внутренняя сторона принципа законности выражается в том, что органы прокуратуры сами обязаны соблюдать законы и руководствоваться ими. Из принципа законности вытекает целый ряд требований к прокурорам. Прокурор обязан:

  1. глубоко знать законы, подзаконные акты, исполнение которых проверяется и на основании которых формулируются его предложения;
  2. полностью выявлять все обстоятельства совершенных правонарушений, обо дефицит таких требований препятствует правильному применению закона;
  3. правильно квалифицировать выявленные нарушения законности, так как только надлежащая квалификация действий субъектов позволяет четко определить все связанные с ними правовые последствия;
  4. применять действенные меры по устранению нарушений законности, причин, их вызывающих, условий, способствующих их совершению.

Таким образом, осуществляя свои полномочия, прокуроры действуют в интересах охраны закона и должны неуклонно соблюдать законность в собственной деятельности. Реализация принципа законности при осуществлении прокурорского надзора приобретает особое значение в тех случаях, когда прокурор принимает меры к наказанию лиц, допустивших правонарушение.

3 стр., 1416 слов

Прокуратура Российской Федерации

... системы прокуратуры назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации. ФЗ «О прокуратуре РФ» предусмотрены следующие должности: В Генеральной прокуратуре Российской Федерации: Генеральный ... законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации ... комитета РФ Данный реферат составлен на основе .

Принцип гласности.

Этот принцип дополнительно закреплен в ст. 4 ФЗ « О прокуратуре в РФ». В ней сказано, что органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне; информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности. В Приказе Генерального Прокурора РФ « Об организации надзора и управления в органах прокуратуры РФ» от 28 мая 1992 г. №20 п. 1.2 говорится, что прокурорский надзор осуществляется гласно. Гражданам, общественным организациям, СМИ предоставлять возможность получения в предусмотренных законом пределах сведений о деятельности прокуратуры, состоянии законности и правопорядке. Одна из форм реализации названного принципа закреплена в п.7 ст. 12 Закона о прокуратуре. Согласно этой статье Генеральный прокурор Российской Федерации ежегодно представляет палатам Федерального Собрания Российской Федерации и Президенту Российской Федерации доклад о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению. На практике также и прокуроры нижестоящих уровней информируют местные органы власти о проделанной ими работе.

Реализация принципа гласности обеспечивается созданием в органах прокуратуры специальных структурных подразделений (в Генеральной прокуратуре РФ) или помощников прокурора, отвечающих за связь со средствами массовой информации, организующих эту работу на местах.

Таким образом, важность принципа гласности определяется тем, что его реализация способствует информированности органов государственной власти и общества о состоянии законности и правопорядка в стране, повышению уровня правосознания и в конечном итоге – укреплению законности. Однако следует иметь в виду, что не любая информация может быть разглашена. В тех случаях, когда подобные действия могут нанести вред интересам государства, нарушить права и законные интересы граждан или организаций, они не допускаются. Перечень сведений, относящихся к государственной тайне, закреплены в разделе 2 ФЗ « О государственной тайне в РФ» от 21.07. 1993 г (в ред. 10.11. 2002 г.).

2.3 Специфические принципы

В научной литературе выделяют следующие принципы, относящиеся к специфическим:

  • принцип централизации;
  • принцип единства;
  • принцип единоначалия;
  • принцип независимости;
  • принцип федерализма.

Принцип централизации.

Согласно ст.1 ФЗ « О прокуратуре», прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Далее в ст. 4 «Принципы организации и деятельности прокуратуры РФ» говориться, что прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

4 стр., 1830 слов

Общие принципы служебного поведения государственного гражданского служащего

... -ФЗ О государственной гражданской службе Российской Федерации так же установлены Требования к служебному поведению гражданского служащего Кодекс этики и служебного поведения государственных служащих государственных органов. В каждом органе государственной власти формируются свои специфические кодексы этики и служебного поведения государственных служащих. ...

Централизация применительно к прокуратуре включает в себя два вида подчинения : внешнее и внутреннее. Внешнее подчинение находит свое отражение в ст. 129 Конституции РФ, в которой предусматривается назначение Генерального прокурора Советом Федерации по представлению Президента РФ. Из данного положения также вытекает, что деятельность Генерального прокурора подотчетна назначившим его Совету Федерации и Президенту РФ. Внутренне подчинение касается самой прокурорской системы, где каждый нижестоящий прокурор подчиняется вышестоящему и все прокуроры – Генеральному прокурору РФ, который обеспечивает единство законности на территории всего государства.

Согласно п. 1.1 Приказа Генерального Прокурора РФ « Об организации надзора и управления в органах прокуратуры РФ» от 28 мая 1992 г. №20, «…основное значение централизации прокурорской системы состоит в обеспечении единообразного исполнения законов в соответствии с Конституцией РФ».