Норма таможенного права

Вопрос о нормах таможенного права также исследован недостаточно

. В связи с этим целесообразно будет воспроизвести, прежде всего, общее определение правовой нормы.

В общем виде правовая норма — это юридическое правило, санкционированное и закрепленное в соответствующих актах государства — в Конституции, федеральных законах, указах Президента, постановлениях Правительства Российской Федерации, актах министерств, государственных комитетов и других государственных органов. В административно-правовой литературе норма административного права определяется

Сущность и социальное назначение любой правовой отрасли раскрываются при анализе правовых норм, составляющих содержание этой отрасли.

Норму права любой правовой отрасли всегда характеризуют несколько присущих ей признаков:

1) норма права — это всегда первичная клетка любой правовой отрасли;

2) норма права — это правило, которое всегда либо установлено, либо санкционировано государством;

3) это правило всегда носит общий характер, оно не персонифицировано и рассчитано на многократное применение;

4) нарушение этого правила влечет за собой юридическую ответственность;

5) норма любой отрасли права всегда несет на себе отпечаток общественных отношений, составляющих предмет этой отрасли.

Подобные признаки в полной мере присущи и таможенно-правовым нормам и поэтому понятие «таможенно-правовая норма» можно сформулировать как установленное или санкционированное государством правило поведения, целью которого является регулирование общественных отношений в сфере таможенного дела, и неисполнение либо нарушение которого влечет за собой ответственность, установленную и обеспечиваемую государством.

Любая правовая норма отличается единством, целостностью и неделимостью. Для нее характерна особая структура, т. е. специфическая компоновка содержания, связь и соотношение ее элементов.

Норма таможенного права – это устанавливаемое государством правило поведения регулирующая общественные отношения в сфере таможенного дела.

Административно-правовую норму можно определить в качестве устанавливаемого государством правила поведения, целью которого является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся (по мере необходимости) в сфере функционирования механизма исполнительной власти или (в широком смысле) государственного управления.

4 стр., 1635 слов

Толкование норм права (2)

... (процесс) по разъяснению правовой нормы; б) результат разъяснения - интерпретированный нормативно-правовой акт. Цель толкования - единообразное понимание и применение законов, единство законности. Субъектами толкования норм права являются компетентные органы государства, общественные организации и ...

Норма административного права выражает сущность регулируемого ею общественного отношения, является кирпичиком конкретного административно-правового нормативного акта.

Такой подход к характеристике административно-правовой нормы открывает путь к разномерной и многоплановой характеристике таможенно-правовой нормы.

Норма таможенного права представляет собой правило поведения участников таможенно-правовых отношений, которое регулирует их поведение, указывая на необходимые условия, вызывающие возникновение правового отношения, определяя субъектный состав, устанавливая права и обязанности, а также санкции за ненадлежащее исполнение такого правила. Признаком таможенно-правовых норм, как и всех правовых норм, является их охрана возможностью принуждения со стороны государства.

Рассмотрим теперь особенности таможенно-правовой нормы. Поскольку таможенно-правовые нормы регулируют отношения в весьма сложной, комплексной и неоднородной по структуре сфере, они обладают определенной спецификой. Прежде всего, это могут быть материальные таможенно-правовые нормы и процессуальные таможенно-правовые нормы.

Но главная особенность таможенно-правовых норм иная; данными нормами устанавливаются юридически обязательные правила, которые действуют в соответствующих «блоках», определенных частях структуры таможенного дела. В самом общем виде таможенно-правовые нормы регулируют отношения в области перемещения товаров и транспортных средств; таможенных режимов; таможенных платежей; таможенного оформления; таможенного контроля; таможенной статистики и др. Таким образом, таможенно-правовая норма — это юридически обязательное правило, установленное и санкционированное государством в соответствующих правовых актах, которое регулирует определенный «блок» (либо его часть) в сфере таможенного дела и неисполнение (нарушение) которого влечет за собой ответственность, установленную и обеспечиваемую государством.

Таможенно-правовые нормы содержатся в различных нормативно-правовых актах: в Конституции Российской Федерации, в федеральных законах, в актах ФТС России и других центральных органов исполнительной власти. Например, в ст. 74 Конституции предусмотрено:

1. На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

2. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей».

Классификация норм таможенного права:

  1. По характеру правила поведения участников таможенных отношений.
  • Материальные – определяют содержание прав и обязанностей различных лиц участвующих в таможенных правоотношениях, т.е. отвечают на вопрос «что делать» или «нет».
  • Процессуальные – регламентируют порядок применения материальной нормы, т.е. отвечают на вопрос «как применять».
  1. По характеру воздействия на участников таможенных правоотношений.
  • Управомочивающие — нормы в таможенном праве устанавливают права субъектов на совершение тех или иных действий. Например, п.1. ст. 155 ТКТС предоставляет право заинтересованным лицам отберать пробы и образцы.
  • Обязывающие — нормы возлагают на субъект обязанность совершать определенные действия определенного содержания. Например, ст. 158 на перевозчика возлагается обязанность уведомить таможенный орган о прибытии на таможенную территорию таможенного союза.
  • Запрещающие — нормы устанавливают обязанность субъекта воздерживаться от совершения действий определенного характера.

Пределы действия указанных правовых норм во времени определяются общими правилами их вступления в силу и опубликования, определяемыми нормативными актами Правительства Российской Федерации.

5 стр., 2418 слов

Источники таможенного права

... таможенная конвенция, это самый значительный международно-правовой документ в сфере унификации и гармонизации таможенных процедур в рамках Всемирной таможенной организации и важнейший источник таможенного права. 2.2. Специальные международные таможенные конвенции Специальные международные таможенные ... вступления нормативно-правовых документов Таможенного союза нормы национального законодательства ...

Действие правовых норм в пространстве и по кругу лиц связано с положением органа, издающего нормативный акт. В этой связи можно условно различать, скажем, таможенно-правовые нормы, издаваемые ФТС России и региональным таможенным управлением, а также нормы общего характера и нормы отраслевого характера.

Структура норм таможенного права.

  1. Гипотеза – определяет при каких условиях применяется конкретное таможенное правило. Например, п.1. ст. 158 ТКТС предусматривает, что при прибытии товаров на таможенную территорию таможенного союза перевозчик обязан уведомить таможенный орган.
  2. Диспозиция – само правило поведения. Например, п.1. ст. 158 ТКТС предусматривает обязанность перевозчика предоставить документы и сведения предусмотренные ст. 159 ТКТС.
  3. Санкция – ответственность, наступающая за нарушение соответствующей нормы.
  1. Всеобщность – распространяется на всех участников отношений связанных с перемещением товаров через таможенную границу.
  2. Общая обязанность — нормы таможенного права обязательны для всех участников таможенных правоотношений.
  3. Юридическая ответственность – за неисполнение норм таможенного права предусмотрена юридическая ответственность.

Необходимыми условиями применения нормативных правовых актов, регулирующих таможенные правоотношения, является действие, т.е. возможность или необходимость применения содержащихся в них норм права, во времени, по территории и по кругу лиц, на которых распространяются эти акты.

19 стр., 9026 слов

По предмету «Право» : «Действие нормативно-правовых актов»

... вступления нормативно-правовых актов в действие. Во-первых, наиболее распространенным моментом начала действия нормативного акта являются истечение определенного срока после его официального опубликования. Так, федеральные законы и нормативные акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу ...

Определение времени, с которого начинается действие нормативного

правового акта, связывается с моментом вступления его в силу, что, в свою очередь, предполагает различные подходы к установлению порядка придания ему обязательной силы. Согласно общему порядку вступление нормативного правового акта в силу связывается с датой его официального опубликования. Так, федеральные конституционные законы, федеральные законы вступают

в силу одновременно на всей территории Российской Федерации

по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, указы Президента Российской Федерации вступают в силу по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования.

Порядок вступления в силу постановлений Правительства Российской Федерации обусловлен характером их содержания.

Постановления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека

и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования.

Таможенный кодекс таможенного союза устанавливает, что акты таможенного законодательства, т.е. федеральные законы, вступают

в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, которые будут рассмотрены отдельно. Такой порядок вызван тем, что процесс перемещения товаров может занимать довольно продолжительное время, в связи с чем участники внешнеторговых связей должны быть уверены в стабильности законодательства, регулирующего данные правоотношения, и могли бы рассчитывать на совершение определенных действий с учетом срока вступления в силу новых законов.

Запреты, ограничения или требования в части порядка и правил

перемещения товаров через таможенную границу, которые устанавливаются

иными правовыми актами (указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации), вводятся в действие не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования. Рассматриваемые нормативные акты могут вводиться в действие в иные сроки, если положения актов законодательства, на основании и во исполнение которых издаются эти акты, направленные на обеспечение соблюдения запретов и ограничений, предусматривают введение их в действие в более короткие сроки. Кроме того, Таможенный