Экологическое состояние планеты стало глобальной проблемой мирового масштаба в XXI веке, которую пытаются решить ученые многих стран мира. Состояние природы вокруг должно заставить нас задать себе вопрос: «А будут ли наши дети жить на голубой планете Земля?» В настоящее время на Земле практически не осталось экологических систем, не подверженных в той или иной мере влиянию человека.
Воздух является важнейшей составной частью среды обитания людей. В современный период атмосфера Земли претерпевает множественные изменения коренного характера: модифицируются ее свойства и газовый состав, возрастает опасность разрушения ионосферы и стратосферного озона; повышается ее запыленность; нижние слои атмосферы насыщаются вредными газами и веществами промышленного и другого хозяйственного происхождения. Вследствие огромных выбросов техногенных газов и веществ, достигающих многих миллиардов тонн в год, происходит нарушение газового состава атмосферы.
Весьма важную роль в составе атмосферы играет двуокись углерода (углекислый газ), который играет важную роль не только в жизнедеятельности человека, но и в выполнении атмосферной функции предохранения
Также в настоящее время очень важен также вопрос увеличения масштабов нарушения баланса кислорода в атмосфере, причем ситуация продолжает ухудшаться. Современное человечество ежегодно за счет сжигания топлива потребляет примерно 20 млрд. т атмосферного кислорода. Многие современные техногенные вещества при попадании в атмосферу представляют собой немалую угрозу для жизни человека. Они наносят большой ущерб здоровью людей и живой природе. Некоторые из этих веществ могут переноситься ветрами на большие расстояния. Для них не существует границ государств, вследствие чего данная проблема является международной.
Основными загрязнителями такого плана являются окислы серы, а также окислы азота. Быстрое накопление этих загрязнителей в атмосфере северного полушария (годовой прирост около 5%) породило такое явление, как кислые и подкисленные осадки.
Наконец, еще одна крупная проблема, это увеличение запыленности атмосферы вследствие антропогенных факторов. По различным оценкам, поступление техногенных, взвешенных в воздухе частиц (аэрозолей) в атмосферу Земли достигает ежегодно 1 — 2,6 млрд. т и равно количеству аэрозолей природного происхождения. В результате, запыленность атмосферы в целом увеличилась за последние 50 лет на 70%.
Конституционно-правовой статус личности — человека и гражданина РФ
Целью данной работы является раскрытие сущность вопроса конституционно- правового статуса личности - человека и гражданина РФ. Поставленная цель решается посредством - исследовать сущность правового статуса человека и гражданина; дать характеристику и классификацию прав и ...
Из всего вышесказанного вытекает цель работы – проанализировать проблему охраны атмосферного воздуха в РФ.
Данная цель определяет задачи курсовой работы: рассмотреть понятие и принципы охраны атмосферного воздуха, систему организации
Таким образом, мы видим, что на современном этапе
Глава I. Атмосферный воздух. Понятие, принципы и вопросы его охраны
1.1 Понятие атмосферного воздуха и его принципы
Неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных является атмосферный воздух — жизненно важный компонент окружающей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений. Атмосфера служит надежной защитой от вредных космических излучений, определяет климат местности и планеты в целом, оказывает воздействие на здоровье людей, жизнедеятельность растительного и животного мира.
Функции атмосферного воздуха:
- экологическая;
- терморегулирующая;
- защитная;
- энергоресурсная и др.
Законодательство РФ в области охраны атмосферного воздуха основывается на Конституции РФ 1993 г. (ст.42) 1 , Федеральных законах «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. №7-ФЗ2 и «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 г. №96-ФЗ, принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов, в том числе актов субъектов Федерации3 . Законодательство субъектов РФ в области охраны атмосферного воздуха вправе предусматривать введение дополнительных экологических требований охраны атмосферного воздуха. Примером закона субъекта РФ в этой области является Закон Кировской области от 12.11.2008 N 299-ЗО «Об охране атмосферного воздуха на территории Кировской области».4 Имущественные отношения, возникающие при осуществлении деятельности по охране атмосферного воздуха, регулируются гражданским законодательством.
Охрана атмосферного воздуха осуществляется на основе соблюдения следующих основных принципов, установленных ст.3 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»:
1)приоритета охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущих поколений;
2)обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека;
3) недопущения необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды;
4) обязательность государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него;
5) гласности, полноты и достоверности информации о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении;
6) научной обоснованности, системности и комплексности подхода к охране атмосферного воздуха и охране окружающей среды в целом;
7) обязательность соблюдения требований законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха, ответственность за нарушение данного законодательства.
Порядок осуществления государственного контроля за охраной атмосферного ...
... Охрана атмосферного воздуха - система мер, осуществляемых органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами в целях улучшения качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного ... контроля за их исполнением; участие в организации и проведении государственного мониторинга атмосферного воздуха; ...
1.2. Система организации деятельности охраны атмосферного воздуха
Организации деятельности в области охраны атмосферного воздуха посвящена гл.III ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
Основными составляющими деятельности в области охраны атмосферного воздуха являются:
- нормирование качества атмосферного воздуха,
предельно допустимых воздействий со стороны отдельных источников; - разрешительный порядок вредных воздействий на
состояние атмосферного воздуха; - государственная регистрация вредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ;
- государственный учет вредных воздействий на
атмосферный воздух и их источников; - инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников
- экономический механизм охраны атмосферного воздуха.
[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/ohrana-atmosfernogo-vozduha/
[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/ohrana-atmosfernogo-vozduha/
Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» установил ряд специфических мер по охране этого природного ресурса. Специфически регулируется, в частности, нормирование качества атмосферного воздуха и вредных физических воздействий на атмосферный воздух (ст. 11).
В целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий на него. При этом под гигиеническим нормативом качества атмосферного воздуха понимается критерий качества атмосферного воздуха, который отражает предельно допустимое максимальное содержание вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека. Экологический норматив качества атмосферного воздуха — критерий качества атмосферного воздуха, который отражает предельно допустимое максимальное содержание вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и при котором отсутствует вредное воздействие на окружающую природную среду.
Выделение гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха — одна из новаций Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» и экологического законодательства в целом. В какой мере она обоснованна? Загрязняющие вещества, выбрасываемые предприятиями или
Трансграничное загрязнение атмосферного воздуха
... конкретных источников загрязнения. Вторая система обеспечивает контроль источников загрязнения и регулирование выбросов вредных веществ в атмосферу. В международном праве проблема загрязнения регулируется различными документами, конвенциями, договорами и протоколами. Конвенция о трансграничном загрязнении атмосферного воздуха на большие расстояния Европейской экономической ...
В контексте нормирования охраны атмосферного воздуха к специфическим относится требование об установлении технических нормативов выбросов загрязняющих веществ и нормативов предельно допустимых выбросов. Технический норматив выброса — норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для передвижных и стационарных источников выбросов, технологических процессов, оборудования и отражает максимально допустимую массу выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух в расчете на единицу продукции, мощности, пробега транспортных или иных передвижных средств и другие показатели. Технические нормативы выбросов устанавливает специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха или другой специально уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти по согласованию со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха для стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух отдельных видов, а также для являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов.
В целях государственного регулирования вредных
Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, методы их определения и виды источников, для которых они устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. 7
Система экономического стимулирования и механизмы уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ устанавливаются Правительством Российской Федерации. Государственная регистрация вредных (загрязняющих) веществ, регистрация выданных разрешений на допустимое количество выбросов и регистрация фактически произведенных выбросов производятся в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного уполномоченным государственным органом в области охраны атмосферного воздуха или его территориальными подразделениями в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств устанавливается Правительством Российской Федерации Вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешений, выданных уполномоченным государственным органом в области охраны атмосферного воздуха по согласованию с органами Государственной санитарно-эпидемиологической службы, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. 8
Охрана атмосферного воздуха (2)
... промышленные, транспортные и бытовые выбросы. Современное состояние атмосферного воздуха характеризуется изменением его природного состава, в частности, увеличением количества диоксида углерода. Вредные вещества от источников выбросов промышленных предприятий сосредотачиваются в тропосферном слое и ...
При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями деятельность физических и юридических лиц, осуществляющих выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него, может быть запрещена или приостановлена в порядке, определенном законодательными актами Российской Федерации. Государственному уч
Перечень организаций, осуществляющих статистические наблюдения в области охраны атмосферного воздуха на соответствующих территориях, определяется территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха по согласованию с территориальными органами государственной статистики.9
Юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выброс