Отличительные черты частного и публичного права

Весьма актуальным для жизни современного российского общества является деление системы права на отрасли частного права и публичного. Еще в Древнем Риме различалось право частное («jus privatum») и право публичное («jus publicum»).

Такое разграничение связывается с именем древнеримского юриста Ульпиана (170-228 гг.), который обосновал его впервые. Он высказал мнение, что публичное право есть то, которое относится к положению Римского государства, тогда как частное относится к пользе отдельных лиц. То есть предметом публичного права является сфера публичных интересов (интересов общества, государства в целом), а предметом частного права — сфера частных дел и интересов.

Разделению права на частное и публичное уделяли внимание Монтескье («О духе законов»), Гоббс, Гегель, российские правоведы Д.Д. Гримм, К.Д. Кавелин, Н.М. Коркунов, Д.И. Мейер, П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий, Г.Ф. Шершеневич.

В современной отечественной юридической литературе к отраслям публичного права относят государственное, административное, финансовое, уголовное, отрасли процессуального права, к отраслям частного права — гражданское, трудовое, семейное, а также такие комплексные отрасли, как торговое, кооперативное, предпринимательское, банковское и др.

Советская правовая доктрина отвергала концепцию частного права как несовместимую с природой социалистического строя. В связи с подготовкой первого советского Гражданского кодекса Ленин в 1922 г. выразил свою позицию следующим образом: «Мы ничего «частного» не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное». Исходно такая позиция обусловлена тоталитарной природой социалистического государства, огосударствлением общественной и частной жизни, отсутствием частной собственности и свободы частного предпринимательства. Таким образом, нужно заметить, что в России накоплен опыт регулирования социальной сферы публично-правовыми методами, для которых характерны юридическая централизация (регулирование «по вертикали», из единого центра — государства) и императивность, не оставляющая места усмотрению субъектов.

Напротив, сфера частного права предполагает децентрализацию юридического регулирования (когда юридически значимые решения принимаются участниками гражданского оборота самостоятельно) и диспозитивность (свободу выбора юридических решений).

13 стр., 6308 слов

, учение Платона о Праве и государстве

Изучению жизни, творчества и учения Платона о государстве и праве посвящено большое количество литературы; начало было положено в IV в. до н. э. учениками Платона. Значение его в истории столь ... годы, то за физическую силу, то ли за широту духовных интересов, поскольку «платос» по-гречески – «широкий». Платон воспитывался и обучался в традициях греческого «образования человеческого» – калокаготии, ...

Таким образом, основной смысл различения частного и публичного права состоит в установлении пределов вторжения государства в сферу имущественных и иных интересов индивидов и их объединений. Государство в этой сфере должно выступать лишь в роли арбитра и надежного защитника прав и законных интересов участников гражданского оборота.

Объектом исследования выступают правоотношения, складывающиеся в результате применения частного и публичного права.

Предмет исследования составляет частное и публичное право.

Цель данной работы рассмотреть отличительные черты частного и публичного права.

Задачи работы:

  • рассмотреть понятие и соотношение частного и публичного права;
  • рассмотреть публичное право как область власти и подчинения;
  • рассмотреть частное право как основа предпринимательства и рыночных отношений.

Публичное право — право, которое имеет целью обеспечение интересов государства и общества, и состоит из норм, регулирующих отношения, одним из участников которых является государство.

Частное право — право, которое имеет целью обеспечение интересов личности, и состоит из норм, защищающих интересы отдельных лиц в их взаимоотношениях с другими лицами.

Проблема соотношения частного и публичного права важна потому, что благодаря ее решению можно было бы решать и многие насущные практические вопросы, например о характере деятельности чиновника. Может ли чиновник заниматься предпринимательской деятельностью? Могут ли рассматриваться в качестве чиновников только назначаемые или также и избранные на должность лица? Какова роль государства как публичного органа в жизни общества, в частности, в его экономической сфере? Каковы пределы вмешательства государства в экономику?

Эти и многие другие вопросы могут быть правильно разрешены, если будет понято соотношение частного и публичного права. Эти понятия не следует ни отрицать, ни смешивать, их необходимо четко различать.

Частная и публичная деятельность — это совершенно разные по своему характеру виды человеческой деятельности. Первая основана на собственном интересе лица, свободе его воли, выборе цели, средств ее достижения, результата и процесса осуществления. Иными качествами характеризуется управленческая деятельность, направленная на организацию свободной деятельности (взаимодействия) частных лиц. Публичная деятельность является несвободной, поскольку основана не на собственном интересе управляющего органа, не на свободе выбора. Она базируется на функциональной заданности цели. В законодательстве должны быть четко определены задачи и функции публичных органов, их компетенция и полномочия, а также юридические процедуры.

1

Отношения, которые опосредуют частную и публичную деятельность, отличаются друг от друга по природе, как, впрочем, и по методам их регулирования: частно-правовой метод дозволительного регулирования и публично-правовой метод разрешительного регулирования.

По мнению Б. Б. Черепахина, разграничение права на частное и публичное должно проводиться в зависимости от способа построения и регулирования юридических отношений, присущего системе частного и системе публичного права.

3 стр., 1155 слов

Право на публичные мероприятия и гарантия его реализации

... организации и проведения публичного мероприятия; рассмотреть гарантии реализации гражданами права на проведение публичного мероприятия; рассмотреть опыт конституционного регулирования проведения публичных мероприятий в других странах Глава I. СУЩНОСТЬ ПРАВА НА ПУБЛИЧНЫЕ МЕРОПРЯИТИЯ Рассмотрим основные понятия права на публичные мероприятия. Публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная ...

2

3

4

5

6

7

8

Иными словами, и сегодня есть авторы, не склонные различать частное и публичное право, видеть разную правовую природу отношений и способов их регулирования, обосновывающих самостоятельность отрасли хозяйственного права, пусть даже под новым наименованием — предпринимательского права.

9

Публично-правовое вмешательство в сферу частного права, необходимость которого сама по себе не вызывает сомнений, не требует для его оформления специальной правовой отрасли, поскольку носит разноотраслевой характер.

Б. Б. Черепахин хорошо понимал опасность смешения частно-правового регулирования с публично-правовым, «объединения» этих типов регулирования в «новое качество правового регулирования» (преобладать в котором неизбежно будет последнее в силу собственной природы).

Именно поэтому во время кампании за устранение деления права на частное и публичное, начало которой положил тезис В. И. Ленина: «Мы ничего «частного» не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное», провозглашенный им в 1922 г. в письме к Д. И. Курскому «О задачах Наркомюста в условиях новой экономической политики», Б. Б. Черепахин не только не поддержал эту компанию, но и активно выступал против отказа от деления права на частное и публичное.

Остается лишь сожалеть о том, что мнение Б. Б. Черепахина и других здравомыслящих ученых в то время не было услышано. Понадобилось много десятилетий блуждания в потемках, прежде чем Россия вновь предприняла усилия по возвращению на магистральный путь цивилизации. Освобождаясь от «наслоений», свойственных огосударствленному обществу и экономике, вновь возрождается классическое частное и публичное право.