Понятие «экологические права граждан» получило распространение в науке и практике для обозначения совокупности правовых возможностей личности в природоохранных и природоресурсных отношениях с начала 70-х гг. ХХ века.
Российский ученый М.М. Бринчук под экологическими правами человека понимает «признанные и закрепленные в законодательстве права индивида, обеспечивающие удовлетворение разнообразных потребностей человека при взаимодействии с природой» и подразделяет экологические права на основные и иные права в области окружающей среды. К основным экологическим правам он, в частности, относит конституционные права и права, закрепленные международно-правовыми документами по правам человека: право частной собственности на землю, право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением, право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь и др. К иным экологическим правам – права в области природопользования и охраны окружающей среды, установленные в законах и иных нормативных правовых актах: право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды, право на радиационную безопасность, право на пребывание в лесах и др. [2, с. 131].
Российские исследователи конституционных прав граждан Л.Н. Буркова и Н.М. Чепурнова полагают, что более полным и соответствующим форме и сущности экологических прав будет уточнение определения экологических прав человека как установленных государством и закрепленных в законодательстве прав индивида, обеспечивающих устойчивое качество его жизни и развития при взаимодействии с окружающей средой, подкрепленных силой государственного принуждения, и подразделяют их по уровню правового регулирования на основные — закрепленные в Конституции и отраслевые — в области окружающей среды. Авторы подчеркивают также, что для реализации и эффективной защиты основных экологических прав чрезмерно важны и иные конституционные права, хотя не имеющие прямого отношения к обеспечению экологической безопасности, но тесно связанные с обеспечением их реализации: право на получение информации, касающееся его прав и свобод, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, право на объединение для защиты своих интересов, право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, право на судебную защиту прав и свобод [12, с. 53].
Загрязнение окружающей среды
... на рациональное использование, воспроизводство и охрану природных ресурсов, на защиту природной среды от загрязнений и разрушения в интересах удовлетворения материальных и культурных потребностей как существующих, так и будущих поколений людей. Вместе с тем проблема охраны природы, загрязнения окружающей среды ...
Иные исследователи не поддерживают идею столь широкого определения экологических прав и разделяют экологические права и права природопользования, подчеркивая, что экологические права в отличие от прав природопользования имеют внеэкономический характер и по этой причине включают в себя лишь некоторые виды прав общего природопользования, например, рекреационного.
В свою очередь, поддерживая данную точку зрения и раскрывая понятие экологических прав, М.В. Васильева признает, что ядро экологических прав составляет право на благоприятную окружающую среду. По ее мнению, представляется более корректным говорить об экологических правах именно в контексте права граждан на благоприятную окружающую среду, включая в них все те обширные полномочия общественности (граждан, объединений, населения), которые непосредственно связаны с содержанием и реализацией головного конституционного права.
Современные зарубежные исследователи проблемы экологических прав граждан включают в круг этих прав право на экологическую информацию, право на участие в процессе принятия экологически значимых решений, право на доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды.
В законодательстве Республики Беларусь понятие экологические права граждан используется в Указе Президента Республики Беларусь «О Концепции совершенствования законодательства Республики Беларусь» от 10 апреля 2002 г., где в п. 38 определяются перспективы развития законодательства в целях обеспечения конституционных экологических прав граждан. В иных нормативных правовых актах законодатель использует правовую терминологию Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» от 26 ноября 1992 г. и, в частности, правовое понятие «права граждан в области охраны окружающей среды». В соответствии с данным законом, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права, а также на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей среды. Следует подчеркнуть, что данные формулировки основаны на положениях ст. 34 и ст. 46 Конституции Республики Беларусь от 15 марта 1994 года, закрепляющих конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду и на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической и международной жизни, состоянии окружающей среды [12, с. 54].
Кроме того, в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» граждане имеют иные права в области охраны окружающей среды:
- создавать в соответствии с законодательством Республики Беларусь общественные объединения, осуществляющие свою деятельность в области охраны окружающей среды, и общественные фонды охраны природы;
- обращаться в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, в органы государственного управления, иные организации и к должностным лицам для получения полной, достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране;
- принимать участие в подготовке и обсуждении материалов по оценке воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности;
- вносить предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;
- оказывать содействие государственным органам в решении вопросов охраны окружающей среды;
- осуществлять общественный контроль в области охраны окружающей среды;
- обращаться в государственные органы с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, вредного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;
- предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного их жизни, здоровью, имуществу в результате вредного воздействия на окружающую среду, и т.д.
12 стр., 5647 слов
Международно-правовая охрана окружающей среды
... направленных на обеспечение охраны окружающей среды в Республике Казахстан. Цель и задачи курсовой работы. Целью настоящей курсовой работы является изучение и анализ правовых проблем взаимодействия международного и казахстанского права в сфере охраны окружающей среды и их роль ...
[8].
Основой для закрепления указанных иных прав граждан в области охраны окружающей среды также являются нормы Конституции Республики Беларусь. Так, согласно ст. 45 Конституции Республики Беларусь каждый гражданин имеет право на охрану здоровья, которое обеспечивается в том числе мерами по оздоровлению окружающей среды. В статьях 35-37, 40 Конституции Республики Беларусь закреплены возможности участия граждан в принятии решений и управлении государством через свободу собраний, митингов, шествий, демонстраций и пикетирования, не нарушающих правопорядок и права других граждан, непосредственное участие граждан в управлении делами общества и государства. Согласно ст. 37 Конституции Республики Беларусь указанные права обеспечивается проведением референдумов, обсуждением проектов законов, вопросов республиканского и местного значения [3, с. 16].
Согласно ст. 60 Конституции Республики Беларусь каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом. С целью защиты своих прав граждане вправе взыскать в судебном порядке, как имущественный вред, так и материальное возмещение морального вреда [3, с. 26].
При этом если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, согласно ст. 61 Конституции Республики Беларусь гражданин вправе в соответствии с международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, обратиться в международные организации с целью защиты своих прав и свобод.
Экологические права граждан гарантируются: планированием и нормированием качества окружающей среды, мерами по предотвращению вредного воздействия на окружающую среду и ее оздоровлению, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий; возмещением в установленном порядке вреда, причиненного жизни, здоровью, имуществу граждан в результате вредного воздействия на окружающую среду; предоставлением полной, достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране; обжалованием решений и действий (бездействия) государственных органов, организаций и должностных лиц; судебной защитой, самозащитой и получением квалифицированной юридической помощи; деятельностью общественных объединений; контролем в области охраны окружающей среды и иные меры [12, с. 55].
Нормирование в области охраны окружающей среды
... 72 Конституции Российской Федерации к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливает возможность изменения природоохранных нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, ...
Можно сделать вывод о том, что к экологическим правам относится значительный круг прав граждан в области охраны окружающей среды, как правило, внеэкономического характера, в основе которых – конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду.