Организация охраны труда в общеобразовательном учреждении

Возрастание масштабов техногенной деятельности сегодняшнего общества, индустриальные изменения окружающей среды влекут за собой угрозы для жизни, здоровья и труда человека. За последнее время увеличилось количество погибших вследствие чрезвычайных ситуаций — техногенных аварий, катастроф, стихийных бедствий. Анализ чрезвычайных ситуаций, их особенностей и наиболее вероятных последствий, обучение поведению в этих условиях должны обеспечить подготовку человека к выбору лучшего решения которое поможет найти выход из опасных ситуаций с минимальными потерями.

Обеспечение безопасных условий образовательного процесса, профилактика травматизма учащихся будут результативными при условии целенаправленной организации работы по охране труда и безопасности жизнедеятельности. Администрация должна быть наставником и создавать такие условия для управления охраной труда, при которых каждый педагог приложит все усилия, чтобы, в первую очередь, через образование влиять на сохранение и укрепления здоровья учащихся.

В последние годы в нашей стране совершенствуется законодательная база по охране труда, которая определяет права и обязанности как работодателя, так и работников. Теоретико-методологические и практические аспекты решения проблемы охраны труда рассматривались в работах отечественных и зарубежных ученых, таких как Андреева Т.М., Збышко Б., Минжурова Е., Васильчук М.В., Винокуров Л. Е., Геврик Е. А.Б Денисенко Г.Ф., Джигирей В.С., Жидецкий В.Ц., Кобевник В.Ф., Мельников А.В., Мороз П.Д., Сериков Я.А., Тесленко Н. Я., и др.

Однако, и до сих пор не хватает комплексных исследований с конкретными рекомендациями в отношении охраны труда и безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях. Это и обусловило выбор темы курсовой работы.

Цель курсовой работы — исследование теоретических и практических аспектов организации охраны труда в образовательных учреждениях.

Реализация поставленной цели позволит решить

¾ изучить теоретические основы понятия организации охраны труда в образовательных учреждениях;

  • ¾ сформировать перечень нормативных документов для регулирования охраны труда учебного заведения;
  • ¾ определить задачи и функции системы организации охраны труда;
  • ¾ проанализировать особенности организации охраны труда в различных типах образовательных учреждениях;
  • ¾ рассмотреть основную программу проведения инструктажа учащихся и работников образовательных учреждений по охране труда;
  • ¾ разработать рекомендации по совершенствованию охраны труда в образовательных учреждениях.

Объектом исследования данного курсового проекта является организация охраны труда в образовательных учреждениях.

4 стр., 1658 слов

Правовое регулирование труда в образовательных учреждениях высшего образования

... Особенности регулирования труда педагогических работников, Статья 331. Право на занятие педагогической деятельностью К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях ...

Предмет исследования — причинно-следственные связи между различными социально-экономическими явлениями, которые происходят во время осуществления процесса организации охраны труда в образовательных учреждениях.

В процессе исследования могут быть использованы следующие методы: абстрактно-логический, экспертной оценки, обобщения, системно-структурный, сравнительного анализа.

Информационной базой служат отечественные и зарубежные публикации, учебные пособия и др.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОХРАНЫ ТРУДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

1.1 Понятия организации охраны труда в образовательных учреждениях

Прежде чем исследовать понятие «охрана труда», стоит обратить внимание на такое понятие как труд, поскольку оно является основным. Без труда не было бы его «охраны». Труд — это целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на создание материальных благ, которые необходимы для удовлетворения его собственных потребностей. С физиологической точки зрения труд — это расходование человеком физической и умственной энергии.

Для человека труд является не только необходимостью, но и потребностью. А. П. Чехов говорил: «Человек должен трудиться, работать в поте лица, кем бы он ни был, и в этом заключается смысл и цель его жизни». Известно также высказывание А. Бебеля о том, что «без труда общество не может существовать».

Отсюда, можем сделать вывод, что труд является обязательным условием жизни человека и всего общества. При определенных условиях, когда на человека в процессе труда влияют вредные или опасные факторы, могут проявляться отрицательные последствия труда. Вот поэтому понятие «работа» и «охрана труда» являются сопутствующими.

Основную цель охраны труда можно выразить

ОП = ЗТПЗ + СБНУП + ОЗП + ППП + ПАС (1.1)

где ЗТПЗ — предотвращение травматизма и профессиональных заболеваний; СБНУП — создание безопасных и безвредных условий труда; ОЗП — сохранение здоровья и трудоспособности; ППП — повышение производительности труда; ПАС — предупреждение аварийных ситуаций [29].

Охрана труда — это система организационно-технических, социально-экономических, правовых, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических мероприятий и средств, направленных на сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда [30].

Большая часть населения Российской Федерации так или иначе связано с отраслью образования. Около трех миллионов граждан РФ работает в учреждениях образования различных типов. Более 4,6 млн. дошкольников, около 15 млн. школьников, более 10 млн. учащихся и студентов, которые получают профессиональное образование, ежедневно, кроме выходных дней и каникул, посещают детские сады, школы, лицеи, техникумы, институты и университеты, учреждения дополнительного образования детей и взрослых. Родители воспитанников и учащихся хотят быть уверены в том, что их дети вернутся домой здоровыми и невредимыми. Проблема охраны труда и обеспечения безопасности является важной для любого государства. Эта проблема непосредственно связана с самыми разными сферами жизнедеятельности, включая и систему образования. Учебные и воспитательные процессы, присутствие в учреждениях образования и за их пределами, организация досуга и оздоровления, в большинстве случаев обеспечение комфортных бытовых условий проживания, проезда до места учебы и обратно определенным образом связаны с понятиями безопасности.

4 стр., 1648 слов

Понятие, цели и содержание охраны земель

... заказников и др.). 1. Понятие, цели и содержание охраны земель В содержание правовой охраны земель включаются правовые нормы, регулирующие вопросы обеспечения сохранения и повышения плодородия почв, предотвращения их истощения, загрязнения и разрушения и т.д., т.е. охраны земель как ...

Охрана труда в отрасли образования — система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников и учащихся в процессе трудовой деятельности и учебного процесса, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные мероприятия [29, ст. 5].

Любое учреждение образования должно быть безопасно и комфортно. При этом руководство организации должно придерживаться следующих направлений [23, ст. 7]:

  • ¾ охрана жизни и здоровья сотрудников и учащихся, организация их медицинского обслуживания;
  • ¾ безопасность устройств и последующая эксплуатация учебно-производственного оборудования;
  • ¾ безопасность здания и всего инженерного оборудования;
  • ¾ рациональная и комфортная организация учебно-воспитательного и производственного процесса;
  • ¾ выполнение требований законодательных и нормативных актов по созданию здоровых и безопасных условий труда, образовательного и воспитательного процесса;
  • ¾ организация профилактической работы по предупреждению травматизма.

Одним из функциональных составляющих организационных мероприятий является планирование работ по охране труда. Планирование производится на основе законов и нормативно-правовых актов (СНиПов, ГОСТов, и др.), директивных планов [23, ст. 78].

Приоритетной задачей организации охраны труда в учреждении образования является четкое дегелирование функциональных обязанностей и полномочий работников, которые занимаются обеспечением безопасности труда и учебы.

Для хорошей организации системы охраны труда в учреждении образования разрабатываются методики, программы и инструкции по охране труда.

Для четкой координации работ по охране труда в учреждении образования, администратор высшего звена назначает одного из своих заместителей ответственным за охрану труда в организации. Ответственный осуществляет оперативный контроль за состоянием охраны труда и подготавливает распорядительные документы (приказы, инструкции) [23, ст. 54].

Одним из главных направлений в системе организации охраны труда в учреждении образования является контроль за состоянием ОТ и ТБ. Контроль осуществляет директор (ректор, декан, заведующий) учреждения образования, а также профсоюзный комитет состоящий из представителей трудового коллектива [23, ст. 156].

Система организации ОТ и ТБ по всем направлениям регламентируется законодательными и нормативно-правовыми актами (Кодексами РФ, Федеральными законами, Указами Президента, постановлениями правительства, ГОСТами, СНиПами).

1.2 Нормативная база для регулирования охраны труда учебного заведения

Базой для управления охраной труда служит законодательство о труде его охране. Законодательство содержит целый ряд законов, главными из которых являются Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ и Федеральный закон «Об основах охраны труда в РФ» (рис. 1.1).

Трудовой кодекс Российской Федерации — кодифицированный законодательный акт (кодекс) о труде, который введён в действие с 1 февраля 2002 года вместо действующего до него Кодекса законов о труде РСФСР (КЗОТ РСФСР) от 1971 года. Кодекс является основополагающим документом перед другими принятыми федеральными законами, указами президента, постановлениями Правительства РФ и др. Трудовой кодекс определяет трудовые отношения между работниками предприятий, учреждений и т.д. и работодателями. Целью трудового законодательства является:

  • ¾ установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан;
  • ¾ защита прав и интересов работников и работодателей;
  • ¾ создание благоприятных условий труда.

Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования

Рис. 1.1 Структура законодательной и нормативной документации по охране труда

интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по [1, ст. 15]:

  • ¾ организации труда и управлению трудом;
  • ¾ трудоустройству у данного работодателя;
  • ¾ профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;
  • ¾ социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
  • ¾ участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;
  • ¾ надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • ¾ разрешению трудовых споров;
  • обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Нормативная база для регулирования охраны труда учебного учреждения включает в себя следующие нормативные акты [29, ст. 6-10]:

1. «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности» (Постановление Правительства Российской Федерации от 18.10.2000 № 796).

2. «Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда» (Постановление Минтруда России от 17.12.2002 № 80).

  • «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» (Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29).

  • Рекомендации по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива.

(Постановление Минтруда России от 8.04.94 г. № 30).

— Рекомендации по формированию и организации деятельности совместных (комиссий) комитетов по охране труда, создаваемых на предприятиях, в учреждениях и организациях с численностью работников более 10 человек. (Постановление Минтруда России от 12.10.94 г. № 64).

  • Положение о службе охраны труда в системе Министерства образования Российской Федерации. (Утверждено приказом Министерства образования РФ от 27.02.95 г. № 92. Приложение).

7. ГОСТ 12.0.004-90 <#»864515.files/image002.gif»>

  • Рис. 1.2 Система работы по обеспечение безопасности и охраны здоровья воспитанников

В системе организации охраны труда участвуют исполняющий обязанности специалиста по охране труда, все педагоги, административный и технический персонал. Их функциональные обязанности устанавливаются приказом руководителя учреждения образования и Правилами техники безопасности.

Выводы по главе 1

1. Под охраной труда в отрасли образования понимается система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников и учащихся в процессе трудовой деятельности и учебного процесса, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные мероприятия. В учреждениях образования воспитанник, ученик, студент готовится к полноценной жизни в условиях существующего в России уровня безопасности. А значит, его необходимо научить предотвращать несчастные случаи через формирование активной социальной позиции в отношении собственной безопасности и безопасности окружающих, развить практические навыки по самозащите в условиях растущей психологической нагрузки, обеспечить нормальный и здоровый образ жизни в условиях нашей суровой действительности.

2. Основой управления охраной труда является законодательство о труде и охране труда. Нормативно-правовая база включает в себя целый ряд законов, инструкций, нормативных документов, главными из которых являются Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон «Об основах охраны труда в РФ».

— Основными задачами в области охраны труда является создание безопасных условий пребывания учащихся и персонала в образовательном учреждении, соблюдение санитарно-гигиенических норм, мер противопожарной и электробезопасности, обучение безопасному поведению, знанию правил охраны труда, ведение обязательной специализированной документации, определяемой номенклатурой дел и многое другое.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОХРАНЫ ТРУДА

2.1 Организация охраны труда в различных типах образовательных учреждениях на примере общеобразовательной организации

В статье 23 Закона РФ «Об образовании в РФ» определены следующие типы образовательных организаций, реализующие основные образовательные программы [2, Ст. 23]:

  • дошкольная образовательная организация;
  • общеобразовательная организация;
  • профессиональная образовательная организация;
  • образовательная организация высшего звена.

Общеобразовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования [2, Ст. 23].

Проведем анализ организации работы по охране труда на примере Муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя образовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 114» за 2014-2015 учебный год.

Учредителем МАОУ «СОШ и УИОП №114» является управление образования мэрии г. Владивосток.

В школе организована работа спортивных секций:

  • ¾ баскетбол (юноши 5-6, 9-10 классы);
  • ¾ баскетбол (девушки 8-11 классы).

Учащиеся начальной школы проводят шефские концерты и спектакли для воспитанников подшефных МДОУ №66 и №38.

Количество обучающихся за счёт бюджета в 2015/2016 учебном году (на 01.10.2015 г.) — 648 чел.

Таблица 2.1 — Контингент учащихся за счет бюджета МАОУ «СОШ и УИОП №114» в 2015/2016 учебном году

Уровень образования

Количество обучающихся

Начальное общее образование

335

Основное общее образование

235

Среднее общее образование

78

Для учащихся 1-4 классов работают 5групп продлённого дня.

Высшим органом ученического самоуправления в школе является общешкольная ученическая конференция. В период между конференциями функционирует Школьный Совет, состоящий из Совета Председателей и Совета Старшеклассников.

В составе Школьного Совета работают комитеты:

¾ комитет по учёбе «Интеллект»

¾ комитет по здоровью и спорту

¾ комитет дисциплины и порядка

¾ комитет «Поиск»

¾ комитет «Творчество и организация досуга».

Органом общественного самоуправления в школе с 2011г является Управляющий совет.

В 2013 г. создан Наблюдательный совет школы.

Организационно-технические мероприятия по охране труда МАОУ «СОШ и УИОП №114» в 2015-2016 учебном году.

В начале учебного года под руководством администрации в школе сформирована комиссия по охране труда. Между членами администрации и педагогическим коллективом школы распределены обязанности в работе по созданию безопасных условий труда и профилактике детского травматизма. на 2014-2015 учебный год с профсоюзным комитетом заключено Соглашение по охране труда. Изданы приказы по охране труда в соответствии с циклограммой приказов. Перед началом учебного года проведёны инструктажи на рабочих местах, повторные инструктажи по охране труда и технике безопасности с работниками школы с последующей регистрацией в специальном журнале. С вновь принятыми на работу сотрудниками проведён вводный инструктаж, который зарегистрирован в соответствующем журнале. Все сотрудники учреждения к началу учебного года своевременно прошли медицинский осмотр, что дало им право приступить к работе.

Разработаны следующие мероприятия:

«Программа обучения персонала школы по вопросам ОТ на 2014-2015 учебный год», «План работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на 2014-2015 учебный год», «План мероприятий по улучшению условий труда работников МАОУ «СОШ с УИОП № 114» на 2014-2015 учебный год. В течение года проведено обучение педагогических работников, учебно-вспомогательного персонала, МОП по вопросам охраны труда с последующей поверкой знаний и выдачей удостоверений.

Кабинеты повышенной опасности на начало учебного года были полностью укомплектованы аптечками для оказания первой помощи в соответствии с требованиями правил ТБ. По мере необходимости обновлены инструкции по ОТ и ТБ в кабинетах повышенной опасности и столовой.

Профилактика травматизма среди учащихся МАОУ «СОШ с УИОП № 114» на 2014-2015 учебный год.

На 03.09.2015 г. классными руководителями 1-11 классов проведён вводный инструктаж учащихся по ТБ («Правила для учащихся», ИОТ-113- «Правила поведения на дорогах»).

В течение учебного года проводился инструктаж перед проведением общественно-полезных работ, массовых мероприятий, экскурсий. Повторный инструктаж по «Правилам поведения на дорогах» проводился 1 раз в четверть. Также в 2014-2015 учебном году проводился внеплановый инструктаж в 5, 3, 2 и ]1 классах в связи с травмами учащихся во время перемен.

В соответствии с планом работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма среди учащихся на 2014-2015 учебный год в сентябре — октябре 2014 г. инспекторами ГИБДД были проведены беседы с учащимися 1-8 классов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. В начальной школе оформлен уголок безопасности дорожного движения. С родителями учащихся 1-11 классов, на родительских собраниях, были проведены тематические беседы по «Формирование навыков правильного поведения на дорогах»». На классных часах, перед началом каникул, классными руководителями 1-11 классов, проводился инструктаж по «Правилам поведения на дорогах», согласно инструкции ИОТ-113. В апреле 2015 г. в школе прошла Неделя безопасности дорожного движении. Во время проведения мероприятия были проведены тематические классные часы, викторины, конкурс рисунков «Красный, жёлтый, зелёный».

В 2014-2015 учебном году в школе зарегистрировано 5 случаев травматизма учащихся, все произошли во время перемены:

Таблица 2.2 — Статистика травматизма учащихся МАОУ «СОШ с УИОП № 114» в 2014-2015 учебном году

Ф.И.О.

Год рожд.

Класс

Дата происшествия

Классификация

№, дата составления акта Формы Н-2

Полищук Татьяна

2002

Лёгкая

№7 от 11.12.2013 г.

Семыкина Анна

2006

04.02.2014 г.

Лёгкая

Соболев Александр

2005

06.02.2014 г.

Лёгкая

№1 от 07.02.2014 г.

Жерновой Ростилслав

2004

24.02.2014 г.

Лёгкая

№2 от 26.02.2014 г.

Капелина Милослава

2001

26.03.2014 г.

Лёгкая

Расследование зафиксированных случаев травматизма проведено в установленные сроки в соответствии с требованиями нормативных актов.

В 2013-2014 учебном году неоднократно были зафиксированы случаи травматизма учащихся во время уроков физической культуры и при проведении тренировок в спортивных секциях. В связи с чем, в этом учебном году, комиссией по ОТ и ТБ было уделено особое внимание этому направлению в учебно-воспитательном процессе школы.

Таблица 2.3 — Динамика травматизма среди учащихся МАОУ «СОШ с УИОП № 114» за 2013-2015 г.г. (по состоянию на 01.06.2015 г.) по возрасту учащихся

Год

Всего

Начальная школа

Среднее звено

Старшее звено

2013

4

2

2

0

2014

5

1

3

1

2015 (январь-май)

4

2

2

0

Таблица 2.4 — Динамика травматизма среди учащихся МАОУ «СОШ с УИОП № 114» за 2013-2015 г.г. (по состоянию на 01.06.2015 г.) по степени тяжести

Год

Лёгкие

Средней тяжести

Тяжёлые

2013

4

0

0

2014

4

1

0

2015 (январь-май)

4

0

0

Таблица 2.5 Динамика травматизма среди учащихся МАОУ «СОШ с УИОП № 114» за 2013-2015 г.г. (по состоянию на 01.06.2015 г.) по месту получения травмы:

Год

Урок

Перемена

Внеклассные мероприятия

2012

0

3

0

1

2013

1

3

0

1

2014 (январь-май)

0

4

0

0

Во время проведения занятий в спортивном зале учителями физической культуры Гладченко Т.К., Кузнецовой Н.В., Авдашкевич А.В своевременно проводятся инструктажи с учащимися с записью в классном журнале. При выполнении спортивных упражнений на уроках или проведении спортивных игр, учителя строго следят за соблюдением учениками норм и правил ТБ. Повышение контроля со стороны учителей со стороны ОТ и ТБ в 2014-2015 учебном году не было зафиксировано ни одного случая травматизма среди учащихся ни во время урока физической культуры, ни во время занятий спортивных секций.

Медико-санитарные условия осуществления образовательного процесса обеспечиваются соблюдением норм освещенности, санитарно-гигиенического, воздушного и теплового режимов.

Безопасность образовательного процесса обеспечивается действующими системами автоматической противопожарной сигнализации с голосовым оповещением, прямой телефонной связью с управлением по делам ГО и ЧС, кнопкой тревожной сигнализации и системой видеонаблюдения. Каждый год производятся противопожарные работы (обработка древесных конструкций), проводятся испытания и перезарядка огнетушителей. Стенки учебного заведения покрашены особым негорючим веществом.

В течении года регулярно осуществлялся технический осмотр и проверка работоспособности системы автоматической пожарной сигнализации, системы речевого оповещения, прямой телефонной связи и автоматической передачи сигнала «Пожар». Техническое состояние всех систем соответствует нормам пожарной безопасности. На 1-4 этажах школы функционируют камеры видеонаблюдения, однако видеокамеры у входа в школу и по периметру здания не установлены.

ООО «Охранное агентство «Страж» регулярно проводит плановый осмотр охранного оборудования и проверки кнопки тревожной сигнализации.

В 2014-2015 г. не был проведен капитальный ремонт кровли, что привело к протеканию талых вод в каб. №48.

Все школьные помещения регулярно и своевременно проветриваются. Кабинет химии оборудован вытяжной вентиляцией, которая находится в рабочем состоянии.

Нормы освещенности в целом соблюдаются, замеры производятся сотрудниками Роспотребнадзора.

В школе организована работа лицензированного здравпункта, однако медицинский работник находится в школе 2 раза в неделю, что не достаточно для обеспечения при необходимости квалифицированной медицинской помощи учащимся школы.

Административно-общественный контроль над состоянием охраны труда в школе осуществляется регулярно.

Были проведены проверки ведения журналов инструктажа учащихся при проведении внекласных мероприятий (октябре и ноябре 2014 г., феврале и апреле 2015 г.).

На 03 сентября 2014 г. всеми классными руководителями 1-11 классов проведён вводный инструктаж учащихся по правилам ТБ согласно инструкциям (ИОТ-113- «Правила поведения на дорогах», «Правила для учащихся»).

Некоторые классные руководители несвоевременно вносили записи в журнал о проведённых инструктажах с учащимися. Таким классным руководителям были сделаны замечания по ведению журнала, которые были ими устранены в определённые приказом сроки.

В 2014-2015 учебном году на совещаниях при директоре были заслушаны отчеты:

Октябрь — работа классных руководителей 1-11 классов по профилактике травматизма среди обучающихся (комиссия по ОТ, справка, СД).

Обращено внимание на недостаточную работу классных руководителей средней школы по организации профилактической работы с учениками. Плохая организация дежурства классов, а также снижение контроля над поведением учащихся во время межурочных перемен.

Ноябрь — проверка кабинетов повышенной опасности на предмет соблюдения требований ТБ, проверка заполнения журналов и проведения инструктажа с учащимися (зам.директора по НМР, справка, СД).

Все кабинеты повышенной опасности укомплектованы аптечками первой медицинской помощи. На видных местах вывешены Правила поведения учащихся в внеплановых ситуациях. В кабинетах имеются все необходимые

Декабрь — соблюдение норм ТБ при проведении уроков физической культуры и занятий спортивных секций (собеседование, справка СД; зам. директора Ширинец В.В.); отчет об оценке состояние работы по профилактике травматизма среди учащихся;

  • Январь — отчет об анализе состояния работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
  • Февраль — обеспеченность технического персонала школы средствами индивидуальной защиты;
  • Май — повторный отчет о состояние работы по профилактике травматизма и ОТ.

Совместно с профсоюзным комитетом, комиссией по ОТ и администрацией школы в марте 2015 г. был проведён смотр учебных кабинетов. Состояние всех кабинетов было признано удовлетворительным, то есть такое, которое удовлетворяет санитарным нормам. Соответствует нормам и освещённость рабочих мест учащихся и учителей. В кабинетах повышенной опасности №№31,41,18,28, учебных мастерских, кабинете обслуживающего труда, спортивных залах имеются все необходимые инструкции по ОТ. На видных местах вывешены «Правила поведения учащихся», в малом спортивном зале обновлён «Уголок безопасности».

Положительные тенденции:

1. Все запланированные на 2014-2015 учебный год мероприятия по охране труда выполнены в полном объёме.

2. Усиление контроля со стороны администрации за безопасной организацией образовательного процесса.

  • Обеспечение безопасных условий труда для работников школы.
  • Отсутствие случаев травматизма учащихся во время образовательного процесса (уроки, тренировки, внеклассные мероприятия в школе).

Отрицательные тенденции:

1. Не достаточно ответственное отношение ряда классных руководителей к проведению инструктажей и бесед с учащимися и ведению журнал инструктажа.

2. Снижение контроля со стороны классных руководителей 1-5 классов за поведением учащихся во время перемен.

  • Рост случаев травматизма учащихся во время перемен.

Выявленные отрицательные тенденции МАОУ «СОШ с УИОП № 114» в 2014-2015 уч.г требуют особого внимания со стороны руководителя организации а также разработке дополнительных рекомендаций по улучшению организации охраны труда в данном общеобразовательном учреждении.

2.2 Инструктаж учащихся и работников образовательных учреждений по охране труда

Закон РФ «Об основах охраны труда в РФ» настоятельно рекомендует всем работодателям во время приема на работу сотрудников и в процессе их работы проводить за свой счет инструктаж, обучение и контроль знаний по охране труда, по правилам поведения в случае аварий и оказанию первой медицинской помощи [29].

Запрещается допускать к работе лица, не прошедших обучения и контроль знаний по охраны труда и технике безопасности.

Особое внимание следует обратить на обучение и инструктаж работников по охране труда, так как это является частью системы организации охраны труда. Инструктаж по ОТ и ТБ проводится:

  • ¾ с работниками в процессе их трудовой деятельности;
  • ¾ с учащимися в учебно-воспитательных учреждениях образования.

На работах с повышенной опасностью работники должны проходить профессиональный отбор, специальное обучение и один раз в год контроль знаний соответствующим нормативным актам об охране труда.

Основы охраны труда и безопасности жизнедеятельности воспитанники, ученики, студенты получают в общеобразовательных учреждениях. Обучение студентов и учащихся по вопросам охраны труда в отношении конкретных работ проводится на предприятиях, где эти работы выполняются.

Обучение работников охране труда проводится при получении новой профессии, повышении квалификации, подготовке, переподготовке сотрудников.

После изучения курса по охране труда у участников учебно-воспитательного и производственного процесса обязательно проводится контроль знаний. Для этого в учебно-воспитательном учреждении существует постоянно действующая комиссия. В состав этой комиссии входят не менее трех человек, которые уже прошли обучение и контроль знаний по охране труда. Результаты контроля знаний работников по ОТ и ТБ оформляются протоколами. Сотрудники, которые показали удовлетворительные результаты, получают удостоверения.

Если сотрудник показал неудовлетворительный результат, то, в течение одного месяца, назначается повторная проверка его знаний. В случае если и следующая проверка показывает неудовлетворительный результат, то решатся вопрос о профнепригодности сотрудника для данного рабочего места и трудоустройстве его на другом рабочем месте. Сотрудники, которые имели перерыв в работе по профессии более одного года, заново проходят обучение охране труда перед началом самостоятельной работы. Работник получает допуск к самостоятельной работе только после вводного инструктажа, обучения и контроля знаний, первичного инструктажа на рабочем месте, стажировку и приобретение навыков безопасных методов труда.

По характеру и времени проведения инструктажи по вопросам охраны труда подразделяются на:

  • ¾ вводный;
  • ¾ первичный;
  • ¾ повторный;
  • ¾ внеплановый;
  • ¾ целевой.

Вводный инструктаж по вопросам охраны проводится:

  • ¾ с учащимися, воспитанниками и студентами в учебно-образовательных учреждениях перед началом трудового и профессионального обучения в лабораториях, мастерских, на полигонах и тому подобное;
  • ¾ с учащимися, воспитанниками и студентами, которые прибыли на предприятие для прохождения производственной практики;
  • ¾ с работниками, которые находятся в командировке на предприятии и принимают непосредственное участие в учебном процессе, а также с учащимися в учебных заведениях в начале учебного года по предметам повышенной опасности (физика, химия, биология, информатика, физкультура, трудовое и профессиональное обучение), при занятиях в кружках и спортивных секциях;
  • ¾ со всеми работниками, которые только что приняты на работу независимо от их образования, стажа работы.

Вводный инструктаж проводят по программе, разработанной с учетом требований стандартов ССБТ, правил, норм и инструкций по охране труда, утвержденной руководителем образовательного учреждения по согласованию с профсоюзным комитетом.

Первичный инструктаж проводится на рабочем месте до начала работы:

  • ¾ с работником, вновь принятым на предприятие;
  • ¾ с работником, который переводится из одного цеха производства в другой;
  • ¾ с работником, который будет выполнять новую для него работу;
  • ¾ с командированным работником, который принимает непосредственное участие в производственном процессе на производстве;

— ¾ со студентом, учеником и воспитанником, который прибыл на производственную практику перед выполнением новых видов работ, перед изучением каждой новой темы во время проведения трудового и профессионального обучения в учебных лабораториях, классах, мастерских, на участках, во время проведения внешкольного обучения в кружках и секциях и так далее.

Первичный инструктаж проводится по программе, составленной с учетом требований соответствующих инструкций по охране труда и технической документации.

Повторный инструктаж проводится со всеми работниками: на работах с повышенной опасностью — 1 раз в квартал, на других работах — 1 раз в полугодие, а также с учащимися образовательных учреждения по предметам повышенной опасности не реже одного раза в полугодие. Повторный инструктаж проводится по программе первичного инструктажа в полном объеме.

Внеплановый инструктаж проводится:

  • ¾ при введении в действие новых или пересмотренных нормативных актов об охране труда, а также при внесении изменений и дополнений в них;
  • ¾ при изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приборов и инструментов, исходного сырья, материалов и других факторов, влияющих на охрану труда;
  • ¾ при нарушении работником, студентом, учеником или воспитанником нормативных актов об охране труда, которые могут привести или привели к травме, аварии или отравлению;
  • ¾ по требованию работников органа государственного надзора за охраной труда, высшей хозяйственной организации или государственной исполнительной власти в случае, если выявлено незнание работником, студентом или учащимся безопасных методов, приемов труда или нормативных актов об охране труда;
  • ¾ при перерыве в работе исполнителя работ более чем на 30 календарных дней — для работ с повышенной опасностью, а для остальных работ — более 60 дней.

Объем и содержание инструктажа определяется в каждом отдельном случае в зависимости от причин и обстоятельств, повлекших необходимость его проведения.

Целевой инструктаж проводится с работниками при:

  • ¾ выполнении разовых работ, не связанных с непосредственными обязанностями по специальности (погрузочно-разгрузочные работы, разовые работы вне предприятия, цеха и т. п.);
  • ¾ ликвидации аварии, стихийного бедствия;
  • ¾ проведении работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение и т. д;
  • ¾ экскурсиях на предприятия;
  • ¾ организации массовых мероприятий с учащимися и воспитанниками (экскурсии, походы, спортивные мероприятия).

Целевой инструктаж фиксируется документом, разрешающим проведение работ, например: наряд-допуск.

Первичный, повторный, внеплановый и целевой инструктажи проводит непосредственно руководитель работ (начальник производства, цеха, участка, мастер, инструктор производственного обучения, преподаватель и т. п).

Первичный, повторный, целевой и внеплановый инструктажи завершаются проверкой знаний устным опросом, а также проверкой приобретенных навыков безопасных методов труда. Знание проверяет лицо, проводившее инструктаж.

О проведении первичного, повторного, внепланового инструктажей, стажировки и допуске к работе ответственное лицо, проводившее Инструктаж, делает запись в соответствующий журнал за подписями все участников инструктажа. Работники предприятий и его руководители (владельцы) не имеют права отказаться от обучения, инструктажей и контроля знаний по охране труда.

2.3 Рекомендации по совершенствованию охраны труда в образовательных учреждениях

  • Рекомендуется в школе организация специально оборудованного кабинета охраны труда.

Кабинет охраны труда в организации рекомендуется оборудовать в отдельном помещение. Кабинет оснащается учебными пособиями, техническими средствами, иллюстративными и информационными материалами по охране труда.

  • Обязательной частью профилактики травматизма, профзаболеваний и кишечных инфекций считается пропаганда охраны труда.

При правильной организации пропаганды охраны труда работники, учащиеся и воспитанники постоянно должны помнить об опасных и вредных производственных факторах и как следует вести себя, чтобы предупредить несчастный случай.

— Действенной формой профилактики детского травматизма в учреждениях образования является инструктирование по технике безопасности учащихся и педагогов. На переменах с учениками начальной школы, возможно, организовывать подвижные игры, которые позволят учащимся подвигаться и отдохнуть в оптимальной и безопасной форме. Возможно, привлекать к играм учащихся старших классов.

  • С учащимися и их родителями рекомендуется постоянное проведение профилактических бесед о необходимости соблюдения правил внутреннего распорядка в школе и выполнение требований к одежде и обуви учеников.

— Для оценки поведения на переменах учеников средней школы предлагается ввести бальную систему. За систематическое выполнение или нарушение дисциплины по техники безопасности ученикам начислять или снимать баллы, возможно, со всего класса. По результатам каждой четверти вывешивать публичные итоговые отчеты и поощрять классы, учащиеся которых не нарушали правила техники безопасности.

  • Стрессовые состояния человека заставляют его умышленно делать рискованные действия, которые, как он считает, помогут снять стресс. Следовательно, необходимо обучать учащихся конструктивным навыкам снятия напряжения и преодоления стресса.

В связи с чем к организации охраны труда в школе целесообразным будет привлечь педагога-психолога. Психолог сможет обеспечить всем участникам учебно-воспитательного процесса необходимую психологическую помощь и поддержку.

Основными направлениями работы педагога-психолога предлагаем:

1. Психолого-педагогическое сопровождение безопасного учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения.

2. Консультативная помощь всем участникам учебно-воспитательного процесса.

  • Психодиагностика.
  • Психопрофилактика.
  • Психокоррекция.

Психолог сможет проводить просветительную, коррекционную, консультационную, диагностическую, психопрофилактическую работу с учащимися, их родителями, опекунами.

  • Ответственное проведения дежурств учителей и учащихся старших классов в коридорах школы в значительной мере снизит риск травматизма в школе.

8. Преподавателям-организаторам ОБЖ рекомендуется постоянно осуществлять работу по совершенствованию учебно-материальной базы, в том числе, разработка программы внеурочной деятельности учащихся. Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение программы школы. Особое внимание акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Преподавателю-организатору ОБЖ МАОУ «СОШ с УИОП № 114» за основу можно использовать программу внеурочной деятельности учащихся, разработанную коллективом МБОУ «Бакуринская СОШ».

Данная программа внеурочная деятельность направлена на достижение воспитательных результатов: приобретение учащимися социального опыта; формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям; приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия. Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет педагогическому коллективу решить ещё целый ряд очень важных задач: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку учащихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности детей.

Система воспитательной работы (с 1-го по 11-й кл.) выстроена в соответствии со следующими направлениями:

  • Спортивно-оздоровительное:
  • Художественно-эстетическое:
  • Научно-познавательное:
  • Гражданско-патриотическое:
  • Общественно-полезное:
  • Проектная деятельность:

Внеурочная деятельность реализуется через:

  • ¾ учебный план, а именно, через образовательный процесс (дополнительные образовательные модули, проводимые в формах, отличных от классно-урочной);
  • ¾ образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, с которыми сотрудничает школа;
  • ¾ классное руководство (экскурсии, прогулки, праздники, соревнования);
  • деятельность иных педагогических работников (социального педагога, библиотекаря, старшего вожатого, ответственного за работу в школьном музее) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования;
  • ¾ инновационную деятельность.

Диагностику эффективности внеурочной деятельности возможно проводить по достаточно известной и неоднократно апробированной методике А.Н.Лутошкина [35].

9. Руководителю учебно-образовательного учреждения рекомендуется обеспечить строгий контроль над соответствием условий обучения санитарно-эпидемиологическим правилам, а также за соблюдением всеми участниками учебно-воспитательного процесса правил техники безопасности и охраны труда.

Выводы по главе 2

1. Проведенный в пункте 2.1 анализ позволил выявить положительные и отрицательные стороны организации охраны труда в средней общеобразовательной школе.

2. Результаты проведенного анализа подтверждают актуальность проведения инструктажа по охране труда и технике безопасности со всеми участниками учебно-воспитательного процесса.

  • На основании проведенного анализа нами был предложен ряд мероприятий по совершенствованию охраны труда в общеобразовательном учреждении МАОУ «СОШ с УИОП № 114».

ВЫВОДЫ

Каждый руководитель учреждения образования обязан, в первую очередь признавать жизнь и здоровье детей, учащихся, работников одной из наивысших социальных ценностей. А потому подходить к организации охраны труда в образовательном учреждении со всей ответственностью и соблюдением всех норм законодательства, положений и инструкций. Формировать команду единомышленников среди педагогов школы, создавая надлежащие условия для всех работников, тщательно продумав план работы, совместно воспитывать здоровое поколения, ибо именно от него в значительной степени зависит состояние производительных сил страны, ее экономический, оборонный, интеллектуальный, духовный потенциал, ресурс развития общества, безопасность государства.

Проведенный во втором разделе анализ организации охраны труда на примере Муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя образовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 114» за 2014-2015 уч.год доказал необходимость проведения подобных исследований для выявления положительных и отрицательных результатов работы учебно-воспитательного учреждения по организации ОТ и ТБ. А по результатам анализа сделать выводы об изменении показателей травматизма в школе и возможные причины. В проведенном анализе нами было выявлено повышение травматизма в общеобразовательной школе на переменах, в то же время отсутствие его на уроках физкультуры, физики, химии и т.д. Возможными причинами стало недостаточное внимание со стороны классных руководителей к проведению инструктажей и тематических бесед с учащимися младших и средних классов, а также снижение контроля со стороны руководства школы. На основании проведенного анализа нами был предложен ряд мер по совершенствованию организации охраны труда в школе и профилактике травматизма учащихся.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/po-ohrane-truda-v-shkole/

1. Трудовой кодекс РФ. 2002 г.

  • Федеральный закон РФ № 125-ФЗ от 24.07.98 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

-Постановление Министерства труда и социального развития РФ № 30 от 6 апреля 2001 г. «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда». (Порядок разработки, оформления и учета инструкций по охране труда).

— Постановление Минтруда и социального развития РФ № 73 от 24 октября 2002 г. «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях».

  • Постановление Министерства труда и социального развития РФ № 14 от 08 февраля 2000 г. «Об утверждении рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации».
  • Постановление Губернатора Мурманской области № 237-ПГ от 03.07.01 г.

«О порядке обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов учреждений, предприятий и организаций на территории Мурманской области».

  • Постановление Министерства труда и социального развития РФ № 12 от 14 марта 1997 г. «Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда».
  • Постановление Губернатора Мурманской области № 51 от 09.02.98 г.

«О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях, расположенных на территории Мурманской области».

  • Постановление Минтруда и социального развития и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций».
  • Приказ Минобразования РФ № 662 от 11.03.98 г.

«О службе охраны труда образовательного учреждения». (Для образовательного учреждения высшего, среднего и начального профессионального образования системы Минобразования России).

  • Приказ № 2535 от 06.10.98 г. Минобразования РФ «Об организации обучения и проверки знаний по электробезопасности работников образовательных учреждений системы Минобразования России».
  • Приказ № 639 от 01.10.90 г.

Гособразования СССР «О введении в действие Положения о расследовании и учете несчастных случаев с учащейся молодежью и воспитанниками в системе Гособразования СССР» (Форма Н-2).

  • Приказ № 405 от 10.12.96 г. Минздрава РФ «О проведении предварительных и периодических медицинских осмотров работников».
  • ГОСТ 12.0.004-90 «Система стандартов безопасности труда.

Организация обучения безопасности труда». (Виды инструктажей, периодичность их проведения).

  • Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений ППБ-101-89.
  • Межотраслевые правила безопасности по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок.

ПОТ РМ-016-2001 г., РД 153-34.0-03.015.00.

  • Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила Сан ПиН 2.4.2.1178-02.
  • Гигиенические критерии оценки и классификация условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса.

Р2.2.755-99. М.: Минздрав России, 1999.

  • Санитарные правила и нормы (СанПиН 2.2.2.542-96).

    «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным ЭВМ».

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.3.1186-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования».
  • Отраслевая программа улучшения условий труда, учебы и охраны труда на 2001-2003 годы.

Приказ Минобразования № 76 от 15.01.2002 г.

  • Жуковская, К.В.Охрана труда: Сборник документов. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во «Омега-Л», 2008.

24. Заенчик, В. М. Охрана труда в образовательных учреждениях: Лабораторный практикум для студентов пед. специальностей / В. М. Заенчик, М. Б. Сулла, М. С. Петрова, С. Н. Вольхин. — Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2003. — 61 с.

25. Михайлов, Ю. М. Охрана труда в образовательных учреждениях. Практическое пособие.- М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2009.- 184 с.

  • Петрова, М. С. Технологические дисциплины. Охрана труда. Учебное пособие. — Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2005. — 230 с.

27. Петрова, М. С. Технологические дисциплины. Охрана труда. Учебное пособие для студентов специальности 030600 «Технология и предпринимательство» / М. С. Петрова, С. Н. Вольхин, Ю. Л. Хотунцев. — Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2005.

  • Подобед, М.А. Охрана труда. — М.: Изд-во «А-приор», 2009. — 204 с.

— Радченко, С. А. Охрана труда в образовательных учреждениях: Методические указания по проведению практических занятий для студентов педагогических специальностей / С. А. Радченко, С. С. Радченко. — Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2012.

— Радченко, С. А. Инновационная учебно-тренировочно-внедренческая система улучшения научно-исследовательской работы, конкурентоспособности при трудоустройстве, охраны труда и поддержки студентов и выпускников, комфорта, экономии, энергосбережения и безопасности: Учебное пособие для студентов всех специальностей / С. А. Радченко, С. С. Радченко. — Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2011. — 126 с.

  • Сериков Я.А. Основы охраны труда. Учеб. пособие. — Харьков — ХНАГХ — 2007.
  • Тихомиров, О.

И. Пособие по пожарной безопасности. — М.: Изд-во «Энас», 2008.

  • Шалагина, М. А. Охрана труда и техника безопасности. — М.: Изд-во «Экзамен», 2008.
  • Шариков, Л.

П. Охрана труда при эксплуатации автотранспортных средств и перевозке грузов автотранспортом. — М.: Изд-во «Альфа-Пресс», 2010.

  • Программа организации внеурочной деятельности в начальной школе МБОУ «Бакуринская СОШ» на 2013-2014 учебный год [Электронный ресурс]. М., 2015. URL: https://docviewer.yandex.ua (Дата обращения: 25.12.2015).