— Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованных источников, включающего в себя нормативно-правовые акты Беларуси по охране окружающей среды, учебные издания и публицистические издания по экологическому праву Беларуси.
Понятие и особенности источников природоресурсного права
Источниками права признаются юридически значимые формы, с помощью которых государственная воля становится правовой нормой. Истории юриспруденции известны следующие виды источников права: религиозные канонические и обычные предписания; правовой обычай; идеи и доктрины; общие принципы права; нормативный акт государственного органа; договор нормативного содержания и судебный прецедент.
Примерами религиозных предписаний как источников права являются требовании христианства о любовном отношении человека к братьям своим меньшим и природе в целом, мусульманства и иных религий о бережном использовании земель, вод и других дарованных человечеству естественных благ.
К правовым обычаям можно отнести устоявшиеся и повторяющиеся ритуальные действия, например, крестьян перед началом посевной, охотников и рыбаков до начала соответственно сезона охоты и т.д. Соблюдение и обязательное исполнение этих действий является неписаным «законом» определенного сообщества людей.
Судебный прецедент, как источник права, применяется в основном в Великобритании и заключается в обязательном использовании судами при рассмотрении конкретных дел схожих судебных материалов, по которым раньше, даже сотни лет тому назад другими судьями были вынесены соответствующие решения. В Республике Беларусь и других странах бывшего Союза судебный прецедент напоминают, но не являются им обобщения и заключения высших судебных органов, например, по вопросам природе пользования и охраны окружающей среды. «Указанные обобщения и заключения для нижестоящих судебных органов имеют преимущественно рекомендательное значение. .[12]
В теории права понятие «источники права» трактуется: во-первых, как «сила, создающая право», т. е. власть государства, которая реагирует на потребности развития общественных отношений и принимает соответствующие правовые решения; во-вторых, как форма выражения государственной воли, в которой содержится правовое решение государства. Ведущим источником права в современных условиях признается нормативный правовой акт. Он имеет ряд неоспоримых преимуществ: а) издается оперативно и в любой своей части может быть изменен, что позволяет достаточно быстро реагировать на социальные процессы; б) нормативные правовые акты определенным образом систематизированы; в) они позволяют точно фиксировать содержание правовых норм, что способствует проведению единой политики; г) нормативные правовые акты поддерживаются государством, что выражается в применении мер ответственности в случае их нарушения. Определение источника права как нормативного правового акта также демонстрирует связь между системой права и системой законодательства. .[10]
По теории государства и права : Правовая сис понятие и элементы
... правовых систем (семей) современности.. Целью данной работы является определение понятия и выявления признаков правовых систем и правовых семей. Для достижения цели курсовой работы были поставлены следующие задания: определить понятие правовой системы; охарактеризовать структуру правовой системы; изучить правовые системы. Методом, используемым в работе, ...
Под нормативными актами государственных органов как источниками природоресурсного права как совокупность отраслей, регулирующих использование и охрану ресурсов недр, растительного и животного мира, водных и лесных ресурсов следует понимать конституционные, общие и специальные кодифицированные и некодифицированные законодательные, а также подзаконные нормативно-правовые акты, которые являются примерами упорядоченного выражения правовых норм, регулирующих экологические, т. е. природоресурсовые и природоохранные отношения.
Правовые основы природопользования как комплексного института экологического законодательства впервые были закреплены Законом Республики Беларусь от 26 ноября 1992 года «Об охране окружающей среды», статья 21 которого по существу вводила понятия общего и специального пользования в правовой обиход формирующегося законодательства об охране окружающей среды.
К важнейшим специальным кодифицированным и некодифицированным природоресурсовым законодательным актам, относятся Кодек Республики Беларусь о земле от 23 июля 2008 г., Водный кодекс Республики Беларусь от 21 мая 2015 г., Лесной кодекс Республики Беларусь от 8 июня 2000 г., Кодекс Республики Беларусь о недрах от 10 июня 2008 г., Закон Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха» от 16 декабря 2008 г., Закон Республики Беларусь «О животном мире» от 10 июля 2007 г., нормы которых регулируют отношения в связи с использованием и охраной указанных природных ресурсов.[2, 3, 5, 6, 7, 8]
К источникам экологического права следует отнести законодательные, иные акты, регулирующие отношения по управлению природопользованием и природоохранной деятельностью, а также экономическому их обеспечению, о юридической ответственности за экологические правонарушения, о международном сотрудничестве в природоресурсной и природоохранной сферах.
К важнейшим актам по экономическому обеспечению природопользования и охраны окружающей среды относятся Конституция Республики Беларусь, ежегодно принимаемые законы о бюджете Республики Беларусь, Указ Президента Республики Беларусь от 13 августа 2010 г. № 420 «Об отдельных вопросах взимания земельного налога и арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности»[16]
Источниками природоресурсного законодательства как комплексного института экологического права признаны Уголовный кодекс Республики Беларусь, устанавливающий уголовную ответственность за экологические преступления, и Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, предусматривающий ответственность за административные экологические проступки.[14,15]
Экологическое право в России
... экологического законодательства. Таким образом, целью данной работы является, изучение основных моментов экологического права в России. Указанная цель обусловила решение следующих задач: Проследить историю формирования экологического права Описать общие характеристики и дать определение экологическому праву ...
Кодексы, законы и декреты, регулирующие природоресурсные и природоохранные отношения, образуют систему экологического законодательства. .[12]
Природоресурсное право как комплексный институт экологического законодательства Республики Беларусь в своем становлении прошло несколько этапов. Следует отметить, что в дореволюционный период положения о правовом режиме природных ресурсов развивались в рамках гражданского законодательства.
В советский период, в силу изъятия природных ресурсов из гражданского оборота, признания субъектом права исключительной государственной собственности на природные ресурсы Союза ССР начинают развиваться как самостоятельные отрасли советского права — земельное, водное, горное, лесное право с доминированием права земельного. В 60-е – 70-е гг. ХХ в. формируется природоресурсное право на базе принятых Основ союзного законодательства об использовании и охране земель, недр, вод, лесов, а также принятых в союзных республиках соответствующих кодексов.(11)
Следует отметить, что в законодательстве нашего государства советского периода вплоть до начала 90-х гг. превалировал природоресурсный взгляд на рассматриваемую область общественных отношений. Кроме причин, названных выше, односторонний (природоресурсный) подход к регулированию экологических отношений был обусловлен, как нам представляется, спецификой социалистической идеологии, в соответствии с которой социалистический способ производства считался оптимально способствующим сохранению природы.
В период с 1957 г. по 1963 г. во всех республиках Советского Союза на базе Основ законодательства СССР об охране природы были приняты законы об охране природы, которые рассматривались как новая форма природоохранного законодательства. В БССР действовал Закон от 21 декабря 1961 г. «Об охране природы».
Новый этап в развитии экологического законодательства связан с обретением Республикой Беларусь суверенитета. В Декларации о государственном суверенитете Республики Беларусь от 27 июля 1990 г. признается право собственности республики на землю и иные природные ресурсы, находящиеся в пределах ее территории.
С начала 90-х гг. ХХ в. экологическое право развивается в русле общепринятых мировых направлений охраны окружающей среды, что связано с принятием в 1992 г. Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», которым впервые в законодательство нашего государства введено понятие «окружающая среда» и установлены правовые основы ее охраны.[10]