Курсовая работа по римскому праву

Актуальность темы курсовой работы. Римское право занимает в исто-рии человечества исключительное место: оно пережило создавший его народ и дважды покорило себе мир. Зародилось оно в далекой глубине времени — то-гда, когда Рим представлял еще едва заметное пятно на территории земного ша-ра, маленькую общину среди многих других подобных же общин средней Ита-лии. Как и весь примитивный склад жизни этой общины, римское право являло собою тогда несложную, во многом архаическую систему, проникнутую патри-архальным и узконациональным характером. И если бы оно осталось на этой стадии, оно, конечно, было бы давным-давно затеряно в архивах истории. Но судьба вела Рим к иному будущему. Борясь за свое существование, маленькая civitas Roma постепенно растет, поглощая в себя другие соседние civitates, и крепнет в своей внутренней организации. Чем далее, тем все более и более расширяется ее территория, распространяется на всю Италию, захватывает близлежащие острова, перебрасывается на все побережье Средиземного моря, — и на сцене истории появляется огромное государство, объединяющее под своей властью почти весь тогдашний культурный мир; Рим стал синонимом ми-ра. Вместе с тем Рим изменяется и внутренне: старый патриархальный строй рушится, примитивное натуральное хозяйство заменяется сложными экономи-ческими отношениями, унаследованные от древности социальные перегородки стесняют.

Новая жизнь требует наивысшего напряжения всех сил, всех способ-ностей каждого отдельного индивида. В соответствии с этим римское право ме-няет свой характер, перестраиваясь по началам индивидуализма: свобода лич-ности, свобода договоров и завещаний делаются его краеугольными камнями. Отношения военные и политические приводят Рим и к сношениям экономиче-ским. Между тем, еще задолго до появления Рима на сцене всемирной истории на побережье Средиземного моря шел оживленный международный торговый обмен: Египет, Финикия, Греция, Карфаген давно уже находились друг с другом в постоянных торговых отношениях. Рим неизбежно втягивался в этот между-народный оборот, и по мере того, как он делался центром политической жизни мира, он становился также центром мирового торгового оборота. На его терри-тории непрерывно завязывались деловые отношения, в которых принимали участие торговцы разных национальностей; римские магистраты должны были разбирать споры, возникающие из этих отношений, должны были вырабатывать нормы для разрешения этих споров. Старое римское национальное право для этой цели не годилось; необходимо было новое право, которое было бы свобод-но от всяких местных и национальных особенностей, которое могло бы одина-ково удовлетворить римлянина и грека, египтянина и галла.

4 стр., 1792 слов

ТЕМА 5. Наука уголовно-исполнительного права и история ее развития

... РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.ЛитератураАртамонов В.П. Наука советского исправительно-трудового права. М., 1974. Гурин С. О. История становления и развития органов уголовно-исполнительной системы // Следователь. — 2001. — № 1. Европейские пенитенциарные ...

Нужно было не ка-кое-либо национальное право, а право всемирное, универсальное. И римское право проникается этим началом универсальности; оно впитывает в себя те обычаи международного оборота, которые до него веками вырабатывались в международных сношениях; оно придает им юридическую ясность и проч-ность. Так возникало то римское право, которое стало затем общим правом все-го античного мира. По существу творцом этого права был, таким образом, весь мир; Рим же явился лишь тем лаборантом, который переработал рассеянные обычаи международного оборота и слил их в единое, поразительное по своей стройности, целое. Универсализм и индивидуальность — основные начала этого целого. Мастерски разработанное в деталях беспримерной юриспруденцией классического периода, римское право нашло себе затем окончательное завер-шение в знаменитом своде — Corpus Juris Civilis императора Юстиниана, и в та-ком виде было завещано новому миру. Железный колосс, державший в своих руках судьбы мира, дряхлел, так как разнообразные народности, входившие в состав всемирного римского государства, тянулись в разные стороны; с границ напирали варвары новые претенденты на активное участие в мировой истории.

Наступил момент, они хлынули могучими потоками и затопили весь античный мир. Настала беспокойная эпоха великого переселения народов, и кажется, что вся богатая культура древности погибла навсегда, что порвались все связи меж-ду старым и новым, что история вовсе зачеркивает страницы прошлого и начи-нает писать все заново. Но это \»кажется\» — обманчиво. На некоторое время, действительно, ход культурного развития как будто приостанавливается; влив-шийся большой массой новый человеческий материал нуждается в предвари-тельной обработке. Несколько веков проходит в беспрерывных передвижениях новых народов, в их взаимных столкновениях; пришельцы еще не могут осво-иться на новых местах, двигаются, устраиваются. Много ценного, конечно, по-гибает при этом из античной культуры, но не все. Мало-помалу беспокойный период переселения и устроения проходит. Новые народы начинают вести более или менее спокойную жизнь, развиваются, и еще через несколько столетий на-ступает момент, когда все, что было продумано и создано античным гением, де-лается понятным и ценным его наследникам. Наступает одно за другим возрож-дение античного права, античной культуры, античного искусства. Естественное экономическое развитие новых народов приводит их также мало-помалу к меж-дународным торговым отношениям. Снова, как в старом мире, на почве между-народного обмена сходятся друг с другом представители разных национально-стей, и снова для регулирования этого обмена возникает нужда в едином общем праве, праве универсальном. Снова экономический прогресс требует освобож-дения личности от всяких феодальных, общинных и патриархальных пут, тре-бует предоставления индивиду свободы деятельности, свободы самоопределе-ния. И наследники вспоминают о заброшенном ими завещании античного мира, о римском праве, и находят в нем как раз то, что было нужно.

5 стр., 2308 слов

Натурфилософский период античной философии

... охватить всю ойкумену, мироздание в целом. Основное содержание античной философии составляет философия древних греков , собственно римскую философию вычленяют из философии эллинистического периода, развивавшейся в Греции Риме с IIIв.до н.э. Для ... источник самой жизни. А по Гераклиту(ок. 520-ок.460 до н.э.) начало мира тождественно огню. Мир вообще никогда никем не был создан, он есть “вечно живой ...

Тема курсовой работы: «Римское право».

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе полученных в ходе обучения знаний и изучения научной литературы, правильно, всесторонне и объективно раскрыть сущность темы курсовой работы.

При разрешении поставленных задач для достижения цели исследования использовались следующие методы: формально-юридический метод, метод сис-темного анализа, комплексного исследования, сравнительного правоведения.

Структура курсовой работы включает: титульный лист, введение, пять разделов, заключение, список использованных источников. Курсовая работа выполнена на 34 листах компьютерного текста.

1,200 руб.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Римское право складывалось в обстановке острой социальной борьбы, в которой приходилось от многого отказываться, сохраняя самое лучшее. Это и сформировало такие его черты, как строгость, жесткость правовой регламента-ции, рационализм и житейская мудрость. Подобные качества предопределили становление строгой юридической системы, связанной широкими принципами, объединяющими правовые нормы. Высказывается мнение, что римлянам с са-мого начала удалось выделить субстанцию права из сферы чувств, и, подчинив ее расчету, создать из права независимый от изменчивых субъективно-нравственных взглядов внешний организм. Особенностью римского права явля-ется его приспособленность к мировому обороту, так как Рим активно поддер-живал торгово-экономические и политические отношения с соседними страна-ми. Это способствовало разработке абстрактных фундаментальных юридиче-ских конструкций в сфере частного права. Римское право занимает уникальное место в правовой истории человечества. Оно представляет собой наивысшую ступень в развитии права в античном обществе и древнем мире в целом.

Наиболее общей и удобной представляется следующая периодизация ис-тории римского права. 1. Древнейший период (VI — середина III вв. до н.э.).

Римское право этого периода характеризуется еще полисной замкнутостью, ар-хаичностью, неразвитостью и сакральным характером основных институтов. 2. Классический период (середина III в. до н.э. — конец III в. н.э.).

3. Постклассиче-ский период (IV-VI вв.).

В это время в связи с разложением рабовладельческого общества и государственности римское право практически перестает развивать-ся, несет на себе печать общего экономического и политического кризиса.

Изгнание царей и учреждение Республики было результатом обострения социально-политической борьбы в Риме в конце VI в. до н.э. В античной исто-риографии этот переворот изображался всенародным делом. Но фактически республиканское правление, как это видно из ранее сказанного, было победой патрициев, которые установили порядки, закрепившие их господство. С этой целью они сохраняли элементы родовой организации. Однако римское общест-во достаточно далеко ушло в своем развитии. Плебс организационно окреп и усилил борьбу за свои права. Важным этапом этой борьбы являлось опублико-вание Законов XII таблиц. Этот древнейший из сохранившихся сборников рим-ских законов. Восстановлен по цитатам и пересказам более поздних античных авторов. Согласно традиции, законодательство XII таблиц датируется 451-450 гг. до н.э. Архаичность языка и характер отраженных в памятнике социальных отношений подтверждает эту датировку. Для источниковедческой характери-стики XII таблиц необходимо учесть зафиксированные в них пережитки перво-бытности, а также нормы, восходящие к законодательству рексов, что может быть определено только с помощью сопоставлений с сообщениями античных писателей.

4 стр., 1862 слов

Семья в римском праве

... Неоднозначное правовое происхождение института брака в целом определило сложность его юридической конструкции в римском праве. Объектом курсовой работы выступает институт семьи в Римском праве. Предметом курсовой работы выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе создании семьи . Степень научной разработанности проблемы. ...

Вплоть до середины III в. до н.э. безраздельно господствующей правовой системой было квиритское право. Оно отличалось сакральным характером, большой степенью традиционности, связью с древнеримским правом (квирит-скими обычаями и ритуалами), нашедшим свое отражение и в Законах XII таб-лиц. Квиритское, или цивильное право несло на себе следы своего происхожде-ния в условиях небольшого земледельческого государства — общины. Оно на всех этапах применялось только к лицам, обладавшим римским гражданством (но не к перегринам — иностранцам), и рассматривалось как особая привилегия римского гражданина.

Семья — основанное на браке или кровном родстве небольшое объедине-ние людей, связанных общностью быта, взаимной помощью и моральной от-ветственностью. Римская семья была моногамной и патриархальной, строилась по принципу подчинения власти главы семейства Paterfamilias (патерфамилиас).

В ее состав входили, кроме главы семейства: его жена, подчиненная власти му-жа; его дети, жены сыновей; дети сыновей, их внуки и правнуки и т.д.; кабаль-ные и рабы. Римскому праву известны два вида брака: 1. Законный римский брак — matrimonium iustum (матримониум юстум)- заключался в строгом соот-ветствии с нормами цивильного права только между римскими гражданами, де-лился на две разновидности — брак с мужней властью cum manu (кум ману) и брак без мужней власти sine manu (сине ману); 2. Брак, заключавшийся между свободными и перегринами, которые не имели права вступать в законный рим-ский брак. 3. Конкубинат — незаконный брак (фактические брачные отношения людей, которые не могли вступать в законный римский брак в силу различного гражданства, сословия).

Только ребенок, рожденный в римском законном браке, приобретал статус римского гражданина.

Лицами, или субъектами прав, были в Риме как отдельные люди – физи-ческие лица, так и объединения физических лиц или независимые от них учре-ждения – юридические лица.

Объем и пределы права частной собственности римляне определяли по-средством указания правомочий собственника. Совокупность этих правомочий составляла содержание права собственности Право владения – это правомочие собственника, заключающееся в том, что собственник имеет право фактически обладать своей вещью.

Контракт, поскольку он является юридической сделкой, подчиняется всем правилам, относящимся к сделкам, в том, что касается дееспособности сторон, существенных, естественных, привходящих элементов сделки, причин ее не-действительности, конвалидации, представительства. В противоположность контрактам, под именем pacta были известны неформальные соглашения, не пользовавшиеся, по общему правилу, исковой зашитой. Категория pacta охваты-вала самые разнообразные соглашения, какие только встречались в жизни, за пределами перечисленных выше контрактов, получивших защиту в нормах ци-вильного права.

Современные законодатели обязаны римскому праву понятием наследо-вания, как универсального преемства, в силу которого на наследника не только переходят, в качестве единого комплекса, все имущественные права и обязанно-сти наследодателя, но и возлагается ответственность своим имуществом за дол-ги наследодателя. Римское частное право различало наследование по завеща-нию и закону.

3 стр., 1300 слов

Формы защиты прав и законных интересов граждан и организаций

... формой защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц. Судебная форма защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц характеризуется следующими преимуществами: 1. Защиту осуществляет ... брака и т. п. Оспаривание возникает и при предъявлении в суд неосновательного иска. Разграничение споров о праве на указанные виды для юристов имеет практическое значение. Защита права ...

1,200 руб.