Семья в римском праве

Курсовая работа

Актуальность. Римский семейный строй Гай считал настолько нетипичным, что называл его «исключительным достижением» римского народа. Отличие римской семьи состояло в том, что на первый план выдвигалась не кровная связь между paterfamilias и его подвластными — связь когнатическая, но связь юридическая — по римской терминологии агнатическая.

Источники дают нам два определения брака. Первое из них принадлежит классическому юристу Модестину; оно помещено в Пандектах Юстиниана L. 1 D. 23, 2. Modestinus. Nuptiae sunt conjunction maris et feminae et consortium omnis vitae, divini et humani juris communication. Второе определение брака дано составителями Институций Юстиниана: пр.1 J. 1? 9 Nuptiae sive matrimonium est viri et mulieris conjunction, individuam consuetudinem vitae contiinens. Оба эти определения гораздо более подходят к древнеримскому браку cum manu, когда жена передавала всё своё имущество мужу, входила в его семью filia loco и получала участие в его sacra, чем к новому, когда по исчезновении manus, жена сохраняла за собою своё отдельное имущество и оставалась членом своей прежней семьи и подвластной своего отца. Individua vitae consuetude и consortium omnis vitae также плохо гармонируют с полной свободой развода, которою в классическую эпоху и позже римское общество пользуется в широких размерах. Все consortium vitae в позднейшем римсом праве ограничивается областью личных отношений между супругами; но и здесь, оно проведено не во всех отношениях.

Изучение римского брачного права и его институтов сохраняет актуальность и по сей день, поскольку современное брачное право европейских стран также основывается, прежде всего на соображениях юридического родства.

Римское брачное право весьма сложно: не всякая семья, не всякие родственного характера отношения мужчины и женщины признавались но римскому праву браком, рождающим правовые последствия и связанным с признаваемыми законом взаимоотношениями участников этого союза.

Неоднозначное правовое происхождение института брака в целом определило сложность его юридической конструкции в римском праве.

Объектом курсовой работы выступает институт семьи в Римском праве.

Предметом курсовой работы выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе создании семьи .

Степень научной разработанности проблемы. Следует отметить ученых чей интерес непосредственно связан с изучением вопросов, об имущественных отношениях между супругами, а так же с расторжением брака в Римском праве. Это труды Чезаре Санфелиппо « Курс Римского частного права», Дождев Д.В. «Римское частное право», Омельченко О.В., Покровский И.А. а так же Муромцев и многих других.

3 стр., 1459 слов

Брак и семья культура брачных отношений

... семья строится в основном на брачных отношениях. Под браком понимается исторически обусловленная форма отношений между мужчиной и женщиной, через которую общество упорядочивает их отношения, как в правовом, так и в морально-этическом плане. Брачные отношения ... Иначе говоря, семья — это школа воспитания, передачи опыта и житейской мудрости. Полноценная брачная связь мужчины и женщины предполагает ...

Цель исследования проанализировать источники Римского права и раскрыть содержание поставленных вопросов а именно , касающихся семьи и брака как способа ее создания в древнем Риме. Отталкиваясь от цели же можно выделить ряд задач.

Задачи

  1. раскрыть понятие и значение родства в Римском праве
  2. определить виды браков
  3. определить суть личных имущественных отношении между супругами.
  4. Дать характеристику обстоятельствам прекращающим брак

В структурно-композиционном плане работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы.

Глава I. СЕМЬЯ В РИМСКОМ ПРАВЕ

Римское брачное право весьма сложно: не всякая семья, не всякие родственного характера отношения мужчины и женщины признавались по римскому праву браком, рождающим правовые последствия и связанным с признаваемыми законом взаимоотношениями участников этого союза.

Брак (matrimonium) — “союз мужчины и женщины, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого нрава”. В этом общем понимании, сформулированном классическим юристом Модестином, отразилось подчинение регулирования брачно-семейных связей правовым нормам двоякого происхождения: как проявление требований “человеческого права” брачный союз подчиняется установлениям гражданского нрава (в равной степени публичного и частного), как проявление требований “божественного права” брачный союз должен отвечать высшим предписывающим требованиям морального и религиозного характера, предпосланным человеческого нраву. В канонах римской юридической культуры брак не был только частным делом, еще меньше — отношениями только в рамках частного права: люди не властны сами, и по собственной прихоти предопределять, каким должен быть брак, чему в нем можно следовать и чего избегать. Неоднозначное правовое происхождение института брака в целом определило сложность его юридической конструкции в римском праве. Вплоть до образования Римской империи римское семейное право различало matrimonium iustum, законный римский брак между лицами, имеющими ius conubii, и matrimonium iuris gentium между лицами, такого права не имеющими. От брака следует отличать конкубинат — дозволенное законом постоянное (а не случайное) сожительство мужчины и женщины, однако не отвечающее требованиям законного брака. Вопреки тому, что в целом римская семья являлась моногамной, мужчина в республиканскую эпоху мог состоять в законном браке с одной женщиной и одновременно в конкубинате.

Римскую семью (familia) мог основать только римский гражданин как обладатель jus conubi.

В отличие от семей других народов, в которых правовое значение имеет кровное (когнатическое) родство, в римской семье юридически значимым было агнатическое гюдство, основанное на власти и подчинении. Соответственно члены римской семьи делились на подчиненных (persona aliena juris) и главу семьи (paterfamilias), осуществлявшего власть над ними. Главный признак правового положения paterfamilias — независимость от чьей-либо власти в семейном порядке (persona sui lurjs), т. е. его власть над членами семьи (которая могла быть потенциальной) — второстепенный признак, вытекающий из первого.

10 стр., 4522 слов

Модернизация семьи, браки и разводы

... функция семьи, процессы ее образования, распада и эволюции. При этом рассматриваются изменения в составе семьи, оказывающие принципиальное влияние на вступление в брак, разводы, рождаемость детей, смертность и т.д. ... для демографического анализа имеют семьи с детьми. Сейчас доля домохозяйств в России с несовершеннолетними детьми в России довольно высока - 46,6% (в США - 37,0%), однако ...

Домовладыка имел полную власть над всеми членами семьи (женой, детьми, внуками, правнуками, женами сыновей и т. д.), включающую право жизни и смерти, отказа от новорожденного, продажи в рабство, телесных наказаний, выдачи по ноксальному иску, расторжения брака женатых сыновей, изгнания из дома. Он полностью обладал также имуществом семьи и распоряжался им по своему усмотрению. Никакие обстоятельства не освобождали сыновей и внуков от подчинения домовладыке: ни возраст, ни занятие должности магистрата. Оно прекращалось лишь со смертью или по воле paterfamilias. С его смертью сыновья, освободившись от patria potestas своего отца, становились домовладыками, жены сыновей переходили под власть своих мужей, внуки — под власть своих отцов, над вдовой (теперь — persona sui juris) учреждалась опека сыновей. Сами римляне осознавали исключительность положения paterfamilias: «Едва ли еще есть, какие-нибудь люди, которые имели бы над детьми своими такую же власть, как мы», — писал Гай (D.50.16,196).

1

Новейшие исследования, в частности работы английского профессора Дж. Крука свидетельствуют, о том, что с течением времени обычаи и общественное мнение значительно ограничивали возможный произвол домовладыки. Как выясняется, пожизненная власть над взрослыми сыновьями в общественной жизни не играла никакой роли. Вопреки утвердившемуся мнению, женатые сыновья, занимавшие высокие должности, в действительности не были лишены собственных средств. Они жили отдельно и получали годовое содержание. Так, согласно Цицерону, Секст Росций имел в собственном распоряжении три поместья. Другой молодой человеку Целий, жил отдельно в доме на Палатине. Лишение сыновей наследства при отсутствии серьезных причин расценивалось как furor (безумие).

Ограничения patria potestas вводились с давних пор. Согласно традиции, еще Ромул запретил лишать жизни новорожденных. Затем было запрещено право отца продавать детей в рабство, а убийство их квалифицировалось как преступление. Магистраты и суд восстанавливали в правах наследников, несправедливо лишенных наследства. Был издан ряд законов, ограничивающих произвол при отчуждении имущества. Таким образом, власть домовладыки, хотя и сохранявшаяся на протяжении всей римской истории, подверглась значительной корректировке.

На patria potestas основывалась римская семья и, как уже отмечалось, агнатическое родство, которое, в свою очередь, являлось основанием возникновения права наследований, а также установления опеки над недееспособными. Поскольку римская семья — это совокупность лиц, подчиненных одной и той же patria potestas, вес они — агнаты главы семьи; Агнатами являлись не только кровные родственники (сын, дочь, внуки), но некровные (жена подвластного сына или усыновленный).

Причем агнатическое родство возникало по мужской линии. Так, дочь paterfamilias, выйдя замуж, становилась агнаткой в семье мужа, агнатические связи с семьей отца прекращались.

Социальные процессы, следовавшие за развитием экономических отношений, последовательно ограничивавшие patria potestas с одновременным расширением личных и имущественных прав подвластных, привели в конечном счете к вытеснению агнатического родства когнатическим. Инициатива в этой эволюции принадлежала претору, затем была продолжена императорским законодательством. Окончательно принцип когнатического родства был утвержден Новеллами Юстиниана.

6 стр., 2965 слов

В римском праве отцовская власть

... Отцовская власть (patria potestas). Личные и имущественные отношения отца и детей Римскому праву известна была отцовская власть (patria potestas), до конца жизни властительная над всем домом - над детьми, внуками, правнуками. По римскому праву в ... если общий отец - единокровным. Степень родства определялась числом рождений, отделяющих родственников друг от друга. Мать и сын - родственники ...

В когнатическом родстве различаются линии и степени. Линия называется прямой восходящей, если речь идет о лицах, происходящих один от другого, от потомка к предку (внук, сын, отец), и прямой нисходящей, если речь идет о происхождении от предка к потомку (отец, сын, внук).

Боковая линия объединяет лиц, имеющих общего предка (брат и сестра, дядя и племянник).

Степень родства как в прямой, так и в боковой линии определяется числом рождений между двумя родственниками, на которое они отстоят одно от другого. Мать и сын находятся в первой степени родства — их родство возникло в результате рождения сына. Родные брат и сестра — родственники второй степени, дядя и племянник — третьей. Боковое родство может быть полнородным (при общности отца и матери) и неполнородным: единокровным (при общем отце) и единоутробным (при общей матери).

От родства отличается свойство, представляющее собой отношение одного из супругов к родственникам другого. Следовательно, родственники супругов между собой в свойстве не сострят. Степень свойства соответствует степени родства между супругом и тем из его родственников, применительно к которому определяется степень свойства, связывающего его с другим супругом. Так, сестра жены состоит во второй степени свойства с ее мужем. Отношения свойства прекращаются расторжением брака.

Узаконение и усыновление Patria potestas приобреталась рождением детей в римском браке. Законными считались дети, зачатые в браке, каковыми были родившиеся не ранее 182 дней после свадьбы и не позже 300 дней после смерти мужа.

Над внебрачными детьми власть отца могла быть установлена путем узаконения (legitimatio), которое возникло в период империи и применялось вначале только в отношении детей, рожденных в конкубинате. Со временем сложились три способа узаконения:

1) представлением внебрачного сына в местные декурионы с наделением его имущественным цензом;

2) последующим браком родителей;

3) изданием императорского рескрипта.

Над чужими детьми patria potestas устанавливалась усыновлением. Существовали две его формы: arrogatio — при усыновлении persona sui juris и adoptio — при усыновлении persona alieni juris. В соответствии с сентенцией «усыновление подражает природе» между усыновителем и усыновляемым необходима не менее чем восемнадцатилетняя разница в возрасте.

Первоначально arrogatio осуществлялось в куриатных комициях в форме закона в присутствии усыновителя и усыновляемого, поэтому оба они должны были обладать правом участия в них. В связи с этим не могли усыновлять женщины, как и не могли быть усыновляемы они же и несовершеннолетние. С падением роли народных собраний усыновление происходило в частном порядке, о чем объявлялось публично. С середины II в. право усыновления перешло к императору, тогда же стало возможным arrogatio несовершеннолетних и женщин. Это положение, зафиксированное в Кодификации Юстиниана, кроме того, согласно происшедшему расширению имущественных прав детей paterfamilias, устанавливало для усыновителя лишь право пользования имуществом усыновленного:

30 стр., 14950 слов

Институт усыновления (удочерения) детей в семейном российском законодательстве

... усыновление по обещанию – самое ценное усыновление; усыновление ребенка привязавшейся к нему кормилицей; усыновление за награду. Процедура усыновления конца XIX века имела некоторые особенности: запрет на усыновление христиан нехристианами и наоборот; усыновитель ...

Усыновление persona aliena juris происходило с использованием нормы об эманципации, содержащейся в XII таблицах, посредством мнимой троекратной продажи сына. «Покупателем» выступало третье лицо, заранее обозначенное. После совершения мнимого акта продажи в третий раз в соответствии с XII таблицами сын освобождался от patria potestas. Но третий акт преднамеренно не завершался: сразу после его совершения «покупатель» возвращал сына отцу, тем самым власть последнего не утрачивалась. Затем отец вместе с сыном и усыновителем являлся перед претором как мнимый ответчик по виндикационному иску усыновителя и признавал иск, а претор констатировал смену paterfamilias, т.е. объявлял подвластного состоящим под patria potestas усыновителя. Adoptio дочери или внука совершалось однократной маниципацией. 2 В Кодификации Юстиниана изложенная процедура заменена простым заявлением перед судом, кроме того, теперь patria potestas кровного отца не прекращалась. Устанавливались, лишь наследственные права усыновленного после усыновителя.

Опека и попечительство по римскому праву. Опека и попечительство — это правовой институт, служащий для восполнения отсутствующей или ограниченной дееспособности лица посредством соответствующих действий других, специально назначаемых лиц, способных к сознательным волевым актам, — опекунов или попечителей.