Защита прав и интересов детей в международном частном праве: международное усыновление

Проблема защиты прав и свобод ребенка является одной из острых и актуальных в Российской Федерации, а в частности вопрос регулирования межгосударственного усыновления. По состоянию на декабрь 2010 года общая численность детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации составляла – 665 987 детей . Общеизвестно, что именно семейное воспитание обеспечивает здоровье, физическое, психическое, духовное и нравственное развитие детей. Приоритет семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии закреплен в числе основополагающих принципов семейного права и находит отражение в целом ряде статей Семейного кодекса Российской Федерации (ст. ст. 54, 55, 63, 121 — 123).

Особенно ярко его сущность проявляется при выборе форм устройства детей, ост авшихся без попечения родителей . В период с 2004 по 2011 гг. иностранными гражданами усыновлено более 40 тысяч детей и с каждым годом происходит значительное увеличение этой цифры. Поэтому перед правоприменителями, правоохранительными органами стоят сложные задачи по обеспечению благополучной и достойной жизни детей, оставшихся без попечения биологических родителей. Теоретическое исследование института международного усыновления объясняется, в первую очередь, вполне устоявшейся точкой зрения в России о преобладании усыновления детей − граждан Российской Федерации − иностранными гражданами. Тем не менее статисти ческие данные судебной правоприменительной практики это о провергают. В 2009 г. с вынесе нием решения областными и равными им судами было рас смотрено 3 427 дел о международ ном усыновлении, что в 4,9 раза меньше, чем дел об усыновлени и детей российскими гражда нами, в 2010 г. – 2 990 дел (в 5,2 раза меньше); в 2011 г. − 3 076 дел (в 4,9 раза меньше).

Процент удовлетворения заявлений иностранных граждан об усыновлении детей (впрочем, как и российских) достаточно высокий: в 2009 г. удовлетворено 99,8 % заявлен ий, в 2010 г. − 99,7 %, в 2011 г . – 99,8 % . Нельзя опровергнуть тот факт, что имеют место случаи у бийства российских детей за гра ницей, факты жестокого обращения с ними. Это обусловлено не только пробелами и коллизиями норм международных договоров, но и отсутствием эффективного механизма контроля за судьбой усыновленных детей. В результате международного усыновления ребенок станов ится граждани н ом иностранного государства. Большой резонанс имеет в обществе принятый в декабре 2012 года Федеральный закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» , запрещающий гражданам США усыновлять российских детей. Все указанное предполагает актуальность исследования по данной проблеме. Целью работы является исследование механизма международного усыновления детей – граждан РФ. Для достижения цели необходимо решить несколько задач: Охарактеризовать международное и российское законодательство, регулирующее вопросы усыновления детей-граждан РФ иностранными гражданами.

7 стр., 3256 слов

Принципы Российского семейного права

... работы состоит в рассмотрении предмета, метода и принципов семейного права. Объект исследования – принципы семейного права. Фрагмент работы ... гражданам, имеющим детей (Российская газета. 1995. 13 сентября). Семья – это круг лиц, связанных правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления ... содержатся в федеральном законе - Семейном кодексе Российской Федерации (СК РФ), который был ...

Исследовать процедуру усыновления граждан РФ иностранными гражданами. Выявить особенности рассмотрении дел о международном усыновлении в судах. Сформулировать предложения по совершенствованию российского законодательства о международном усыновлении детей иностранными гражданами. Объектом исследования в данной работе являются общественные отношения , регулирующие м еждународно е усыновлени е детей-граждан РФ . Предмет ом иссл едования выступают нормы российского и международного законодательства, которые регулируют процесс усыновлени я ; теоретические исследования, посвященные проблемам международного у сыновлени я . При написании работы применялись такие методы как диалектический метод познания, историко-правовой, сравнительного правоведения, логический, технико-юридический, системно-структурный. В работе исследовалось действующее международное законодательство, российской законодательство, в первую очередь, Семейный кодекс РФ, иные федеральные законы, постановления Правительства РФ, иные нормативные правовые акты. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. Работа может быть полезна студентам, преподавателям при изучении курсов «Семейное право», «Международное частное право».

Фрагмент работы для ознакомления

Судом кассационной инстанции было установлено, что в официальном заключении органов опеки и попечительства отсутствовали сведения как о родственниках усыновляемого ребенка, так и о мерах, принятых уполномоченными должностными лицами для их установления. В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции прокурор заявил ходатайство об истребовании таких данных, однако оно судом было оставлено без удовлетворения. Между тем в результате прокурорской проверки были получены сведения о том, что у несовершеннолетней девочки имеются родственники по отцовской линии – тетя и бабушка, которые проживают на территории Камчатского края, и они возражают против удочерения девочки иностранными гражданами. Согласно заключению главного врача МКУЗ «Городской Дом ребенка – лечебное учреждение охраны материнства и детства» г. Петропавловска-Камчатского тетя согласна забрать девочку на воспитание в семью. Помимо этого, суд оставил без внимания и то обстоятельство, что два брата несовершеннолетней находятся под опекой граждан Российской Федерации37.

Тем не менее, следует обратить внимание на то, что в 2011 г. в каждом четвертом решении суда с удовлетворением заявления иностранных усыновителей не отражены данные о том, кому именно из российских граждан предлагался ребенок на воспитание и почему эти лица отказались взять его38.

7 стр., 3238 слов

Нормативные основания организации психолого-педагогической экспертизы ...

... для детей и подростков и т. п. [3, п. 4.11.3]. Профессиональный стандарт педагога-психолога (психолога в сфере образования), принятый в 2015 г. [20], выделяет психологическую экспертизу как отдельную трудовую функцию в обобщенной трудовой функции ...

Процедура усыновления является довольно сложной и длительной. Она включает в себя несколько стадий: подготовительная, которая включает в себя подготовку кандидата в усыновители, регистрацию этого кандидата и выбор ребенка в усыновление. Следующая стадия является судебной, где рассматривается заявление лица, который желает усыновить ребенка, выяснение обстоятельств и условий для проживания ребенка в семье и принятие решения. Последним этапом является регистрация усыновления, постановка на учет усыновляемого ребенка, действия его усыновителей, а также контроль государственными органами за условиями жизни ребенка. Родители, которые хотят усыновить ребенка должны как минимум дважды приехать в Россию, чтобы пройти эту процедуру, ведь им надо сначала подать заявление, которое может рассматриваться ни один месяц. После этого им необходимо приехать уже непосредственно само судебное заседание, которое проводится в закрытом порядке. В основном иностранные приемные семьи видят ребенка всего два раза в процессе усыновления, поэтому считается целесообразным, чтобы иностранный гражданин и ребенок пожили какой-то период совместно на территории РФ, так как много тех, кто возвращает детей, обратно из-за того, что не наладили контакт друг с другом. Поэтому необходимо внести изменения в Семейный Кодекс РФ, где закрепляется процедура усыновления.

К иностранным граждан, желающим усыновить ребенка – гражданина РФ, предъявляются высокие требования, которые закреплены в Постановлении Правительства РФ от 29.03.2000 N 275 «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства»39.

Иностранцам необходимо вначале получить предварительное разрешение на усыновление соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ребенок или его родители (один из них) проживали до выезда за пределы территории Российской Федерации. Для чего он должен предоставить документы через консульское учреждение в соответствии с указанным постановлением Правительства РФ.

К кандидату в усыновителю предъявляются высокие требования, несоответствие которым влечет отказ в усыновлении.

Так, гражданка Республики Абхазия У. обратилась в суд с заявлением об установлении усыновления гражданина Российской Федерации несовершеннолетнего К.А., находящегося в Майкопском муниципальном учреждении здравоохранения «Психоневрологический дом ребенка» г. Майкопа.

В обоснование своего заявления указала, что имеет стабильный заработок, жилье, трудоустроена, что позволит воспитать ребенка. В браке не состоит, желает воспитывать и содержать ребенка, дать ему приют и любовь, сделать его жизнь счастливой.

Комитет по образованию администрации города Майкопа в своем письменном заключении указал, что: изучив представленные документы по вопросу усыновления несовершеннолетнего К.А., , гражданкой Республики Абхазия, полагает, что данное усыновление педагогически целесообразно и юридически обоснованно: кандидат в усыновители имеет необходимые условия для воспитания усыновляемого ребенка, способна обеспечить здоровый климат в семье; она соответствует требованиям закона к моральному, финансовому, физическому и психическому состоянию, предъявляемым к кандидатам в усыновители; она осведомлена о состоянии здоровья несовершеннолетнего и правовых последствиях усыновления.

4 стр., 1561 слов

Гражданство Российской Федерации (2)

... «гражданство Российской Федерации, это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей» 3 . С этим связана ответственность гражданина, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав ...

Правовой статус несовершеннолетнего К.А. позволяет передать его в семью на усыновление: рожден вне брака, мать признана безвестно отсутствующей решением суда, бабушка ребенка не имеет намерения воспитывать внука, о чем дала письменное согласие на передачу его на усыновление, в том числе и международное.

Сведения о ребенке находятся на учете в государственном банке о детях, оставшихся без попечения родителей, с 06.09.2006, и в установленные законодательством сроки не представилась возможность передать его на воспитание в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации и обратившихся в федеральный банк о детях. Кандидат на усыновление состоит на учете в министерстве образования и науки Республики Адыгея с 27 сентября 2005 года. Она по направлению МОиН РА 5 дней лично общалась в ММУЗ «Психоневрологический Дом ребенка» г. Майкопа с усыновляемым ребенком и свое намерение об усыновлении не изменила.

Согласно медицинскому заключению от 9 августа 2007 года К.А. имеет основной диагноз: ППЦИС, синдром вегето-висцеральных дисфункций, синдром двигательных расстройств, железодефицитная анемия, гипотрофия II ст., минофарингит, термический ожог II — III ст. правого плеча, сопутствующий диагноз — задержка психо-речевого развития.

Из справки главного врача ММУЗ «Психоневрологический дом ребенка» от 8 августа 2007 года N 206 следует, что за время пребывания мальчика в доме ребенка никто из родственников прав на него не предъявлял, судьбой не интересовался, материальную помощь не оказывал. Главный врач ММУЗ «Психоневрологический дом ребенка» не возражает против международного усыновления ребенка.

Министерство образования и науки Республики Адыгея в письме от 5 июля 2007 года N 2240 подтверждает постановку на учет 27 сентября 2005 года в качестве кандидата в усыновители У. 14.09.1953 рождения.

Министерство образования и науки Российской Федерации обращает внимание на то, что Департаментом был направлен запрос в МИД России с просьбой разъяснить порядок передачи детей, граждан Российской Федерации, на усыновление гражданам Российской Федерации, постоянно проживающими в Республике Абхазия. И рекомендует при рассмотрении дела об усыновлении К.А. учитывать позицию МИД России по данному вопросу.

Из письма заместителя директора четвертого Департамента Стран СНГ Министерства иностранных дел Российской Федерации от 26 июля 2007 года N 4375/4 следует, что Абхазия — самопровозглашенное государство, не признанное ни одним государством — членом ООН и являющееся, с точки зрения международного права, составной частью Грузии. В то же время большая часть территории этой непризнанной республики грузинскими властями фактически не контролируется. Российская Федерация на данном этапе принцип территориальной целостности Грузии не оспаривает.

Исходя из указанного, государством постоянного проживания указанного кандидата в усыновители формально является Грузия, и все вопросы в этой связи следовало бы решать с Тбилиси, но учитывая изложенное, это представляется нереализуемым.

11 стр., 5030 слов

Конституция Российской Федерации. Источники международного права

... систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в не ... о формировании именно системы источников права Российской Федерации". И.А. Кравец рассматривает два аспекта высшей юридической силы конституции - формальный и материальный. " Формальный аспект высшей ...

В связи с изложенным, Министерство иностранных дел Российской Федерации полагает, что в настоящее время от практики усыновления жителями Абхазии российских детей следует воздержаться.

Таким образом, правовое положение малолетнего К.А. позволяет передать его на усыновление, в том числе и гражданам иностранного государства. Однако возможность передать ребенка на усыновление гражданке Республики Абхазия, в связи с изложенными выше обстоятельствами, не представляется возможным.

Кроме того, суд выяснил, что доход заявительницы является незначительным и не позволит предоставить усыновляемому ребенку нормальное материальное обеспечение, в том числе и медицинское обслуживание.

Учитывая вышеуказанное письмо Министерства иностранных дел Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что согласно нормам международного права Республика Абхазия является составной частью государства — Грузии. Однако разрешить вопросы о возможности международного усыновления гражданина Российской Федерации жителем Республики Абхазия не представляется возможным40.

Непосредственно процедура усыновление осуществляется в судебном порядке в соответствии с нормами ГПК РФ и иными нормативными правовыми актами.

Права усыновителя иностранный гражданин приобретает только после вступления решения суда в законную силу в соответствии с действующим процессуальным законодательством.

Для того, чтобы иметь представление о правовых последствиях усыновлениях для ребенка, необходимо провести классификацию правовых последствий вообще. Можно провести по различным основаниям данную классификацию. Так, Н.В. Летова подразделяет правовые последствия усыновления, в зависимости от: 1) природы прав субъектов усыновления — административные, граж­данские, пенсионные: 2) содержания прав и обязанностей (личные и имущественные); 3) объема прав (обычные и дополнительные)41.

О.Ю. Ильина и Ю.Ф. Беспалов предлагают классифицировать правовые последствия, исходя из: 1) гражданства усыновителей — национальное и иностранное усыновление: 2) состава семьи — полное и неполное усыновление; связи с кровными родителями и по объему прав – усыновление с сохранением отдельных прав с одним из кровных родителей либо без их сохранения; 3) изменения имени и фамилии ребенка — усыновление с изменением данных, индивидуализирующих личность и без их изменения42.

Американские авторы. — С. Мабри и Л.Келли — различают правовые, социальные и психологические последствия усыновления. Авторы различают личные, имущественные и иные последствия усыновле­ния, относя к личным те последствия, которые касаются личных прав и обязанностей биологических родителей ребенка и его усыновителей: изменения имени и записей при усыновления; права на общение после усыновления. К имущественным — наследственные и имущественные права усыновленного, а к иным последствиям усынов­ления — право усыновленных на материальные пособия по социальному обеспечению и страховые пособия, вы­плачиваемых в связи со смертью застрахованного лица, наступившей в результате противоправных действий.

Таким образом, несмотря на различные классифика­ции последствий усыновления, следует отметить наличие общего основания, предо­ставляющего возможность их анализа в зависимости от содержания прав и обязанностей участников процесса усыновления, т.е. классификации правовых последствий усыновления на личные и имущественные.

7 стр., 3301 слов

Правовой статус личности в Российской Федерации : Конституционное ...

... пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (1993 г.); федеральные конституционные законы «О референдуме Российской Федерации», «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и многие другие. ^ Конституционно правовой институт, нормы которого закрепляют основы правового статуса личности отражает наиболее ...

В юридической литературе усыновление признается правообразующим и правопрекращающим юридическим фактом.

В основе его правовых последствий в законодательстве многих стран лежит общий принцип, — после усыновления усыновленные дети и их потомство и усыновители и их родственники вступают в правовые отношения родителей и детей, как если бы усыновленные дети были бы биологическими детьми усыновителей, приобретают

Таким образом, ребенок, оставшийся без попечения своих родителей, реализует одно из основных своих прав — право жить и воспитываться в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания, для полного и гармоничного развития своей личности.

Сегодня в российской юридической литературе отме­чается, что существенные изменения института усынов­ления, обусловленные принятием Семейного кодекса РФ, требуют современного комплексного исследования право­вых последствий усыновления14, которое на сегодняшний день отсутствует.

Необходимость специального иссле­дования правовых последствий усыновления для ребенка объясняется не только тем. что согласно конвенционным нормам самостоятельным субъектом права, но и тем, что усыновление допускается только в интересах несовершеннолетних детей, с учетом возможностей обеспечить им полноценное физическое. психическое, духовное и нравственное развитие (п.2 ст. 124 СК РФ).

В Российской Федерации общий принцип усынов­ления нашел свое отражение в п. 1, 2 ст. 137 Семейного кодекса Российской Федерации: «Усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родствен­никам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновленным детям и их потомству приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению и одновременно утрачивают указанные права и освобождаются от обязанностей по отношению к своим родителям и другим родственникам».

В число лиц, указанных в п.2 ст. 137 СК РФ необходимо включить и бывших усыновителей ребенка, взаимные права и обя­занности между которыми и усыновленным ребенком прекращаются в результате отмены (п.1 ст.143 СК РФ).

Одним из общих правовых последствий усыновления личного характера во всех исследуемых странах является сохранение за усыновленным ребенком его имени, отчества и фамилии. В Российской Федерации за усыновленным ребенком сохраняются его имя, отчество и фамилия, что соответствует нормам п.1 ст. 8 Конвенции ООН о правах ребенка, где говорится об обязанности государств-участников уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности, одной из доставляющих которой является имя ребенка, и требо­ваниям.

Вместе с тем, возможно присвоить усыновленному ребенку по просьбе усыновителя фамилии усыновителя (иди одного из них, если они носят разные фамилии) и нового имени, избранного усыновителем. При этом отчество усыновленного ребенка определяется именем усыновителя, если последний мужчина и записы­вается по указанию усыновителя, если усыновитель — жен­щина.

В английском праве усыновленному ребенку обычно присваивается фамилия усыновителей20, при этом право на изменение имени и фамилии ребенка предоставляется усыновителю, который может изменить или не изменять его по своему выбору. После того, как имя ребенка запи­сано в книге регистрации актов гражданского состояния, усыновитель не может в случае, если ребенок усыновлен совместно обоими усыновителями, в одностороннем порядке изменить имя усыновленного ребенка, поскольку право усыновителей на выбор имени ребенку приравнива­ется по закону к пpaвy биологических родителей на выбор имени.

6 стр., 2975 слов

Паспорт – основной документ гражданина Российской Федерации на её территории

... гражданства, имеющие разрешение на постоянное проживание в России, обязаны получить вид на жительство, менять (продлевать) его, хранить, а в установленных случаях сдавать. 1. Бланк паспорта гражданина Российской Федерации ... букв "РФ". В ... гражданство заявителя, то их следует представить. Документы и фотографии должны быть сданы гражданами не позднее 30 дней со дня, следующего за днем, когда ребенку ...

К числу спорных правовых, последствий усыновления ребенка следует отнести и возможность изменения даты к места рождения усыновленного ребенка, что предус­мотрено ст. 135 СК РФ. Поскольку в первые двенадцать месяцев своей жизни ребенок в своем развитии проходит все ступени развития, которые прошло человечество, изменение даты рождения усыновленного ребенка не обеспечивает его право на здоровое развитие в нарушение п.2 ст. 6 Конвенции ООН о правах ребенка, а потому ст. 135 СК РФ подлежит отмене.

В отличие от российского законодательства, законо­дательство США и Англии, не предусматривает возмож­ность изменения даты и места рождения усыновленного ребенка.

Одним из важных правовых последствий усынов­ления личного характера является вопрос о гражданстве усыновленного ребенка. Как подчеркивает С.А. Авакьян, наличие гражданства РФ — правовая основа обладания объемом прав и свобод, закрепленных в Конституции РФ и текущем законодательстве, а также исполнения всех обязанностей, которое не подвержено воздействию каких-либо внешних факторов. Наличие гражданства соответс­твующего государства — естественное состояние человека, отсутствие же гражданства, т.е. состояние безгражданства — скорее исключение, чем правило. Одной из ситуаций, когда лицо может быть апатридом, является утрата граж­данства одного государства и неприобретение другого, что особенно актуально при международных усыновлениях. Поскольку без гражданство представляет собой правовую аномалию, и государства стремятся уменьшить число апатридов, в тематическом докладе Комиссара Совета Европы по правам человека были даны конкретные реко­мендации, направленные на предупреждение со стороны государств — членов Совета Европы любого риска того, чтобы дети в процессе международного усыновления не оказались липами без гражданства, в том числе, благодаря государственным гарантиям получения гражданства своих приемных родителей43.

Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации»44, гарантирует, что ребенок, являющийся гражданином Российской Федерации, при усыновлении его иностранными гражданами или иностранным граж­данином сохраняет гражданство Российской Федерации. Однако при этом предусматривается возможность в общем порядке пре­кращения гражданства Российской Федерации ребенка, усыновленного иностранными гражда­нами или иностранным гражданином при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.

Данная норма нивелирует предоставленные законом гарантии, пос­кольку российское законодательство не предусматривает какого-либо эффективного механизма контроля за тем, чтобы дети получили гражданство своих иностранных усыновителей. Полномочия федерального органа испол­нительной власти, ведающего вопросами иностранных дел и дипломатических представительств и консульских учреждении Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации, предусмотренные п. «ж» ст. 31 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», недостаточны, поскольку сводятся лишь к учету лиц, в отношении которых дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ приняты решения об изменении гражданства.

6 стр., 2873 слов

Паспортная система в Российской Федерации. Основные положения ...

... в Российскую Федерацию», «О гражданстве Российской Федерации», Указ Президента России «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации»,т утвержденные Правительством «Положение о паспорте гражданина Российской Федерации», «Положение о паспорте моряка», «Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации ...

Гарантии приобретения гражданства усыновленным ребенком содержатся и законодательстве Англии и США. В английском Законе о британском гражданстве 1981 г., в п.5 и 6 ст. L содержатся нормы, аналогичные нормам п.2 ст. 26 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», согласно которым, в случае усыновления ребенка, независимо от его национальности, обоими супругами (партнерами), ребенок приобретает британское гражданство, если его имеет один из усыновителей. Британское гражданство будет сохранено, даже если приказ об усыновлении прекратит свое действие, за исключением случаев его отмены судом. Следует отметить, что. если ребенок уже является английским подданным, то. в отличие от российского законодательства, усыновление не может лишить ребенка британского гражданства, что являет­ся дополнительной мерой зашиты прав усыновленного ребенка а Соединенном Королевстве, особенно в случае отмены усыновления.

К одному из личных правовых последствий усы­новления относится запрет на заключение брака между усыновителями и усыновленными, основанный на том, что усыновитель и усыновленный приравниваются по закону к родственникам по происхождению. По английскому праву усыновленный ребенок не может вступить ни в брак, ни в отношения гражданского партнерства с лицом, состоящим с ним в запрещенной степени родства, включая другого усыновленного ребенка и его родителей-усыновителей.

В то же время закон не запрещает усыновленному ребенку вступать в брак или в отношения гражданского парт­нерства со своим усыновленным братом или сестрой, а также другими усыновленными родственниками.

Среди особенностей личных неимущественных пра­вовых последствий усыновления в Англии также следует выделить невозможность наследования усыновленным ребенком звания пэра или других почетных званий и ти­тулов. Данное правило распространяется, при отсутствии противоположных указаний, и на имущество, переходящее по наследству вместе со званием пэра, почетными званиями и титулами.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/diplomnaya/mejdunarodnoe-usyinovlenie-2/

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/diplomnaya/mejdunarodnoe-usyinovlenie-2/

Нормативные правовые акты

1.Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета, 10.12.1998.

2.Декларация прав ребенка (Принята 20.11.1959 Резолюцией 1386 (XIV) на 841-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов.- М.: Юридическая литература, 1990. С. 385 — 388.

3.Международный пакт от 16.12.1966 «Об экономических, социальных и культурных правах» // Бюллетень Верховного Суда РФ.- 1994.-№2.

4.Международный Пакт от 16.12.1966 «О гражданских и политических правах» // Бюллетень Верховного Суда РФ.-1994.-№12.

5.Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) // Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993.

6.Конвенция о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления (принята 29 мая 1993, Гаага) // http://www.usynovite.ru/documents/international/convention_int/

9 стр., 4277 слов

«КОМПЕТЕНЦИИ И ФУНКЦИИ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ...

... в сфере образования и науки [16]. Полномочия Министерство образования и науки Российской Федерации. 1. Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет следующие полномочия: 1.1. вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, ...

7.Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях (Принята 03.12.1986 Резолюцией 41/95 Генеральной Ассамблеи ООН) // Генеральная Ассамблея. Официальные отчеты. Сорок первая сессия. Дополнение N 53 (A/41/53).- Организация Объединенных Наций. С. 328 — 330.

8.Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 12.11.2012) // Собрание законодательства РФ.-1996.-№ 1. Ст. 16.

9.Федеральный закон от 16.04.2001 N 44-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» // Собрание законодательства РФ. — 2001. — N 17. Ст. 1643.

10.Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 12.11.2012) «О гражданстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.- 2002.- № 22. -Ст. 2031.

11.Федеральный закон от 28.12.2004 N 185-ФЗ «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.-2005.-№1 (часть 1).

Ст. 11.

12.Федеральный закон от 28.07.2012 N 150-ФЗ «О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей» (прекращено в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 28.12.2012 N 272-ФЗ) // Собрание законодательства РФ.-2012.-№ 31. Ст. 4339.

13.Федеральный закон от 28.12.2012 N 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2012.- №53 (ч. 1).

Ст. 7597.

14.Постановление Правительства РФ от 28.03.2000 N 268 (ред. от 10.03.2005) «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением» // Собрание законодательства РФ. — 2000. — N 14. Ст. 1501.

15.Постановление Правительства РФ от 29.03.2000 N 275 (ред. от 14.02.2013) «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства» // Собрание законодательства РФ.-2000.-№15. Ст. 1590.

16.Постановление Правительства РФ от 04.04.2002 N 217 (ред. от 11.06.2004) «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием» // Собрание законодательства РФ. — 2002. — N 15. Ст. 1434.

17.Приказ Минздравсоцразвития РФ от 25.06.2010 N 480н «О порядке предоставления сведений о состоянии здоровья детей, оставшихся без попечения родителей, для внесения в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей» // Российская газета, N 195, 01.09.2010.

18.Приказ Минздравсоцразвития РФ от 25.06.2010 № 480н «О порядке предоставления сведений о состоянии здоровья детей, оставшихся без попечения родителей, для внесения в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей» // Российская газета, N 195, 01.09.2010.

Специальная литература

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/diplomnaya/mejdunarodnoe-usyinovlenie-2/

19.Абрамова С.А. Защита прав и интересов детей — граждан России при их усыновлении иностранными гражданами и лицами без гражданства по законодательству Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. — М., 2008. С. 23.

20.В России прекращена аккредитация ряда представительств иностранных агентств по усыновлению [Электронный ресурс] // http://newsru.com/russia/30may2005/kids.html

21.Гимгина В.В. Особенности усыновления с иностранным элементом [Электронный ресурс] //

22.Глава МИД РФ рассказал о претензиях к судебной системе США [Электронный ресурс] // Глава МИД РФ рассказал о претензиях к судебной системе США

23.Дети в России. 2009: Стат. сб./ЮНИСЕФ, Росстат. — М.: ИИЦ «Статистика России», 2009. С.107-112.

24.Дж.Х.А. ван Лун. Гаагская конференция по частному международному праву. Семнадцатая сессия. 10 — 29 мая 1993 г. Том II: Сотрудничество в области усыновлений (удочерений).

Отчет о международных усыновлениях (удочерениях).

Предварительный документ N 1 от апреля 1990 г. С. 55.

25.Дюжева О.А. Проблемы законодательства о международном усыновлении // Государство и право.- 1995.- N 6.

26.За красноярскими детьми иностранцы стоят в очереди [Электронный ресурс] // http://newslab.ru/article/396127

27.Завражнов В. Усыновление иностранцами детей — российских граждан // Российская юстиция. — 2001. — N 7.

28.Зеличенко Ю.Л. История становления законодательства в сфере международного усыновления // Вестник ТГПУ. 2007. N 7.

29.Международное гуманитарное право: Учебник / Под ред. А.Я. Капустина. — М.: Высшее образование, Юрайт, 2009. С. 118.

30.Тростанецкая Г. Усыновление детей в Российской Федерации. Состояние и проблемы // Защити меня! — 2003. — N 3. С. 39.

31.ЮНИСЕФ (2003 год).

Социальный мониторинг, 2003 год. Социальный мониторинг «Инноченти». Исследовательский центр ЮНИСЕФ «Инноченти» (Флоренция) // www.unicef-irc.org/…/pdf/russianmonitor03/Foreword_over.pdf

32.Летова Н.В. Усыновление в Российской Федерации. – М.: Волтерс Клувер, 2009. – С.145.

33.Семейное право / под ред. Ю.Ф.Беспалова, О.А. Егоровой, О.Ю.Ильиной. – М. : Юнити-Дата: Закон и право, 2009. — С.310-311.

34.Усыновление и дети в контексте защиты прав человека. Тематический доклад, подготовленный по поручению и опубликованный Томасом Хаммарбергом, Комиссаром Совета Европы по правам человека [Электронный ресурс] // https://wcd.coe.int/ViewDoc.jsp?id=1780199&Site=COE

35.Отмена международного усыновления и возврат детей в Россию. Справка. [Электронный ресурс] // http://ria.ru/society/20090520/171663833.html #13662099343183&message=resize&relto=register&action=addClass&value=registration

36.Минобрнауки направил запрос в Госдеп США об осуществлении контроля за условиями жизни и воспитания усыновленных российских детей [Электронный ресурс] //

37.Шершень Т.В. К вопросу о запрете международного усыновления и реализации принципа приоритета семейного воспитания детей в современной России // Российский судья. — 2010. — № 12. С. 38.

Судебная практика

38.Постановление Пленума Верховного суда РФ от 20.04.2006 № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» // Бюллетень Верховного суда Российской Федерации. — 2006.- № 6.

39.Обзор Верховного суда Российской Федерации практики рассмотрения в 2011 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.05.2012) // СПС «КонсультантПлюс».

40.Определение Верховного Суда РФ от 20.12.2005 N 88-Г05-19 // СПС «КонсультантПлюс».

41.Обобщение практики рассмотрения судом Самарской области дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства (в том числе в случае, когда один из супругов является иностранным гражданином либо лицом без гражданства, а другой — гражданином Российской Федерации), а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами Российской Федерации, за 2008 год [Электронный ресурс] // http://oblsud.sam.sudrf.ru/modules.php?name=docum_sud&id=272

42.Решение Верховного суда Республики Адыгея от 28.08.2008 N 3-9/07 // СПС «КонсультантПлюс».