Особенности организации и проведения выездной таможенной проверки

С 1 июля 2010 г. вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза, устанавливающий единые правила таможенного регулирования трех государств: России, Республики Беларусь и Республики Казахстан. В основе его принятия лежит Договор от 6 октября 2007 г. «О создании единой таможенной территории и формирования таможенного союза», заложивший основы образования таможенного союза трех договаривающихся государств.

В соответствиис Договором о Таможенном кодексе Таможенного союза государства — члены таможенного союза в срок до 1 июля 2010 г. должны были обеспечить приведение национального законодательства в соответствие с Таможенным кодексом Таможенного союза. В связи с этим была проведена активная работа по разработке проекта федерального закона о таможенном регулировании в Российской Федерации, который должен был заменить Таможенный кодекс Российской Федерации (далее — ТК РФ).

Таможенный кодекс таможенного союза (далее — ТК ТС) содержит значительное количество изменений и нововведений. Помимо изменений в понятийном аппарате данный Кодекс предусматривает принципиально новое регулирование ряда правоотношений в сфере таможенного дела. Для привычных таможенных процессов изменяются их правовая природа и смысловое наполнение, что потребует перестройки организации деятельности таможенных органов РФ.

Перемены коснулись и такого важнейшего института таможенного дела, как таможенный контроль. В число изменений входит введение ТК ТС трех новых форм таможенного контроля, одной из которых является таможенная проверка. Среди всех двенадцати форм таможенного контроля, предусмотренных ТК ТС, таможенная проверка получила наибольшую регламентацию, что подчеркивает особую роль данной формы в осуществлении таможенного контроля.

Цель курсовой работы – исследовать особенности организации и проведения таможенной проверки.

Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:

  • раскрыть сущность таможенной проверки как формы таможенного контроля;
  • рассмотреть нормативное правове регулирование проведения таможенной проверки;
  • проанализировать организация проведения таможенной проверки;
  • определеить порядок проведения таможенной проверки.

Объектом исследования являются общественные отношения, определяющие особенности организации и проведения таможенной проверки.

Предметом исследования выступают нормы права, определяющие особенности организации и проведения таможенной проверки.

5 стр., 2002 слов

Организация перемещения через таможенную границу Таможенного ...

... в Положение о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза лекарственных средств и фармацевтических субстанций». Действовавший до этого порядок предполагал осуществление ввоза ЛС на основании лицензии, выдаваемой Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, для получения которой заявитель ...

В работе использованы теоретические и практические методы исследования (аналитический, сравнительный, изучение нормативно-правовой базы, изучение монографических публикаций и статей, метод обобщения).

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.

Общие положения регулирования таможенной проверки

1.1. Сущность таможенной проверки как формы таможенного контроля

По своей правовой сущности таможенная проверка является определенным аналогом предусмотренной ранее в Таможенном кодексе РФ таможенной ревизии, только значительно видоизмененной. Пункт 1 ст. 122 ТК ТС определяет цель проведения таможенной проверки — соблюдение лицами требований, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств — членов Таможенного союза таможная проверка транспортный правонарушение

Таможенные проверки проводятся таможенным органом государства — члена Таможенного союза в отношении проверяемых лиц, созданных и (или) зарегистрированных в соответствии с законодательством этого государства — члена Таможенного союза. Вместе с тем п. 8 ст. 122 ТК ТС предусматривает возможность привлечения к участию в таможенной проверке должностных лиц других контролирующих государственных органов государства — члена Таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства — члена Таможенного союза. [18, С. 35]

ТК ТС расширяет круг лиц, в отношении которых может проводиться таможенная проверка. В соответствии с ТК РФ таможенным контролем охватывались практически только непосредственные участники внешнеэкономической деятельности и лица, осуществляющие деятельность в области таможенного дела. В соответствии с п. 2 ст. 122 ТК ТС в число проверяемых лиц входят: декларант; таможенный представитель; перевозчик, в том числе таможенный перевозчик; лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска, или его представитель; лицо, осуществляющее временное хранение товаров; владельцы магазинов беспошлинной торговли, таможенных и иных складов; уполномоченный экономический оператор; иные лица, напрямую или косвенно участвовавшие в сделках с товарами, помещенными под соответствующую таможенную процедуру; лицо, в отношении которого имеется информация, что в его владении и (или) пользовании находятся (находились) товары с нарушением порядка, предусмотренного ТК ТС, в том числе незаконно перемещенные через таможенную границу [14, c. 290].

ТК ТС, по сравнению с ТК РФ, расширяет предмет таможенной проверки. Статья 376 ТК РФ закрепляла только два предмета проверки: факт выпуска товаров и проверка достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном оформлении. Статья 122 ТК ТС не только дополняет перечень направлений проверки тремя новыми, но и оставляет данный перечень открытым, что вполне согласуется с сущностью и предназначением данной формы контроля. Так, п. 3 ст. 122 ТК ТС устанавливает, что при таможенной проверке таможенными органами проверяются [11, c. 31]:

1) факт помещения товаров под таможенную процедуру;

2) достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном декларировании товаров, повлиявших на принятие решения о выпуске товаров;

3) соблюдение ограничений по пользованию и распоряжению условно выпущенными товарами;

7 стр., 3100 слов

Структура и функции таможенных органов Российской Федерации

... деятельности таможенных органов осуществляется за счет средств федерального бюджета и других источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации. В случае гибели должностного лица таможенного органа в связи с исполнением служебных обязанностей семье погибшего и ...

4) соблюдение требований, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств — членов Таможенного союза, к лицам, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела;

5) соответствие лиц условиям, необходимым для присвоения статуса уполномоченного экономического оператора;

6) соблюдение установленных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государств — членов Таможенного союза условий таможенных процедур, при помещении под которые товары не приобретают статус товаров таможенного союза;

7) соблюдение иных требований, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государств — членов Таможенного союза.

1.2. Нормативное правове регулирование проведения таможенной проверки

Таможенный кодекс таможенного союза (далее — ТК ТС) содержит значительное количество изменений и нововведений. Помимо изменений в понятийном аппарате данный Кодекс предусматривает принципиально новое регулирование ряда правоотношений в сфере таможенного дела. Для привычных таможенных процессов изменяются их правовая природа и смысловое наполнение, что требует перестройки организации деятельности таможенных органов РФ.

Перемены коснулись и такого важнейшего института таможенного дела, как таможенный контроль. В число изменений вошло введение ТК ТС трех новых форм таможенного контроля, одной из которых является таможенная проверка. Среди всех двенадцати форм таможенного контроля, предусмотренных ТК ТС, таможенная проверка получила наибольшую регламентацию, что подчеркивает особую роль данной формы в осуществлении таможенного контроля. Так, таможенной проверке посвящены ст. 122 ТК ТС, а также отдельная гл. 19 «Порядок проведения таможенных проверок». [3, С 158]

По своей правовой сущности данная форма контроля является определенным аналогом предусмотренной ранее в Таможенном кодексе РФ таможенной ревизии, только значительно видоизмененной. Пункт 1 ст. 122 ТК ТС определяет цель проведения таможенной проверки. Таможенная проверка проводится таможенными органами в целях соблюдения лицами требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств — членов таможенного союза.

Таможенные проверки проводятся таможенным органом государства — члена таможенного союза в отношении проверяемых лиц, созданных и (или) зарегистрированных в соответствии с законодательством этого государства — члена таможенного союза. Вместе с тем п. 8 ст. 122 ТК ТС предусматривает возможность привлечения к участию в таможенной проверке должностных лиц других контролирующих государственных органов государства — члена таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства — члена таможенного союза. [9, С. 14]

Кроме того, ФТС России подготовила и внесла в Правительство Российской Федерации проект федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации», который вступил в силу 19 ноября 2010 года и определить основы правового регулирования таможенных отношений на национальном уровне в условиях действия нормативно-правовой базы таможенного союза.

Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее — закон) устанавливает особенности таможенного регулирования в Российской Федерации в соответствии с положениями таможенного законодательства таможенного союза и содержит положения, отражающие отсылочные нормы Таможенного кодекса таможенного союза (далее — ТК ТС), согласно которым регулирование ряда правоотношений, либо установление дополнительных условий, требований или особенностей нормативного правового регулирования должно определяться на уровне национального законодательства государств-членов таможенного союза.

10 стр., 4963 слов

Порядок назначения и проведения отбора проб и образцов товаров ...

... необходимо выявить: порядок назначения таможенной экспертизы; общие принципы проведения и назначения отбора проб и образцов товар при осуществлении таможенного контроля; порядок взятия проб и образцов при осуществлении таможенного контроля; порядок проведения исследования проб или образцов при осуществлении таможенного контроля; количество (объем) проб ...

Основные положения базируются на нормах действующего ТК ТС с учетом современных тенденций развития таможенного дела и направленности таможенной политики Российской Федерации на упрощение экспорта высокотехнологичных товаров.

Определено действие таможенного законодательства во времени и в пространстве. Понятия «таможенная территория Российской Федерации» и »таможенная граница Российской Федерации» включены в законопроект до завершения формирования единой таможенной территории таможенного союза в соответствии с международным договором государств-членов таможенного союза. Определена иерархия нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере таможенного регулирования, а также сформулированы общие принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

В соответствии со статьей 6 ТК ТС, отдельная глава посвящена системе таможенных органов. Определены принципы деятельности, функции таможенных органов, обязанности, правомочия и ответственность таможенных органов, включены положения, касающиеся применения физической силы и спецсредств, обеспечения деятельности таможенных органов и размещения объектов таможенных органов.

Включена уточненная по результатам правоприменительной практики редакция главы «Обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц».

Законопроект включает нормы, регулирующие взаимоотношения таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности, а также лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела.

В законопроекте определены страховые суммы по договорам страхования риска гражданской ответственности владельцев складов временного хранения и таможенных складов, а также полезный объем и полезная площадь складов временного хранения, таможенных складов, размер обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Установлены требования к их обустройству и оборудованию, а также к оборудованию и обустройству магазинов беспошлинной торговли. [15, С. 8]

В законопроекте нашли отражение порядок принятия решения о классификации товара, а также – в части, не урегулированной Кодексом, – порядок принятия предварительных решений о классификации товара и о стране происхождения.

В соответствии с ТК ТС, в части таможенного контроля устанавливается порядок создания и обозначения зон таможенного контроля.

Срок таможенного контроля послет выпуска товаров, установленный ТК ТС, – 3 года со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем. Законопроект сохраняет эту норму, предусматривая переходное положение, позволяющее в отношении товаров, утративших статус находящихся под таможенным контролем до вступления в силу настоящего Федерального закона, осуществлять таможенный контроль после выпуска товаров в формах и порядке, установленных ТК ТС, до истечения одного года со дня утраты такого статуса.

При обнаружении таможенными органами товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу таможенного союза, что повлекло за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, у лиц, приобретших товары на таможенной территории таможенного союза в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности, за такими лицами сохранена возможность уплатить таможенные платежи, представить подтверждающие документы и выполнить иные требования и условия таможенных операций в упрощенном порядке. [2, С. 32]

15 стр., 7380 слов

Правовое регулирование таможенных процедур уничтожения и отказа ...

... вызывает необходимость правильного применения норм таможенного законодательства ТС. В данной курсовой работе были подробно рассмотрены две завершающие таможенные процедуры: уничтожения и отказа в пользу государства. Эти процедуры носят аварийный характер в силу того, что ни ...

Урегулированы вопросы, касающиеся применения отдельных форм таможенного контроля (таможенный осмотр помещений и территорий, учет товаров, находящихся под таможенным контролем, проверка системы учета товаров и отчетности, таможенная проверка), которые ТК ТС относит к национальному законодательству. В частности, предусмотрена разработка форм документов, используемых при проведении таможенного контроля, порядка и форм учета товаров таможенными органами, а также форм отчетности, представляемых таможенным органам отдельными участниками внешнеэкономической деятельности и лицами, осуществляющими деятельность в области таможенного дела.

Регламентирован порядок наложения ареста на товары и изъятия товаров при проведении выездной таможенной проверки по аналогии с действующими нормами ТК РФ.

Законопроектом предусмотрен порядок действий должностных лиц таможенных органов Российской Федерации при использовании предварительной информации.

В законопроекте реализовано положение ТК ТС о возможности установления законодательством государств-членов таможенного союза иных мест временного хранения, помимо складов временного хранения товаров, и об установлении требований по их расположению, обустройству и оборудованию. [7, С. 483]

Большинство нововведений, вносимых в таможенное законодательство Российской Федерации данным законопроектом, направлено на упрощение и ускорение таможенных операций при условии недопущения снижения эффективности таможенного контроля при формировании единой таможенной территории России, Белоруссии и Казахстана. Для участников внешнеэкономической деятельности совершенствование таможенного регулирования выражается, в первую очередь, созданием механизма упрощения прохождения таможенных формальностей.

Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» был принят 19 ноября 2010 года.

Организация проведения выездной таможенной проверки

2.1. Организация проведения таможенной проверки

Среди всех двенадцати форм таможенного контроля, предусмотренных ТК ТС, таможенная проверка получила наибольшую регламентацию, что подчеркивает особую роль данной формы в осуществлении таможенного контроля. Так, таможенной проверке посвящены ст. 122 ТК ТС, а также отдельная гл. 19 «Порядок проведения таможенных проверок».

По своей правовой сущности данная форма контроля является определенным аналогом предусмотренной ранее в Таможенном кодексе РФ таможенной ревизии, только значительно видоизмененной. Пункт 1 ст. 122 ТК ТС определяет цель проведения таможенной проверки. Таможенная проверка проводится таможенными органами в целях соблюдения лицами требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств — членов таможенного союза.

Таможенные проверки проводятся таможенным органом государства — члена таможенного союза в отношении проверяемых лиц, созданных и (или) зарегистрированных в соответствии с законодательством этого государства — члена таможенного союза. Вместе с тем п. 8 ст. 122 ТК ТС предусматривает возможность привлечения к участию в таможенной проверке должностных лиц других контролирующих государственных органов государства — члена таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства — члена таможенного союза. [13,С. 371]

4 стр., 1767 слов

Перемещении товаров через таможенную границу

... в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза; 3) деятельности лиц, связанной с перемещением товаров через таможенную границу, оказанием услуг в сфере таможенного дела, а также осуществляемой в рамках отдельных таможенных процедур; 4) лиц, пересекающих таможенную границу. Таможенный контроль проводится в ...

Таможенная проверка проводится таможенным органом государства — члена таможенного союза в отношении (у) проверяемых лиц, созданных и (или) зарегистрированных в соответствии с законодательством этого государства — члена таможенного союза.

Под проверяемыми лицами понимаются:

  • декларант;
  • таможенный представитель;
  • перевозчик, в том числе таможенный перевозчик;
  • лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска, или его представитель;
  • лицо, осуществляющее временное хранение товаров;
  • владельцы магазинов беспошлинной торговли, таможенных и иных складов;
  • уполномоченный экономический оператор;
  • иные лица, напрямую или косвенно участвовавшие в сделках с товарами, помещенными под соответствующую таможенную процедуру;

— — лицо, в отношении которого имеется информация, что в его владении и (или) пользовании находятся (находились) товары с нарушением порядка, предусмотренного настоящим Кодексом, в том числе незаконно перемещенные через таможенную границу. [21, С. 149]

При таможенной проверке таможенными органами проверяются:

1) факт помещения товаров под таможенную процедуру;

2) достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном декларировании товаров, повлиявших на принятие решения о выпуске товаров;

3) соблюдение ограничений по пользованию и распоряжению условно выпущенными товарами;

4) соблюдение требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств — членов таможенного союза, к лицам, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела;

5) соответствие лиц, в том числе осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, установленным критериям, необходимым для присвоения статуса уполномоченного экономического оператора;

6) иные направления, определенные таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств — членов таможенного союза.

Таможенная проверка проводится путем сопоставления сведений, содержащихся в документах, представленных при помещении товаров под таможенную процедуру, и иных сведений, имеющихся у таможенного органа, с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и другой информацией, полученной в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств — членов таможенного союза. [12, С. 71]

При проведении таможенной проверки могут использоваться иные формы таможенного контроля, установленные статьей 110 ТК ТС.

Проведению таможенной проверки должна предшествовать подготовительная работа, в процессе которой определяется перечень вопросов, подлежащих проверке, при необходимости разрабатывается программа ее проведения.

Таможенная проверка осуществляется в форме камеральной таможенной проверки или выездной таможенной проверки.[4, С. 281]

Для участия в таможенной проверке могут привлекаться должностные лица других контролирующих государственных органов государства — члена таможенного союза в соответствии с законодательством государства — члена таможенного союза.

12 стр., 5514 слов

Специализированные организации в таможенном деле

... физ. лиц информацию, необходимую для выполнения, своих функций; выносить руководителям государственных органов, организаций, а также гражданам предупреждение в письменной форме с требованиями устранить нарушения таможенного законодательства, а ...

При установлении в ходе таможенной проверки признаков административного правонарушения или преступления таможенными органами принимаются меры в соответствии с законодательством государства — члена таможенного союза.

Порядок проведения таможенной проверки определяется главой 19 настоящего Кодекса. [18, С. 36]

Результаты таможенной проверки оформляются документом в соответствии с законодательством государств — членов таможенного союза.

Порядок принятия решений по результатам таможенной проверки определяется законодательством государств — членов таможенного союза.

Организация проведения выездной таможенной проверки регулируется статьей 132 ТК ТС.

Выездная таможенная проверка проводится таможенным органом с выездом в место нахождения юридического лица, место осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) в место фактического осуществления их деятельности (далее — объекты проверяемого лица).

[9, С. 15]

Выездная таможенная проверка может быть плановой или внеплановой.

Плановая выездная таможенная проверка осуществляется на основании планов проверок, разрабатываемых таможенными органами.

Выездная таможенная проверка проводится на основании решения (предписания, акта о назначении проверки), форма которого определяется законодательством государств — членов таможенного союза.

Основаниями для назначения внеплановых выездных таможенных проверок являются:

1) данные, полученные в результате анализа информации, содержащейся в базах данных таможенных органов и органов государственного контроля (надзора) государств — членов таможенного союза, свидетельствующие о возможном нарушении таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств — членов таможенного союза;

2) данные, свидетельствующие о возможном нарушении требований таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств — членов таможенного союза;

3) заявление лица, в том числе осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, на получение статуса уполномоченного экономического оператора;

4) необходимость проведения встречной выездной таможенной проверки в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи;

5) обращение (запрос) компетентного органа иностранного государства о проведении проверки лица, совершавшего внешнеэкономические сделки с иностранной организацией;

6) иные основания, предусмотренные законодательством государств — членов таможенного союза. [8, С. 76]

Выездная таможенная проверка может назначаться по результатам применения иных форм таможенного контроля, а также по результатам камеральной таможенной проверки.

В случаях необходимости подтверждения достоверности сведений, представленных проверяемым лицом, таможенным органом может проводиться встречная выездная таможенная проверка у лиц, связанных с проверяемым лицом по сделкам (операциям) с товарами.

Встречная выездная таможенная проверка является внеплановой.

Плановые выездные таможенные проверки проводятся не чаще 1 (одного) раза в год в отношении одного и того же проверяемого лица. [14, С. 123]

14 стр., 6639 слов

Таможенный кодекс Европейского Сообщества

... как основной формы таможенного контроля, таможенное право ЕС предусматривает возможность проведения выборочных проверок товаров. Выборочная проверка заключается в осмотре ... ЕС по всей территории Союза. Каждое заинтересованное лицо может обратиться к таможенным органам с целью получения решения в его пользу. Такое решение принимается таможенными органами в соответствии с нормами таможенного права ЕС ...

Плановые выездные таможенные проверки в отношении уполномоченных экономических операторов проводятся таможенными органами 1 (один) раз в 3 (три) года.

Внеплановые выездные таможенные проверки осуществляются без ограничений периодичности их проведения.

Отбор проверяемых лиц для плановой выездной таможенной проверки производится с использованием информации, полученной:

1) из информационных ресурсов таможенных органов;

2) по результатам предыдущих проверок, в том числе камеральных проверок;

3) от государственных органов;

4) от банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций;

5) от таможенных и (или) иных контролирующих государственных органов государств — членов таможенного союза;

6) из средств массовой информации;

7) из других источников официальным путем. [28, С. 101]

Перед началом проведения плановой выездной таможенной проверки таможенные органы направляют проверяемому лицу уведомление о проведении плановой выездной таможенной проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или передают такое уведомление иным способом, позволяющим подтвердить факт его получения.

Возврат уведомления с отметкой, свидетельствующей о невручении письма адресату в связи с отсутствием проверяемого лица по месту его нахождения, не является основанием для отмены плановой выездной таможенной проверки. [22, С. 189]

Плановая выездная таможенная проверка может быть начата не ранее чем через 15 (пятнадцать) календарных дней со дня получения уведомления проверяемым лицом либо со дня поступления в таможенный орган уведомления с отметкой о невручении письма адресату.

Датой начала проведения выездной таможенной проверки считается дата вручения проверяемому лицу копии решения (предписания) о проведении таможенной проверки (акта о назначении проверки).

Копия решения (предписания) о проведении таможенной проверки (акта о назначении проверки) вручается проверяемому лицу должностным лицом таможенного органа, либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

При вручении копии решения (предписания, акта о назначении проверки) руководитель проверяемого лица либо его представитель на оригинале решения (предписания, акта о назначении проверки) делает отметку об ознакомлении, а также о дате и времени получения копии решения (предписания, акта о назначении проверки).

В случае отказа от получения копии решения (предписания, акта о назначении проверки) должностное лицо таможенного органа делает об этом соответствующую запись в решении (предписании, акте о назначении проверки).

[26, С. 194]

Отказ проверяемого лица от получения копии решения (предписания) о проведении таможенной проверки (акта о назначении проверки), а также возврат уведомления с отметкой, свидетельствующей о невручении письма адресату в связи с отсутствием лица по месту его нахождения, не являются основанием для отмены выездной таможенной проверки. В этом случае датой начала проверки считается дата записи в решении (предписании, акте о назначении проверки) об отказе в получении копии решения (предписания, акта о назначении проверки), либо дата поступления в таможенный орган уведомления с отметкой о невручении письма адресату.

4 стр., 1726 слов

Понятие и виды таможенных платежей

... в международной практике, и распространяется на товары, ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза. Глава 2. Виды таможенных платежей В Таможенном кодексе Таможенного союза (Статья 70) определены следующие виды таможенных платежей: 1) ввозная таможенная пошлина; 2) вывозная таможенная пошлина; 3) ...

Перед началом проведения выездной таможенной проверки на объекте проверяемого лица должностные лица таможенного органа обязаны предъявить руководителю проверяемого лица либо его представителю служебные удостоверения.

В период проведения выездной таможенной проверки проверяемое лицо не вправе вносить изменения и дополнения в проверяемые документы, связанные с его деятельностью.

Доступ должностных лиц таможенного органа на объект проверяемого лица для проведения выездной таможенной проверки регулируется статьей 133 ТК ТС.

Проверяемое лицо при предъявлении должностными лицами таможенного органа решения (предписания) о проведении таможенной проверки (акта о назначении проверки) и служебных удостоверений обязано обеспечить доступ этих должностных лиц на объект проверяемого лица (за исключением жилых помещений) для проведения выездной таможенной проверки.

Если законодательством государств-членов таможенного союза предусмотрен специальный порядок доступа должностных лиц государственных органов на отдельные объекты, то такой доступ осуществляется в порядке, установленном этими законодательством. [16, С. 13]

Проверяемое лицо вправе отказать должностным лицам таможенного органа в доступе на объект в случае, если:

1) решение (предписание, акт о назначении проверки) и (или) служебные удостоверения не предъявлены;

2) должностные лица таможенных органов не указаны в решении (предписании, акте о назначении проверки);

3) должностные лица не имеют специального разрешения на доступ на объект, если такое разрешение необходимо в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза.

При отказе проверяемого лица в доступе должностных лиц таможенного органа, проводящих выездную таможенную проверку, на объект проверяемого лица составляется протокол в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза. [23, С. 131]

В случае необоснованного отказа проверяемого лица обеспечить доступ должностных лиц таможенных органов на объект проверяемого лица они вправе входить на этот объект с пресечением сопротивления и со вскрытием запертых помещений в присутствии 2 (двух) понятых, за исключением случаев, если законодательством государств-членов таможенного союза установлен иной порядок доступа должностных лиц государственных органов на отдельные объекты. Обо всех случаях вхождения на объекты проверяемых лиц с пресечением сопротивления и со вскрытием запертых помещений таможенные органы уведомляют прокурора в течение 24 (двадцати четырех) часов.

2.2. Порядок проведения таможенной проверки

Права и обязанности должностных лиц таможенного органа при проведении таможенной проверки регулируются статьей 134 ТК ТС.

При проведении таможенной поверки должностные лица таможенного органа имеют право:

1) требовать у проверяемого лица и получать от него коммерческие, транспортные документы, документы бухгалтерского учета и отчетности, а также другую информацию, в том числе на электронных носителях, относящуюся к проверяемым товарам;

2) требовать у проверяемого лица предъявления товаров, в отношении которых проводится выездная таможенная проверка;

3) требовать у проверяемого лица представления отчетности в целях таможенного контроля;

4) требовать у банков и иных кредитных организаций и получать от них информацию и документы, касающиеся движения денежных средств по счетам организаций, необходимые для проведения таможенной проверки, в том числе содержащие банковскую тайну;

5) запрашивать у налоговых и иных государственных органов и получать от них необходимые информацию и документы, в том числе составляющие коммерческую, банковскую, налоговую и иную охраняемую законодательством тайну;

6) проводить инвентаризацию (требовать проведения инвентаризации) товаров при проведении выездных таможенных проверок;

7) направлять международные запросы в связи с проведением таможенной проверки;

8) доступа на объекты проверяемого лица с предъявлением решения (предписания) о проведении таможенной проверки (акта о назначении проверки) и служебных удостоверений;

9) осуществлять при проведении выездных таможенных проверок отбор проб и образцов товаров с составлением акта об отборе проб и образцов товаров;

10) изымать у проверяемого лица документы либо их копии с составлением акта изъятия при проведении выездных таможенных проверок;

11) налагать арест на товары или изымать их в порядке, установленном законодательством государств — членов таможенного союза, на срок проведения выездной таможенной проверки для пресечения действий, направленных на отчуждение либо распоряжение иным способом товарами, в отношении которых проводится выездная таможенная проверка;

12) опечатывать помещения, в которых находятся товары;

13) проводить иные действия, предусмотренные законодательством таможенного союза и законодательством государств — членов таможенного союза. [24, С. 172]

Должностные лица таможенных органов при проведении таможенных проверок обязаны:

1) соблюдать права и законные интересы проверяемого лица, не допускать причинения вреда проверяемым лицам неправомерными решениями и действиями (бездействием);

2) не нарушать установленный режим работы проверяемого лица в период проведения выездной таможенной проверки;

3) использовать исключительно в таможенных целях любую информацию, полученную при проведении таможенных проверок;

4) не разглашать конфиденциальные сведения и сведения, составляющие налоговую, банковскую и иную охраняемую законом тайну, ставшие известными при проведении таможенных проверок;

5) предоставлять по требованию проверяемого лица необходимую информацию о положениях законодательства государств — членов таможенного союза, касающихся порядка проведения выездных таможенных проверок;

6) обеспечивать сохранность документов, полученных и составленных при проведении таможенных проверок, не разглашать их содержание без согласия проверяемого лица, за исключением случаев, предусмотренных законодательством государств — членов таможенного союза;

7) информировать проверяемое лицо о его правах и обязанностях при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, в том числе при назначении и проведении экспертизы (исследования), при взятии проб и образцов товаров;

8) исполнять иные обязанности, предусмотренные таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств — членов таможенного союза. [27, С. 26]

Права и обязанности проверяемого лица при проведении таможенной проверки регулируются статьей 135 ТК ТС.

Проверяемое лицо при проведении таможенной проверки вправе:

1) запрашивать у таможенных органов и получать от них информацию о положениях законодательства государств — членов таможенного союза, касающихся порядка проведения таможенных проверок;

2) представлять все имеющиеся в его распоряжении документы и сведения, подтверждающие факт выпуска товаров, а также соблюдение таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств — членов таможенного союза;

3) обжаловать решения и действия (бездействие) таможенных органов в порядке, установленном законодательством государств — членов таможенного союза;

4) пользоваться иными правами, предусмотренными законодательством таможенного союза и законодательством государства — члена таможенного союза. [25, С. 125]

Проверяемое лицо при проведении таможенной проверки обязано:

1) предъявлять товары, в отношении которых проводится таможенная проверка;

2) представлять по требованию таможенного органа в установленные сроки сведения и документы независимо от того, на каком носителе информации они находятся, с приложением на бумажном носителе;

3) обеспечить беспрепятственный доступ должностных лиц, проводящих выездную таможенную проверку, на объекты проверяемого лица и предоставить им рабочее место;

4) сделать отметку о получении на оригинале решения (предписания) о проведении таможенной проверки (акта о назначении проверки);

5) в случае, если необходимая для целей таможенной проверки документация составлена на ином языке, чем государственный язык государства — члена таможенного союза, представить проверяющим должностным лицам таможенного органа перевод указанной документации;

6) определить круг лиц, ответственных за предоставление информации проверяющим должностным лицам таможенного органа, не позднее 2 (двух) календарных дней со дня предъявления решения (предписания) о проведении таможенной проверки (акта о назначении проверки);

7) исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством таможенного союза и законодательством государств — членов таможенного союза. [1, С. 68]

Представление документов и сведений для целей проведения таможенной проверки регулируются статьей 136 ТК ТС.

1. Налоговые и иные государственные органы государств — членов таможенного союза представляют по запросу таможенных органов необходимые документы и сведения, касающиеся регистрации юридических лиц, уплаты и исчисления налогов, бухгалтерскую отчетность, а также документы и сведения, в том числе составляющие коммерческую, банковскую и налоговую тайну, с соблюдением требований законодательства государств — членов таможенного союза о защите государственной, коммерческой, банковской, налоговой и иной охраняемой законодательством тайны.

2. Банки и иные кредитные организации государств — членов таможенного союза представляют по запросу таможенного органа документы и сведения, касающиеся движения денежных средств по счетам организаций, необходимые для проведения таможенной проверки, в том числе содержащие банковскую тайну. [20, С. 194]

Сроки проведения выездной таможенной проверки регулируются статьей 132 ТК ТС.

Срок проведения выездной таможенной проверки не должен превышать 2 (два) месяца. В указанный срок не включается период времени между датой вручения проверяемому лицу требования о представлении документов и сведений и датой получения таких документов и сведений.

Срок проведения выездной таможенной проверки может быть продлен еще на 1 (один) месяц по решению таможенного органа, осуществляющего проверку.

При необходимости проведения исследований или экспертиз, направления запросов в компетентные органы государств — членов таможенного союза или иностранных государств, восстановления проверяемым лицом документов, необходимых для проведения выездной таможенной проверки, предоставления дополнительных документов, относящихся к проверяемому периоду, влияющих на выводы по результатам выездной таможенной проверки, проведение выездной таможенной проверки может быть приостановлено по решению руководителя таможенного органа или уполномоченного им лица в соответствии с законодательством государств — членов таможенного союза.

О продлении срока выездной таможенной проверки, а также о приостановлении ее проведения в решение (предписание) о проведении выездной таможенной проверки (акт о назначении проверки) вносятся соответствующие записи, о чем уведомляется проверяемое лицо.

Датой завершения выездной таможенной проверки считается дата составления документа, оформленного по результатам таможенной проверки, который составляется в 2 (двух) экземплярах и подписывается должностными лицами таможенного органа, проводившими выездную таможенную проверку. [19, С. 103]

Первый экземпляр такого документа приобщается к материалам выездной таможенной проверки, второй экземпляр не позднее 5 (пяти) дней со дня завершения выездной таможенной проверки вручается проверяемому лицу или направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Документы, необходимые для проведения таможенной проверки, содержатся в приложении.

Заключение

В целом анализ правового регулирования таможенной проверки по ТК ТС показывает, что по сравнению с таможенной ревизией таможенная проверка является более совершенным вариантом, в связи с чем имеются все предпосылки, чтобы стать эффективной и действенной формой таможенного контроля в рамках действия таможенного союза.

Таможенные проверки проводятся таможенным органом государства — члена Таможенного союза в отношении проверяемых лиц, созданных и (или) зарегистрированных в соответствии с законодательством этого государства — члена Таможенного союза. Вместе с тем п. 8 ст. 122 ТК ТС предусматривает возможность привлечения к участию в таможенной проверке должностных лиц других контролирующих государственных органов государства — члена Таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства — члена Таможенного союза.

аможенный кодекс таможенного союза содержит значительное количество изменений и нововведений. Помимо изменений в понятийном аппарате данный Кодекс предусматривает принципиально новое регулирование ряда правоотношений в сфере таможенного дела. Для привычных таможенных процессов изменяются их правовая природа и смысловое наполнение, что требует перестройки организации деятельности таможенных органов РФ.

Перемены коснулись и такого важнейшего института таможенного дела, как таможенный контроль. В число изменений вошло введение ТК ТС трех новых форм таможенного контроля, одной из которых является таможенная проверка. Среди всех двенадцати форм таможенного контроля, предусмотренных ТК ТС, таможенная проверка получила наибольшую регламентацию, что подчеркивает особую роль данной формы в осуществлении таможенного контроля. Так, таможенной проверке посвящены ст. 122 ТК ТС, а также отдельная гл. 19 «Порядок проведения таможенных проверок».

По своей правовой сущности данная форма контроля является определенным аналогом предусмотренной ранее в Таможенном кодексе РФ таможенной ревизии, только значительно видоизмененной. Пункт 1 ст. 122 ТК ТС определяет цель проведения таможенной проверки. Таможенная проверка проводится таможенными органами в целях соблюдения лицами требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств — членов таможенного союза.

Таможенные проверки проводятся таможенным органом государства — члена таможенного союза в отношении проверяемых лиц, созданных и (или) зарегистрированных в соответствии с законодательством этого государства — члена таможенного союза. Вместе с тем п. 8 ст. 122 ТК ТС предусматривает возможность привлечения к участию в таможенной проверке должностных лиц других контролирующих государственных органов государства — члена таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства — члена таможенного союза.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/prava-i-obyazannosti-lits-pri-provedenii-tamojennoy-proverki/

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)// Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.

2. Таможенный кодекс Таможенного союза (ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17)//Собрание законодательства РФ, 13.12.2010, № 50, ст. 6615.

3. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)//Собрание законодательства РФ, 29.11.2010, № 48, ст. 6252.

4. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376 (ред. от 03.11.2015) «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров»//Официальный сайт Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru, 21.09.2010.

5. Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 317 (ред. от 02.02.2016) «О применении ветеринарно-санитарных мер в таможенном союзе»//Официальный сайт Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru, 30.06.2010.

6. Постановление Правительства РФ от 19.08.2011 № 704 «Об утверждении Положения о возмещении таможенными органами расходов (издержек), понесенных лицом в связи с хранением товаров, в отношении которых в ходе проведения таможенной проверки не установлено нарушение таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле»// Собрание законодательства РФ, 29.08.2011, № 35, ст. 5091.

7. Приказ ФТС РФ от 30.12.2010 № 2713 (ред. от 03.10.2011) «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении таможенных проверок»// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 11, 14.03.2011

8. Приказ ФТС РФ от 20.04.2011 № 823 «Об утверждении Порядка взаимодействия таможенных органов при реализации решения (решений) таможенного органа, проводившего таможенную проверку» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 20.05.2011 № 20816)//Российская газета, № 119, 03.06.2011.

Научная и учебная литература

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/prava-i-obyazannosti-lits-pri-provedenii-tamojennoy-proverki/

1. Аброскин А. В. Новый порядок проведения таможенных проверок / А. В. Аброскин // Налоговый вестник. 2016. № 24. С. 64-68.

2. Аброскин А. В. Нововведения в таможенное регулирование / А. В. Аброскин // Валютное регулирование и ВЭД. 2016. № 8. — С . 26-40.

3. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Таможенная политика России. — М.: ЮНИТИ, 2016. — 348 с.

4. Бакаева О. Ю. Таможенное право. Учебник.- 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2015. – 504 с.

5. Бочаров Е.В. Электронный комплекс разгрузит границу // Таможенное регулирование и таможенный контроль. – 2016. — № 2. – С.2-4

6. Большаков А.Л. Таможенная стоимость: дискуссии продолжаются // Таможенное регулирование и таможенный контроль. – 2016. — № 3. – С.24-25.

7. Габричидзе Б. Н. Таможенное право. — М.: Дашков и К, 2016. — 841 с.

8. Дрозд Л. В. Порядок обжалования решений и действий таможенных органов /Л. В. Дрозд // Налоговый вестник. 2015. № 5. С. 74-80.

9. Дрозд Л. В. Таможенный кодекс Таможенного союза / Л. В. Дрозд // Компас экспедитора и перевозчика. 2016. № 2. С. 12-17.

10. Дубинский Н. А. Порядок проведения таможенного контроля / Н. А. Дубинский // Валютное регулирование и ВЭД. 2015. № 6. С. 17-24.

11. Жилан А.П. Таможенная проверка — новое слово в таможенном контроле /А. П. Жилан // Индивидуальный предприниматель. 2007. № 16. С. 30-32.

12. Жилан А. П. Таможенная проверка: особенности и порядок проведения / А. П. Жилан // Юридический мир. Бюллетень нормативно-правовой информации. 2007. № 9. С. 70-72.

13. Козырин А.Н. Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза. – М. ТК Велби, 2016. – 522 с.

14. Коган М.В., Молчанова О.В. Таможенное дело. — М: Издательство: Феникс, 2015. — 317 с.

15. Ковалева Н.А. Таможне добавили полномочий // Таможенное регулирование и таможенный контроль. – 2015. — № 9. – С.8-9

16. Колесов А.С. Оценка таможенной политики России//Финансы. — 2015. — № 4. — С. 8-16.

17. Костин А. А. Классификация видов таможенного контроля / А. А. Костин //Таможенное дело. — 2016. — № 1. — 326 с.

18. Куприянов И.А. Юридические особенности перевозки автомобилей // Таможенное регулирование и таможенный контроль. – 2015. — № 7. – С.34-36

19. Таможенное дело / Т. В. Сорокина, Л. И. Тарарышкина, И. В. Цыкунов, И. П. Заева; под ред. Т.В. Сорокиной. Минск: БГЭУ, 2016. 159 с.

20. Таможенное дело / научный редактор А. Н. Сиротский. — Минск: РУП «Белтаможсервис», 2016. — 368 с.

21. Таможенное право. — Под общ. ред. Андриашина Х.А. Учебник. – М.: изд. Юстицинформ. – 2016. — 264с.

22. Таможенное право. Учебник для вузов / Г.Б. Поляк, И.А. Акодис и др.; Под ред. проф. Г.Б. Поляка. — М.: Финансы, ЮНИТИ, 2016. — 518 с.

23. Таможенное право. Учебник / Под ред. Под ред. М.В. Романовского и О.В. Врублевской. — М.: Юрайт, 2016. — 284 с.

24. Таможенное право. Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. — М.: ЮНИТИ, 2016. — 274 с.

25. Таможенное право. Пособие для вузов. Под. ред. Н.Д. Эриашвили и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, закон и право, 2016. — 199 с.

26. Тимошенко И.В. Таможенное право России. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. — 512 с.

27. Трошкина Т.Н. Соотношение экономических и административных методов регулирования внешнеторговой деятельности в России // Таможенное регулирование и таможенный контроль. – 2015. — № 11. – С.22-26

28. Трунина Е.В. Таможенная проверка — новая форма таможенного контроля //Российская юстиция. 2016. № 1. — 151 с.

29. http://customs.ru – офицальный сайт Федеральной таможенной службы Российской Федерации.

30. http://www.eaeunion.org – официальный сайт Евразийского экономического союза.