На сегодняшний день Япония представляет собой мощное, развитое государство, на развитие которого повлияли бурные и интересные исторические события. С помощью исследования можно проследить изменения, преобразования в политической, общественной, религиозной, экономической и
Объектом исследования является само государственное развитие Японии в XIX — XX века.
Предметом является государственный и общественный строй, внешняя и внутренняя политика страны, государственные органы, конституционно-правовые институты.
Цель исследования: увидеть как развивалось японское государство на протяжении XIX — XX веков; какие изменения претерпела государственная и законодательная система; какие пути развития получила внешняя и внутренняя политика, какие нововведения произошли в правовой сфере, как осуществлялась власть, какие изменения были в правовом положении народа.
Задачи: объяснить причины
Методы исследования разнообразны. К ним относятся и
В теоретической базе курсовой работы была использована учебная литература таких авторов, как Яновский, Крашенинникова, Кредер, Якубовский и др., которые очень подробно, познавательно и интересно описали исторические события, происходившие в XIX — XX веках в Японии.
Курсовая работа включает: титульный лист, содержание, введение, 3 раздела, 2 и 3 из которых содержит по 3 подраздела, заключение и список используемой литературы.
1 «Реставрация Мэйдзи»
Япония до XIX в. была феодальной страной, процессы развития которой были в значительной мере заторможены политикой «самоизоляции» прежде всего от «западных варваров». В государственно-правовом отношении Япония формально являлась централизованной монархией. Вся страна была поделена между 280 крупными феодалами (дайме), находившимися в зависимости от феодального дома Токугава. Каждый дайме в своём владении обладал всей полнотой административной и судебной власти. Общественный строй состоял из: кугэ (придворная знать), букэ (воины), чоонин (горожане) и фермеры.
Право Японии в Средние века
... Структура работы соответствует очередности поставленных задач. средневековый право япония судебный Итак, основу феодальной формации ... Конституция Сётоку, или Закон из 17 статей (604 год). С X в. в Японии начинает, таким образом, утверждаться организация землевладения вместе с широким развитием ... - С.208 Основной целью работы является анализ права Японии в средние века. В рамках сформулированной цели ...
Высший слой феодальных князей делился на 2 категории: фудай-даймё, занимавших все административные посты при сегуне, в том числе и в его правительстве «бакуфу», и тодзама-даймё — «внешние» князья, отстраненные от дел управления.[5, с.152] К высшему слою самурайского сословия принадлежала и придворная аристократия (кугэ), полностью зависимая от сёгунской администрации, получавшая от нее «рисовые пайки». За счет «рисовых пайков» жила и основная масса служилого военного самурайства, входящая в армию сёгуна или того или иного даймё. Исключительно самурайским занятием была военная служба. В XVIII в., следствием развития товарно-денежных отношений стало разложение самурайского сословия. В результате чего сложилась категория людей, лишенных собственных средств производства и вынужденных продавать свою рабочую силу.
Первая половина XIX в. характеризовалась почти непрерывными массовыми восстаниями японского
Проявившееся в ходе осакского восстания стремление объединить городские низы и крестьянство показывало, что антифеодальная борьба народных масс поднималась на более высокую ступень. Выступления против крупной торгово-ростовщической буржуазии, находящейся под непосредственной опекой сёгуната, прокатились по всей стране. Они явились дополнением к крестьянскому движению, направленному непосредственно против феодалов.
Глубокий кризис феодальных отношений и обострение классовой борьбы сильно поколебали престиж режима Токугава. Наряду с антифеодальными выступлениями народных масс к концу первой половины XIX столетия активизируется и феодальная оппозиция – противники Токугава. Она ставила своей целью свержение сёгуната и замену его какой-либо другой формой феодального господства. Поэтому оппозиция выступила под лозунгом борьбы за реставрацию императорской власти.
Одним из проявлений политического кризиса токугавского режима была ставшая очевидной несостоятельность политики «закрытия» страны. Социально-экономическая и военная отсталость феодальной Японии не позволяла ей воспрепятствовать попыткам капиталистических держав силой открыть двери страны. Постоянные колебания токугавского правительства, свидетельствовавшие о его слабости, препятствовали принятию четких решений по вопросам внешней политики. Правительство сознавало невозможность продолжать политику изоляции Японии от внешнего мира. Но оно в то же время опасалось, что отказ от этой политики нанесет новый удар ослабевшему режиму.[6, с.162]
Конституции зарубежных стран
... с борьбой молодой революционной буржуазии, возглавившей широкие слои народа, против феодального строя и феодального права, «права-привилегии» (К. Маркс). В современной науке конституционного права термин «конституция? ... объект, Как синоним термина «фактическая конституция» в зарубежных странах часто употребляется термин «социальная конституция» или конституция в материальном смысле слова, а вместо ...
Пятнадцатилетний период, предшествовавший революции 1867 г. проходил под знаком все возраставшего нажима на Японию со стороны капиталистических держав. США и европейские державы воспользовались ситуацией и стали силой навязывать Японии неравноправные договоры, угрожающие превращению страны Восходящего солнца в колонию. Правительство сёгуна подчинилось силе и приняло американские условия.31 марта 1854 г. в Канагава был подписан первый японо-американский договор, по которому для американской торговли открылись порты Симода и Хакодатэ. Вслед за договором с США Япония за короткий промежуток времени заключила аналогичные с Англией, Голландией, Россией и рядом других государств. Неравноправные договоры означали насильственное «открытие» Японии иностранными колонизаторами, которое привело в стране к дальнейшему ухудшению положения большинства народа. Феодальные соперники токугавского дома и поддерживающее их самурайство объявили сёгуна предателем. Буржуазия раскололась на два лагеря: тех, кто приветствовал открытие портов, поддерживая при этом сёгун, и тех, кто защищал политику изоляции, поддерживая феодальную оппозицию. Оппозиция самурайства носила ярко выраженный антииностранный характер. В 1858 г. были подписаны новые договоры с иностранными державами, согласно которым иностранцы приобретали право торговли и экстерриториальности. Кроме того, Япония потеряла права таможенной автономии. Все эти факторы ставили страну в зависимое положение.
С начала 60-х годов в Японии наблюдается дальнейшее обострение политического кризиса. В различных районах страны усилились стихийные
Лидеры антисёгунской коалиции составили меморандум от имени нового императора с требованием к сёгуну немедленно вернуть власть императору, аннулировав полномочия совета регентов и другие основополагающие для прежних порядков институты, а также отчитаться в своих злодеяниях. 14 октября 1867 года сёгун Кэйки объявил о сложении с себя полномочий сёгуна. Политический переворот был дополнен и дворцовым. 8-9 декабря прошло совещание кугэ и чиновничества, на котором были выработаны принципы нового государственного порядка. Императорский манифест от 9 декабря 1867 г. извещал подданных о переходе всей полноты власти к микадо и о новом политическом курсе. В нём говорилось:
Государство и право в Японии в новое и новейшее время
... право толкование конституции. Конституция 1889 г. заложила государственно-правовые основы капиталистического развития страны. Однако в дальнейшем развитие Японии ... землю у помещиков. Эта аренда была сопряжена с повинностями феодального характера. 3. В промышленности система ... сельского хозяйства и торговли, связи. Законодательная власть принадлежала императору совместно с парламентом. Законы, ...
- утверждалось возвращение сёгуном власти;
- упразднялись посты регентов, главного советника и институт бакуфу;
- провозглашался новый политический курс: «Основываясь на принципах, установленных императором Дзимму при образовании нашей страны, — весь народ, гражданские и военные, высшие и низшие, будет участвовать в общественном обсуждении, все должны одинаково делить радости и горести жизни».
С падением сёгуната была разрушена вся традиционная, многовековая военно-государственная система, началась модернизация государственного строя Японии. 6 апреля 1868 года императором Мэйдзи обнародовано клятвенное обещание, определившее главные направления внешней и внутренней политики страны второй половины XIX века:
«1. Будет создано широкое собрание, и все государственные дела будут
2. Все люди, как правители, так и
3. Всем военным и гражданским чинам и всему простому народу будет позволено осуществлять свои собственные стремления, и развивать свою деятельность.
4. Все плохие обычаи прошлого будут упразднены; будут соблюдаться правосудие и беспристрастность, как они понимаются всеми.
5. Знания будут заимствоваться во всем мире, и таким путем основы империи будут упрочены». [4, с.265]
Преобразования охватили важнейшие сферы общественной жизни, учитывая соответствующий опыт европейцев и североамериканцев. Эти реформы носили умеренный характер. Прежде всего, была ликвидирована раздробленность страны, разделение её на отдельные княжества, которые заменили префектурами и столичными округами. Всего насчитывалось 72 кэн (префектур) и 3 фу (столичных округов).
Осуществление верховной власти в префектурах стало входить уже в компетенцию правительственных чиновников. В 1878 г. в городских и сельских округах было учреждено всесословное самоуправление в виде объединенных собраний, участие в которых определялось высоким имущественным цензом.
В 1872 г. количество сословий было уменьшено до трех: кадзоку — титулованная аристократия, сидзоку — бывшее военно-служилое дворянство и хэймин — простой народ. Все сословия были формально уравнены в правах. Но самурайство не потеряло своего привилегированного положения. Крестьяне и горожане получали право иметь фамилию.
В 1872 – 1873 гг. была проведена аграрная реформа. Реформа, закрепила новые поземельные отношения, привела к ликвидации феодальных прав на землю. Земля превратилась в отчуждаемую капиталистическую собственность, облагаемую единым поземельным налогом в пользу государственной казны. Были отменены запреты на продажу и куплю земель. Право собственности на заложенную землю было признано за теми, кому эта земля была заложена. У крестьян была изъята и общинная земля — луга, леса, пустоши.[5, с. 156] Владельцам земли стали выдавать особые удостоверения (тикэн) о правах на землю. Благодаря этому значительная масса помещиков, ранее пользовавшихся землей на вассальных от дайме правах, приобрели реальное право собтственности; это же коснулось и мелких самостоятельных крестьян-арендаторов. Князьям была установлена высокая пенсия, равная 10% условного валового годового земельного дохода. Затем она была капитализирована и князья получили денежную компенсацию за землю в виде правительственных процентных облигаций. Был установлен единый поземельный налог, составивший 3% от стоимости земли.
Реферат сделки с землей
... земли, установление на землю исключительно государственной собственности. Все сделки с землей считались недействительными. В связи с национализацией земли ... государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним ... жизни общества. В процессе исторического развития претерпели изменения системы, виды и формы землепользования, соответственно изменилось и правовое регулирование сделок с ...