Служебная деятельность сотрудников правоохранительных органов неразрывно связана с профессиональным риском. Это подтверждается как деятельностью органов внутренних дел Украины в целом, так и работников в частности правоохранительных органов.
Важность и актуальность рассмотрения проблемы правовой и социальной защиты работников обусловлена рядом обстоятельств:
- Во-первых, в условиях развития правового государства особой остротой встает вопрос о социальной и правовой защите не только всех слоев населения, но и конкретных категорий, в том числе работников милиции (ведь в первую очередь они являются гражданами своего государства);
- Во-вторых, выходом государства на качественно новый уровень международных отношений и готовностью вступить в Европейских институтов;
- В-третьих, интенсивностью развития информационных, компьютерных и телекоммуникационных отраслей в нынешнем веке и своевременном внедрении и использовании этих технологий в подготовке, переподготовке и повышении квалификации работника милиции;
- В-четвертых, особого внимания заслуживают проблемы обеспечения личной безопасности сотрудников правоохранительных органов, в частности милиции.
Они выполняют важную фискальную функцию государства по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности, защиты прав и свобод граждан, всех форм собственности и их профессиональная деятельность связана с риском для жизни и здоровья.
Условия, в которых сегодня работают сотрудники правоохранительных органов, характеризуются нестабильностью в экономической, социальной, правовой областях общества. Происходят раньше неизвестные населению процессы и явления: безработица, экономический кризис, снижение жизненного уровня, подорожание товаров первой необходимости и т.д.. При таких условиях правоохранительные органы Украины, направляют свои усилия на защиту жизни, здоровья, имущества, прав в интересах граждан. Многочисленные случаи преступных посягательств на жизнь и здоровье работников правоохранительных органов в нашей стране показывают, что объектом преступных посягательств является сам работник, ведь главное препятствие на пути достижения правонарушителем его цели.
Итак, проблема безопасности и личной безопасности, считаются актуальными для работников всех правоохранительных органов, и это является самым значительным в деятельности этих работников.
Вместе с тем проблема личной безопасности сотрудников правоохранительных органов Украины в специальной литературе отражена недостаточно. Хотя, следует отметить, немало профессий, таких как «человек-человек», имеют специальные инструкции по безопасности, есть проблема профессиональной безопасности определенным образом решается. Но профессия милиционера до сих пор нет совершенного института техники безопасности ни в методическом, ни в практическом аспектах.
Понятие и значение правоохранительной функции государства
... понятие правоохранительной функции государства; выделить формы и методы осуществления правоохранительной функции государства; рассмотреть признаки, понятия, принципы и функции правоохранительной деятельности; раскрыть понятие и систему правоохранительных органов; рассмотреть понятие и функции судебной власти. Методология настоящей работы заключается ...
Работники правоохранительных органов находятся под защитой закона, нормы которого гарантируют защиту жизни, здоровья, чести, достоинства, имущества работников правоохранительных органов и членов их семей от преступных посягательств и других противоправных действий.
Понятие и виды правоохранительных органов Украины
Механизм государства — это система органов и учреждений, посредством которых осуществляется выполнение внутренних и внешних функций государства. Как правило это — представительные учреждения или законодательная власть, исполнительно — распорядительные органы, неправительственные инстанции и судебные инстанции, органы общественного порядка и государственной безопасности, вооруженные силы.
В механизме нашего государства особое место занимают органы государства специального назначения (контрольные и правоохранительные органы, места лишения свободы, вооруженные силы и т.д.).
Их можно рассматривать как отдельное звено механизма государства, уже привычного разделения на законодательную, исполнительную, судебную власти. Сторонниками четких юридических конструкций своем считают эти органы надлежащими к сфере исполнительной или ОСНО к исполнительной и частично к судебной власти.
Среди органов специального назначения юридическая наука уделяет особое внимание так называемым Правоохранительные органы. Обычно в дословном понимании «правоохранительную деятельность» (обеспечение законности и охрана правопорядка в обществе, борьба с правонарушителями, охрана законных прав и интересов граждан, юридических лиц, общества и государства в целом) должны вести буквально все — граждане, юридические лица, органы законодательной, исполнительной и судебной власти и т.д.. Но для подавляющего большинства субъектов общественных отношений подобная деятельность не является основной.
Итак правоохранительными органами следует считать государственные органы, основной (специальной) функцией которых является обеспечение законности и охрана правопорядка, борьба с правонарушениями, охрана законных прав и интересов граждан, юридических лиц, общества и государства в целом.
Согласно Закону Украины «О государственной защите работников суда i правоохранительных органов» от 11.12.1998 года в правоохранительные органы относятся: органы прокуратуры, внутренних дел, службы безопасности, таможенные органы, органы охраны государственной границы, органы государственной налоговой службы, органы i учреждения исполнения наказаний, государственной контрольно-ревизионной службы, рыбоохраны, государственной лесной охраны, другие органы, осуществляющие правоохранительные функции.
Соответствии с настоящим Законом защиты подлежат работники суда i правоохранительных органов, указанных в части первой настоящего пункта, а также работники Антимонопольного комитета Украины, которые принимают непосредственное участие соответственно в:
- а) рассмотрении судебных дел во всех инстанциях;
- б) расследовании уголовных дел и дел об административных правонарушениях;
- в) оперативно-розыскные деятельности;
- г) охране общественного порядка i общественной безопасности;
- д) исполнении приговоров, решений, определений i постановлений судов, постановлений органов дознания i предварительного следствия и прокуроров;
- е) контроле за перемещением людей, транспортных средств, товаров и других предметов или веществ через государственную i таможенную границу Украины;
- е) контроле за выполнением законов.
Близкие родственники, которые в соответствии с настоящим Законом подлежат защите, — это родители, жена (муж), дети, родные братья i сестры, дед, бабка, внуки, посягательство на жизнь, здоровье, жилье i имущество которых препятствует выполнению работниками суда i правоохранительных органов возложенных на них законом обязанностей i осуществлению предоставленных прав.
Деструктивное влияние коррупции на экономику. Борьба с коррупций ...
... коррупция оказывает разлагающее влияние на все стороны жизни. Итак, подводим итоги… Экономические последствия. 1. Расширяется теневая экономика. Теневая экономика – социально-экономические отношения между отдельными гражданами, социальными группами по использованию государственной ... 4. Коррумпированность правоохранительных органов способствует ... коррупции) на 2,4 балла снижает темп страны примерно на ...
Характерными чертами правоохранительных органов являются:
- а) осуществления ими указанных выше функций, которые в совокупности называют правоохранительной функцией;
- б) наличие у них для выполнения указанных функций соответствующих государственно — властных полномочий, в частности возможности издавать правовые акты (в основном индивидуального характера), обязательные для исполнения теми, кому они адресованы;
- в) возможность непосредственно применять различные меры принуждения (задержание лица, арест, лишение свободы и т.п.);
- г) пребывания деятельности под особым государственным контролем и надзором, осуществление лишь на основе закона и в установленном ими порядке.
Традиционно к числу правоохранительных органов относят суд, прокуратуру, органы юстиции, внутренних дел, государственной безопасности и т.п.. Довольно часто суды как органы правосудия упоминаются в нормативных документах отдельно (в словосочетаниях типа «судебные и правоохранительные органы»).
В систему правоохранительных органов прилегающих некоторые другие государственные учреждения и общественные организации, которые согласно законодательству разделения значительными полномочиями в сфере правоохранительной деятельности, хотя в целом их функции не сводятся к последней, а также возможностью применения государственного принуждения. Среди таких учреждений и организаций следует обратить особое внимание на органы юстиции и адвокатуре.
Правовой основой защиты работников суда i правоохранительных органов и их близких родственников является Конституция Украины, Закон Украины «О государственной защите работников суда i правоохранительных органов», Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Украины, Кодекс Украины об административных правонарушениях, Таможенный кодекс Украины, законы Украины » О статусе судей «,» О прокуратуре «,» О милиции «,» О Службе безопасности Украины «,» Об оперативно-розыскной деятельности «и другие акты законодательства Украины.
Этика делового общения сотрудников органов безопасности
... владение этикой делового общения – это залог успешной профессиональной деятельности, показатель соответствия современным требованиям, предъявляемым к сотрудникам службы органов безопасности. Целью данной работы является выявление принципов и форм профессионального общения работников органов безопасности. 1. Деловое общение: понятие, ...
Меры по обеспечению безопасности. Специальные меры обеспечения безопасности
Для обеспечения безопасности работников суда и правоохранительных органов и их близких родственников, неприкосновенности жилища, а также сохранение их имущества с учетом конкретных обстоятельств могут применяться в соответствии с законодательством такие меры:
- Личная охрана, охрана жилища и имущества;
- Выдача оружия, средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности;
- Установку телефона по месту жительства;
- Использование технических средств контроля и прослушивания телефонных и иных переговоров, визуальное наблюдение;
- Обеспечение конфиденциальности данных об объектах защиты;
- Перевод на другую работу, направление на обучение, замена документов, изменение внешности, переселение в другое место жительства.
В случае установления данных, свидетельствующих о реальной опасности посягательства лиц, принимаются меры по личной охраны работников суда и правоохранительных органов и их близких родственников, их жилища и имущества. При необходимости жилье и имущество лиц, взятых под защиту, за счет средств местного бюджета оборудуются средствами противопожарной и охранной сигнализации, заменяются номера их квартирных телефонов и государственные номерные знаки принадлежащих им транспортных средств. Могут также применяться оперативно-технических средств в соответствии с Законом Украины «Об оперативно-розыскной деятельности». Порядок реализации мер безопасности и вопрос восстановления прав лиц, взятых под защиту, регулируются специальными нормативными актами.
В зависимости от степени угрозы для жизни и здоровья работнику суда или правоохранительного органа и его близким родственникам с соблюдением требований действующего законодательства могут выдаваться оружие, специальные средства индивидуальной защиты и оповещения об опасности.
В случае угрозы совершения насилия или других противоправных действий в отношении лиц, взятых под защиту, по письменным заявлениям или согласия этих лиц может проводиться прослушивание телефонных и иных переговоров. В ходе прослушивания переговоров лиц, взятых под защиту, может применяться звукозапись.
В случае необходимости работник суда или правоохранительного органа, его несовершеннолетние дети и другие близкие родственники могут быть с их согласия временно размещены в местах, гарантирующих их безопасность, в том числе в дошкольных воспитательных учреждениях или учреждениях органов социальной защиты населения Украины.
По решению органов, обеспечивающих безопасность, принятым в соответствии с их компетенцией, может быть наложен временный или постоянный запрет на выдачу сведений о месте проживания лиц, взятых под защиту, и других сведений о них адресными бюро, паспортными службами, подразделениями Госавтоинспекции, справочными службами АТС и другими официальными информационно-справочными службами.
По ходатайству или с согласия лиц, взятых под защиту, если их безопасность не может быть обеспечена другими мерами, они временно или постоянно переводятся на другую работу, направляемых на обучение, переселяются в другое место жительства, могут быть изменены их внешность, анкетные данные с выдачей соответствующих личных документов.
Социальная защита работников. Охрана труда
... коллектив предприятия и располагающим для этого необходимыми правами и возможностями, выступает профсоюзная организация. Конкретным инструментом или институтом социальной защиты работников на предприятии является коллективный договор. Наряду с социально-организационными в обществе имеется ...
Указанные меры должны осуществляться без какого-либо ущемления жилищных, трудовых, пенсионных и других прав лиц, взятых под защиту.
При временном переселении в другое место жительства жилая площадь по постоянному месту жительства подлежит бронированию.
Решение вопросов переселения в другое место жительства, предоставления жилой площади, материальной помощи в размере минимальной заработной платы или должностного оклада по предыдущему месту работы работника суда или иного правоохранительного органа и трудоустройство обеспечивается органом, принявшим решение о принятии мер безопасности, в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.
Основания и поводы для принятия мер безопасности:
- основанием для принятия мер безопасности лиц есть данные, свидетельствующие о наличии реальной угрозы их жизни, здоровью или имуществу;
- поводом для принятия мер безопасности работников суда или правоохранительного органа и его близких родственников может быть:
- Заявление работника или его близкого родственника;
- Обращение руководителя соответствующего государственного органа;
- Получение оперативной и иной информации о наличии угрозы жизни, здоровью, жилью и имуществу лиц, подлежащих защите.
Решение о принятии мер безопасности принимают:
- Руководители органов внутренних дел — о защите работников соответствующего органа внутренних дел, государственной лесной охраны, рыбоохраны, таможенных органов, органов и учреждений исполнения наказаний и их близких родственников;
- Руководители органов службы безопасности — по защите работников службы безопасности и органов системы Управления государственной охраны, их близких родственников;
- Председатель суда — по защите работников соответствующего суда и других органов, указанных в статье 2 Закона «О государственной защите работников суда и правоохранительных органов», и их близких родственников;
- Руководители органов охраны государственной границы Украины — по защите работников этих органов и их близких родственников;
- Руководитель разведывательного органа Министерства обороны Украины — относительно защиты сотрудников органа и их близких родственников.
Осуществление специальных мероприятий обеспечения безопасности работников суда и правоохранительных органов и их близких родственников возлагается:
- В отношении работников службы безопасности и органов системы Управления государственной охраны — на органы службы безопасности;
- В отношении работников органов охраны государственной границы — на органы охраны государственной границы Украины;
- В отношении сотрудников разведывательного органа Министерства обороны Украины и их близких родственников — на разведывательный орган Министерства обороны Украины;
- Относительно других работников — на органы внутренних дел.
С этой целью в структуре указанных органов создаются специальные подразделения.
Безопасность военнослужащих обеспечивается такими же мерами, как и безопасность судей и работников правоохранительных органов, которые применяются с учетом пребывания этих лиц на военной службе.
Органы исполнительной власти Украины
... в систему органов исполнительной власти входят такие звенья: Кабинет Министров Украины – вышестоящий орган в системе органов исполнительной власти; министерства, государственные комитеты и другие центральные органы исполнительной власти; органы исполнительной власти АРК; - областные государственные администрации, управления, отделы министерств, других центральных органов исполнительной власти; ...
Для защиты военнослужащих командиры воинских частей (подразделений) принимаются следующие меры: командировки в другой воинской части или военного учреждения; перевод на новое место службы.
Органы, принимающие решение об обеспечении безопасности в соответствии со статьей 14 Закона «О государственной защите работников суда и правоохранительных органов», получив заявление об угрозе безопасности лиц, указанных в статье 2 Закона «О государственной защите работников суда и правоохранительных органов», обязаны проверить это заявление и в срок не более трех суток, а в неотложных случаях — немедленно, принять решение о применении или об отказе в применении мер безопасности. О принятом решении выносится мотивированное постановление с указанием конкретных мер по обеспечению безопасности и сроков их осуществления, о чем письменно сообщается заявителю.
В случае, когда имеется достаточно данных, указывающих на признаки преступления, в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством, принимается решение о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела или о передаче заявления о преступлении по подследственности или подсудности.
Решения органов о применении специальных мер относительно работников суда, правоохранительных органов и их близких родственников обязательны для исполнения соответствующими органами, предприятиями, учреждениями, организациями и их должностными лицами.
правоохранительный орган право законодательство
3. Органы, обеспечивающие безопасность, их права и обязанности. Ответственность за невыполнение обязанностей, установленных законодательством
Орган, принимающий решение о применении мер безопасности, имеет право:
- а) истребовать необходимые материалы и получать объяснения без проведения следственных действий по заявлениям и сообщениям об угрозе безопасности лиц, взятых под защиту;
- б) требовать от органов, осуществляющих меры безопасности, применения дополнительных мер;
- в) отменять осуществляемые меры полностью или частично.
Органы, осуществляющие меры безопасности, имеют право:
- а) определять перечень мер безопасности, средства и методы их применения, в случае необходимости — изменять и дополнять эти меры;
- б) требовать от подзащитных лиц соблюдения условий осуществления мер безопасности, а также выполнения законных распоряжений, связанных с применением этих мер;
— в) обращаться в орган, который принимает решение о применении мер безопасности, с ходатайством о решении вопроса по их применению в отношении лиц, взятых под защиту, в процессе выполнения ими своих служебных обязанностей, или об отмене осуществляемых мероприятий.
Органы, обеспечивающие безопасность, обязаны:
- а) немедленно реагировать на каждый случай противоправных действий, ставший им известным, относительно определенных лиц;
- б) обеспечивать защиту жизни, здоровья, достоинства, жилья и имущества лиц, взятых под защиту, в соответствии с характером угрозы;
- в) своевременно сообщать подзащитных лиц об изменении или отмене меры по их безопасности.
Органы, обеспечивающие безопасность, должны соблюдать законности и относиться с уважением к правам и свободам граждан.
Органы дознания и предварительного следствия
... практической помощи в раскрытии и предупреждении преступных деяний. Предварительное расследование делится на два вида: дознание и предварительное следствие. Дознание является наиболее простой разновидностью ... в органах прокуратуры, внутренних дел и Службе безопасности организована и действует система повышения квалификации следственных и оперативных работников. Активно используется заочная и ...
Сведения о мерах безопасности и лиц, взятых под защиту, являются информацией с ограниченным доступом.
Лицо, в отношении которого принято решение о применении специальных мер безопасности, имеет право:
- а) знать о мерах безопасности, применяемых в отношении него;
- б) требовать от органа, обеспечивающего безопасность, применения дополнительных мер безопасности или отмены каких-либо из осуществляемых мер;
- в) обжаловать прокурору или соответствующему высшего органа, обеспечивающего безопасность, незаконные решения и действия должностных лиц, обеспечивающих ее безопасность.
Лицо, взятое под защиту, имеет ряд обязанностей:
- а) выполнять законные требования органов, обеспечивающих ее безопасность;
- б) немедленно информировать указанные органы о каждом случае угрозы или противоправных действий в отношении него;
- в) бережно относиться к имуществу, оружия и документов, выданных ей во временное личное пользование для обеспечения безопасности;
- г) использовать выданную оружие исключительно в интересах обеспечения своей защиты и выполнения возложенных на нее законом обязанностей.
Отменяться специальные меры обеспечения безопасности могут лишь в следующих случаях:
а) истечения срока конкретного меры обеспечения безопасности;
- б) устранение опасности;
- в) заявление лица, в отношении которого применены меры обеспечения безопасности;
- г) систематическое невыполнение лицом, взятым под защиту, законных требований органов, обеспечивающих ее безопасность, если это лицо письменно был предупрежден о возможности такой отмены.
При наличии оснований для отмены мер обеспечения безопасности уполномоченным должностным лицом органа выносится мотивированное постановление об их отмене, о чем письменно сообщается лицу, взята под защиту. Указанное постановление может быть обжаловано заинтересованным лицом прокурору или соответствующему высшего органа, обеспечивающего безопасность. Такая жалоба должна быть рассмотрена срочно. О принятом решении это лицо уведомляется в течение суток.
Непринятие решений, несвоевременное принятие или принятие недостаточно обоснованных решений, непринятия соответствующих мер безопасности работников суда и правоохранительных органов и их близких родственников соответствующими должностными лицами органов влечет дисциплинарную или уголовную ответственность, предусмотренную действующим законодательством.
Ответственность за разглашение сведений о мерах безопасности:
- разглашение сведений о мерах безопасности лицами, принявшими решение об обеспечении мер безопасности, или лицами, которые их осуществляют, влечет дисциплинарную ответственность, а в случаях, когда разглашение таких сведений повлекло тяжкие последствия, — уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством;
— разглашение таких сведений лицом, взятым под защиту, влечет за собой административную ответственность, а в случаях, когда разглашение сведений о мерах безопасности повлекшее тяжкие последствия, — уголовную ответственность, предусмотренную действующим законодательством.
Правоохранительные органы в системе безопасности России
... правоохранительных органов системе обеспечения безопасности в России, и рассмотреть правовые аспекты деятельности основных правоохранительных органов. Опираясь на цель реферата, целесообразно поставить следующие задачи: Рассмотреть правоохранительные органы в системе безопасности России ·Рассмотреть функции Федеральной службы безопасности. ...
В случаях умышленного неисполнения или ненадлежащего исполнения законных требований органа, осуществляющего меры защиты, лицо, взятое под защиту, обязана возместить в соответствии с законодательством причиненные вследствие этого убытки.
Продажа, залог или передача другим лицам имущества, предоставленного в личное пользование лицу, взятой под защиту, для обеспечения ее безопасности, а также утрата или повреждение этого имущества влечет ответственность, предусмотренную действующим законодательством.
Контроль за обеспечением защиты работников суда, правоохранительных органов и их близких родственников осуществляют соответственно Министр внутренних дел Украины, Председатель Службы безопасности Украины, Генеральный прокурор Украины, Председатель Верховного Суда Украины, Председатель Государственного комитета по делам охраны государственной границы Украины, руководитель разведывательного органа Министерства обороны Украины .
Надзор за соблюдением законности при обеспечении защиты работников суда, правоохранительных органов и их близких родственников осуществляется Генеральным прокурором Украины и подчиненными ему прокурорами.
- Основные тенденции реформирования обеспечения безопасности правоохранительных органов
Правоохранительные органы (система уголовной юстиции) являются ключевыми в системе органов исполнительной власти. Стабильное и эффективное их функционирование является необходимым условием защиты конституционного строя, обеспечения законности и правопорядка, соблюдения прав и свобод человека и гражданина. От эффективности деятельности правоохранительных органов в значительной мере зависит успешность реализации национальных и стабильность общественного развития.
Ныне существующая в Украине модель правоохранительной системы по многим критериям не соответствует растущим потребностям общества и общепризнанным международным демократическим стандартам в этой сфере. Это в ближайшее время может стать препятствием для дальнейшего развития правоотношений в экономической, социально-политической и других сферах общественной и государственной жизни, формирования полноценного гражданского общества.
Современные изменения социально-экономических и политико-правовых условий функционирования правоохранительной системы, курс нашего государства на евроинтеграцию детерминирующих потребность в реформировании системы правоохранительных органов, адаптации ее к общественным потребностям и возможностям государства.
Характерный для советских времен метод реформирования аппарата управления путем лишь его сокращение сегодня нельзя рассматривать как эффективный. Нужен, прежде всего, системно-функциональный подход, который позволит усовершенствовать деятельность правоохранительных органов путем оптимизации задач и функций, структуры и численности, финансового, материально-технического, организационно-правового и кадрового обеспечения.
В последние годы в Украине правоохранительные органы получали все больше полномочий и функций, иногда совсем не свойственных органам уголовной юстиции. В результате был принят ряд законов, регулирующих их деятельность. Время не произошло целостной реформы, вместо сформировались слишком самостоятельные правоохранительные «монстры», функции которых дублировали друг друга, что привело к «нездоровой» «конкуренции между ними.
История развития прокуратуры Украины
... прокурора Украины - пять лет. Из приведенного вытекает , что Генеральный прокурор есть наивысшим должностным лицом в единой системе органов прокуратуры, возглавляет ее работу. Это ... Конституции Украины и Законом Украины "О прокуратуре" функции прокуратуры Украины имеют особые назначения и задачи , поскольку их выполнения оказывает содействие утверждению законности в государстве, обеспечению ...
Искусственно создана ситуация значительно перегружает бюджет государства и, естественно, приводит к коррупционным схемам внутри этих органов. Таким образом, если устранить дублирование и четко разграничить функции этих органов по принципу «органы внутренней и внешней безопасности», наладить эффективный контроль за их деятельностью, в том числе парламентский и общественный, и процессуально закрепить принципы деятельности каждого из них, это даст возможность вдвое сократить численность правоохранителей, в два с половиной раза уменьшить затраты на их содержание, а высвободившиеся средства использовать на техническое переоснащение этих структур, повышение заработных плат работникам и т.п..
Концепция заложила основы создания четкой ответственности за определенные направления деятельности руководителей правоохранительных органов. По оценкам зарубежных экспертов, внедрение Концепции позволит значительно уменьшить проявления коррупции как в правоохранительных органах частности, так и в государстве в целом.
Предложенная Концепция предусматривает оптимизацию структуры правоохранительных органов путем: реформирование структурных звеньев правоохранительных органов согласно Программы Президента Украины Януковича В. Ф. «Украина — для людей»; четкого определения задач и функций всех правоохранительных органов и их структурных подразделений; устранения дублирования и параллелизма в деятельности отдельных правоохранительных органов, а также привлечение работников к выполнению не свойственных им функций, определение оптимальной и обоснованной штатной численности служб и подразделений каждого правоохранительного органа; постепенного введения дифференцированных нормативов штатной численности и нагрузки в зависимости от характера возложенных задач; оптимизации нагрузки на работников всех уровней системы правоохранительных органов, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Кроме этого, предусмотренные Концепцией меры по реформированию основываются на сформированных мировой практикой принципиальных основах функционирования правоохранительных органов в соответствии с общепризнанными международными демократическими стандартами, среди которых ключевое значение имеют следующие: приоритетность законодательной регламентации задач, функций и порядка деятельности правоохранительных органов; независимость правоохранительных органов от органов власти , должностных и политических лиц в пределах, определенных Конституцией и законами Украины, совершенствование механизма внутреннего и судебного контроля за деятельностью правоохранительных органов и их должностных лиц, прежде всего, с позиции обеспечения уважения к личности и справедливости, а также постоянного повышения эффективности их управления, усиление ответственности правоохранительных органов, их должностных лиц за свои решения, действия или бездеятельность перед гражданами, права которых были нарушены; внедрение механизма контроля за функционированием правоохранительных органов со стороны общества через институты парламентской и прямой демократии; закрепление принципов эффективности, открытости и добропорядочности в деятельности правоохранительных органов.
Концепция предусматривает реформирование органов Министерства внутренних дел Украины, Службы безопасности Украины, Государственной пограничной службы Украины, Государственной налоговой службы Украины, Государственной уголовно-исполнительной службы Украины, Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы, прокуратуры, а также комплексное решение задач по реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, обеспечения безопасности граждан, противодействия преступности, охраны границ, контроля таможенных и налоговых сборов.
Деятельность правоохранительных органов должна основываться на следующих принципах:
- Законности;
- Соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
- Обеспечение независимости правоохранительных органов от политического и иного незаконного воздействия;
- Усиление профилактических функций в противодействии преступности;
- Взаимодействие с государственными органами, органами местного самоуправления и общественными организациями;
- Открытости и добропорядочности в деятельности правоохранительных органов.
Реформирование правоохранительных органов должно осуществляться по следующим направлениям:
- Создание нормативно-правовой базы, регламентирующий деятельность правоохранительных органов;
- Формирование институтов и организационных структур правоохранительных органов;
- Научное обеспечение функционирования правоохранительных органов;
- Финансовое и материально-техническое обеспечение правоохранительных органов.
В ходе реформирования должно быть осуществлено:
- а) разграничение компетенции правоохранительных органов, устранения дублирования их полномочий;
- б) определение оптимальной штатной численности работников правоохранительных органов с одновременным повышением уровня их материально-технического обеспечения;
- в) демилитаризация личного состава правоохранительных органов, предоставление работникам статуса государственных служащих.
Реализация Концепции будет происходить поэтапно в течение десяти лет. Реформы планируется провести в три этапа.
На первом этапе (2010-2011 годы) — разработка и принятие Программы реформирования правоохранительных органов с определением конкретных мероприятий, сроков их выполнения и исполнителей, принятие новых и внесение изменений в действующие законы и других нормативно-правовых актов в соответствии с общепризнанными международными нормами и стандартами.
На втором этапе (2012-2015 годы) — проведение основных институциональных преобразований.
На третьем этапе (2015-2020 годы) — нормативно-правовое и научно-методическое сопровождение функционирования обновленной системы правоохранительных органов.
Выводы
Ведущее место в государственном механизме Украины занимают правоохранительные органы — государственные органы, основной функцией является обеспечение законности и охраны правопорядка, борьбы с правонарушениями, охраны законных прав и интересов граждан и государства в целом.
Рассмотрев систему правоохранительных органов Украины в число которой входят: суд, прокуратура, органы юстиции, внутренних дел, государственной безопасности и другие органы, можно сказать что каждый из этих органов выполняют различные функции но они все стоят на защите прав и свобод граждан Украины и контроль за соблюдением законов Украины.
Государство создает такие органы, деятельность которых называется правоохранительной. Эта правоохранительная деятельность является властью, которая осуществляется посредством правового воздействия, обладает правомочиями применять меры государственного принуждения, которые происходят только на основе закона и в установленном им порядке.
В систему правоохранительных органов как мы знаем относятся другие государственные учреждения и общественные организации, которые в соответствии с законодательством наделены значительными полномочиями в сфере правоохранительной деятельности, хотя в целом их функции не сводятся к последней, а также не обеспечиваются возможностью применения государственного принуждения. Среди таких учреждений и организаций следует обратить внимание на органы юстиции и адвокатуре, которые тоже играют важную роль в механизме государства.
Государство обеспечивает личную безопасность судей и работников правоохранительных органов и их семей.
В случае поступления от указанного работника заявления о совершении в связи с его служебной деятельностью посягательства на его жизнь и здоровье, уничтожения или повреждения его имущества, угрозу убийством, насилием или повреждением имущества, оскорбление или клевету на него, а также о посягательствах на жизнь и здоровье близких родственников (родителей, жены, мужа, детей), угрозу им убийством, повреждением имущества органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры, чтобы обеспечить безопасность судьи или работника правоохранительных органов, членов его семьи и сохранения их имущества.
С целью создания условий для деятельности судов и правоохранительных органов государством разработаны и постепенно воплощаются в жизнь соответствующие меры по обеспечению их необходимым оборудованием, транспортом, средствами оргтехники и другими материально-техническими ресурсами, в том числе выделяют валютные средства для осуществления международных связей. Судей и членов их семей приравнена по медицинского, бытового и транспортного обслуживания в соответствующих должностных лиц Кабинета Министров Украины, местных государственных администраций.
Жизнь и здоровье соответствующих работников подлежат обязательному государственному страхованию. В случае гибели (смерти), которая произошла в связи с исполнением служебных обязанностей семье погибшего выплачивается единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания по последней должности. Пенсию или пожизненное денежное содержание выплачивается полностью, независимо от заработка, получаемого после выхода на пенсию.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/pravoohranitelnyie-organyi-v-ukraine/
1. Конституция Украины
— Уголовный кодекс Украины
— Уголовно-процессуальный кодекс Украины
— Закон Украины «Об обеспечении безопасности лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве» от 23 декабря 1993
— Закон Украины «О государственной защите работников суда i правоохранительных органов» от 11.12.1998 г.
— Приказ МВД Украины № 467 «О создании специальных подразделений милиции для обеспечения безопасности работников суда, правоохранительных органов и лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, членов их семей и близких родственников» от 23 июля 1997
— Приказ МВД Украины № 130 «Об утверждении Временной инструкции о порядке обеспечения безопасности работников суда, правоохранительных органов, лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве» от 26 февраля 1998
— Приказом МВД Украины № 523 «Об утверждении Положения о порядке приобретения, видя, учета, хранения и применения огнестрельного оружия, боеприпасов к нему, специальных средств индивидуальной защиты работниками судов и правоохранительных органов, а также лицами, которые принимают участие в уголовном судопроизводстве» от 24.07. 1996
— Распоряжение Кабинета Министров Украины от 28 июня 1997 года № 335-Р «О создании в структуре милиции общественной безопасности специальных подразделений для обеспечения безопасности работников суда, правоохранительных органов, лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве».
— Постановление Кабинета Министров Украины от 7 сентября 1993 года N 706 (706-93-п) «О порядке продажи, приобретения, регистрации, учета, хранения и применения специальных средств самообороны, заряженных веществами слезоточивого и раздражающего действия».
— Гогусь О.В. Развитие законодательства о безопасности субъектов уголовного судопроизводства как одно из направлений судебно-правовой реформы. / / Вестник Днепропетровского юридического института. 1998г. № 8. Ст. 56-64.
— Смирський В.В. Обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства / / Запорожский юридический институт. Вестник. — Запорожье, 2000. № 2. 152-155.
— Зеленецкий В.С. Куркин Н.В. Понятие безопасности и ее обеспечение участниками уголовного процесса. / / Университет внутренних дел. Вестник. — М., 1997. Ст. 84-88.
— Усенко О.В. Проблема защиты участников криминальпого процесса / / Борьба с организованной преступностью и коррупцией. — Межведомственный научно-исследовательский центр. Научно-практический журнал № 7. Киев-2003. Ст.133-138.