Коррупция в органах государственной власти и методы борьбы с ней

Необходимо признать, что сегодня коррупция стала одной из основных угроз национальным интересам и национальной безопасности России, ведущим фактором стагнации экономики, сохранения и развития выраженного социального неравенства вопреки официальным усилиям государства. Значительная часть федеральных экономических программ потерпела крах в результате коррупционной блокады. Коррупция в немалой степени ограничила свободное действие экономических законов и снизила престиж России в глазах мирового сообщества, стала одним из главных препятствий на пути выгодных для всей страны зарубежных инвестиций.

Многие ожидания народа, связанные с демократическими преобразованиями последнего десятилетия, оказались обманутыми в результате неспособности государства и гражданского общества найти в себе силы для преодоления коррупции. Российское общество устало от коррупции. Национальное самосознание созрело для глубоких антикоррупционных преобразований, затрагивающих все сферы социальной жизни. Настало время для формирования и укрепления новой социальной и правовой среды, в которой не распространяется коррупция.

Сегодня проблема коррупции и борьбы с ней является одной из приоритетных для российского общества и государства1 . По проблемам коррупции принимаются сотни решений на федеральном уровне, создаются антикоррупционные комиссии в Государственной Думе и Совете Федерации, а также в Совете Безопасности РФ, создаются многочисленные общественные организации в регионах, проводятся исследования и защищаются диссертации, публикуются статьи и книги. Тем не менее, проблема коррупции в нашей стране не решается2 . В России по-прежнему нет единой антикоррупционной политики как части государственной политики.

Целью представленной работы является выявление сущности, специфики и социальных последствий коррупции в органах государственной власти для разработки мер профилактики и борьбы с коррупцией.

Характеристика коррупции

Коррупция – явление весьма многоплановое, поэтому сегодня идут жаркие споры вокруг определения этого понятия. Коррупция рассматривается как социальное, правовое и криминологическое явление, охватывающее совокупность общественно опасных деяний, как криминализированных, так и (по различным причинам) не криминализированных в нашей стране, но признанных преступными в мировой практике3 . Определений коррупции много. Представляется целесообразным употребление краткого и емкого определения, которое используется в документах ООН и Совета Европы: «Коррупция – это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях, в целях третьих лиц или групп». Из этого определения видно, что коррупция выходит за пределы взяточничества. Кроме него, она включает многочисленные формы незаконного присвоения публичных средств для частного использования.

4 стр., 1854 слов

Коррупция в России

... коррупции оценивается намного ниже. Борьба с коррупцией в России Указ президента РФ Бориса Ельцина «О борьбе с коррупцией в системе государственной ... крайне опасна как для государства, так и для общества. В сущности, в современной России отсутствует какая-либо политическая ... бороться с коррупцией. Так, в российском законодательстве до сих пор нет четкого определения термина «коррупция», что оставляет ...

В таком понимании по действующему уголовному законодательству коррупционная преступность прямо или косвенно включает в себя значительный ряд действий, предусмотренных в гл. 19, 21, 23 и 30 Уголовного Кодекса РФ:

  • некоторые преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина (воспрепятствование осуществлению избирательных прав, фальсификация избирательных документов и другие формы «покупки» власти – политическая коррупция);
  • преступления против собственности (присвоения или растраты и другие);
  • преступления против службы в коммерческих и иных организациях (злоупотребления, коммерческий подкуп и т.д.);
  • традиционные должностные преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного управления (злоупотребления, присвоения, взяточничество, служебный подлог и др.).

Перечисленные виды коррупции не находят целостного отражения в официальной криминальной статистике. В последние годы реальное совершение этих преступлений интенсивно росло, что не находило адекватного регистрационного отражения, а тем более – реального осуждения. Зарегистрированное взяточничество за 1991 – 1999 гг. увеличилось на 171,2%. Коммерческий подкуп в 1999 г. возрос на 163%. За 1999 г. присвоения и растраты увеличились на 7,8, взяточничество – на 18,3, а коммерческий подкуп – на 26,9%.

По современным оценкам, коррупционные преступления (особенно взяточничество) выявляются не более чем на 1 – 2%, а реальное уголовное наказание несут не более 0,1 – 0,2% от уровня фактических коррупционеров.

По данным международной независимой организации «Транспаренси интернешнл» (международная гласность), по состоянию на 1999 год наша страна имела один из наименее благоприятных индексов коррумпированности власти – 2,4 (оценки выставляются по 10-балльной системе: 10 баллов – нет коррупции, 0 баллов – абсолютная коррупция)4 .

особенности

Коррупция душит Россию, и необходимы экстраординарные меры для эффективного предупреждения, контроля и минимизации ее до социально терпимого уровня коррупционной деятельности. Причем особую опасность представляет не низовая (мелкая) коррупция, которая в определенной мере является производной от поведения высших властей, а коррупция правящей, политической и экономической элиты, то есть коррупция в органах государственной власти.

11 стр., 5158 слов

Формы и методы реализации исполнительной власти в процессе государственного ...

... соотношения исполнительной власти с государственным управлением, роль исполнительной власти в процессе государственного управления. «Конституционное право». Дало общую характеристику органов исполнительной власти, их классификацию и роль в процессе государственного управления. «Теория государственного управления». Прорабатывались, собственно, формы и методы реализации исполнительной власти. ...

Коррупция в органах государственной власти:

особенности и социальные последствия

коррупции политической

Политические аспекты коррупции многозначны и противоречивы. Они недостаточно разработаны в нашей криминологической, правовой и политологической науке, хотя практические реалии настоятельно этого требуют. В мировой литературе эти проблемы давно и продуктивно анализируются.

В Уголовном Кодексе РФ не предусмотрено уголовной ответственности за политическую коррупцию. О ней можно говорить применительно к некоторым коррупционным деяниям против конституционных прав и свобод человека и гражданина, против основ государственного строя и государственной власти. Политически мотивированная коррупция совершается отдельными лицами или группами с целью захвата или удержания власти, а также против своих политических конкурентов.

В России, да и в других странах, широко распространена опасная политическая коррупция, совершаемая путем внешне легитимного, а фактически неправомерного овладения денежными и товарными потоками, нецелевого использования бюджетных ресурсов, получения финансовых средств (путем «черного» или «серого» нала) на выборные кампании и другие политические цели под будущие государственные должности, финансовые льготы, получение необходимых квот и других привилегий. К политической коррупции следует также отнести разнообразные формы изощренных и «грязных» избирательных технологий, реализуемых для непосредственной и опосредованной покупки голосов избирателей во время выборов.

Серьезным аспектом политической коррупции является отсутствие политической воли для эффективной борьбы с коррупцией. Есть достаточно оснований полагать, что коррупционная стихия отвечает интересам определенной части правящей, политической и экономической элиты.

Итак, необходимо осознавать, что коррупция в органах государственной власти имеет серьезные политические последствия: демократия становится неэффективной6 . Уменьшается доверие к власти, падает престиж страны на международной арене, искажается реальная политическая конкуренция, появляется ностальгия о твердой руке и утверждается объективно подкрепляемая, но непродуктивная мысль: либералы принесли стране вреда больше, чем коммунисты. Именно поэтому сегодня особенно остро стоит проблема борьбы с коррупцией.

Борьба с коррупцией в органах государственной власти:

необходимость и методы

Правовые основы борьбы с коррупцией

Для создания единой правовой основы функционирования системы формирования и реализации антикоррупционной политики, систематизации антикоррупционного законодательства и его гармонизации с нормами международного права необходим новый закон. Такой законопроект подготовлен инициативной рабочей группой. Концепция законопроекта основывается на следующих положениях.

  1. Коррупция представляет собой постоянно самовоспроизводящееся явление, коренящееся в недрах самого уклада социальной жизни, не признающее культурно-этнических и территориальных границ. Борьба против коррупции является постоянной функцией государства и заботой всего общества.
  2. Борьба против коррупции затрагивает интересы каждого гражданина, общества и государства.
  3. Основы антикоррупционной политики могут быть только комплексным правовым актом. Правовая политика в любой сфере, в том числе в сфере борьбы с коррупцией содержит в себе три основных элемента, некую «триаду»: развитие правосознания, правотворчество и правоприменение.
  4. Приоритетным направлением антикоррупционной политики является предупреждение коррупции.
  5. В целях достижения социально необходимого уровня эффективности антикоррупционной политики допустимо устанавливаемое федеральным законом определенное ограничение прав лиц, занимающих государственные должности, должности государственной и муниципальной службы.
  6. Самой острой и вынужденной формой государственного реагирования на наиболее опасные формы коррупционного поведения является антикоррупционная уголовная политика7 .
  7. Транснациональный характер коррупции обусловливает принятие российским государством обязательств по поддержке и всестороннему развитию международного сотрудничества в борьбе с коррупцией, что является одним из приоритетов антикоррупционной политики.