Право граждан на обеспечение занятости и трудоустройство

Право граждан на обеспечение занятости и трудоустройство.

Согласно части 3 статьи 37 Конституции РФ каждый имеет право на защиту от безработицы.

Закрепление в Конституции права на защиту от безработицы в качестве неотъемлемого элемента права на труд имеет жизненно важное значение для всех лиц наемного труда, а также общества в целом. Стремление любого общества к полной занятости связано не только с тем, что трудом создаются материальные блага и услуги, но и с тем, что вознаграждение, которое получают трудящиеся, предоставляет им возможность осознавать свою социальную роль в обществе и чувство самоуважения, приобретаемое ими в связи с этим. Практически все важнейшие международно-правовые акты о правах и свободах человека и гражданина содержат положения о взаимообусловленности свободного труда, свободного выбора рода деятельности и профессии и защиты от безработицы.

Международный кодекс труда, состоящий из конвенций и рекомендаций МОТ, наиболее обстоятельно решает вопросы защиты от безработицы в Конвенции МОТ N 122 «О политике в области занятости», 1964 г. и Конвенции МОТ N 168 «О содействии занятости и защите от безработицы» 1988 г. (см.: указанное издание МБТ, т. II, с. 1428-1431, 2171-2184).

Эти конвенции рассматривают содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости первоочередной задачей и неотъемлемой частью экономической и социальной политики государства. Конечной целью этой политики является обеспечение того, чтобы имелась работа для всех, кто готов приступить к ней и ищет ее; такая работа была бы как можно более продуктивной (в это понятие обычно вкладывается следующий смысл: выполняемая работником работа должна соответствовать его профессиональным и физическим возможностям и приносить максимальную пользу обществу); существовала свобода выбора занятости и самые широкие возможности для каждого трудящегося получить подготовку и использовать свои навыки и способности для выполнения работы, к которой он пригоден, независимо от расы, цвета кожи, пола, религии, политических взглядов, иностранного происхождения или социального положения. Поэтому на каждом конкретном историческом этапе развития страны эта политика основывается на учете уровня экономического развития и взаимной связи между целями в области занятости и другими целями общества.1

Отношения в сфере занятости населения регулируются: Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. (в редакции от 20 апреля 1996 г.) «О занятости населения в Российской Федерации»2 (ВВС РСФСР, 1991, N 18. ст. 565, Российская газета, 1996 г., N 84, с. 3-4); гл. III-А КЗоТ; иными законами и подзаконными нормативными актами, определяющими государственную политику в области занятости в отношении отдельных групп населения, особо нуждающихся в защите от безработицы.

6 стр., 2776 слов

Основные права человека в области труда

... правам в сфере труда. Большое количество норм и положений, направленных против дискриминации в сфере труда и трудовых отношений, содержится в конвенциях и рекомендациях МОТ. Этому посвящены: Конвенция № 111 о дискриминации в области труда и занятий, Конвенция ...

Закон РФ о занятости в разделе II закрепил право граждан на обеспечение занятости и трудоустройство.

Содержание этого права очень емкое и весь указанный Закон направлен на реализацию этого права.

Занятость — это деятельность граждан, не противоречащая законодательству, приносящая им заработок (трудовой доход).

Она означает, что гражданин фактически реализует свободу выбора вида занятости и свое право на труд.

Занятыми считаются граждане (ст. 2 Закона РФ о занятости):

1) работающие по трудовому договору, имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая временные, сезонные работы;

2) самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе индивидуально-трудовой деятельностью (включая фермеров, писателей и др.), предприниматели, а также члены производственных кооперативов;

3) избранные, утвержденные или назначенные на оплачиваемую должность;

4) военнослужащие любых родов войск, служащие в органах внутренних дел;

5) трудоспособные учащиеся любых очных учебных заведений, включая обучение по направлению Службы занятости;

6) временно отсутствующие на работе (отпуск, болезнь, переподготовка и т. п.;

7) выполняющие работы по гражданско-правовым договорам (договорам подряда).

Как видно из указанного, существуют различные виды занятости, и понятие «занятые граждане» значительно шире понятия «работники», поскольку последние лишь один из видов занятости, хотя и самый многочисленный.

Обеспечение занятости — это комплекс социально-экономических, юридических и организационных гарантий, способствующих борьбе с безработицей, реализации всеми желающими своего права на труд, помощь нуждающимся в содействии в подыскании подходящей работы и трудоустройстве.

Трудоустройство — это процесс подыскания подходящей работы, подготовки к ней и устройства на эту работу. Трудоустройство может осуществлять сам гражданин без помощи какого-либо органа (сам подыскал работу и устроился на нее).

Но оно может осуществляться и с помощью государственной службы занятости, ее центров на местах.

В отличие от самостоятельного трудоустройства, при котором сам гражданин решает подходит работа или нет, при трудоустройстве через содействие службы занятости этот орган определяет в соответствии с законом подходит или нет гражданину предлагаемая работа.

К трудоустройству относится и перевод с согласия работника, подлежащего увольнению не по его вине, на другую работу на данном предприятии, в учреждении, организации. Это так называемое внутреннее (внутри предприятия) трудоустройство лежит на обязанности администрации.3

Рассмотрим положения главы II Закона РФ о занятости.

В соответствии с частью 1 статьи 8 указанного Закона, граждане имеют право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю (организация (юридическое лицо) либо физическое лицо, с которым гражданин вступает в трудовые отношения), или путем бесплатного посредничества органов службы занятости, или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения.

11 стр., 5184 слов

Обеспечение занятости и гарантии реализации права на труд

... труда; o обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ независимо от факторов (пол, возраст и т.д.) в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости; ... закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 2006 г.; o Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости ... лиц, ищущих работу; o активный ...

Статья 9 устанавливает, что граждане имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства, возможности профессионального обучения.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет также имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости в целях выбора профессии и возможности получения профессионального обучения.

Безработные граждане имеют также право на бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости. к статье 9 настоящего Закона

В соответствии со статьёй 10 граждане имеют право на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами территории Российской Федерации.

Статья 11 устанавливает, что граждане вправе обжаловать решения, действия или бездействие органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Рассмотрим пример из судебной практики.

Определением судьи Коптевского межмуниципального суда Северного административного округа г.Москвы (оставленным без изменения судебной коллегией по гражданским делам Московского городского суда) Перчанкину отказано в принятии жалобы на действия начальника Тимирязевского отделения Управления труда и занятости Северного административного округа г. Москвы, отказавшего в регистрации его в качестве безработного.

Заместитель Председателя Верховного Суда РФ в протесте поставил вопрос об отмене судебных определений.

Президиум Московского городского суда 16 апреля 1998 г. протест удовлетворил, указав следующее.

Отказывая Перчанкину в принятии жалобы на основании п.7 ст.129 ГПК РСФСР, судья исходил из того, что заявителем не соблюдены правила о подсудности спора, так как Тимирязевское отделение Управления труда и занятости не юридическое лицо, все вопросы, связанные с регистрацией безработных, решаются Управлением труда и занятости Северного административного округа г.Москвы, куда и следовало заявителю обратиться за защитой своего права.

С такими доводами согласилась и кассационная инстанция Московского городского суда.

Между тем, как видно из материалов дела, отказ в принятии жалобы противоречит требованию закона.

Согласно ст.46 Конституции Российской Федерации, ст.ст.1, 3, 4 Закона Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (в ред. Федерального закона от 14 декабря 1995 г.) гражданами могут быть обжалованы в суд любые нарушающие их права и свободы действия (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий, объединений, общественных организаций или должностных лиц, кроме действий (решений), проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации либо в отношении которых предусмотрен иной порядок судебного обжалования. Жалоба подается по усмотрению гражданина либо в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения органа, объединения, должностного лица.

3 стр., 1197 слов

Судебная система Российской Федерации. Суд как орган судебной власти

... Президиуму Верховного Суда РФ . Суд как орган судебной власти обладает рядом признаков. Перечислим их. 1. Суд — это государственный орган. Конституция указывает следующие органы, которым принадлежит судебная власть: Конституционный Суд РФ ; федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды. Перечисленные суды называются ...

Как указано в жалобе, Перчанкин обжаловал действия начальника Тимирязевского отделения Управления труда и занятости и, следовательно, в соответствии с упомянутым Законом вправе был обратиться за защитой своего нарушенного права в суд по месту нахождения данного должностного лица, т.е. в Коптевский межмуниципальный суд Северного административного округа г. Москвы. Отказ судьи в принятии жалобы повлек ограничение предусмотренных ст .ст. 46, 47 Конституции Российской Федерации права гражданина на судебную защиту и на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Таким образом, судебные постановления подлежат отмене как вынесенные без учета положений, содержащихся в Конституции Российской Федерации, и требований закона, а дело — направлению в суд для рассмотрения по существу.4

В Законе от 19 апреля 1991 г. предусмотрены следующие государственные гарантии при реализации гражданами права на труд: свобода выбора вида занятости, включая работу с различными режимами труда; правовая защита от незаконного отказа в приеме на работу и от необоснованного увольнения; бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве органами службы занятости; бесплатное обучение новой профессии (специальности) и повышение квалификации по направлению службы занятости; особый порядок проведения массовых увольнений по причинам производственного характера; выплата выходного пособия при увольнении с работы; выплата стипендии в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации; выплата пособия по безработице гражданам, признанным безработными; возможность участия в оплачиваемых общественных работах; и др.

Сдерживающим фактором от незаконных увольнений с работы является возможность восстановления на работе через суд с оплатой времени вынужденного прогула. В постановлении от 27 января 1993 г. по делу 9 граждан «О проверке конституционности правоприменительной практики ограничения времени оплаты вынужденного прогула при незаконном увольнении, сложившейся на основе применения законодательства о труде и постановлений Пленумов Верховного Суда СССР, Верховного Суда Российской Федерации, регулирующих данные вопросы» Конституционный Суд Российской Федерации прямо констатировал, что незаконное увольнение и вызванный им вынужденный прогул нарушают право работника зарабатывать себе на жизнь трудом, который он ранее свободно выбрал и снижает уровень охраны от безработицы (ВКС, 1993, N 2-3, с. 56-64).

Снижению числа незаконных увольнений работников, а следовательно, и защите их от безработицы, содействует ряд норм, закрепленных в ст. 210, 213-215 КЗоТ. Так, согласно нормам ст. 210 и 213 КЗоТ в судах общей юрисдикции по заявлениям работников рассматриваются трудовые споры о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора (контракта).

В случае увольнения работника без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения принимается решение о восстановлении его на прежней работе. В ст. 214 указывается, что суд своим решением возлагает материальную ответственность на должностное лицо, виновное в незаконном увольнении. Дополнительной гарантией выступает норма ст. 215 КЗоТ о немедленном исполнении решения суда о восстановлении работника на работе. При задержке работодателем исполнения решения суда о восстановлении на работе незаконно уволенного суд выносит определение о выплате ему среднего заработка за все время задержки. Вышеназванным целям служит и ст. 249 КЗоТ, устанавливающая за нарушение законодательства о труде ответственность должностных лиц вплоть до уголовной.5

2 стр., 792 слов

Лицензирования страховой деятельности в Российской Федерации ...

... страхования как стратегического сектора экономики, тем скорее в России будет осуществлен переход к социально-ориентировочному рыночному росту. Лицензирование страховой деятельности осуществляется государственным страховым надзором Российской Федерации в целях защиты интересов и ...

Статья 13 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» устанавливает дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения.

Государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации целевых программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, предоставления услуг по профессиональной ориентации, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.

Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Механизм введения квоты и ее размер определяются Правительством Российской Федерации.

Жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при прочих равных условиях имеют преимущественное право поступления на работу на государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 1998 г. N 1501 установлено, что Министерство труда и социального развития Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим единую государственную политику в области труда, занятости и в социальной сфере.

Согласно ст. 15 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» Федеральная государственная служба занятости населения является организационно самостоятельной службой на территории Российской Федерации, деятельность которой направлена на:

  • оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;
  • разработку и реализацию федеральной, территориальных (краевых, областных, районных, городских) и других целевых программ содействия занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
  • содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
  • организацию при необходимости профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан;

— осуществление социальных выплат в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов службы занятости, оказание материальной и иной помощи безработным гражданам и членам семей безработных, находящимся на их содержании.

11 стр., 5015 слов

Правовая характеристика Конституционного Суда Российской Федерации

... реализации этой цели решаются задачи: 1. Рассмотреть полномочия и состав Конституционного Суда Российской Федерации 2. Уточнить организацию деятельности Конституционного Суда Российской Федерации 3. Подвергнуть рассмотрению практику Конституционного Суда Российской Федерации работа выполнена образом: введение, 4 главы, включающие в себя ...

Положение о федеральной государственной службе занятости населения Российской Федерации, утверждено постановлением ВС РФ от 8 июня 1993 г. N 5131-16

Задача № 1.

В связи с уходом в отпуск по беременности и родам и затем по уходу за ребенком инженера Игнатовой был издан приказ приеме на работу инженера Акимовой. Последняя по истечении 1,5 лет в связи с выходом на работу Игнатовой была уволена без выплаты компенсации за неиспользованный отпуск и выходного пособия. Акимова возражала против такого решения администрации, мотивируя тем, что она — одинокая мать, имеет 5-летнего ребенка и поэтому не может быть уволена. Акимова обратилась в суд с иском о восстановлении на работе и выплате зарплаты за время вынужденного прогула.

Законны ли действия администрации?

Какое решение должен принять суд?

Акимова была принята на работу в связи с уходом в отпуск по беременности и родам и затем по уходу за ребенком инженера Игнатовой и работала 1,5 года.

Из этого следует, что она работает по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок.

Согласно статье 17 КЗоТ трудовые договоры (контракты) заключаются:

1) на неопределенный срок;

2) на определенный срок не более пяти лет;

3) на время выполнения определенной работы.

Срочный трудовой договор (контракт) заключается в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы, или условий ее выполнения, или интересов работника, а также в случаях, непосредственно предусмотренных законом. (в ред. Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 — Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 41, ст. 2254).

Таким образом, срочный трудовой договор (контракт) может быть заключен на срок не более пяти лет:

  • а) когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы, или условий ее выполнения;
  • б) когда интересы работника требуют заключения такого срочного договора;
  • в) а также в случаях, непосредственно предусмотренных законом.

Разновидностью срочных трудовых договоров являются договоры на время выполнения определенной работы (п. 3 ст. 17 КЗоТ).

Они могут быть трех видов:

  • а) трудовой договор о временной работе;
  • б) трудовой договор о сезонной работе;
  • в) трудовой договор для определенной другой работы, которая по своему характеру и объему должна оканчиваться ее выполнением.

Указ Президиума ВС СССР от 24 сентября 1974 г. N 311-IX «Об условиях труда временных рабочих и служащих» (в редакции от 26 января 1983 г7.) в п. 1 устанавливает, что временными рабочими и служащими признаются рабочие и служащие, принятые на работу на срок до двух месяцев, а для замещения временно отсутствующих работников, за которыми сохраняется их место работы (должность), — до четырех месяцев.

Согласно п. 11. Указа, трудовой договор с временными рабочими и служащими считается продолженным на неопределенный срок и на них не распространяется действие настоящего Указа в следующих случае, когда временный рабочий или служащий проработал соответственно свыше сроков, указанных в статье 1 настоящего Указа, и ни одна из сторон не потребовала прекращения трудовых отношений. При этом рабочие или служащие не считаются временными со дня первоначального заключения трудового договора.

10 стр., 4958 слов

Обоснование и порядок прекращения трудовых договоров в РБ

... трудового договора содержатся в ст. 35 КЗоТ РБ. Для некоторых категорий работников установлены дополнительные основания прекращения трудового договора (ст. 47 КЗоТ РБ). Основная часть: В ст. 35 КЗоТ содержатся следующие семь оснований прекращения трудового договора: ...

Таким образом, даже если Акимову приняли на работу как временного работника для замещения временно отсутствующего работника, за которым сохраняется его место (т.е. Игнатовой), то, поскольку Акимова проработала 1,5 года (т.е. больше 4 месяцев), она должна считаться постоянным работником. Кроме того, отметим, что в данном случае нет оснований, указанных в ст. 17 КЗоТ, для заключения с Акимовой срочного трудового договора.

Отсюда следует вывод, что Акимова работает на основании трудового договора, заключенного на неопределенный срок.

Одной из существенных гарантий права на труд является установленный законом ограниченный перечень оснований увольнения работников по инициативе администрации. Закон запрещает увольнять работников без оснований, указанных в законе. Основаниями увольнения являются такие жизненные ситуации, которые закреплены законом как основания увольнения. Эти основания для увольнения по инициативе администрации закреплены в ст. 33 КЗоТ РФ и называются общими для всех категорий работников, где бы, кем бы и сколько бы они ни работали. Одни из них связаны с виной работника, другие с обстоятельствами производственного характера (сокращение штата, численности), а третьи с личностными качествами работника (несоответствие выполняемой работе) или восстановлением нарушенных трудовых прав (п. 6 ст. 33 КЗоТ).1

Для некоторых категорий работников Закон предусматривает специальными нормами дополнительные основания увольнения за определенные проступки. ( ст. 254 КЗоТ ).

Статья 33 КЗоТ устанавливает, что трудовой договор (контракт), заключенный на неопределенный срок, а также срочный трудовой договор до истечения срока его действия могут быть расторгнуты администрацией предприятия, учреждения, организации лишь в случаях:

1) ликвидации предприятия, учреждения, организации, сокращения численности или штата работников;

2) обнаружившегося несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации либо состояния здоровья, препятствующих продолжению данной работы;

3) систематического неисполнения работником без уважительных причин обязанностей, возложенных на него трудовым договором (контрактом) или правилами внутреннего трудового распорядка, если к работнику ранее применялись меры дисциплинарного или общественного взыскания;

4) прогула без уважительных причин;

5) неявки на работу в течение более четырех месяцев подряд вследствие временной нетрудоспособности, не считая отпуска по беременности и родам, если законодательством не установлен более длительный срок сохранения места работы (должности) при определенном заболевании.

6) восстановления на работе работника, ранее выполнявшего эту работу;

7) появления на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения;

8) совершения по месту работы хищения (в том числе мелкого) государственного или общественного имущества, установленного вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания или применение мер общественного воздействия.

Статья 254 устанавливает, что трудовой договор некоторых категорий работников может быть прекращен в случаях:

3 стр., 1025 слов

Понятие и виды страховых пенсий в Российской Федерации

... законодательству действуют в данный момент. При написании работы использованы общенаучные методы системного анализа и обобщения нормативных, научных и практических материалов. 1. Досрочные страховые пенсии по старости, Понятие и виды страховых пенсий в Российской Федерации ...

1) однократного грубого нарушения трудовых обязанностей руководителем предприятия, учреждения, организации ( филиала, представительства, отделения и другого обособленного подразделения) и его заместителями;

2) совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны администрации;

3) совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы;

4) предусмотренных контрактом, заключаемым с руководителем предприятия.

Законодательством могут устанавливаться дополнительные основания прекращения трудового договора некоторых категорий работников при нарушении установленных правил приема на работу и в других случаях.

В задаче не указано, какая была формулировка увольнения Акимовой, однако из условия задачи не усматривается законных оснований для её увольнения, если только она не совершила проступков, указанных в ст. 33 КЗоТ. Поэтому уволить её можно лишь в случае ликвидации предприятия, учреждения, организации, сокращения численности или штата работников (п. 1 ст. 33) при соблюдении установленной законом процедуры.

Статья 34 КЗоТ устанавливает, что при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.

При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается … лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком…

Поскольку Акимова — одинокая мать, имеет 5-летнего ребенка, она имеет преимущественное право на оставление на работе.

Статья 35 КЗоТ устанавливает, что расторжение трудового договора (контракта) по основаниям, предусмотренным пунктами 1 (кроме случаев ликвидации предприятия, учреждения, организации), 2 и 5 статьи 33 Кодекса, производится с предварительного согласия соответствующего выборного профсоюзного органа.

Согласно статье 40.2 о предстоящем высвобождении работники предупреждаются персонально под расписку не менее чем за два месяца.

Администрация предприятий, учреждений, организаций своевременно, не менее чем за три месяца, представляет соответствующему профсоюзному органу информацию о возможном массовом высвобождении работников.

При высвобождении работников в связи с сокращением численности или штата учитывается преимущественное право на оставление на работе, предусмотренное статьей 34 настоящего Кодекса и коллективным договором.

Одновременно с предупреждением об увольнении в связи с сокращением численности или штата администрация предлагает работнику другую работу на том же предприятии, учреждении, организации.

Работник имеет право на выбор нового места работы путем прямого обращения на другие предприятия, учреждения, организации или через бесплатное посредничество службы занятости.

Администрация не позднее чем за два месяца обязана довести до сведения местного органа службы занятости данные о предстоящем высвобождении каждого конкретного работника с указанием его профессии, специальности, квалификации и размера оплаты труда (в ред. Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 — Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 41, ст. 2254).

11 стр., 5173 слов

Правовое регулирование обязательного пенсионного страхования ...

... выводов, сделанных в выпускной квалификационной работе. 1. Теоретические основы правового регулирования пенсионного страхования 1.1 Понятие, принципы, и сущность обязательного пенсионного страхования Государственное пенсионное страхование -- ведущий элемент системы, по которому выплата пенсий обеспечивается в зависимости от ...

Статья 40.3 предусматривает, что работникам, высвобождаемым с предприятий, из учреждений, организаций при расторжении трудового договора (контракта) в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата:

1) выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка;

2) сохраняется средняя заработная плата на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения с учетом выплаты выходного пособия;

3) сохраняется средняя заработная плата на период трудоустройства, в порядке исключения, и в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа по трудоустройству при условии, если работник заблаговременно (в двухнедельный срок после увольнения) обратился в этот орган и не был им трудоустроен (в ред. Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 — Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 41, ст. 2254).

Выплата месячного выходного пособия и сохраняемого среднего заработка производится по прежнему месту работы.

Статья 66 КЗоТ устанавливает, что всем работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка (статьи 67 и 68).

В соответствии со статьёй 75 КЗоТ замена отпуска денежной компенсацией не допускается, кроме случаев увольнения работника, не использовавшего отпуск.

Таким образом, действия администрации незаконны. Уволить Акимову в данном случае можно лишь в случае сокращения численности или штата работников с соблюдением всех установленных законом процедур ( предупреждение за 2 месяца, предложение иного места работы, решение вопроса о преимущественном праве на оставление на работе, согласование с профсоюзным органом).

При этом Акимова имеет право на льготы, предусмотренные статьей 40.3 КЗоТ. Право же на выплату компенсации за неиспользованный отпуск работник имеет независимо от основания увольнения.

Статья 213 КЗоТ устанавливает, что в случае увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим трудовой спор (ч. 1).

При вынесении решения о восстановлении на работе орган, рассматривающий трудовой спор, одновременно принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы (ч. 2).

В случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд вправе по требованию работника вынести решение о возмещении работнику денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом (ч.5).

Таким образом, поскольку увольнение Акимовой является незаконным, суд, руководствуясь ст. 213 КЗоТ, должен удовлетворить её иск о восстановлении на работе и выплате зарплаты за время вынужденного прогула и, кроме того, может взыскать в её пользу денежную компенсацию морального вреда.

Задача № 2.

Работница кондитерской фабрики Козлова после перенесенного инфаркта стала инвалидом 1 группы. На фабрике она проработала 11 лет. Общий трудовой стаж — 22 года. К моменту установления группы инвалидности ей исполнилось 42 года. На иждивении Козловой находится 2 детей-школьников.

Изложите порядок назначения пенсии по инвалидности от общего заболевания и определите её размер в данном случае.

Многие виды социального обеспечения и обслуживания предоставляются в связи с наступлением инвалидности. К ним относится и пенсия по инвалидности. Определение инвалидности и критерии разграничения трех ее групп даны в ст. 23 Закона 1990 г.8 Инвалидностью считается нарушение здоровья человека со стойким расстройством функций организма, приводящее к полной или значительной потере профессиональной трудоспособности или существенным затруднениям в жизни. В зависимости от их степени выделяются три группы инвалидности.

В связи с пpинятием Федеpального закона от 24 ноябpя 1995 г. N 181-ФЗ экономический кpитеpий опpеделения инвалидности, установленный настоящим Законом, заменен медицинским кpитеpием. В настоящее вpемя под инвалидностью понимается социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты (постановление Минтруда РФ и Минздрава РФ OT 29.01.97 N 1/30).

Инвалидность, ее группа, причина, а при необходимости и время наступления, определяются врачебно-трудовыми экспертными комиссиями (ВТЭК), действующими на основании положения, утверждаемого в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 г. N 965 определение группы инвалидности и ее причин возложено на учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы и утверждено Положение о признании лица инвалидом.

Гражданам, полностью утратившим трудоспособность к регулярному профессиональному труду в обычных условиях, устанавливается I группа инвалидности, если они нуждаются в постоянном постороннем уходе (надзоре, помощи), и II группа, если они не нуждаются в таком уходе. Гражданам, утратившим способность к регулярному профессиональному труду частично, устанавливается III группа инвалидности.

На медико-социальную экспертизу направляются граждане, имеющие признаки стойкого ограничения жизнедеятельности и трудоспособности. При очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе граждане направляются на экспертизу вне зависимости от сроков временной нетрудоспособности, но не позднее четырех месяцев; при благоприятном трудовом прогнозе в случае продолжающейся нетрудоспособности — 10 месяцев (в отдельных случаях — травмы, состояние после операции, туберкулез — 12 месяцев).

Условия назначения пенсий по инвалидности зависят от причины инвалидности. Если инвалидность наступила вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, то пенсия устанавливается независимо от продолжительности общего трудового стажа. При наступлении инвалидности вследствие общего заболевания необходим, как правило, определенный общий трудовой стаж (см. §10 комментария к ст. 241).

Независимо от продолжительности общего трудового стажа и военной службы устанавливается также пенсия на основаниях, предусмотренных для военнослужащих (см. ст. ст. 26, 27, 29, 35 Закона 1990 г.).

Общий трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии, зависит от возраста, в котором наступила инвалидность, он сравнительно небольшой и колеблется от года до 15 лет (в возрасте до 23 лет необходим стаж 1 год, а далее он увеличивается на 4 месяца за каждый полный год возраста, начиная с 23 лет).

— В ст. ст. 39, 40, 41, 42 и 43 раскрываются конкретные причины инвалидности: трудовое увечье, профессиональное заболевание, военная травма, заболевание, полученное в период военной службы, общее заболевание. От них, как отмечалось, зависят условия назначения пенсии, а иногда и размер пенсии.

Размер пенсии по инвалидности (кроме инвалидности вследствие военной травмы) в процентах к заработку составляет: инвалидов I и II групп — 75%, инвалидов III группы — 30% (ст. 31 Закона; размеры пенсии инвалидов вследствие военной травмы определяются иначе — см. ст. 36 Закона).

Законом определены также минимальный и максимальный размеры пенсии по инвалидности (см. ст. ст. 32, 33 Закона 1990 г.).

К пенсии по инвалидности могут устанавливаться соответствующие надбавки, она также повышается отдельным категориям граждан (см. ст. ст. 38, 110 Закона 1990 г.).

Всем работающим пенсионерам по инвалидности без какого-либо исключения пенсия выплачивается в полной сумме, но без надбавки на нетрудоспособных иждивенцев (ст. 49 Закона 1990 г.).

Пенсия по инвалидности вследствие общего заболевания может назначаться и при неполном общем трудовом стаже (см. ст. ст. 30, 34 Закона 1990 г.).

Согласно статье 243 КЗоТ РФ пенсия по инвалидности устанавливается работникам при наступлении инвалидности вследствие трудового увечья и профессионального заболевания независимо от продолжительности трудовой деятельности, а при наступлении инвалидности вследствие других причин — при соответствующем общем трудовом стаже, продолжительность которого зависит от возраста застрахованного ко времени наступления инвалидности.

Размер пенсии при полной инвалидности (инвалидности I и II групп) составляет 75 процентов заработка, а при частичной (инвалидность III группы) — 30 процентов заработка.

Минимальный размер пенсии при полной инвалидности устанавливается не ниже минимального размера пенсии по старости, а при частичной инвалидности — 2/3 минимального размера этой пенсии.

Максимальный размер пенсии при полной инвалидности устанавливается на уровне максимального размера пенсии по старости, а при частичной — на уровне минимального размера такой пенсии (в ред. Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 — Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 41, ст. 2254).

Согласно статье 26 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» пенсия на общих основаниях устанавливается при наступлении инвалидности вследствие причин, указанных в статьях 39, 40, 43 Закона.

Статья 43 : » Инвалидность считается наступившей вследствие общего заболевания, если она не является следствием причин, указанных в статьях 39, 40, 41, 42 Закона.»

В данном случае имеет место инвалидность вследствие общего заболевания

Статья 29 в части 2 устанавливает: «Пенсия по инвалидности вследствие общего заболевания (статья 43 Закона) гражданам, ставшим инвалидами в возрасте до 20 лет, назначается также независимо от продолжительности общего трудового стажа. В остальных случаях для назначения пенсии по инвалидности вследствие общего заболевания необходим следующий трудовой стаж ко времени наступления инвалидности: гражданам в возрасте до 23 лет — не менее одного года, а в возрасте 23 лет и старше — один год с увеличением его на четыре месяца за каждый полный года возраста, начиная с 23 лет, но не более чем 15 лет.»

В данном случае стаж Козловой — 22 года, поэтому она имеет право на эту пенсию.

Согласно статье 31, пенсия (кроме пенсии по инвалидности вследствие военной травмы) устанавливается в следующих размерах: инвалидам I и II групп — 75 процентов, III группы — 30 процентов заработка (ч. 1).

В тех случаях, когда пенсия не может быть исчислена из заработка, она устанавливается в твердом размере, равном минимальному размеру пенсии (статья 32 Закона).

Статья 32 («Минимальный размер пенсии») устанавливает: «Пенсия по инвалидности I и II групп устанавливается на уровне минимального размера пенсии по старости (часть первая статьи 17 Закона), а пенсия по инвалидности III группы — на уровне 2/3 минимального размера этой пенсии.

Размер пенсии по инвалидности I и II групп (часть первая настоящей статьи) повышается на один процент за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии по старости при полном стаже, но не более чем на 20 процентов.»

Статья 33. («Максимальный размер пенсии») устанавливает: «Максимальный размер пенсии по инвалидности I и II групп устанавливается на уровне максимального размера пенсии по старости (часть первая статьи 18 Закона), а пенсии по инвалидности III группы — минимального размера этой пенсии (часть первая статьи 17 Закона).

Размер пенсии по инвалидности I и II групп (часть первая настоящей статьи) повышается на один процент за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии по старости при полном стаже, но не более чем на 20 процентов.»

Общий трудовой стаж Козловой — 22 года

Для получения пенсии по старости ей необходим стаж- 20 лет (ст. 10).

В случае назначения ей максимальной (минимальной) пенсии размер пенсии будет повышен на (22-20) х 1% = 2%

Согласно ч. 1 статьи 38 к пенсии по инвалидности I и II групп устанавливаются надбавки, предусмотренные пунктами «а», «б» и «в» части первой статьи 21 Закона.

Статья 21. Надбавки к пенсии

К пенсии устанавливаются следующие надбавки:

  • а) на уход за пенсионером, если он является инвалидом I группы либо нуждается в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) по заключению лечебного учреждения или достиг возраста 80 лет;
  • б) на нетрудоспособных иждивенцев (статьи 50 — 53 Закона), если они сами не получают какой-либо пенсии. Надбавка на нетрудоспособных иждивенцев выплачивается неработающим пенсионерам.

Размер надбавки на уход за пенсионером, если он является инвалидом I группы, равен размеру социальной пенсии, указанному в пункте «а» статьи 114 Закона.

Размер надбавки на каждого нетрудоспособного иждивенца пенсионера равен размеру социальной пенсии, указанной в пункте «б» статьи 114 Закона.

Статья 114. Размеры социальных пенсий.

Социальная пенсия устанавливается в следующих размерах:

  • а) инвалидам с детства I и II групп, инвалидам I группы, детям-инвалидам, а также детям, потерявшим обоих родителей, и умершей одинокой матери — в размере минимальной пенсии по старости (часть первая статьи 17 Закона);
  • б) инвалидам II группы (кроме инвалидов с детства), детям, потерявшим одного из родителей, и гражданам, достигшим 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), — в размере 2/3 минимальной пенсии по старости (часть первая статьи 17 Закона);
  • Часть 1 статьи 17 («Минимальный размер пенсии»): «Минимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается не ниже минимального размера оплаты труда.»

Федеральным законом от 30 сентября 1997 г. N 127-ФЗ минимальный размер пенсии по старости при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, с 1 октября 1997 года установлен в сумме 76 533 рубля в месяц, с 1 декабря 1997 года — в сумме 84 186 рублей в месяц

Таким образом, Козлова будет получать пенсию в размере 75% заработка ( определяемого в соответствии с положениями раздела VII Закона — «Исчисление пенсий из заработка» ), но не меньше минимальной пенсии ( ст. 32) и не больше максимальной пенсии (ст. 33).

В том случае, если Козлова будет получать минимальную либо максимальную пенсию, размер этой пенсии будет увеличен на 2%. Кроме того, она будет получать следующие надбавки:

  • а) на уход за пенсионером — в размере минимальной пенсии по старости;
  • б) поскольку на иждивении Козловой находится 2 детей-школьников — на нетрудоспособных иждивенцев — 2 х 2/3 минимальной пенсии по старости.

Библиография.

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/pravovaya-organizatsiya-trudoustroystva/

Кодекс законов труде Российской Федерации. — М.: Юристъ, 1998

Закон РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 19 апреля 1991 г., 27 декабря 1991 г., 6 февраля, 3 апреля 1992 г., 25 декабря 1992 г. и 15 января, 6 марта 1993 г., 30 марта 1993 г., 8 июня 1993 г., 5 мая, 10 июня, 4 августа 1994 г., 27 января, 7 мая, 22 августа, 9, 17, 20, 27 декабря 1995 г., 7 августа 1996 г., 14 и 29 января, 17 марта, 5 мая, 21 июля 1997 г., 28 марта, 11 апреля 1998 г.) // Текст Закона опубликован в Ведомостях съезда народных депутатов РСФСР и ВС РСФСР, от 6 декабря 1990 г. N 27 ст. 351

Федеральный закон от 20 апреля 1996 г. N 36-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» с изм. от 21 июля 1998 г. // Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 6 мая 1996 г., Собрании законодательства Российской Федерации от 22 апреля 1996 г. N 17, ст. 1915

Постановление ВС РФ от 8 июня 1993 г. N 5131-1 «Об утверждении Положения о федеральной государственной службе занятости населения Российской Федерации» // Текст постановления опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 24 июня 1993 г., N 25, ст. 910

Указ Президиума ВС СССР от 24 сентября 1974 г. N 311-IX «Об условиях труда временных рабочих и служащих» // Текст Указа опубликован в Ведомостях Верховного Совета СССР, 1974 г., N 40, ст. 662

6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22 декабря 1992 г. N 16 «О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации законодательства при разрешении трудовых споров» // Текст постановления опубликован в «Сборнике постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации», Москва, издательство «Юридическая литература», 1994 г., в «Библиотечке Российской газеты», выпуск N 12, 1998 г.

7. Постановление президиума Московского городского суда от 16 апреля 1998 г. «Отказ судьи в принятии жалобы гражданина на неправильные действия должностного лица ввиду неподсудности дела этому суду признан противоречащим закону» (Извлечение) // Текст постановления опубликован в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации, 1998 г., N 11

7. Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред. Кудрявцева Ю.В.) — М.: Фонд «Правовая культура», 1996.

9. Комментарий к Кодексу законов о труде Российской Федерации. // Ответственный редактор — академик, доктор юридических наук, профессор К.Н. Гусов, зав. кафедрой трудового права и права социального обеспечения Московской государственной юридической академии. — М.: «Проспект», 1996

10. Трудовое право: Учебник. // Отв. ред. Смирнов О.В. — М.: «ТЕИС», 1996

1 Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред. Кудрявцева Ю.В.) — М.: Фонд «Правовая культура», 1996 2 Федеральный закон от 20 апреля 1996 г. N 36-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» с изм. от 21 июля 1998 г. // Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 6 мая 1996 г., Собрании законодательства Российской Федерации от 22 апреля 1996 г. N 17, ст. 1915 3 Комментарий к Кодексу законов о труде Российской Федерации. // Ответственный редактор — академик, доктор юридических наук, профессор К.Н. Гусов, зав. кафедрой трудового права и права социального обеспечения Московской государственной юридической академии. — М.: «Проспект», 1996 4 Текст постановления опубликован в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации, 1998 г., N 11 5 Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред. Кудрявцева Ю.В.) — М.: Фонд «Правовая культура», 1996 6 Постановление ВС РФ от 8 июня 1993 г. N 5131-1 «Об утверждении Положения о федеральной государственной службе занятости населения Российской Федерации» // Текст постановления опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 24 июня 1993 г., N 25, ст. 7 Текст Указа опубликован в Ведомостях Верховного Совета СССР, 1974 г., N 40, ст. 662 1 Постатейный Комментарий к КЗоТ Российской Федерации. //Ответственный редактор — академик, доктор юридических наук, профессор К.Н. Гусов, зав. кафедрой трудового права и права социального обеспечения Московской государственной юридической академии. — М.: «Проспект», 1996 8 Закон РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 19 апреля 1991 г., 27 декабря 1991 г., 6 февраля, 3 апреля 1992 г., 25 декабря 1992 г. и 15 января, 6 марта 1993 г., 30 марта 1993 г., 8 июня 1993 г., 5 мая, 10 июня, 4 августа 1994 г., 27 января, 7 мая, 22 августа, 9, 17, 20, 27 декабря 1995 г., 7 августа 1996 г., 14 и 29 января, 17 марта, 5 мая, 21 июля 1997 г., 28 марта, 11 апреля 1998 г.) // Текст Закона опубликован в Ведомостях съезда народных депутатов РСФСР и ВС РСФСР, от 6 декабря 1990 г. N 27 ст. 351 1

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.