Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации

В этом столетии Россия прошла через разные формы государственного устройства. При царе она была унитарным государством. При советской власти Россия провозглашена в январе 1918 г. федерацией, с 1922 года существовал Союз ССР, в 1991 г. он упразднен, и на территории бывшего когда-то единым государства возникло 15 новых государств — самостоятельных субъектов международного права. Россия развивается сегодня как федеративное государство, состоящее из республик (государств), национально-территориальных автономных единиц и территориальных образований.

Российская Федерация есть федеративное государство, состоящее из субъектов Федерации, т. е. государственных образований, являющихся членами данного единого государства. Это конкретизируется в положениях: о суверенитете России, верховенстве ее Конституции и законов на всей территории России и т. д.; о составе равноправных субъектов Федерации и основах федеративного устройства; о единстве российского гражданства; органах государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации.

Видовой состав субъектов Федерации предопределяется в ч. 1 ст. 5 Конституции. В юридическом смысле это означает, что членами Российской Федерации могут быть образования только установленной формы — республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ.

Целью данной курсовой работы является на основе комплексного анализа состава и конституционного статуса административно-территориальных образований Российской Федерации показать их сходство, различия, проблемные вопросы, имеющиеся в административно-территориальном устройстве субъектов, т. к. правильное понимание и уяснение указанных вопросов играет важное значение для процесса Конституционного преобразования России, построения правового государства.

В соответствие с поставленной целью можно выделить следующие задачи: определение понятия и состава субъектов Российской Федерации и их административно — территориального устройства на базе определенных принципов.

Актуальность данной темы является очевидной, т. к. в условиях многонационального государства равноправное и свободное положение субъектов Федерации и грамотное, с учетом мнения национального принципа, разделение территории республики на административно-территориальные единицы, позволит во многом избежать как экономических, так и национально-этнических проблем и конфликтов.

3 стр., 1078 слов

Правовой статус субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации

... правовым статусом субъектов малого предпринимательства. Предмет работы будут составлять нормы законодательства Российской Федерации по вопросам правового положения субъектов малого предпринимательства. К вопросам правового положения субъектов малого ... упрощение доступа малых предприятий к финансовой и имущественной поддержке. Принимаются определенные меры по устранению административных барьеров. ...

соответствующих конституционно-правовых отношений.

расширения состава субъектов Федерации.

Российская Федерация — федеративное государство, в состав которого входят республики, автономная область, автономные округа, созданные в результате реализации права народов на самоопределение, края и области, города Москва и Санкт-Петербург как полноправные субъекты Российской Федерации.

В составе Российской Федерации находятся:

  • Республика Адыгея (Адыгея), Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Горный Алтай, Дагестанская Советская Социалистическая республика — Республика Дагестан, Ингушская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия — Хальмг Тангч, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Мордовская Советская Социалистическая Республика, Республика Саха (Якутия), Северо-Осетинская Республика, Республика Татарстан, Республика Тува, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика — Чуваш республики;
  • Края: Алтайский, Краснодарский, Красноярский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский;
  • Области: Амурская, Архангельская, Астраханская, Белгородская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Вятская, Екатеринбургская, Ивановская, Иркутская, Калининградская, Калужская, Камчатская, Кемеровская, Костромская, Курганская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Магаданская, Московская, Мурманская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Пермская, Псковская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Сахалинская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Томская, Тульская, Тюменская, Ульяновская, Челябинская, Читинская, Ярославская;
  • Города республиканского подчинения: Москва, Санкт-Петербург;
  • Автономная область: Еврейская;

— Конституция и федеральное законодательство не содержат критериев обретения субъектом той или иной формы. Однако республики (до начала 90-х годов — автономные советские социалистические республики и автономные области — Адыгейская, Горно-Алтайская, Карачаево-Черкесская, Хакасская, находившиеся в составе краев), автономные области и автономные округа рассматривались как государственно-правовые формы самоопределения соответствующих народов Российской Федерации, а края, области, города федерального значения (в прошлом — города республиканского значения) представляли собой наиболее крупные ее административно-территориальные единицы.[1]

В настоящее время республики, автономную область и автономные округа по-прежнему отличают особенности национального состава населения, быта и культуры. Именно поэтому республики, где данные особенности выражены наиболее рельефно, наделяются некоторыми специфическими правами. Вместе с тем независимо от государственно-правовой формы все члены Российской Федерации объединены одним понятием — «субъект Российской Федерации»; они равноправны в этом качестве, а также равноправны между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

11 стр., 5200 слов

Курсовая субъектов административного права на примере граждан РФ

... и учреждения. Конкретными разновидностями субъектов административного права являются: граждане Российской Федерации; иностранные граждане; лица без гражданства; Президент Российской Федерации; президенты субъектов Российской Федерации; федеральные органы исполнительной власти; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации; государственные служащие; государственные предприятия, ...

Перечень субъектов Федерации дается по видам в той последовательности, как они приводятся в ч. 1 ст. 5 Конституции, а внутри каждого из них — в алфавитном порядке (на основе алфавита русского языка — государственного языка Федерации).

Такой подход подчеркивает юридическую нейтральность данного перечня: занимаемое в нем место никак не может повлиять на равный конституционный статус включенных в него субъектов.

Названия субъектов Федерации даны в том варианте, который определен (или подтвержден) ими. Они отражают исторические и иные особенности местности, а названия республик, автономной области и автономных округов — имя титульных наций и народов.

есть составная часть российской территории, непосредственно входящая в нее. Например, факт нахождения автономного округа в составе края или области не означает, что он входит в состав Федерации опосредованно. Территория автономного округа является составной частью территории Российской Федерации. К такому выводу пришел Конституционный Суд РФ в постановлении по делу о проверке конституционности Закона РФ от 17 июня 1992 г. «О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав Российской Федерации». [2]

Территории субъектов Федерации разделяются административными границами, установленными еще до образования на территории России федеративного государства.

Важной гарантией обладания собственной территорией являются положения конституций и уставов субъектов Федерации, согласно которым их территория не может быть изменена без согласия субъекта.

товаров, услуг и финансовых средств.

Глава 2. Административно-территориальное устройство Российской Федерации.

административно-террито­риальными единицами.[3]

Административно-территориальное устройство является атрибутом любого государства. Однако если унитарное госу­дарство само делится на административно-территориальные единицы, то в федеративном государстве такое деление име­ют лишь субъекты федерации.

В Российской Федерации административно-территориальное устройство ее субъектов базируется на ряде принципов.

экономический принцип

нацио­нальный принцип

Успешное решение местными органами государственной власти и органами местного самоуправления стоящих перед ними задач во многом зависит от их близости к населению,позволяющей им лучше удовлетворять повседневные нужды и запросы населения, опираться на его помощь. Поэтому максимальное приближение, как государственного аппара­та, так и местного самоуправления к населению тоже яв­ляется важным принципом, в соответствии с которым стро­ится административно-территориальное устройство субъек­тов Российской Федерации.[4]

Действующая Конституция Российской Федерации не ре­гулирует вопросы административно-территориального уст­ройства. Эти вопросы — область деятельности главным обра­зом субъектов Российской Федерации, каждый из которых решает их самостоятельно, применительно к своим специфи­ческим условиям в конституциях республик в составе Рос­сийской Федерации, а также в уставах других ее субъектов.

4 стр., 1514 слов

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЯЗЫКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИК

... языкового права, обладающие правом установления и назначения государственного языка. К ним относятся: 1. Российская Федерация. Именно она устанавливает государственный язык и регулирует языковую политику; 2. республики в составе Российской Федерации. Они также устанавливают государственный язык и регулируют языковую политику, но уже в меньшом ...

§2. Республика в составе Российской Федерации как субъект административно-территориального устройства.

В составе Российской Федерации в качестве ее субъектов в настоящее время находится 21 республика. Эти республики существенно отличаются друг от друга по размеру территории, численности населения и т. д. На­пример, территория Республики Бурятия составляет 351,3 тыс. кв. км, а Республика Северная Осетия — Ала­ния имеет территорию размером в 8 тыс. кв. км. Население Республики Башкортостан более чем в 5 раз превышает на­селение Кабардино-Балкарской Республики и более чем в 16 paз — население Республики Тыва. Однако эти различия не оказывают влияния ни на их место в составе Российской Фе­дерации, ни на объем их полномочий. Таким образом, все республики имеют равный конституционно-правовой статус в составе Российской Федерации.[5]

Республика в составе Российской Федерации — это демократическое правовое государство, созданное в ее рамках.

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 66), статус республики определяется Федеральной Конституцией и конституцией республики. Таким образом, Конституция Российской Федерации устанавливает конституционно-правовой характер взаимоотношений между Федерацией и ее субъектами — республиками в составе Российской Федера­ции.[6]

Конституционно-правовой статус республики характеризуется, прежде всего тем, что республика является государ­ством в составе Российской Федерации, обладающим всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией России на­ходятся в ведении федеральных органов государственной власти. Государственная власть республики исходит от ее на­рода, реализовавшего свое право на самоопределение в фор­ме государства в составе Российской Федерации.

Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации далее характеризуется тем, что каж­дая республика имеет свою территорию.

Республика обладает территориальным верховенством. Ее территория — пространственный предел ее власти. Вы­сшие органы государственной власти республики распрост­раняют свою власть на всю территорию республики.

Территория республики не может быть изменена без ее согласия, Границы между субъектами Российской Федера­ции, согласно федеральной Конституции (ст. 67), могут быть изменены с их взаимного согласия.

Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации характеризуется и тем, что каждая республика имеет свою конституционно-правовую систему, которая включает конституцию республики, республиканские законы и другие нормативные правовые акты, изданные, в пределах ее компетенции, договоры и соглашения республики с Российской Федерацией, с другими ее субъектами. Каждая республика принимает свою конституцию, кото­рая закрепляет основы ее конституционного строя; права, свободы и обязанности человека и гражданина в республике; государственно-правовой статус республики; систему, прин­ципы организации и деятельности, а также компетенцию за­конодательных, исполнительных и судебных органов респуб­лики и органов местного самоуправления.

7 стр., 3109 слов

Судебная власть Республики Беларусь: строение, функции и проблемы

... давления на судебную власть приобрело правительство после принятия новой конституции. Для ответа на эти и другие вопросы в рамках данной работы кратко рассматривается структура судебной системы Республики Беларусь, функции каждого ...

Имеющиеся у республик конституции устанавливаются ими самостоятельно. Они принимаются в порядке, опреде­ленном самой республикой, и не нуждаются в последующем их утверждении органами государственной власти Россий­ской Федерации.

Являясь относительно самостоятельной, республиканская конституционно-правовая система входит в федеральную конституционно-правовую систему в качестве ее составной части. Поэтому конституции, законы и иные нормативные правовые акты республик не могут противоречить Конститу­ции Российской Федерации и федеральным законам, приня­тым в пределах полномочий Российской Федерации. В слу­чае противоречия между федеральным законом и актом, из­данным в республике, действует федеральный закон.

Вместе с тем в случае противоречия между федеральным законом, изданным вне пределов полномочий Российской Федерации, и нормативным правовым актом республики действует нормативный правовой акт последней.

Республика в составе Российской Федерации пользуется правом законодательной инициативы в Федеральном Собра­нии Российской Федерации. Она вправе участвовать в раз­работке федеральных нормативных правовых актов по пред­метам совместного ведения Федерации и республик в ее со­ставе.

При нарушении федеральными властями прерогатив ре­спублики в области нормотворческой деятельности она вправе обратиться за защитой своих интересов в Конституционный Суд Российской Федерации. Республика в составе Российской Федерации самостоя­тельно определяет систему своих органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя, общими принципами организации представительных и ис­полнительных органов государственной власти в Российской Федерации и республиканским законодательством.

Каждая республика имеет свой законодательный (пред­ставительный) орган — парламент; главу исполнительной власти или главу республики (Президента); свое правитель­ство; свои Верховный суд и Высший арбитражный суд. Мно­гие республики имеют свой Конституционный суд. Систему органов прокуратуры в республике возглавляет прокурор ре­спублики, подчиненный Генеральному прокурору Россий­ской Федерации.

исполнительной власти в Российской Федерации. Каждая республика имеет свое гражданство, которое определяется республиканским законом.

§3. Край, область, город федерального значения как субъекты административно-территориального устройства РФ.

В составе Российской Федерации б краев, 49 областей 2 города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург. Они являются государственно-территориальными образованиями в составе Российской Федерации, которым в соответствии с действующей Конституцией Российской Федерации (ст. 65) придан статус субъектов Российской Федерации.[7]

Статус краев, областей и приравненных к ним городов федерального значения определяется Конституцией Российской Федерации (гл. 3), Федеративным договором от 31 марта 1992 г. И другими федеральными актами.

учредительной властью.

Устав закрепляет конституционно-правовой статус края, области, города федерального значения; организацию госу­дарственной власти, порядок нормотворческой деятельности; административно-территориальное деление и организацию местного самоуправления.

с их согласия. Каждый край, область, город федерального значения об­разуют органы представительной, исполнительной и судеб­ной власти, которые действуют на основе Конституции Рос­сийской Федерации, а также уставов края, области, города федерального значения.

10 стр., 4934 слов

Характеристика нормативно-правовых актов Российской Федерации ...

... выступают нормы действующего законодательства Российской Федерации в области защиты конкуренции. 1. Правовые источники регулирования конкурентных отношений Правовые основы регулирования конкурентных отношений определяются федеральным антимонопольным ... гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке (ст. 10); Кодекс РФ об административных ...

Надо сказать, что если прежде органы власти краев, об­ластей, городов республиканского значения относились зако­нодательством к местным органам власти, то в настоящее время они к таковым не относятся, а являются органами го­сударственной власти субъектов Федерации.

Края, области, города федерального значения вправе иметь свою символику. Края, области, города Москва и Санкт-Петербург явля­ются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, соглашений с другими края­ми, областями, а также республиками, автономной обла­стью, автономными округами, если это не противоречит Конституции и законам Российской Федерации. Координа­ция международных и внешнеполитических связей краев, областей, городов Мосты иСанкт-Петербурга осуществляется федеральными органами государственной власти Российской Федерации совместно с органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Статус края, области, города федерального значения; может быть изменен только по взаимному согласию Российской Федерации и соответствующего края, области, города федерального значения

Края и области имеют свои административные центры.

Определенными особенностями характеризуется статус такого субъекта Российской Федерации, как Москва, являю­щегося столицей России. 15 апреля 1993 г. был принят Закон Российской Федерации «О статусе столицы Российской Фе­дерации».

Органы государственной власти города Москвы в связи с осуществлением функций столицы: предоставляют в установленном законом порядке феде­ральным органам государственной власти Российской Феде­рации, представительствам республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, кра­ев, областей, города Санкт-Петербурга, а также дипломати­ческим представительствам иностранных государств в Рос­сийской Федерации земельные участки, здания, строения, сооружения и помещения, жилой фонд, жилищно-комму­нальные, транспортные и иные услуги; обеспечивают необходимые условия для проведения об­щегосударственных и международных мероприятий; участвуют в разработке и осуществлении целевых феде­ральных программ развития города Москвы; участвуют в содержании и развитии систем связи, феде­ральных автомобильных дорог общего пользования и иных транспортных систем на территории города Москвы; согласовывают проект генерального плана развития горо­да Москвы с федеральными органами государственной власти Российской Федерации.

Затраты Москвы, связанные с осуществлением ею функ­ций столицы, полностью компенсируются за счет субвенций из республиканского бюджета Российской Федерации.

субъектов Федерации в аренду в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В таком же порядке предоставляются в аренду находящиеся в собственности города Москвы здания, строения, сооружения и помещения дипломатическим представительствам иностранных государств в Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации.

§4. Автономная область, автономный округ как единицы административно-территориального устройства РФ.

Коми-Пермяцкий (в составе Пермской области); Мансийский и Ямало-Ненецкий (в составе Тюменской области); Усть-Ордынский Бурятский (в составе Иркутской области); Корякский (в составе Камчатской области); Агинский Бурятский (в составе Читинской области) и Чукотский автономные округа.

4 стр., 1505 слов

Граждане как субъекты административного права

... Таким образом, объектом курсовой работы является административное право Республики Беларусь. Предметом курсовой работы являются граждане Республики Беларусь. Целью курсовой работы является изучение граждан как субъектов административного права Республики Беларусь. В связи с ...

Еврейская автономная область является одной из форм национальной государственности народов Российской Федерации.

Автономный округ — национальное государственное об­разование, отличающееся особым национальным составом и бытом населения. Он является формой национальной госу­дарственности малых народностей и этнических групп Край­него Севера, Сибири и Дальнего Востока. До 1990 года все автономные округа находились в составе краев или областей. Законом от 15 декабря 1990 г.[8] автономным округам была предоставлена возможность самостоятельно решать вопрос о вхождении в состав Федерации через край, область или не­посредственно. Этим правом воспользовался Чукотский ав­тономный округ, который в соответствии с Законом Россий­ской Федерации от 17 нюня 1992 г. входит непосредственно в состав Российской Федерации.[9]

Однако действующая Конституция Российской Федера­ции такой возможности не предусматривает. В ней указы­вается (ст. 66), что отношения автономных округов, нахо­дящихся в составе края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами госу­дарственной власти автономного округа к соответственно органами государственной власти края или области. В ней также указывается (ст. 67), что границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия.

Автономные округа обладают огромной территорией при небольшой численности населения. Семь автономных окру­гов имеют территорию от 181,5 тыс. кв. км (Ненецкий) до 860,2 тыс. кв. км (Таймырский), причем пять из них — бо­лее полумиллиона квадратных километров. В то же время только в одном из них, Ханты-Мансийском, население со­ставляет более полумиллиона человек.

В каждом автономном округе проживает, как правиле, несколько народностей. Например, в Ханты-Мансийском ав­тономном округе проживают ханты, манси, коми и ненцы; в Корякском — коряки, чукчи, ительмены и ламуты; в Чукот­ском — чукчи, эскимосы, эвены, коряки и юкагиры.

Статус автономной области и автономного округа опре­деляется Конституцией Российской Федерации, Федератив­ным договором от 31 марта 1992 г.

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 66) по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе.

Кроме того, отношения автономных входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти соответственно края или области.

Автономная область и автономные округа обладают элементамиучредительной власти. Это проявляется в их праве принимать своя уставы, законы я иные нормативные правовые акты.

Автономная область и автономный округ располагают своей территорией, которая не может быть измена без их согласия.

Статус автономной области и автономного округа может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и автономной области или автономного округа в соответствии с федеральным конституционным законом.

Взаимоотношения между автономными округами, нахо­дящимися в составе краев или областей, определяются уста­вами этих краев, областей и уставами соответствующих ав­тономных округов.

4 стр., 1557 слов

Административная власть

... Российской Федерации 1993 г., в ст. 10 которой сказано: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Административную власть ...

§ 5. Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации.

Территориальной единицей признается обособленная часть терри­тории области в виде одного или нескольких поселений с прилегающими землями и установленными границами. Тер­риториальные единицы области подразделяются на единицы базового и первичного уровня территориального устройства области.

К базовому уровню территориального устройства области относятся города областного значения и районы. К первичному уровню территориального устройства области относятся иные территориальные единицы. По закону Воронежской области – высший уровень и первичный.[10]

Таким образом, конституции и уставы субъектов Россий­ской Федерации различают базовые и первичные админист­ративно-территориальные единицы субъектов.

К первым из них относятся районы (уезды) и города республиканского, областного (краевого) значения.

Ко вторым — города район­ного значения, районы в городах, поселки, сельские поселе­ния.

Район (уезд) — административно-территориальная еди­ница, составляющая часть республики, края, области, автономной области, автономного округа. В экономическом отно­шении каждый район (уезд) представляет собой сложный многоотраслевой организм, включающий сельскохозяйственные предприятия, как правило, небольшие промышленные предприятия главным образом, по переработке сельскохозяй­ственного сырья, коммунально-бытовые предприятия и торгово-закупочные организации. Ведущее место в районе (уез­де) принадлежит сельскохозяйственному производству. Кро­ме того, каждый район (уезд) является базой для всех видов социально-культурного обслуживания сельского населения. Исключительно важную роль в политической, хозяйст­венной и культурной жизни страны играют города. Они являются местом сосредоточения большинства промышленных предприятий, значительного числа предприятий и учреждений коммунального хозяйства, жилого фонда, медицинских, культурно-просветительных и других учреждений, связанных с обслуживанием населения.

По подчиненности, зависящей от значения города, численности его населения, его промышленного и культурного уровня, перспектив развития ряда других условий все города подразделяются на следующие основные виды: города республиканского (республики в составе Российской Федерации) значения; города краевого областного, окружного (автономный округ) значения; города районного значения.

Обеспечение нормального функционирования крупных городов с их сложным хозяйством, обширной территорией и многочисленным населением обусловило их де­ление на менее крупные административно-территориальные единицы — городские районы.

Городские районы созданы во многих городах республи­канского, краевого и областного значения, насчитывающих свыше 100 тыс. человек. Они являются частью этих городов и представляют собой низовую административно-территориальную единицу.

К городским поселениям относятся также поселки, явля­ющиеся одним из видов административно-территориальных единиц. Они отличаются от городов меньшими размерами территории я меньшей численностью населения. Поселки де­лятся на три категории: рабочие, курортные и дачные.

К категории рабочих поселков относятся населенные пун­кты, на территории которых имеются промышленные пред­приятия, стройки, железнодорожные узлы и другие, эконо­мически важные объекты. Курортными поселками являются населенные пункты, расположенные в местностях, имеющих лечебное значение. К дачным поселкам относятся населен­ные пункты, основное назначение которых заключается в об­служивании городов в качестве места летнего отдыха или са­наторного лечения.

4 стр., 1575 слов

Субъекты административного права (4)

... ОБЪЕДИНЕНИЯ И ИХ СЛУЖАЩИЕ, И ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА. ИХ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое ... признании иностранца беженцем в Республике Беларусь осуществляют территориальные органы по миграции, которые всесторонне оценивают: Рассмотрение ходатайств о признании иностранца ...

Самой многочисленной административно-территориаль­ной единицей в настоящее время являются сельские посе­ления(села, станицы, деревин, хутора, аулы и др.), подав­ляющее большинство жителей которых занято сельским хозяйством. Территория сельского поселения как административно-территориальной единицы может охватывать од­но село или несколько сел, образуя сельский округ (волость, сельсовет я т. д.).

Помимо перечисленных административно-территори­альных единиц, ставших давно уже традиционными, на территории Российской Федерации в последние годы созданы и другие административно-территориальные единицы. Так, территория Москвы сегодня делятся не на районы в городе, как это было прежде, а на административные округа, кото­рые включают в себя муниципальные районы.[11]

Административный округ — внутригородская административно-территориальная единица, система органов власти которой строятся на основе централизованного управления.

с уче­том социально-экономических характеристик соответствующих территорий, их градостроительных иисторических особенностей, наличия жилых комплексов, объектов муни­ципальной инфраструктуры. Границы и названия муници­пальных районов устанавливаются Московской городской думой по представлению мэра города Москвы.

Муниципальный район делится на микрорайоны (поселе­ния), в которых могут создаваться органы территориального общественного самоуправления. Границы и название микро­района определяются органами местного самоуправления муниципального района.

Омской области.

В Российской Федерации имеются также закрытые адми­нистративно-территориальные образования. Согласно Закону Российской Федерации от 14 июля 1992 г. «О закрытом адми­нистративно-территориальном образовании», им признает­ся имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных к других материалов, военные и иные объекты, для которых необходим особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.

Закрытое административно-территориальное образование является административно-территориальной единицей. Его территория и границы определяются исходя из особого режима безопасного функционирования предприятий и объектов, а также с учетом потребностей развития на­селенных пунктов.

В ведение органов местного самоуправления закрытого административно-тер­риториального образования передаются другие населенные пункты, расположенные на его территории.

исключением случаев, специально устанавливаемых органами государст­венной власти Российской Федерации.

Закрытое административно-государственное образование находится в ведении федеральных органов государствен­ной власти по вопросам установления административной подчиненности, границ этого образования я земель, отведен­ных предприятиям и (или) объектам; определения полномо­чий органов государственной власти республик в составе Рос­сийской Федерации, автономной области, автономных окру­гов, краев, областей в отношении этого образования; введения и обеспечения особого режима безопасного функ­ционирования предприятий и (или) объектов, включающего специальные условия проживания граждан.

Важным является вопрос о порядке образования и пре­образования, различных административно-территориальных единиц. Образование, упразднение, объединение, установ­ление границ базовых административно-территориальных единиц осуществляются органами государственной власти соответствующих субъектов Федерации, а первичных адми­нистративно-территориальных единиц — органами государ­ственной власти или органами местного самоуправления ба­зовых административных единиц, в состав которых входят соответствующие первичные административно-территори­альные единицы.[12]

Решение о создании закрытого административно-терри­ториального образования с установлением его администра­тивно-территориальной подчиненности принимается Прези­дентом Российской Федерации по представлению Правитель­ства Российской Федерации в случаях, когда иные меры не могут обеспечить безопасное функционирование предприя­тий и объектов.

современные тенденции в области государственного строительства все более активно требуют ревизии всего огромного массива федерального законодательства, затягивание с которой искажает перспективу модернизации государства, ее тактику и стратегию.

Субъектный состав Российской Федерации. Недостатки субъектного состава Российской Федерации, закрепленного в ст. 5 и 65 Конституции, хорошо известны: это и слишком большое количество субъектов, и «пестрота» их статуса, и неопределенность в правовом положении отдельных субъектов. Существующее сегодня количество субъектов Федерации (89) явно чрезмерно. Управление таким количеством субъектов малоэффективно, поэтому одним из главных обоснований необходимости укрупнения субъектов является обеспечение большей эффективности управления. При этом очевидно, что само по себе укрупнение является всего лишь «верхушкой айсберга» на фоне решения проблем модернизации федерализма в целом. Укрупнение субъектов Федерации неизбежно вызовет ломку всей структуры федеративного устройства и потребует создания новой, более жизнеспособной в современных условиях.

Принцип равноправия субъектов Российской Федерации. В части 4 ст. 5 Конституции говорится о том, что «во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны». Однако в части 1 той же статьи сказано, что «Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации».

«О каком равноправии может идти речь, если в самой Конституции предусматривается наличие шести разновидностей субъектов?»[13] Кроме того, в части 2 ст. 5 предусматривается, что республика (государство) имеет свою конституцию, а прочие субъекты — только уставы. В данном случае налицо явное противоречие, поскольку субъектам конституционных правоотношений предписываются разные модели поведения, следовать которым в практической деятельности весьма проблематично.

Таким образом, существует неразрешенное конституционное противоречие, касающееся правового статуса субъектов Федерации, грозящее деструктивными тенденциями федеративного устройства. Помимо ст. 5, Конституция содержит еще ряд оснований для дифференциации статуса субъектов РФ, которые вместе с внеконституционными составляют внушительный перечень. Не исключена ситуация, при которой каждый субъект Федерации будет иметь свой собственный исключительный статус. Укажем на некоторые конституционные же противоречия принципу равноправия субъектов Российской Федерации:

  • предусматривается существование шести разновидностей субъектов: республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов (ч. 1 ст. 5, а также ст. 65);
  • только республика является государством (ч. 2 ст. 5);
  • республика имеет свою конституцию, а другие субъекты — только уставы (ч.

2 ст. 5, ч. 1 и 2 ст. 66);

  • республики вправе устанавливать свои государственные языки (ч. 2 ст. 68);
  • существует такая разновидность субъектов Федерации, как автономные округа, входящие в состав других субъектов — краев и областей (ч.

4 ст. 66), вследствие чего появляется феномен «сложносоставных субъектов РФ»;

— особый статус имеет город Москва — столица Российской Федерации, что также отражено в Конституции (ч. 2 ст. 70).

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/administrativno-territorialnoe-ustroystvo-subyektov-rf/

2. Конституция Российской Федерации: Официальный текст с историко-правовым комментарием. М.: Издательская группа ИНФРА. М- НОРМА,1996.

4. Баглай М. В., Габричидзе Б. Н. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов. М.: Изд. группа «Инфра-М — Кодекс», 1996. — 720с.

5. Глигич-Золотарева М. В. Законодательная база федеративных отношений: перспективы совершенствования//»Журнал российского права», 2002. — N 7.

6. Ескина Л. Б. Конституционная реформа в России: кризис или очередной этап? // Правоведение, 2001. — N2.

7. Зиновьев А. В. Конституционное право России: проблемы теории и практики. — СПб.: Изд. Торг. Дом «Герда», 2000. — 321с.

«Правовая культура», 1996. -473с.

10. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В. Д. Карповича. -М.:Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2002. -959 с.

12. Смоленский М. Б. Конституционное государственное право России. — Ростов н/Дону: Феникс, 2002. — 415с.

[1] Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В. Д. Карповича. -М.:Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2002. -С. 326.

[2] (ВКС РФ, 1994, N 2-3).

[3] Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юрид. вузов и факультетов. 3-е изд. — М.: Норма, 2001. -С. 246.

[5] Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юрид. вузов и факультетов. 3-е изд. — М.: Норма, 2001. -С. 249.

[7] Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юрид. вузов и факультетов. 3-е изд. — М.: Норма, 2001. -С. 251.

[9] Конституционное право России: Сборник конституционно-правовых актов. Том 1-2 / Составитель Н. А. Михалева; Отв. ред. О. Е. Кутафин. — М.: Юристъ, 2001. — 516с.

[11] Зиновьев А. В. Конституционное право России: проблемы теории и практики. — СПб.: Изд. Торг. Дом «Герда», 2000. — С. 144.

[13] Глигич-Золотарева М. В. Законодательная база федеративных отношений: перспективы совершенствования//»Журнал российского права», 2002. — N 7. С. 16.