Деятельность правоохранительных органов в Кыргызской Республике

Принцип законности правосудия — универсальный принцип.

Его широкое и разностороннее содержание помогает формулировать и определять отдельные стороны других принципов правосудия, о которых пойдет речь дальше.

Принцип осуществления правосудия только судом

Данный принцип характеризует место органов судебной власти в системе разделения властей, когда (в наиболее обобщенном виде) органы законодательной власти должны принимать нормативные акты, органы исполнительной власти обеспечивают их практическую реализацию, а органы судебной власти разрешают конфликты.

В соответствии со смыслом ст. 118 Конституции КР судебная власть в Кыргызстане в сфере хозяйственной юрисдикции (по делам, отнесенным к ведению арбитражных судов) может осуществляться только арбитражными судами в лице арбитражных судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия арбитражных заседателей.

Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Не допускается создание каких-либо чрезвычайных судов. Судебная власть самостоятельна и осуществляется независимо от законодательной и исполнительной властей. Тем самым законодатель обеспечивает специализацию каждого из государственных и судебных органов на решении определенного круга вопросов, не допуская пересечение их компетенции.

Принцип независимости судей

В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны». Независимость судей является проявлением самостоятельности судебной власти, ее отделенности от власти исполнительной и законодательной. Независимость судей заключается в том, что исключается любое воздействие на них со стороны других лиц и организаций при разрешении ими конкретных уголовных, гражданских и арбитражных дел. При рассмотрении дела суд руководствуется не мнениями участников процесса, а законом, принимает решения по своему внутреннему убеждению, основанному на изучении всех материалов дела, анализе всех представленных доказательств.

Значение данного принципа состоит в том, что только независимый и беспристрастный суд может справедливо рассмотреть уголовное, гражданское, арбитражное дело, вынести по нему законное и обоснованное решение, приговор. Вмешательство в деятельность суда, даже с «добрыми намерениями», влечет нарушение законности, произвол.

Согласно Закону «О статусе судей КР» независимость судей обеспечивается:

1) наличием особой процедуры осуществления правосудия;

15 стр., 7176 слов

Доступность правосудия как европейский стандарт справедливого ...

... основополагающих принципов права, как и принцип международного права, запрещающий отказ в правосудии. В российском арбитражном процессуальном законодательстве доступность правосудия не обозначается как принцип правосудия. Вместе с ... доступа к правосудию зависит существование верховенства права в целом. Принцип, согласно которому возможность передачи дела на рассмотрение судьи должна быть ...

2) установлением запрета под угрозой ответственности за вмешательство кого бы то ни было в деятельность по осуществлению правосудия;

3) установлением порядка приостановления и прекращения полномочий судьи;

4) правом судьи на отставку;

5) неприкосновенностью судьи;

6) системой органов судейского сообщества;

7) предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу;

8) наличием особой защиты государством судей, членов их семей и имущества. Независимость судьи зависит во многом и от него самого, от его моральных и профессиональных качеств.

Поэтому гарантией независимости является установленный законом порядок отбора кандидатов на должность судьи, обеспечивающий формирование действительно независимого, беспристрастного судейского корпуса. При наличии обоснованных сомнений в беспристрастности судьи, присяжного, народного, арбитражного заседателя они подлежат отводу. Независимость судей гарантируется и несменяемостью судей. Судья не может быть переведен на другую работу, в другой суд без его согласия. Полномочия судьи не ограничены определенным сроком.

Проблемой в настоящее время является исключение влияния на судей со стороны председателей судов, других судей. Определенные гарантии предоставляют регулируемый процессуальным законом порядок принятия решений (тайна совещательной комнаты, порядок голосования, при котором председательствующий подает голос последним).

Однако все еще встречаются случаи дачи председателями судов судьям указаний по конкретным делам. Такая практика, даже если объясняется недостаточной квалификацией, неопытностью судей, является нарушением закона.

Принцип гласности судопроизводства

Каждое отраслевое процессуальное законодательство также предусматривает гласность судебного разбирательства. Данный принцип является одним из показателей демократизма судопроизводства. Допуская граждан, средства массовой информации на судебное разбирательство, суд тем самым обеспечивает контроль народа за деятельностью судебной власти. Гласность судебного разбирательства является важным условием вынесения справедливого и обоснованного решения по делу, побуждает судей и других участников процесса добросовестно выполнять свои процессуальные обязанности, затрудняет оказание давления на суд, что гарантирует его независимость и подчинение только закону.

Вместе с тем, предоставляя право гражданам присутствовать на судебном заседании, закон возлагает на них и обязанность соблюдать тишину, порядок, не мешать участникам процесса и подчиняться распоряжениям председательствующего. В случае неподчинения этим требованиям и нарушения установленного порядка виновники могут быть удалены из зала судебного заседания. Средства массовой информации, освещая ход процесса, должны в силу принципа презумпции невиновности воздерживаться от преждевременных выводов о виновности подсудимого, доказанности обвинения.

Закрепляя как общее правило гласность судебного разбирательства, процессуальное законодательство предусматривает и случаи, когда оно может проводиться закрыто. Это основано на той же ст. 123 Конституции КР, которая допускает закрытое заседание в случаях, установленных конституционным законом.

7 стр., 3255 слов

Правовые акты Кыргызской Республики, регулирующие отношения в ...

... Кыргызской Республики, регулирующие отношения в сфере государственной тайны, решения судов и органов административной юрисдикции, доктринальные положения науки административного права, ... препятствует эффективному информационному обмену в Кыргызстане. Институт государственной тайны нивелирует общественный ... государства. 4. Провести оценку существующего порядка отнесения сведений к государственной тайне ...

Гражданские дела также рассматриваются в закрытом судебном заседании в интересах охраны государственной тайны, в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц, для сохранения тайны усыновления Гражданское право Российской Федерации. Общая часть. Под ред. Ю.К. Толстого и С.С. Сергеева. М., 1997. С. 201. .

Слушание дел в закрытом заседании осуществляется с соблюдением всех правил судопроизводства. Приговор и решения судов в любом случае провозглашаются публично.

Действие вышеуказанных принципов проявляется по — разному в различных видах судопроизводства (конституционный, гражданский, уголовный, административный).

Если в конституционном, гражданском, административном судопроизводствах не все принципы находят свою реализацию, то в уголовном судопроизводстве все они проявляются в одинаковой степени.

конституционный закон.

от 13 июня 2011 года N 37

Немаловажную роль играют подзаконные акты, в состав которого входят Указы и Распоряжения Президента Кыргызской Республики, Постановления Правительства Кыргызской Республики, приказы министерств и ведомств, а также локальные подзаконные акты.

2.2 Судебная система в Кыргызской Республике

Судебная власть в Кыргызстане принадлежит только судебным органам. Ее осуществляет только суд — государственный орган. Иные организации, в названии которых содержится слово «суд», судебной властью в том смысле, который заложен в Конституции Кыргызской Республики и соответствующих законах, не обладают и судами не являются.

Конституция КР и конституционный закон КР «О статусе судов» от предусматривают следующие виды органов, которым принадлежат полномочия по осуществлению судебной власти: Верховный Суд КР и местные суды КР. В составе Верховного суда действует Конституционная палата.

судебной системой

Систему судов возглавляет Верховный Суд Кыргызской Республики, как высший судебный орган по гражданским, уголовным, экономическим, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Надзор Верховного Суда за судебной деятельностью в полном объеме распространяется как на общие, так и на военные суды.

Организация, порядок деятельности и компетенция Верховного суда КР определяются Конституцией КР, конституционным законом КР «О статусе судей Кыргызской Республики» от 9 июля 2008 года N 141, законом «О Верховном суде Кыргызской Республики и местных судах» от 18 июля 2003 года N 153 и процессуальными законами. Согласно п.5 ст. 96 Конституции КР судьей Верховного суда может быть гражданин Кыргызской Республики не моложе 40 лет и не старше 70 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет.

Судьи Верховного суда могут быть досрочно освобождены от занимаемой должности ЖогоркуКенешем большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов ЖогоркуКенеша по представлению Президента на основании предложения Совета судей.

В случае смерти судьи, объявления его умершим или безвестно отсутствующим, признания недееспособным, утраты гражданства, выхода из гражданства либо приобретения гражданства иного государства полномочия судьи прекращаются органом, его избравшим или назначившим, со дня появления основания в соответствии с конституционным законом Ст. 96 Конституции Кыргызской Республики от 27 июня 2010г. .

9 стр., 4312 слов

Семейное право кыргызской республики

... на территории КР вплоть до сентября 2003 года, неко­торые положения семейного права исламских стран, а также постановления пленумов Верховного суда СССР, РСФСР, Кир­гизской ССР. Анализ ... работе уделено проблемам совершенст­вования брачно-семейного законодательства Кыргызской Респуб­лики. 1.1. Понятие брака как института семейного права В Конституции Кыргызской Республики 1993 г. ст. 26 по­священа ...

В ст. 14 Закона «О Верховном суде Кыргызской Республики и местных судах» от 18 июля 2003 года N 153 предусмотрены полномочия Верховного суда КР:

  • осуществляет надзор за судебной деятельностью местных судов в форме пересмотра (рассмотрения) судебных актов по жалобам участников процесса.
  • пересматривает (рассматривает) судебные дела и материалы в порядке надзора;
  • изучает и обобщает судебную практику, ведет судебную статистику;
  • осуществляет другие полномочия, предоставленные ему в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Здесь же определена структура Верховного суда КР:

  • пленум;
  • судебная коллегия по уголовным делам и делам об административных правонарушениях;
  • судебная коллегия по гражданским делам;
  • судебная коллегия по административным и экономическим делам.

Пленум Верховного суда Кыргызской Республики состоит из Председателя Верховного суда Кыргызской Республики, его заместителей и судей Верховного суда Кыргызской Республики.

Пленум Верховного суда Кыргызской Республики

1) рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и дает разъяснения по вопросам судебной практики;

2) рассматривает материалы по применению законов и иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики местными судами;

3) избирает по представлению Председателя Верховного суда Кыргызской Республики председателей судебных коллегий из числа заместителей Председателя Верховного суда Кыргызской Республики и персональный состав судебных коллегий путем тайного голосования;

4) избирает по представлению Председателя Верховного суда Кыргызской Республики состав Научно-консультативного совета при Верховном суде Кыргызской Республики путем тайного голосования;

5) избирает секретаря пленума Верховного суда Кыргызской Республики из числа судей Верховного суда Кыргызской Республики путем тайного голосования;

6) по вопросам внутренней деятельности Верховного суда Кыргызской Республики принимает Регламент Верховного суда Кыргызской Республики;

8) заслушивает председателей судебных коллегий Верховного суда Кыргызской Республики о работе судебных коллегий;

9) заслушивает сообщения Председателя Верховного суда Кыргызской Республики о деятельности Верховного суда Кыргызской Республики;

10) рассматривает другие вопросы организации и деятельности судов.

Судебные коллегии Верховного суда Кыргызской Республики возглавляют председатели судебных коллегий — первый заместитель, заместители Председателя Верховного суда Кыргызской Республики.

Судебные коллегии осуществляют:

1) пересмотр в порядке надзора вступивших в законную силу судебных актов областных и приравненных к ним судов в случаях и в соответствии с порядком, предусмотренными процессуальными законами;

— Согласно данному закону Конституционная палата Верховного суда Кыргызской Республики является высшим судебным органом, самостоятельно осуществляющим конституционный контроль посредством конституционного судопроизводства. Она состоит из одиннадцати судей: председателя, заместителя председателя и девяти судей Конституционной палатыСтатья 5 Конституционного закона «О Конституционной палате Верховного суда

17 стр., 8080 слов

История развития прокуратуры Украины

... установлено, что прокуратуру Украины возглавляет Генеральный прокурор Украины. Он назначается на должность по согласию Верховной Рады Украины ... особый для Украины трибунал - Луцкий. Это был Верховный суд для Украины, его действие распространялось на Киевское, ... органов прокуратуры, возглавляет ее работу. Это предусматривает прежде всего организацию и контроль за деятельностью подчиненных прокуратур, а ...

Кыргызской Республики» от 13 июня 2011 года N 37.

Конституционная палата:

1) признает неконституционными законы и иные нормативные правовые акты в случае их противоречия Конституции;

2) дает заключение о конституционности не вступивших в силу для Кыргызской Республики международных договоров;

3) дает заключение к проекту закона об изменениях в Конституцию.

4) принимает регламент Конституционной палаты, утверждает положение об аппарате Конституционной палаты, ее структуру и штатную численность в пределах сметы расходов;

5) в связи с поступившим обращением вправе запрашивать информацию и документы от всех государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц, общественных объединений, юридических и физических лиц, а также привлекать специалистов к экспертной и научно-консультационной работе;

6) ежегодно анализирует исполнение принятых ею актов и публикует для всеобщего сведения.

Глава3. Правоохранительные органы в системе исполнительной власти Кыргызской Республики

3.1 Сущность и система органов прокуратуры Кыргызской Республики

Прокуратура Кыргызской Республики -орган государственной власти, осуществляющий надзор за точным и единообразным исполнением законов и иных нормативных правовых актов Кыргызской РеспубликиВ редакции Закона КР от 29 февраля 2012 года N 9.

Организация и порядок деятельности органов прокуратуры определяются Конституцией Кыргызской Республики, законом о прокуратуре, положением о Военной прокуратуре Положение о Военной прокуратуре КР, утверждено постановлением Правительства КР от 4 мая 1994 года №279 и другими законодательными актами.

Во втором разделе Закона КР «о прокуратуре КР» от 17 июля 2009 года N 224 определена система и организация работы прокуратуры Кыргызской Республики.

Систему прокуратуры Кыргызской Республики составляют:

1) Генеральная прокуратура Кыргызской Республики (далее — Генеральная прокуратура);

2) Военная прокуратура Кыргызской Республики (далее — Военная прокуратура);

3) прокуратуры областей, городов Бишкек, Ош;

4) районные (городские) и приравненные к ним: специализированные прокуратуры, военные прокуратуры гарнизонов;

5) научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий.

Вопрос о создании или упразднении территориальных и специализированных прокуратур решается Правительством по представлению Генерального прокурора.

Генеральную прокуратуру КР

Генеральный прокурор имеет первого заместителя, заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от нее Президентом Кыргызской Республики по предложению Генерального прокурора.

В Генеральной прокуратуре КР образуется Коллегия в составе Генерального прокурора КР (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором КР.

18 стр., 8707 слов

Понятие, учреждение и основные этапы развития прокуратуры в Республике ...

... была учреждена государственная прокуратура и принято Положение о прокурорском надзоре в БССР. Прокуратура учреждалась на правах отдела в составе Наркомата юстиции. Во главе прокуратуры в качестве прокурора республики стал Народный комиссар ...

Структуру Генеральной прокуратуры КР составляют управления, отделы, в которых устанавливаются должности начальников, их заместителей, старших прокуроров и прокуроров, прокуроров-криминалистов, старших следователей и следователей по особо важным делам, а также главных, ведущих специалистов и специалистов.

Существуют также управления по организации работы, статистики и делопроизводства, по обеспечению участия прокурора в гражданском процессе, арбитражном процессе, рассмотрении уголовных дел, по делам несовершеннолетних и молодежи, по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний, а также другие управления и отделы.

Начальники главных управлений, управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений — помощниками Генерального прокурора КР.

В главных управлениях, управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, а также старших следователей по особо важным делам, следователей по особо важным делам и их помощников.

Генеральный прокурор КР имеет советников, старших помощников и старших помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу начальников управлений, а также помощников и помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.

В ст. 12 Закона о прокуратуре определены полномочия Генерального прокурора КР:

1) руководит системой прокуратуры и осуществляет контроль за ее деятельностью;

2) организует и осуществляет надзор за точным и единообразным исполнением законов и иных нормативных правовых актов на территории Кыргызской Республики;

3) ведет переговоры и подписывает международные договоры Кыргызской Республики по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью в установленном законом порядке;

4) обладает исключительной компетенцией по возбуждению уголовного дела в отношении депутата ЖогоркуКенеша Кыргызской Республики, судьи, иных лиц в соответствии с законами Кыргызской Республики;

5) дает заключение о наличии в действиях Президента Кыргызской Республики признаков преступления в случае выдвижения ЖогоркуКенешем Кыргызской Республики обвинения в совершении преступления;

6) издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения и инструкции, регулирующие вопросы организации и деятельности системы прокуратуры Кыргызской Республики и порядок реализации мер социального и материального обеспечения указанных работников;

7) определяет режим рабочего времени и отдыха сотрудников органов прокуратуры в соответствии с законодательством о прокуратуре, труде и государственной службе.

8) Генеральный прокурор назначает на должность и освобождает от должности:

  • ь начальников управлений, отделов Генеральной прокуратуры, их заместителей;
  • старшего помощника и помощника Генерального прокурора;
  • старших прокуроров, прокуроров управлений, отделов, старших следователей и следователей по особо важным делам;
  • прокуроров-криминалистов;
  • главных, ведущих специалистов и специалистов;
  • ь заместителей Военного прокурора, старших помощников и начальников отделов военной прокуратуры, а также прокуроров военных гарнизонов по представлению Военного прокурора;
  • ь прокуроров областей, городов Бишкек, Ош;
  • по их представлению заместителей, старших помощников и начальников отделов указанных прокуратур;
  • ь прокуроров районов (городов), военных прокуроров гарнизонов, по представлению вышестоящих прокуроров, а также прокуроров специализированных прокуратур.

9. Генеральный прокурор в установленном законодательством порядке:

4 стр., 1780 слов

Организация и деятельность прокуратуры в Республике Беларусь

... настоящей дипломной работы является исследование и изучение участия прокурора в рассмотрении судами уголовных дел. Поставленная цель предполагает решение следующих конкретных задач: 1) изучение истории учреждения, организации и деятельности прокуратуры Республики Беларусь; 2) ...

  • ь присваивает специальные классные чины, классные чины и воинские звания сотрудникам прокуратуры;
  • ь награждает ведомственными наградами;
  • ь представляет Президенту Кыргызской Республики кандидатуры для присвоения им высших классных чинов и воинских званий;
  • ь представляет сотрудников органов прокуратуры к награждению государственными наградами и присвоению почетных званий Кыргызской Республики.

В этой же статье определяются права и ответственность Генерального прокурора. Он вправе:

1) обратиться в Конституционную палату Верховного суда Кыргызской Республики по вопросам несоответствия законов и иных нормативных правовых актов Конституции Кыргызской Республики;

2) вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, предложения о дополнении, изменении, отмене или принятии законов и иных нормативных правовых актов.

5. Осуществляет иные полномочия, предоставленные ему законом.

6. Генеральный прокурор несет ответственность за выполнение задач, возложенных на прокуратуру Кыргызской Республики Законом о прокуратуре.

7. Генеральный прокурор в течение срока полномочий не может быть арестован, подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, привлечен к уголовной ответственности без согласия ЖогоркуКенеша Кыргызской Республики.

В VI разделе Закона о прокуратуре предъявляются требования к лицам, назначаемым на должности прокуроров и следователей. Прокурорами и следователями могут быть граждане Кыргызской Республики, имеющие высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении высшего профессионального образования, и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, пригодные по состоянию здоровья для службы в органах прокуратуры.

Лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на указанной службе:

1) если имеет гражданство иностранного государства;

2) если признано решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным;

3) если решением суда лишено права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока;

4) если имеет или имело судимость за уголовные преступления, независимо от того погашена или снята судимость;

5) если имеет заболевание, которое согласно медицинскому заключению препятствует исполнению им служебных обязанностей;

6) если состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители или дети супругов) с работником органа или учреждения прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

7) если отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, в случае если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.

9 стр., 4025 слов

Основные направления деятельности органов Прокуратуры Российской Федерации

... Основателем прокуратуры как органа надзора за соблюдением законности в России по праву считается Петр I, который осуществлял в период своего правления целенаправленную деятельность ... прокурорами, контролировал фискальную службу, отслеживал исполнение высочайших предписаний. Основополагающим направлением деятельности прокуратуры была надзорная. При выявлении нарушения закона в поднадзорном учреждении ...

На должность Генерального прокурора назначаются, На должности заместителя Генерального прокурора, Военного прокурора, Территориальные подразделения

ь Прокуратура Чуйской области

ь Прокуратура Иссык-Кульской области

ь Прокуратура Нарынской области

ь Прокуратура Таласской области

ь Прокуратура Ошской области

ь Прокуратура Жалал-Абадской области

ь Прокуратура Баткенской области

ь Прокуратура города Бишкек

ь Прокуратура города Ош

Прокуратуры областей, городов Бишкек, Ош

1) осуществляют надзор за точным и единообразным исполнением законов и иных нормативных правовых актов, правовых актов Генерального прокурора субъектами правоприменения, на которых распространяется их компетенция; осуществляют иные функции прокуратуры в пределах своей компетенции в порядке, установленном настоящим Законом, Генеральным прокурором;

2) руководят деятельностью соответствующей прокуратуры по осуществлению прокурорского надзора и других функций;

3) издают приказы, указания, распоряжения, обязательные для исполнения подчиненными им работниками;

4) назначают на должность и освобождают от должности заместителей начальников отделов, старших прокуроров и прокуроров отделов, прокуроров-криминалистов, старших следователей и следователей по особо важным делам, а также главных, ведущих специалистов и специалистов соответствующих прокуратур; заместителей, старших помощников, помощников прокуроров, старших следователей, следователей городов, районов;

5) вправе вносить изменения в штатные расписания своих аппаратов и подчиненных прокуратур в пределах численности и фонда оплаты труда по согласованию с Генеральной прокуратурой.

Прокуратуры районов

ь руководят деятельностью соответствующих прокуратур;

  • ь вносят вышестоящим прокурорам предложения об изменении штатной численности своих аппаратов, о кадровых изменениях;
  • ь назначают на должность и освобождают от должности работников прокуратуры, не занимающих должности прокуроров и следователей.

специализированные прокуратуры

ь Кыргызская транспортная прокуратура

ь Прокуратура по надзору за законностью в исправительных учреждениях

Прокуроры специализированных прокуратур подчинены Генеральному прокурору. Специализированные прокуратуры действуют по экстерриториальному принципу на всей территории Кыргызской Республики. Генеральный прокурор КР назначает и освобождает от должности прокуроров специализированных прокуратур. Он также осуществляет реорганизацию и ликвидацию специализированных прокуратур, определяет их статус, компетенции, структуру и штаты.

Прокурор специализированной прокуратуры:

1) осуществляет надзор за исполнением законов и правовых актов субъектами право применения, на которых распространяется его компетенция, осуществляет иные функции прокуратуры в пределах своей компетенции в порядке, установленном настоящим Законом;

2) руководит деятельностью соответствующей специализированной прокуратуры;

8 стр., 3978 слов

Прокурорский надзор за исполнение законов органами осуществляющими ...

... исключения из прокурорского надзора: За время существования прокурорского надзора за органами осуществляющими ОРД, сформировалась определенная правоприменительная практика. В прокуратурах субъектов Российской Федерации были выработаны различные способы его организации. Отношение к надзору за законностью оперативно-розыскной деятельности как к ...

3) издает приказы, указания и распоряжения, обязательные для исполнения подчиненными работниками.

по следующим основным направлениям:

1) надзор за исполнением законов и нормативных правовых актов Кыргызской Республики должностными лицами и гражданами на транспорте;

2) надзор за соблюдением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

3) соответствие правовых актов, издаваемых органами и учреждениями, должностными лицами указанных в настоящем пункте сферах, нормативным правовым актам, обладающим более высокой юридической силой.

В единую систему органов прокуратуры КР входит также Военная прокуратура, возглавляемый Военным прокурором Кыргызской Республики, с подчинением военных прокуроров гарнизонов Военному прокурору. Военный прокурор Кыргызской Республики подчинен только Генеральному прокурору.

Военная прокуратура имеет в своем составе центральный аппарат и военные прокуратуры гарнизонов.

Структуру центрального аппарата Военной прокуратуры составляют отделы и службы. Положения о структурных подразделениях центрального аппарата Военной прокуратуры утверждаются Военным прокурором. В отделах устанавливаются должности начальников отделов, старших прокуроров и прокуроров, прокуроров-криминалистов, а также старших следователей по особо важным делам и следователей по особо важным делам.

В центральном аппарате Военной прокуратуры образуется коллегия в составе Военного прокурора, заместителей и других прокуроров, назначаемых Военным прокурором. Персональный состав коллегии утверждается Генеральным прокурором по представлению Военного прокурора. В законе о прокуратуре определены полномочия Военного прокурора:

1) осуществляет надзор за исполнением законов и правовых актов субъектами право применения, на которых распространяется его компетенция; осуществляет иные функции прокуратуры в пределах своей компетенции в порядке, установленном настоящим Законом;

2) руководит деятельностью органов Военной прокуратуры;

3) обеспечивает подбор, расстановку и воспитание кадров, назначает на должность и освобождает от должности помощников прокуроров, старших прокуроров и прокуроров отделов (отделений), прокуроров-криминалистов, старших следователей и следователей, а также главных специалистов; проводит аттестацию военных прокуроров и следователей;

4) издает приказы, указания и распоряжения, обязательные для исполнения подчиненными работниками;

5) может вносить изменения в штатные расписания своих аппаратов и подчиненных прокуратур в пределах численности и фонда оплаты труда, установленных Генеральным прокурором.

3.2 Органы внутренних дел, их задачи и структура

Одно из центральных мест в системе правоохранительных органов Кыргызской Республики занимают органы внутренних дел.

Органы внутренних дел Кыргызской Республики (ОВД) — это государственный вооруженный правоохранительный орган, осуществляющий исполнительно — распорядительные функции по обеспечению общественного порядка, безопасности личности и общества и борьбе с преступностью. Правоохранительные органы Кыргызской Республики: Учебное пособие / под ред. Кулбаева. Б. 2009. С. 90.

Правовой основой органзиации и деятельности ОВД являются: Конституция Кыргызской Республики, закон КР «Об органах внутренних дел» от 11 января 1994 г. №1361 — ХII, закон КР «о внутренних войсках Министерства внутренних дел КР» от 14 апреля 1994 г. №1474 — ХII, а также подзаконные нормативные акты.

В законе об органах внутренних дел определены основные задачи ОВД:

  • обеспечение общественного порядка, безопасности личности и общества;
  • борьба с преступностью;
  • исполнение уголовных наказаний и административных взысканий в пределах компетенции;
  • осуществление контрольно-разрешительных мер в сфере обеспечения безопасности дорожного движения; учетно-регистрационная и экзаменационная работа.

Запрещается привлекать органы внутренних дел для выполнения задач, не возложенных на них законодательством. Никто, кроме органов и должностных лиц, прямо уполномоченных на то законом, не вправе вмешиваться в деятельность органов внутренних дел.

Структуру ОВД и Положение о Министерстве внутренних дел КР утверждает Президент КР по предложению Премьер — министра. Руководство ОВД осуществляет Министр, назначаемый Президентом КР.Систему органов внутренних дел возглавляет Министерство внутренних дел Кыргызской Республики.

Министерство внутренних дел Кыргызской Республики

Министерство подчиняется Президенту РФ по вопросам, отнесенным к его компетенции, а также Правительству РФ. МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через входящие в его систему главные управления МВД России по федеральным округам, министерства внутренних дел республик (МВД), главные управления, управления внутренних дел других субъектов Федерации (ГУВД, УВД), управления (отделы) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте (УВДТ), управления (отделы) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, окружные управления материально-технического и военного снабжения, органы управления внутренними войсками, соединения и воинские части внутренних войск, представительства (представителей) МВД России за рубежом, иные организации и подразделения, созданные в установленном законодательством РФ порядке для реализации задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска.

Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации. Основополагающим нормативным актом, закрепившим статус МВД России, является Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, которое определило задачи и полномочия Министерства, а также полномочия министра внутренних дел.

Деятельность Министерства осуществляется на основе принципов уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности, взаимодействия с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, а также соответствующими органами иностранных государств.

Основными задачами Министерства являются:

1) разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;

2) совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;

3) обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;

4) организация в пределах своих полномочий предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения и пресечения административных правонарушений;

5) обеспечение охраны общественного порядка;

6) обеспечение безопасности дорожного движения;

7) организация и осуществление государственного контроля за оборотом оружия;

8) организация в соответствии с законодательством РФ государственной охраны имущества и организаций;

9) управление органами внутренних дел Российской Федерации (далее: органы внутренних дел) и внутренними войсками МВД России (далее: внутренние войска), организация их деятельности.

Для решения указанных задач МВД России наделено достаточно широкими полномочиями, которые определяют содержание ее деятельности. МВД России осуществляет следующие полномочия:

1) формирует на основе анализа и прогнозирования состояния правопорядка, общественной безопасности и миграционных процессов основные направления государственной политики в установленной сфере деятельности;

2) разрабатывает и осуществляет меры по реализации государственной политики в установленной сфере деятельности;

3) разрабатывает и представляет в установленном порядке Президенту и в Правительство РФ проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента и Правительства РФ, а также подготавливает другие документы, по которым требуется решение Президента или Правительства РФ, по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности МВД России;

4) на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента и Правительства РФ самостоятельно принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента и Правительства РФ осуществляется федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента иПравительства РФ;

5) определяет основные направления деятельности органов внутренних дел и внутренних войск и руководит их деятельностью;

6) обобщает практику применения законодательства РФ и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, разрабатывает на этой основе меры по совершенствованию деятельности органов внутренних дел, внутренних войск и Федеральной миграционной службы (ФМС России);

7) участвует в формировании федеральных целевых программ в установленной сфере деятельности;

8) подготавливает по поручению Президента и Правительства РФ проекты отзывов и заключений на проекты законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации;

9) организует и осуществляет в соответствии с законодательством РФ:

  • оперативно-розыскную деятельность;
  • производство дознания и предварительного следствия по уголовным делам;
  • экспертно-криминалистическую деятельность;
  • розыск лиц и похищенного имущества;
  • контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, за сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового оружия, находящегося во временном пользовании у юридических лиц с особыми уставными задачами, а также за соблюдением указанными юридическими лицами законодательства РФ об оружии;
  • выдачу гражданам и организациям лицензий на приобретение оружия и патронов к нему, разрешений на хранение, ношение и использование оружия, патронов и боеприпасов к нему, а также на их транспортирование, перевозку, ввоз на территорию и вывоз с территории Российской Федерации;
  • лицензирование отдельных видов деятельности;
  • выдачу разрешений на приобретение, хранение, перевозку автомобильным, морским и речным транспортом взрывчатых материалов промышленного назначения, а также на их транзит в случае перевозки указанными видами транспорта;
  • контроль частной детективной и охранной деятельности на территории Российской Федерации, а также деятельности ведомственной охраны;

10) участвует в формировании и реализации основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения; разрабатывает и проводит мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий; организует и осуществляет в соответствии с законодательством РФ специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения;

11) обеспечивает охрану особо важных и режимных объектов, важных государственных объектов и специальных грузов, объектов на коммуникациях, объектов, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел, а также охрану имущества физических и юридических лиц по договорам; обеспечивает совместно с ФСБ России охрану дипломатических представительств и консульских учреждений на территории Российской Федерации;

12) организует производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции органов внутренних дел и внутренних войск;

13) обеспечивает в соответствии с законодательством РФ государственную защиту судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасность участников уголовного судопроизводства и их близких;

14) разрабатывает и проводит мероприятия по совершенствованию охраны общественного порядка на территории Российской Федерации;

15) обеспечивает в соответствии с законодательством РФ проведение государственной дактилоскопической регистрации;

16) участвует в обеспечении режима чрезвычайного положения и режима военного положения в случае их введения на территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях, а также в проведении мероприятий военного времени и мероприятий в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

17) организует и обеспечивает мобилизационную подготовку и мобилизацию в системе МВД России, а также контролирует и координирует деятельность ФМС России по мобилизационной подготовке и мобилизации;

18) участвует в организации территориальной обороны Российской Федерации; организует совместные действия с Вооруженными силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами по осуществлению обороны Российской Федерации;

19) обеспечивает выполнение мероприятий гражданской обороны, повышение устойчивости работы органов внутренних дел и внутренних войск в условиях военного времени и при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время; участвует в выполнении мероприятий гражданской обороны и повышении устойчивости работы ФМС России в условиях военного времени, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время;

20) участвует в обеспечении исполнения гражданами воинской обязанности; организует и осуществляет в установленном порядке учет военнообязанных сотрудников;

21) организует специальные и воинские перевозки в пределах Российской Федерации в интересах органов внутренних дел и внутренних войск, а также на основании решений Правительства РФ и межведомственных соглашений — в интересах соответствующих федеральных органов исполнительной власти;

22) организует и осуществляет в установленном порядке защиту в судах интересов Президента и Правительства РФ, а также интересов МВД России;

23) участвует в работе по стандартизации, метрологии и сертификации;

24) обеспечивает проведение федеральных государственных статистических наблюдений в установленной сфере деятельности в соответствии с официальной статистической методологией;

25) организует кадровое обеспечение системы МВД России, подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку кадров; разрабатывает и реализует меры по обеспечению правовой и социальной защиты сотрудников, военнослужащих, федеральных государственных служащих и работников системы МВД России; принимает участие в разработке и реализации программ кадрового обеспечения, а также в осуществлении подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки кадров ФМС России;

26) разрабатывает и осуществляет профилактические, лечебные, санаторно-курортные, оздоровительные и реабилитационные мероприятия, направленные на охрану и укрепление здоровья сотрудников и военнослужащих, членов их семей, федеральных государственных служащих, работников и пенсионеров системы МВД и ФМС России, а также лиц, соответствующее обеспечение которых на основании законодательства РФ возложено на МВД России;

27) обеспечивает в системе МВД России собственную безопасность и защиту сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, а также собственную безопасность в ФМС России, участвует в защите сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, в ФМС России;

28) организует централизованное обеспечение органов внутренних дел и внутренних войск боевой, специальной и шифровальной техникой, вооружением, боеприпасами и другими материально-техническими средствами, а также финансовыми средствами за счет федерального бюджета; разрабатывает и реализует меры по укреплению и развитию материально-технической базы органов внутренних дел и внутренних войск; принимает участие в организации и развитии материально-технической базы ФМС России;

29) обеспечивает проведение конкурсов и заключение государственных контрактов на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд МВД России;

30) обеспечивает внедрение достижений науки, техники и положительного опыта в деятельность органов внутренних дел и внутренних войск, а также развитие связи и автоматизированного управления в системе МВД России;

31) осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента и Правительства РФ. Организация деятельности МВД России заключается в следующем. Министерство возглавляет министр внутренних дел (далее: министр) России. Министр, первый заместитель министра, заместители министра назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по представлению председателя Правительства РФ.

Министр несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на Министерство, подчиненные ему органы внутренних дел и внутренние войска. Министерство осуществляет руководство отраслью внутренних дел в двух формах:

1) централизованное руководство;

2) непосредственное управление. Централизованное руководство заключается в управляющем воздействии, как правило, на МВД, ГУВД, УВД субъектов Федерации и через них — на городские, районные органы внутренних дел.

Исходя из объективных законов общественного развития, социальной и экономической ситуации в России, криминогенной обстановки, МВД России определяет стратегию деятельности органов внутренних дел; проводит работу, направленную на совершенствование нормативной правовой базы, организационной структуры, работы с кадрами, изучения, обобщения и внедрения передового опыта и научных рекомендаций в деятельность органов внутренних дел; в соответствии с законодательством разрабатывает методику осуществления оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел; осуществляет анализ оперативной обстановки в стране и прогнозирует ее развитие; разрабатывает на этой основе мероприятия упреждающего реагирования на негативные тенденции; обеспечивает координацию деятельности органов внутренних дел, их служб и подразделений.

Непосредственное управление МВД России осуществляет в отношении подчиненных ему органов, служб и подразделений. К их числу относятся органы внутренних дел на транспорте, внутренние войска, научно-исследовательские учреждения, окружные управления материально-технического и военного снабжения и другие непосредственно подчиненные ему органы и подразделения.

Структура и общая штатная численность центрального аппарата МВД России утверждаются Президентом РФ. Так, Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. № 927 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» 289 разрешено иметь в Министерстве двух заместителей министра, в том числе одного первого заместителя, а также до 15 департаментов по основным направлениям деятельности Министерства, Следственный комитет при МВД России и Главное командование внутренних дел МВД России. Более детальная структура и штатное расписание каждого подразделения центрального аппарата Министерства, а также положения о его департаментах и иных структурных подразделениях утверждаются приказами министра, в частности приказом министра от 10 ноября 2004 г. № 730 «Об утверждении структуры центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации».

Данный приказ определил следующую структуру центрального аппарата МВД России:

1. Административный департамент.

2. Департамент государственной защиты имущества.

3. Департамент кадрового обеспечения.

4. Департамент обеспечения безопасности дорожного движения.

5. Департамент обеспечения правопорядка на закрытых территориях и режимных объектах.

6. Департамент обеспечения правопорядка на транспорте.

7. Департамент охраны общественного порядка.

8. Департамент по борьбе с организованной преступностью и терроризмом.

9. Департамент собственной безопасности.

10. Департамент тыла.

11. Департамент уголовного розыска.

12. Департамент экономической безопасности.

13. Организационно-инспекторский департамент.

14. Правовой департамент.

15. Финансово-экономический департамент.

16. Следственный комитет при МВД России.