Государственная политика РФ в сфере образования

Тема исследования является актуальной в связи с происходящими качественными изменениями в современной образовательной политике развитых стран, оказывающих существенное влияние на отечественную систему образования. Если прежняя идеология образования рассматривала человека в основном как исполнителя, пассивного элемента производства, то новая образовательная политика ориентируется на воспитание интеллектуально активного, универсального по своим возможностям гражданина, способного эффективно реализовать свои знания и призвание на благо общества.

От состояния образования зависит не только формирование политически грамотного и профессионально подготовленного специалиста, но и судьба политического и социально-экономического строя страны, проведение прогрессивных демократических преобразований. Отсюда тесная взаимосвязь политики государства и проблем образования. Цели образования и государства должны совпадать в главном — в воспитании достойной смены, способной обеспечить стране лучшее будущее.

Степень изученности темы.

Объектом исследования является система образования.

Предметом – является государственное регулирование системы образования.

Цель: На основе имеющихся законодательных актов проанализировать превалирующую тенденцию законодательства РФ в образовательной сфере и выявить основные пути её реформирования.

Задачи:

выявить основные проблемы развития образования в России и возможные пути их преодоления;

определить на основании действующего законодательства Российской Федерации в области образования принципы образовательной политики, а также ведущие цели и направления развития образования;

рассмотреть мероприятия программы реформирования системы образования и ожидаемые результаты от них.

В конечном счете, нашей основой задачей будет являться разрешение следующего вопроса: необходимы ли отечественной системе образования коренные преобразования?

Методы исследования, Сравнение, системный анализ, сбор материала и обработка данных.

Ключевую роль в исследовании играет метод анализа и синтеза – изучение объекта путем разложения его на простые составные части и изучение отдельных частей.

2 стр., 838 слов

Труд и профессиональное образование осужденных к лишению свободы: ...

... учебное пособие для вузов. – М.: «Былина», 1999г. Строева Г.В. Образовательно-развивающий потенциал нравственного воспитания осужденных// Человек и образование. – 2006, №8. ... профессионального кадрового ядра, владеющих на достаточном уровне психолого-педагогическими знаниями и умениями в области организации процесса перевоспитания осужденных. Таким образом, проблемы обучения и труда осужденных ...

Практическая значимость.

1 Система образования в Российской Федерации

Система образования в Российской Федерации – одна из подсистем общества, имеющая свою внутреннюю организацию и функциональную связь с другими социальными системами.

Как и любая социальная система, система образования нуждается в упорядочении своей организации, в наличии управляющих органов, которые, в свою очередь, тоже образуют самостоятельную систему управления, имеющую по форме внешнее обособление (с учетом специфики форм и методов управления).

Внутренне же, содержательно обе системы находятся в диалектическом единстве, имея единые цели своего функционирования.

Исследуя содержательное наполнение функционирования системы управления образованием, определим понятие «управление».

Под «управлением социальными системами» мы понимаем целеполагающее (сознательное, преднамеренное, продуманное), организующее и регулирующее воздействие людей на собственную общественную, коллективную и групповую деятельность, осуществляемое как непосредственно (в формах самоуправления), так и через специально созданные структуры (государство, общественные объединения, партии, организации и т.п.).

Особенности управления в образовании как социальной системе, определенной сфере жизнедеятельности общества, обусловлены ее специфическим характером, выделяющимся в социальной и экономической структуре общества. С одной стороны, образование как процесс, результат представляет собой социальное, нематериальное благо; с другой – относится в экономическом смысле к товару, обладающему потребительской ценностью, т.е. способному удовлетворять интересы и потребности личности. Во всех случаях и во всех аспектах образование выступает объектом интереса как отдельной личности, так общества в целом и самого государства. В связи с этим, никак нельзя согласиться с мнением, что образование человека, его развитие через учение, просвещение является сугубо частным делом; государство никак не должно вмешиваться в образование, и никто, кроме самих граждан, не может управлять образованием. Образование в широком смысле представляет собой национальную, общественную категорию, потенциал, с помощью которого государство может формировать людей по своему подобию. Аристотель признавал образование и воспитание общественным, не частным делом, мощным средством достижения экономических, социальных и политических целей государства.

И теоретики права, и административисты по-прежнему рассматривают управление образованием как одно из направлений деятельности государства.

Нельзя не согласиться с мнением Ю.А. Тихомирова: «Нужно признать полезность управления общественными процессами в стране, управления государственными делами, отраслевого, функционального, программного, регионального, корпоративного и локального управления».

Право на образование – это конституционное установление, составляющее основы правового статуса личности, именно государство с его возможностями должно стать подлинным гарантом конституционных прав личности; в том числе в сфере образования. Меры государственной поддержки образования нужно сочетать с усилением роли государства в обеспечении соответствия образовательной деятельности запросам личности и общества.

11 стр., 5192 слов

Гражданское общество и правовое государство

... правового государства и правовых законов. Наличие эффективных органов контроля и надзора за осуществлением законов. Особое место занимает проблема положения личности в правовом государстве. Само по себе правовое государство ... сферы жизни общества: семью, религию, образование, художественную культуру и т.д. Быть членом политического общества означало быть гражданином, т.е. членом государства, и тем ...

Право на высшее образование и раньше гарантировалось гражданам Конституцией СССР и в те времена осуществлялось на конкурсной основе, с целым рядом ограничений для одних категорий лиц и преимуществ для других. Однако существовало и принципиальное отличие в механизме его реализации: все бремя организационных и финансовых расходов несло государство. Провозгласив переход к рыночной экономике, государство изменило социальную политику, в том числе в области образования.

Согласно Конституции Российской Федерации 1993 г., содержание социальной политики составляет, в частности, государственное регулирование в сфере образования, обеспечивающее удовлетворение минимальных жизненных потребностей граждан, содействующих росту их интеллектуального и творческого потенциала. «Каждый человек имеет притязания на определенный объем благ (материальных и духовных), получению которых должно содействовать общество и государство…

Обретая законодательное выражение, права человека получают дополнительную «энергию», а государство, законодательно закрепляя их, обязывает себя гарантировать и обеспечивать права и свободы». В области реализации социальных прав, к каковым относится право на образование, государству недостаточно воздерживаться от вмешательства в данную сферу. Задача состоит в том, чтобы вести «всестороннюю созидательную работу», которая позволила бы гарантировать провозглашенные права. Право на образование, как и другие, социально-экономические права, призвано обеспечивать человеку достойный жизненный уровень, а обществу – достойного индивида, способного решать проблемы общества и государства. Не случайно в иерархии целей государственного управления, построенной на принципе приоритета потребностей и интересов развития общества, социальные цели и цели духовные (связанные с восприятием духовных, культурных ценностей и введением духовного потенциала общества в реализацию общественно-политических и социальных целей, отражающие влияние общественно-политических целей на состояние и уровень социальной жизни людей) ставят на второе и третье места соответственно.

1.1 Состояние системы образования

Конституционное закрепление права на образование (статья 43 Конституции РФ) — важнейшая предпосылка политического, экономического, социального и духовного развития общества. Право каждого человека на образование признается во Всеобщей декларации прав человека и иных международно-правовых актах.

Под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимися определенных государством образовательных уровней (Приложение).

Состояние сферы образования России и тенденции развития общества требуют безотлагательного решения проблемы опережающего развития системы образования на основе информационных технологий, создания в стране единой образовательной информационной среды. Информатизация предполагает сущностное изменение содержания, методов и организационных форм образования. Включение современных информационных технологий в образовательный процесс создает возможности повышения качества образования.

14 стр., 6724 слов

Происхождение государства и права (3)

... и периодических изданий. Теория государства и права изучает разнообразие первопричин образования и развития государства и права. При этом особое значение предоставляется изменению организационно-производственной структуры общества. ... и родоплеменная организация общества Познание государства и права следует начинать с вопроса о происхождении государства - всегда ли в истории человеческого общества ...

Одним из существенных факторов, воздействующих на состояние системы образования, являются процессы демографических изменений. Это вызывает необходимость принятия ряда опережающих мер по сохранению потенциала системы образования. Эти меры должны быть дифференцированы по отношению к различным уровням образования и регионам Российской Федерации.

На деятельности общеобразовательной школы демографический спад отразится непосредственным образом и в первую очередь. В соответствии с 2008 — 2010 годам общий контингент учащихся дневных общеобразовательных школ сократился по сравнению с 1999 г. на 30 % . Это связано с сокращением рождаемости в Российской Федерации в девяностые годы, являющиеся базовыми для формирования школьного контингента в 1999 – 2010 годах. Выпуск из общеобразовательных школ в 2010 году (без учета выпускников 9-х классов, продолжающих обучение в старшей школе) может составить около 1500 тыс. чел. (530 тыс. чел. – выпуск 9-х классов и 970 тыс. чел. – выпуск из 11-х классов).

В предыдущие годы из общего числа выпускников 9-х классов продолжали обучение в старшей ступени общеобразовательной школы: в 1992 г. – 53 %, в 1995 г. – 60 %, в 1998 г. – 66 %, в 2000 г. – 67 %, в 2008 г. – 73 %.

Ряд серьезных противоречий закона анализирует О.В. Кожевников, отмечая важность и необходимость правового регулирования некоммерческих организаций, все же акцентирует внимание на дефектах законодательства, которые противоречат назначению норм права.