Прекращение деятельности юридического лица

В условиях современной экономики и экономических реформ, происходящих в нашей стране такие правовые институты гражданского права как прекращение деятельности юридического лица, реорганизация и ликвидация предприятия имеют огромное значение и вызывают большой интерес у специалистов в области юридической науки и практики. И это неслучайно и вполне объяснимо. Как известно, современные рыночные отношения в российской экономике можно охарактеризовать как отношения активного перераспределения собственности и капитала. Юридическими инструментами такого перераспределения являются институты реорганизации и ликвидации предприятий. За последние годы гражданское законодательство претерпело значительные изменения, кроме того, выработана обширная судебная практика в данной сфере, в связи с чем данную тему несомненно можно назвать актуальной.

Основой для написания нашей работы послужили труды многочисленных исследователей в области права. В данной работе отражаются труда следующих из них: Агрба А., Габова А.М., Лермонтова Ю.В. и многих других.

Объектом исследования в данной работе явились понятие прекращения юридического лица, основания и процедуры прекращения.

Предметом исследования в данной работе выступает институт прекращения деятельности юридического лица.

Цель работы состоит в изучении теоретических основ института прекращения деятельности юридического лица и его особенностей, а также классификация оснований прекращения деятельности юридического лица и рассмотрение процедуры ликвидации и реорганизации.

Для достижения цели был поставлен ряд исследовательских задач:

1) рассмотреть сущность института прекращения деятельности юридических лиц;

2) рассмотреть основания прекращения деятельности юридических лиц и их классификацию по различным критериям.

3) проанализировать процедуры прекращения деятельности юридического лица в форме ликвидации и реорганизации

Структура данной работы включает введение, две главы, содержащие теоретические и практические основы данной темы, заключение и список используемой литературы.

Фрагмент работы для ознакомления

Основные этапы реорганизации юридического лица включают:

  • подготовку к реорганизации, которая состоит из принятия решения учредителями (участниками) юридического лица о проведении реорганизации, а также разработки модели управления компанией уже после реорганизации;
  • регистрацию, заключающуюся в подаче установленного законом пакета документов в регистрационный регистрирующий орган;
  • пострегистрационные действия — это действия, подразумевающие завершение процедуры реорганизации, оформление перехода прав и обязанностей к правопреемникам, оптимизацию систем управления реорганизованного общества (при слияниях, присоединениях, преобразованиях) или группы компаний (при разделениях и выделениях).Важным моментом является обязанность реорганизуемых обществ опубликовать в специализированных средствах массовой информации две публикации, информирующие о предстоящей реорганизации, целью которых является информирование кредиторов об их возникших правах требовать досрочного исполнения обязательств сторон.

При реорганизации фирмы может также возникнуть необходимость в прекращении трудовых отношений с частью работников организации. При этом следует учитывать, что трудовые договоры с работниками при реорганизации юридического лица могут быть расторгнуты только при условии, что работники отказались от предложенной им работы в организации в связи с ее реорганизацией.

6 стр., 2639 слов

Реорганизация юридических лиц

... – с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности реорганизованного юридического лица. Следует отметить, что в установленных законом случаях реорганизация юридического лица в форме разделения или выделения происходит по ...

Кроме того, увольнение работников допускается по основанию сокращения штатов реорганизуемой компании, но при условии соблюдения установленных законодательством норм и гарантий.Итак, как уже было сказано реорганизация включает 5 видов: слияние, выделение, разделение, присоединение и преобразование. Такая форма реорганизации, как выделение, как выяснилось выше, не влечет прекращение деятельности материнской компании. Таким образом, в рамках рассматриваемой главы важно отметит, что только четыре вида реорганизации из пяти влекут прекращение деятельности юридического лица.2.2. Сущность и порядок ликвидации юридического лицаЛиквидация юридического лица является сложным и длительным процессом, состоящим из нескольких этапов, мероприятий, в рамках которых складываются различные правоотношения. Последние в совокупности формируют группу правоотношений, складывающихся в связи или по поводу ликвидации организации. Этимологическое понимание данной системы сводится к форме организации чего-нибудь, к некоему целому, представляющему собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей (элементов).

Взяв данное определение за основу, отметим, что ликвидация юридического лица является целостной структурированной системой последовательных взаимосвязанных правоотношений (элементов).

В связи с этим, думается, что определять ликвидацию организации нужно не как правоотношение, а как полное прекращение юридического лица без перехода его прав и обязанностей в порядке универсального правопреемства к другим лицам. Логичнее оперировать понятиями «правоотношения (система правоотношений), возникающие в связи, по поводу, в ходе, при ликвидации юридического лица».Как уже говорилось выше, юридическое лицо может быть ликвидировано как в добровольном, так и в принудительном (судебном) порядке на основании судебного акта, вступившего в законную силу. Следует также отметить, что в отношении большинства организаций добровольная ликвидация не является препятствием к обращению в суд с иском о принудительной ликвидации в случае наличия для этого установленных законом оснований. При этом невыполнение решения учредителей (участников) юридического лица о его добровольной ликвидации, а также принятие решения о ликвидации без назначения ликвидационной комиссии и без определения порядка и сроков ликвидации не являются основанием для обращения в суд с иском о принудительной ликвидации этого юридического лица, если в его деятельности не установлены неоднократные или грубые нарушения закона или иных правовых норм.Добровольная ликвидация юридического лица предполагает ликвидацию на основании решения учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то уставом общества.

9 стр., 4497 слов

Виды аварий в разведочных скважинах, методы их ликвидации и предупреждение

... плана работ по ликвидации аварии. Материалы по аварии рекомендуется систематически обобщать, анализировать и на их основе разрабатывать мероприятия по предотвращению аварий в конкретных условиях. http://www.drillings.ru/av-klas Виды аварий и причины их возникновения при колонковом ...

К качестве оснований принятия такого решения, можно назвать, достижение цели, ради которой юридическое лицо было создано, либо истечение срока, на который оно создавалось. Перечень оснований добровольной ликвидации юридического лица не является исчерпывающим.Принудительная ликвидация юридического лица, как уже говорилось выше, осуществляется по решению суда, вступившего в законную силу в случаях, предусмотренных ст. 61 ГК РФ. К таким основаниям относятся: признание недействительной государственной регистрации юридического лица, в том числе в связи с допущением при его создании грубых нарушений закона, если данные нарушения носят существенный характер; осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) или без обязательного членства в саморегулируемых организациях; осуществление организацией деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов; при систематическом осуществлении общественной организацией, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.Такое основание ликвидации юридического лица как признание в судебном порядке недействительной его государственной регистрации заслуживает критической оценки.

Данное нововведение в ГК РФ было принято по предложению Исследовательского центра частного права при Президенте РФ и содержалось еще в тексте Концепции развития гражданского законодательства РФ от 7 октября 2009 г..Согласно информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 9 июня 2000 г. N 54, признание судом недействительной регистрации юридического лица само по себе как таковое не может являться основанием для признания сделок данного юридического лица, совершенных до момента признания судом его регистрации недействительной, ничтожными. То есть, если допустить возможность признания регистрации юридического лица недействительной, то возникают основания полагать, что организация такой несуществующей организации не могли породить каких-либо последствий. Другими словами, «в отсутствие субъекта не может возникнуть и существовать сделка. Организация, имеющая порок, делающий невозможным дальнейшее ее существование, естественно, не может иметь правоспособности». Юридическое лицо как субъект права должно продолжить свое существование, даже если оно создавалось с какими-либо нарушениями, которые будут выявлены впоследствии.Пленумы ВС РФ и ВАС РФ, разъясняя свою позицию, в п.

23 совместного Постановления обозначили, что юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда, вступившему в законную силу, при условии если суд квалифицирует его действия (или бездействия), связанные с неисполнением требований, содержащихся в других законах, как неоднократные или грубые нарушения данного закона или иного нормативно-правового акта. Кроме этого необходимо учесть разъясненя Конституционного Суда Российской Федерации, который указал, что нельзя ликвидировать юридическое лицо по формальному признаку неоднократности нарушений, должны быть проанализированы все обстоятельства дела. Также согласно информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 августа 2004 г. N 84 юридическое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены.Причиной ликвидации юридического лица в принудительном порядке может также явиться несоответствие закону его учредительных документов. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 4 информационного письма от 13 января 2000 г. N 50 указал: «тот факт, что акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью не привели свои учредительные документы в соответствие с законом, регулирующим порядок их создания и деятельности, может являться основанием для их ликвидации».Как видим из вышеизложенного, используемые критерии являются оценочными, поэтому при решении вопроса о принудительной ликвидации организации суду необходимо исходить из принципов обоснованности и достаточности.Так, Верховный Суд РФ в Решении от 15.11.2012 N АКПИ12-1059 пришел к выводу о том, что религиозной организацией неоднократно и грубо нарушены нормы федеральных законов, что в силу абз. 3 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» является основанием для ее ликвидации по решению суда: устав религиозной организации не соответствует требованиям законодательства РФ, в нем не указаны ее задачи; наименование религиозной организации не отвечает приведенным требованиям закона, так как в нем отсутствует указание на ее организационно-правовую форму.Как указывает Верховный Суд РФ в Определении от 06.12.2011 N 1-Г11-29, характер совершенных юридическим лицом нарушений, а также возникшие из-за них последствия должны иметь настолько существенный и неустранимый характер, чтобы для восстановление законности необходима была только его ликвидация; то же самое можно сказать и в отношении общественной организации — если ею были допущены нарушения закона, которые являются существенными, неустранимыми, то восстановление законности возможно только путем ликвидации общественной организации; положения профсоюза не содержат указаний на конкретный род деятельности, производственные или профессиональные интересы, объединяющие членов данного профсоюза; он создан в форме, не предусмотренной Федеральным законом от 12.01.1996 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», что свидетельствует о существенности и неустранимости данного нарушения закона; когда членство в профсоюзе поставлено в зависимость от гражданства и определенного социального статуса, то это также служит нарушением п. 2 ст. 2 Закона N 10-ФЗ; или положения устава профсоюза не содержат указания на то, что его членами могут быть граждане, состоящие в первичной профсоюзной организации одного профсоюза.В свою очередь, как следует из Определения Верховного Суда РФ от 16.11.2010 N 49-Г10-75, юридическое лицо, в том числе общественную религиозную организацию, нельзя ликвидировать лишь по формальному признаку неоднократности нарушений требований закона даже при условии их доказанности.Ликвидация юридического лица как мера проявления реакции на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.Исходя из данных положений, ВС РФ признал верными выводы суда нижестоящей инстанции, полагающего, что имевшие место в деятельности религиозной организации нарушения действующего законодательства, выявленные уполномоченным органом в ходе проведенной плановой проверки, по своему характеру и их последствиям не могут считаться достаточным основанием для ликвидации данной организации.ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 22.08.2012 N А32-33273/2011 пришел к выводу, что невыполнение некоммерческой организацией (ассоциацией) предписаний ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» о представлении в уполномоченный орган информации о деятельности ассоциации не является серьезным нарушением, неоднократное совершение которого следует считать веским основанием для ликвидации ассоциации.Согласно Постановлению ФАС Московского округа от 25.08.2011 N КГ-А40/9361-11 уменьшение стоимости чистых активов ООО не может являться основанием для незамедлительной ликвидации общества, так как учредители имеют возможность предпринять все возможные меры по улучшению финансового состояния общества, несоответствие размера чистой прибыли требованиям законодательства не носит неустранимого характера и может быть устранено в ходе хозяйственной деятельности общества, а допущенные последним нарушения законодательства не являются столь существенными, чтобы стать причиной для его принудительной ликвидации.Встречаются также особые случаи ликвидации организаций. К таким случаям можно отнести признание юридического лица несостоятельным (банкротом), кроме казенных предприятий, учреждений, религиозных организаций, политических партий. В случаях, когда у юридического лица стоимость имущества недостаточна для удовлетворения требований его кредиторов, то оно может быть ликвидировано в результате признания его банкротом в судебном порядке (ст. 65 ГК РФ).В Федеральном законе «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусматривается возможность исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ по волеизъявлению регистрирующего государственного органа в упрощенном порядке, то есть без обращения в суд. В данной ситуации вопрос о том, какое место среди способов прекращения организации занимает исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ: можно ли его признать отдельным способом прекращения юридических лиц наряду с процедурами ликвидации и реорганизации либо оно является особым упрощенным случаем ликвидации организации, остается до сих пор открытым. В практике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации единой позиции по данному вопросу также не выработана. В одних разъяснениях судом сделаны выводы о том, что по основаниям, указанным в ст. 61 ГК РФ, может быть ликвидировано только действующее юридическое лицо, процедура исключения недействующего лица из ЕГРЮЛ является специальным основанием прекращения юридического лица, не связанным с его ликвидацией. Между тем существует противоположное указание суда, допускающее административный порядок ликвидации недействующего юридического лица.В юридической литературе встречаются также точки зрения, из которых следует, что исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ является специальным случаем ликвидации организации — упрощенным или внесудебным (административным) порядком. «Упрощенная процедура ликвидации юридического лица необходима для поддержания «чистоты» реестра, поскольку позволяет оперативно «очищать» его от юридических лиц, которые существуют de jure, но не de facto». Существует и противоположное мнение, согласно которому процесс исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ должен быть обозначен в ГК РФ как один из многих способов прекращения правоспособности юридического лица со ссылкой на соответствующий закон.Из содержания п. 1 ст. 21.1 Закона о регистрации следует то, что исключение юридического лица из ЕГРЮЛ даже когда оно обладает признаками недействующего юридического лица, является правом, но не обязанностью соответствующего регистрирующего органа, из чего следует, что если налоговый орган не воспользуется этим правом исключить организацию из ЕГРЮЛ, это не будет истолковано как нарушение требований закона в связи с неисполнением регистрирующим органом возложенных на него обязанностей. Используя свое право, налоговый орган отказывает заявителям исключить организации, фактически прекратившие деятельность в административном порядке, ссылаясь в своих ответах на наличие задолженности перед бюджетом, и как вариант, предлагает ликвидировать такие организации через процедуру банкротства отсутствующего должника. При этом обжалование подобных решений налоговых органов в суде тоже не приводит к положительным результатам. Таким образом, на практике рекомендованная ВАС РФ добровольная ликвидация отсутствующего должника становится нереализуемой, например, в силу того, что невозможно определить местонахождение участника или руководителя должника для инициирования процедуры ликвидации в добровольном порядке. Таким образом, складывается замкнутый круг, в результате чего в настоящее время ЕГРЮЛ содержит огромное количество недействующих организаций, фактически прекративших свою деятельность, в том числе фирм-однодневок. Уполномоченные государственные органы вынуждены нерационально осуществлять контрольно-надзорные функции, отвлекая силы и средства на проверки деятельности организаций. Кроме того, подобное положение вещей может приводить к различным злоупотреблениям с использованием якобы недействующих организаций. К тому же эта ситуация влечет фактическую недостоверность данных Государственного реестра юридических лиц, превращает его в свод неактуализированных данных.Для разрешения данной проблемы, скорее всего необходимо признать исключение из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц одним из способов прекращения организации, который имеет много общего с ликвидацией юридического лица, но тем не менее остается самостоятельным. Так же как и при ликвидации, исключение недействующей организации из ЕГРЮЛ не влечет дальнейшего правопреемства. Главное отличие сводится к тому, что ликвидация организации должна применяться в отношении действующих юридических лиц и представляет собой сложную и длительную процедуру. В процессе ликвидации организация остается действующим субъектом права, в отношении которого действуют особые ограничения, установленные действующим законодательством, а также установлен особый правовой режим управления деятельностью такой организации.Порядок ликвидации организации фактически установлен в статьях 62 и 63 Гражданского кодекса РФИзначально в соответствии с п. 1 ст. 62 ГК РФ участники ликвидируемого юридического лица обязаны сообщить в уполномоченный государственный орган о начале ликвидации организации (ФНС России с 01.07.2002 вносит записи о создании, реорганизации и ликвидации компаний в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ)).

11 стр., 5406 слов

Проблемы ликвидации юридического лица

... платежам. Данный вывод следует из п. 10 приложения к информационному письму Президиума ВАС РФ от 13 января 2000 г. № 50. ... органа на обращение в суд. Такой позиции придерживается Президиум ВАС РФ, определяя круг доказательств, необходимых для установления ... к ст. 209, рассматривающей судебного пристава-исполнителя как лицо, осуществляющее исполнение решения арбитражного суда о признании гражданина ...

5 стр., 2019 слов

Понятие, способы и основания ликвидации юридического лица

... иных правовых норм (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13 янв. 2000 г. N 50 "Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)"). Добровольная ликвидация юридического лица возможна по решению ...

19 стр., 9174 слов

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ

... и ИТС должно выступать признаком, дифференцирующим уголовную ответственность. В зависимости от того, насколько существенными являются особенности таких деяний при их совершении в информационной сфере, возможно выделение либо соответствующего квалифицирующего признака, ...

8 стр., 3523 слов

Европейский суд по правам человека

... Жалобы против частных лиц и организаций Европейским судом не принимаются к рассмотрению. 3. Юрисдикция Европейского суда по правам человека Ратификация Конвенции и признание юрисдикции Европейского суда означает также и ... законодательства или судебной практики, не имеет права давать распоряжения о принятии мер, имеющих юридические последствия. Суд рассматривает только конкретные жалобы с тем, ...

Данное сообщение должно подано в течение трех рабочих дней со дня принятия решения о ликвидации.После издания решения о ликвидации участниками организации должна быть назначена ликвидационная комиссия (ликвидатор), о чет также должен быть уведомлен регистрирующий орган.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/prekraschenie-yuridicheskogo-litsa/

Список используемой литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/prekraschenie-yuridicheskogo-litsa/

1. Агрба А. Ликвидация и реорганизация юридических лиц // Налоговый вестник. 2012. N 8. С. 65 — 70.

2. Практика применения Гражданского кодекса РФ части первой / Под общ. ред. В.А. Белова. М., 2009. С. 113.

3. Габов А.В. Законодательство о ликвидации юридических лиц в свете проекта изменений в ГК РФ // Вестник гражданского права. 2011. N 4. С. 12 – 16.

4. Лермонтов Ю.М. Актуальные вопросы ликвидации юридических лиц // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2013. N 7. С. 22 — 31.

5. Мельников А. А. Гражданско-правовое регулирование прекращения деятельности юридических лиц: Автореф. дис. … канд.юрид.наук. М., 1997. С.13

6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., дополн. М., 1997. С. 719.

7. СарбашС. К вопросу об отсутствующем должнике // Хозяйство и право. 2003. N 9. С. 17 — 23.

8. Гражданское право: Учеб.: В 3 т. Т. 1 / Под ред. А.П. Сергеева. М., 2010. См. также: Марков П.А. Ликвидация недействующих юридических лиц // Рос. юстиция. 2006. N 9; Пантюшов О. Ликвидация организации и субсидиарная ответственность учредителей по налоговым долгам организации // Корпоратив. юрист. 2006. N 5.

9. Сутягин А.В. «Как быстро и без проблем ликвидировать или реорганизовать компанию» // ГроссМедиа», «РОСБУХ». 2010. С 28 – 32.

10. Хабибуллина А.Ш. Ликвидация юридического лица: понятие и основания // Гражданское право. 2012. N 4. С. 25 – 30.

11. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13 янв. 2000 г. N 50 «Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)» // Вестн. ВАС РФ. 2000. N 3.

12. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 9 июня 2000 г. N 54 «О сделках юридического лица, регистрация которого признана недействительной» // Вестн. ВАС РФ. 2000. N 7.

13. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13 авг. 2004 г. N 84 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса РФ» // Вестн. ВАС РФ. 2004. N 10.

14. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13 янв. 2000 г. N 50 «Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)» // Вестн. ВАС РФ. 2000. N 3.

17 стр., 8217 слов

Информационное взаимодействие ФССП с другими субъектами при исполнении ...

... судами, органами внутренних дел, налоговыми и таможенными органами. Целью взаимодействия органов внутренних дел и службы судебных приставов является обеспечение эффективной реализации исполнительного законодательства и повышение результативности оперативно-служебной деятельности. В соответствии с Методическими рекомендациями , утвержденными письмом ...

15. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13 авг. 2004 г. N 84 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса РФ» // Вестн. ВАС РФ. 2004. N 10.

16. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17 янв. 2006 г. N 100 «О некоторых особенностях, связанных с применением статьи 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Вестн. ВАС РФ. 2006. N 4.

17. Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8 от 1 июля 1996 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ» // Вестн. ВАС РФ. 1996. N 9.

18. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2003 г. N 14-П // Вестн. Конституц. Суда РФ. 2003. N 5.

19. Постановление Пленума ВАС РФ от 20 дек. 2006 г. N 67 «О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц» // Вестн. ВАС РФ. 2007. N 2.

20. Постановление Пленума ВАС РФ от 20 дек. 2006 г. N 67 «О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц» // Вестн. ВАС РФ. 2007. N 2.

21. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 9 сентября 2009 г. N Ф04-5319/2009(18928-А46-40) по делу N А46-23823/2008.