Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта

В настоящее время значительную угрозу общественной безопасности представляют нарушения в сфере использования транспортных средств, так называемые транспортные преступления. Высокие мощности используемых источников, большие скорости движения, сложность технических систем предъявляют особые требования к лицам, работающим с транспортными средствами, и к тем, кто оказался в сфере их действия. Нарушения установленных правил безопасности управления транспортными средствами и их эксплуатации приводят к гибели и травмированию людей, материальным потерям, дезорганизации транспортного и пешеходного движения, работы организаций и предприятий. Тем самым усложняется обеспечение порядка и безопасности движения на автомобильных дорогах и улицах городов и других населенных пунктов.

Видовым объектом рассматриваемых преступлений является нормальная работа, а также безопасность движения и эксплуатации железнодорожного, водного, воздушного, автомобильного и трубопроводного транспорта. В качестве дополнительного объекта могут выступать собственность, жизнь и здоровье людей.

Объективная сторона выражается как в действиях, например, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК РФ), так и в бездействии, например, неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК РФ).

Однако подавляющее большинство данных преступлений совершается как действием, так и бездействием, например, Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена (ст. 263 УК РФ), нарушение правил международных полетов (ст. 271 УК РФ) и др.

Обязательным признаком субъективной стороны рассматриваемых преступлений является наступление вредных последствий, и лишь неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие и нарушение правил международных полетов последствия не предусмотрены.

Субъективная сторона данных преступлений характеризуется наличием двойной формы вины, то есть по отношению к нарушению правил безопасности и эксплуатации вина может быть как умышленной, так и неосторожной. Что же касается состава преступления, то оно может быть совершено только умышленно.

Субъектом могут быть любые лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста, однако, при совершении некоторых преступлений субъектом являются только специальные лица (например, неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие).

20 стр., 9709 слов

Управление безопасностью труда

... сложной и комплексной проблемы обеспечения условий и безопасности труда. Для реализа­ции законодательных и нормативных требований создана система управления охраной труда (СУ ОТ), за каждым из элементов ... эконо­мики без исключения. К ним относятся, например, стандарты сис­темы безопасности труда, санитарные нормы и правила работы с отдельными опасными и вредными производственными факторами, ...

Изучение выбранной темы «Формы и виды вины в преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта» предполагает достижение следующей цели – изучение транспортных преступления с точки зрения современного российского уголовного права в целом, а также определение в каждом из них формы и вида вины.

В соответствии с определенной целью были поставлены и решены следующие задачи:

  • рассмотреть понятие преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта и выяснить их правовую природу;
  • охарактеризовать виды анализируемых преступлений;
  • рассмотреть конкретные примеры транспортных преступлений, применительно к законодательной базе;
  • определить формы и виды вины в преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта.

При написании данной работы были использованы следующие методы: сравнительный метод (сравнению подвергаются виды транспортных преступлений), типологический (выделяются и рассматриваются виды преступлений на транспорте), аналитический (проводится анализ нескольких видов транспортных преступлений по основным признакам).

Источниками литературы при написании работы были труды таких авторов, как Наумов А.В., Кудрявцев В.Н., Никулин С.И., Лебедев В.М., Куринов А.В. и др.. Также использовались интернет – источники – Интернет-версия справочной системы КонсультантПлюс, Гарант, официальные сайты МВД РФ и других правоохранительных и судебных органов.

Структура данной работы – состоит из введения, 2- х глав, заключения, списка использованной литературы.

Глава 1. Понятие преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта

Преступления, посягающие на безопасное функционирование транспортных средств, впервые выделены в российском законодательстве в самостоятельную главу в Уголовном кодексе РФ, вступившем в силу с 1 января 1997 г. Это объясняется тем, что на современном этапе развития общества, то есть с ростом количества транспортных средств, в том числе и автомобильных, значительно увеличивается распространенность и опасность преступлений, посягающих на безопасное для людей и общества функционирование транспорта.

Глава, объединяющая данные преступления расположена в IX разделе Особенной части УК РФ: «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка», помещенного на третье место после раздела о преступлениях против личности и в сфере экономики. Таким образом, отношения, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации транспорта являются неотъемлемой составной частью всего комплекса отношений, реализующих и охраняющих безопасность в обществе.

В самом разделе 27 глава УК РФ занимает четвертое место после глав о преступлениях против общественной безопасности, против здоровья населения и общественной нравственности, а также экологических преступлений, и в ней предусмотрены такие преступления против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, как:

17 стр., 8326 слов

Транспортные преступления

... работы определена характером исследуемых в ней проблем. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка. Нормы, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации транспорта, ... за посягательство на безопасность движения и эксплуатации транспортных средств, однако в нем сформирована достаточно четкая система транспортных преступлений. Статьи от ответственности ...

  • нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена (статья 263 УК РФ);
  • неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах (статья 263.1 УК РФ)
  • нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (статья 264 УК РФ);
  • недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (статья 266 УК РФ);
  • приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (статья 267 УК РФ);
  • нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (статья 268 УК РФ);
  • нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (статья 269 УК РФ);
  • неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (статья 270 УК РФ);
  • нарушение правил международных полетов (статья 271 УК РФ);
  • нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации (статья 271.1 УК РФ)

Объединение транспортных преступлений в самостоятельную главу Уголовного кодекса РФ обусловлено их посягательством на единый родовой объект, каковым являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации железнодорожного, водного, автомобильного, воздушного и трубопроводного транспорта.

По объективной стороне транспортные преступления представляют собой действия (например, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения — ст.267 УК) или бездействия (например, неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие — ст.270 УК), содержанием которых является заведомое нарушение установленных на транспорте правил безопасности. Эти правила носят многоуровневый характер: законы (Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ»), правительственные постановления («Правила дорожного движения РФ»), ведомственные приказы и инструкции.1

Сложность и многообразие правил безопасности вынудили законодателя сделать нормы об ответственности за транспортные преступления бланкетными. Таким образом, особенностью преступлений, посягающих на безопасность использования транспортных средств, является то, что диспозиции норм уголовного закона, определяющие их признаки, являются бланкетными. Поэтому для установления наличия состава конкретного преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта всякий раз необходимо обращаться к законам и другим нормативным актам, регламентирующим правила безопасности движения и эксплуатации морского, речного, воздушного, железнодорожного, автомобильного и трубопроводного транспорта. 2

Для характеристики объективной стороны транспортных преступлений важно также, что, как правило, (кроме ст. 270 и 271 УК РФ) имеет место материальное описание составов преступлений. Условием уголовной ответственности в этих случаях является наступление указанных в законе общественно опасных последствий в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека (ст. 263 – 269, 271.1 УК РФ) или крупного ущерба (ст. 263, 263.1, 267 УК РФ).

Причинение при нарушении правил безопасности движения и эксплуатации транспорта легкого вреда здоровью человека, а также ущерба влечет не уголовную, а административную ответственность.

5 стр., 2300 слов

Безопасность движения

... дороги и безопасность движения. К дорожной стороне проблемы безопасности можно отнести мероприятия по организации движения: разделение транспортных потоков по ... Конвенцию, о сроках их внесения и действия; Введена единая для всей территории система и классификация дорожных ... железнодорожный переезд, велосипед, транспортное средство и т.д. Предписания для водителей, правила поведения на дороге; ...

Составы двух преступлений – неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст.270 УК) и нарушение правил международных полетов (ст.271 УК РФ) сконструированы, как формальные. Так, например, в диспозиции ст. 271 УК РФ нет указания на возможный вред при нарушении правил международных полетов и такой вред может вообще не наступить.

При совершении некоторых преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта предусмотрена повышенная ответственность за причинение таких последствий, как смерть человека или гибель двух и более лиц (ст. 263, 264 УК и др.).

Усиление ответственности за такие деяния обусловлено тяжестью последствий и их распространенностью. Также усилена ответственность за деяния, совершенные в состоянии алкогольного опьянения (статья 264 УК РФ).

Субъективная сторона транспортных преступлений – это всегда преступная неосторожность (кроме ст. 270 и 271 УК РФ) в форме самонадеянности или небрежности по отношению к последствиям, о чем свидетельствует содержащееся указание в самом законе. Констатация же умышленного причинения вреда жизни, здоровью, имуществу с использованием транспортного средства (для наезда, тарана и т.д.) должна влечь квалификацию деяния по соответствующим статьям Уголовного кодекса об ответственности за преступления против личности или собственности.

Субъект рассматриваемых деяний в большинстве случаев специальный, а именно лица, управляющие транспортным средством или иные лица, профессионально обязанные соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации транспорта, в том числе, обеспечивать его безопасную эксплуатацию (ст. 263-266, 269-271.1 УК РФ).

Возраст уголовной ответственности за транспортные преступления – с 16 лет. Хотя несовершеннолетние в возрасте 16-17 лет могут быть учеником машинистов, водителей автотранспорта, слесарей-ремонтников либо обучаться профессии соответствующего профиля в учебных заведениях, либо управлять мотоциклом, но в подавляющем большинстве случаев лица, виновные в транспортных преступлениях, по крайней мере, из числа лиц, управляющих транспортом или его обслуживающих, уже достигли совершеннолетия.3

Субъектами преступления, предусмотренного ст.267 УК — приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения — могут быть лица, достигшие к моменту совершения преступления 14-летнего возраста.

Таким образом, преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта представляют собой «предусмотренные уголовным законом общественно опасные деяния, посягающие на общественные отношения по поводу обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, сохранности материальных ценностей в процессе движения и эксплуатации морского, речного, воздушного, железнодорожного, автомобильного и трубопроводного транспорта».

В учебной литературе по курсу уголовного права предложена следующая классификация транспортных преступлений, включающая разделение их на две группы: 4

1) преступления, связанные с использованием транспортных средств;

2) иные преступления в сфере функционирования транспорта.

К первой группе транспортных преступлений относятся преступления, непосредственно связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 263, 263.1, 264, 266, 271, 271.1 Уголовного кодекса РФ), ко второй группе принадлежат транспортные преступления, непосредственно не связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 267, 268, 269, 270 Уголовного кодекса РФ).