Публично-правовые образования и созданные ими юридические лица, аккумулирующие значительные имущественные ресурсы, являются важными участниками имущественного оборота. Действующее российское законодательство позволяет им вступать в разнообразные правовые отношения, быть субъектами вещных, обязательственных, исключительных и корпоративных прав, совершать сделки с гражданами и юридическими лицами. Учрежденные публичными собственниками юридические лица обеспечивают значительную долю опосредованного участия Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в гражданско-правовых отношениях.
Правовой статус публичных образований отличается от положения других субъектов гражданского права тем, что они выражают публичные интересы и обладают властными полномочиями.
Вместе с тем, в настоящий период становления новых общественных отношений в условиях развития предпринимательской деятельности правовое положение названных субъектов имеет двойственную юридическую природу. С одной стороны, законодатель, наделяя признаками юридического лица, признал их полноправными участниками имущественного оборота, с другой стороны — публично-правовые образования в гражданско-правовой сфере имеют специальную правоспособность, направленную на реализацию разнообразных публично-правовых задач путем удовлетворения публичных
Современный этап развития экономических отношений в России характеризуется отступлением от стереотипного традиционного представления о том, что публично-правовые образования несут лишь имущественную
Современные проблемы и тенденции развития правового образования
... является правовое, политическое и нравственное образование и воспитание, реализуемые как в рамках учебно-воспитательного процесса, так и посредством организации демократической правовой школьной среды. В психолого-педагогической науке проблемы правового воспитания рассматривалась в работах В. ...
Целью курсовой работы является комплексное и всестороннее исследование публично-правовых образований как субъекта гражданского права.
Достижение поставленной цели предопределило постановку и решение
- раскрыть понятие, виды и формы публично-правовых образований;
- исследовать участие публично-правовых образований в гражданских отношениях;
- выявить особенности гражданско-правовой ответственности публично правовых образований;
- проанализировать практику рассмотрения споров по привлечению публично-правовых образований к ответственности и взысканию средств из бюджета.
Предметом исследования выступают нормативные правовые акты различных отраслей законодательства, в том числе конституционного, гражданского, финансового, бюджетного законодательства, а также правовых актов, регламентирующих правовой режим публично-правовых образований и практика их применения.
Объектом исследования являются гражданско-правовые отношения между субъектами гражданского права и другими участниками отношений – гражданами и юридическими лицами.
Основой работы является Конституция РФ 12.12.1993 года, Гражданский кодекс РФ часть 1 от 30.11.1994 N 51-ФЗ, Бюджетный Кодекс РФ от 31.07.1998 №154-ФЗ, Федеральный Закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.06 г. № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» и др.
Были использованы научные работы видных отечественных и зарубежных юристов Аветисян В.В., Агаджанова А.А., Богданова Д.Е., Винницкого А.В., Коновалова С.А., Красавчикова О.А., Кутафина О.Е., Лихачева Г.Д., Моисеевой Е.В., Пиголкина А.С., Садикова О.Н., Слыщенкова В.А. и других.
В последние годы в сборниках и ряде журналов были опубликованы новые точки зрения по данной проблеме таких ученых как Л.В. Белоусов, Н. Кантор, Е.Б. Крылова, Е.А. Павлодский и др. Научная новизна работы состоит в том, что в работе сформулировано авторское определение публично-правовых образований как субъектов гражданского права и участников гражданско-правовых обязательственных отношений; выявлено, что особая гражданско-правовая природа публично-правовых образований выражена, прежде всего, в наличии специальной правосубъектности, обладая которой данные субъекты могут вступать только в те гражданско-правовые отношения, которые связаны с удовлетворением публичных нужд.
Эмпирическая база исследования – монографии, статьи ученых и юристов практиков опубликованные в разное время по данной теме.
Использование темы курсовой работы выполнено на основании современных научных методов системно-структурного анализа правовых явлений, диалектического, формально-логического, сравнительно-правового и некоторых других. Наряду с этим, для решения конкретных исследовательских задач автор применял и межотраслевой метод юридических исследований.
Структура курсовой работы обусловлена целью, задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Сущность особого производства в гражданском процессуальном праве
... правовое образование, является частью основной отрасли, подчиняется ее общим положением, принципам. Институт особого производства стал комплексным вторичным институтом в рамках гражданского процессуального права. Его предмет является элементом предмета правового регулирования гражданского процессуального права. ...
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫХ ОБРАЗОВАНИЙ КАК СУБЪЕКТОВ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
1.1 Понятие публично-правовых образований как субъектов гражданского права
Наряду с физическими и юридическими лицами, самостоятельными участниками гражданского оборота признаются Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования (абз. 2 п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 124 ГК).
В научной литературе распространено мнение, согласно которому РФ, ее субъекты и муниципальные образования являются особыми субъектами (лицами) гражданского права1. Соглашаясь в целом с подобной позицией, нельзя не отметить, что сам по себе термин «особые субъекты» (особого рода — sui generis) не совсем удачен. Объясняется это тем, что он не позволяет отразить сущность Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований (разумеется, с гражданско-правовой точки зрения) и их отличия от иных участников гражданских правоотношений. Поэтому более предпочтительным представляется термин «публичные образования», отражающий следующие особенности указанных выше субъектов.
Во-первых, делается акцент на том, что Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования являются коллективными и, в противовес физическим лицам, «искусственно» созданными субъектами.
Данное обстоятельство свидетельствует о том, что в качестве участников гражданских отношений юридические лица и публичные образования относятся к одной родовой группе, что позволяет, в частности, применять к порядку участия публичных образований в гражданском обороте, например, правила о волеобразовании и волеизъявлении юриди-
___________________________
1 Зенин И.А. Гражданское право РФ — М.: МЭСИ, 2012. – С. 221.
ческих лиц. Другое дело, что принадлежность к общему роду не отменяет видовых различий содержательного и формального характера. Например, цели участия в гражданских правоотношениях юридических лиц отличны от целей участия публичных образований. Юридическим лицом является лишь тот субъект, который признается таковым гражданским законодательством, т.е. создан в соответствующей организационно-правовой форме и надлежащим образом зарегистрирован. Однако ничего подобного в отношении публичных образований законом не установлено1.
Во-вторых, подчеркивается специфика природы Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований именно как субъектов права вообще — носителей публичной власти.
Публичная власть, будучи средством организации и регулирования взаимоотношений между людьми; характеризуется способностью упорядочивать отношения внутри общества как целого, объединенного единой территорией. Ввиду этого неотъемлемыми признаками публичной власти признаются ее верховенство и независимость, от какой бы то ни было иной внутренней социальной власти в конкретной общественной иерархии» а также любой внешней власти. Иначе говоря, веления публичной власти, являющейся разновидностью социальной власти2, в силу присущего ей суверенного характера (в котором и воплощаются признаки верховенства и независимости) приобретают для всех и каждого общеобязательный характер. В свою очередь, указанная обязательность подкреплена принуждением, реализуемым посредством специального аппарата, т. е. различных институтов власти.
Право на публичные мероприятия и гарантия его реализации
... участия в публичном мероприятии. В соответствии со ст. 31 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования. Право каждого гражданина на мирные публичные мероприятия и ...
Следовательно, исключительно носители публичной власти, выступая во всех внутренних и внешних общественных отношениях от имени социума, могут издавать властные общеобязательные предписания правового харак-
___________________________
1 Зенин И.А. Гражданское право РФ — М.: МЭСИ, 2012. – С. 223.
2 Красавчиков О.А. Категории науки гражданского права. Избранные труды: В 2 т. Т. 2. / М.: Статут, 2011. – С. 136.
тера, регулирующие ту или иную общественную сферу (например, имущественный оборот).
Вместе с тем преследуемые публичной властью цели упорядочения и стабилизации общественных отношений обуславливают функциональную направленность деятельности носителей публичной власти и, как следствие, характер и содержание их властных предписаний. Указанная деятельность должна быть направлена исключительно на реализацию общесоциальных задач экономического, политического, культурного и иного характера.
Таким образом, особенность публичных образований как субъектов гражданского права обусловлена, во-первых, специфичным способом организации их существования (коллективные субъекты), и, во-вторых, функциональной направленностью их деятельности (участие в гражданском обороте постольку, поскольку это необходимо для реализации задач публичной власти).
Этим публичные образования отличаются от действующих в целях удовлетворения собственных интересов физических лиц — субъектов гражданского права — в силу самого факта рождения, и юридических лиц, возникающих в результате специальной регистрации. В настоящее время эти отличия признаны и Конституционным Судом РФ, по мнению которого специфика публичных образований как субъектов гражданского права в основном проистекает из особой организации институтов публичной власти1.
Иначе говоря, публичными образованиями как участниками гражданского оборота признаются коллективные субъекты, приобретающие гражданские права и несущие гражданские обязанности постольку, поскольку это необходимо в целях реализации задач публичной власти.
___________________________
1 Цыбуленко З. И. Гражданское право (часть первая) — М.: Норма, 2012. – С. 179.
1.2 Виды публично-правовых образований
Обобщающий термин «публичные образования», вполне приемлемый для гражданско-правового регулирования, не отменяет множественности видов публичных образований. Так, самостоятельными видами публичных образований признаются:
1) Российская Федерация — демократическое