Особенности правового режима охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации

Результаты интеллектуальной деятельности пользуются в Российской Федерации разносторонней правовой охраной. Конституционное, административное, налоговое, бюджетное, трудовое и уголовное законодательство включают их в предмет своего воздействия. Гражданское законодательство закрепляет общие условия их охрано способности (юридической значимости), правовые конструкции различных степеней гражданской свободы в пользовании ими, предоставляет механизм доступа к этим неимущественным благам в распоряжение лиц, проявляющих к ним тот или иной интерес, а также собственные материально-правовые средства, призванные поддерживать весь этот комплекс правовых норм в рабочем состоянии.

На уровне объективированной информации результаты интеллектуальной деятельности оказываются юридически совместимы в гражданском обороте со средствами индивидуализации лиц и продуктов их деятельности. Обнаруживающееся между ними сходство в воздействии на экономические результаты участия в гражданском обороте (связь технического решения и качества, качества и имени, имени и цены) и очевидная прямая зависимость между экономической ценностью такого блага и личностью, которая своим талантом перевела его в реальный мир из мира грез и фантазий, позволяют и те и другие юридически рассматривать неимущественными благами одного рода и дают надежду на возможность общего решения задачи правового регулирования оборота таких благ.

Объект данной работы — общественные отношения, возникающие по поводу возникновения, реализации охраняемых результатов интеллектуальной деятельности.

Предмет — нормы, которые регулируются охраняемых результатов интеллектуальной деятельности.

Целью моей курсовой работы является рассмотрение общих положений об охраняемых результатов интеллектуальной деятельности.

Задачи — изучение понятия и классификации авторских и патентных прав, защиты охраняемых результатов интеллектуальной деятельности в России так и за рубежем.

В написании курсовой я использовала метод исследования и анализа нормативно — правовых актов, регулирующих ОРИД в историческом аспекте. Мною были просмотрены книги, статьи и комментарии таких авторов как Сергеев А.П., Гаврилов Э.П., Грибанов В.П., Яковлева В.А. Можно сделать выводы, что правовое регулирование результатов интеллектуальной деятельности в настоящее время остается спорным и обсуждаемым вопросом как в России, так и за рубежом.

3 стр., 1214 слов

Интеллектуальные информационные системы

... задач различных классов в зависимости от конкретных информационных потребностей пользователей. Для интеллектуальных информационных систем, ориентированных на генерацию алгоритмов решения задач, характерны развитые коммуникативные способности, умение решать сложные плохо формализуемые ...

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав разбитые на параграфы, заключения и списка использованных источников информации.

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/rezultatyi-intellektualnoy-deyatelnosti/

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЯ И ВИДЫ ОХРАНЯЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Объекты авторского права

Согласно ст.6 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»: «авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения».

Авторское право распространяется на произведения, обнародованные или необнародованные, но выраженные в какой-либо объективной форме, позволяющей воспроизводить результат творческой деятельности автора.

В юридической литературе, в том числе учебной, объект авторского права (произведение) определяют как нематериальный продукт духовного творчества человека, имеющий объективную форму. В определение объекта авторского права, которое давалось в ст.475 ГК РФ, 1 не содержалось прямого указания на творческий характер труда авторов произведений, что давало некоторым авторам основания утверждать, что «новые, творчески самостоятельные произведения – это лишь часть охраняемых авторским правом произведений» (Э.П. Гаврилов.2 Советское авторское право. Основные положения. Тенденция развития. Москва. «Наука» 1984г.).

Новое определение объекта авторского права является более четким и согласуется с определением, приведенным в Типовом законе ВОИС.

Понятия науки, литературы и искусства имеют разное смысловое значение. Однако четкая классификация произведений на научные, литературные и произведения искусства и не требуется.

Отнесение произведения к категории исключительно научных, литературных или произведений искусства для признания его объектом авторского права не имеет значения. Важен лишь творческий характер труда, в результате которого создано произведение. Если нет творчества, нет и объекта авторского права. Например, не может быть объектом авторского права простой список телефонов, простая компиляция и т.д.

В случае спора о наличии или отсутствии творчества назначается экспертиза, с помощью которой суд может решить этот вопрос.

Творчество может быть выражено и в систематизации, и в объединении уже известного материала (сборники, справочники, словари и т.д.).

Охране в этих случаях подлежит форма изложения материала.

Продукт творческой деятельности автора может быть объектом авторского права, если он выражен в какой-либо объективной форме, так как авторским правом защищаются именно те структурные элементы произведения, которые определяют его форму. Наличие элементов новизны в произведении не является обязательным для предоставления ему авторско-правовой охраны.

12 стр., 5676 слов

Авторское права и смежные права

... -- незнание авторами и лицами, использующими произведения науки, литературы и искусства, а также объекты смежных прав, норм авторского права. Цель данной работы заключается в том, чтобы выявить особенности ... складывающихся по поводу создания и использования объектов авторских и смежных прав. Задача курсовой работы дать определение авторского права в узком и широком смысле, обозначить его принципы и ...

Произведение считается имеющим объективную форму, если оно выражено в одной

  • письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и т.д.)
  • устной (публичное произведение, публичное исполнение и т.д.)
  • звуко или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и т.д.)
  • изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и т.д.)
  • объемно- пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и т.д.)
  • в других формах.

Авторское право распространяется как на обнародованные, так и необнародованные произведения, но выраженные в какой-либо объективной форме.

Под обнародованием произведения понимается осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или иным способом (ст.4 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах». 1

Из этого определения следует, что для признания произведения обнародованным достаточно наличия самой возможности для неопределенного круга лиц ознакомиться с произведением. Фактическое ознакомление публики с выпущенным в свет произведением необязательно.

Практические и правовые последствия признания произведения обнародованным значительны. Автор может реализовать свое право на обнародование только один раз, после чего произведение получает иной правовой режим. До момента обнародования никто не может давать оценку произведению, цитировать его и осуществлять иные действия, которые допускаются законом в отношении правомерно обнародованных произведений.

Если произведение не подпадает под категорию обнародованных, оно считается необнародованным. Не считается обнародованием информация о произведении с изложением его содержания.

Появление за последние годы новых технических средств, с помощью которых стало возможным достижение новых творческих результатов, значительно расширило список объектов авторского права.

Наиболее полный их перечень рекомендован к воспроизведению в национальных законодательных актах об авторском праве Типовым законом ВОИС и приведен в ст.7 закона РФ «Об авторском праве и смежных правах».

Согласно этой статье к объектам авторского права относятся:

  • литературные произведения (литературно-художественные, научные, учебные, публицистические и т.п.)
  • драматические и сценарные произведения
  • музыкальные произведения с текстом и без текста
  • музыкально-драматические произведения
  • хореографические произведения и пантомимы
  • аудиовизуальные произведения (кино, теле, видеофильмы, слайд фильмы, диафильмы и другие кино-, теле- и видеопроизведения)
  • произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна и другие произведения изобразительного искусства
  • произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства
  • произведения архитектуры, градостроительства и садово — паркового искусства
  • фотографические произведения и произведения, полученные способом, аналогичным фотографии
  • географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и другим наукам
  • программы для ЭВМ всех видов, включая прикладные программы и операционные системы
  • другие произведения, удовлетворяющие требованиям предоставления охраны.

Часть произведения (включая его название), которая обладает перечисленными в законе признаками и может использоваться самостоятельно, также признается объектом авторского права.

20 стр., 9841 слов

Курсовая Авторские права в сокращенном варианте. 1 Понятие и ...

... СУБЪЕКТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА 1.1. Понятие и виды субъектов авторского права Субъектами авторских прав являются их создатели. В данном случае это лица, чьим творческим трудом созданы новые оригинальные произведения науки, литературы или искусства. Первоначальными правами ... неимущественные права и имущественные права. Иностранный гражданин может быть субъектом авторского права РФ, если его произведение ...

К объектам авторского права также относятся:

  • производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, музыкальные аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);
  • 1
  • сборники произведений, также как энциклопедии, антологии, базы данных, другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Охрана предоставляется производным и составным произведениям независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают.

Переход права собственности или права владения каким-либо материальным объектом сам по себе не влечет перехода каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте. Исключения составляют лишь произведения изобразительного искусства, исключительное право на которые переходит от авторов к другим лицам одновременно с переходом права собственности на материальные объекты, в котором выражены эти произведения.

Авторское право не распространяется на идеи, принципы, методы, процессы, системы, способы, концепции, сообщения о событиях и фактах, лежащих в основе охраняемых авторским правом произведений (п.4 ст.6 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»).

Не являются объектами авторского права, а значит и не подлежат охране произведения, которые не обладают какими-либо признаками произведения, например, объекты, не выраженные в материальной форме, или не являющиеся результатом творческой деятельности.

К числу неохраняемых относятся и такие объекты, которые хотя и удовлетворяют понятию произведения, однако в силу прямого указания закона охране не подлежат. К ним относятся произведения, срок охраны которых истек, а также: