Диплом авторские права

Курсовая работа

В последние годы одной из важнейших тенденций развития мирового сообщества является стремительное инновационное развитие, основанное на научно-технических достижениях. В условиях глобализации системы интеллектуальной собственности инновационное развитие неизбежно приводит к созданию и использованию объектов интеллектуальной собственности которые, в свою очередь, представляют собой один из важнейших факторов экономического развития любой страны и нуждаются в правовой защите. Именно поэтому во второй половине двадцатого века в рамках международного права наблюдался бурный рост становления и развития различных правовых институтов, целью которых стало обеспечение охраны различных видов интеллектуальной собственности.

Формирование современного гражданского общества диктует необходимость обеспечить защиту прав, возникающих по поводу интеллектуальной собственности, повсеместно находить решение вопросов организации практического использования произведений и объектов авторских и смежных прав в сети Интернет, усилить (ужесточить) ответственность за случаи нарушений авторских и смежных прав и расширить возможности борьбы с такими нарушениями.

С развитием рыночных отношений повышается интерес к вопросам, связанным с принадлежностью и отчуждением авторских прав, поскольку эти права приобретают большую стоимость и получают большую правовую защиту. Вместе с тем широкое использование результатов творческой деятельности сопровождается негативными последствиями, которые в настоящее время являются острой проблемой в связи с высоким уровнем незаконного использования этих результатов.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что в Российской Федерации, как и во всем мире, уже на протяжении многих лет достаточно остро стоит проблема незаконного распространения объектов авторского и смежных прав. Перемены, происходящие в политической и экономической областях общественной жизни, предопределили создание необходимых для полноценного развития института авторского права правовых предпосылок.

В научной литературе в последние годы все большее внимание уделяется вопросам охраны авторских и смежных прав. Важнейшее значение для развития научных основ такой охраны, совершенствования законодательного регулирования и судебной практики имеют труды Э.П. Гаврилова, И.А. Близнеца, А.П. Сергеева, В.А. Дозорцева, В.Я. Ионаса, В.О. Калятина, О.А. Рузаковой и других отечественных ученых. В научной и учебной литературе не получила всестороннего освещения и обобщения значительная судебная практика, накопленная в результате применения законодательных положений о взыскании компенсации за нарушения исключительных прав на произведения и объекты смежных прав.

12 стр., 5676 слов

Авторское права и смежные права

... складывающихся по поводу создания и использования объектов авторских и смежных прав. Задача курсовой работы дать определение авторского права в узком и широком смысле, обозначить его ... Беларусь «Об авторском праве и смежных правах»». На дипломатической конференции Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) по некоторым вопросам авторского права и смежных прав (декабрь 1996 г.) ...

Целью курсовой работы является исследование особенностей защиты авторских прав. В соответствие с поставленной целью в курсовой работе решаются следующие задачи:

— раскрыть понятие авторского права;

— изучить источники авторского права;

— рассмотреть субъекты и объекты авторских правоотношений;

— проанализировать виды нарушений авторских прав;

— исследовать ответственность за нарушение авторских нрав.

Объектом исследования являются гражданско-правовые отношения, складывающиеся в связи с нарушениями исключительных прав на произведения и объекты смежных прав.

Предметом исследования являются гражданско-правовые нормы, устанавливающие механизм защиты авторских прав.

Методологическую основу исследования составляют концептуальные положения диалектической теории познания, а также основанные на ней общенаучные и частнонаучные методы исследования — логический, историко-догматический, сравнительно-правовой, системно-аналитический и формально-юридический.

Нормативную основу исследования составили положения Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, действующих федеральных законов и иных нормативных актов.

1. Теоретические аспекты защиты авторских прав

1.1. Понятие авторских прав

Изначально понятие «авторское право» (copyright) появилось в средневековой Англии и рассматривалось как право автора на использование и тиражирование своих произведений . С течением времени правовая коннотация доктрины авторского права существенно расширилась, превратившись в одну из доминант современного правового поля.

В четвертой части ГК РФ не содержится определения авторского права. Определение этого понятия отсутствует и в международных договорах. В современной отечественной цивилистике доктрина авторского права трактуется в целом единообразно на основании соответствующих положений четвертой части ГК РВ. Так, например, В. А. Хохлов дает следующее определение Авторского права: «авторское право есть часть (подотрасль) единого гражданского права и в этом смысле представляет собой совокупность норм, регулирующих отношения по использованию и защите авторских произведений (авторские правоотношения») . Аналогичное толкование понятия авторского права предлагается С. А. Судариковым: «авторское право – правовое положение авторов и созданных их творческим трудом произведений литературы, науки и искусства» .

31 стр., 15359 слов

Проблемы защиты авторских прав

... работы гражданско-правовой охраны в теоретическом и практическом аспектах. Выявление проблем действующего законодательства в области защиты авторских прав в сети Интернет. Разработка рекомендаций по совершенствованию механизма защиты авторского права ... произведения. Закон «О правах сочинителей, издателей и переводчиков» был издан в 1830 году, которым фактически приравниваются авторские права и права ...

По мнению

Исходя из данного определения, можно выделить следующие функции авторского права:

1) признание авторства на произведения науки, литературы и искусства.

Авторство признается за физическим лицом, трудом которого создано произведение. Однако законодательство не дает четкого определения понятию «произведение», но предъявляет к нему следующие требования — произведение должно быть результатом творческой деятельности и должно существовать в какой-либо объективной форме (письменной, устной, звуко-, видеозаписи, объемно-пространственной).

Автору произведения принадлежат следующие права (ст. 1255 ГК РФ):

— исключительное право на произведение;

— право авторства;

— право автора на имя;

— право на неприкосновенность произведения;

— право на обнародование произведения.

Исключительное право автора — права автора, исключающие возможность другим лицам использовать его произведение без его на то разрешения (ст. 1229, 1270 ГК РФ).

Право авторства — право признаваться автором созданного произведения. Право на имя — право использовать произведение под своим подлинным именем, псевдоним или без обозначения имени (анонимно) (ст. 1265 ГК РФ).

Право на обнародование (ст. 1268 ГК РФ) — право обнародовать или разрешить обнародовать произведение в любой форме, включая право на отзыв. Отозванное произведение считается необнародованным. Автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения (право на отзыв) при условии возмещения лицу, которому отчуждено исключительное право на произведение или предоставлено право использования произведения, причиненных таким решением убытков (ст. 1269 ГК РФ).

Право на неприкосновенность произведения — право на защиту произведения от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (ст. 1266, 1267 ГК РФ).

15 стр., 7169 слов

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ: «ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО» «АВТОРСКИЙ ДОГОВОР»

... у авторов только право на издание произведения на ограниченный издательским договором срок. Следующий этап развития российского авторского права связан с действием «Основ авторского права» 1925 и 1928 ... заключения и исполнения договоров, а также их систематизацией, делают актуальными анализ договоров на результаты творческой деятельности. Объектом исследования настоящей работы является комплекс ...

Данное право осуществляется в соответствии с гражданским законодательством, предусматривающим защиту чести, достоинства и деловой репутации.

Охрана произведений устанавливается с момента их создания и включает в себя:

2) установление режима использования произведений.

Нормы авторского права устанавливают, кто и на каких условиях использует то или иное произведение — права автора, наследников, третьих лиц;

3) наделение авторов и иных правообладателей личными и имущественными правами.

Нормы авторского права наделяют авторов личными неимущественными правами — право на авторство, право на имя, право на обнародование, право на защиту репутации автора, а также имущественными — право на воспроизведение, право на распространение, право на импорт, право на перевод и др.;

4) защиту данных прав.

Наличие у авторов творческих произведений одновременно имущественных и неимущественных интересов находит отражение в сложившемся и закрепленном в праве интеллектуальной собственности разделении интеллектуальных прав на имущественные и личные неимущественные. В то же время интерес правообладателей, не являющихся создателями творческих произведений, носит чисто имущественный характер и направлен на получение дохода от распространения или иного использования произведений. При этом неимущественные интересы могут даже игнорироваться

1.2. Источники авторского права

Источниками авторского права являются принятые на основе Конституции РФ

Основным законом регулирующим вопросы авторского права является Четвертая часть Гражданского кодекса Российской Федерации, которая вступила в силу с 1 января 2008 года. Следует отметить, что принятие четвертой части ГК РФ не привело к кардинальным изменениям в сфере защиты авторского права в Российской Федерации, так как в новую часть ГК вошли основные положения Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» (ЗоАП).

Однако правовое регулирование некоторых аспектов охраны и осуществления авторских и смежных прав претерпело весьма существенные изменения. И.А.Близнец выдвинул следующую классификацию основных законодательных новелл в сфере авторских и смежных прав:

«Основные законодательные нововведения в сфере авторских и смежных прав как представляется, могут быть условно объединены в следующие группы:

1) изменение правового регулирования договорных отношений в сфере авторского права;

5 стр., 2082 слов

Защита авторских и смежных прав

... Законах (соответственно в п. 1 ст. 18 и п. 1 ст. 11). Закон об авторском праве о таком способе защиты авторских и смежных прав отдельно не упоминает. В Законе о селекционных ... в государственные органы, в ведении которых находятся учреждения, использующие произведения. Указанные органы могут осуществить защиту авторских прав и по собственной инициативе или по просьбе творческих союзов. Кроме ...

2) существенная модификация положений о коллективном управлении авторскими и смежными правами;

3) совершенствование правовой охраны ряда новых видов объектов авторских прав и введение правовой охраны новых объектов смежных прав;

4) усиление ответственности за нарушения авторских и смежных прав;

5) введение ряда новых положений, соблюдение на практике которых может оказаться весьма проблематичным» .

Источником авторского права являются также международные договоры. К авторским отношениям применяются правила, в соответствии с которыми правила международного договора имеют приоритет перед нормами гражданского права в случае их противоречия этим правилам. К таким источникам относятся :

— Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. (с изм. и доп.);

— Всемирная конвенция об авторском праве от 6 сентября 52г. (с изм. и доп.);

Источники смежных прав сходны с источниками авторского права. Кроме того, к ним относится ряд специальных подзаконных нормативных правовых актов. Также источниками смежных прав являются международные договора, которые имеют приоритет в гражданском праве в случае противоречия его норм общепризнанным принципам и нормам международного права.

Основными актами являются

— Женевская конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (от 29 октября 1971 г.).

— Международная конвенция об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (Рим, 26 октября 1961 г.).

1.3. Субъекты и объекты авторских правоотношений

Согласноп.1 ст. 1259 ГК РФ объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинства и назначения произведения, а также от способа его выражения. Кроме того, авторские произведения в отдельных своих элементах могут совпадать с другими объектами интеллектуальной собственности, например, с товарными знаками, полезными моделями, промышленными образцами.

Некоторые из подобных объектов могут иметь, например, словесную форму, что допускает их визуальное сходство с авторскими произведениями в области литературы. Новеллой четвертой части ГК РФ является признание персонажа авторского произведения объектом авторских правоотношений(п.7 ст.1259 ГКРФ).

Авторские права распространяются на обнародованные и необнародованные произведения, выраженные в объективной форме (в том числе в письменной, устной, в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно пространственной форме)(п.3 ст. 1259 ГК РФ).

4 стр., 1837 слов

Авторское право и смежные права

... и как следствие объектов авторского права и смежных прав, в киберпространстве становится нормальным состоянием. Творческий результат, художественное выражение или произведение, если речь идет о российском авторском праве, ... понятие авторских прав. 2. Выявить содержание права авторства. 3. Рассмотреть систему смежных прав. 4. Проанализировать соотношение авторских и смежных прав в системе права ...

В соответствии с положениями ст. 1257 ГК РФ автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, создавший такое произведение в процессе творческого труда.

Следует также отметить, что авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования.

Также не являются объектами авторских прав:

1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;

2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;

3) произведения народного творчества (фольклор),не имеющие конкретных авторов;

4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное) .

Методы также не охраняются авторским правом, так как относятся к не к форме, а к содержанию.

На основании соответствующих положений четвертой части ГК РФ можно выделить два требования, предъявляемые к объекту авторского права: он должен быть результатом творческого труда и иметь объективную (материальную) форму выражения .

Следует помнить о том, что нормы авторского права традиционно применяются для регулирования смежных прав (прав исполнителей произведений, производителей фонограмм, организаций эфирного и кабельного вещания, зависимых от авторских прав).

Авторские права возникают в силу факта создания произведения.

Из выше изложенного можно сделать вывод о том, что объектами авторского права являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинства и назначения произведения, а также от способа его выражения, а также в отдельных случаях другие объекты интеллектуальной собственности, совпадающие с ними по форме. Объекты авторского права представляют собой результат творчества автора, выраженный в объективной (материальной) форме.

б) субъекты авторских правоотношений

Субъектами авторских прав являются лица, имеющие абсолютные права на объекты авторского права (т.е. на произведения литературы, науки и искусства).

20 стр., 9841 слов

Курсовая Авторские права в сокращенном варианте. 1 Понятие и ...

... СУБЪЕКТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА 1.1. Понятие и виды субъектов авторского права Субъектами авторских прав являются их создатели. В данном случае это лица, чьим творческим трудом созданы новые оригинальные произведения ... Попова И.В. Авторское право и смежные права./ И.В. Попова; под ред. В.Ф. Чигира.– Минск: Амалфея, 2009. – 448 с. Субъектом авторского права на такое независимое произведение, как сборник, ...

Четвертая часть ГК РФ предусматривает, что обладателями авторского права являются только авторы произведения, поэтому их можно определить в качестве первичных субъектов авторского права . К первичным субъектам авторского права также можно отнести соавторов произведений, при условии, что лица, оказавшие автору материальное, организационное, техническое или иное содействие, отличное от творческого, не могут быть причислены к таковым.

К вторичным субъектам авторского права можно отнести правообладателей авторского права, то есть лиц, которым, наряду с автором произведения, может принадлежать исключительное авторское право. Данная категория субъектов авторского права включает в себя:

— наследников авторов;

— издателей некоторых видов произведений;

— правопреемников и правообладателей объектов авторского права;

организации, осуществляющие коллективное управление имущественными правами обладателей авторских прав.

Обладатели смежных прав (например, исполнители произведений) также могут относится к субъектам авторских прав, однако их обычно выделяют в отдельную группу в силу специфики смежных прав.

В случае совместного творчества можно говорить о соавторстве, но не о коллективном авторстве . Соавторство возникает в силу одновременного соблюдения двух условий: а) участие соавторов носит творческий характер; б) участие проявилось в создании такого произведения, результат которого обладает единство формы и содержания, либо достаточной внутренней связью разных форм при едином содержании.

2. Защита авторских прав

2.1. Виды нарушений авторских прав

Самый большой вред как имущественным, так и неимущественным интересам автора и правообладателей наносится следующими видами правонарушений: присвоение авторства (так называемый плагиат); изготовление и распространение контрафактных (поддельных, подложных, фальсифицированных, фальшивых, вводящих в заблуждение и т.д.) экземпляров; использование этих экземпляров в коммерческих целях (так называемое пиратство в сфере авторских и смежных прав) .

Как правило, когда речь идет о нарушениях авторских и смежных прав, нередко используется слово «плагиат». Плагиат (от лат. plagio — похищаю; англ. plagiarism ) — умышленное присвоение авторства на чужое произведение науки, литературы или искусства в целом или части. Плагиат признается независимо от того, опубликовано чужое произведение или нет. Принуждение к соавторству преследуется как плагиат. В то же время заимствование темы или сюжета произведения, либо научных идей, составляющих его содержание, без заимствования формы их выражения не считается плагиатом .

10 стр., 4945 слов

Применение авторского права в библиотеке

... звуков, зафиксированных в этой фонограмме. Сфера действия авторского права Авторское право распространяется: на произведения, обнародованные либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо ... касающиеся Авторского права. Общие положения. Законодательство Российской Феде-рации об авторском праве и смежных правах Законодательство Российской Федерации об Авторском праве и смежных правах состоит ...

В настоящее время широкое распространение в России получили нарушения, связанные с незаконным производством и распространением контрафактных книг, журнальных статей, аудио- и видеопродукции, компьютерных программ, баз данных и их незаконной реализацией, незаконным использованием произведений и объектов авторских и смежных прав в сети Интернет. По данным Международной федерации производителей фонограмм ( IFPI ), на один легальный носитель (компакт-диск или кассету) приходится два пиратских. И тенденция роста количества контрафактной продукции на рынке сохраняется.

Ежегодный «теневой» оборот в этом секторе превышает десятки миллиардов рублей. Огромные потери несут не только правообладатели, но и федеральный бюджет за счет неуплаты налогов. Нарушаются и интересы потребителей, которые получают товар ненадлежащего качества. Производство контрафактной продукции наносит существенный урон и международной репутации России как торговому партнеру.

Согласно п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 апреля 2007 г. № 14 «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака», контрафактными считаются экземпляры произведений или фонограмм, если изготовление, распространение или иное их использование, а равно импорт таких экземпляров нарушает авторские и смежные права, охраняемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Разрешая вопрос о том, является ли экземпляр произведения контрафактным, суд должен оценивать все фактические обстоятельства дела, в частности, обстоятельства и источник приобретения лицом указанного экземпляра, правовые основания его изготовления или импорта, наличие договора о передаче (предоставлении) права пользования (например, авторского или лицензионного договора), соответствие обстоятельств использования произведения условиям этого договора (выплата вознаграждения, тираж и т.д.), заключение экспертизы изъятого экземпляра произведения .

17 стр., 8496 слов

Охрана авторских прав в сети Интернет

... посягающих на авторские права в сети Интернет, выработке правовых основ для их правильной квалификации. Для достижения вышеуказанной цели в курсовой работе определены следующие задачи: рассмотреть общие вопросы, связанные с защитой авторских прав в сети Интернет; уяснить ...

Средства массовой информации, говоря о нарушениях авторских и смежных прав, очень часто употребляют термин «пиратство», под которым понимается несанкционированное копирование охраняемых авторским правом материалов для коммерческих целей и несанкционированные коммерческие операции с этими копированными материалами. Выделяется пиратство и в сфере смежных прав.

2.2. Ответственность за нарушение авторских нрав

Конституция Российской Федерации гарантирует свободу творчества и охран интеллектуальной собственности (ст. 44).

Охрана интеллектуальной собственности предусмотрена и основополагающими международными актами, к которым присоединилась Российская Федерация. Стабильность отношений в сфере авторских и смежных прав обеспечивается не только посредством закрепления за гражданами и организациями субъективных прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности и создания правовых механизмов их реализации. Соответствующее законодательное закрепление авторских и смежных прав является надежной юридической защитой в случае их нарушения, необходимым условием развития гражданского оборота и существенным стимулом к творческой деятельности.

Под защитой авторских и смежных прав понимается совокупность мер, направленных на восстановление и признание этих прав при их нарушении или оспаривании .

В целях защиты интеллектуальной собственности федеральное законодательство предусматривает гражданскую, административную и уголовную ответственность.

При нарушении авторских и смежных прав их обладатели могут обращаться в установленном порядке в :

суд;

арбитражный суд;

третейский суд;

орган дознания;

органы предварительного следствия.

Автор, обладатель смежных прав, или иной обладатель исключительных прав вправе защищать свои права способами, предусмотренными ГК РФ (ст. 1250 ГК РФ):

— признание права;

— восстановление положения, существовавшего до нарушений права, и прекращение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушению;

— возмещение убытков, включая упущенную выгоду;

— взыскание дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских и смежных прав, вместо возмещения убытков;

— принятие иных предусмотренных законодательными актами мер, связанных с защитой их прав.

В ст. 1302 и 1312 ГК РФ «Обеспечение иска по делам о нарушении авторских (смежных) прав» воспроизведены гражданско-правовые санкции за нарушение авторских (смежных) прав, предусмотренные действующим законодательством. Содержащиеся здесь нормы не отменяют и не заменяют существующих норм процессуального права, они лишь несколько конкретизируют их применительно к специфике авторского и смежного права.

В частности, законодателем определено, что суд может запретить ответчику или лицу, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно является нарушителем авторских или смежных прав, совершать определенные действия (изготовление, воспроизведение, продажу, сдачу в прокат, импорт либо иное использование, а также транспортировку, хранение или владение) в целях введения в гражданский оборот экземпляров произведения, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными.

Кроме того, суд может наложить арест на все экземпляры произведения, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также на материалы и оборудование, используемые или предназначенные для их изготовления или воспроизведения.

При наличии достаточных данных о нарушении авторских и смежных прав органы дознания или следствия обязаны принять меры для розыска и наложения ареста на экземпляры произведения, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также на материалы и оборудование, используемые или предназначенные для изготовления или воспроизведения указанных экземпляров произведения, включая в необходимых случаях меры по их изъятию и передаче на ответственное хранение (п. 2 ст. 1302 ГК РФ).

Обладатели исключительных прав вправе также требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации (ст. 1311 ГК РФ):

— в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда;

— в двукратном размере стоимости экземпляров фонограммы или в двукратном размере стоимости права использования объекта смежных прав, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование такого объекта.

Кроме того, авторы и исполнители в случае нарушения их личных неимущественных прав или имущественных прав также вправе требовать от нарушителя возмещения морального вреда (ст. 1251 ГК РФ).

Анализ судебной практики показывает, что обладатели авторских и смежных прав все активнее используют предоставляемые им законодательством возможности. Так, после введения в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации был отмечен значительный рост числа дел, связанных с защитой интеллектуальной собственности. Если в 2007 году арбитражными судами рассмотрено 1831 такое дело, в 2008 году — 2746 дел. Рост числа дел данной категории продолжается в настоящее время. Только за первое полугодие 2010 года арбитражными судами Российской Федерации было рассмотрено 1622 дела, что на 10,7 % больше, чем за аналогичный период 2009 года.

Характеризуя рассмотренные споры, связанные с охраной интеллектуальной собственности, Контрольно-аналитическое управление Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации сделало вывод о том, что более 90 % всех дел данной категории связано с разрешением споров о защите исключительных прав, причем преимущественно с защитой исключительных прав на произведения и объекты смежных прав. При этом основным требованием в большинстве случаев (72,1 % от общего числа дел данной категории) является взыскание компенсации за нарушение исключительного права. В 65 % случаев требования заявителей были судами удовлетворены и в их пользу взыскано около 82 миллионов рублей.

Административная ответственность за нарушения авторских и смежных прав предусмотрена за ввоз, продажу, сдачу в прокат или иное незаконное использование произведений и фонограмм в целях извлечения дохода, если:

экземпляры являются контрафактными;

на экземплярах указана ложная информация об изготовителях, о местах их производства, а также об обладателях авторских и смежных прав;

при ином нарушении.

Мерами административной ответственности являются

наложение штрафа в размере от 1,5 до 40 тыс. руб. (в зависимости от субъекта правонарушения);

конфискация контрафактных экземпляров (ст. 7.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Практика применения КоАП свидетельствует о неоднократных отложениях дел в связи с неявкой без уважительных причин лиц, в отношении которых возбуждаются дела об административных правонарушениях, в связи с чем значительная часть административных дел указанной категории прекращается производством вследствие истечения сроков давности привлечения к административной ответственности. При прекращении производства по делу контрафактная продукция не подлежит конфискации, поскольку конфискация представляет собой вид административного наказания. Нет единой судебной практики и в отношении дальнейшей юридической судьбы контрафактной продукции — то ли она должна быть возвращена лицу, у которого изымалась, то ли подлежит изъятию и уничтожению в соответствии с ч. 3 ст. 3.7 КоАП как предмет административного правонарушения .

Низкая результативность противодействия административным правонарушениям в сфере защиты авторских и смежных прав связана со следующими факторами:

— слабая мотивация и явное нежелание правоохранительных органов работать по пресечению данных правонарушений. Практика показывает острое нежелание сотрудников ОВД рассматривать действия пиратов как административные правонарушения;

— недостаточная профессиональная подготовка сотрудников ОВД по выявлению и правильному документированию правонарушений в сфере интеллектуальной собственности, что подтверждается фактами крайне небольшого количества наложенных административных штрафов.

Уголовная ответственность

Мерами уголовной ответственности являются: штраф; обязательные работы; арест; лишение свободы.

Нормы ст. 146 УК РФ являются бланкетными, поэтому для определения наличия в действиях виновного состава преступления необходимо обратиться к четвертой части ГК РФ.

Преступление, предусмотренное п. 1 ст. 146 УК РФ, выражается в присвоении авторства, причинившем крупный ущерб автору или иному правообладателю. Иные личные неимущественные права, перечисленные в ст. 1255 ГК (исключительное право на произведение, право на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения и др.), не охватываются составом п. 1 ст. 146 УК РФ, следовательно, не имеют уголовно-правовой защиты. Данный факт указывает на несоответствие указанных норм Друг другу.

Объективная сторона состава преступления, предусмотренного п. 1 ст. 146 УК РФ, состоит в присвоении авторства, если это деяние причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю, который очень сложно оценить на практике. Таким образом, нормы уголовного права ограничивают действие гражданско-правовых норм.

В качестве способа защиты личных неимущественных прав автора ст. 1251 ГК РФ называет компенсацию морального вреда и не предусматривает возмещения материального ущерба за нарушение права авторства. Исходя из буквального толкования, это означает, что материальный ущерб при плагиате не причиняется, и смысл признака «крупный ущерб» в п. 1 ст. 146 УК РФ вообще теряется.

Несогласованность норм гражданского и уголовного законодательства можно обнаружить и при анализе п. 2 ст. 146 УК РФ, непосредственным объектом состава преступления которого являются общественные отношения в сфере использования объектов авторского права и смежных прав.

Несмотря на то, что оба этих права включены в ч. 4 ГК РФ, они не являются идентичными, поскольку объекты у них разные. Объектами авторского права (ст. 1259 ГК) являются произведения науки, литературы и искусства, программы для ЭВМ. Объектами смежных прав (ст. 1304 ГК) — исполнения артистов- исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров, фонограммы, сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, базы данных, произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние. Правообладатель авторских и смежных прав вправе самостоятельно выбирать способы защиты своих нарушенных прав из существующих возможных способов восстановления справедливости при нарушении соответствующего права.

Заключение

Авторское право — право, регулирующее отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. Авторское право представляет собой совокупность норм права, регулирующих отношения, связанные с признанием авторства на произведения науки, литературы, искусства, установлением режима их использования, наделением авторов неимущественными и имущественными правами и их защитой.

В России нормы авторского права установлены четвертой частью Гражданского кодекса. Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, созданные творческим трудом, независимо от их назначения, достоинства и способов выражения, как обнародованные, так и необнародованные, но существующие в какой-либо объективной форме: письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и т. д.), устной (публичное произнесение, публичное исполнение и т. д.), звуко- или видеозаписи (механическая, магнитная, цифровая, оптическая и т. д.), изобразительной (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и т. д.), объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и т. д.).

Объектами авторского права являются произведения литературы, искусства и науки являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также способа его выражения.

Субъектами авторского права являются: создатели произведений; работодатели; правопреемники; другие лица, приобретшие авторские права по закону или договору.

Необходимость правовой охраны авторских и смежных прав обусловлена тем, что развитие научно-технического прогресса затрагивает авторов и других обладателей авторского права, тех лиц, чья деятельность связана с использованием охраняемых авторским правом произведений.

Самым распространенным нарушением является незаконное изготовление и распространение копий экземпляров произведений и фонограмм на различных материальных носителях — контрафактные экземпляры.

Под защитой авторских и смежных прав понимается совокупность мер, направленных на восстановление и признание этих прав при их нарушении или оспаривании

Нормы авторского права устанавливают защиту авторского права путем привлечения

Для улучшения механизма защиты авторских прав необходимо совершенствование законодательного регулирования, разработка этических стандартов делового поведения в сети, внедрение современных технологий защиты.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/diplomnyie-rabotyi-po-teme-avtorskoe-pravo/

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).

  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ

  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ.

  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ.

  1. Закон РФ от 09.07.1993 N 5351-1 (Утратил силу) «Об авторском праве и смежных правах» // «Российская газета», N 147, 03.08.1993.

  2. Письмо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «Аналитическая записка к статистическому отчету о работе арбитражных судов Российской Федерации в 2008 году» // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2009. № 5.

  3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 апреля 2007 г. № 14 О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака: // Бюллетень ВС РФ. — 2007. — № 7.

  4. Арнольд П. Луцкер. Авторское право. – М., 2008.

  5. Бабкин С.А. Интеллектуальная собственность в Интернет. – М., 2007.

  6. Близнец И. А.Изменение правового регулирования авторских и смежных прав в части IV Гражданского кодекса Российской Федерации.// Белая книга: история и проблемы кодификации законодательства об интеллектуальной собственности. Москва, 2007.

  7. Гаврилов Э. П., Городов О. А., Гришаев С. П. и др. Комментарий к Гражданскому Кодексу Российской Федерации (постатейный).

    Ч.4. — М.: «Проспект», 2007. — 780 с.

  8. Гражданское право : учебник : в 3 т. — Т. 3 / под ред. А. П. Сергеева. — М.: ТК Велби, 2009. — 800 с.

  9. Гуев А.Н. Гражданское право: Учебник: в 3 т. Т.3. – М.: ИНФРА-М, 2003. – IV, 297 с.

  10. Гульбин Ю. Охраняем ли Интернет? // Интеллектуальная собственность. Авторское право. – 2008. — №9. – С. 27-29

  11. Дозорцев В. А. Опубликование материалов, не охраняемых авторским правом / /Юридический мир. 2000. №12.

  12. Калятин В.О. Защита авторских прав в Интернете. – М., 2007.

  13. Кемрадж А.С. Охрана исключительных прав правообладателей от нарушений в сети Интернет // Правовые аспекты использования Интернет-технологий. – М., 2002.

  14. Козлова М.Н. Гражданское право России: Краткий курс. – М.: Эксмо, 2006.

  15. Липцик Д. Авторское право и смежные права. М., 2002.

  16. Моргунова Е. А. Авторское право. М., 2008.

  17. Нерсесянц В. С. Философия права М., 1999 г.

  18. Пиляева В. В. Комментарий к Гражданскому Кодексу Российской Федерации (постатейный).

    Часть 4. — М.: «Проспект», 2007. — 741 с.

  19. Ситдикова P. И. Частный, публичный и общественный интерес в авторском праве // Гражданское право. — 2012. — № 2. — С. 18-20.

  20. Справка основных показателей работы арбитражных судов Российской Федерации в первом полугодии 2010 года // Сайт Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http://www.arbitr.ru/press-centr/news/totals/

  21. Судариков С. А.Право интеллектуальной собственности. М., 2008.

  22. Федотов М.А. Правовые основы журналистики. М.: ИМПЭ им. А.С.Грибоедова, 2002. – 432 с.

  23. Филин Д. Охрана персонажа: Проблемы и перспективы // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2005.№5.

  24. Хохлов В. А. Авторское право: законодательство, теория, практика .М., 2008.