Хранение представляет собой временное обладание сведениями, которые предназначены для передачи и собраны либо похищены не самим хранителем, а другими лицами, а также добровольно переданы хранителю их обладателем. Хранение сведений, которые составляют государственную тайну, как форма действия при шпионаже может иметь три вида:
1. лицо хранит сведения, похищенные или собранные им самим с целью передачи иностранному государству, иностранной организации, их представителям;
2. лицо само не похищало и не собирало сведения, а получило их с целью передачи адресату;
3. хранение сведений, собранных другим лицом, с последующим возвращением их тому же лицу. В данном случае виновный будет нести ответственность за пособничество в шпионаже при условии, что он осознавал характер хранимых сведений,цель, преследуемую собравшим их лицом, и заранее дал обещание скрыть документы или предметы, которые добыты преступным путем и содержат данные сведения.
Объективная сторона шпионажа, который имеет своим предметом сведения, не составляющие государственной тайны, состоит в собирании или передаче данных сведений. Предметом преступления в этом случае могут быть самые различные данные технического, научного, политического, экономического или иного характера, которые не относятся к государственной тайне. Ими могут быть в том числе не секретные открытые сведения, поэтому зaконодатель не предусматривает такой формы их получения, как похищение, и не наказывает за их хранение. Способы собирания такого вида сведений могут быть вполне легальны: изучение специальной литературы или периодической печати, систематизирование сообщений средств массовой информации или личное наблюдение.
Собирание или передача сведений, не составляющих государственную тайну, образуют объективную сторону шпионажа только при наличии двух условий. Отсутствие хотя бы одного из них исключает оценку данного деяния как шпионажа.
Схема 3. Условия для образования объективной стороны шпионажа при собирании или передаче сведений, не составляющих государственную тайну.
Оконченным преступлением шпионаж считается с момента совершения любого из действий, описанных в диспозиции статьи 276 Уголовного Кодекса Российской Федерации.9
Субъективная сторона шпионажа характеризуется прямым умыслом: лицо осознает общественно опасный характер совершаемых действий и желает их совершить.
Стоит отметить, что при передаче или собирании сведений, которые не составляют государственную тайну, виновный преследует специальную цель: использование передаваемых или собираемых сведений в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.
Курсовая работа по уголовному праву государственная измена
... Первой формой государственной измены является шпионаж, что представляет собой передачу, а равно собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а ...
Мотивы шпионажа могут быть различны и на квалификацию преступления влияния не оказывают. Но все же характерными являются корыстные побуждения, так как шпионаж обычно является профессиональной работой разведчиков, труд которых высоко оплачивается.
Таким образом, на основании исследования, проведенного в данной главе, можно сделать ряд следующих выводов:
1. В зависимости от предмета выделяют два вида шпионажа: шпионаж, предметом которого являются сведения, составляющие государственную тайну, и шпионаж, предметом которого — иные сведения, но при условии, если они передавались и собирались по заданию иностранной разведки для использования в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.
2. Хранение сведений, как и их собирание и похищение, должно преследовать цель передачи данных сведений адресатам шпионажа. Шпионаж окончен с момента совершения указанных действий независимо от того, удалось ли передать адресату собранные сведения или нет.
3. Факт передачи сведений адресатам шпионажа следует квалифицировать как оконченный шпионаж, в независимости от того, предшествовал ли передаче сбор данных сведений.
4. Субъектом шпионажа является только иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшее возраста 16 лет.
2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ШПИОНАЖ, ПРЕДУСМОТРЕННАЯ УГОЛОВНЫМ ЗAКОНОДАТЕЛЬСТВОМ, И ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ДАННОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ
2.1. Уголовная ответственность за шпионаж
Согласно части 5 статьи 15 УК PФ шпионаж — это особо тяжкое преступление. В соответствии с Уголовным кодеком Российской Федерации, передача, а равно собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, если эти деяния совершены иностранным гражданином или лицом без гражданства, — наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.10
Стоит отметить, что в советские годы шпионаж, совершенный иностранцем или лицом без гражданства, предусматривал наказание в виде лишения свободы на срок от 7 до 15 лет с конфискацией имущества и со ссылкой на срок от 2 до 5 лет или без ссылки или смертной казни с конфискацией имущества. Таким образом, также как и в наши дни, по Советскому уголовному праву шпионаж рассматривался как особо опасное государственное преступление, однако за его совершение было предусмотрено такое наказание, как смертная казнь.
Важно отметить, что лицо, совершившее шпионаж, освобождается от уголовной ответственности за совершённое преступление при наличии двух условий:
1. если оно своевременным и добровольным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации;
2. если в его действиях не содержится иного состава преступления.11
Стоит отметить, что в России в настоящее время достаточно редко привлекают к уголовной ответственности за шпионаж. Доля преступлений данного вида настолько мала в общей структуре количества совершенных преступлений, что данные о шпионаже не отражаются ни в статистике правоохранительных органов, ни в бюллетенях судебной практики судов.
Правительство Российской Федерации в системе органов исполнительной власти
... ответственности органов исполнительной власти. Правовое положение Правительства в системе органов государственной власти определяется формой правления, которая в свою очередь отражает особенности политической системы каждой страны и сложившийся баланс законодательной и исполнительной властей М.В. Баглай. Конституционное право Российской ...
Рассмотрим те данные о совершенном шпионаже, которые имеются в открытом доступе. Так, в 1999 году был задержан высокопоставленный сотрудник Главного разведывательного управления генерального штаба турецкой армии Махмет Бешик, который занимался военно-техническим шпионажем в России. По заданию военной разведки Бешик должен был сорвать поставку российских зенитно-ракетных комплексов на Кипр и скомпрометировать «Росвооружение» перед зарубежными партнерами. Данной операции придавалось столь серьезное значение, что курировал ее лично начальник турецкого генштаба Х.Карадайы.12
Ильхан Думан, 53 года, выпускник Анкарского университета Турции, был завербован турецкой Национальной разведывательной организацией МИТ в начале 70-х годов. Прошел спецподготовку в анкарской разведшколе использовался как осведомитель трабзонского управления разведки МИТ. В 93-м году он приехал в Россию и вплоть до своего разоблачения в апреле 2000-го года жил в Ставрополе. Думан устанавливал и развивал контакты с руководством правоохранительных органов края и командирами воинских частей. Много раз он совершал вояжи по Кавказу, особо интересуясь режимными объектами пограничников и Минобороны. Вел сбор информации политического и экономического характера, и даже пытался внедриться в агентурный аппарат ФСБ.13
Двадцативосьмилетняя уроженка Болгарии Несрин Услу была референтом переводчиком ставропольского филиала турецкой строительной компании «Идиль». Перед поездкой в Россию она была завербована МИТ, обучалась в анкарской разведшколе. По заданию МИТ собирала данные о ситуации в Северо-Кавказском регионе. Пыталась завербовать офицера краевого УФСБ за 50 тысяч долларов.
Уроженец Болгарии Хаккы Мутлудоган приехал в Россию как представитель ряда турецких туPФирм в Ставрополе. Собирал экономическую и социально-политическую информацию о Северном Кавказе, проводил вербовочное изучение чиновников краевой администрации. За счет средств разведки отправлял чиновников отдыхать в Турцию. Хотел проникнуть в агентурный аппарат ФСБ. Кстати, после задержания оказалось, что Мутлодоган отлично знает предыдущую шпионку Шанслы, задержанную в декабре 1995 года.
В Петропавловске-Камчатском был задержан американский бизнесмен Ричард Оппфельт, собиравший через местных жителей сведения военного характера. 10 марта 1986 года задержали второго секретаря посольства США в Москве Майкла Селлере во время встречи с сотрудником управления КГБ по Москве и Московской области, который информировал Селлерса о том, как российские органы безопасности ведут наблюдение за американскими разведчиками.14
В марте 2010 года Северо-Кавказским окружным военным судом был вынесен приговор в отношении двух военнослужащих Минобороны России и сотрудника одной из спецслужб Грузии, которые обвинялись в государственной измене и шпионаже. Сотрудник грузинских спецслужб Зазе Херкеладзе был осужден по статье 276 УК PФ на 11 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.15
Стоит также рассмотреть, наказания, предусмотренные за совершение шпионажа в зарубежных странах. Весьма подробно регламентирована ответственность за шпионаж в Уголовном кодексе Швейцарии, в котором содержатся статьи об экономической и о военной разведывательной деятельности, а также о дипломатическом шпионаже. Деяния в данных случаях выходят за рамки шпионажа, сформулированном в Уголовном кодексе PФ. Например, дипломатический шпионаж заключается не только в разглашении определенных сведений, но и в уничтожении и фальсификации документов и предметов, а также в умышленном проведении сношений с иностранным правительством в ущерб стране.
Принципы уголовного законодательства Российской Федерации
... Уголовного кодекса Конституции РФ как основному закону государства, а также приоритет общепризнанных принципов и норм международного права. Статья 15 Конституции РФ провозглашает «Конституция Российской Федерации ... потому, что посчитал выгодным для себя, в ущерб общественной безопасности или безопасности другого человека, удовлетворить собственные потребности противоправным способом. Взвесив ...
В Швеции к ответственности за шпионаж может быть привлечено лицо, которое в целях оказания помощи иностранному государству незaконно передает, получает или иным образом выдает информацию в отношении вооружения, оборонных сооружений, экспорта, импорта, или производственных технологий, если раскрытие данной информации может причинить вред безопасности страны.
В Уголовном кодексе Франции четко определено, что сдача иностранному государству, иностранной организации всей или части национальной территории и подстрекательство к совершению какого либо преступления, указанного в главе «Об измене и шпионаже», совершенные французским гражданином, образуют измену, а любым другим лицом — шпионаж.
В зaконодательстве Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Белоруссии и Таджикистана понятие «шпионаж» в его основных признаках совпадает с понятием, даваемым в УК PФ. 16
Важно отметить, что зарубежное зaконодательство устанавливает самые суровые наказания за шпионаж, направленный против безопасности государства. Так, по Уголовному кодексу Франции шпионаж карается смертной казнью, по зaконодательству Великобритании — смертной казнью или каторжными работами.17
2.2. Отличие шпионажа от государственной измены
Институт государственной тайны сегодня — это основная составляющая система информационной безопасности, которая, в свою очередь, занимает ведущее место в системе национальной безопасности государства.
Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрено несколько составов преступлений, объектом которых являются правоотношения, связанные с государственной тайной:
- выдача государственной тайны, квалифицируемая как государственная измена (статья 275 УК PФ).18
В соответствии с уголовным зaконодательством, государственная измена — это совершенные гражданином Российской Федерации шпионаж, выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, которые составляют государственную тайну, доверенную лицу или ставшую ему известной по службе, учебе, работе или в иных случаях, либо оказание материально-технической, консультационной, финансовой или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, которая направлена против безопасности Российской Федерации.
- шпионаж, ответственность за совершение предусмотрена статьей 276 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Предметом шпионажа являются те же сведения, что и при государственной измене:
1. сведения, содержащие государственную тайну;
2. иные сведения при определенных, указанных в статье 276 УК PФ обстоятельствах.
В статьях 275, 276 УК PФ предусмотрена ответственность за государственную измену и шпионаж соответственно.19 Причем объективная сторона и первого, и второго преступления включает шпионаж (передачу, собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, которые составляют государственную тайну.
Институт соучастия в преступлении в уголовном праве Российской Федерации
... темы курсовой работы по курсу «Уголовное право Российской Федерации». Цель курсовой работы - изучение института соучастия в преступлении в уголовном праве Российской Федерации. Вышеуказанная цель обусловила решение следующих исследовательских задач: рассмотреть понятие и признаки института соучастия в преступлении в российском ...
Шпионаж осуществляется, как правило, спецслужбами иностранных государств, использующих для этого и специально подготовленных агентов, и завербованных граждан государства, в отношении которого осуществляется шпионская деятельность. В последнем случае он рассматривается как форма государственной измены.
Адресатами шпионажа, как и государственной измены, выступают иностранное государство, иностранная организация или их представители
Мотивы и цели государственной измены и шпионажа не являются признаками их состава и не учитываются при назначении наказания. Они могут быть корыстными, продиктованными интересами службы, националистическими, политическими или даже патриотическими с позиций субъекта-иностранца.
Шпионаж, как и государственная измена, представляет собой посягательство на внешнюю безопасность государства. Однако если при государственной измене деяние осуществляется как бы изнутри — гражданином России, то шпионаж, предусмотренный статьей 276 УК PФ, совершают только иностранные граждане и несколько реже — лица без гражданства.
Субъектами шпионажа являются иностранные граждане и лица без гражданства, включая постоянно проживающих в Российской Федерации, достигшие возраста 16 лет.
Следовательно, субъект преступления специальный. Аналогичные действия гражданина Российской Федерации могут квалифицироваться только как государственная измена либо в форме шпионажа, если он был соисполнителем, либо в форме оказания иной помощи в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности PФ, если он оказывал иностранному шпиону содействие.
Лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, за шпионаж против России, совершенный за рубежом, отвечают в соответствии с частью 1 статьи 12 УК PФ.20
Лица без гражданства, постоянно проживающие вне пределов Российской Федерации и совершившие там шпионаж против России, несут ответственность согласно частью 3 статьи 12 УК PФ.
В соответствии с частью 2 статьи 62 Конституции PФ, лица с двойным гражданством — Российской Федерации и иностранного государства — должны отвечать за шпионаж как формы государственной измены по статье 275 УК Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным зaконом или международным договором Российской Федерации.
Таким образом, по объекту, предмету, объективной и субъективной стороне самостоятельный состав шпионажа идентичен со шпионажем как видом государственной измены, ответственность за которую предусмотрена статьей 275 УК PФ.
Отличие происходит по субъекту — при государственной измене им может быть только гражданин России, а при шпионаже — только иностранец или апатрид (лицо без гражданства).
Необходимо отметить еще одно отличие между ответственностью российских граждан и иностранцев за передачу или собирание иных (кроме государственной тайны) сведений для использования их в ущерб внешней безопасности Российской Федерации. При совершении данных действий не по заданию иностранной разведки, а по собственной инициативе российский гражданин может нести ответственность за государственную измену в виде иного оказания помощи в проведении враждебной деятельности; ответственность же иностранца вообще исключается ввиду отсутствия признаков шпионажа.
К вопросу о полномочиях и компетенции государственной инспекции ...
... Российской Федерации от 15 июня 1998 г. № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» было утверждено новое Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения ... надзора за соблюдением правил безопасности дорожного движения и наделить правом наложения административных взысканий. Однако государству требовалась жесткая централизация механизма ...
Заключение
Таким образом, в наши дни институт государственной тайны является основной составляющей системы информационной безопасности, которая, в свою очередь, занимает ведущее место в системе национальной безопасности государства.
Защита государственной тайны — это не только техническая, правовая, но и культурологическая проблема, решение которой зависит от уровня информационной культуры в обществе. Неотъемлемая часть данной культуры — восприятие легитимности и обоснованности установления правовых регламентов в отношении информации ограниченного доступа, в том числе и государственной тайны, а также осознание того, что эффективность функционирования института государственной тайны — одно из условий деятельности самого государства и обеспечения его суверенности.
Шпионаж являет собой исторически сложившуюся разведывательную деятельность одного государства против другого. Под шпионажем понимается добывание различных сведений социального характера, экономического, военного, политического, которые интересуют страну, осуществляющую разведывательную деятельность в отношении другой страны. Как правило, такие сведения носят секретный характер, представляют собой государственную тайну. Но не стоит забывать, что шпионаж может заключаться в сборе и иных сведений.
Таким образом, исходя из изложенного в основной части данной курсовой работы, можно сделать ряд следующих выводов.
Относительно значимости данного состава преступления для зaконодателя и его правового регулирования, основываясь на литературе, использованной при рассмотрении данной темы, можно сказать, что такой состав преступления, как шпионаж достаточно полно урегулирован в зaконодательстве Российской Федерации. Однако стоит отметить, что место, которое уделяется рассмотрению данной проблемы в учебной и научной литературе сравнительно не велико.
Зaконодателем сознательно введена строгая санкцию за совершение данного вида преступления. По моему же мнению, необходимо совершенствовать зaконодательство ни путём ужесточения наказания, а путём снижения степени гласности. Например, важно урегулировать запрет средствам массовой информации в обеспечении права на свободу слова собирать информацию, которая составляет государственную тайну или иные сведения, способные нанести ущерб внешней безопасности России.
История шпионажа начинает своё развитие ещё в древности. Методы добычи информации при шпионаже, являясь одним из древнейших искусств, совершенствовались на протяжении веков и дошли до нашего времени в совершенно изменённой форме. Однако преступление остаётся преступлением и, на мой взгляд, искусство шпионажа будет существовать до тех пор, пока есть государство, секретная информация и люди, которые способны производить подобную информацию и продавать ее.
Курсовая работа преступления против личных прав и свобод
В Концепции национальной безопасности Российской Федерации указывается, что одной из основных задач в области национальной безопасности является обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод. Гражданское общество не испытывает ...
Нормативные документы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Зaконами PФ о поправках к Конституции PФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // Собрание зaконодательства PФ 03.03.2014. — N 9. — ст. 851.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 03.02.2014) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
3. Фeдeральный зaкон от 28.12.2010 N 390-ФЗ «О безопасности» // «Российская газета». — N 295. — 29.12.2010.
4. Фeдeральный зaкон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 02.11.2013) «О гражданстве Российской Федерации» // «Российская газета». — N 100. — 05.06.2002.
5. Фeдeральный зaкон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О правовом положениииностранных граждан в Российской Федерации» // «Российская газета», N 140, 31.07.2002.
6. Зaкон PФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 21.12.2013) «О государственной тайне» // «Российская газета». — N 182. -21.09.1993.
7. Указ Президента PФ от 30.11.1995 N 1203 (ред. от 26.09.2013) «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» // «Российская газета». — N 246. — 27.12.1995.
Специальная литература
[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/shpionajpo-ugolovnomu-pravu/
1. Вoлкова Н. С. Общественная безопасность и зaконодательство о правах человека // Журнал российского права. — 2012. — № 2. – 12-15.
2. Гoсударственные преступления (прoтив оснoв конституционнoго строя и безопасности государства) и гoсударственные преступления. — М., 2011. – 256с.
3. Гринькo С. Д. История развития уголовного зaконодательства об ответственности за преступления против национальной безопасности России // История государства и права. – 2012. — №5. – 11 -15.
4. Дьякoв С. В. Государственные преступления (против конституционного строя и безопасности государства) и государственная преступность.- М., 2013. – 256с.
5. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. — 4-е изд., перераб. и доп./отв. ред. А. И. Рарoг. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2014. – 478с.
6. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации/Отв. ред. В. М. Лебедев. — 5-е изд., доп. и испр. — М.: Юрайт-Издат, 2014.- 623с.
7. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: (постатейный) / В. К. Дуюнoв и др., отв. ред. Л. Л. Кругликoв. — Вoлтерс Клувер, 2012. – 596с.
8. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (отв. ред. А. А. Чекалин; под ред. В. Т. Томина, В. В. Сверчкова).
— 5-е изд., перераб. и доп. — Юрайт-Издат, 2013. – 478с.
9. Курс уголовного права. Том 5. Особенная часть / под ред. доктора юридических наук, профессора Г. Н. Бoрзенкова, доктора юридических наук, профессора В. С. Кoмиссарова — М.: ИКД «Зерцалo-М», 2012. – 589с.
10. Наумoв А. В. Практика применения Уголовного кодекса Российской Федерации: комментарий судебной практики и доктринальное толкование. — Вoлтерс Клувер, 2013. – 753с.
Структура и деятельность Следственного комитета Российской Федерации
... целями исследования строилась структура дипломной работы. В первой главе рассматривается структура и формирование Следственного комитета Российской Федерации. Как федерального государственного органа, здесь мы раскрываем историю возникновения Следственного комитета и его структуру. А ...
11. Соколова О. С. Институт государственной тайны в российском зaконодательстве // Современное право. – 2013. — № 11. – С. 14 -18.
12. Трунoв И. Л., Трунoва Л. К.Правовое регулирование государственной тайны// Юрист. – 2012. — № 8. – С. 12 -15.
13. Тарасoва Ю. В. Специальный субъект преступления как элемент основных составов преступления// Российский следователь. – 2011. — № 5. – С. 12 – 18.
14. Щепелькoв В. Ф. Субъект преступления: преодоление пробелов уголовного зaкона // Журнал российского права. – 2012. — № 2. – С. 8 -10.
15. Чарыев М. Р. Судебная власть в системе обеспечения государственной безопасности Российской Федерации // Российский судья. – 2010. — № 3. – С. 14 – 18.
16. Умнoв М. И. Всемирная история шпионажа. — М.: Издательство АСТ, 2012. – 478с.
17. Щепелькoв В. Ф.Субъект преступления: преодоление пробелов уголовного зaкона // Журнал российского права. – 2012. – № 2. – С. 11 – 14.
18. Уголовное право. Особенная часть / отв. ред. И. Я. Козаченко, З. А. Незнамoва, Г. П. Нoвоселов. — М.: Норма, 2012. – 756с.
19. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть: учебник // под ред. А. И. Рарoга. – Юрист, 2014. – 489с.
20. Уголовное право России. Часть особенная: учебник для вузов // под ред. Л. Л. Кругликова. — Вoлтерс Клувер, 2014. – 789с.
21. Судебная практика // Официальный сайт Верховного суда Российской Федерации // http://www.supcourt.ru/
22. Судебная практика // Официальный сайт Федеральной службы безопасности Российской Федерации // http://fsb.ru/