12 декабря 1993 г. на всенародном референдуме была принята Конституция Российской Федерации, которая провозгласила человека, его права и свободы высшей ценностью.
Статья 7 Конституции РФ определяет Российскую Федерацию как социальное государство. В современном понятии строй правового государства является строем социального правового государства.
В каждом обществе имеются категории граждан, которые нуждаются в социальной защите. Одной из наиболее нуждающихся в социальной защите категорий являются инвалиды.
Современное демократическое государство должно иметь развитую систему социальной защиты нуждающихся в этом граждан. Данная система функционирует на основании системы нормативных актов, относящихся к отрасли права социального обеспечения.
Российская Федерация является государством, в котором социальная политика занимает не последнее место. Выделение причин социального неравенства и способов его преодоления — важное условие социальной политики, превратившееся на современном этапе в насущный вопрос, который связан с перспективами развития всего российского общества. Такие проблемы, как бедность, инвалидность, сиротство, становятся объектом исследований и практики социальной работы. Организация современного общества во многом противоречит интересам женщин и мужчин, взрослых и детей, имеющих инвалидность. Символические барьеры, выстраиваемые обществом, сломать порой гораздо сложнее, чем физические препятствия; здесь требуется развитие таких культурных ценностей гражданского общества, как толерантность, уважение человеческого достоинства, гуманизм, равенство прав.
В целом ряде зарубежных стран и в России дети и взрослые, имеющие инвалидность, изображаются объектами заботы — как своеобразное бремя, которое вынуждены нести заботящиеся о них близкие, общество и государство. Но это неправильный подход. Нужно формировать новую концепцию независимой жизни при акценте на взаимную помощь и поддержку в совместном совладании с испытаниями, вызванными инвалидностью.
Актуальность темы вызвана тем, что сегодня в Российской Федерации как минимум свыше 8 млн. человек официально признаны инвалидами. В перспективе ожидается дальнейший рост числа этой категории населения. Несмотря на рост числа инвалидов в России еще ничтожно мало учреждений, которые ведут работу по оказанию им социальной, социально-медицинской, материальной и другой помощи. Одной из важнейших проблем инвалидов является их не включенность в общественное производство, так как только часть регионов активно занимается открытием рабочих мест, что негативно сказывается на их материальном положении и психологическом состоянии. В их число входят такие большие мегаполисы как Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород и ряд других.
Социальная адаптация лиц, освободившихся из мест лишения свободы
... человечности государства, общества, народа. Объектом данной курсовой работы является социальная адаптация лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Целью данной курсовой работы является изучение условий социальной адаптации лиц, ... болезнь или инвалидность; ж) иные основания, предусмотренные законом[2]. - Таким образом, можно сделать вывод, что социальная адаптация лиц бывших заключенных ...
Инвалидность является не только одним из основных показателей здоровья нации, но и одной из важнейших психологических проблем.
Целью написания данной работы является исследование понятия инвалидности, порядка ее установления, групп, степеней и причин инвалидности, их юридического значения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Рассмотреть ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»;
- Изучить понятие инвалидности;
- Ознакомиться с группами, степенями инвалидности;
- Изучить порядок установления инвалидности;
- Рассмотреть юридическое значение инвалидности.
1 Федеральный закон от 24.11.1995 № 181- ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»
Настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, и международными договорами Российской Федерации.
Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2 Инвалидность
Инвалидность как юридическая категория вытекает из дефиниций ст 1 ФЗ от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», дающей определения понятия «инвалид» и основания определения группы инвалидности.
Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности — полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».(Приложение А)
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, инвалидность – это состояние лица, при котором оно имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Правовое регулирование социальной защиты инвалидов в Российской Федерации
... регулирования социальной защиты инвалидов в Российской Федерации. Объект исследования: социальная защита инвалидов в Российской Федерации в гражданском праве. Предмет исследования: проблемы правового регулирования социальной защиты инвалидов в Российской Федерации. Задачи исследования: 1. Рассмотреть понятие, сущность и виды инвалидности. 2. Выделить основные аспекты социальной защиты инвалидов. ...
Следовательно, инвалидность является основанием для возникновения правоотношений по социальной защите лица, являющегося инвалидом.
2.1 Причины инвалидности
1)Общее заболевание:
- Применяется в тех случаях, когда инвалидность явилась следствием различных заболеваний или увечий, но не стоит в прямой зависимости от профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или заболевания, полученного в период военной службы, и не связана с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска и иными особыми обстоятельствами;
2) Инвалид с детства:
- Определяется гражданам старше 18 лет, когда инвалидность вследствие заболевания, травмы или дефекта, возникшего в детстве, наступила до достижения 18 лет. Также может быть определена в том случае, если по клиническим данным, этиопатогенезу заболеваний или по последствиям травм и врожденным дефектам, подтвержденным данными лечебных учреждений, у инвалида в возрасте до 18 лет имелись признаки стойких ограничений жизнедеятельности;
3) Профессиональное заболевание:
- Определяется гражданам, инвалидность которых наступила вследствие острых и хронических профессиональных заболеваний (отравлений) как по прямым последствиям профессионального заболевания, так и по его осложнениям, обусловившим наступление инвалидности. Основанием, как правило, является акт о случае профессионального заболевания;
4)Трудовое увечье:
- Определяется гражданам, инвалидность которых наступила вследствие повреждения здоровья, связанного с несчастным случаем на производстве, и устанавливается как по прямым последствиям несчастного случая на производстве, так и по различным его осложнениям и последствиям, отдаленным по времени от несчастного случая, независимо от срока обращения гражданина в федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы;
5)Военная травма:
- Определяется гражданам, уволенным с военной службы (бывшим военнослужащим) в случаях, если их инвалидность наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы. Причина инвалидности с такой формулировкой определяется как по прямым последствиям вышеуказанных увечий (ранений, травм, контузий) или заболеваний, так и по различным их осложнениям и последствиям, отдаленным по времени от увечий(ранений, травм, контузий), заболеваний, независимо от срока обращения гражданина в федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы;
6)Заболевание получено в период военной службы:
Общая характеристика преступлений против военной службы
... порядка прохождения военной службы порядок хранения военной тайны, а также порядок исполнения должностных обязанностей. Уголовная ответственность за совершение таких посягательств наступает по общим нормам, установленным статьями о преступлениях против государственной ...
- Определяется в случаях, если инвалидность бывшего военнослужащего наступила вследствие заболевания, полученного в период военной службы, вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы. Инвалидность, наступившая у бывшего военнослужащего, проходившего военную службу по призыву в качестве солдата, матроса, сержанта, старшины, в течение трех месяцев со дня увольнения из армии, рассматривается как наступившая в период военной службы, кроме случаев наступления инвалидности вследствие совершения противоправных деяний или умышленного нанесения ущерба своему здоровью;
7) Заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС:
- Устанавливается бывшим военнослужащим на основании соответствующего заключения военного комиссариата, если заболевание, поставленное комиссариатом в связь с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, дает основания для установления инвалидности;
8) Заболевание радиационно обусловленное, получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС:
- Определяется бывшим военнослужащим на основании соответствующего заключения военного комиссариата, если заболевание, поставленное комиссариатом в связь с радиационным воздействием при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, дает основания для установления инвалидности. Установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и военного комиссариата;
9) Заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС:
- Определяется гражданам, указанным в п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», если их инвалидность наступила вследствие нарушений здоровья, связанных с последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС;
10) Заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС:
- Устанавливается участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также гражданам, эвакуированным из зоны отчуждения и переселенным из зоны отселения либо выехавшим в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации;