Эта точка зрения имеет право на существование хотя бы потому, что в прошлом “революционное правосознание” и “революционная целесообразность” вообще фактически вытеснили из правоприменения принцип законности[7] .
Из всего вышеизложенного следует, что законность означает осуществление всех властных действий в рамках закона и в режиме определенных правовых взаимоотношений личности и правоприменителя[8] . И именно в этом смысле законность является принципом правоприменительной деятельности милиции по охране общественного порядка.
Принцип законности является основой профессионального правосознания работников милиции. Об этом свидетельствуют результаты проведенного опроса более 500 работников милиции УВД Алма-Атинского, Актюбинского, Карагандинского, Советского РУВД г. Москвы, Мангыстауского, Павлодарского, Ростовского, Семипалатинского облисполкомов. Лишь 0,5% из них в различных ситуациях, когда, например, затрагивались личные интересы, интересы родственников, товарищей, не решались уверенно следовать требованиям принципа законности. В то же время результаты проведенных нами социологических исследований[9] показывают, что из всех нарушений законности в правоприменительной деятельности 75% допускаются из-за низкого уровня профессионального правосознания и правоприменительной культуры самих работников милиции и членов общественных организаций.
Законность немыслима без развития демократии, как и демократия — без законности. Они неразрывно связаны в своем действии. Поэтому вторым по значимости основополагающим принципом правоприменительной деятельности милиции является; принцип демократизма, который в условиях углубления демократических процессов и совершенствования государственных . институтов в Республике Казахстан и Российской Федерации все более набирает силу и разворачивает свое содержание.
Принципы законности и демократизма являются основополагающими в любой прогрессирующей политической системе. Однако в настоящее время они еще с трудом избавляются от прошлой их трактовки. Однако непонятна пауза в ожидании. Если недостаточно ясен экономический курс, то необходимость развития демократических процессов очевидна. Очевидно и то, что конструктивная оппозиция должна следовать принципу законности. Все объединения и организации, возникающие не в соответствии с установленным законом порядком, являются антиконституционными, незаконными.
Правовой статус и принципы деятельности профсоюзов на современном этапе
... правовое положение профсоюзов регулируется целым рядом нормативно - правовых актов: Конституцией РФ, Трудовым Кодексом РФ, Федеральным Законом «О профсоюзах, их правах и гарантиях их деятельности» ... (внутрипрофсоюзного) воздействия.Таким образом, можно говорить о том, что правовое регулирование деятельности профсоюзов в Российской Федерации осуществляется не только национальным законодательством, но ...
По мере развития общества и создания им правового государства принцип законности, полагаем мы, перерастет в условие функционирования как всех правоохранительных органов, так и органов государства. Было бы неверно думать, что принцип законности в правовом государстве сохранится в прежнем виде. Вполне логично предположить закономерное перерастание его в одно из условий функционирования правового государства.
Соотношение законности и целесообразности в
деятельности ОВД
Органы внутренних дел, выполняя возложенные на них функции, являются одним из основных звеньев в системе советской уголовной юстиции. Ими решаются вопросы, связанные с предупреждением, предотвращением и раскрытием преступных посягательств, производством дознания и предварительного следствия, исполнением наказания. Их неизменной задачей “остается использование всей силы советских законов в борьбе с преступностью и другими правонарушениями, чтобы люди в любом населенном пункте чувствовали заботу государства об их покое и неприкосновенности, были уверены, что ни один правонарушитель не уйдет от заслуженного наказания”.
Органы внутренних дел наделены государством широкими правомочиями, которые используются работниками этих органов для успешного выполнения ими правоохранительных функций. Вместе с тем, специфика функциональных обязанностей зачастую ставит работников органов внутренних дел в сложные ситуации, которые характеризуются возникновением условий, могущих способствовать нарушениям норм закона, ведомственных нормативных актов.
Анализ практики предупреждения и устранения этих нарушений в деятельности отдельных подразделений органов внутренних дел позволяет выделить четыре группы встречающихся должностных правонарушений. Это — превышение власти или служебных полномочий в процессе пресечения преступных посягательств, задержания лиц, совершивших преступления или другие правонарушения, при производстве дознания или предварительного следствия, и т.п.,
- злоупотребление властью или служебным положением при решении вопроса о регистрации преступлений, о возбуждении уголовного дела или о его отказе, о привлечении к уголовной ответственности, о статистической отчетности и др.;
- халатность при выполнении функциональных обязанностей;
- нарушение норм закона в процессе правовой оценки преступлений, их отграничении от проступков.
Указанные нарушения законности выступают как проявление и сочетание социально негативных явлений и процессов в формировании и жизнедеятельности их носителей, как результат влияния социально-психологических детерминантов, включающих элементы экономической, политической, бытовой психологии на разных уровнях общественного сознания[10] . Любое должностное нарушение со стороны работника правоохранительных органов — это прежде всего проявление ею искаженных потребностей и интересов, в т.ч. ложно понятых интересов службы. Условия же ситуации лишь способствуют нарушениям закона.
Для уяснения конкретных причин должностных правонарушений целесообразно классифицировать однотипные группы факторов, влияющих на состояние социалистической законности в деятельности органов внутренних дел.
Административно-правовой статус сотрудника органов внутренних дел
... только деятельности полиции, МВД России в целом, но и профессиональных качеств любого сотрудника правоохранительного органа. 3.2. Совершенствование системы гарантий и социальной защиты сотрудников органов внутренних ... регламентов; обеспечение соблюдения законности и уважения прав и свобод граждан в процессе осуществления государственных функций сотрудниками органов внутренних дел, в частности, ...
1. Известно, что внешняя среда функционирования оказывает существенное влияние не только на штатную расстановку подразделений органов внутренних дел и постановку задач перед сотрудниками, но и на условия выполнения функциональных обязанностей.
В отдельных регионах страны (например, в курортных городах в период массового отдыха трудящихся, в других городах со сложной оперативной обстановкой) нагрузка на орган внутренних дел многократно возрастает. Любое подразделение органа внутренних дел, являясь элементом системы правоохранительных органов обладает заранее определенной “пропускной” способностью, то есть может выполнить в полном объеме как качественно, так и количественно только те функции, ту группу задач, которые организационно — обеспечены соответствующей штатной расстановкой и наличием необходимых технических средств. Та информация, которая поступает “на входе” системы правоохранительных органов сверх установленных возможностей, перерабатывается этой системой некачественно, с нарушением законности. Эти нарушения заключаются в нереагировании на различные правонарушения в сфере быта, в необоснованном отказе в возбуждении уголовного дела, в нерегистрации преступлений, не имеющих перспективы раскрытия и т.п. Поэтому постановка задач сотрудникам, выходящих за рамки возможности их выполнения, приводит к искажению цифровых показателей, к сокрытию преступлений от. учета и регистрации, к другим нарушениям законности.
2. Надо учитывать то обстоятельство, что на состояние преступности оказывает влияние не только уровень работы органов внутренних дел, но и факторы экономического, демографического, идеологического, управленческого характера. Данное обстоятельство следует принимать во внимание при планировании борьбы с отдельными видами преступлений и оценки ее результатов. В результате несовершенства критериев оценки правоохранительной деятельности у работников, не отличающихся принципиальностью, нередко возникает стремление приукрасить статистическую отчетность о своей работе и деятельности правоохранительного органа в целом[11] . Этому в ряде случаев способствует неправильная позиция некоторых руководителей служб и подразделений.
В последнее время наблюдаются искажения в практике квалификации преступлений. Искажения эти бывают двоякого рода: “завышение” и “занижение” квалификации. При “завышении” отдельные следователи исходили из боязни получить дело на доследование, при “занижении” — преследовали цель искусственно уменьшить долю особо тяжких -преступлений. И тот и другой случай должны рассматриваться как нарушения требований законности и справедливости в уголовно-правовой борьбе с преступностью[12] . Результаты нашего исследования свидетельствуют о том, что каждое третье уголовное дело квалифицируется следователем с “запасом прочности”. Нарушаются требования закона об обязанности следователя учитывать доказательства как обвинительного, так и оправдательного свойства.
Для устранения причин и условий, способствующих нарушениям законности, необходимо перестроить интересы сотрудников органов внутренних дел, актуализировав их деятельность на качественные показатели.
3. Недостатки профессионализма и компетентности при выполнении функциональных обязанностей порождают такие негативные явления как: а) неприменение силы и оружия в случаях, когда по обстоятельствам дела их применение вменялось работнику органов внутренних дел в обязанность: б) неправомерное применение оружия при задержании правонарушителей, либо при отражении нападения; неправомерное применение силы в отношении задержанных; в) нарушения требований закона в ходе предварительного следствия и дознания; г) неумение предотвратить готовящееся и раскрыть совершенные преступления. Эти и другие нежелательные последствия недостаточной профессиональной подготовки отдельных сотрудников, их депрофессионализации, отсутствия достаточной правовой подготовки существенно снижает эффективность правоохранительной деятельности, реализации в ней принципа социалистической справедливости.
Административно-правовй статус органов внутренних дел РФ
... деятельности ОВД Под принципами деятельности органов внутренних дел понимаются идеи, основные положения, которыми они руководствуются в деятельности: общие (конституционные); специальные: а) организационные; б) тактические. Общие (конституционные) принципы: 1) законности; ... с.46]. 2. Деятельность ОВД является подзаконной. Она осуществляется на основе и во исполнение законов и других правовых актов и ...
Надо иметь в виду, что подавляющее большинство граждан из числа поступающих на работу в милицию и желающих профессионально бороться с преступностью, имеют искренние намерения добросовестно выполнять возложенные на них обязанности. Но в силу недостатков обучения или неправильно сложившейся практики деятельности некоторых подразделений органов внутренних дел, негативного примера некоторых сотрудников могут возникнуть деформации профессионального правосознания. При подготовке сотрудников к правоохранительной деятельности нужно учитывать то обстоятельство, что в настоящее время “будут повышаться требовании не только к квалификации, но и к таким качествам работников, как надежность, ответственность за порученное дело, способность к принятию самостоятельных решений, инициативность, порядочность, честность, единство с интересами коллектива, готовность к выполнению общественного долга”.
4. Отдельные работники органов внутренних дел, как показали исследования, нарушая нормы закона, уверены в том, что их действии необходимы, полезны и целесообразны для эффективной борьбы с преступностью. Эта уверенность зачастую возникает на основе неправильно сложившейся практики применения норм уголовного закона не только конкретными исполнителями, но и контролирующими органами, в том числе органами прокуратуры и суда. Поэтому в процессе воспитания личного состава один из наиболее важных аспектов, требующий обязательного уяснения сотрудниками органов внутренних дел, является “вопрос о соотношении законность — целесообразность. Подлинная целесообразность всегда законна. Законность не “преграда”, “запрет”, как часто считают, а прежде всего компас, обязательный указатель целесообразного решения в конкретном случае”[13]
Нарушение законности всегда влечет определенный вред государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и интересам граждан. В случае, если вред становится существенным вследствие нарушения норм закона, то здесь может идти речь о должностном преступлении при наличии и других его признаков. В ряде случаев действиями работников милиции нормы закона не нарушаются, но их внешний характер, пренебрежение правилами этикета нередко наносит значительный моральный вред, дискредитирует правоохранительные органы перед населением.
Для поиска оптимальных путей укрепления законности в деятельности органов внутренних дел требуется детальное изучение причин и условий, способствующих (не препятствующих) совершению должностных правонарушений.
Тенденции развития безопасности и личной безопасности в правоохранительных ...
... и государства в целом. Согласно Закону Украины «О государственной защите работников суда i правоохранительных органов» от 11.12.1998 года в правоохранительные органы относятся: органы прокуратуры, внутренних дел, службы безопасности, таможенные органы, органы охраны государственной границы, органы государственной налоговой ...
Предварительное рассмотрение этой проблемы позволяет сделать вывод о влиянии по крайней мере двух основных первопричин на совершение должностных правонарушений в сфере охраны общественного порядка. Ими являются ложно понятые интересы службы и личные интересы и потребности, вошедшие в противоречие с правомерными возможностями их удовлетворения.
Современный уровень развития социалистического общества предъявляет к деятельности правоохранительных органов повышенные требования. Перестройка, происходящая в нашей стране, затронула все сферы общественной жизни, поставив во главу угла проблему качества любой общественно полезной деятельности. Проблема качества в полной мере распространяется и на деятельность правоохранительных органов и органов внутренних дел в частности.
Представляется: что одним из таких критериев оценки работы органов внутренних дел как и других правоохранительных органов можно было бы считать состояние законности в их деятельности, оставив показатели раскрываемости преступлений, их роста или снижения и т.п. количественные характеристики для учета состояние преступности, разработки и проведения профилактических мероприятий, определения эффективности применяемых норм и методов борьбы с преступностью. Состояние законности в деятельности органов внутренних дел может определяться количеством ранжированных нарушений законности в зависимости от их серьезности, вредности, общественной опасности).
Социальная значимость предлагаемого критерия заключается в том, что вся правоохранительная деятельность будет соотноситься не с интересами лица и органа (в т.ч. и ложно понятыми), а с интересами, непосредственно выраженными законом (ведомственными нормативными актами, не противоречащими закону).
Это позволит свести до минимума (на уровне ошибки) все нарушения законности, совершаемые из ложно понятых интересов службы.
При использовании предлагаемого критерия оценки деятельности органов внутренних дел нужно подчеркнуть, что нарушением законности является и бездействие, не использование законных средств и методов деятельности. Поэтому в целях предупреждения должностной халатности следует установить перечень первоочередных служебных обязанностей и периодически контролировать их исполнение с учетом выполняемого объема работы и ее характера.