Орган дознания в российском уголовном процессе

Одним из элементов правовой реформы, осуществленной в России, стало принятие и введение в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. В дополнение к позитивному (изменение целей уголовного преследования: Приоритет отдается защите прав и законных интересов лиц и организаций, участвующих в уголовном судопроизводстве, а не выявлению преступников; повышению состязательности уголовного судопроизводства, законности уголовного преследования и т.д.), УПК РФ ввел в уголовное судопроизводство в целом и уголовное судопроизводство в частности ряд положений, требующих серьезного рассмотрения и научного комментария.

Как правило, судебное разбирательство по уголовному делу требует большой подготовительной работы по сбору и оценке всех доказательств, которые могут неопровержимо доказать факт преступления и его совершения определенным лицом (лицами).

Осуществление этой комплексной и ответственной работы по раскрытию преступлений и выявлению виновных возложено законом на специальные государственные органы — органы предварительного следствия.

Предварительное расследование, в свою очередь, делится на два типа: Расследование и предварительное следствие.

Термин «расследование» впервые был использован в судебном уставе 1864 года. Расследование инцидента определяется как «первоначальное расследование, проведенное полицией с целью установления истины или ложности слухов и полученной информации о преступлении или таких инцидентах, когда без расследования невозможно установить, было ли совершено преступление или нет».

Как показал анализ норм нового Уголовно-процессуального кодекса, в настоящее время основной задачей следователя является проведение следственных действий по уголовным делам, по которым предварительное следствие не требуется. Эта форма предварительного следствия используется в уголовных делах о преступлениях небольшой и средней тяжести.

Цель курсовой работы — подробное изучение функций и обязанностей следственных органов.

Следственные органы: Функции и задачи

Органы предварительного следствия

Как правило, судебное разбирательство по уголовному делу требует большой подготовительной работы по сбору и оценке всех доказательств, которые могут неопровержимо доказать факт преступления и его совершения определенным лицом (лицами).

10 стр., 4864 слов

Органы дознания и предварительного следствия

... дознание и предварительное следствие. Дознание является наиболее простой разновидно­стью (формой) расследования преступлений. Под дознани­ем понимается совокупность оперативно-розыскных и процессуальных (следственных) действий, осуществляе­мых специально управомоченными на то административ­ными органами и ...

Проведение этой комплексной и ответственной работы по раскрытию преступлений и выявлению виновных возложено законом на специальные государственные органы — органы предварительного следствия.

Предварительное следствие

В задачи органов предварительного следствия входит своевременное и полное раскрытие преступлений, выявление виновных и их привлечение к ответственности, а также предупреждение и пресечение преступлений.

К органам предварительного следствия обращен призыв обеспечить эффективность принципа неотвратимости наказания за совершенное преступление. Трудной и ответственной задачей в борьбе с преступностью является также тот факт, что ни один случай преступления не остался незамеченным.

В задачи органов предварительного следствия входит не только раскрытие преступления, выявление и привлечение к ответственности виновных или реабилитация невиновных, но и расследование причин и условий, способствующих совершению преступления, и принятие мер по их устранению. С этой целью соответствующими органами проводится широкомасштабная профилактическая работа, направленная на предупреждение и пресечение преступных деяний.

Успешное выполнение задач, возложенных на органы предварительного следствия, возможно только при условии строгого соблюдения ими законности, тесного контакта с общественностью, использования научно-технических средств и научной организации труда. От сотрудников предварительного следствия требуются глубокие и разнообразные юридические знания, максимальная инициативность, активность, настойчивость в выявлении преступников и охране правопорядка, постоянное совершенствование их работы.

С этой целью была организована и действует система повышения квалификации следователей и агентов в органах прокуратуры, внутренних дел и службы безопасности. Активно используется система внеуниверситетского и вечернего юридического образования.

Большое внимание уделяется научно-техническому оснащению следственного аппарата, внедрению научно-технических средств и научных методов раскрытия преступлений, оказанию практической помощи должностным лицам в раскрытии и профилактике преступлений.

Существует два вида предварительных расследований:

  • Первоначальные и предварительные расследования.
  • Предварительное следствие является отдельной стадией уголовного процесса, которая следует за возбуждением уголовного дела.

Следствие

Она отличается от предварительного расследования, проводимого органами, которые его проводят, а также масштабами и сроками процессуальных действий, выполняемых этими органами.

Характер органов расследования

Учитывая характер совершенных преступлений, место и время их совершения, а также субъектов преступной деятельности, расследования по уголовным делам распределяются между различными органами государственного управления.

4 стр., 1811 слов

Органы предварительного следствия рб

... вторых, при выполнении своей обязанности по расследованию преступлений следователи органов предварительного следствия используют только следственные и иные процессуальные действия. Органы дознания и дознаватели в своей ... один месяц (ч. 3 ст. 188 УПК РБ). Для производства предварительного следствия установлен двухмесячный срок расследования со дня возбуждения уголовного дела. Продлить этот ...

Согласно действующему законодательству, к следственным органам относятся:

  • Полиция;
  • Командиры воинских частей, соединений и руководители военных учреждений;
  • Органы ФСБ;
  • Руководителей исправительных учреждений и следственных изоляторов;
  • Органы государственного пожарного надзора;
  • Пограничники Российской Федерации;
  • Капитаны судов в дальних плаваниях и начальники зимовочных судов в период, когда отсутствует транспортное сообщение с зимовочными судами;
  • Федеральная налоговая полиция;
  • Таможенные органы.

Данный перечень органов расследования в совокупности с делами, относящимися к их компетенции, приведен в статье 117 Уголовно-процессуального кодекса. Она не подлежит произвольному толкованию и может быть изменена только в соответствии с законом.

Процессуальная деятельность органа следствия регулируется Уголовно-процессуальным кодексом и вытекает из основной функции этого органа. Однако для некоторых учреждений расследования являются прямым следствием их основных функций и представляют собой их постоянную ответственность, в то время как для других учреждений они носят эпизодический характер. Например, полиция может возбудить уголовное дело по любому уголовному преступлению.

В то время как деятельность других следственных органов ограничена законом по различным причинам:

  • По составу уголовных преступлений (например, государственные органы пожарного надзора имеют право проводить расследования только в случаях пожаров и нарушений пожарной безопасности);
  • Территориальные и погодные условия (например, поисковые работы могут проводиться капитанами судов дальнего плавания или капитанами районов зимовки, когда отсутствует транспортное сообщение с районом зимовки; иногда они проводят поисковые работы в зависимости от возникающих потребностей);
  • Субъекты преступлений (например, командиры воинских частей, формирований, военных учреждений проводят расследования любых преступлений, совершенных подчиненными солдатами и т.д.);
  • При определении задач органа расследования законодатель имел в виду, прежде всего, полицию как постоянный следственный орган.

Полиция проводит оперативно-розыскные мероприятия и осуществляет процессуальное расследование в форме досудебного следствия по большинству уголовных дел.

Основной задачей полиции в ходе расследования является проведение срочных следственных действий с целью создания необходимых условий для проведения предварительного расследования в случаях, когда предварительное следствие является обязательным (статья 119 Уголовно-процессуального кодекса), а также полное расследование в форме расследования в случаях, когда предварительное следствие не является обязательным (статья 120 Уголовно-процессуального кодекса).

В соответствии с Законом Российской Федерации «О милиции» от 18 апреля 1991 года уголовная милиция несет ответственность за предупреждение, пресечение и выявление преступлений в случаях, когда предварительное следствие является обязательным (статья 8 УПК РФ).

Предупреждение, пресечение и раскрытие уголовных преступлений в случаях, когда предварительное расследование не является обязательным, является обязанностью полиции общественной безопасности, т.е. местной полиции (статья 9 УПК).

2 стр., 909 слов

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации

... 1. История принятия Действующий Гражданский процессуальный кодекс — третий для России. Первый Гражданский процессуальный кодекс РСФСР действовал с 1923 по 1964 годы, второй Гражданский процессуальный кодекс РСФСР действовал с 1964 ... На это прямо указывает ст. 1 ГПК РФ и разъяснения, которые даются ... исполнительного производства, требующим принятия решения суда. Данный реферат составлен на основе .

Милиция осуществляет досудебную подготовку материалов в протоколе по делам, не требующим предварительного расследования (статьи 119 и 127 Уголовно-процессуального кодекса).

В законе проводится различие между концепцией и компетенцией органа расследования и лица, проводящего расследование.

Орган, осуществляющий дознание, представлен его руководителем, который имеет право проводить дознание по любому делу, входящему в компетенцию дознавателя, и совершать отдельные следственные действия и принимать по ним решения в порядке, установленном законом. В этих случаях он руководствуется процессуальными нормами, направленными как на орган расследования, так и на лицо, проводящее расследование.

В то же время орган следствия в лице его руководителя вправе доверить ведение следствия по уголовному делу уполномоченному должностному лицу — лицу, ведущему следствие. Следует отметить, что с этого момента данное лицо приобретает процессуальные права и обязанности, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством.

Как независимый субъект процесса, он тщательно изучает все обстоятельства дела и, как и суд, прокурор, следователь, на основе части. 71 (1) Уголовно-процессуального кодекса, оценивает доказательства по внутреннему убеждению на основе всестороннего, полного и объективного изучения всех обстоятельств дела во всей их полноте, руководствуясь законом и правосознанием. Лицо, проводящее расследование, несет ответственность за законность и обоснованность своих действий.

Однако его процессуальная независимость более ограничена, чем независимость следователя. Это находит свое отражение в отношениях с главой следственного органа и прокурором. В то время как следователь принимает все решения самостоятельно, за исключением случаев, требующих согласия прокурора или решения суда, лицо, проводящее расследование, принимает многие решения с согласия начальника органа дознания, который, поручая расследование преступления должностному лицу, сохраняет за собой право контролировать его процессуальную деятельность и, как и должностное лицо, несет полную ответственность за решение процессуальных задач, связанных с раскрытием преступления, установлением личности виновного и обеспечением безопасности следователя. Он также несет ответственность за качество и своевременность расследования или от его имени.

Следует отметить, что в соответствии с нормами КЗК РСФСР наиболее важные решения по делу принимаются именно следственным органом. Только орган дознания имеет право возбудить уголовное дело или отказать в его возбуждении (статьи 112-114 УПК), задержать лицо, подозреваемое в совершении преступления (статья 122 УПК), приостановить или прекратить производство по делу (статья 124 УПК).

В их обязанности входит выявление причин и условий совершения уголовных преступлений и принятие необходимых мер по их устранению (статьи 21 и часть 1 статьи 21 Уголовно-процессуального кодекса).

В практическом плане это означает, что эти решения принимаются от имени руководителя следственного органа или утверждаются им.

В отличие от следователя, на орган дознания и лицо, проводящее расследование, не распространяются правила части 2 статьи 127 УПК. Все указания прокурора обязательны для исполнения. В случае несогласия с ними орган следствия имеет право возразить против данных указаний, не приостанавливая их исполнения.

4 стр., 1505 слов

Профессиональная этика сотрудников органов предварительного следствия

... за выполнение задач предварительного следствия, своего профессионального долга. Он ... этике следственных действий. Следственные действия, в процессе которых следователь получает и проверяет доказательства, регулируются законом на различном уровне детализации. Сам уголовно-процессуальный ... следующие особенности деятельности работников правоохранительных органов: Традиционно к числу наиболее важных ...

Функции и обязанности органов расследования

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 118, пунктом 4 статьи 127 и пунктом 3 статьи 132 на органы расследования возлагаются следующие функции:

Осуществлять действия и следственные действия, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Республики Узбекистан, в целях выявления уголовных преступлений и лиц, их совершивших.

Принимать все необходимые меры для предупреждения и пресечения преступлений.

Выполнять указания и инструкции следователей при проведении следственных и розыскных мероприятий, оказывать содействие в проведении следственных действий.

С точки зрения уголовно-процессуального законодательства, регулирующего обязанности интересующих нас органов, органами следствия являются органы предварительного следствия, которые, как и следователь, уполномочены осуществлять процессуальные действия, связанные с полученными ими сведениями о совершении преступления.

В целом деятельность следственных органов состоит из двух основных функций: уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной, которые совмещают в себе как второстепенные, так и специфические функции рассматриваемых нами правоохранительных органов.

Таким образом, в уголовно-процессуальной деятельности следственные органы выполняют следующие функции:

  • Изучение и разрешение фактов.
  • Согласно части 1 статьи 109 Уголовно-процессуального кодекса, органы следствия обязаны получать заявления и сообщения о совершенных или готовящихся уголовных преступлениях и принимать по ним решения в срок, не превышающий трех суток со дня получения заявления или сообщения, в исключительных случаях — в срок, не превышающий десяти суток.
  • Заявления могут быть сделаны в устной или письменной форме (обязательно для компаний, учреждений, организаций и должностных лиц).

    Устные заявления фиксируются в протоколе, который подписывается заявителем и следователем, если он принял заявление (статья 110 Уголовно-процессуального кодекса).

    Запись производится также в случае признания (статья 11 УПК РСФСР).

После ознакомления с полученным заявлением принимается одно из следующих решений:

  • Возбудить уголовное дело в порядке, предусмотренном статьей 112 Уголовно-процессуального кодекса.
  • Отказать в возбуждении уголовного дела. Обоснованное решение принимается в соответствии со статьей 112 Уголовно-процессуального кодекса.
  • обращение или сообщение в следственный или судебный орган (статья 114 Уголовно-процессуального кодекса).

  • Проведение проверочной деятельности на иных основаниях для возбуждения уголовного дела.
  • Справки.

Эта функция закреплена в статье 115 Уголовно-процессуального кодекса, в которой четко указано, что после принятия решения о возбуждении уголовного дела орган, ведущий расследование, продолжает расследование в соответствии с нормами уголовно-процессуального законодательства с согласия прокурора.

10 стр., 4992 слов

Прекращение уголовного дела

... определить основания прекращения уголовного дела и уголовного преследования; изучить процессуальный порядок прекращения уголовного дела на стадии предварительного следствия; обобщить теоретические исследования по данному вопросу. Понятие и значение прекращения уголовного дела Прекращение уголовного дела представляет собой завершающий этап стадии предварительного расследования, ...

Предварительная подготовка материалов в протокольной форме.

В случаях уголовных преступлений, указанных в статье. Органы расследования не позднее чем в течение десяти дней устанавливают обстоятельства совершенного уголовного преступления и личность виновного, получают показания виновного, свидетелей и других лиц, справку о наличии или отсутствии судимости виновного, справку о трудоустройстве или учебе и другие материалы, имеющие отношение к оценке дела в суде. (часть 1 статьи 415).

Эта функция закреплена в пункте 4 статьи 127 Уголовно-процессуального кодекса, который гласит, что следователь имеет право запрашивать помощь органов следствия при проведении отдельных следственных действий по расследуемым им делам. Запрос должен быть представлен в письменном виде и иметь обязательную силу для следственных органов.

Указанные функции выполняются следственными органами при производстве по уголовному делу. Что касается оперативно-розыскной деятельности органов, то мне кажется, что сначала надо перечислить те государственные органы, к полномочиям которых относится оперативно-розыскная деятельность.

Таким образом, в соответствии со статьей 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности на территории Российской .

Федерации» право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям:

  • Органы внутренних дел Российской Федерации.
  • Органы федеральной службы безопасности.
  • Федеральные органы налоговой полиции.
  • Органы государственной безопасности.
  • Органы пограничной службы Российской Федерации.
  • Таможенные агентства Российской Федерации.
  • Разведывательная служба Российской Федерации.
  • Министерство юстиции Российской Федерации.

Как видно из этого списка, не все следственные органы осуществляют оперативно-розыскную деятельность. Руководители отдельных учреждений (командиры воинских частей, формирований, начальники военных учреждений, морские капитаны, начальники зимних корпусов), а также органы государственного пожарного надзора этой деятельностью не занимаются.

На основании ст. 2 того же закона на органы, на которые возложена оперативно-розыскная деятельность, возложены следующие задачи:

  • Выявление, предупреждение, пресечение и разоблачение уголовных преступлений, а также выявление и установление личности лиц, которые их готовят, совершают или совершают
  • Розыск лиц, скрывающихся от следственных органов или уклоняющихся от уголовного преследования, а также розыск пропавших без вести лиц
  • Для получения информации о событиях или действиях, угрожающих государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

В то же время вышеупомянутые органы должны осуществлять целый ряд оперативно-розыскных мероприятий для выполнения возложенных на них задач:

14 стр., 6665 слов

Формы предварительного расследования

... уголовно-процессуальные правоотношения, возникающие в связи с реализацией отдельных форм предварительного расследования. Предметом исследования являются нормы отечественного уголовно-процессуального права, ведомственных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность органов предварительного расследования. Цель работы - изучение форм предварительного расследования. ...

  • Опрос граждан.
  • Наведение справок.
  • Сбор образцов для сравнительного исследования.
  • Проверочная закупка.
  • Исследование предметов и документов.
  • Наблюдение.
  • Отождествление личности.
  • Обследование помещений, зданий, сооружений, площадок и транспортных средств.
  • Контроль почтовых, телеграфных и других средств связи.
  • Прослушивание телефонных разговоров.
  • Изъятие информации из технических каналов связи.
  • Оперативная реализация.
  • Контролируемая поставка.
  • Эксперимент по эксплуатации.

Таким образом, можно констатировать, что особенностью следствия является то, что в ходе предварительного следствия в форме дознания не совершается акт о привлечении лица в качестве обвиняемого в порядке, установленном главой 23 УПК РФ для предварительного следствия. Обвинительное заключение в отношении подозреваемого, явившегося с момента принятия решения о возбуждении уголовного дела (см. пункт 2 статьи 47 части первой Уголовно-процессуального кодекса) и пользующегося всеми правами подозреваемого, формулируется в обвинительном заключении, составленном по окончании расследования. Содержание обвинительного заключения регулируется статьей 225 Уголовно-процессуального кодекса.

Характеристики расследования

Типы и концепции расследования

Расследование, как вид процессуальной деятельности, связанной с расследованием уголовного преступления, проводится только на основании возбужденного дела и в соответствии с правилами, установленными Уголовно-процессуальным кодексом. Следует отметить, что деятельность органов следствия в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом разделена на два типа (статья 118 Уголовно-процессуального кодекса), а именно.

Следствие по делам, по которым предварительное следствие является обязательным (вспомогательная деятельность, связанная с предварительным расследованием, осуществляемая в порядке, предусмотренном статьей 119 УПК).

Следствие по делам, по которым предварительное следствие не требуется (самостоятельная деятельность в соответствии со ст. 120 УПК и ст. 414-416 УПК — протокольная форма до подготовки материалов к судебному разбирательству).

Расследование в случаях, когда требуется предварительное расследование.

При наличии признаков уголовного преступления, при которых предварительное следствие является обязательным, орган дознания возбуждает уголовное дело в соответствии с частью 1 статьи 119 УПК и, руководствуясь нормами уголовно-процессуального законодательства, проводит неотложные следственные мероприятия по установлению и обеспечению сохранности следов уголовного преступления.

В статье 119 в числе следственных мероприятий, которые орган расследования может провести в неотложном порядке, перечисляются: расследование, обыск, задержание, допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей.

13 стр., 6247 слов

Дознание как форма предварительного расследования

... исследования является дознание, как форма предварительного расследования. Предмет исследования. Предметом исследования являются теоретические и практические вопросы сущности и значения дознания в Республике Беларусь. Методы исследования, применяемые при написании курсовой работы: описательный; исторический; ...

К срочным следственным действиям относятся такие действия, направленные на обнаружение и сохранение доказательств, которые осуществляются незамедлительно, т.е. незамедлительно, поскольку задержка в их осуществлении может привести к исчезновению, ухудшению, утрате или фальсификации доказательств. Перечень следственных действий, которые следственные органы могут совершать в срочном порядке, является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

Это означает, что в случаях, когда предварительное следствие является обязательным, следственные органы не имеют права совершать иные следственные действия.

Практика проведения предварительного следствия показывает, что законодательство, регулирующее полномочия органов следствия на проведение неотложных следственных действий, нуждается в совершенствовании.

В законе должно быть закреплено общее правило, согласно которому органы следствия имеют право проводить следственные действия по установлению и обеспечению сохранности следов, носящих срочный характер в отдельных случаях, поскольку заранее определить, какие действия носят срочный характер в отдельных случаях, невозможно. Речь, конечно, идет о тех следственных действиях, которые направлены на поиск, сбор и консолидацию доказательств по «горячим следам».

В целях обеспечения прокурорского надзора за законностью орган дознания обязан незамедлительно информировать прокурора о раскрытии преступления и о проведении дознания (статья 119 УПК).

Согласно статье 121 Уголовно-процессуального кодекса, расследование по этой форме должно быть завершено не позднее десяти дней после возбуждения уголовного дела. Этот срок не может быть продлен.

Прокурор может распорядиться о передаче дела следователю еще до истечения десятидневного срока. Если орган дознания проводит срочные следственные действия до истечения этого срока, он незамедлительно передает дело следователю, не дожидаясь приказа прокурора или истечения десятидневного срока.

После передачи дела следователю орган следствия действует в зависимости от результатов проведенного расследования. Если в ходе расследования будет установлено, что лицо совершило уголовное преступление, орган расследования может проводить обыски или следственные действия по делу только по указанию должностного лица, проводящего расследование.

В случае невозможности установления личности преступника в ходе предварительного следствия, даже после передачи дела следователю, орган следствия обязан продолжить следственные действия по установлению личности преступника и проинформировать следователя о результатах (статья 119 УПК).

Во всех случаях орган следствия может проводить следственные действия только по указанию следователя.

Анализ следственного законодательства в случаях, когда предварительное расследование является обязательным, позволяет предположить, что такая форма расследования является факультативной. По данной категории дел орган следствия возбуждает уголовное дело и проводит расследование только в тех случаях, когда преступление обнаружено в ходе его деятельности и требует проведения неотложных следственных действий на «горячем» пути, а следователь не может приступить к расследованию с самого начала по объективным причинам.

Если следователь сам возбудил уголовное дело и начал расследование, то расследование по данному делу не может проводиться, а орган следствия может выполнять только указания и инструкции следователя по проведению оперативно-розыскных мероприятий (пункт 4 статьи 119 УПК; пункты 3 и 4 статьи 7 Закона «О следственной деятельности»).

16 стр., 7806 слов

Процессуальное положение следователя в уголовном процессе

... предварительного расследования, механизма уголовно-процессуального регулирования, предшествующего судебному разбирательству уголовных дел. В рамках обозначенной цели представляется целесообразным рассмотреть следующие вопросы: -возникновение и развитие процессуальной фигуры следователя в уголовном судопроизводстве; -определение места следователя в уголовном процессе и ...

3 и 4 статьи 7 Закона об оперативно-розыскной деятельности).

Орган следствия не вправе приостанавливать или прекращать дело, по которому предварительное следствие является обязательным, поскольку его компетенция по делам данной категории ограничивается составлением срочных следственных действий и вынесением постановления о передаче дела следователю (ст. 124 УПК).

Таким образом, в случаях, когда предварительное расследование является обязательным, оно состоит из расследования:

  • Возбуждение уголовного дела и проведение срочных следственных мероприятий, если это необходимо для выявления и обезопасить следы преступления;
  • Соблюдение инструкций и указаний следователя в отношении проведения следственных и следственных действий;
  • Оказание помощи следователю в проведении индивидуальных следственных действий.

Расследовать случаи, когда предварительное расследование не требуется.

Такое расследование должно состоять в полном расследовании дела.

Дела об уголовных преступлениях, перечисленных в пункте 1 статьи 126 Уголовно-процессуального кодекса, которые расследуются в форме расследования, передаются в эту форму расследования. В отношении некоторых из преступлений, перечисленных в настоящей статье, возможна протокольная форма досудебной подготовки материалов или частного обвинения по статье 414.

Например, преступления, предусмотренные статьей 112 (1), статьей 121, 122, статьей 213 (2) и т.д., расследуются путем расследования. Статья 213, часть 2, и др. Уголовного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с законом (статья 120 Уголовно-процессуального кодекса), в случаях, когда предварительное следствие не требуется, орган, проводящий расследование, возбуждает дело и принимает все меры, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом, для установления всех обстоятельств, которые должны быть доказаны в уголовном деле (статья 68 Уголовно-процессуального кодекса).

При проведении предварительного следствия в случаях, когда предварительное следствие не требуется, орган следствия руководствуется правилами, установленными для предварительного следствия, со следующими исключениями:

Потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители информируются о завершении расследования и передаче материалов дела прокурору, но им не предъявляются материалы дела для ознакомления.

На органы, проводящие расследование, не распространяются правила, установленные частью 2 статьи 127 Уголовно-процессуального кодекса. В случае несогласия с указаниями прокурора орган, проводящий расследование, имеет право обжаловать эти указания вышестоящему прокурору, не приостанавливая исполнения этих указаний.

Эти различия недостаточно обоснованы. Отказ потерпевшему, гражданскому истцу и гражданскому ответчику в праве ознакомиться с материалами дела после завершения расследования противоречит общему требованию о равенстве прав сторон разбирательства, которое должно существовать в любой форме расследования.

Лишение следователя права противоречить указаниям прокурора по основным вопросам направления следствия противоречит принципу оценки доказательств внутренним убеждением (ст. 71 УПК), которым должен руководствоваться и следователь.

В соответствии со ст. 47 УПК защитник следствия имеет право участвовать в деле с момента предъявления обвинения, а в случае задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, или применения меры пресечения в виде предварительного заключения до предъявления обвинения — с момента сообщения ему протокола о задержании или принятия решения о применении такой меры пресечения.

В случае несовершеннолетних, немых, глухонемых, слепых и других лиц, которые в силу своей физической или психической инвалидности не могут осуществлять свое право на защиту или не говорят на языке судебного разбирательства, участие адвоката является обязательным с момента задержания или применения предварительного заключения в качестве меры пресечения.

Доследственная работа должна быть завершена не позднее чем через месяц после возбуждения уголовного дела, в том числе составления обвинительного заключения либо принятия решения о прекращении или приостановлении производства по делу (статья 121 УПК).

Этот срок может быть продлен прокурором, непосредственно осуществляющим надзор за расследованием, но не более чем на один месяц.

В исключительных случаях продолжительность следствия может быть продлена в соответствии с правилами проведения предварительного следствия, предусмотренными статьей 133 УПК.

В случаях, предусмотренных законом, дознание может быть проведено в отношении преступлений, перечисленных в статье 414 УПК, по которым материалы к судебному разбирательству готовятся, как правило, в форме протокола. Это может быть сделано в следующих случаях: возбуждение уголовного дела руководителем органа расследования, если в течение десяти дней не удается выяснить существенные обстоятельства преступления; возврат дела судом для выяснения существенных дополнительных обстоятельств, если они не могут быть установлены в суде; возврат материалов прокурора или суда для выяснения существенных дополнительных обстоятельств, необходимых для возбуждения дела (ст. 416 УПК).

В таких случаях расследование должно быть завершено не позднее чем через двадцать дней после возбуждения или возвращения уголовного дела.

Расследования могут также проводиться по делам, возбужденным по жалобам потерпевших, если прокурор сочтет необходимым возбудить разбирательство по причинам, указанным в законе.

Обеспечение законности в ходе расследования

Большое значение придается законности таких следственных действий. Закон детально регламентирует порядок допроса свидетелей, потерпевших, обвиняемых и подозреваемых (статьи 150 158 161 Уголовно-процессуального кодекса).

Основные требования к законности допроса изложены ниже:

Необходимость допроса

Любой вызываемый на допрос должен знать, от чьего имени его допрашивают. Следователь обязан сообщить об этом каждому человеку непосредственно перед допросом. Случаи, когда этот пункт опускается по «тактическим соображениям», следует рассматривать как нарушение законности, поскольку это приводит к нервозности допрашиваемого и нарушает этику ведения следствия.

Запрет на применение незаконных мер

Закон запрещает применение силы, угроз и других незаконных мер для принуждения обвиняемого к даче показаний (статья 20 Уголовно-процессуального кодекса).

Это уведомление распространяется также на допрос подозреваемых, свидетелей и жертв. Ответственность за принуждение к даче показаний обвиняемого или иного лица угрозами или иными противоправными действиями регулируется статьей 302 УК.

Уважение права допрашиваемых лиц

Статья 158 УПК (о процедуре опроса свидетелей) прямо предусматривает, что допрос по существу начинается с того, что свидетеля просят рассказать все, что ему известно об обстоятельствах, в связи с которыми он был вызван на допрос. Дознаватель может задавать вопросы. Аналогичная процедура предусмотрена для допроса жертв (статья 161 Уголовно-процессуального кодекса).

Запрещается задавать наводящие вопросы

После того, как свидетель даст показания, эксперт имеет право задавать вопросы. Однако Уголовно-процессуальный кодекс запрещает задавать вопросы свидетелям и потерпевшим (статьи 158, 161 Уголовно-процессуального кодекса).

Соблюдая временные рамки допроса.

По тактическим соображениям не следует допускать длительных многочасовых допросов, направленных на «износ» допрашиваемого, поскольку длительный допрос может привести к потере им физических и умственных способностей правильно оценивать происходящее и делать ошибочные заявления. Закон частично регулирует время допроса обвиняемого. Допрос в ночное время не допускается, если в нем нет срочной необходимости (статья 150 Уголовно-процессуального кодекса).

Лицо, проводящее дознание или расследование, обязано допросить обвиняемого сразу же после предъявления ему обвинения (статья 150 УПК).

Это юридическое требование позволяет получить как можно более правдивые показания. Закон также регулирует сроки допроса подозреваемого (статья 123 Уголовно-процессуального кодекса).

В случае ареста или содержания под стражей допрос должен быть проведен незамедлительно. Если это невозможно, подозреваемый должен быть допрошен не позднее чем через 24 часа после задержания (часть 3 статьи 123 Уголовно-процессуального кодекса).

Во время допроса не допускается присутствие посторонних лиц.

Как правило, допрос должен проводиться наедине. В допросе всех лиц могут участвовать прокурор и начальник следственного отдела. В некоторых случаях, предусмотренных законом, на допросе может присутствовать адвокат защиты, педагог, законные представители несовершеннолетнего или его близкие родственники?

Соблюдение объективности и полноты допроса.

Допрос должен быть объективным, с тем чтобы допрошенные лица не подвергались давлению или принуждению со стороны допрашиваемого лица для дачи показаний в поддержку той или иной версии. Допроситель должен принять все предусмотренные законом меры для полного, полного и объективного расследования фактов (часть 1 статьи 20 Уголовно-процессуального кодекса) и получения достоверной информации.

Правильная и объективная запись доказательств в протоколах.

Закон требует, чтобы доказательства были зафиксированы в протоколе в присутствии первого лица и, по возможности, дословно (статья 151 Уголовно-процессуального кодекса).

По окончании допроса протокол предъявляется обвиняемому для зачтения или, по просьбе обвиняемого, зачитывается следователем. Обвиняемый имеет право просить о дополнении и изменении протокола, который должен быть внесен в протокол (статья 151 Уголовно-процессуального кодекса).

То же самое относится и к составлению протокола допроса подозреваемых, свидетелей и потерпевших (статьи 123 и 160 УПК).

Подпись обвиняемого в протоколе обязательна, в случае участия переводчика в допросе — также его.

Заключение

Таким образом, расследование в уголовном судопроизводстве РФ следует понимать как форму предварительного следствия. Существуют 2 формы расследования — расследование по делам, по которым предварительное следствие обязательно, инициируемое следственным органом, заключается в проведении неотложных следственных действий по обнаружению и фиксации следов преступления.

Эти действия включают в себя инспектирование, обыск, конфискацию, задержание и допрос подозреваемых, медицинское освидетельствование и допрос жертв и свидетелей. Прокуратура немедленно уведомляется о начале такого расследования. Это займет не более 10 дней. Затем дело передается следователю. В тех случаях, когда предварительное следствие не требуется, следователь проводит полное расследование, которое завершается подготовкой обвинительного заключения. Это продолжается до 1 месяца.

В целом деятельность следственных органов состоит из двух основных функций: уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной, которые сочетают в себе мелкие и более конкретные задачи.

Предварительное следствие проводится в порядке, установленном главами 21, 22, 24 — 29 УПК РФ для предварительного следствия, с исключениями, предусмотренными главой 32 УПК РФ. Важно подчеркнуть, что следственные мероприятия проводятся по единым правилам. Исключения из общих правил ведения следствия заключаются в определенном упрощении процессуальной формы следствия, а именно в том, что не существует отдельной процедуры воспитания лица в качестве обвиняемого и обвинительного заключения.

Для расследований устанавливается более короткий период времени, чем для запросов. Процедура завершается обвинительным заключением, содержащим текст обвинения (статья 225 Уголовно-процессуального кодекса).

Особенностью досудебного производства является то, что в этой форме досудебного производства проводится расследование в отношении конкретного лица и нетрудно установить обстоятельства преступления.

Следствие, согласно ст. 150 УПК РФ, является одной из форм предварительного следствия, на которую законодатель возложил самостоятельную задачу — предварительное следствие по большому количеству составов преступлений. Их перечень указан в пункте 1 части 3 статьи 150 УПК РФ.

Анализируя ст. 117 УПК, можно отметить, что в одних случаях при определении сферы деятельности органов следствия в состав УПК входят руководители отдельных учреждений (начальники, командиры), а в других — государственных органов (милиция, органы государственного пожарного надзора, федеральная налоговая милиция и т.д.), не уточняя при этом, какие должностные лица должны проводить расследование.

Следственные органы проводят расследования уголовных дел, большинство из которых относится к их административной юрисдикции. Это позволяет оперативно реагировать на любое уголовное дело и квалифицированно расследовать его с учетом специфики конкретной административной деятельности.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/doznanie/

Комитет по предварительному расследованию, Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993. // «Российская газета» от 25.12.1994.
  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. (в редакции от 7 декабря 2012 г.) (в редакции от 12 января 2011 г.) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
  3. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. // Собрание законодательства РФ. — 1996 г. — № 25 (с изменениями от 7 декабря 2012 г.).

    (Версия, вступившая в силу с 6 января 2011 г.) / / / Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

  4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 14 ноября 2003 г. № 138-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 14 июня 2011 г.).

    // Собрание законодательства Российской Федерации. — 02.12.2001 — №31 ст. 2901.

  5. Федеральный закон от 31 мая 2003 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // Сборник законов Российской Федерации. — 2003 г. — № 23, ул. 2102; 2005 г., № 35, ул. 3607.
  6. Сборник действующих решений пленумов Верховного Суда СССР, РСФСР и Российской Федерации по уголовным делам с комментариями и пояснениями. / 6) Сборник итоговых решений пленумов Верховного Суда СССР, РСФСР и Российской Федерации по уголовным делам с комментариями и пояснениями. — М.: Издательство Бек, 2004. — 696 с.

Литература:

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/doznanie/

  1. Викторский С.И. Российский уголовный процесс. М.: Городец, 1998.
  2. Бекешко С.П., Матвиенко Е.П. Дознание в советском уголовном процессе. Минск, 1968 год.
  3. Деришев Ю.В. Оптимизация досудебного производства по уголовным делам в России: Омск, 1998.
  4. Задерако В.Г., Сменментсова И.А. Уголовно-процессуальное право для студентов вузов. Серия «Cribs». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006.
  5. Колесниченко А.Н., Коновалова В.Е. Уголовный процесс: теория и практика. Харьков, 2003.
  6. Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / под ред. М.: Искра, 2001.
  7. Пантелеев И.А. Проблемы совершенствования института предварительного следствия в уголовном судопроизводстве России. Екатеринбург, 2004.
  8. Павлов Н.Е. Субъекты уголовного процесса. М.: Новый юрист, 2008.
  9. комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. 4-е издание, пересмотрено и расширено. М.: Норма, 2011. — 326 с.
  10. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Учебник / отв. ред. П.А. Лупинская. М.: Юрист, 2008.
  11. Уголовный процесс. Учебник (со ссылками на своды правил, образцы процессуальных документов, схемы и библиографию) / под ред. ред. Гуценко К.Ф. 4-е пересмотренное и дополненное издание. М.: Зерцало, 2011.
  12. Уголовный процесс в России: Учебник / под ред. — Воронеж: Воронежский государственный университет, 2009.
  13. уголовный процесс. Учебник / под редакцией И.Л. Петрушина. М.: Проспект, 2008.
  14. Уголовный процесс. Учебник / под редакцией В.П. Богуева. 3-е издание, пересмотрено и расширено. М.: Искра, 2011.
  15. Угольникова Н.В. Уголовный процесс: Учебник. М.: Издательский дом РИОР, 2011.