Прокурорский надзор за органами осуществляющими дознание

Система правоохранительных органов достаточно сложная и разветвленная. Одно из важнейших мест в ней занимает такой орган как прокуратура. Как орган высшего надзора за точным и единообразным исполнением законов, прокуратура направляет свою деятельность на всемерное укрепление законности и правопорядка, охрану прав и законных интересов граждан, на воспитание должностных лиц и граждан в духе добросовестного исполнения своих конституционных обязанностей и т.п.

Прежде всего, прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов органами, должностными лицами, осуществляющими дознание. Именно этому виду ее деятельности и посвящена данная курсовая работа.

Курсовая работа состоит из введения, трех частей и заключения. В первой ее части освещено понятие органов дознания, как объекта прокурорского надзора. Во второй части рассмотрен предмет прокурорского надзора за органами дознания. Третья часть содержит полномочия прокурора при осуществлении надзора за органами дознания.

Актуальность исследования заключается в следующем: при осуществлении дознания существуют проблемы, которые не дают возможности соответствующим субъектам и другим правоохранительным органам достигать более эффективных результатов при осуществлении своей деятельности.

Для того чтобы прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением законов осуществлялся в полном объеме, необходимо дать правильное определение понятия законности как социального явления.

Если законы не будут проводиться в жизнь, а оставаться только на бумаге, воля законодателя останется только добрым пожеланием и не более того. Поэтому исполнение закона, то есть действие органов исполнительной власти, является непременным условием соблюдения законов.

Объектом исследования является деятельность органов дознания и их должностных лиц при осуществлении своих полномочий.

Предмет – законодательно установленный порядок соблюдения и исполнения нормативных предписаний органами, осуществляющими дознание.

Цели курсовой работы:

  • раскрыть понятие органов дознания и их полномочия;
  • рассмотреть проблемы при осуществлении прокурорского надзора и анализ деятельности органов дознания;
  • полномочия прокурора в данной отрасли прокурорского надзора.

Из содержания целей вытекают следующие задачи:

1. Дать анализ органа дознания как объекта прокурорского надзора;

2. Провести анализ предмета прокурорского надзора за органами дознания;

6 стр., 2722 слов

Общий надзор органов прокуратуры: понятия, содержание и акты ...

... органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.1 Полномочия прокурора по осуществлению общего надзора ... нарушения закона органами и должностными лицами прокурор освобождает своим постановлением лиц, незаконно ... надзора Особенности прокурорского надзора за исполнением зако­нов (общего надзора) предъявляют высокие требования к его организации. Работа прокурора ...

3. Провести анализ действующего законодательства по вопросам полномочий прокуро ра при осуществлении надзора за деятельностью органов, осуществляющих дознание.

Методами исследования, применяемые для исследования указанных задач, являются современные положения теории научного познания общественных процессов и правовых явлений. Представляется целесообразным воспользоваться следующими частно — научными методами: сравнительно-правовым, социально-правовым, системно-структурным.

1 ОРГАН ДОЗНАНИЯ КАК ОБЪЕКТ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА

1.1 Понятие органов дознания и их полномочия

Согласно п. 24 ст. 5 УПК РФ органы дознания — государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия

Статья 40 УПК определяет исчерпывающий перечень государственных органов и должностных лиц, которые уполномочены осуществлять в качестве органов дознания отнесенную к их компетенции уголовно-процессуальную деятельность. Согласно п.1 ч.1 этой статьи органами дознания являются органы внутренних дел и органы, наделенные правом проведения оперативно-розыскных мероприятий.

В соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» таковыми помимо органов внутренних дел являются: органы федеральной службы безопасности; федеральные органы налоговой полиции; федеральные органы государственной охраны; органы пограничной службы; таможенные органы; служба внешней разведки РФ. 1

Впервые функциями органов дознания наделены судебные приставы разных уровней (п.2 ч.1 ст.40 УПК).

Наибольший объем в процессуальной деятельности органов дознания занимает производство предварительного расследования в форме дознания. Оно представляет собой определенную совокупность предусмотренных законом действий и решений органа дознания по уголовному делу. Процессуальные акты органа дознания имеют такое же юридическое значение, как и акты следователя.

Государственные органы и должностные лица, наделенные полномочиями органов дознания, осуществляют процессуальную деятельность наряду с основными функциями. Для всех органов дознания, кроме федеральных органов налоговой полиции, процессуальная деятельность производна от основных функций.

Все органы дознания обладают равными процессуальными полномочиями, но действуют в пределах своей компетенции.

К органам внутренних дел относятся: Министерство внутренних дел, министерства внутренних дел республик в составе РФ; главные управления, управления и отделы внутренних дел краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов, районов в городах, городах федерального значения, закрытых административно- территориальных образованиях; управления (линейные: управления, отделы, отделения) внутренних дел на железной дороге, воздушном и водном транспорте; управления (отделы) на особо важных и режимных объектах; региональные управления по борьбе с организованной преступностью; Государственная противопожарная служба; иные подразделения, предприятия, учреждения и организации, созданные для осуществления задач, возложенных на органы внутренних дел.

Полиция является основным звеном в структуре Министерства внутренних дел. Она является универсальным органом дознания. Закон не ограничивает ее компетенцию определенными категориями уголовных дел как компетенцию других органов дознания. 2 Полиция обязана принимать любые заявления (сообщения) о преступлениях и разрешать их в порядке, установленном уголовно-процессуальным законом. Полиция может действовать в качестве органа дознания по делу о любом преступлении. Полиция, по общему правилу, не должна подменять другой орган дознания, к компетенции которого относится решение вопроса о возбуждении уголовного дела и производстве дознания по первичному материалу о преступлении. Но если в силу сложившихся условий только полиция может принять меры к установлению и закреплению следов преступления, его пресечению (например, поджога дома), помешать преступнику скрыться, она в соответствии с возложенными на нее обязанностями по охране общественного порядка и борьбе с преступностью начинает действовать в качестве органа дознания. В этом же качестве полиция выполняет поручения и указания следователей по находившимся в их производстве делам, даже если они были возбуждены иными органами дознания.

В части 2 ст.40 УПК определяется объем полномочий органов дознания. Эти полномочия распадаются на 2 группы:

1) дознание по уголовным делам по которым производство предварительного следствия необязательно;

2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.

В соответствии с ч.2 статьи 223 дознание производится по уголовным делам о преступлениях, указанных в ч.3 ст.150, и если установлено лицо, совершившее преступление.

Если лицо, совершившее преступление, не установлено, дознание производится в течение 15 суток, по истечении которых уголовное дело подлежит приостановлению на основании п.1 ч.1 ст.208. После установления лица, совершившего преступление, дознание по уголовному делу возобновляется в соответствии с п.1 ч.1 ст.211. Срок производства дознания при этом продлевается до 10 суток в соответствии с ч.3 комментируемой статьи. Аналогичным образом разрешается и ситуация, когда подозреваемый скрылся либо место его нахождения не установлено по иным причинам (п.2 ч.1 ст.208).

Дознание приостанавливается и до окончания его срока, в случаях, когда место нахождения подозреваемого установлено, однако, реальная возможность его участия в уголовном деле отсутствует (например, находится на зимовке, в длительном плавании, проживает на территории иного государства и т.д.), либо когда временное тяжкое заболевание подозреваемого, удостоверенное медицинским заключением, препятствует его участию в следственных и иных процессуальных действиях. 3

В соответствии с ч.3 статьи 223 дознание производится в течение 15 суток со дня возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору. Этот срок может быть продлен прокурором. Во всяком случае максимальный срок дознания не превышает 25 суток. В случае, когда дознаватель не успевает по объективным причинам (например, в связи с производством СЭ) завершить дознание составлением обвинительного акта в установленные сроки, он обращается к прокурору, который вправе передать данное уголовное дело для производства предварительного следствия. При этом следственные действия и иные процессуальные действия, произведенные дознавателем, сохраняют свою юридическую значимость.

Статья 157 УПК определяет порядок и сроки проведения дознания 2-ой группы полномочий (пп.2 п.2 ст.40 УПК).

Производство неотложных следственных действий является одним из направлений деятельности органов дознания по уголовным делам , по которым производство предварительного следствия обязательно. Цель производства неотложных следственных действий состоит в выявлении, закреплении следов преступления и установлении лица, его совершившего.

Возбуждение органом дознания уголовного дела о преступлении, по которому производство предварительного следствия обязательно, производится в порядке, установленном ст.146.

Часть 2 статьи 157 устанавливает круг органов дознания и должностных лиц, уполномоченных на производство неотложных следственных действий. К иным должностным лицам, которым предоставлены полномочия органов дознания, относятся капитаны морских и речных судов, руководители геологоразведочных партий и зимовок, главы дипломатических представительств и консульских учреждений РФ.

После выполнения неотложных следственных действий орган дознания должен направить уголовное дело прокурору. При этом и на производство неотложных следственных действий, и на направление уголовного дела прокурору отводится не более 10 суток со дня возбуждения уголовного дела.

После направления уголовного дела прокурору и принятия его к производству следователем орган дознания может проводить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. И только в случае, когда не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления этого лица. При этом орган дознания обязан уведомлять следователя, в производстве которого находится уголовное дело, о результатах принимаемых им розыскных и оперативно-розыскных мер.

Новый УПК впервые вводит в число участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения дознавателя. Смысл нововведения — определить его процессуальные полномочия как должностного лица, правомочного осуществлять предварительное расследование в форме дознания, что безусловно будет способствовать соблюдению прав граждан в ходе досудебного производства. Ст. 41 УПК устанавливает полномочия дознавателя путем предоставления ему права: 1) возбуждать с согласия прокурора уголовное дело (ч.1 ст.146), 2) приостанавливать и прекращать уголовное дело (ч.1 ст.223 и 208, 212).4