Производство в суде надзорной инстанции

На сегодняшний день тема курсовой работы »Производство в надзорной инстанции» является актуальной. Актуальной можно подтвердить следующими аргументами. Во-первых, надзорное производство способно предупреждать исполнение неправосудных приговоров, определений и постановлений, во-вторых, исправлять судебные ошибки даже после вступления в законную силу приговора (определения, постановления), способно повышать качество работы нижестоящих судов, направлять судебную практику в строгом соответствии с требованиями закона. Хочется отметить, что в Уголовно-процессуальном кодексе существует надзорное производство по уголовным делам, поскольку эта стадия процесса является дополнительной гарантией устранения судебных ошибок и эффективным средством, препятствующим исполнению вступившего в силу незаконного, необоснованного и несправедливого приговора. Подобный порядок рассмотрения дела в суде надзорной инстанции способствует более полной проверке законности, обоснованности и справедливости вступившего в законную силу судебного решения. В случае отмены данного решения производство по данному уголовному делу осуществляется на общих основаниях. В связи с актуальностью курсовой работы поставим цель – рассмотреть производство в надзорной инстанции.

Задачами работы являются:

1.Раскрыть понятие, сущность и значение данной стадии.

2.Рассмотреть суды, рассматривающие надзорную жалобу или надзорное представление.

3.Представить порядок рассмотрения надзорных жалоб и представлений.

4.Рассмотреть порядок и сроки рассмотрения дела судов надзорной инстанции.

5.Охарактеризовать пределы прав суда надзорной инстанции.

При разработке курсового проекта были использованы УПК РК, учебные пособия по уголовному процессу.

Глава 1. Общая характеристика института надзорного производства в уголовном процессе

1.1.Сущность и значение пересмотра судебных решений в порядке надзора

Надзорное производство – это исключительная стадия уголовного процесса, на которой вышестоящий суд по протесту уполномоченных на то лиц проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений судов первой инстанции, а также определений и постановлений, вынесенных судами в кассационном или надзорном порядке.

9 стр., 4362 слов

Система контроля качества в строительстве при производстве земляных работ

... освещения, санитарно-технического оборудования и т.д. Брак в строительстве возникает вследствие некачественных проектных разработок или отступлений от проектных решений и технических условий на производство работ, от ... 1. Основные этапы и виды контроля качества в строительстве при производстве земляных работ Контроль качества земляных работ по составу выполняемых операций определяется видом и ...

Предметом надзорного производства является судебное решение (приговор, определение или постановление), вступившая в законную силу. В порядке надзора могут быть пересмотрены:

  • приговоры, определения и постановления суда первой инстанции;
  • кассационное определение;
  • постановления, вынесенные в стадии исполнения приговоров;
  • определения нижестоящих надзорных инстанций.

Надзорное производство возможно как во время отбывания, так и после отбытия наказания осужденным. Пересмотр приговора в кассационном порядке происходит только до отбывания наказания.

Дело в порядке надзора может быть пересмотрено неоднократно.

Основанием для надзорного производства является только протест в порядке надзора уполномоченных на то должностных лиц.

Надзорное производство как стадия уголовного процесса включает в себя следующие этапы:

  • рассмотрение жалоб, заявлений, ходатайств и представлений об опротестовании приговора или иного судебного решения;
  • истребование и изучение уголовного дела для решения вопроса об опротестования судебного решения или об отказе в этом;
  • принесение протеста;
  • рассмотрение дела по протесту в суде надзорной инстанции;
  • принятие решения судом надзорной инстанции.

Рассмотрение дел в порядке надзора является гарантией охраны прав и интересов граждан, поскольку позволяет проверить законность и обоснованность уже вступивших в законную силу судебных решений и исправить допущенные ошибки.

В порядке надзора могут быть пересмотрены вступившие в законную силу постановления судов о направлении дела для дополнительного расследования или на новое рассмотрение, если они обжалованы в течение 15 суток со дня их вступления в законную силу и имеются основания, предусмотренные статьей 459 УПК. Если дело принято судом и по нему начато новое судебное разбирательство или проводится дополнительное расследование, то дело не может быть истребовано для проверки доводов ходатайства или протеста.[3,6]

Постановления коллегии Верховного суда Республики Казахстан, вынесенные по результатам рассмотрения дела в порядке надзора, могут быть пересмотрены в исключительных случаях по основаниям, указанным в части 3 статьи 458 УПК.

Рассмотрение дела в суде надзорной инстанции возможно лишь при наличии протеста Генерального прокурора Республики Казахстан (далее по тексту – прокурора) или постановления судей о возбуждении надзорного производства по пересмотру обжалуемых судебных актов. Предварительное рассмотрение ходатайств о пересмотре вступивших в законную силу судебных актов осуществляется в составе трех судей.

Судам следует иметь в виду, что в порядке надзора могут быть пересмотрены постановления судов первой, апелляционной, кассационной инстанций, которыми принято итоговое решение, вступившее в законную силу, находящееся на исполнении или исполненное, окончательно разрешающее дело по существу, исключающее начало и продолжение производства по делу. Частные постановления судов первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций также могут быть обжалованы в надзорном порядке.

14 стр., 6818 слов

Пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений ...

... дела и порядок пересмотра. Во второй, главе рассматриваются проблемы возникающие на стадии пересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПЕРЕСМОТРЕ ПОСТАНОВЛЕНИЙ, ОПРЕДЕЛЕНИЙ И РЕШЕНИЙ СУДА ВСТУПИВШИХ В ЗАКОННУЮ СИЛУ 1.1 Понятие и значение пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам ...

Вступившие в законную силу постановления судов, вынесенные в связи с отказом от обвинения государственного и частного обвинителя, по вопросам санкционирования меры пресечения в виде ареста и продления его срока, по разрешению жалоб на действия и решения лиц, осуществляющих дознание и предварительное следствие, или на действия и решения прокурора в стадии предварительного расследования дела, пересмотру в порядке надзора не подлежат.

В порядке надзора могут быть пересмотрены вступившие в законную силу постановления судов о направлении дела для дополнительного расследования или на новое рассмотрение, если они обжалованы в течение 15 суток со дня их вступления в законную силу и имеются основания, предусмотренные статьей 459 УПК. Если дело принято судом и по нему начато новое судебное разбирательство или проводится дополнительное расследование, то дело не может быть истребовано для проверки доводов ходатайства или протеста. [11]

Протест, вносимый на вступившее в законную силу судебное решение, именуется протестом в порядке надзора: рассмотрение дела по протесту в соответствующей надзорной инстанции называется рассмотрением дела в порядке надзора. Надзорная инстанция — это суд, рассматривающий в порядке надзора дело по протестам на приговоры, определения и постановления, вступившие в законную силу (ст. 34 УПК).

Надзорное производство является одной из важных гарантий осуществления задач правосудия, охраны прав и интересов граждан.

Вышестоящие суды, рассматривающие дела в порядке надзора, своими решениями направляют деятельность судов в сторону правильного и

единообразного применения законов при осуществлении правосудия: способствуют улучшению качества рассмотрения уголовных дел, обеспечивают права участников процесса по всех стадиях судопроизводства.

Осуществление правосудия при рассмотрении дел в порядке надзора

является одним из путей реализации Верховным судом РК судебного надзора за деятельностью суда. Надзорное производство входит в систему уголовного судопроизводства как одна из его стадий, основываясь на принципах, свойственных всему уголовному процессу. Кассационное и надзорное производство сходно в задачах, целях, основаниях для отмены или изменения приговора, в ряде общих правил для этих форм проверки законности и обоснованности приговоров (ревизионное начало, запрет «поворота к худшему» и др.).

Пересмотр в порядке надзора вступивших в законную силу приговоров и постановлений суда присяжных возможно лишь по основаниям, предусмотренным ст., 465 УПК. Существенные особенности надзорного производства состоят в следующем: 1. Судами надзорной инстанции проверяются приговоры, определения, постановления, вступившие в законную силу. Порядок вступления судебных решений в законную силу определен в ст. 356 УПК.[11]

Предметом проверки может быть как приговор, не обжалованный и не опротестованный в кассационном порядке, так и приговор, проверенный по жалобе (протесту) и оставленный без изменения кассационной инстанцией.

2. Пересмотр в порядке надзора судебных решений допускается лишь по протесту того прокурора, председателя суда и их заместителей, которым это право предоставлено законом.

3. В порядке надзора проверяется более широкий круг судебных решений, чем в кассационном порядке. Предметом пересмотра впорядке надзора может быть постановление судьи, определение распорядительного заседания суда, приговор, определение кассационной инстанции, определения ипостановления, внесенные в порядке надзора нижестоящей надзорноинстанции, определения судов об условно-досрочном освобождении осужденных от наказания и по другим вопросам, решаемым судом в стадии исполнения приговора.

13 стр., 6342 слов

Административный надзор органов внутренних дел

... административный надзор"; рассмотреть общие принципы правового регулирования осуществления административного надзора; дать характеристику задачам административного надзора; определить порядок обеспечения реализации административного надзора. ... административном надзоре проявляются уголовно-правовое значение института судимости, его фактическая принудительная сила. 3. Задачами административного надзора ...

Исключительность надзорного производства определяется именно этим, а не наличием каких-то особых оснований для принесения протеста и отмены или изменения судебного решения после вступления его в законную силу.

4.Пересмотр обвинительного приговора, определения и постановления суда по мотивам необоснованного осуждения лица или смягчения наказания сроком не ограничен.

Пересмотр в порядке надзора обвинительного приговора, определения и постановления суда в связи с необходимостью применения закона о более тяжком преступлении, за мягкостью наказания или по иным основаниям, влекущим ухудшение положения осужденного, а также оправдательного, приговора либо определения или постановления суда о прекращении дела допускается лишь в течение года по вступлении их в законную силу.[12]

1.2.Субъекты производства в порядке надзора

Лица, имеющие право ходатайствовать о : пересмотре вступивших в законную силу, приговоров и постановлений судов, опротестовать вступившие в законную силу, приговоры и постановления судов

1. Обращения о пересмотре вступивших в законную силу приговоров и постановлений именуются ходатайствами и могут быть поданы участниками процесса, имеющими право на подачу апелляционной и кассационной жалобы.

2. Протест о пересмотре вступивших в законную силу приговоров и постановлений вправе приносить Генеральный Прокурор.

Уголовное дело может быть истребовано из соответствующего суда для проверки в порядке надзора Генеральным Прокурором Республики Казахстан либо по его поручению заместителями Генерального Прокурора Республики Казахстан, прокурорами областей и приравненными к ним прокурорами.

4. Ходатайство, протест до рассмотрения дела в надзорной инстанции могут быть отозваны подавшим их лицом.

5. Правила, предусмотренные статьями 463-465 настоящего Кодекса, на протесты прокурора не распространяются и рассматриваются надзорной инстанцией непосредственно.[13]

При этом надзорная коллегия решает вопрос о наличии оснований к пересмотру дела в порядке надзора, предусмотренных статьей 459 настоящего Кодекса, после чего рассматривает протест прокурора по существу. При отсутствии указанных оснований надзорная коллегия выносит постановление об отказе в пересмотре дела в порядке судебного надзора.