Производство в надзорной инстанции

Одной из отличительных особенностей российского уголовного процесса является возможность пересмотра вступивших в законную силу приговоров, постановлений и определений суда в порядке надзора. В большинстве зарубежных судебных систем нет аналогичного процессуального института. Его существование в России обусловлено географическими и общественно-политическими условиями нашего государства.

В связи с распространением на Российскую Федерацию юрисдикции Европейского суда по правам человека в Страсбурге возник вопрос о допустимости существования надзорной стадии судопроизводства и о ее месте в системе национальных судебных процедур.

Европейский суд, по существу, подтвердил, что наличие этой стадии не противоречит принципам и задачам Конвенции по защите прав человека и основных свобод. Однако учитывая, что рассмотрение жалоб сторон в судебном заседании зависит от того, усмотрит ли должностное лицо основание для передачи жалобы на рассмотрение суда надзорной инстанции, Европейский суд по правам человека не отнес эту стадию к числу обязательных национальных судебных процедур, без прохождения которых жалоба не может быть принята к производству Европейского суда. Жалоба считается подведомственной Суду в Страсбурге после вступления судебного решения российского суда в законную силу, т.е. до надзорной стадии [10, с. 262].

Пересмотр судебных решений по уголовным делам, вступивших в законную силу, относится к числу процессуальных институтов, претерпевших наибольшие изменения в связи с принятием нового Уголовно-процессуального кодекса.

Произошло серьезное изменение концепции этой стадии процесса. Если по УПК РСФСР проверка дела и пересмотр судебных решений носили исключительный, экстраординарный характер и целиком зависели от усмотрения должностных лиц суда и прокуратуры, уполномоченных на принесение протеста, то новый УПК РФ предусматривает обязательность судебной проверки обжалованного судебного решения, которая должна завершиться либо вынесением жалобы на рассмотрение суда надзорной инстанции с целью отмены или изменения судебного решения, либо вынесением постановления судьи об отказе в удовлетворении жалобы или представления прокурора.

Новый УПК предусматривает, что пересмотр дела в порядке надзора может быть инициирован только сторонами процесса, в то время как старый процессуальный закон практически не ограничивал круг лиц и организаций, которые могли возбуждать ходатайство о надзорном пересмотре дела.

1. Производство в надзорной инстанции

1.1 Понятие и значение стадии производства в надзорной инстанции

Предметом пересмотра в порядке надзора являются судебные решения, вступившие в законную силу. Поэтому предметом пересмотра может являться одновременно приговор, решение суда, рассматривавшего дело в апелляционном, кассационном порядке и даже в порядке надзора (если дело поступает в вышестоящую надзорную инстанцию).

5 стр., 2323 слов

Особый порядок судебного производства

... теории и практики особого порядка судебного производства в российском уголовном процессе и перспектив развития данного порядка рассмотрения дел в суде. Для достижения поставленной цели ... и потерпевшего на проведение особого порядка судебного производства. При соблюдении всех перечисленных выше условий суд может постановить приговор без проведения судебного разбирательства, если удостоверится, что: ...

Надзорное производство состоит из следующих этапов:

  • а) принесение надзорных жалоб и представлений (ст. 402 УПК РФ);
  • б) изучение судьей надзорных жалоб и представлений, при необходимости с истребованием уголовного дела (ст. 406 УПК);
  • в) вынесение судьей постановления о передаче жалобы (представления) на рассмотрение суда надзорной инстанции либо об отказе в удовлетворении жалобы (представления) (ст. 406 УПК);
  • г) рассмотрение дела в суде надзорной инстанции (ст.

ст. 407 — 410 УПК РФ) [10, с. 263].

Надзорное производство, согласно УПК РФ, представляет собой механизм, призванный исправлять судебные ошибки, содержащиеся во вступивших в законную силу судебных решениях, в интересах защиты прав осужденных. В то же время в этой стадии процесса не допускается защита интересов пострадавшей от преступления стороны, включая потерпевшего, если такая защита связана с ухудшением положения осужденного, за исключением случаев, когда судом были допущены при постановлении обжалованного судебного решения существенные (фундаментальные) нарушения материального и процессуального права.

Надзорное производство имеет своей задачей проверить решения нижестоящих судебных инстанций и внести в них необходимые изменения или отменить их, если при рассмотрении дела в любой из нижестоящих судебных инстанций было допущено существенное нарушение уголовно-процессуального или уголовного закона, что привело к постановлению незаконного, необоснованного или несправедливого судебного решения.

Пересмотр в порядке надзора является важной гарантией права на судебную защиту, одним из способов защиты прав и законных интересов участниками уголовного судопроизводства со стороны обвинения и со стороны защиты.

Очевидно, что пересмотр в порядке надзора, который может иметь место в Верховных судах субъектов Федерации и в Верховном Суде РФ, имеет важное значение для судей всех судов, поскольку в решениях судов надзорных инстанций обосновывается вывод о допущенных по делу нарушениях закона и путях их исправления.

1.2 Порядок принесения надзорных жалобы или представления

Надзорная жалоба или представление должны соответствовать ст. 375 УПК, т.е. тем требованиям, которым должны отвечать кассационные жалоба и представление. Это новое требование в УПК обусловлено необходимостью внести определенность в ходатайство стороны путем указания на то, что оспаривается стороной в обжалуемом решении, что именно обращающийся с жалобой или представлением считает незаконным, необоснованным, в чем усматривает нарушение своих прав и интересов. Представление вправе приносить прокурор, участвовавший в качестве государственного обвинителя.

Надзорные жалоба или представление направляются непосредственно в суд надзорной инстанции, т.е. в президиум республиканского, краевого, областного или равного им суда, в СК ВС РФ, ВК ВС РФ либо в ПВС РФ. В связи с этим надзорная жалоба осужденного, адресованная прокурору, должна быть возвращена осужденному с разъяснением права обращения непосредственно в суд надзорной инстанции. Необходимость направления жалобы в суд надзорной инстанции обусловлена тем, что рассмотрение жалобы отнесено законом к компетенции судьи либо руководителя суда (лица, перечисленные в ч. 4 ст. 406 УПК) [7].

13 стр., 6382 слов

Кассационное производство. Надзорное производство

... дела Статья 375. Кассационные жалоба и представление. Кассационные жалоба и представление должны содержать: наименование суда кассационной инстанции, в который подаются жалоба или представление; данные о лице, подавшем жалобу или представление, с указанием его процессуального ...

Прокурор не является субъектом рассмотрения надзорной жалобы, а вносимое им в суд надзорное представление является таким же поводом для возбуждения надзорного производства, как и жалоба любого другого участника процесса. Основанием для внесения надзорного представления прокурором является информация нижестоящего прокурора о несогласии с тем или иным судебным решением.

Надзорная жалоба может быть подана в суд надзорной инстанции лично субъектом обжалования, через представителя либо по почте. Если жалоба подана непосредственно в суд, то канцелярия суда или секретариат президиума по просьбе заявителя или его представителя выдает документ, подтверждающий факт принятия жалобы с указанием даты, объема жалобы (количество листов) и прилагаемых к ней документов.

Ознакомление с жалобой других участников процесса либо иных лиц, чьи интересы затрагиваются в жалобе, согласно закону не может иметь место до принятия решения о возбуждении надзорного производства и, стало быть, мнение названных лиц не может учитываться при возбуждении надзорного производства. Что же касается ознакомления заинтересованных лиц с надзорными жалобой или представлением после возбуждения надзорного производства, то представляется правильной практика направления указанным лицам копии надзорных жалобы или представления. Именно таким образом реализуется предусмотренное законом право на ознакомление с жалобой или представлением, закрепленное в ч. 2 ст. 407 УПК.

Под судом, правомочным пересматривать судебное решение, следует понимать тот предусмотренный в ст. 403 УПК суд надзорной инстанции, который с соблюдением требования инстанционности вправе по жалобе или представлению принять процессуальное решение в соответствии со ст. 408 УПК.

Надзорные жалоба или представление, вносимые в суд надзорной инстанции, должны быть составлены в соответствии с требованиями ст. 375 УПК и содержать:

1) наименование суда надзорной инстанции, в который подаются жалоба или представление;

2) данные о лице, подавшем жалобу или представление, с указанием его процессуального положения, места жительства или места нахождения;

3) указание на приговор или иное решение, которое обжалуется, и наименование суда, его постановившего или вынесшего;

4) доводы лица, подавшего жалобу или представление, с указанием оснований, предусмотренных ст. 379 УПК;

5) перечень прилагаемых к жалобе или представлению материалов;

6) подпись лица, подавшего жалобу или представление. Невыполнение указанных требований является препятствием для рассмотрения жалобы или представления в суде надзорной инстанции.

Особое значение в числе требований, предъявляемых законом к надзорному ходатайству, имеют доводы субъекта обжалования, которыми обосновывается неправосудность обжалуемого судебного решения. Отвечающая требованиям закона жалоба или представление официально признаны законом процессуальными документами, влекущими за собой определенные правовые последствия, например необходимость их рассмотрения. Кроме того, законодатель обязал субъекты обжалования в надзорных ходатайствах указывать конкретные основания к отмене судебного решения и приводить соответствующие доводы (п. 4 ч. 1 ст. 375 УПК).

4 стр., 1524 слов

Производство в суде надзорной инстанции

... с актуальностью курсовой работы поставим цель – рассмотреть производство в надзорной инстанции. Задачами работы являются: 1.Раскрыть понятие, сущность и значение данной стадии. 2.Рассмотреть суды, рассматривающие надзорную жалобу или надзорное представление. 3.Представить порядок рассмотрения надзорных жалоб и представлений. 4.Рассмотреть ...

К надзорным жалобе или представлению необходимо прилагать копию судебного решения суда первой инстанции — приговора, определения, постановления и заключения суда, копию судебного решения судов апелляционной и кассационной инстанций — приговора или определения, копию кассационного определения и копии судебных решений (см. постановления, определения) нижестоящих надзорных инстанций, если решение суда первой инстанции было обжаловано в эти судебные инстанции.

Доводы, изложенные в надзорной жалобе, могут быть подтверждены не только надлежаще заверенными копиями процессуальных документов, но и иными материалами, поступившими вместе с жалобой или представлением либо представленными сторонами в суде. Например, к надзорному ходатайству субъект обжалования вправе приобщить копию приговора по предыдущему делу, из которой видно, что деяние, за которое лицо было осуждено данным приговором, в настоящее время декриминализировано, и суд первой инстанции необоснованно назначил наказание по совокупности приговоров. К надзорному ходатайству могут быть приобщены удостоверенные в установленном порядке справки об инвалидности, о заболевании, об участии в боевых действиях, о государственных наградах и т.п. [7].

1.3 Рассмотрение уголовных дел судом надзорной инстанции

Важным нововведением в УПК является установление срока рассмотрения судом надзорной инстанции дела в судебном заседании. Этот срок — не позднее 15 суток, а Верховным Судом РФ — не позднее 30 суток исчисляется со дня принятия предварительного решения судьи о возбуждении надзорного производства и передаче дела на рассмотрение суда надзорной инстанции.

О времени и месте заседания суда суд извещает лиц, указанных в ст. 402 УПК. В ч. 1 ст. 402 УПК перечислены лица, которым предоставлено право обжалования вступившего в законную силу судебного решения, поэтому из сопоставления ч. 1 ст. 402 и ч. 2 ст. 407 УПК можно сделать вывод, что в заседании суда принимают участие лица, по жалобе которых рассматривается дело или в отношении которых внесено представление, а также иные участники процесса (в законе «иные лица»), чьи интересы непосредственно затрагиваются жалобой или представлением. Это могут быть потерпевший, не приносивший жалобы, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители. Эти лица участвуют в судебном заседании (оповещаются о месте и времени судебного заседания) при условии заявления ими ходатайства о желании участвовать в рассмотрении дела в надзорной инстанции. Всем лицам, участвующим в рассмотрении дела в надзорной инстанции, предоставляется право ознакомления с жалобой или представлением и представлять свои возражения.

В ч. 3 ст. 407 изложен порядок судебного разбирательства в надзорной инстанции. Здесь сказано, что дело докладывается членом президиума (соответствующего суда) или другим судьей, ранее не участвовавшим в рассмотрении этого дела в суде первой, апелляционной, кассационной или надзорной инстанции. Закон не регламентирует, кто и в каком порядке назначает судью, который будет докладывать дело. Обычно это делает председатель президиума суда или председатель судебной коллегии соответствующего суда. Судья подлежит отводу по общим правилам и основаниям. Важно отметить, что докладчиком по делу не может быть судья, ранее участвовавший в рассмотрении данного уголовного дела (например, в составе судебной коллегии, рассматривавшей дело в кассационном порядке).

13 стр., 6489 слов

Понятие и значение стадии подготовки дела к судебному разбирательству

... повышение роли подготовки как стадии производства в суде первой инстанции. 1. 2 Цель и задачи подготовки дел к судебному разбирательству Цель стадии подготовки закон определяет как обеспечение своевременного и правильного рассмотрения и разрешения дела (ч. 1 ...

В докладе, кроме мотивов жалобы или представления, докладчик должен сообщить и о новых материалах, представленных вместе с жалобой (представлением), а также возражениях на жалобу (представление), поступивших от других лиц, участвующих в деле. Докладчику могут быть заданы вопросы. Свое мнение о том, какое решение должно быть вынесено по надзорной жалобе, им представленной, судья-докладчик не выражает ни в докладе, ни в ответах на вопросы, которые могут быть ему заданы. Свое мнение судья-докладчик высказывает при совещании судей.

После доклада судьи предоставляется слово прокурору для поддержания внесенного представления (ч. 5 ст. 407 УПК).

Представление может быть внесено как прокурором, выступавшим в суде в качестве государственного обвинителя, так и вышестоящим прокурором. Если же дело рассматривается по жалобе, выслушиваются объяснения осужденного, оправданного, их защитников и других участников судебного разбирательства, если они присутствуют в суде.

Решение суд надзорной инстанции принимает после удаления из зала заседаний сторон и всех присутствующих в нем, либо удаляясь в совещательную комнату. В законе отсутствует указание на принятие решения судьями надзорной инстанции в совещательной комнате. В результате рассмотрения дела президиум суда выносит постановление, а Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ — определение.

Решение об отмене или изменении приговора, определения, постановления суда принимается большинством голосов. При равенстве голосов судей надзорная жалоба или представление считается отклоненной. Исключение составляет принятие решения при рассмотрении Президиумом Верховного Суда РФ надзорной жалобы или представления по уголовному делу, по которому в качестве меры наказания назначена смертная казнь. Если за оставление смертной казни проголосуют менее двух третей членов Президиума Верховного Суда РФ, присутствующих на заседании, жалоба (представление) об отмене смертной казни и о замене ее более мягким наказанием считается удовлетворенной. Так, если в Президиуме Суда 15 судей и 8 из них проголосовали за оставление смертной казни, жалоба (представление) об отмене смертной казни считается удовлетворенной (п. 10 ст. 407 УПК).

Хотя ст. 377 не предусматривает ведения протокола заседания президиумов судов, на практике они (общие для всего заседания президиума) составляются, что способствует четкому ведению делопроизводства этой надзорной инстанции и способствует проверке соблюдения процессуального порядка рассмотрения конкретного дела.

2. Задача 1

В судебном заседании президиума областного суда рассматривалось дело по надзорной жалобе защитника. Дело докладывал член президиума областного суда, который участвовал в рассмотрении данного дела в суде кассационной инстанции. Защитник заявил отвод судье-докладчику на том основании, что последний уже принимал участие в рассмотрении данного дела. Подлежит ли заявленный отвод удовлетворению? Каковы пределы прав суда надзорной инстанции.

5 стр., 2133 слов

Порядок обжалования решений суда

... и другие критерии. ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ СУДА Решения всех судов первой инстанции могут быть обжалованы в суде второй инстанции или в надзорной инстанции. Для мировых судов второй инстанцией является районный суд, именуемый судом апелляционной инстанции, для районного суда – суд субъекта РФ (в ...

Данный отвод судье-докладчику подлежит удовлетворению.

Несмотря на то, что, нормы УПК (ст. 407) не указывают прямо на такой необходимый элемент судебного разбирательства, как подготовительная часть, она де-факто имеет место и в данном процессуальном порядке. В силу чего председательствующий обязан представить суд и прокурора явившимся лицам, разъяснить права, и разрешить возможные отводы, выслушать и разрешить ходатайства сторон и т.п.

Таким образом, в подготовительной части судебного разбирательства в суде надзорной инстанции председательствующий открывает судебное заседание и объявляет, какое уголовное дело рассматривается и по чьим надзорным жалобе или представлению.

После этого председательствующий объявляет:

  • состав суда;
  • фамилии, имена, отчества и процессуальное положение лиц, обжалующих судебное решение, и иных лиц, чьи законные права и интересы непосредственно затрагиваются данными решениями;
  • фамилии, имена и отчества прокурора и переводчика, если они участвуют в судебном заседании.

Председательствующий выясняет, имеются ли у них отводы составу суда и ходатайства.

Во всех случаях дело может докладываться лишь после того, когда разрешены отводы и ходатайства сторон. Положения ст. 377 УПК, регламентирующие порядок производства в кассационной инстанции, могут и должны быть в полной мере распространены и на надзорное производство.

Из всего выше сказанного следует, что ещё на подготовительной стадии судебного разбирательства в суде надзорной инстанции, после оглашения состава суда, как только было заявлено защитником об отводе судьи, который участвовал в рассмотрении данного уголовного дела в кассационной инстанции — председательствующий должен был удовлетворить данное требование — дать отвод этому судье.

Так как, закон не допускает доклад дела судьей либо членом президиума суда, ранее принимавшим участие в рассмотрении данного дела. Такой запрет имеет целью обеспечить объективность и беспристрастность докладчика, и основан на положениях ч. ч. 1 и 2 ст. 63 УПК, исключающих возможность участия судьи в рассмотрении уголовного дела в порядке надзора в тех случаях, когда судья ранее принимал участие в рассмотрении этого же уголовного дела в суде первой либо суде второй инстанции.

2. Задача 2

Приговором городского суда Штырёв был осужден за разбой (по ч. 2 ст. 162 УК РФ).

Областной суд в результате рассмотрения уголовного дела в порядке надзора, отменил приговор и все последующие судебные решения и передал уголовное дело на новое судебное рассмотрение, указав в определении, что районный суд не дал оценки имеющимся в деле вещественным доказательствам и заключению эксперта, достоверность которых вызывает сомнение.

Оцените правомерность судебного решения. Каковы пределы прав суда надзорной инстанции.

Считаю, что данное судебное решение неправомерно, так как на основании ч. 7 ст. 410 УПК РФ суд надзорной инстанции при рассмотрении уголовного дела не вправе:

10 стр., 4674 слов

Статья: Бесплатная юридическая помощь по гражданским делам в ...

... отдельными категориями граждан Российской Федерации юридической помощи бесплатно, и порядке их предоставления» предусматривает, что истцы по рассматриваемым судами первой инстанции делам о взыскании алиментов, ... утвердило положение «О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам».[4] Как сказано в постановлении, Правительство ...

1) устанавливать или считать доказанными факты, которые не были установлены в приговоре или были отвергнуты им;

2) предрешать вопросы о доказанности или недоказанности обвинения, достоверности или недостоверности того или иного доказательства и преимуществах одних доказательств перед другими.

Поэтому, суд допустил грубую ошибку указав в определении, что районный суд не дал оценки имеющимся в деле вещественным доказательствам и заключению эксперта, достоверность которых, по мнению суда надзорной инстанции, вызывает сомнение.

В постановлении (определении) суд надзорной инстанции должен указать конкретное, установленное при рассмотрении уголовного дела основание отмены или изменения судебного решения, предусмотренное ст. 409 УПК. Решение суда надзорной инстанции должно быть ясным, последовательным, юридически обоснованным и содержать выводы о правильности или ошибочности решений суда первой или кассационной инстанций об объеме и доказанности обвинения, квалификации преступления, справедливости назначенного наказания, оно должно соответствовать требованиям, предъявляемым законом к кассационному определению (ст. 388 УПК).

Библиографический список

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kontrolnaya/proizvodstvo-v-sude-nadzornoy-instantsii-v-ugolovnom-protsesse/

1. Конституция РФ от 12 декабря 1993. (в ред. 30.12.2008) // Российская газета. — 1993. — № 237. — 25 декабря.

2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 09.03.2010 № 20-ФЗ)//Российская газета, №249, 22.12.2001.

3. Енаева Л.К. Уголовный процесс. Учебное пособие. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М. — 2003. — 304 с.

4. Комментарий к уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. /Под ред. И.Л. Петрухина. — М.: ТК Велби, Издательство Проспект. — 2008. — 322 с.

5. Научно-практический комментарий к уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) /Под ред. В.М. Лебедева, В.П. Божьева. — М.; Юрайт-Издат. — 2007. — 457 с.

6. Россинский С.Б. Уголовный процесс России: Курс лекций /С.Б. Россинский.- М.: Эксмо. — 2007. — 576 с.

7. Судебное производство в уголовном процессе Российской Федерации. Практическое пособие по применению уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации / Под ред. А.И. Карпова. — М.: Юрайт. — 2008. — 480 с.

8. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: Учебник / Под ред. П.А. Лупинской — М.: Юристъ. — 2005. — 408 с.

9. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: учеб. /Л.Н. Башкатов и др.; отв. Ред. И.Л. Петрухин. — М.: ТК Велби, изд-во Проспект. — 2006. — 664 с.

10. Уголовный процесс: Учебник для вузов /Под ред. В.И. Радченко. — М.: Юридический Дом «Юстицинформ». — 2006. — 338 с.