Полномочия Президента РФ в области защиты прав и свобод человека и гражданина

В соответствии с Конституцией права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность всех органов государственной власти и местного самоуправления. Соблюдение прав и свобод обеспечивается правосудием. Особую роль в этой сфере Конституция отводит Президенту. Слова об обязанности защищать Конституцию, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, верно служить народу есть в тексте присяги Президента, которую он приносит народу при вступлении в должность.

Необходимым условием соблюдения прав и свобод человека и гражданина является положение, при котором все органы государственной власти выполняют свои конституционные обязанности в пределах своей компетенции. Обеспечить такое положение в государстве должен Президент. Для этого Конституцией ему предоставлены особые полномочия по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.

Защищая права и свободы человека и гражданина, Президент опирается на всю систему органов государственной власти. Функции гаранта прав и свобод человека и гражданина требуют от Президента постоянной заботы об эффективности исполнительной, законодательной и судебной властей, разумеется без вторжения в сферу их компетенции.

Будучи юридически дистанцированным от всех ветвей власти, Президент «нормотворчествует», управляет, разрешает споры, осуществляет функции конституционного контроля. Реализуя полномочия по защите прав и свобод, глава государства взаимодействует с Правительством, федеральными судами, прокуратурой, правоохранительными органами, общественными объединениями.

Президент обязан добиваться того, чтобы Конституция и нормативные акты субъектов федерации полностью соответствовали Конституции страны, федеральному законодательству, задачам обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина. В противном случае Президент имеет право потребовать от любого федерального органа власти либо органа власти субъекта федерации соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а в случае их попрания — требовать восстановления нарушенных прав в полном объеме. При этом Президент может предпринять самые решительные меры, вплоть до принудительных.

Конституционные полномочия гаранта прав и свобод человека и гражданина Президент реализует, используя свое право законодательной инициативы. Он также издает указы по защите правового положения личности в целом и отдельных групп населения, а также по обеспечению граждан всей полнотой личных, политических и социально-экономических прав.

4 стр., 1699 слов

Деятельность Комиссии по правам человека при Президенте РК

... приоритетности прав человека мировым сообществом и обязанность осуществлять международное сотрудничество "в поощрении уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии". На национальном уровне политика Казахстана в данной ...

Власть Президента ограничивается пределами Конституции. Многие россияне воспринимают обязанности Президента гарантировать Конституцию, права и свободы человека и гражданина достаточно широко. Часто они адресуют Президенту свои жалобы на решения, например, правоохранительных органов или даже приговоры судов. Однако Президент, исходя из конституционного принципа разделения властей, не имеет права подменять функции и полномочия этих органов. Общие рамки полномочий Президента определяются принципом разделения властей и требованием Конституции, согласно которому указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции и федеральным законам.

Перечисленные аспекты и определяют актуальность темы данной работы.

Цель работы – проанализировать деятельность Президента РФ в области защиты прав и свобод человека и гражданина.

Задачи работы:

1. Охарактеризовать конституционные основы прав и свобод.

2. Изучить полномочия Президента РФ в области защиты прав и свобод человека и гражданина.

ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ

1.1. Понятие и сущность прав и свобод

В статье 2 Конституции РФ говорится: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью…». Это говорит о том, что Россия является правовым государством, одним из важнейших признаков такого государства является выраженное в данной статье провозглашение человека, его прав и свобод высшей ценностью, а президент страны олицетворяет в своем лице того, кто гарантирует их соблюдение. Это единственная высшая ценность остальные общественные ценности такой конституционной оценки не получили и располагаются по отношению к ней на более низкой ступени и не могут ей противоречить.

Подчёркивание прав и свобод человека как высшей ценности, признаваемой, соблюдаемой, защищаемой государством, не означает и не допускает какого-то принижения государства. Наоборот, эта обязанность правового государства может значительно повысить его авторитет и значение в жизни общества, в организации экономической и культурной жизни общества. Разумеется, если эти необходимые общественные функции государства будут полно и последовательно исполняться.

Права человека – это определённые нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности, которые выражают её свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями её жизни, её взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами.

Права человека дают обществу возможность управлять государством или дистанцироваться от него, самоопределяться в сфере частной жизни, выборе убеждений, отношении к религии, собственности. Поглощение гражданского общества государством, огосударствление всех сфер жизни происходят там, где права человека либо отсутствуют, либо носят декоративный характер. Теория прав человека как наука призвана изучать природу и сущность этого явления, его генезис, социальные, философские, политические, этические, религиозные предпосылки. Важнейшее место в науке о правах человека отводится исследованию взаимодействия прав человека и государства.

Так же она рассматривает их не только как явление юридическое; она раскрывает связь этих прав с политикой, нравственностью, философией, религией, поскольку права человека – это сложное многомерное образование. Правовое демократическое государство признаёт приоритет прав человека, ограничивая этими правами свои властные функции. Поэтому подлинная природа государства раскрывается через права человека, место и роль индивида в обществе, его взаимоотношения с государством.

8 стр., 3850 слов

Судебный порядок обжалования действий и решений нарушающих права ...

... располагает ст. 45 (право граждан на судебную защиту), тем самым гарантируя соблюдение этого права. ВИДЫ ЖАЛОБ. ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО РАССМОТРЕНИЯ В общем виде организационно-правовые гарантии соблюдения прав и свобод граждан можно подразделять на ...

Для России крайне важны понятия прав человека. Особая их значимость в жизни общества, в развитии нормальных связей и взаимодействий между людьми и социальными группами, между личностью и государством требует определить общие закономерности этих явлений, позволяющие координировать и упорядочивать общественные отношения. В общественном сознании, в культуре страны – как дореволюционной, так и послереволюционной – права человека не занимали значительного места. На сегодняшний момент в России всё ещё отсутствует подлинное уважение к человеку и его правам, так как деформация правосознания, происходившая десятилетия, укоренившееся пренебрежение к правам и свободам создают ситуацию незащищенности человека, его неуверенность в предсказуемости действий властей.

Вместе с тем, эффективная реализация и охрана прав и свобод человека и гражданина предполагает наличие механизма юридического гарантирования. Конституция РФ предусматривает различные юридические средства, обеспечивающие права и свободы.

Во-первых, в России учрежден пост Президента России как гаранта прав и свобод человека и гражданина (ст. 80 Конституции РФ) В Администрации Президента РФ в качестве самостоятельною подразделения функционирует Управление Президента РФ по работе с обращениями граждан. Наряду с этим, функционирует Комиссия по правам человека при Президенте РФ, представляющая собой элемент национальной системы несудебных институтов, призванных обеспечить права человека и гражданина.

Во-вторых, приказом Президента РФ от 6 ноября 2005 г. № 1417 учреждён Совет по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Он является консультативным органом при Президенте Российской Федерации, образованным в целях оказания содействия главе государства в реализации его конституционных полномочий в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, информирования Президента Российской Федерации о положении дел в этой области, содействия развитию институтов гражданского общества, подготовки предложений главе государства по вопросам, входящим в компетенцию Совета. Совет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации.

Внутригосударственные механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина дополняются международно-правовыми формами их обеспечения. Поэтому важно изучать систему международно-правовой защиты прав человека, её развитие, сочетание универсальных и региональных механизмов, осуществляющих такую функцию.

Учитывая значимость прав человека в обеспечении нормальной жизнедеятельности общества, следует обратить особое внимание на механизмы и процедуры их защиты, раскрыть её конституционные, судебные, административно- правовые способы, показать особенности правоохранных механизмов в зарубежных странах, их становление в российском государстве. Международное право исследует систему международно-правовых актов по правам человека, структуру и назначение органов, осуществляющих международно-правовую защиту этих прав.

4 стр., 1629 слов

Политические права и свободы гражданина РФ

... Федеральные конституционные законы Российской Федерации и др. Структура курсовой работы обусловлена объектом, предметом, целями и задачами. Курсовая работа включает введение, 3 раздела, заключение, список литературы. 1.Понятие политических прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Понятие ...

Все эти сложные проблемы составляют предмет теории прав человека. Они требуют глубокого изучения и освоения, поскольку без этого невозможна культура гуманитарного мышления, человеческое измерение всех процессов, происходящих внутри общества и в современном мире в целом. Конституционное, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, административно-процессуальное право изучают процедуры и механизмы защиты прав человека, способы восстановления нарушенных прав.

Отраслевые юридические науки изучают конституционные, гражданские, земельные, аграрные, экологические и иные права индивидов, в единстве своём образующие правовой статус человека и гражданина. Знания о правах человека, ставят целью не только воспитывать людей, формировать правильные представления о правах человека как необходимом условии его свободы и равенства, но и создавать правовое общество, в котором права человека являются неотъемлемыми, а уважение и защита прав человека – важнейшим свойством всего уклада государственной и общественной жизни.

1.2. Понятие «гарантирование прав и свобод»

Конституция Российской Федерации 1993 года закрепила положение, согласно которому Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Это позволяет нам сделать вывод, что он обязан гарантировать права и свободы каждому и защищать их всеми доступными ему средствами. Можно согласиться с утверждением Л.Д. Воеводина, что в демократическом и правовом государстве гарантом в истинном смысле слова является «суверен» — народ, а не какое-либо должностное лицо, как бы высоко оно ни было поставлено на лестнице государственной иерархии. Именно народ возлагает на Президента государства обязанности по защите прав и свобод, предоставляя ему широкие полномочия в данной области.

Категория «гарантирование прав и свобод» традиционно в науке рассматривается как создание условий и средств, обеспечивающих фактическую реализацию и всестороннюю охрану прав и свобод всех и каждого. Отсюда следует вывод, что как юридически, так и практически нет ни одного субъективного права (свободы) человека и гражданина, в реализации которого Президент не имел бы возможности участвовать. Его полномочия в этой области не могут конкурировать с каким-либо другим органом общей компетенции. Как глава государства он имеет в своем распоряжении все необходимые средства для проведения оперативной (своевременной) и массовой защиты прав. Президент России, выступая гарантом прав и свобод личности, может защитить права и свободы каждого, которые нарушены любыми органами власти или иными объективно существующими факторами (преступность, рост цен, безработица и т.д.).

Мировая практика говорит о том, что блага государства и его граждан будут эффективно защищены главой государства (президентом), если он: во-первых, является символом конкретного государства, его единства; представляет высшие государственные интересы как внутри страны, так и в мировом сообществе; во-вторых, представляет весь народ данной страны, его интересы и выступает от имени народа; консолидирует общество, цементирует общественно-политическую и государственную жизнь; в-третьих, несет персональную ответственность за положение дел в стране, обеспечивает стабильность и принимает оперативные меры по обеспечению безопасности государства и защиты его граждан; в-четвертых, направляет деятельность всего государственного аппарата по защите конституционных основ государства и прав и свобод личности; в-пятых, является «высшим защитником» интересов простых граждан, оперативно реагирует на нарушения прав граждан, рассматривает жалобы и принимает все меры для восстановления нарушенных прав и свобод личности.

4 стр., 1705 слов

Юридические механизмы защиты прав свобод человека

... с правами гражданина, которые мы рассмотрим позже(это весь комплекс прав, которые государство обеспечивает лицам, имеющим гражданство). Гражданские права гарантируют свободы человека и его неприкосновенность, очерчивают границы личной свободы человека ... в браке и при его расторжении, а в последнем случае – и защиту прав детей разводящихся супругов, дети обязаны заботиться о родителях, а родители – ...

Президент Российской Федерации, выступая гарантом прав и свобод человека и гражданина, обладает широкими полномочиями в области охраны и защиты прав личности. Думается, что такие полномочия вполне оправданы, т.к. Президент страны призван руководить верхними эшелонами власти. В этой области, на наш взгляд, он обоснованно имеет приоритетные возможности. Так, согласно ч. 2 ст. 80 Конституции РФ, он «…обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти» по защите прав и свобод.

ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕЗИДЕНТА РФ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

2.1. Роль Президента РФ в обеспечении прав и свобод граждан

В соответствии с Конституцией права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность всех органов государственной власти, местного самоуправления. Соблюдение прав и свобод обеспечивается правосудием. Особую роль в этой сфере Конституция отводит Президенту. Слова об обязанности защищать Конституцию, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, верно, служить народу есть в тексте присяги Президента, которую он приносит народу при вступлении в должность.

Необходимым условием соблюдения прав и свобод человека и гражданина является положение, при котором все органы государственной власти выполняют свои конституционные обязанности в пределах своей компетенции. Обеспечить такое положение в государстве должен Президент. Для этого Конституцией ему предоставлены особые полномочия по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.

Защищая права и свободы человека и гражданина, Президент опирается на всю систему органов государственной власти. Функции гаранта прав и свобод человека и гражданина требуют от Президента постоянной заботы об эффективности исполнительной, законодательной и судебной властей, разумеется, без вторжения в сферу их компетенции.

Президент управляет, разрешает споры, осуществляет функции конституционного контроля. Реализуя полномочия по защите прав и свобод, глава государства взаимодействует с Правительством, федеральными судами, прокуратурой, правоохранительными органами, общественными объединениями. При Президенте действует Комиссия по правам человека. Комиссия призвана содействовать совершенствованию государственного механизма обеспечения прав и свобод.

Президент обязан добиваться того, чтобы Конституция и нормативные акты субъектов федерации полностью соответствовали Конституции страны, федеральному законодательству, задачам обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина. В противном случае Президент имеет право потребовать от любого федерального органа власти либо органа власти субъекта Федерации, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а в случае их попрания — требовать восстановления нарушенных прав в полном объеме. При этом Президент может предпринять самые решительные меры, вплоть до принудительных.

15 стр., 7005 слов

Конституционные права и свободы человека

... курсового исследования являются конституционные права и свободы человека, а также механизм их реализации. Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие при реализации прав и свобод человека и гражданина. Целью курсового исследования является раскрытие понятия и юридическая природа основных прав, свобод и обязанностей граждан, ...

Конституционные полномочия гаранта прав и свобод человека и гражданина Президент реализует, используя свое право законодательной инициативы. Он также издает указы по защите правового положения личности в целом и отдельных групп населения, а также по обеспечению граждан всей полнотой личных, политических и социально-экономических прав.

Власть Президента ограничивается пределами Конституции. Многие россияне воспринимают обязанности Президента гарантировать Конституцию, права и свободы человека и гражданина достаточно широко. Часто они адресуют Президенту свои жалобы на решения, например, правоохранительных органов или даже приговоры судов. Однако Президент, исходя из конституционного принципа разделения властей, не имеет права подменять функции и полномочия этих органов. Общие рамки полномочий Президента определяются принципом разделения властей и требованием Конституции, согласно которому указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции и федеральным законам.

2.2. Правозащитная функция российского Президента

Содержание правозащитной функции российского Президента отчетливо выражено в присяге, произносимой им при вступлении в должность: «…Клянусь уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации». Иными словами, Президент обязуется постоянно следить за положением дел в стране с правами и свободами и своевременно реагировать на их нарушения. Для этой цели он наделен разнообразными полномочиями, позволяющими ему выполнять свою правозащитную функцию.

Глава российского государства выступает с законодательной инициативой по наиболее важным вопросам защиты прав и свобод личности. Надо иметь в виду, что в соответствии с мировым опытом ни в президентской, ни в полупрезидентской республике президент не обладает таким правом. Вопрос о наличии или отсутствии у президента права внесения законопроектов должен рассматриваться исходя из конкретной политической ситуации и системы взаимоотношений между ветвями власти. Сегодня в России есть необходимость, чтобы Президент Российской Федерации, осуществляя свою функцию по охране прав и свобод личности, активно выступал с законодательной инициативой по наиболее важным направлениям правозащитной деятельности российского государства.

Практика свидетельствует о том, что Президент РФ своевременно использует предоставленное ему право — выступать инициатором законопроектов. Например, в последние годы Президентом были внесены десятки важнейших актов, направленных на реформирование структуры государственной власти и укрепление государственной защиты прав граждан. Кроме того, осуществляя правотворческую деятельность, он издает указы, направленные как на защиту прав и свобод всего населения, так и отдельных социальных групп, включая пенсионеров, военнослужащих, студентов и других категорий, особо нуждающихся в защите со стороны государства. Частью указов Президента РФ оформляются решения нормативного характера, т.е. содержащие общие правила поведения, рассчитанные на постоянное или многократное применение и относящиеся к неопределенному кругу лиц, органов государственной власти и управления [7] .

Вместе с тем, Президент Российской Федерации должен принимать указы тогда, когда создается действительная необходимость срочно урегулировать определенные отношения, которые еще не урегулированы законом, и невозможно отложение этого решения до принятия соответствующего нормативного акта. В данном случае конкретная ситуация создает для Президента состояние «крайней необходимости» в издании нормативного указа. Издание таких актов возможно только в той сфере отношений, гарантом которых в силу статьи 80 Конституции является Президент РФ, и только в целях, которые указаны в этой норме (соблюдение и защита прав и свобод, основ конституционного строя, охраны Конституции страны и др.).

9 стр., 4222 слов

Право собственности граждан на землю в Республике Беларусь

... г. на понятии частной собственности на землю преимущественно как собственности, принадлежащей конкретному физическому лицу — гражданину. В ст.4 закона «О праве собственности на землю» было указано, что в собственности граждан РБ, постоянно проживающих на ...

В порядке реализации этого конституционного положения Президент России издал за последние три года более 100 указов, причем часть их напрямую затрагивает права и свободы как всех граждан, так и отдельных категорий. Так, например, Указ Президента РФ от 25 сентября 2004 года № 1237 «О дополнительных мерах государственной поддержки правозащитного движения в Российской Федерации» был направлен на укрепление взаимодействия органов государственной власти и правозащитных структур. Президент указал на необходимость оказания материально-технической поддержки комиссиям по правам человека, обязал полномочных представителей Президента России привлекать к работе в совещательных органах представителей правозащитных организаций, а также учитывать их мнение при вынесении решений.

В целом на защиту прав и свобод всех граждан направлено большинство указов Президента РФ. Однако следует признать, что указов Президента России, направленных на охрану и защиту прав и свобод человека и гражданина, не так много. Это позволяет нам сделать вывод, что российский Президент не в полной мере реализует свои полномочия как гаранта прав и свобод человека и гражданина. Несмотря на конституционное ограничение полномочий главы государства на вмешательство в сферу законодательного регулирования общественных отношений, представляется целесообразным, используя согласительные процедуры с парламентариями, осуществлять оперативное и своевременное правовое регулирование всех вопросов, касающихся прав граждан. Это позволит:

  • понять степень владения Президентом реальной информацией о положении дел в стране с правами граждан;
  • использовать адекватные меры, исключающие дальнейшие нарушения;
  • повысить авторитет Президента как гаранта прав граждан.

Вместе с тем никоим образом не должно ущемляться право парламента по принятию соответствующего закона, который наиболее детально и четко регламентирует соответствующие отношения. Президент своим актом, согласованным с парламентом, определяет лишь основу тех или иных действий по защите, ее главную (основную) идею, которая в дальнейшем будет выражена законодательно.

В целях защиты прав и свобод личности Президент РФ может издавать указы, расширяющие набор прав человека, не урегулированные законом, но не вправе их ограничивать. Таким образом, федеральный закон становится обязательным инструментом для реализации Президентом своих конституционных обязанностей и издания подзаконных правовых установлений. Некоторые ограничения прав и свобод человека и гражданина возможны в силу статьи 55 Конституции РФ только на основании федерального закона, и установление их указами Президента РФ противоречило бы конституционным нормам.

Особое значение имеют послания Президента Российской Федерации. Они не являются обязательными нормативными актами, но служат ориентиром в законодательной деятельности Федерального Собрания по защите прав и свобод личности. Анализ посланий Президента России позволяет сделать вывод, что на протяжении ряда лет глава государства ориентирует все государственные органы на эффективную работу в сфере реализации и защиты прав и свобод граждан. Например, в последнем послании Федеральному Собранию глава государства определил основные направления законотворческой деятельности в области защиты прав и свобод отдельных категорий граждан, которые нуждаются сегодня в особой защите государства (дети, военнослужащие, малоимущие, пенсионеры).

6 стр., 2972 слов

Конституционные права и обязанности гражданина Российской Федерации

... прав и свобод; 3. верховенство конституционных (основных) прав и свобод, делающее все иные права и свободы в той или иной сфере жизни (трудовые, социальные и т.д.) производными; 4. принадлежность основных прав и свобод каждому гражданину; 5. всеобщность основных прав, свобод и обязанностей, ...

При этом подчеркивалось, что необходимо задействовать все государственные механизмы для защиты и использовать весь потенциал Конституции (особенно конституционные принципы) для эффективной защиты прав и свобод личности. Только действующий глава государства вправе ставить перед органами власти программные задачи, и только у него есть реальная возможность организовать их эффективное выполнение.

С каждым годом смещаются акценты защиты тех или иных прав. Это связано с тем, что в посланиях делается попытка государственно-правового анализа современного состояния российской государственности. Кроме того, используется метод стратегического планирования для предотвращения возможных неблагоприятных последствий в той или иной сфере конституционно-правовых отношений. Например, в последние годы российский Президент, обозначая основные приоритеты страны, указывал на бедность и социальную незащищенность большинства граждан, невозможность реализации отдельных социальных прав. В связи с вышеуказанным были поставлены основные задачи по повышению благосостояния граждан и развитию социальной сферы.

На наш взгляд, послания главы государства выступают основой формирования конституционно-правового механизма защиты прав граждан и всей государственно-правовой стратегии страны. Как программно-политический акт послания «обязательны для рассмотрения парламентом и исполнения правительством» [11] . Необходимо также отметить сдерживающие полномочия главы государства в сфере правозащитного законотворчества. В соответствии с частью 2 статьи 85 Конституции Российской Федерации Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти, в частности, нарушающих права и свободы. При этом необходимо иметь в виду ряд обстоятельств: нормативный акт должен противоречить Конституции РФ, федеральным законам и международным обязательствам; нормативный акт должен исходить только от исполнительного органа государственной власти, но не законодательного; действие приостанавливается до решения соответствующих судов об их несоответствии действующему российскому законодательству.

Надзорная функция главы государства в большей степени имеет политико-правовой аспект, связанный с профилактикой конституционной безопасности государства. Так, например, в 2008 году Президентом издано немало указов о приостановлении актов исполнительной власти субъектов Федерации, противоречащих Конституции РФ и федеральным законам, что сыграло значительную профилактическую роль в обеспечении законности и укреплении прав граждан.

Кроме того, завершая всю законодательную деятельность парламента страны, глава государства наделен правом вето. Право вето позволяет Президенту своевременно реагировать на нарушения прав и свобод, которые еще не возникли, но могут возникнуть в случае вступления в силу закона, нарушающего права и свободы личности.

4 стр., 1588 слов

Президент Российской Федерации

... Президента РФ Основные функции Президента как главы государства определены Конституции Российской Федерации. Президент Российской Федерации: а) является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина; б) в установленном Конституцией Российской Федерации порядке, он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ...

Получила большое распространение практика возвращения законов. Президент имеет право возвратить федеральный закон только в случае, если до его направления Президенту РФ он принимался в обычном порядке (ст. 105 Конституции РФ), а не в порядке преодоления президентского вето. Если же федеральный закон был повторно рассмотрен и одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 107 Конституции Российской Федерации (преодоление президентского вето), то Президент не имеет права возвратить такой федеральный закон со ссылкой на нарушение конституционной процедуры повторного рассмотрения и одобрения.

В соответствии со статьей 88 Конституции Российской Федерации Президент вправе вводить на территории России или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение. Особый режим устанавливается, когда необходимо защитить права и свободы личности, интересы общества и государства. При этом, если в условиях чрезвычайного положения Президент РФ ограничивает или отменяет права, составляющие сердцевину корпуса прав и свобод человека, он совершает антиконституционные действия. Право Президента страны на введение чрезвычайного положения ограничено международно-правовыми обязательствами России. В частности, Международный пакт о гражданских и политических правах допускает ограничения государством политических и гражданских прав во время «чрезвычайного положения в государстве, при котором жизнь нации находится под угрозой, о наличии которой официально объявляется». При этом отступления от обязательств по данному акту допустимы «только в такой степени, в какой это требуется остротой положения при условии, что такие меры не влекут за собой дискриминацию исключительно на основе расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального положения.

Президент Российской Федерации имеет в своем распоряжении организованный аппарат, который выполняет его отдельные функции по защите прав и свобод человека и гражданина. В нем следует выделить основные, на наш взгляд, правозащитные органы: Комиссию по правам человека при Президенте РФ, Управление Президента по работе с обращениями граждан и Контрольное управление.

Указ Президента РФ от 18.10.1996 № 1457 «Об утверждении Положения о Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации» утратил силу в связи с изданием Указа Президента РФ от 06.11.2004 № 1417 «О Совете при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека». Важное место в системе органов при Президенте РФ, осуществляющих защиту прав и свобод, занимает Комиссия по правам человека при Президенте РФ. Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации образована в соответствии с Указом «О Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации» с целью усиления гарантий гражданских и политических прав граждан. Указом Президента РФ «Об утверждении положения о Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации» утверждено положение о ней. Комиссия является совещательным и консультативным органом при Президенте России. Она содействует реализации главой государства его конституционных полномочий гаранта прав и свобод и обладает широкими полномочиями в области защиты прав личности. В частности, она изучает и анализирует информацию по вопросам обеспечения и защиты прав граждан; составляет ежегодные и специальные доклады, вносит предложения по совершенствованию механизма защиты прав и свобод; рассматривает обращения граждан, иностранных лиц и лиц без гражданства; проводит экспертизу законопроектов; проверяет по поручению Президента информацию о нарушениях прав и свобод, анализирует действующее законодательство и дает рекомендации по вопросам защиты прав и свобод и т.д.

По статистике каждый месяц в Комиссию по правам человека от граждан поступает от 500 до 1000 обращений, не считая обращений организаций и депутатов. Комиссия состоит из 30 человек, которые работают в ней на общественных началах. Так, при подведении итогов работы в прошлом годау отмечалось, что проведена экспертиза таких законопроектов, как «Об обращениях граждан», «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», а также других законопроектов, вносящих изменения в действующее законодательство. Кроме того, работа Комиссии была сконцентрирована на совершенствовании механизма обеспечения прав человека. [14]

Управление Президента РФ по работе с обращениями граждан является структурным подразделением Администрации и ведет учет устных и письменных обращений граждан, информационно-справочную и аналитическую работу, осуществляет контроль за своевременным выполнением органами государственной власти поручений по обращениям. Например, Управление Президента РФ по работе с обращениями граждан подготовило аналитический обзор почты главы государства. Общее количество россиян, обратившихся к Президенту, ежегодно увеличивается на 35-40%. Это свидетельствует о том, что постоянно растет количество обращений с просьбой защитить права и свободы, т.к. они часто нарушаются. В настоящее время Управление по работе с обращениями граждан делает еженедельные отчеты о поступивших обращениях граждан, количество которых не уменьшается.

Думается, важно исключить существующий годами формализм в работе с обращениями граждан. Существующая система «спускания» обращений на места для принятия по ним решений неэффективна по следующим причинам: во-первых, «все возвращается на круги своя». Предположительно, что органы власти на местах знают или должны знать о существующих нарушениях, но либо не хотят, либо не могут что-либо предпринять. Поэтому необходимо задействовать контрольные механизмы главы государства, в случаях неоднократных обращений из какого-либо субъекта. Во-вторых, спущенное свыше обращение будет рассмотрено обязательно для того, чтобы отчитаться о его выполнении на бумаге. Реальная картина проделанной работы будет неясна. Подобная схема работы подрывает авторитет власти в целом и нацелена не на практический результат, а на формальный (т.е. ту или иную форму отчета о проделанной работе).

Особое значение в деятельности Президента как гаранта прав и свобод имеют контрольные функции. Действенный контроль — это необходимое условие сильной власти, важнейший механизм повышения эффективности и результативности деятельности государственных органов и должностных лиц по защите прав граждан. Контрольные функции главы государства призвано реализовывать Контрольное управление Президента России. В соответствии с пунктом 3 Положения о Контрольном управлении Президента Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 8 июня 2004 г. № 729) его основными задачами являются: контроль и проверка исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также организациями федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента Российской Федерации, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданина) указов, распоряжений и иных решений Президента Российской Федерации; контроль за реализацией общенациональных проектов; контроль и проверка исполнения поручений Президента Российской Федерации и Руководителя Администрации Президента Российской Федерации; контроль за реализацией ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, бюджетных посланий Президента Российской Федерации и иных программных документов Президента Российской Федерации; информирование Президента Российской Федерации и Руководителя Администрации Президента Российской Федерации о результатах проверок и подготовка на их основе предложений по предупреждению и устранению выявленных нарушений.

В настоящее время глава государства может своевременно реагировать на деятельность глав субъектов Федерации. Право Президента отрешать от должности высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, которое в течение месяца после вынесенного ему предупреждения не принимает мер по устранению нарушений законодательства и прав граждан, нацеливает всех руководителей на законную деятельность в рамках всего конституционно-правового поля.

Конституционный Суд, признавая соответствующие полномочия Президента Российской Федерации соответствующими Основному Закону, указал и на еще один важный момент указанной деятельности главы государства — обеспечение взаимодействия всех властей. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 4 апреля 2002 года № 8-П указывалось, что механизм отрешения высшего должностного лица субъекта Федерации от должности обеспечивает необходимый в процессе применения Президентом России указанной меры федерального воздействия баланс законодательной, исполнительной и судебной власти и их согласованное взаимодействие.

Необходимость укрепления власти и повышение эффективности защиты прав на местах предопределили появление института полномочных представителей Президента России, которые, осуществляя контрольные полномочия, призваны оперативно информировать о ситуации в регионах и способствовать становлению гражданского общества.

Все рассмотренные средства, с помощью которых Президент РФ может защитить права и свободы личности, позволяют нам сделать вывод, что в его распоряжении есть необходимые и эффективные правозащитные механизмы. Он должен их активно использовать, чтобы быть подлинным гарантом прав и свобод каждого гражданина. Представляется важным отметить, что только своевременные, обоснованные, плановые действия, высшим критерием которых выступают права граждан, позволят Президенту России выступать реальным гарантом прав и свобод граждан. На наш взгляд, недопустима наблюдательная или выжидательная позиция главы государства в вопросах защищенности прав граждан. Важно начинать активные мероприятия по консолидации всего общества и укреплению безопасности граждан не только в период обострения ситуации в стране, но и в ходе ежедневной работы. По-прежнему ведущим направлением в деятельности главы государства является политическое, директивное руководство. Глава государства в эпоху радикальных преобразований неизбежно берет на себя функцию главного политического реформатора. А любые реформы власти должны вести как к укреплению вертикали власти, так и прежде всего к полной и надлежащей реализации всеми государственными органами своей основной обязанности по защите прав граждан.

Например, после трагедии в Беслане Президент признал, что судебная власть и правоохранительные органы поражены коррупцией, не уделяется должного внимания вопросам безопасности граждан, страна не защищена ни с Запада, ни с Востока.

Таким образом, можно сделать вывод, что в статусе главы государства как гаранта Конституции, прав и свобод личности нет неопределенности, поскольку его реализация подкрепляется конкретными полномочиями. Следить за соблюдением Конституции и прав и свобод личности — это типичная функция главы государства. Она касается и контроля Президента за осуществлением конституционных положений в деятельности государственных органов путем непосредственного обращения к нарушителям, а также обращений в Конституционный Суд, приостановления актов исполнительной власти субъектов Федерации, применения мер воздействия к должностным лицам, нарушающим Конституцию. Только комплексное использование всех средств, предоставленных главе российского государства, позволит переломить негативную ситуацию, связанную с действенностью и эффективностью государственной защиты прав граждан в России.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предметом исследования в данной работы были особенностей политики Президента РФ в области обеспечения и реализации прав и свобод российских граждан. В работе, согласно действующему законодательству, прежде всего Конституции РФ, были отражены основные моменты, понятия, проблематика и особенности прав и свобод в современной России. Доверие граждан нынешнему президенту, на наш взгляд, и его высокий рейтинг на всём протяжении работы, является ярким доказательством благополучия граждан, а также это своего рода «индикатор» соблюдения их прав и свобод – основы демократического правового государства.

Провозглашение прав и свобод человека предполагает ориентацию на их обеспечение всех государственных органов, а общества — на осуществление контроля за тем, как эти права обеспечиваются властью. Декларирование прав и свобод человека направлено, таким образом, на то, чтобы именно они стали главной целью функционирования власти и существования общества. Однако за годы проведения реформ, вопреки благим намерениям и оптимистическим прогнозам их зачинателей, образовался определенный разрыв между теорией и практикой прав и свобод человека. Устранение этого разрыва — важнейший приоритет российской правовой политики сегодня, которая проводится президентом и его командой. Как показал исторический опыт мало провозгласить определенные права и свободы — главное материализовать их, претворить в жизнь. А это более сложная задача. Сегодня с одной стороны, общество осознало необходимость и безусловную ценность естественных прав и свобод человека, а с другой — оно пока не в состоянии обеспечить их полное и гарантированное осуществление. На наш взгляд, в этом и кроется основная проблема в области прав человека в России.

Анализ тенденций развития прав и свобод человека показывает сложный и противоречивый путь их реализации. Каждый новый этап развития человечества порождает новые трудности; человечество не только не должно ослаблять борьбу за права и свободы человека, но объединять свои усилия для преодоления новых возникающих антигуманных ситуаций, ибо без осуществления прав человека невозможно устойчивое развитие современной России. Эта проблема разрешима только политико-правовыми средствами. А решать её, думается, Президенту как главе государства и гаранту прав и свобод человека и гражданина.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/otchet/garantii-predostavlyaemyie-zakonodatelstvom-prezidentu-rf/

1. Конституция Российской Федерации. – М.: Издательство: АСТ, Астрель, 2006.

2. Федеральный закон РФ от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ в редакции Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 29 июля 2000 г. № 106-ФЗ // СЗ РФ. 2000. № 31. Ст. 3205.

3. Положение о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе (утв. Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849) // Российская газета. 2001. 4 апреля.

4. Авакьян С.А. Президент Российской Федерации: эволюция конституционно-правового статуса // Вестн. Моск. ун-та. Серия «Право», 1998.

5. Бархатова Е.Ю. Комментарий к конституции Российской Федерации. – М., 2007.

6. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. — М., 2003.

7. Голощапов А.М. Послания Президента РФ — конституционная основа формирования государственно-правовой стратегии РФ // Право и политика, 2004. — № 6.

8. Жуйков В.М. Судебная защита прав граждан и юридических лиц. — М., 2003.

9. Интервенция. Обращение Президента России В. Путина // Российская газета. 2004. 6 сентября.

10. Кичалюк О.Н. Акты Президента Российской Федерации (конституционно-правовой аспект).

— Саратов, 1999.

11. Окуньков Л.А. Вето Президента // Журнал российского права, 1998. — № 2

12. Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. — М., 2004.

13. Панфилова Э. Как нам дорожить друг другом // Российская газета. 2003. 30 сентября.

14. Парламентская газета. 2009. 29 мая.

15. Правовой статус Президента Российской Федерации / Под ред. Д.А. Дмитриева. М., 2003.

16. Российская газета. 2008. 18 августа.