Саморегулирование деятельности арбитражных управляющих в России существует с декабря 2002 г., с момента вступления в силу третьего Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон).
Впервые в современной России государственное лицензирование и государственный контроль профессиональной деятельности были заменены механизмом саморегулирования (до вступления в силу Закона физические лица, предполагающие выступать в роли арбитражных управляющих, должны были проходить процедуру лицензирования в этом качестве).
Саморегулирование деятельности арбитражных управляющих в настоящее время осуществляется в соответствии с нормами Закона, Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» и требованиями иных нормативных правовых актов. До принятия действующего Закона деятельность в качестве арбитражных управляющих по Законам о несостоятельности 1992 и 1998 гг. подлежала лицензированию, которое осуществлялось уполномоченным органом власти.
За более чем одиннадцать лет существования институт саморегулирования в сфере деятельности арбитражных управляющих постоянно совершенствовался, нормы законодательства дополнялись и детализировались. Так, появились новые способы обеспечения имущественной и иной ответственности арбитражных управляющих, способы контроля деятельности как арбитражных управляющих, так и саморегулируемых организаций, введены дополнительные требования к повышению уровня профессиональной подготовки арбитражных управляющих.
Характерными чертами современного саморегулирования деятельности арбитражных управляющих является наличие достаточно большого количества саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
2. Правовые аспекты деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
В соответствии с Законом приобрести указанный статус может исключительно некоммерческая организация. Однако законодатель не определяет конкретную организационно-правовую форму, в которой должна быть создана СРО. Как правило, СРО создается в форме некоммерческого партнерства. Организация, претендующая на получение статуса СРО, должна отвечать следующим требованиям, установленным в п. 2 ст. 21 Закона о банкротстве:
- наличие компенсационного фонда;
- наличие разработанных организацией обязательных для выполнения членами СРО стандартов и правил профессиональной деятельности арбитражных управляющих;
- соответствие не менее чем 100 членов СРО условиям членства в такой организации, утвержденным ею самой;
- участие ее членов не менее чем в 100 (в совокупности) процедурах, применяемых в делах о банкротстве (в том числе не завершенных на дату включения СРО в единый государственный реестр СРО арбитражных управляющих, далее — госреестр).
3 стр., 1488 слов
Арбитражные управляющие
... арбитражный управляющий» определено в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 №127-ФЗ: «арбитражный управляющий - гражданин Российской Федерации, являющийся членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих» ... сдачу квалификационного экзамена либо повышение имеющейся квалификации. Деятельность арбитражного управляющего в деле о банкротстве признается частной ...
Исключение составляют процедуры, применяемые в делах о банкротстве к отсутствующим должникам;
- создание органов управления и специализированных органов СРО.
Если все условия будут соблюдены, то организация получит статус СРО с момента внесения сведений о ней в госреестр. Такой госреестр на бумажном и электронном носителях ведет Росреестр.
Перечень прав и обязанностей изложен в ст. Права и обязанности СРО арбитражных управляющих согласно положениям Закона следующие:
СРО АУ справе |
СРО обязана |
|
|
Помимо вышеуказанного у СРО в соответствии ст. 45 Закона обладает правами и несет обязанности при утверждения арбитражного управляющего.
Так же у СРО АУ в соответствии со ст. 22.1. Закона есть обязанность по раскрытию обязанности на своем сайте в сети Интернет (с учетом соблюдением требований федеральных законов, предъявляемых к защите информации (в том числе персональных данных)):
- учредительные документы саморегулируемой организации,
- стандарты и правила профессиональной деятельности,
- условия членства в саморегулируемой организации, порядок прекращения членства в саморегулируемой организации,
- правила прохождения стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего,
- реестр членов саморегулируемой организации (в том числе информацию о членах саморегулируемой организации),
- список лиц, исключенных из членов саморегулируемой организации за нарушение требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности за последние три года осуществления деятельности саморегулируемой организации,
- о структуре и компетенции органов управления и специализированных органов саморегулируемой организации;
- о решениях, принятых общим собранием членов саморегулируемой организации и коллегиальным органом управления;
- об исках и о заявлениях, поданных саморегулируемой организацией в суды;
- о ходе и результатах экспертизы проектов федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, в проведении которой саморегулируемая организация принимала участие;
- о годовой бухгалтерской отчетности саморегулируемой организации и результатах ее аудита;
- о наличии фактов применения мер дисциплинарного воздействия по отношению к членам саморегулируемой организации;
- о несоответствии саморегулируемой организации требованиям пункта 2 статьи 21 Закона, в том числе о дате возникновения несоответствия саморегулируемой организации требованиям пункта 2 статьи 21 Закона, о мерах, планируемых и (или) принимаемых саморегулируемой организацией для устранения такого несоответствия;
- об условиях, о способах и о порядке обеспечения ответственности членов саморегулируемой организации;
- о компенсационном фонде саморегулируемой организации (размере имущества, составляющего компенсационный фонд, инвестиционной декларации компенсационного фонда, фактах обращения взысканий на имущество компенсационного фонда);
- об управляющей компании, с которой саморегулируемой организацией заключен договор (наименование, место нахождения управляющей компании, сведения о лицензии и номер контактного телефона);
- о специализированном депозитарии, с которым саморегулируемой организацией заключен договор (наименование, место нахождения специализированного депозитария, сведения о лицензии и номер контактного телефона);
- о лицах, аккредитованных саморегулируемой организацией в соответствии с настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации;
- о датах и результатах проведенных саморегулируемой организацией проверок деятельности членов саморегулируемой организации;
- иную информацию в соответствии с Законом.
На основании вышеизложенно можно сказать¸ что роль СРО АУ сводится к четырем основным функциям: а именно:
- осуществление контроля за действиями каждого своего арбитражного управляющего, и в случае, его неправомерных действий, принятие к нему мер, вплоть до исключения из саморегулируемой организации (что делает невозможным дальнейшее участие арбитражного управляющего в деле о банкротстве);
- подача заявлений в арбитражный суд с ходатайством об отстранении от участия в деле о банкротстве своих членов, в действиях (бездействии) которых установлены нарушения законодательства о несостоятельности (банкротстве);
- защита репутационных прав арбитражных управляющих, в том числе путем обращения в суд за защитой прав и законных интересов своих членов;
- обеспечение информационной открытости деятельности СРО.
3. Роль СРО АУ при осуществлении процедур банкротства
В соответствии с Законом СРО АУ активно участвует в процессе утверждения арбитражного управляющего во всех процедурах банкротства (за исключением процедуры заключения мирового соглашения):
- временный управляющий (процедура наблюдения) утверждается арбитражным судом в порядке, предусмотренном статьей 45 Закона (п. 1 ст. 65 Закона);
- административный управляющий (процедура финансового оздоровления) утверждается арбитражным судом в порядке, предусмотренном статьей 45 Закона (п. 1 ст. 83 Закона);
- внешний управляющий (процедура внешнего наблюдения) утверждается арбитражным судом в порядке, предусмотренном статьей 45 Закона (п. 5 ст. 96 Закона);
- при принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего в порядке, предусмотренном статьей 45 Закона (п. 1 ст. 127 Закона).
В свою очередь ст. 45 Закона содержит в себе перечень действий СРО АУ при процедуре назначения арбитражного управляющего и четкий алгоритм представления в арбитражный суд, заявителю (собранию кредиторов или представителю собрания кредиторов) и должнику информации о членах СРО АУ, а именно:
- представление информации о соответствии заявленной кандидатуры арбитражного управляющего требованиям Закона;
- представление кандидатуры арбитражного управляющего из числа своих членов, изъявивших согласие быть утвержденными арбитражным судом в деле о банкротстве (в случае отсутствия заявленной кандидатуры);
- обеспечение свободного доступа заинтересованных лиц к проведению процедуры выбора кандидатуры арбитражного управляющего;
- обеспечение сообщения в арбитражный суд сообщения об отсутствии у заявленной кандидатуры арбитражного управляющего необходимого допуска к государственной тайне установленной формы, если такой допуска является обязательным условием для конкретного должника.
На основании указанных сведений арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего, отвечающего соответствующим требованиям.
Если же проанализировать перечень прав и обязанностей СРО АУ, изложенных в ст. 22 Закона, можно выделить следующие аспекты участия СРО АУ в процедурах банкротства (дополнительно к вышеизложенному в настоящем разделе):
- право СРО АУ заявлять в арбитражный суд ходатайства об отстранении или освобождении от участия в деле о банкротстве членов саморегулируемой организации в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом (ч. 6 п. 1 ст. 22 Закона);
- обязанность СРО АУ заявлять в арбитражный суд ходатайства об отстранении от участия в деле о банкротстве арбитражного управляющего — члена саморегулируемой организации в случае исключения арбитражного управляющего из членов саморегулируемой организации в срок не позднее дня, следующего за днем такого исключения (ч. 7 п. 2 ст. 22 Закона), в т.ч.
- СРО представляет кандидатуру арбитражного управляющего в порядке, установленном статьей 45 Закона при получении СРО копий ходатайств, содержащих требование об отстранении арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве и направленных в арбитражный суд лицами, участвующими в деле о банкротстве, а также при направлении СРО в арбитражный суд ходатайства об отстранении арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве (ч. 3 п. 2 ст. 20.4. Закона).